Российские игроки будут делать ставки потом
- Константин Петрович, всего за несколько лет Виктор Ющенко сумел превратиться в харизматического деятеля, и уже сегодня он является политиком, чье влияние базируется на этой его «личной харизме». А на Ваш взгляд, что именно привлекает украинских национал демократов в этом человеке?
- Если мы посмотрим на его электорат, то увидим, что он состоит из нескольких частей. Первая часть, это, условно говоря, фанатики, которые готовы поддерживать Виктора Ющенко именно потому, что он является национал патриотом, человеком, которому близки христианские ценности. Многие видят в нем человека, готового принести с собой перемены к лучшему.
Вторая часть, - это бывшая «номенклатура». Эти люди знают, что вернуться во власть они могут только благодаря Ющенко, поэтому делают на него ставку. Просто хотят вернуться во власть. Причем, «номенклатура» эта разного уровня – от бывших министров до бывших председателей райисполкомов и сельсоветов. Это тоже оплот Ющенко.
Третья часть, - протестный электорат, который не готов к активным протестным действиям, но протестует против существующего строя пассивно. Это такие «кухонные диссиденты», которые тоже делают ставку на Ющенко. Соответственно Ющенко, понимая, что главная его опора, это две последних категории – то есть бывшая номенклатура, и вот эти «кухонные диссиденты», – он боится делать какие-то резкие движения для того, чтобы не отпугнуть от себя эту часть электората, и, фактически, сам является «заложником» своего электората.
Из этого можно сделать вывод, что у него могут быть проблемы и с тем, чтобы расширить свою «электоральную базу», с тем, чтобы выйти за ту 25-27 процентную поддержку, которую, как показывают опросы, он в последнее время получает.
- А кто на Ваш взгляд, из представителей бизнес-элиты Украины поддерживает Ющенко?
- На самом деле таких бизнес групп несколько. Первая, и, она же, главная – это группа Давида Жвании и Николая Мартыненко. Вторая – это группа Петра Порошенко. Третья, - это бизнес-среда, сосредоточенная вокруг народного депутата Романа Бессмертного. Четвертой группой можно считать группу Евгения Червоненко.
При этом каждая из групп проявляет свою активность, каждая из них достаточно независимая. Можно говорить еще и о прочих, более мелких группах, однако они обычно вращаются в сфере более крупных объединений, товарищей по блоку. Но именно вот эти группы, которые названы мной, являются главными финансистами блока Виктора Ющенко. Именно они попытаются получить главные политические дивиденды в ходе избирательной кампании в случае избрании Виктора Ющенко на пост Президента.
Но, если говорить о поддержке кандидата в президенты Ющенко главами регионов, то в Украине специфика ситуации заключена в том, что они не избираются, а расставляются Президентом. Фактически это наместники, а не полноценные политические деятели, поэтому о том, что кто-то из глав регионов работает на Ющенко, не может быть и речи. Главы регионов могут работать только с пропрезидентскими силами, так как они сами являются ставленниками пропрезидентских сил, и вряд ли могут иметь какие-то проющенковские симпатии.
Если же, говорить о председателях облсоветов, то их роль в Украине настолько низка, что говорить о факторе влияния облсоветов, либо о каком-то ресурсе, который могут представить облсоветы, просто нет смысла. В то же время надо признать, что главы облсоветов в западных областях Украины, особенно во Львове, симпатизируют Виктору Ющенко. Да и в каждом регионе часть местных политических и бизнес элит, готовы сотрудничать с Виктором Ющенко, готовы делать на него ставку, исходя из своих собственных интересов. Бизнесмены надеются на какие-то полезные для себя изменения в связи с приходом Ющенко к власти.
