Тыл Вооруженных Сил
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen) _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
…
…
Н а з а к а т е м о г у щ е с т в а.
Т ы л В о о р у ж е н н ы х С и л .
В 1970-1985 гг. в Советских Вооруженных Силах последовательно проводилась реорганизация Тыла Вооруженных Сил. Сущность реформы заключалась в преобразовании всех звеньев тыла на общевойсковой основе, создании в соединениях и частях тыла штабов и органов управления, объединяющих различные подразделения и части для комплексного обеспечения войск в короткие сроки при их выдвижении из глубины и в ходе наступательных боевых действий высокими темпами.
Осуществление намеченных мероприятий потребовало коренной переработки организационных и мобилизационных планов развертывания тыла. При этом особый упор сделали на дальнейшее повышение боевой и мобилизационной подготовки тыла во всех его звеньях, особенно в войсковом звене и первой очереди формируемых частей и подразделений (2-3 суток) армейского и фронтового тыла.
Тыл Советских Вооруженных Сил того времени имел в своем составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; специальные войска - автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инженерно-аэродромные, авиационно-технические, аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строительные, медицинские, ветеринарные и другие службы, части и подразделения. Для обеспечения деятельности тыла в его состав входили также части и подразделения инженерных войск, войск связи, ПВО и охраны.
По масштабу и характеру выполняемых задач тыл делился на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности - на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной, военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный. [БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: В 30 т. М. Советская энциклопедия, 1969-1978 гг., т.26, с. 398-400.].
Стратегический тыл являлся высшим звеном Тыла Вооруженных Сил СССР, и включал в себя тыл центра, часть государственных резервов, специальные формирования и предприятия народного хозяйства, выделяемые правительством в распоряжение центральных органов военного управлении для тылового обеспечения войск (сил).
В состав тыла центра входили базы и склады с запасами материальных средств, а также части специальных войск ремонтные и эвакуационные, медицинские и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении центральных органов военного управления.
Тыл центра осуществлял прием от народного хозяйства и хранение запасов материальных средств; обеспечение ими войск и сил флота (выдачу и подвоз их фронтам, флотам, военным округам, объединениям, отдельным соединениям и др.); обеспечение оперативных и воинских эвакуационных перевозок; подготовку, техническую эксплуатацию, техническое прикрытие и восстановление важнейших военных коммуникаций, проведение наиболее сложных видов ремонта техники и имущества служб тыла, изготовление отдельных образцов военной продукции; лечение раненых и больных а также решение других задач тылового обеспечения.
Часть сил и средств тыла центра использовалась для усиления оперативного тыла.
Государственные резервы, специальные формирования, учреждения и предприятия народного хозяйства, переданные в распоряжение центральных органов военного управления, использовались по планам этих органов. [СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.: Воениздат, 1976-1980. Т.1-8., т.7, с. 554.].
Оперативный тыл включал базы и склады с запасами материальных средств, воинские формирования специальных войск (автомобильные, железнодорожные, дорожные и трубопроводные), ремонтные, медицинские и другие тыловые части (подразделения) и учреждения, находящиеся в непосредственном подчинении заместителей командующих по тылу и соответствующих начальников родов войск, специальных войск и служб объединений.
В состав оперативного тыла для обеспечения его работы также входили соединения, части и подразделения войск ПВО, инженерные, химические, связи, охраны тыла и др. Оперативный тыл подразделялся на фронтовой, флотский, окружной, армейский, а также тыл флотилий и ВМБ.
При этом дополнительно следует отметить появление плавучего тыла, обеспечивающего корабли флота, находящиеся в море. [СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.: Воениздат, 1976-1980. Т. 1-8., т. 6, с. 61.].
Войсковой тыл являлся низовым звеном Тыла Вооруженных Сил СССР и включал склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, медицинские и другие части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. [СОВЕТСКАЯ ВОЕННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. М.: Воениздат, 1976-1980. Т.1-8., т.2, с. 329.].
Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имели свой тыл, состав которого был определен штатами. Например, тыл мотострелкового батальона состоял из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного медицинского пункта. Располагая необходимым автомобильным транспортом, он был способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстановки.
