Олег Таран. На земле и в небе

  (Статья Олега Тарана из журнала "Военная история" (две тысячи двадцать третий год, одиннадцатый номер, страница тридцать восемь)).
  Так уж получилось, что юный партизан Сергей Корнилов в годы Великой Отечественной войны сражался с фашистами не только в тылу врага, но и в составе экипажа самолёта-штурмовика громил неприятеля в небе. О необычной истории мальчика, вставшего на защиту своей Родины, наш рассказ.
  Родная деревня нашего героя носила поэтическое красивое название Вышегоры. Располагалась она когда-то в Бельском районе Калининской (ныне Тверской) области.
  Серёжа появился на свет седьмого ноября тысяча девятьсот двадцать восьмого года в праздник - День Великой Октябрьской социалистической революции. Папа Михаил Макарович и мама Екатерина Никаноровна радовались прибавлению в семействе. У Корниловых были ещё двое сыновей, Пётр и Анатолий, и дочь Мария. Это бла большая дружная семья, где всем хватало родительского внимания и заботы, несмотря на нелёгкий деревенский труд.
  Когда началась война, Сергей только-только окончил четвёртый класс. Отец ушёл по мобилизации на фронт, наказав детям помогать матери. Все думали тогда, что война - это ненадолго, врага быстро разгромят и все наши бойцы вернутся домой. Но в начале октября тысяча девятьсот сорок первого года в Вышегорах появились другие солдаты, в униформе цвета фельдграу. Фашисты принялись устанавливать свои порядки, грабить мирное население.
  Когда в районе был создан партизанский отряд имени Щорса, сформированный из окружённых красноармейцев, его возглавил старший лейтенант Алексей Андрюхин. Вскоре к партизанам присоединились и местные мужчины, не ушедшие на фронт. Уроженец деревни Вышегоры Николай Гордеев стал комиссаром отряда. А затем туда отправился и старший брат Сергея Корнилова - Пётр. Серёжа хотел сразу уйти с ним, но мама не позволила. Однако вскоре немцы стали собирать списки молодых людей для отправки в рабство в Германию. Тогда Екатерина Никаноровна дала добро, и в одну из ночей Пётр забрал младшего брата в свой отряд. Так двенадцатилетний Серёжа Корнилов стал партизанским разведчиком.
  Изображая из себя беспризорника, маленький и худенький мальчик в рваной одежде ходил по дорогам и деревням Бельского района и примечал, куда перемещаются войска и грузы немецких войск и какие гарнизоны стоят в населённых пунктах. Наведывался он и на хорошо охраняемую железнодорожную станцию, куда вход для посторонних лиц был очень затруднён. Фашисты не обращали на него никакого внимания, а сведения он добывал ценные.
  Как-то раз узнал, что немцы выселили всех жителей из деревни Никольщино, заставив их разойтись по окрестным сёлам. Проникнув в деревню, Корнилов увидел, что здесь собрались значительные силы фашистов, готовившиеся к переброске на фронт. Эту информацию он сообщил в отряд, партизаны радировали командованию, и той же ночью Никольщино разбомбили дотла.
  А вот в деревне Крапивня ему не повезло - мальчика из Вышегор узнала жена полицая и сообщила фашистам. Тем показалось подозрительным его присутствие здесь, так далеко от дома. Корнилова схватили и сильно избили, допытываясь, не партизанский ли он лазутчик. Серёжа молчал...
  Три дня его держали в сарае без пищи и воды. Забеспокоившиеся о нём партизаны разведали всё в округе в поисках мальчика. Узнав, где он, отряд ночью атаковал гарнизон и освободил своего разведчика. Партизаны на руках отнесли избитого измождённого мальчика в свой лагерь.
  Поправившись и набравшись сил, Сергей вновь стал ходить на разведку. Кроме того, его стали привлекать и для диверсий. Когда никто из взрослых не смог проникнуть на железнодорожную станцию, решили попробовать отправить мальчика, только, чтобы его вновь кто-нибудь не опознал, переодели девочкой. Корнилов был очень недоволен этим маскарадом, но понимал, что так будет меньше подозрений. Замотав лицо платком, надев юбку из мешковины и взвалив на плечи вязанку хвороста со спрятанным в ней взрывным устройством, он ушёл на станцию. Сопровождавшие Серёжу разведчики-подрывники с тревогой ждали его возвращения.
