Лион Фейхтвангер. Сыновья. Настанет день
Сейчас в руки попались "Сыновья", я их проглотил; а дальше решил обновить в памяти книгу о Домициане.
Как обычно, надо понимать, что это - попытка еврея как-то осмыслить события 1930-х - 1940-х годов в форме античного романа, "пеплума", как бы сейчас сказали.
Образованный человек старшего поколения без труда увидит в этой истории и гитлеровскую Германию, и ряд её персонажей. Домициан, конечно, до Алоизыча не дотягивает по всем параметрам - хотя вот кто знает? Фейхт был современником Алоизыча (и, кстати, был представлен Сталину), а мы - нет.
Но интересна вся трилогия не этим.
А дискуссией о месте искусства в мире; а также о национализме и космополитизме. Потому что Иосифа всё время швыряет между этими двумя понятиями; и сложно сказать, в какой ипостаси он встречает свой конец. До космополитизма мир ещё не дорос; а из национализма, в общем-то, вырос - и "в чём правда, брат"? Кстати это же можно сказать и о современном мире в полной степени.
А весь этот солдафонский Рим, беснующийся от религиозного фанатизма Израиль, интриги и махачи, коварные враги и @банутые бабы - именно что не более чем художественное оформление этих двух дискуссий.
Кстати, я вот не считаю этот цикл трилогией о евреях и еврействе, как к нему принято относиться у образованщины - он, в общем-то, совершенно общечеловеческий тут. О том, как выжить крохотной нации при полной зависимости от гигантского и не очень дружественного государства. И о том, что в этой борьбе позволено (с точки зрения общечеловеческих ценностей); а что - нет.
И, кстати, о тиранах. Фейхту очень хорошо удаются сумрачные хмыри с при3,14здью - см. Лже-Нерона, скажем.
Свидетельство о публикации №224080400564