Наиболее сильными позиции Ющенко являются во Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской, Ровенской областях. Частично его поддерживают в Хмельницкой области, непосредственно в самом городе Хмельницком, где мэр города является членом «Нашей Украины». Также частично он имеет поддержку в Винницкой области, но Винницкая область распределена в равных пропорциях между тремя политическими силами – «Нашей Украиной», Социалистической партией Украины и «Партией регионов». Достаточно сильными являются позиции Виктора Ющенко в селах, и вообще в аграрных районах центра Украины. Наиболее низкие позиции, наиболее низкий рейтинг и слабые позиции у Виктора Ющенко в восточных областях, где при стабильном электорате, при стабильной поддержке электората 5-6 процентов, у него сохраняется достаточно высокий вровень недоверия, это более 30 процентов. Это характерно для востока Украины, который заселен более густо, чем запад Украины.
В Крыму ситуация приблизительно та же, что и на востоке Украны. То есть можно говорить, что Крым приблизительно играет по тем же электоральным схемам, по которым играет восток Украины. По большому счету он не выпадает из контекста.
Если говорить о том, кто из российских бизнес, медийных, PR- игроков наиболее активны в Украине сегодня, то на мой взгляд, очевидно, что наиболее активными являются ТНК, «ЛУКойл». Это, можно сказать, главные бизнес-игроки.
Российские медиа достаточно полно и достаточно активно присутствуют на украинском рынке, и постоянно, те, или иные российские медиа в Украине пытаются продвигать, но говорить о том, что российские медийные игроки на украинском рынке слишком влиятельны, невозможно. В Украине более влиятельны все-таки собственные украинские медиа-проекты.
В то же время, можно отметить, что российские PR-игроки были достаточно активны во время предыдущей президентской избирательной кампании, а также во время парламентских выборов 2002 года. Однако провал проекта «Команда озимого поколения», над которым работали московские политтехнологи, очень многих политиков заставил задуматься над тем, достаточно ли компетентны российские PR-технологи, и вообще политтехнологи в украинских проблемах, и стоит ли впредь связываться с российскими политтехнологами.
Что касается присутствия PR-игроков. Сейчас различные российские PR-структры пытаются предложить свои услуги украинским политикам, однако за пределы переговорного процесса пока что ситуация не выходит, поэтому можно говорить о том, что присутствие российских PR-игроков в Украине наблюдается, однако не является активным фактором.
- И все-таки, кого сегодня пытаются поддерживать российские PR-игроки?
- Переговоры ведутся со многими украинскими политиками, но пока я не слышал, чтобы эти переговоры вылились в какой-то проект. Что касается бизнеса, то российский бизнес пытается лоббировать свои интересы через различные политические структуры, практически во всем политическом спектре они ищут своих лоббистов, и говорить, что они делают ставку на кого-то одного было бы неправильно.
- Но если главную партию в этой предвыборной кампании на Украине ведут не российские игроки, то кто?
- Существенную роль на мой взгляд, играют «фактор Запада» и «фактор Америки». Американцы тоже пытаются играть на территории Украины, и пытаются играть все представители Европейского союза, различных государств, входящих в Европейский союз. То есть Украина сейчас стала зоной интересов многих стран, и я не могу сказать, что здесь только российские интересы присутствуют. Отчасти это является следствием многовекторности той внешней политики, которую задекларировали украинские политики. Теперь мы пожинаем плоды этой многовекторности.
Российский же бизнес поддерживает практически всех участников политического процесса. Нельзя сказать, что они поддерживают кого-то персонально. Они пытаются играть с основными потенциальными игроками, и, если они видят, что эти игроки смогут, например, победить на предстоящих президентских выборах. Русские пытаются работать с теми, кто имеет хоть какую-то перспективу в дальнейшем, например в 2006 году, или даже более далекую перспективу.
Правда, здесь выходят на первый план уже какие-то конкретные интересы бизнеса, а не просто голый расчет, голая ставка на какого-то одного кандидата.
Думаю, что Россия относительно украинских выборов будет определяться где-то к концу лета – началу осени. Да и основные российские игроки будут делать конкретные ставки тоже значительно позже. Пока же, они только пытаются проводить такую «разведку боем».
Беседовала Жанна Лабутина
На Кремль.орг опубликовано под заголовком: «Основные российские игроки в Украине будут делать конкретные ставки на того или иного кандидата на пост президента значительно позже».
Свидетельство о публикации №224080400125