Вторая речь Господа. Ответ Иова

                конспект по лекциям Е.А.Авдеенко

После первой речи Господа к Иову, Он начинает вопрошать страдальца и задаёт ему два вопроса: Отклонится ли он теперь от суда с Богом, и если Иов вопрошал и спорил с Богом, то будет ли он теперь отвечать Богу?.. Из еврейского источника можно понять, что человеку спорить с Богом было возможно, но только если человек -  пророк, ибо в пророках действует Дух Божий. Иов спорит с Богом как человек, ибо как невинно страдающий, он собою, как человеком, пророчит о Христе. Иов отвечает Господу – «Я опустошён, истощён». Это было выражено им как глубочайшая форма истинного смирения. А Боговоплощение и Голгофа были также подобными истощением и смирением Бога ради людей.
Далее следует вторая речь Господа к Иову из облака, т.е. явление тихое. Он потребует от Иова ответа и чтобы тот был праведен. Бог в присутствии Иова говорит в себе самом. Это Великий Троический Совет на котором говорится, что Миссия это Спаситель. И далее следует важное – описание сатаны в образе «бхемота», как ниспавшего ангельского чина. Второй образ сатаны – «левиафан» как дух вражды. Усилия всего человечества не ослабят его. В связи с описанием дьявола говорится о том, что Миссия возложит руку на левиафана и победит его. Следующая мысль о том, что есть «Страх Божий». Что это не страх перед Богом, а это страшное в Боге – Голгофа. При этом человек может не уступать сатане, подобно Иову. Сатана противник Божий и являет собой союз сил и его сторонников. Но сатана не уязвим и от силы Божьей, ибо в нём есть святое – свободная воля разумного творения. И в конце встаёт вопрос – какой войной одолеть того, кто имеет дух вражды?
Итак, Господь нуждается в человеке и требует от Иова ответа. Здесь следует текст огромной богословской важности, потому, что Господь говорит к Иову и человечеству в целом о том, что сотворению человека Адама предшествовал Великий Совет Пресвятой Троицы, ибо Первообраз человека – Сам Бог. Об этом Совете и говорит Бог Иову: «Я о тебе, человек, не иначе Совет держал, чтобы ты явился праведен». Правильно, Иов не богоборец. Но в масаретском тексте смысл обратный. Иов представлен бунтовщиком против Бога, и что Бог как бы подавляет его своей мощью.
Теперь Иов может слышать, как в предвечном совете Лиц Пресвятой Троицы Господь говорит с Господом. Бог Отец говорит с Богом Сыном (гл.40 стих 5): «Восприими же высоту и силу. В Славу и Честь облекись. Пошли ангелов гневом и всякого надменного смири, гордого угаси, нечестивых тотчас же согнои. Сокрой их в землю кромешно вкупе и лица их бесчестия исполни. И так Я исповедовать буду, что может десница Твоя спасти». Это пророчество о Спасителе и о Его суде над человечеством, которое будет разделено на праведников и нечестивых. Последние будут посланы в ад.


Рецензии