О лезгинских кварталах села Кусур
В 1852 году село Кусур, вместе с 13 цахурскими и одним аварским селением, был разрушен царскими войсками, за оказание помощи имаму Шамилю. Меньшая часть кусурцев, вынужденная покинуть родное селение, осела на хуторе «Махал-уба» [«Махал-оба»; где «оба» — фундаментальные кочевья; стоянки кочевников] во главе с «юзбаши» [сотник]. Например, «Храх-оба», «Урьян-оба» и т. д. Аналог современного «казмаляр» [«кочёвка» — в значении «кочевать от одного пастбища к другому»] на северо-западной окраине сел. Эхеди Чардах. Там, «выше Чардахло», по материалам ЗСПК, «есть хутор, в котором было 15 дымов: часть этих жителей как летом, так и зимою там остаются, а скот перегоняют зимою в Таначи и хутора, летом в горы. После их выселили» за исключением 5 семей, но в дальнейшем — в конце ХIХ в. его вновь заселили кусурцы.
Большую часть жителей села Кусур в 1852 г. переселили на хутор кусурцев — Нижнее Кусур [авар. Бехе Гочок он же «Кусур-Таначи»]. Туда же переселились и кусурцы из предгорной местности Пирзуван/Парзуван [лак. Парзуман]. В сел. Кусур, где в 1839 году, т. е. до выселения в 1852 г., было 157 хозяйств, то после восстановления селения здесь числилось лишь 118 хозяйств. Позднее, согласно посемейным спискам от 1886 года, в горном селении Кусур жило 123 семьи — 580 жителей. Согласно данным всесоюзной переписи от 1926 года, в Бехе Гочоке жило 38 семей — 150 человек. К концу 1940-х годов в Бехе Гочоке, по воспоминаниям кусурцев, было около 150 хозяйств, тогда как в горном Кусуре оставалось 60–65 домов. Кусурцы, по словам их поверенных, «9 месяцев живут здесь», т. е. в Бехе Гочоке, а «3 месяца в горах» — горном южнодагестанском Кусуре.
Поселение Кусур-Динчи [он же «Бехе Гочок» Закатальской области], по преданиям, состояло в начале ХIХ века [до 1852 г.] из 4 кварталов/хуторов, стоявших на некотором отдалении друг от друга [один и сейчас существует — «Комурди-уба»]. В 1852 г. при насильственном выселении жителей из горного [южнодагестанского] Кусура, администрацией жители всех 4 хуторов были сселены в один. Хутора эти были следующие:
1. «Мотокъ-оба» [«квартал Мотоковых»] — здесь было около 25 домов, в основном принадлежавших тухуму/кварталу «Мотокъал» — выходцы из «Гьахъди–Къуралал», то есть из лезгинских областей Ахты и Кюра. Сам лезгинский магал села Кусур-Динчи носил название «Гьахъди-оба» [букв. «Ахтынский отсёлок»].
2. «КIомурди-оба» [«квартал Томурал»] — самый крупный хутор, в который были заселены жители остальных трёх хуторов. Здесь же располагалась [пятничная] Джума-мечеть. В этом квартале жили фамилии: КIомурал, Тониял, КIотIошал, Шихмаял, НацIал.
3. Исмазул-оба [«квартал Исмаевых»].
4. Огболизул-оба [«квартал Огболиевых»]. В источниках также упоминается «Т;ин-Мух;амал-оба».
Согласно материалам Закатальской сословно-поземельной комиссии, в 1871 году «как селение, так и земли, и горы делились на 4 табуна: Джурмутский, Баарал, Исмилал и Хачтылал. Все табуны по пространству земли равны между собой».
Названия двух из четырёх кусурских хуторов, совпадают с вышеприведенными тухумными названиями: Джурмутский «табун» и хутор «Комурди-уба»; «Исмилал» и «Исмазул-оба», также явно прослеживается аналогия между хутором Огболизул-оба и табуном «Хачтылал», поскольку Огболиял считаются выходцами из сел. Гочоб Чародинского района Дагестана. Четвертый хутор [Моток-оба], по мнению историков Айтберова Т.М. и Хапизова Ш.М., вероятно, был поселением «табуна» Баарал. Где «Мотокъал» произошло от одного из членов тухума «Баарал», жившего в ХIХ в. и упоминающийся в одном из документов, обнаруженных в мечети села Кусур. Предположительно названия «Мотокъал» и «Баарал», которые являются названиями одного рода или же, что более вероятно, «Баарал» являлось искусственным объединением нескольких фамилий, в числе которых ведущее место занимали «Мотокъал».
