От франка Карла Великого до германских Оттонов
Народы, некогда покоренные великой римской империей, сохранили неувядаемую память о могуществе и величии древней державы. Была в этих воспоминаниях заманчивая притягательность, которая даже после развала огромного государства долго ещё воспламеняла сердца бывших её обитателей. Историческая память европейских народов возвращала их к знаменитому Эдикту сумасбродного императора Каракаллы, который в далеком 212 году даровал римское гражданство всем свободным жителям необъятных провинций римской империи. В ту пору был у них общий язык общения, ибо латынь использовалась не только для ведения государственных дел, но и плотно вошла в бытовое общение.
- Надо думать, что для основной части сельского населения дарование римского гражданства было сопряжено только с дополнительными налогами, а многие, возможно, и не слышали о нём.
- А вот молодые мужчины из провинций с той поры могли поступать в армию, ибо прежде право служить имели только полноправные римские граждане. Особую заинтересованность, разумеется, обнаруживали господствующие классы и высшее сословие. Горячечное возбуждение возникало среди правителей, властителей и военачальников. Они были наслышаны о торжественном величии и несравненном великолепии римской империи. Прельщала мысль, что они могут подхватить знамя, выпавшие из рук распавшейся на куски великой империи.
Подобное искушение усугубилось после того, как к власти в римской империи пришли остготские и лангобардские короли. В VIII веке перед этим соблазном не устоял Карл, оставшийся в истории под именем Карла Великого. Родился он в 742 году в окрестностях города Ахена, после смерти отца и брата стал королем франков, а в 774 году, придя в Рим на помощь папе Адриану, провозгласил себя королем лангобардов и римлян. (См. «От лангобардов до Карла Великого»)
- А чем франки тогда отличались от лангобардов?
- Отличия в ту пору не были существенными. Изначально все эти покоренные римлянами территории носили общее название - Галлия. Причём римляне прозывали местное население «Косматой Галлией». Хроники тех времен живописали франкских королей, как «правителей с длинными, золотистыми, развивающимися по ветру волосами». Древние верования гласили, что в длинных волосах мужчин хранится магическая сила. Поэтому мальчикам с детства запрещалось стричь волосы. Они носили их разделенными на прямой пробор спереди, а длинные золотистые пряди, красиво ниспадая на плечи, струились по спине. В отличие от простолюдинов, стригшихся в кружок, такая прическа считалась величайшей прерогативой королевского рода, свидетельством их избранности и Божьей к ним милости.
- Прямо библейские Самсоны, хотя они изначально были язычниками.
- Схожие легенды были и у язычников, и у христиан. Впрочем, Карл Великий, основатель Каролингской империи, уже был христианином и, более того, став в 774 году королем лангобардов и римлян, он провозгласил себя также защитником христианской церкви.
У Карла была мечта: объединить Галлию и Италию в единое христианское государство. Он даже принялся вводить в Италии франкские порядки, против которых тут же выступили своевольные лангобардские герцоги. Усмирив мятежников, Карл, по обыкновению, расселил их по разным областям своего необозримого, но довольно безлюдного государства. В ту пору границы владений Карла Великого простирались от Дуная до Испании. Помимо бесконечных войн с лангобардами на юге, с саксами на севере и со славянами на востоке, Карлу по просьбе губернатора Сарагоссы пришлось биться даже с мавританскими сарацинами. Захватывающая история этого похода сохранилась в эпической поэме «Песнь о Роланде». За всю свою жизнь Карл провел 53 военных похода, и по большей части возглавлял их сам. Покорив Саксонию, Баварию, Аквитанию, Аварский каганат, Карл, как рачительный хозяин, делил покоренные территории на административные округа, ставил во главе своих доверенных графов и заселял земли заложниками и переселенцами. Повсюду Карл непременно строил храмы и монастыри, назначал епископов и обращал в христианскую веру обитателей своих владений. Так в руках Карла Великого сосредоточилась власть и монархическая и церковная.
Осенью 799 года римские бароны, не согласные с назначением на папский престол Льва III, во время торжественной процессии по городу схватили понтифика и заключили в темницу замка Святого Ангела. Угрожая выколоть глаза и отрезать уши, они потребовали от папы отречься от сана, но Лев III стойко выдержал угрозы и насилия. Ночью он обвязался веревкой, которую тайком принесли ему верные служители, и, спустившись по стене, бежал из замка. Спасаясь от преследователей, тайными тропами папе удалось добраться до резиденции Карла, который обещал несчастному понтифику свое заступничество и покровительство. В Рим они вернулись вместе, и почти полгода Карл вел разбирательство, карая виновных и устраняя распри между папой и римскими вельможами. Тут как раз подоспел великий праздник - Рождество. Как рассказывает известное предание, 25 декабря Карл присутствовал на праздничной мессе в соборе Святого Петра. Неожиданно папа приблизился к нему и возложил на голову Карла императорскую корону. Все присутствующие дружно и радостно провозгласили: «Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный великий и миротворящий римский император». По одной версии, Карл, выхватив меч из ножен, тремя взмахами расправился с невидимыми врагами. А по другой, выказал недовольство «самовольным» поступком папы. Исследователи полагают, что притворным возмущением Карл хотел успокоить византийский двор. Со временем в Константинополе всё таки признали новый императорский титул владыки франков, и даже рассматривали возможность брачного союза между овдовевшей императрицей Ириной и Карлом, что привело бы к объединению Востока и Запада римской империи. Радужным планам помешал дворцовый переворот в византийской столице.
