Елена Лякина. Гигант острова Фарос
О легендарных семи чудесах света, безусловно, слышали многие. Но мало кто знает, что только одно из них - Александрийский (Фаросский) маяк - было построено с практической целью. Это поистине фантастическое сооружение служило людям более тысячи лет и на протяжении долгого времени оставалось самым высоким зданием в Древнем мире.
Известно, что город Александрию (территория современного Египта) Александр Македонский заложил в триста тридцать втором году до нашей эры. Причём выбрал он для этого будущего мегаполиса особое место - на пересечении водных и сухопутных путей, соединяющих три части света: Европу, Азию и Африку.
Изначально предполагалось, что Александрия расположится в дельте реки Нил, но великий завоеватель приказал строить город южнее первоначального места, дабы можно было в нём устроить сразу две гавани - одну для судов, подходивших из Средиземного моря, а другую - для кораблей, приплывающих по Нилу. И Александр не прогадал! Впоследствии мегаполис стал настоящим раем для купцов. Александрия быстро разбогатела, а её рынки стали известны во всём Древнем мире. После смерти царя-завоевателя в городе воцарился один из его военачальников, Птолемей Первый Сотер, сын которого, Птолемей Второй Филадельф, и задумал возвести в городе маяк. Ведь столь необходимое сооружение помогло бы купеческим кораблям добираться до Александрии без особых проблем, в любое время суток, и беспрепятственно обходить мели и подводные камни. Но столь грандиозное строительство требовало огромных материальных ресурсов. Птолемей был мудрым правителем, и проводимая им политика вполне способствовала началу грандиозного строительства. Так, завоевание Сирии принесло владыке Александрии богатые трофеи, а порабощение евреев дало необходимую рабочую силу. Маяк было решено построить на небольшом островке Фарос, расположенном неподалёку от Александрии. Дабы обеспечить стройку всем необходимым, этот маленький кусочек суши соединили с берегом длинным молом, который защищал гавань от песка и ила, приносимых Нилом. При разработке проекта будущего маяка инженеры отвели ему ещё одну немаловажную роль - наблюдательного пункта. В те времена вражеские нападения на богатые города не являлись чем-то необычным. Александрию чаще всего атаковали со стороны моря, так как на суше подступы к городу охраняла бескрайняя пустыня. Так что лучшее место для наблюдения за водной гладью, чем высоченная башня маяка, найти было сложно.
Строительство гиганта острова Фарос началось в двести восемьдесят пятом году до нашей эры и продолжалось пять лет. Когда оно было закончено, маяк поразил современников своими размерами. Ещё бы, ведь его высота достигала почти ста двадцати метров! Стены здания были сложены из мраморных плит (впрочем, возможно, что это был известняк), скреплённых между собой особым раствором с примесью свинца. Гигантское сооружение состояло из трёх ярусов. Первый из них можно было назвать некой крепостью, форма которой представляла собой аккуратный квадрат. Стены нижнего яруса в длину достигали тридцати метров, а в высоту - шестидесяти, причём они были покрыты небольшими отверстиями, через которые находившиеся внутри солдаты могли отбиваться от врагов во время нападения. Также здесь располагались комнаты для рабочих и помещения, где хранились запасы воды и пищи на случай осады. Второй ярус, высотой около сорока метров, имел форму восьмиугольника, стороны которого были ориентированы на розу ветров. Внутри него располагался удобный пандус, по которому поднимались наверх мулы, гружённые топливом для огня. Снаружи стены восьмиугольника украшали статуи Тритона, каждая из которых имела своё практическое предназначение. Так, одно из изваяний служило флюгером, другое - указывало на положение солнца, третье - отсчитывало часы и так далее. Но самым важным, без сомнений, был третий - верхний - ярус. Он представлял собой цилиндр, высота которого достигала почти пять метров. Венчал его небольшой купол, а его опорами служили восемь мраморных колонн. На куполе же красовалась огромная статуя Посейдона - бога морей, отлитая (по мнению некоторых историков) из золота. На протяжении столетий здесь наверху горел "неугасимый" огонь, указывающий кораблям путь к городу. Многие путешественники прошлых столетий утверждали, что сигналы знаменитого маяка были видны на расстоянии до ста киломеров. Этому способствовала специальная система бронзовых пластин, отполированных до зеркального блеска, с вогнутыми и выпуклыми поверхностями. В ненастную погоду свет маяка дополняли звуки труб, служившие для капитанов ещё одним ориентиром. Создал это чудо архитектор Сострат Книдский, с именем которого связана ещё одна легенда. Когда строительство маяка было закончено, царь Птолемей распорядился, чтобы на одной из стен гиганта красовалось его имя. Сострат не стал спорить с правителем, но поступил следующим образом. На указанном каменном блоке архитектор вырезал своё имя, наложил на него толстый слой штукатурки, а уж затем прямо на ней поставил монаршую роспись. Спустя несколько лет непрочный материал был разрушен бесконечными ветрами и солёными брызгами, и когда от него совсем ничего не осталось, люди увидели имя истинного строителя маяка.
