Про Артемия Веркольского - 1

ПРО АРТЕМИЯ ВЕРКОЛЬСКОГО

Родители наши не были фанатично верующими. Скорее даже наоборот. Ни крестиков, ни икон у нас в доме не наблюдалось. Но праздники деревенские конечно же знали. Правила и традиции соблюдали. Пасха, Троица, Духов день, Рождество и Благовещенье. Ну а уж праздники престольные, боровские да лохамские, Крещение и Обсевны – это обязательно.
Святых знали, пожалуй что, только троих: Никола-Угодник (зимний и вешний), Илья-Пророк, да Артемий Веркольский. День этого святого, Артемьев-день, 5 августа, знали и чтили особенно и во всех деревнях.
Ильин-день и Артемьев-день не очень удобные праздники. Обычно разгар сенокоса. Травы отцветают, качество заготовленного сена снижается. "До Ильи в сене  пуд меда, после – пуд навоза". Дни укорачиваются заметно, ночи холодные. Такой сенокосной погоды, как в июле "Вёдро каменное" уже не бывает. Скошенная трава сохнет плохо, сохнет долго. Не по разу повернуть, что бы до кондиции складирования просохло. Если были дожди во время сенокоса – и вовсе каждый день на вес золота.
Ни на Илью, ни на Артемия сенокосить нельзя. Ни на своем сенокосе, ни на совхозном. Святой обидеться может, сочтет за неуважение, воспримет как личное оскорбление. И накажет. Может по мелочи накажет, для порядка только. А может и взаболь обидевшись, по серьезному, остальным в назидание.
Никола-Угодник добрый святой. Душевный, ласковый и покладистый. Особых почестей себе не требует. Помянули – и хорошо. В Николин-день можно сказать: "Робить в праздники не грех, грех не робить в будни". И заниматься своими делами. Может баню истопить? Нет, вот это уже лишнее. Тут уж самый благодушный святой не вытерпит такого панибратства. И бабки  деревенские осудят. Хотя, если большая нужда возникла, то и баню можно под вечер потопить. Но потихонечку и не сильно.
Илья-Пророк. Грозный, серьезный и сердитый. В свой день катается по небесам на колеснице – только грохот стоит. В Ильин день с большой долей вероятности гроза будет. Не обязательно с дождиком, но нахмурится и погрохочет. Напомнит о себе. Накатывается тёмная синь, страшно становится. Звук грома не такой, как в обычные грозы. Где то там, далеко в вышине громыхает – перекатывается раскатами звук, как будто телега-одноколок по каменной брусчатке катится. Молния сверканёт где то далеко. А прокатывается туча – и снова солнышко радостное. Лепота… Сердитость Ильи напускная. Больше для порядка, как у старого боевого полковника.
От большой нужды и срочности, если прижимает, можно в Ильин-день и посенокосить. Но осторожно, без фанатизма и стахановских рекордов не ставя. Может и не заметит. Илья – он ведь один на всех. Как рыбнадзор на большой реке. Кого то заметит и оформит, а кто то и мимо проскользнет. На всех рук не хватит. Было дело и меня за сенокос наказывал. От нужды сенокосил – торопился.
Если сенокосом в приказном порядке занимаешься, не по своей воле, в совхозе например, так и вовсе простит. Порядок у него как в армии: за выполнение приказа ответственности нет. Был приказ директора совхоза на сенокос 2 августа – сенокосили, куда деваться. Но все сено, в тот день выставленное, "сгорело" (сгнило) в зародах. Вот так как то. Может просто совпадение, а может… "Есть многое на свете, друг Горацио…".
А вот сенокосом заниматься 5 августа, даже всемогущий директор совхоза не смел власть употребить. Артемьев-день. Артемий – святой очень сердитый. Даже мелкого нарушения не упустит, всё заметит. Тут же предупредит. И если наказывает – серьезно, что бы надолго запомнилось и другим не повадно было.
Время от времени, когда забывалось предыдущее предупреждение (Да все это предрассудки, самовнушение и пережитки тёмного прошлого), или приказ на сенокос приходил откуда то  "сверху", с уровня райкома/обкома (Страда! Какие у вас там выходные и праздники) и даже директор совхоза отменить не мог – работали. И обязательно что то происходило.
Помню, когда очередной раз сенокосили в совхозе на Артемия, прилетело Пантилею Б. в глаз ломиком. Не насмерть, но на мир он потом смотрел только одним, широко открытым глазом.
Власть советская непримиримо боролась со святыми, как и со всей религией в целом, считая ее оипумом для народа. Святые не сдавались. Власти терпели поражение…
По малолетству не особенно разбирались в тонкостях. Ну Артемий и Артемий… Относились с опаской, из разговоров взрослых знали чего нельзя. Уже в сознательном возрасте спросил у отца: "А кто такой Артемий?"
Отец объяснил:
- Парнишка это с Верколы. Его маленьким грозой убило. Решили, что он святой. Чтят. Это местный святой, Пинежский. Даже на Двине его знать не знают. Сенокосят 5 августа и не заморачиваются.
Ага, понятно. "Хозяйство" у Артемия не большое – только Пинега с окрестностями. Все у него на виду, может и поименно знает. Все нарушения и прогрешения видит. Ну и по детски жесток.
Когда появился интернет и интерес к краеведению, информации про Артемия Веркольского смог найти побольше, чем из рассказа отца. Трудный и долгий был у него путь к почитанию. И путь даже не жизненный, а после смерти.
Ребенком двенадцатилетним убило громом, когда с отцом пахоту боронил. Под грозу попали. Причем даже не молнией ударило, а грома испугавшись. Чего за двенадцать лет жизни совершит успел? Да ничего. Отринул игры детские да родителей почитал.
Порешило общество, что это Бог его за какие то тайные грехи убил. Умер без покаяния… Родителям объявили, что на кладбище хоронить его нельзя. И мол видеть его не желаем. Повелели вообще в лесу бросить, где его и убило. Отец там его и оставил в лесу, недалеко от пашни, накрыл берестой и ветками закидал. Так и оставил.
Во народ… Что деревня, что родители. Даже не похоронили. Где то в последующих описаниях Артемия упоминается про оградку и про могилку в лесу. Но мне кажется, что это уже просто от чувства виноватости подправляли ему биографию.
Только через 32 года обнаружил его священник местной церкви, товарищ его детский, когда грибы собирал. Нашел по благоуханию тело нетленное. Так на земле и лежало. Сообразили, что не просто так. Раз нетленный, значит не грешен. Перенесли его к церкви. И там он еще сколько то времени лежал, пока не стали замечать чудеса, что от его мощей совершатся начали. Тогда святым его признали и чтить-почитать начали.
Кстати сказать: 32 года, срок не такой уж большой. Те же люди, что когда то его порешили в лесу бросить, теперь и святым признали. Интересно, им потом не икалось? Впрочем упирались они долго. В церковь не заносили, так и лежал сначала около…
Кому интересно – погуглите в интернете, найдите и почитайте.
Когда то общался с жителями Пинежского района, земляками Артемия. Так они там его день вовсе в другую дату отмечают. Про 5 августа ничего не знают. Спорить с ними начал. Они там, конечно, ближе к святому и больше про него знают. Но и я ведь не сам придумал. Наши деревенские бабки в таких вопросах разбирались.
Опять же Гугль-всемогущий помог. Нашел ответ на свои вопросы. Оказывается поминают и чествуют праведного равославного отрока Артемия Веркольского даже пять дней в году. Два раза вместе с какими то другими Архангельскими-Вологодскими (или Новгородскими-Карельскими) святыми. И три раза индивидуально:
(даты по новому стилю)
6 июля (1545 г.) в день преставления, когда умер он.
5 августа (1577 г.) в день обретение мощей.
2 ноября (1648 г.) перенесение мощей и основание обители.
В 1917 году мощи Артемия были утрачены. Монахи успели спрятать, укрыть от передряг мутного смутного времени. Где спрятали, не сказали. Знака не оставили.