Тыл Вооруженных Сил СССР к 1980 гг. представлял собой целую систему, предназначенную для всестороннего тылового и технического обеспечения всех видов и родов войск, основными из которых являлись:
- прием от экономического комплекса государства запаса материальных средств и техники тыла, хранение и обеспечение ими войск (сил);
- планирование и организация совместно с транспортными министерствами и ведомствами подготовки, эксплуатации, технического прикрытия, восстановления путей сообщения и транспортных средств;
- подвоз всех видов материальных средств;
- осуществление оперативных, снабженческих и других видов воинских перевозок, обеспечение базирования ВВС и ВМФ;
- техническое обеспечение войск (сил) по службам тыла;
- организация и проведение лечебно-эвакуационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, медицинской защиты личного состава от оружия массового поражения (ОМП) и неблагоприятных экологических факторов, проведение ветеринарно-санитарных мероприятий и мероприятий служб тыла по химической защите войск (сил);
- осуществление контроля организации и состояния противопожарной защиты и местной обороны войск (сил), оценка экологической обстановки в местах дислокации войск (сил), прогноз ее развития и контроль за проведением мероприятий по защите личного состава от экологически вредных воздействий природного и техногенного характера;
- торгово-бытовое, квартирно-эксплуатационное и финансовое обеспечение;
- охрана и оборона коммуникаций и объектов тыла в тыловых полосах, организация лагерей (приемных пунктов) военнопленных (заложников), их учет и обеспечение;
- обеспечение работ по эксгумации, идентификации, захоронению и перезахоронению военнослужащих.
Для выполнения этих задач тыл имел в составе специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные); соединения и части материального обеспечения; медицинские соединения, части и учреждения; стационарные базы и склады с соответствующими запасами материальных средств; транспортные комендатуры; ветеринарно-санитарные, ремонтные, сельскохозяйственные, торгово-бытовые, учебные и другие учреждения.
Он же располагал частями других родов войск - инженерных, связи, химических, стрелковых (охраны).
В его состав входили управление Начальника тыла (в/ч 35801), штаб, главные и центральные управления, войска и службы, а также органы управления, войска и организации центрального подчинения, тыловые структуры видов и родов войск Вооруженных Сил, военных округов (групп войск) и флотов, объединений, соединений и воинских частей:
В 1980 гг. в связи с возросшим объемом работы штабов и других органов тыла, а также повышением требований к боевой и мобилизационной их готовности велась большая работа по развитию средств и способов управления тылом. С этой целью в штабе и центральных управлениях Тыла Вооруженных Сил, в видах, округах. группах войск и на флотах были созданы отделы (группы) связи и автоматизации.
Таким образом, осуществление этих и многих других мероприятий по переводу Тыла Вооруженных Сил на общевойсковую структуру позволило в целом поднять на более качественный уровень боевую и мобилизационную готовность. В некоторых военных округах и группах войск были развернуты по одной-две фронтовые (армейские) бригады материального обеспечения (брмо).
При этом особенно большой опыт был приобретен при работе этих бригад в Афганистане и при действиях по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в других местах.
Состав Тыла Вооруженных Сил СССР:
Начальник Тыла Вооруженных Сил СССР являлся заместителем Министра обороны;
• Управление и штаб тыла;
• Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ МО СССР);
• Главное управление железнодорожных войск Министерства обороны СССР (ГУЖВ МО СССР); Железнодорожные войска - до 1989 г. (Указ Президиума ВС СССР от 21.03.1989 N 10224-XI «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск»);
• Главное военно-медицинское управление Министерства обороны СССР (ГВМУ МО СССР);
• Главное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (ГВСУ) | (в/ч 52690);
• Главное управление торговли Министерства обороны СССР (ГУТ МО СССР);
• Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны СССР (ГКЭУ МО СССР);
• Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);
• Центральное продовольственное управление Министерства обороны СССР (ЦПУ МО СССР);
• Центральное вещевое управление Министерства обороны СССР (ЦВУ МО СССР);
• Центральное управление ракетного топлива и горючего Министерства обороны СССР (ЦУРТГ МО СССР) | (в/ч 25968);
• Центральное управление военных сообщений Министерства обороны СССР (ЦУП ВОСО МО СССР);
• Центральное автодорожное управление Министерства обороны СССР (ЦАДУ МО СССР) | (в/ч 92407);
• Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны СССР (ДСУ МО СССР) | (в/ч 55054);
• Центральное финансовое управление Министерства обороны СССР (ЦФУ МО СССР) | (в/ч 01990);
• Инженерно-аэродромная служба Министерства обороны СССР;
• Военно-оркестровая служба Министерства обороны СССР;
• Служба пожарно-спасательной и местной обороны Министерства обороны СССР;
• Инспекция охраны окружающей среды Министерства обороны СССР;
• Управление сельского хозяйства.
[ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ КРАСНОЙ АРМИИ К СОВЕТСКОЙ. Часть 1: СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА. - Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А.].
Высшие учебные заведения.
Академии:
• Военная академия тыла и транспорта (г. Ленинград);
Командные:
• Московское высшее командное училище дорожных и инженерных войск (г. Балашиха);
Тыла
• Вольское высшее военное училище тыла;
• Горьковское высшее военное училище тыла.
Инженерные:
• Ульяновское высшее военно-техническое училище (до 1991 г. училище состояло из 4 факультетов (1-й, 2-й - командные, 3-й - инженерный, 4-й - спец/факультет для подготовки офицеров иностранных армий социалистических стран).
Военно-строительные:
• Камышинское высшее военно-строительное командно-инженерное училище (Волгоградская обл.) | (расформировано в 1998 г.);
• Пушкинское высшее военно-инженерное строительное училище (Ленинград).
Центральное финансовое управление МО СССР:
• Ярославское высшее военное финансовое училище;
• Военный финансово-экономический факультет при Московском финансовом институте.
Медицинская служба.
Главное военно-медицинское управление МО СССР:
• Военно-медицинская академия (г. Ленинград);
• Военно-медицинский факультет при Горьковском мед/институте;
• Военно-медицинский факультет при Куйбышевском мед/институте;
• Военно-медицинский факультет при Саратовском мед/институте;
• Военно-медицинский факультет при Томском мед/институте;
• Военно-ветеринарный факультет при Московском вет/институте.
Автомобильные войска.
• Главное автомобильное управление Министерства обороны СССР (ГЛАВТУ МО СССР).
Командные:
• Самаркандское высшее военное автомобильное командное училище;
• Уссурийское высшее военное автомобильное командное училище.
Инженерные:
• Рязанское высшее военное автомобильное инженерное училище;
• Челябинское высшее военное автомобильное инженерное училище.
Железнодорожные войска.
Главное управление железнодорожных войск МО СССР:
• Ленинградское высшее училище железнодорожных войск и военных сообщений.
Военные кафедры при ВУЗ:
• МАДИ - Московский автомобильно-дорожный государственный технический институт;
• ХАДИ - Харьковский автомобильно-дорожный государственный технический институт.
И так далее…
Главное автомобильное управление (ГАУ).
В январе 1943 г. было сформировано Главное автомобильное управление (ГАУ) Красной Армии. В январе 1946 г. Главное автомобильное управление Красной Армии было преобразовано в Автомобильное управление Вооруженных Сил СССР. В 1949 г. на базе Автомобильного управления ВС и Тракторного управления ГАУ (Главного артиллерийского управления) ВС было сформировано Главное автотракторное управление(ГАВТУ).
В 1953 г. Главное автотракторное управление было преобразовано в Автотракторное управление(АВТУ) МО СССР. В 1961 г. Автотракторное управление МО СССР было преобразовано в Центральное автотракторное управление(ЦАВТУ) МО СССР. Вплоть до 1963 г. Главное автомобильное управление подчинялось и начальнику тыла, и министру Вооруженных Сил, и Главнокомандующему сухопутными войсками, а с 1963 г. - только Министру обороны.