Последние годы правления Карла были особенно неспокойными из-за участившихся набегов викингов. Карл повелел строить корабли на всех судоходных реках, и выставлять сторожевые посты. Одновременно он вёл борьбу с данами за торговые пути на балтийском побережье. Как мудрый правитель Карл стремился не только улучшить государственное обустройство, но и обеспечить духовное развитие своей державы. Он привечал при своем дворе ученых, устраивал многочисленные школы при церквах и монастырях. Потому и получило то время позднее название «каролингского возрождения». Для себя Карл выстроил огромный дворцовый комплекс в Ахене, который со временем стал столицей империи. Для ахенского собора Карл повелел привезти античные колонны непосредственно из Италии.
В феврале 806 года Карл Великий разделил империю между своими тремя сыновьями. Незадолго до смерти Карл собрал на торжественное заседание знатных франков со всего королевства и, получив их одобрение, назначил сына Людовика своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом.
Вскоре после этого Карл Великий слёг, сражённый мучительной лихорадкой. Зимой к лихорадке добавилось легочное заболевание, и 28 января 814 года император умер. Похоронили Карла Великого в построенном им дворцовом соборе Ахена.
Назначенный наследником Людовик стал последним единовластным правителем империи Карла Великого. Ему пришлось воевать уже не только с неспокойными соседями, но и с собственными сыновьями. Смуты и распри завершились заключением Верденского договора 843 года, по которому владения Карла Великого были разделены между тремя сыновьями Людовика Благочестивого. Это неизбежно привело к распаду империи, на месте которой образовались со временем три независимых государства, предшественники современных Франции, Германии и Италии. Но и они вскоре распались сначала на крупные владения, а потом на множество мелких.
- Дальше наше повествование переносится в Германию, где с 919 года воцарилась Саксонская династия. Первым правителем её был король скромный Генрих I, получивший прозвище Птицелов, поскольку кровавым охотам он предпочитал ловлю птиц. От Генриха престол спокойно перешел к его сыну Оттону I, которому присягнули герцоги пяти земель, входивших в состав тогдашнего Германского государства: Франконии, Саксонии, Швабии, Баварии и Лотарингии.
Энергичный и отважный Оттон I с детства мечтал о возрождении Франкской империи. Даже коронацию он провел в Ахене, столице своего кумира Карла Великого. Понимая важность и могущество церкви, которая в ту пору полностью владела умами и душами людей, Оттон передал во владение церкви крупные земельные наделы. А поскольку по давней договоренности с папой короли сами назначали в своих землях глав церквей и настоятелей монастырей, то в руках Оттона сосредоточилась и мирская и церковная власть. Это позволяло вернуться к извечной идее объединения всех германских племён в единое государство. Для начала Оттон использовал привычную практику династических браков и назначения родственников на важные посты. Не обошлось и без войн. В 995 году Оттон разгромил мадьяр, покончив с набегами неистовых венгров на Западную Европу. Этой победой Оттон снискал славу спасителя христианского мира. Подобная репутация неизбежно вызвала к жизни идею возрождения империи Карла Великого или древней Римской империи. Германские бароны поддержали честолюбивые замыслы своего короля. В 951 году войска Оттона I перешли через Альпы и захватили Ломбардию. Приняв титул короля лангобардов, Оттон десять лет занимался благоустройством своих расширившихся владений и борьбой с восточными славянами.
А дальше история повторилась, как под копирку, ибо во все времена у римского понтифика неизбежно возникли серьезные конфликты с римской знатью. Как некогда понтифик искал поддержки у Карла Великого, так и теперь папа Иоанн XII призвал Оттона на помощь. Войска Оттона практически беспрепятственно вошли в Вечный город. После чего благодарный понтифик возложил на голову Оттона императорскую корону и объявил о возрождении «мировой римской державы», получившей название Священной Римской империи. Так германский правитель Оттон I стал первым императором Священной римской империи.
Однако в скором времени конфликты возникли уже между императором и папой Иоанном XII, который вёл разгульную жизнь, нарушавшую все церковные уставы. В конце концов, Оттон сместил Иоанна XII и назначил понтификом Иоанна XIII. Иоанн XII бежал из Рима, прихватив казну, но как только Оттон II отлучился в Германию, бывший папа нагрянул в Вечный город с бандой наемников. Теперь уже Иоанну XIII пришлось бежать к императору. Впрочем, заступничество его не потребовалась, ибо распутный папа неожиданно умер.