Официально Артемия чествуют 2 ноября и знают июльскую дату. Мало кто помнит и что то скажет про 5 августа. Ну да, зачем лишний раз вспоминать неприятные моменты биографии. А вот наши чтят и помнят именно дату обретения мощей. Впрочем спорить не стал.

В том, что праведный Артемий Веркольский действительно святой, сомнений не возникает. Долог и труден был его путь к почитанию. Это вам не какие то новоназначенные по политическим мотивам, не проявившие святости своей ни при жизни, ни после смерти. Артемий и сейчас чудеса являет. Как со знаком "плюс", так и "минус".

Одно из таких деяний Артемия и сам я наблюдал. По крайней мере трактовать можно как чудесное спасение.


Продолжение: http://proza.ru/2024/08/03/835


Рецензии
В советское время бабушки в миллионном городе, где остался единственный храм, не ходили в церковь (по-крайней мере я не помню, чтобы ходили), зато каждый год красили яйца - Пасха!
А мы, малышня - октябрята, пионеры приносили их в школу и долбили, чье крепче)))
Причем, из 30 детей в классе, приносили крашенные яйца достаточно многие.
Учителя смотрели на все это... сквозь пальцы, кроме "исторички-обществозналки" - ей по должности положено было проводить уроки атеизма.
С уважением,

Алекс Сидоров   04.08.2024 20:50     Заявить о нарушении