Космические масштабы божественных страстей Валькир

 Космические масштабы божественных страстей

"Валькирия", опера Вагнера, новая сцена Мариинского театра 2 августа 2024 года

Дирижер – Валерий Гергиев.
Брунгильда – Татьяна Павловская.
Вотан – Евгений Никитин.
Зигмунд – Михаил Векуа.
Зиглинда – Ирина Чурилова.
Фрика – Анна Кикнадзе.
Хундинг – Юрий Воробьёв.

Циклопическая опера! По всему! По продолжительности (около пяти часов), по объему вокальных партий, по количеству богов и прочих мифических фигур, по накалу божественных страстей, по концентрации странных поступков персонажей. И по воплощению на сцене. Космический масштаб нечеловеческих страстей, страстей пантеона германо-скандинавских богов, возглавляемых Всеотцом Вотаном (Одином), главным богом в германской мифологии, богом войны, мудрости, племенного рода, магии и поэзии, великим воином и предводителем  богов, этаким немецким Зевсом (Юпитером) и Марсом в одном флаконе, в спектакле Мариинского театра подчеркивается декорациями. Три огромных истукана, обрамляющих место действия, наливаюшихся изнутри в самые драматические моменты инфернально красным светом, словно тлеющие угли из исполинских стволов деревьев, создавали ощущение надчеловеческой природы происходящего. Да еще в видеопроекциях, изображающих немецкий воинственный аналог Олимпа - Валгаллу, обозначающего в вольном переводе "боевой зал избранных мертвецов", царствовали вращающиеся гигантские астероиды, возникала "фата-моргана" в виде тревожно подсвеченных "воздушных замков", рассекали небо исполинские молнии и прочие грозные атмосферные явления.  Властитель и повелитель мира Вотан (Евгений Никитин) в опере - буквально "бог, царь и воинский начальник". Он решал исход поединков, судьбу любого бессмертного (своих божественных отпрысков) и смертного (своих человеческих детей). А поскольку он был всеотцом всего и вся - помимо других богов, он приходился родителем практически всем действующим лицам оперы - многочисленным валькириям, близнецам Зигмунда (Михаил Векуа) и Зиглинды (Ирина Чурилова), то это не давало отдельным персонам никаких преимуществ. Он словно забавлялся, глядя на их "мелкие" желания, терзания и страсти. Они должны были стать безоговорочно послушными проводниками его замыслов или быть наказанными за своеволие и следование своим чувствам, как валькирия Брунгильда, или, как Зигмунд, "нарушитель божественных устоев" и спокойствия скандальной жены Вотана Фрики (Анна Кикнадзе). Смешно, что несмотря на все свое могущество, Вотан в опере в отношениях с женой Фрикой (Анна Кикнадзе) ведет себя как классический муж-подкаблучник, малодушно пасует перед ней, безропотно выслушивает ее истерические упреки и выполняет требования. Как забавно реалистично звучит этот божественный семейный скандал в начале второго действия! Словно его списали с какой-то конкретной, вполне человеческой супружеской ссоры, случившейся после очередного загула неверного мужа! Как убедительна была Анна Кикнадзе в этом длиннющем диалоге с Вотаном! Может, Вотан и отыгрывался на своих бесчисленных детях, компенсируя свое малодушие в разборках с женой, в которых не просматривалось ничего божественного или всемогущественного? По крайней мере, тут бог Вотан вел себя, как обычный человек. Как и в следующей сцене с Брунгильдой, когда Вотан жалуется дочери, как делец-предприниматель, на бесчисленные договоры, которые связывают его по рукам и ногам, не позволяя поступать, как хочется. И высказывает тайное желание, которое и пыталась реализовать Брунгильда, найти героя, который бы ослушался его и сделал бы то, что не может слелать сам Вотан. В остальном же Вотан - своевластный, своенравный и жестокий бог. В исполнении Евгения Никитина это жестокосердное могущество хорошо считывалось. Властный голос, величавая поступь, гордая осанка, неумолимая воля! Самой впечатляющей стала большая финальная сцена наказания Брунгильды (Татьяна Павловская). Здесь у Вотана сквозь непробиваемое бесчувствие прорывались настоящие чувства к любимой дочери-валькирии, которой все-таки удалось уговорить отца смягчить наказание и позволить лишь бесстрашному герою пробудить ее от волшебного искупительного сна и завладеть ею. Ведь она как раз и совершила, вопреки воле отца, то, что хотел бы сделать он сам, но не мог. Татьяна Павловская подарила нам замечательную главную валькирию, грозную и властную с Зигмундом, которого она должна была забрать в Валгаллу, чтобы пополнить небесное воинство Вотана, и просящую, убедительную в попытке доказать свою правоту Вотану: "Я сделала то, что хотел ты, но не мог!"
