Ионина Надежда Алексеевна. Петров двор

  (Статья Иониной Надежды Алексеевны из книги "Сто великих чудес света" (издательство "Вече", двухтысячный год), страница четыреста девять).
  В начале восемнадцатого века на крутом высоком уступе над Финским заливом кипела работа. Сотни солдат и крепостных крестьян рыли каналы, прокладывали аллеи, сажали деревья. Суетились садовники, мастера фонтанного дела, резчики по камню и дереву. Важно прохаживались архитекторы.
  Иногда появлялся высокий стремительный человек в мундире Преображенского полка. Размашистым шагом он поспевал всюду: собственноручно набрасывал план парка, указывал направление аллей, выбирал места для дворцов и фонтанов. Пётр Первый строил своё любимое детище - Петергоф. Камень, мрамор и бронза объединялись в сказочно прекрасный ансамбль с зеленью деревьев и голубыми просторами моря.
  От берега моря до самого дворца был прорыт канал, море как бы подступало к дворцу, ещё не законченному, но уже горделиво высившемуся на краю обрыва. Ещё ни одна резиденция в мире не имела такого въезда. Не достроены были и каменные лестницы, которые спускались уступами в парк, где садовники распоряжались посадкой привезённых из-за границы цветов, а фонтанные мастера наблюдали за прокладкой деревянных труб.
  В тысяча семьсот двадцать третьем году, когда наконец забили фонтаны, уже нельзя было подойти на яхте к самому дворцу. На общей площади в двадцать один гектар был разбит парковый ансамбль с каскадами и фонтанами, некоторые из которых (так называемые "шутихи") начинали бить внезапно, обливая водой оторопелого зрителя.
  Жемчужиной парка стал ансамбль Большого каскада. Каменные лестниц превратились в уступы, по ним сплошной прозрачной пеленой сбегала в канал вода. Семь уступов, семь порогов ежесекундно сбрасывают тридцать четыре тысячи литров воды. С каждой ступени били вверх и разбегались лёгкими радужными брызгами высокие тонкие струи. Между ними спускалась вниз торжественная аллея свинцовых золочёных статуй древних богов и героев, сверкающих на солнце. А внизу, у подножия каскада и дворца, вода с шумом и пеной падала в широкий бассейн, прозванный "ковшом". В центре его возвышается на скале мощная фигура ветхозаветного силача Самсона, раздирающего пасть льва. Из львиной пасти бьёт мощный фонтан - столб воды вздымается вверх на двадцать метров. Эта скульптурная группа окружена небольшими водомётами, струи воды бьют из пастей дельфинов или из рогов, в которые дуют тритоны и водяные нимфы.
  Скульптура "Самсон" должна была увековечить торжество России над "свейским львом" (Швецией), одержанную под Полтавой в день Святого Самсона в тысяча семьсот девяностом году (sic!). Но Петру Первому не довелось увидеть Самсона, созданного талантливым скульптором Карло Растреллии (sic!) - отцом знаменитого зодчего. Когда легендарный библейский герой встал на своё место, царя Петра уже не было в живых.
  Работы на некоторое время прекратились, но потом началась отделка Верхних палат, Большого грота, галереи, канала и гавани. Закончив Марлинский каскад, строители принялись возводить Каскад драконов.
  Непосредственно к ансамблю Большого каскада примыкает Большой дворец, расположенный на террасе, откуда открывается великолепный вид на Финский залив. Белое трёхэтажное здание дворца, с его симметрично расположенными флигелями и высокой, изысканно прорисованной фигурной кровлей, с огромными окнами выглядело удивительно пластичным и праздничным. Здесь была целая анфилада гостиных и парадных залов с нарядными расписными плафонами, деревянной золочёной резьбой, рельефными лепными панно, с большими зеркалами и затейливым орнаментом высоких белых дверей. Среди больших торжественных залов особо выделялся Портретный, через который как бы незримо проходит основная композиционная ось всего прославленного ансамбля. В нём развешено триста шестьдесят восемь работ художника Пьетро Ротари.
  В Большом дворце сохраняется рабочая комната Петра Первого, так называемый "Дубовый кабинет".
  Дочь Петра Первого, Елизавета, внеся в проект существенные изменения, продолжила и расширила строительство. Другие правители тоже приспосабливали Дворец к своим вкусам, в том числе и Екатерина Вторая.
  В парке есть и другие, не столь грандиозные дворцы и павильона, в частности, любимый кирпичный домик царя Петра, выстроенный "на голландский манир" - Монплезир, что означает "Моё удовольствие". Он был сооружён прямо на берегу Финского залива, и Пётр Первый жил в нём, пока строился Большой дворец.
  Для Петра Первого было построено и изящное двухэтажное здание Эрмитаж, в верхнем этаже которого находилась трапезная. Центральная часть овального орехового стола, рассчитанного на четырнадцать персон, поднималась и опускалась с помощью подъёмного устройства, чтобы слуги на первом этаже могли переменить блюда.


Рецензии