Олег Таран. Нить жизни матушки Адрианы

  (Статья Олега Тарана из журнала "Военная история" (две тысячи двадцать второй год, двенадцатый номер, страница тридцать восемь)).
  Такие люди, как Наталья Владимировна Малышева, были гордостью Советского Союза. Она дважды защищала свою страну - вначале на фронте, с оружием в руках, а затем - у чертёжной доски, участвуя в разработке двигателей для зенитных ракет. А потом посвятила себя Богу, став монахиней Адрианой.
  Уже в преклонном возрасте Наталья Владимировна вспоминала, что была нежеланным ребёнком. Она родилась двенадцатого декабря тысяча девятьсот двадцать первого года в Феодосии в семье земского врача.
  После рождения старшей дочери Ольги её мать хотела подарить мужу наследника, но родилась ещё одна девочка. По воспоминаниям Натали Малышевой, ей приходилось бороться за внимание и благосклонность родителей. В пять лет она сама научилась читать, повторяя за сестрой её домашнюю работу. Когда Наталья пошла в первый класс, учителя были очень удивлены её подготовкой.
  Со временем семья переехала в Москву. Здесь, желая доказать родителям, мечтавшим о сыне, что она ничем не хуже представителей сильного пола, наша героиня научилась метко стрелять и бегать на лыжах, увлекалась плаванием и гимнастикой. Прочитав книгу о кавалерист-девице Надежде Дуровой, освоила конный спорт. Узнав, что в армию легче попасть, имея медицинские навыки, окончила курсы медсестёр, а также сдала нормы ГТО. "Заболев" небом, отправилась в аэроклуб, но туда не приняли из-за проблем со зрением, зато Наталья совершила прыжок с парашютом. Молодёжь готовилась в те годы защищать Страну Советов, и когда началась война с финнами, Малышева пошла в военкомат и стала проситься на фронт медсестрой. Ей отказали. Тогда она попыталась поступить в танковое училище, но в мирное время девушек туда не брали. Наталья подала документы в Московский авиационный институт (МАИ).
  Все её достижния отношение матери к ней не изменили. Наоборот, когда Наталья старалась прихорашиваться у зеркала, мать её высмеивала, мол, всё равно не будешь такой красивой, как старшая сестра Ольга.
  Однако и у неё нашёлся поклонник - однокурсник Михаил Бабушкин, сын известного полярного лётчика, Героя Советского Союза. Между молодыми людьми вспыхнуло такое сильное чувство, что после того как возлюбленный Натальи погиб на фронте, она замуж так и не вышла.
  Когда началась война, Наталья Малышева решила, что у неё появился шанс проявить себя. Но перевестись в военный вуз ей не удалось, медсестрой на фронт студентку не взяли, велев ей доучиваться. К октябрю тысяча девятьсот сорок первого года немцы подошли к Москве. В столице стали формироваться дивизии народного ополчения, куда принимали всех, в том числе и людей, негодных к службе в армии. Наталья обратилась в пункт формирования одного из таких соединений, и её - девушку-спортсменку с хорошей военной подготовкой - с удовольствием взяли, и причём даже не медсестрой, а разведчицей!
  Отдельной разведротой Третьей Московской коммунистической дивизии командовал человек-легенда Николай Берендеев, получивший звание Героя Советского Союза за советско-финскую войну. Опытный и обстрелянный, он, как мог, старался передать все необходимые навыки своим подопечным. Наталья Малышева лучше всех стреляла, и ей выдали самозарядную винтовку Токарева, в то время как большинство бойцов вооружили старенькими трёхлинейками.
  Вместе со своими товарищами она в составе разведгрупп восемнадцать раз ходила за линию фронта, доставляя необходимые командованию сведения о противнике. У Малышевой оказалосьещё одно ценное для разведчицы качество - она в совершенстве владела немецким языком. Когда Наталье поручали допросы пленных в штабах, те, прежде чем отвечать на заданные им вопросы, удивлённо спрашивали: "Вы - настоящая немка?".
  Впрочем, дивизионной разведчице чаще приходилось бывать на передовой и за линией фронта. Авторитет её вырос, когда в декабре тысяча девятьсот сорок первого года она сумела вынести из боя раненого товарища. На её счастье, в этот момент шёл густой снег, и фашисты их не заметили.