Вплоть до начала ХХ в. н. п. Бехе Гочок не имел официального статуса, считаясь временным поселением кусурцев. В 1901 г. Комиссия для окончания сословно-поземельных дел в частях Кавказского края военного народного управления запустила процесс признания приалазанского поселения кусурцев самостоятельным поселением и перевода его жителей под юрисдикцию администрации Закатальского округа. Управление округа, «считая целесообразным» передать из ведения Самурского округа под их управление селения Джим-Джимах и Агдам-Калал, отмечало: «вместе с тем, кроме вышеозначенных поселков, проживают в Закатальском округе жители других селений Самурского округа, а именно: 1] селения Кусур, в числе 101 дыма, они с давних времен образовали в местности Таначи особый поселок «Кусур-Таначи» [Бехе Гочок], в коем имеют полное крестьяне обзаведение и проживают здесь в течение 9 месяцев в году и только на 3 летние месяцы уходят в горы, в свое селение Самурского округа». На основе вышеизложенного руководство Закатальского округа считает целесообразным «причислить» Бехе Гочок к Закатальскому округу. Передача села Бехе Гочок — Закатальскому округу, окончательно была завершена в июне 1907 года. В 1951 г. все его жители, были депортированы в Дагестан, и Закатальский Кусур [т. е. Нижнее Кусур [авар. Бехе Гочок], он же «Кусур-Таначи»] прекратил свое существование. Большая часть депортированных из Азербайджанской ССР кусурцев поселилась на кутане Камбулат, расположенном, ныне в Бабаюртовском районе современного Дагестана.
После разрушения сел. Кусур-Таначи [авар. Бехе Гочок] кусурцы первоначально осели в южнодагестанских селениях Закатальского района. Одни поселились в Чардахе, другие — в Тала, третьи обосновались в Динчи [крупное аварское селение в Закатальском районе], но большинство вернулись в горы — в южнодагестанский Кусур. Позднее, однако, они вынуждены были переселиться на прикаспийскую плоскость. Сначала они обосновались в совхозе им. Султанова в Хасавюртовском районе [ныне сел. Садовое], далее один год провели в землянках около сел. Качалай в Бабаюртовском районе. В 1953 году кусурцы начали расселяться в местности Камбулат — на выделенном им кутане. По данным всероссийской переписи 2002 г. в южнодагестанском сел. Кусур было прописано 638 человек, в их число входят и те кусурцы, которые в фактически проживают на кутане Камбулат, расположенном в равнинном Бабаюртовском районе. В самом же селе Кусур, то есть в труднодоступных горах Рутульского района современного Дагестана, сейчас нет постоянного населения.
В южнодагестанским сел. Кусур, в прошлом, помимо прочих, имелись следующие лезгинские тухумы/фамилии:
1. «Мотокъал» — в найденном в кусурской мечети арабоязычном документе 1826/27 г. упоминается представитель клана, некий Моток-Исмаил. Часть представителей этой фамилии живет в селении Гоаб Чародинского района современного Дагестана, где они также называются «Мотокъал» [или «МетIекъоби»]. В составе селения Бехе Гочок, они имели раньше самостоятельный квартал «Мотокъ-оба», состоявший из двух десятков домов. В состав «Мотокъал» вошли фамилии «Мухтарал» или «Бороял».
2. «АхIмадханал» — считаются, по местным преданиям, потомками родственника Илисуйского султана Ахмад-хана, выселенного в горы в качестве кровника. Пришли они в Кусур около 200 лет назад, в 1810-х годах. В прошлом они имели в Кусуре много сельхозугодий.
В свою очередь село южнодагестанское сел. Кусур делилось на следующие кварталы:
1. «ТIинамухIамал-оба».
2. «Огболиял».
3. «КIомурди-оба».
4. «Исмазул-оба».
5. «КIочIохъ».
6. «ХIантIалазул босокIи».
7. «Ахтикуралазул-оба» [авар. букв. «отсёлок ахтынских и кюринских лезгин», т. е. представителей рода «Мотокъал»]. Маленький квартал, площадью 10–15 соток земли [состоял из 15 домов], лежащий в северной части селения.
Отметим также, что в вышеупомянутом южнодагестанском аваро-цахуро-лезгинском селе Тала в конце 1860-х гг. имелись следующие родственные группы, образованные выходцами из сел. Кусур: «Мотокъал» [«Мотукло»] — 12 семей, вошедшие в «Джурмутский» тухум;«Кусур-Раджабал» [«Кусур-Раджаб»] — 3 семьи, вошедшие в тухум «Цилбал» [«Себел»]; «Тониял» [«Туни»] — 2 семьи, вошедшие в тухум «Багаял» [«Багах»] и «Келесал» [«Килли-Джума»] — 1 семья, вошедшая в состав тухума «Арабар», т. е. «Араблинские». Исходя из этих данных следует, что ранее, условно принятый за «аварский» тухум села Тала — «Джурмутовы» [«Ч1урмут1ар»], фактически был также лезгинским, что же касается вхождения одной фамилии «Келесал» [«Килли-Джума»] — в состав тухума «Арабар» [т. е. «Араблинские»], то и в этом нет ничего удивительного, т. к. тухум/квартал «ГIарабазулар» [т. е. «Араблинские»] — также был основан выходцами из ахтынских селений, на ряду с другим тухумом — «Бугуевы» [«Бугъуяр»]. Напомним также, что выходцем именно из лезгинского квартала «Араблар» села Тала был российский/царский генерал Балакиши Араблинский [1828–1902].
