Один раз и кочерга может выстрелить

.                Да, это про нашу трагедию...

Бабушке тогда было 46 лет. Я не знаю точно какой это год был, но Толик с 47 года рождения. Если  по 13 лет  вам было, то получается 1960 год.

У нас и вторую бабушку цыгане убили. У них свадьба была, а бабушка напротив жила. Все на пасху собрались у нее, вышли после обеда на улицу подышать, а те пьяные драку затеяли, бабушка заступаться начала.
                **********

        ОДИН РАЗ И КОЧЕРГА МОЖЕТ ВЫСТРЕЛИТЬ.
                (гласит народная поговорка).

.  Помню, что одна женщина односельчанка, с фамилией Лысенко, небольшого росточка и худенькая такая, жила у нас с сыном, в небольшом саманном домике, прямо в центре  села, примерно --- возле  конторы колхоза Новая Жизнь.
   А через грейдерную улицу, по которой шла дорога на Балкашино и Кокчетав --- располагались здания ремонтной мастерской(МТМ) и Автогаражи.
   Мальчик этот, был мой ровесник, такой конопатенький --- т.е. с веснушками обильно усыпавшими его курносенькое детское личико, и мы с ним дружили даже!     .
   Однажды осенью, или в начале зимы, как мне помнится, из Атбасара приехал поохотиться на дичь старший сын, вроде бы Николай его звали, с друзьями своими.
  Они, поставили свои ружья и рюкзаки с припасами, у стенки кухоньки и принялись шустро поедать приготовленный хозяйкой горячий борщ, да чаи гонять, предвкушая процесс задуманного мероприятия. Активно обсуждая меж собою, предстоящий выход в урочище богатое дичью.
  Никто, не думал, не гадал и  совершенно не представляя себе, что надвигающаяся неминуемая не просто Беда, но даже настоящая трагедия, уже в подворье и стучится в двери, этой небогатенькой избенки саманной с тихо проживающей в ней матерью одиночкой и её несовершенно летним сынишкой моего возраста, т.е. лет тринадцати отроду.
   Мамка, заботливая и радостная такому редкому приезду сына, да ещё и с гостями,  стала хлопотать у маленькой Русской печки, чтобы покормить обедом приехавших.
   В тогдашние, <совковые времена>, эти <русские печки>, были важным обязательным предметом в каждой деревенской избе, так как хлеб для семьи, наши колхозники выпекали дома свой.
   Каждая хозяйка,выпекала его из муки грубого помола, в колхозной мельнице-ветряке, стоявшей на самом высоком над домами месте, за поскотиной села, как говорится --- на Семи Ветрах!
   Возле этого старого <ветряка>, с четырмя огромными и тяжеленными крылами-пропеллерами, установленного на специально выполненном фундаменте, с массивным <поворотным> дышлом> из цельного ствола берёзы, жители села по вечерам, приходили встречать наше стадо коров, идущее с пастбища с полным выменем вкусного домашнего молочка.
   Дети непоседы, всегда бегали и резвились тут же между взрослых, ну а мы пацаны постарше которые, не преминули однажды залезть на крылья пропеллера повыше и обозревать с высоты, всю панораму округи --- вместе с селом, речкой Жабайкой, зданиями овчарен и коровников, птичника с белым островом из гуляющих курей, а за ними далее и сеновала со скирдами заготовленного сена.
   Справа от этого животноводческого городка, в сторону соседнего с нами села Борисовка, виднелась за каменной сопкой и свиноферма, а ещё дальше от неё и наша плотина на речке.
   С боку этой плотины, всегда журчал поток воды ручья из речки, он позволял сбрасывать излишек уровня воды, которая всегда с бурными паводками приходила от сопок в Балкашинских лесах.
   В этом ручье, да и в самой речке яхЖабайке, водилось великое множество раков, которых мы ловили и варили в бочке пустой от карбида, а потом делили на ровные кучки. Кто нибудь из пацанов садился спиной к кучкам, мы тыкали пальцем в одну любую  и спрашивали --- кому её отдать? Вот так примерно и соблюдалась справедливость при делёжке, ведь раки различались в размерах!
   Построена, ветряная эта мельница, была аж --- при царе нашем батюшке, каким-то местным проворным торговым человеком, но забытым земляками, по причине давности времени.
   Когда её запускали в работу, для помола зерна на муку, то сперва брались за это дышло поворотное и ловили <струю потока степного ветра>, постоянно меняющего своё направление.
   А уже потом --- засыпали зерно в приёмный короб, снимали с тормоза пропеллер и он начинал вращать вал привода двух каменных жерновов. Если ветер менял своё направление, то всю эту тяжёлую массу сооружения, даже не останавливая процесс помола, снова поворачивали с помощью дышла, куда было нужно.
   Постепенно при работе, жернова эти изнашивались от трения о зёрна, тогда их снимали и наносили зубилами Новую Специальную Насечку, с продольными желобками, идущими от центра круга и к его краям, по которым перемолотые зерна, превращались в муку и свободно ... от центробежной силы вращения, плавно смещались к краю, прямо в отверстие с подвешенным под ним Мешком.
   Постепенно
  Уже попозже, полученную колхозниками по итогам года на трудодни пшеницу, стали молоть в --- построенной специальной мельнице, со всем комплектом мукомольного оборудования!
   Так вот, этот самый младший братишка, Михаил кажись егож звали, тоже был активен в поведении и радовался гостям, оживлённо общавшимся за столом. Его внимание детское, привлекли ружья, стоявшие у входной двери в углу вместе с вещмешками охотников. Сперва он любознательно разглядывал их с расстояния, а потом потихоньку подобрался и взял в руки одностволку брата, взвёл курок и шутки ради, со словами --- руки вверх мама,  напавил на неё у печки и нажал на спусковой курок.
   Ружьё это, оказалось заряженным с  мелкой дробью на дичь патроном, однако она попала в женщину с чашкой еды в руках. От произошедшего выстрела, чашка вылетела на пол, содержимое пролилось, а мать с улыбкой радости на лице завалилась тут же.
   Вот так и произошёл по словам соседей этот несчастный случай в семье моего друга детства, Анатолия Лысенко.
                **************

.    Да, это про нашу трагедию...

   Бабушке тогда было 46 лет. Я не знаю точно какой это год был, но Толик с 47 года рождения. Если  по 13 лет  вам было, то получается 1960год.

   У нас и вторую бабушку цыгане убили. У них свадьба была, а бабушка напротив жила. Все на пасху собрались у нее, вышли после обеда на улицу подышать, а те пьяные драку затеяли, бабушка заступаться начала.
                **********

  Елена и Дмитрич --- здравствуйте! Как вы там живы и здоровы!
Мы туточки пока окей, а дальше видно будет, что и как!

В одноклассниках у меня, одна знакомая по Атбасару, (живёт сейчас в Орске), коснулась темы односельчан наших покровских.   Говорит, что её мама была из семьи Лысенко в  нашем селе. Спросила меня --- знал ли я таких там односельчан.
   Тут то, я и рассказал ей о таком вот печальном происшествии!
  Как оказалось, это родной её мамы коснулась тогда беда.


Рецензии