  После того как она отслужила в разведроте восемь месяцев, её направили на специальные курсы. После их окончания определили в разведотдел Шестнадцатой армии, которой командовал генерал Константин Рокоссовский. Нередко он лично инструктировал перед выходом армейских разведчиков, и Наталья Владимировна на всю жизнь запомнила его заботу и чуткость к подчинённым.
  И вновь ей пришлось уходить в тыл врага. Только теперь нужно было забираться гораздо глубже, работать с агентурой, быть связной армейского штаба с партизанскими отрядами. Порой приходилось действовать одной, соблюдая меры конспирации.
  Учитывая её знания немецкого, Малышевой давали особое задание - подслушивать разговоры врага, подключаясь к телефонным линиям с помощью спецаппаратуры. Сколько ценной информации из этих переговоров она передала в разведотдел своей армии, сказать трудно. Ради этого порой приходилось подолгу лежать в снегу или грязи, стараясь, чтобы враги её не заметили. Но однажды её обнаружили...
  Наталья Владимировна так увлеклась интересным разговором, что не заметила, как к ней подобрался немецкий солдат-связист и обезоружил, выбив из её руки пистолет. Она уже стала шептать молитву, ведь немец мог убить её на месте. Однако он неожиданно произнёс: "Я с девчонками не воюю!" - и отпустил. Даже пистолет ей вернул, вынув из него патроны и сказав: "Чтобы твоё начальство тебя не ругало".
 - Бог спас! - говорила впоследствии фронтовичка.
  Другой раз она едва не вошла в избу связного, разыскивая пропавшего разведчика. У дома она увидела грабли, прислонённые зубьями к стене (сигнал "Опасности нет"). Но чутьё подсказывало, что это не так, и Малышева решила обождать. Спустя несколько минут невестка хозяина дома тайком выбралась из избы и переставила грабли зубьями наружу (сигнал "Опасность!"). Позднее выяснилось, что хозяин выдал её и разведчика немцам.
  Малышевой довелось поучаствовать в заключительном этапе Сталинградской битвы. В качестве парламентёра она с белым флагом шла к окружённым врагам и уговаривала сдаться. Из-за её чистой немецкой речи те ругались: "Почему ты, немка, помогаешь русским?!".
  До конца войны Наталья Владимировна служила в разведке, была награждена орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы" и "За оборону Сталинграда". Службу закончила в тысяча девятьсот сорок девятом году в звании капитана.
  После увольнения в запас Наталья Владимировна вернулась в родной МАИ, причём сразу на третий курс. Когда было нужно определяться со специализацией, студентка Малышева подала заявление, что хочет заниматься двигателями для ракет. Её отказали под предлогом, что это мужское дело. Тогда Наталья Владимировна напомнила профессорам, что на фронте она уже занималась мужским делом. Этот аргумент подействовал.
  После выпуска бывшую разведчицу, а теперь молодого инженера-конструктора распределили в НИИ номер восемьдесят восемь в городе Подлипки (ныне Королёв), работавший по космической программе. Наталья Владимировна участвовала в разработке двигателей, предназначенных для маневрирования и торможения кораблей. Малышева была единственной женщиной в государственной комиссии по испытанию ракетных комплексов.
  А ещё ей довелось поучаствовать в создании двигателей для ракет зенитно-ракетного комплкса С-75, который широко применялся в войсках ПВО многих стран мира. За работу над двигателями этих ракет Наталью Малышеву наградили орденом Знак Почёта и присвоили ей звание майора.
  Выйдя на пенсию, наша героиня стала больше времени уделять религии. Она ездила по монастырям, помогая их восстановлению. Много сил и времени отдала обустройству подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Москве. Здесь же, решив посвятить себя служению Богу, она приняла постриг и стала монахиней под именем Адриана. Матушка Адриана стала лауреатом международной премии "За веру и верность", которую учредил Фонд Андрея Первозванного.
  Малышева Наталья Владимировна покинула этот мир четвёртого февраля две тысячи двенадцатого года.


Рецензии