Проблемы, возникавшие с Византией, которая никак не могла смириться с императорским титулом Оттона, решили уладить, заключив брак византийской принцессы Феофано с наследником престола Оттоном II Рыжим. Свадьбу отметили с королевским размахом, а на Рождественской мессе папа возложил на юного Оттона II императорскую корону. Передав бразды правления в руки 18-летнего сына, Оттон вернулся в Германию и вскоре умер 7 мая 973 года.
Юному, но благоразумному и мужественному Оттону II сразу пришлось вести борьбу с германскими герцогами и неугомонными соседями. В 974 году он успешно выступил сначала против датского короля, а затем против чешского и польских князей. Позднее ему пришлось подавить вспыхнувшее восстание в Баварии и вступить в противоборство с королем Западно-Франкского государства. Оттон II даже дошёл до Парижа, но потом правители благополучно примирились. Утвердив своё владычество в Германии, Оттон вернулся к итальянским проблемам, где его императорский титул по-прежнему вызывал неодобрение и противодействия. Осенью 980 года Оттон II с супругой Феофано и малолетним сыном отправился в Рим. Здесь ему снова пришлось восстанавливать на папском престоле понтифика, недавно изгнанного из Рима возмутившейся против него знатью. После чего титул Оттона II как защитника христианского мира подтвердили на коронационной церемонии в соборе Святого Петра. Вскоре Оттону III пришлось оправдывать это звание, обороняя итальянские земли от сарацин. Однако битва на южных рубежах Италии была проиграна, а самому Оттону чудом удалось спастись.
Впрочем поражение христианских войск вызвало в Германии отчаянное желание отомстить неверным. На многочисленном съезде в Вероне, где собрались все родные Оттона, а также могущественные германские и итальянские князья, приняли решение освободить Италию от арабов и отвоевать у них Сицилию. На этом же съезде малолетний Оттон III с общего согласия был избран королём единого Восточно-Франкского и Италийского государства и объявлен наследником императорского престола.
Однако активную подготовку к праведной войне прервали горестные вести из Германии. Возобновили свои набеги даны, а славянские, языческие племена нападали на германские города, истребляя их как огненная лава. Изнурительная подготовка к войне с сарацинами и страшные известия из Германии лишили императора отдыха и сна. Не выдержав мучительного напряжения, император Оттон II заболел и умер в декабре 983 года на 28 году жизни. Похоронили Оттона II в соборе святого Петра, и это единственный германский император, прах которого упокоился в Риме.
Императорская корона и огромная империя Оттона II достались в наследство его трёхлетнему сыну Оттону III. Главным помощником малолетнего императора была мать, византийская принцесса Феофано, которая дала сыну прекрасное образование и воспитала в соответствии с нормами христианской морали и ответственности за его высокое предназначение. С малых лет Оттон III принимал участие в военных экспедициях против славян и викингов. Позднее ему удалось успешно уладить проблемы с венграми, с Венецией и с Польшей.
По прибытии в Италию в мае 996 года на голову 16-летнего Оттона III римский папа возложил императорскую корону. Юному императору пришлось сразу бороться с хозяйничавшим в Вечном городе могущественным патрицием Крешенцо и его ставленником на папском престоле. Расправившись с оппозицией, Оттон как простой паломник, пешком отправился по святым местам Италии. На коленях он творил покаянные молитвы вместе с монахами, на несколько дней задержавшись в монастыре Монте Кассино. Даже после того, как Оттон построил для себя дворец на Палатине, он иногда удалялся в пещеру при монастыре святого Климента в Риме или в отшельнический приют в соседних горах. Подобное смирение носителя императорской власти вызывало одновременно недоумение и симпатию, император даже получил прозвище «Чудо света». Провозгласив себя «слугой апостолов» и «защитником земли Святого Петра», Оттон объявил римскую церковь матерью всех церквей, возвращал церквям и монастырям конфискованное имущество. Вместе с назначенным им папой Сильвестром II император занимался миссионерством и намеревался приступить к церковным реформам. Во избежание распрей с Константинополем, Оттон по примеру своего отца замыслил брак с византийской принцессой. Все эти действия воспринимались в Германии раздраженно. Да и римская знать смотрела на правление Оттона как на чужеземное господство. Дело кончилось мятежом, который вспыхнул в Риме в 1001 году. Науськиваемая баронами разъяренная толпа окружила императорский дворец и держала его в осаде три дня. В недоумении Оттон покинул Вечный город. Он хотел даже отречься от императорского титула и уйти в монастырь. Однако ближайшие сподвижники призвали его к действию. Собрав армию, Оттон направился на юг. Но во время путешествия у него внезапно разыгралась сильная лихорадка, и, не добравшись до Рима, Оттон III умер зимой 1002 года. Было ему всего 22 года, и многие поговаривали об отравлении его семейством Крешенцо. Тело императора доставили в Германию и похоронили в Ахенском соборе рядом с его кумиром Карлом Великим.
Свидетельство о публикации №224080300786