  На станции грохнул сильный взрыв, один из военных эшелонов немцев загорелся. Задание было выполнено. Дождавшись Корнилова, довольные партизаны вернулись в отряд. За эту опасную операцию командир отряда представил мальчика к ордену.
  Но прежде чем получить заслуженную награду, Сергей успел совершить ещё один подвиг...
  В марте тысяча девятьсот сорок третьего года каратели окружили отряд имени Щорса плотным кольцом, вырваться из которого было невозможно. К тому же из-за большого количества раненых и беенцев, скрывавшихся от врага у народных мстителей, отряд стал не таким мобильным, как раньше.
  Партизаны знали, что наступающие части Красной армии уже недалеко - в нескольких километрах от них, но рация не работала - сели батареи. Командир отряда отправил навстречу советским войскам нескольких связных, но никому из них не удалось добраться и сообщить о тяжёлом положении отряда. Тогда Сергей Корнилов предложил такой способ - он спрячется в снегу, а партизаны, будто бы отступая, уйдут из этого района. Когда фашисты последуют за ними, он выберется и проберётся к своим. План рискованный, но иных вариантов не было. Серёжу тщательно замаскировали, и мальчик стал ждать...
  Потеряв счёт времени, разведчик пролежал слишком долго и обморозил ноги. Но как только немцы ушли, Корнилов пополз на звуки канонады. Превозмогая страшную боль, то ползком, то на четвереньках, он всё-таки добрался до линии фронта, под огнём сумел добраться до своих и сообщил о тяжёлой ситуации у партизан. Отряд имени Щорса и мирных граждан успели спасти...
  Подростка подлечили и самолётом отправили в Москву. Здесь, в Кремле он получил из рук "всесоюзного старосты" Михаила Ивановича Калинина орден Красного Знамени. Самому юному награждённому хлопали громче всех. Михаил Иванович, вручая коробочку с наградой, сказал: "Надеюсь, сынок, не в последний раз...".
  В этот день ордена в Кремле получали заслуженные генералы и боевые офицеры, но все они, не сговариваясь, потсенились, чтобы вместе с ними в первом ряду сел обыкновенный мальчишка-партизан и в то же время отважный разведчик и мужественный герой.
  ...Отступавшие немцы сожгли родную деревню Сергея, и после освобождения Калининской области семье Корниловых пришлось перебраться в город Белый. Партизанский отряд имени Щорса влился в ряды Красной армии, а юному разведчику пришлось вернуться к матери. Екатерина Никаноровна устроилась работать на аэродром, расположенный неподалёку от города. Здесь дислоцировался Шестьсот тридцать девятый штурмовой авиационный полк. Сергей поначалу ходил помогать матери на кухне, затем стал общаться с техниками воинской части, выполнял их поручения, проявлял интерес к авиатехнике. Вскоре смышлённого паренька-орденоносца зачислили в штат авиационной части. Поначалу он был на правах сына полка, затем стал работать специалистом наземно-технической службы. Только Корнилов рвался воевать, поэтому выучился на стрелка-радиста и со временем стал летать на боевые задания.
  Когда Шестьсот тридцать девятый авиаполк отправился громить фашистов дальше на запад, маме Сергея Корнилова пришлось второй раз провожать сына на войну. Он воевал в небе Румынии, Венгрии, Чехословакии и Австрии, не раз был на волосок от смерти, но судьба щадила его. Был награждён медалями "За взятие Вены" и "За взятие Будапешта". В тысяча девятьсот сорок седьмом году в девятнадцать лет его демобилизовали из рядов вооружённых сил в звании сержанта.
  ...После войны Сергей Михайлович вернулся в родные края, где работал шофёром. Создал семью, вырастил пятерых детей.
  О жизни и подвигах юного партизана и боевого лётчика было написано несколько книг, его имя носила Нестеровская школа-сад.
  Ветеран Великой Отечественной войны Сергей Михайлович Корнилов ушёл из жизни десятого апреля две тысячи третьего года.


Рецензии