Синдромы нашего времени. Рейтингомания
Причем не всех спортсменов, а шахматистов. Вроде бы впервые слово рейтинг ввел российский шахматист С.Зефиров в 1939 году. Но это было очень давно.
Постепенно рейтинги проникли во все виды спорта. В принципе, в этом нет ничего плохого, так как методики составления рейтингов базируются на объективной игровой информации. Однако, как и в любом деле, даже в спортивных рейтингах есть место для лукавства. Разберем простой пример.
Пусть три команды сыграли между собой по два раза. Первая команда один раз обыграла третью и один раз ей проиграла. А вторая команда и с первой, и с третьей оба раза сыграла вничью. Если составлять рейтинг по правилам подсчета очков, принятым в современном футболе (победа 3 очка, ничья одно и поражение 0 очков), то первая и третья команда наберут по 5 очков рейтинга, а вторая команда только 4 и окажется последней.
Но если изменить правила рейтингования, то результат будет совершенно другим. Допустим, что за победу по-прежнему дают 3 очка, за ничью два и за поражение 0 очков. Вроде бы минимальные изменения, но вторая команда с 8 очками уже лидер, а первая и третья команды имеют только по 7 очков. Пример наглядно показывает, что рейтинги даже при одной и той же объективной информации можно составлять по-разному в зависимости от того, какой результат нужен (разработчику методики или заказчику рейтинга).
Тем не менее, рейтинги в спорте в целом оправданы при условии, что методики их составления известны и не меняются достаточно часто. В противном случае такое рейтингование напоминает карточную игру в дурака с произвольной сменой козырей. Например, козырем объявлены черви (какие-то многоочковые позиции рейтинга) и все их собирают. А потом внезапно козырем становятся пики (другие позиции дают больше очков рейтинга). И что делать с червями (старыми позициями-лидерами по рейтинговым очкам)?
Сегодня уже трудно назвать товар, который не входил бы в какой-либо рейтинг. Возьмем, например, вареную колбасу. Набрав фразу «рейтинг производителей колбас» вы получите ссылки на несколько различных сайтов с рейтингами. На одном рейтинг строится на базе опроса потребителей. Но ведь это случайная выборка, и о реальной значимости такой выборки говорить трудно. Возможно, на опрос откликнулись в основном потребители «останкинской», а потребители «черкизовской» массово проигнорировали опрос. Значит ли это, что первый сорт колбасы ЗНАЧИТЕЛЬНО превосходит второй. Конечно, нет.
Рейтинг не может учитывать всех нюансов. Кроме того, часто бывает, что кто больше заплатил, ТОТ И ВЫШЕ В РЕЙТИНГЕ. Самое интересное в рейтинговании это сравнение абстрактных величин. Например, показателей популярности. Тут можно "вдуть" и "выдуть" что угодно. Угодно заказчику.
Свидетельство о публикации №224080401677
Вы затронули одну из проблем современного перевёрнутого мира, в
котором воображаемая часть берёт верх над материальной и становится
господствующей. Неважно, что на деле, важно – как это трактовать.
Я имею в виду категорию нематериальных активов в бухгалтерии,
биржевые котировки, поднимающие одни сокрушающие другие
производства, финансиализацию капитала, криптовалюты и всё такое.
Мир уже встал на голову, и мы свидетели этого
Георгий Иванченко 17.08.2024 14:03 Заявить о нарушении
Игорь Аглицкий 19.08.2024 07:51 Заявить о нарушении