В декабре 1982 г. Центральное автотракторное управление МО СССР было переименовано в Главное автомобильное управление (ГЛАВТУ) МО СССР. (В декабре 1994 - январе 1995 гг. произошло объединение двух главков - ГЛАВТУ и ГБТУ - в один главк: Главное автобронетанковое управление МО РФ (ГАБТУ) | (ru.wikipedia.org).
Автомобильная служба (АС).
Автомобильная служба (АС), - техническая служба, предназначенная для автотехнического обеспечения войск и поддержания в постоянной боевой готовности автомобильной техники. Существует во всех видах Вооруженных Сил (в ВМФ - автобронетанковая служба), родах войск, объединениях, соединениях и воинских частях, где имеется автомобильная техника (ru.wikipedia.org).
Автомобильная войска (АВ).
Сразу после окончания Второй мировой войны остро встал вопрос оснащения автотранспортных войск современными полноприводными грузовыми и специальными автомобилями собственного производства. Те, которые находились в составе Советской армии, были или иностранного производства, или отечественного, но безнадежно устаревшими.
В результате принятых мер уже в конце 1940 гг. было организованно производство армейского полноприводного автомобиля с колесной формулой 6х6 ЗИС-151, а в начале 1950 гг. - ЗИЛ-157, ЗИЛ-164, ГАЗ-53. [АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА. • © Copyright 2011. А.К. Лысоченко • E-mail: cris9@rambler.ru.].
В 1949-1975 гг. автомобильная служба называлась автотракторной службой. В 1953 г. Главное автотракторное управление было преобразовано в Автотракторное управление (АВТУ) МО СССР. В 1960-1970 гг. продолжалась работа по оснащению автомобильных войск новой материальной частью, совершенствованием форм использования и организации автомобильных войск, в связи с чем в 1961 г. Автотракторное управление МО СССР было преобразовано в Центральное автотракторное управление (ЦАВТУ) МО СССР.
В 1975 г. взамен автотракторной службы была создана Автомобильная служба Советской армии, центральным органом управления которой с декабря 1982 г. стало Главное автомобильное управление (ГЛАВТУ) МО СССР.
В этот период на вооружение автомобильных войск поступали широко известные образцы техники, такие как ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал -375, широко известный вездеход УАЗ-469. В 1970 гг. начинается производство дизельных полноприводных грузовиков на Камском автомобильном заводе - КамАЗ (ru.wikipedia.org).
С началом общего реформирования Вооруженных сил менялась и структура и формы организации автомобильных войск. В 1987 г. создается Центральное автомобильно-дорожное управление Министерства Обороны (ЦАДУ), которое осуществляло руководство автомобильными и дорожными войсками.
Автомобильные войска имели разветвленную структуру - подразделения, части, соединения и объединения начиная с батальона имели собственные подразделения, обеспечивающие автомобильные перевозки, в танковых и мотострелковых батальонах - взводы материального обеспечения (вмо) , в полках - роты, а в дивизиях - отдельные батальоны материального обеспечения (рмо и обмо).
Исключительно мощным средством осуществления автоперевозок в оперативных и стратегических масштабах являлись автомобильные бригады (бригады материального обеспечения) армейского, фронтового и центрального подчинения. [АВТОМОБИЛЬНЫЕ ВОЙСКА. • © Copyright 2011. А.К. Лысоченко • E-mail: cris9@rambler.ru.].
В декабре 1994 г. ГБТУ МО РФ и ГЛАВТУ МО РФ были объединены и переформированы в Главное автобронетанковое управление МО (ГАБТУ) МО РФ. С 1995 г. руководство автомобильной службой осуществляло Главное автобронетанковое управление МО РФ (ru.wikipedia.org).
КУНГ - Кузов Универсальный Нулевого (Нормального) Габарита.
На грузовых автомобилях устанавливался и устанавливается КУНГ - кузов унифицированный нулевого размера (если взять за основу нулевой габарит, значит должны быть габариты 1, 2, 3, 4 и т.д.). Расшифровка взята по данным от железнодорожного состава и проходимости по путям. Однако, нулевого габарита никогда не было, так как ноль не имеет размера.