Александрийский маяк пережил немало эпох. Он видел смены династий, множество войн и правителей, вот только вся эта суета никак не отражалась на его судьбе. Ещё бы, ведь все владыки Александрии тщательно заботились о столь важном объекте и следили за тем, чтобы свет высокой башни всегда освещал дорогу кораблям, идущим к городу. Нижние стены крепости и сам фасад башни, которым изрядно доставалось от ветров и солёной воды, обновлялись неоднократно. Правда, в истории известны и покушения на легендарного гиганта. Так, в начале восьмого столетия, когда Александрией правил халиф Абдул-Малик ибн Марван, в его окружении появился некий евнух, засланный византийцами. Агент принял ислам и стал всячески втираться в доверие к владыке, что вскоре ему блестяще удалось. Как оказалось впоследствии, евнух должен был разыскать сокровища, которые, по легенде, были спрятаны в основании маяка. Однако никаких богатств шпион так и не нашёл, а потому с досады попытался взорвать маяк, после чего поспешил скрыться на поджидавшем его корабле. По счастью, агент так торопился, что устроенная им диверсия не причинила гиганту серьёзных повреждений. Эта история закончилась благополучно, а вот на природную стихию смертные повлиять никак не могли. Разрушение маяка началось в девятьсот пятьдесят шестом году, когда во время ужасного землетрясения рухнул верхний ярус маяка, а вместе с ним и статуи Посейдона и Тритона. После тех разрушений гигант с острова Фарос ещё некоторое время функционировал, правда, после ремонта его стал венчать уже арабский купол. Но в тысяча триста третьем году очередное землетрясение окончательно погубило творение архитектора Сострата Книдского. В тысяча триста сорок девятом году маяк посетил берберский путешественник Ибн Баттута, который оставил такие воспоминания: "Я обнаружил, что маяк впал в такое ужасное состояние, что невозможно было войти в него". Известно, что султан ан-Насир Мухаммад, правивший Александрией в то время, хотел построить новый маяк на месте прежнего, вот только он скончался, так и не сумев реализовать свои планы. В тысяча четыреста восьмидесятом году владыка Египта аль-Ашраф Кайт-бей построил на месте чуда света крепость, для сооружения которой использовались обломки рухнувшего гиганта. В тысяча девятьсот шестьдесят восьмом году экспедиция подводных археологов, обследовав морское дно возле острова Фарос, обнаружила множество обломков гиганта, в том числе и фрагменты статуй Тритона. Однако по ряду причин эти исследования были прекращены, и возобновились они только в начале девяностых годов двадцатого века. Найденные во время экспедиций артефакты: обломки камня, колонн и скульптур - сегодня можно увидеть во многих музеях Александрии.
Свидетельство о публикации №224080400417