В опере много странного и даже нравственно сомнительного. Боги постоянно обманывают, нарушают договоренности, подворовывают, творят несправедливости. Их отпрыски тоже нарушают все мыслимые правила и нормы. Зигмунд и Зиглинда, брат и сестра, вступают в кровосмесительную любовную связь, и это при живом муже Зиглинды Хундинге (Юрий Воробьев). Впоследствии от этой запретной любви у Зиглинды родится Зигфрид, который продолжит историю кольца нибелунга.
Зигмунд, узнав, что валькирия собирается унести его в царство мертвых, не хочет отправляться туда один и грозится убить спящую Зиглинду, чтобы умереть вдвоем. И это преподносится как высшее проявление любви! Это для меня самое необъяснимое место в вагнеровской истории.
Светлое пятно в опере - трогательная Зиглинда Ирины Чуриловой. Настоящая немецкая Гретхен и типичная положительная героиня опер Вагнера - нежная, любящая, жертвенная, верная любви. Очень хорошо голос Ирины Чуриловой лег на эту сложную марафонскую партию. Ее сопрано прозвучало сочно, выразительно, убедительно. Певицу можно поздравить с успешным дебютом в этой роли в очередной опере Вагнера. Теперь их четыре в репертуаре Ирины Чуриловой. Кроме Зиглинды это Елизавета («Тангейзер»),
Эльза («Лоэнгрин»), Ева Погнер («Нюрнбергские мейстерзингеры»).
Как мы уже привыкли, Михаил Векуа впечатляюще спел партию Зигмунда, сына Вотана и брата-близнеца украденной Зиглинды, героя, выкованного в испытаниях и превратностях судьбы. Интересно прозвучала и начальная сцена встречи с Зиглиндой в первом действии, и объяснение с ней же перед поединком с Хундингом.
Спектакль я смотрела с интересом, и не первый раз, но вновь убедилась, что эмоционально и эта опера оставляет меня равнодушной даже при столько прекрасном исполнении. Моя любовь к Вагнеру так и не продвинулась дальше "Летучего голландца", "Лоэнгрина" и "Тангейзера" (эту оперу я могу слушать множество раз!).
В ходе спектакля, радуясь, что из эпической сказки не сделали осовремененную историю, я время от времени мысленно представляла, что бы получилось, лиши режиссер персонажей их божественного статуса, преврати их, например, в олигархов или преступников, а людей вокруг них - в их приспешников, подручных, дочерей и жен. И становилось смешно, потому что история превратилась бы в банальный сюжет многочисленных киносериалов, в которых и зацепиться мысленно не за что. Другое дело боги, мифология, эпос и герои вымышленных миров! Никогда не понимала интереса людей к фэнтези. К мифологии - да! Это история становления менталитета народа. И здесь Вагнер как раз попал в струю в середине и во второй половине 19 века. Мода на национальное тогда была очень сильна повсеместно, не только в Германии. Но в Германии она имела особое значение. Это подогревало воинственный дух нации, которая вела с соседями многочисленные войны и именно в этот период объединялась вокруг Пруссии в единую Германскую империю (1807-1871). Как же тут без духоподъемной силы искусства?
Интересно, что у Вагнера нет ни одной оперы не на замысловатый мифологический сюжет! В этом эпосе даже Вотан запутался, как он сам признался Брунгильде, жалуясь на обилие договоров. Но, как композитор-новатор, Вагнер создал не только свои монументально-патриотические оперы и предложил новый тип национальной оперы, он воплотил в них новые принципы оперно-симфонической музыки. Они, конечно, вызвали огромный интерес и профессионалов, и публики.
Мариинский театр - один из немногих в мире оперных домов, которые могут похвастаться регулярным исполнением всех опер Вагнера (кроме ранних), начиная с "Летучего голландца", продолжая "Кольцом нибелунга" и заканчивая "Парсифалем". Не зря наши любители Вагнера называют Мариинку "российским Байройтом" за почти полную коллекцию опер Вагнера в ее репертуаре.
В зале был аншлаг, несмотря на высокие входные цены. Перед театром спрашивали лишний билетик. После спектакля, который традиционно закончился за полночь, хоть и начался в 18 часов, была долгая бурная овация, артистам надарили много цветов. Так что триумфальное шествие опер Вагнера продолжается.


Рецензии
спасибо автору! Радуюсь что сходили, с уважением,

Оленька Сысуева   21.08.2024 11:03     Заявить о нарушении