Если «стефенсоновская» колея, мм - 1435 считается «нормальной колеей», то «нулевой» габарит иногда именуется «нормальным габаритом». Отсюда и исходят два толкования слова КУНГ. «Нулевой габарит»: это значит, что проходит автомобиль «груз» на железнодорожной платформе в тоннели определенных размеров.
Другие варианты аббвериатуры КУНГ: кузов универсальный нормального габарита, кузов унифицированный герметичный; кузов универсального назначения герметичный- везде были уплотнения, на дверях. окнах, т.к ставилась в армии ФВУ - фильтро- вентиляционная установка, которая создавала избыточное давление в КУНГ. Споры о правильной расшифровке слова КУНГ всегда найдутся.
Одновременно с вооружением всех боевых соединений и объединений ВС СССР в броню на базе БМП-1 и БТР-60ПБ/70 было стремление к созданию мобильности штабных-управленческих структур и войск связи. А именно: при управлении боем, штабные подразделения должны были образовывать городки из штабных машин высокой проходимости с КУНГами и, таких же автомобилей войск связи.
При наступлении, отходе или маневре, естественно такие пункты управления войсками были высокомобильными и способны выстраивать штабную - управленческую архитектуру отвечающую боевой необходимости.
Важным было и то обстоятельство, что советская военная промышленность обеспечивала возможность бесперебойной работы штабов, войск связи и управления войсками и в условиях применения противником ОМП, на крыше кабины каждого автомобиля с КУНГом устанавливался комплекс фильтров для очистки воздуха подаваемого в рабочее помещение КУНГа. Кузовы типа КУНГ были деревянно-металлические, утепленные, герметизируемые, отапливаемые, каркасно-металлического типа (КМ).
КУНГ разработали в 1952 г. ПКБ Министерства промышленности средств связи СССР.
В январе 1953 г. все дальнейшие работы передали в ведение Министерства лесной и бумажной промышленности СССР, где при ЦПКБ Главмебельпрома в Москве открыли специальный отдел.
Например, одно из таких предприятий N 471 п/я 320 Минлеспрома СССР, ОАО «Комбинат автомобильных фургонов» г. Шумерля, Чувашия. Хорошо известные КУНГ изготовлены в Красноярский ДОК, Пеновский ДОК (Тверская обл.), Пестовский ДОК (Новгородская обл.), Гомельский ДОК, Марийское ПДО «Волжск» (Марийская АССР), Краснобаковский лесокомбинат (Горьковская обл., пос. Ветлужский).
КУНГ - тип закрытого кузова-фургона для грузовых автомобилей, состоявших на вооружении Советской армии ВС СССР и армий стран Варшавского договора. Широкая распространенность автомобилей с КУНГами в армии и народном хозяйстве фактически сделало аббревиатуру именем нарицательным для обозначения закрытых кузовов вообще.
КУНГи выпускались для установки на шасси автомобилей ГАЗ-63, ЗИЛ-157, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, КамАЗ-4310, Урал-375 и других специальных машинах, а также прицепов к ним. Все модификации для разных автомобилей имели набор стандартизированных конструктивных элементов, в частности - элементы каркаса, обшивку, окна, двери, навесное оборудование.
Предназначены для размещения личного состава, лабораторий, ремонтных мастерских, полевых кухонь (ПАК-170, ПАК-200), радиоэлектронных систем, медпунктов и прочее. Назначенный срок службы кузова в ВС СССР - 15 календарных лет. С 1993 г. все КУНГ выпускаются только прошедшие сертификацию. КУНГи устанавливали на разные автомобили и прицепы. В определенном смысле, на проверенный и сертифицированный КУНГ по желанию заказчика могли установить внутри специальное оборудование.
В Советской Армии было очень много разновидностей и модификаций оснащения КУНГ (КМ, МРМ, МС-А, СРЗ-А, ТРМ, ПАРМ, МТО-АТ). В зависимости от модификаций (функционала мастерской) - и ее оснащение. Также оснащались КУНГ командно-штабные, радиостанции, аппаратные ЗАС. Для гражданской обороны (до сих пор МЧС) также выделялись автомобили повышенной проходимости с КУНГами.