Автор: ‘Али Албанви
АЛ-КУСУРИ [араб.], КУСУРСКИЙ [рус.] — нисба указывающая на происхождение из южнодагестанского аваро-лезгинского сел. Кусур Самурского округа Дагестанской области [Ахтынский тухум «Мотокъал», проживал квартале «Ахтикуралазул-оба» [авар.], букв. «отсёлок ахтынских и кюринских лезгин»], ныне покинутое село в Рутульском районе современного Дагестана. В 1852 г. большую часть жителей сел. Кусур переселили на хутор кусурцев в Алазанской долине — Нижнее Кусур [авар. Бехе Гочок, он же «Кусур-Таначи»]. Туда же переселились и кусурцы из предгорной местности Пирзуван/Парзуван [лак. Парзуман]. В прошлом на территории Закатальского региона существовало и одноимённое село Кусур [КIосори; вопрос его локализации остается дискуссионным]. Древнегрузинская передача наименования села [Нижнее] Кусур [авар. Бехе Гочок] в Закатальском регионе, прекратившем свое существование в 1951 году — топоним Касри [Кьсрай, Касры и Кусурий в Алазанской долине]. Исследователь Гейбуллаев Г.А. предложил идентифицировать «Касри» [упоминается в грузинских источниках VIII века в связи с деятельностью князя Арчила] с «аварским селом Кусур в Закатальском районе, прекратившим свое существование в 1951 году», тогда как, дагестанские авторы Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. склонны скорее согласиться с локализацией Кусура [обозначен им как «Косаръ»], данной Вахушти Багратиони на своей карте ХVIII в., в местности Парзуван [также Закатальский район]. Отметим здесь также и то, что в 1820-х годах имелся в Алазанской долине хутор Кусур, в котором было 10 дворов.
Литература
1. ‘Али Албанви. Да’уд-бек ал-Мушкури: новые сведения из биографии правителя Ширвана, Лезгистана и Дагестана: сборник документов, статей и переводов. — Махачкала: ООО «Издательство «Лотос». 2024. С. 43.
2. Айтберов Т.М. Закавказские аварцы: этнос, государственность, законы. Ч. 1. Махачкала, 2000. С. 30; 83–84. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/***6A, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.08.2024). — Яз. рус.
3. Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в ХII–ХIХ вв. (очерки истории и ономастики). — Махачкала, 2011. С. 137–138; 140–143, 144; 145–146; 148; 152; 156–157; 353. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.08.2024). — Яз. рус.
4. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. Баку, 1986. С. 130. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3CHQSc, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.08.2024). — Яз. рус.
5. Исмаилов Э. Георгиевские кавалеры — азербайджанцы. — М.: Герои Отечества, 2005. С. 250 [263]. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.08.2024). — Яз. рус.
6. Карта военных действий на Кавказе в 1843 г. // Обзор войн России от Петра Великого до наших дней: (пособие для изучения военной истории в военных училищах). — СПб., 1885–1896. Ч. 4. Кн. 2: Кавказская война в царствование императора Николая I и Александра II (1824–1864 г.). — 1896. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.08.2024). — Яз. рус.
7. Талибов Б.Б. Цахурский язык // Языки народов СССР: в 5-ти томах. Иберийско-кавказские языки. — М.: Наука, 1967. Т. 4. С. 591.
8. Хапизов Ш.М. Поселенческая культура дагестанцев Цора в контексте этнокультурной истории (ХVIII–ХХI вв.). Специальность 07.00.07 — Этнография, этнология и антропология ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала. 2015. С. 97. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.08.2024). — Яз. рус.
9. Часть лезгинской линии, 1850 г. // Обзор войн России от Петра Великого до наших дней: (пособие для изучения военной истории в военных училищах). — СПб., 1885–1896. Ч. 4. Кн. 2: Кавказская война в царствование императора Николая I и Александра II (1824–1864 г.). — 1896. [Электронный ресурс] Режим доступа: свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.08.2024). — Яз. рус.
10. Шехмагомедов М.Г. Тленсерух в конце XVIII–XIX вв.: Историко-документальное исследование (на основе изучения материалов коллекции ‘Усман-дибира ал-‘Ири). / М.Г. Шехмагомедов, Ш.М. Хапизов, Д.М. Маламагомедов. — Махачкала, 2015. С. 18–19; 67; 251. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3CGnvu, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 03.08.2024). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №224080401490