Еще с советских времен во многих воинских частях, ввиду отсутствия специализированного транспорта, некоторая часть автомобилей с кузовами типа КУНГ полуподпольно переоборудовалась для перевозки личного состава, с целью обеспечения повседневной деятельности воинской части: перевозки боевых смен на места несения боевого дежурства, нарядов и караулов, расчетов, экипажей, групп и др. воинских подразделений, а также в других необходимых случаях (а во всех отдаленных и обособленных гарнизонах такие машины зачастую выполняли функцию грузо-пассажирского транспорта «на все случаи жизни»).
С кузова максимально снималось все специальное оборудование и фильтро-вентиляционная установка, отопительная установка могла оставаться, также сохраняли осветительную сеть кузова, отверстия от ФВУА зашивались или глушились. В освободившемся пространстве кузова вдоль бортов устанавливались две деревянные или металлические лавки, иногда ставили дополнительную более широкую центральную лавку, в этом случае в кузов типа К-131 сидя помещалось до 40 человек в летнем обмундировании (по рядам 11+9+9+11).
Такие автомашины в армии использовались достаточно долго (и используются до сих пор), пока не стали поступать специализированные кузова для перевозки людей на автомобилях повышенной проходимости. При необходимости, во внутрь КУНГ можно затолкать все, что угодно - радиостанцию, аппаратную, баню, рентген-аппарат, мастерскую, зарядную станцию и т.д. и т.п. Также делается КУНГ для электросетей, коммунальных и других гражданских служб.
В настоящее время, для многих марок автомобилей делают КУНГ основная задача защита от дождя, холода и в случае опрокидывания авто.
[КУНГ. / ru.wikipedia.org.] | [ЧТО ТАКОЕ АВТОМОБИЛЬНЫЙ КУНГ ДЛЯ АРМИИ? СОВРЕМЕННЫЕ ФУРГОНЫ И ЗАКАЗЧИКИ, ГДЕ ПРОИЗВОДЯТСЯ, РАССКАЗЫВАЮ. - Авторемонт и техника (Yandex Zen).].
Железнодорожные войска.
Железнодорожные войска СССР - специальные войска в составе Тыла ВС СССР (до 1989 г.) | [Указ Президиума ВС СССР от 21.03.1989 г. N 10224-XI. «О выведении из состава Вооруженных Сил СССР пограничных, внутренних и железнодорожных войск». Утвержден Законом СССР от 31.07.1989 г.].
В состав спец/войск входили органы управления, соединения, части, заведения, учреждения и предприятия. Штатная категория должности командующего ЖДВ была - генерал-полковник.
В ходе военных реформ из 9 железнодорожных корпусов, созданных после войны, до распада СССР сохранились только 3. По мере необходимости создавались новые ждк. Так к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в 1974 г. был сформирован 35-й ждк. К строительству БАМ также был привлечен 1-й ждк.
Суммарное количество соединений и частей в 2 ждк на строительстве БАМ составило 8 железнодорожных бригад и 2 мостовых железнодорожных полка.
В Вооруженных Силах СССР (ВС СССР) к началу 1990 гг. имелось 4 железнодорожных корпуса (ждк), 2 из которых принимали участие в строительстве БАМа:
• 1-й железнодорожный корпус, штаб - пгт. Чегдомын;
• 4-й железнодорожный корпус, штаб - г. Свердловск;
• 2-й железнодорожный корпус, штаб - г. Киев;
• 35-й железнодорожный корпус, штаб - г. Тында.
В стадии формирования находился 76-й железнодорожный корпус (управление корпуса в г. Волгоград).
Все эти корпуса объединяли 42 железнодорожные бригады и около 10 мостовых железнодорожных полков. [«ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: от Красной Армии к Советской. Часть 1: Сухопутные войска». - Феськов В.И., Голиков В.И., Калашников К.А., Слугин С.А.]. Численность железнодорожных войск насчитывала свыше 60 тыс. человек.
В состав железнодорожных бригад входили разные типы железнодорожных отдельных батальонов (желдорбаты) и рот, а именно, путевые, механизации, мостовые, понтонно-мостовые, ремонтные, эксплуатационные, связи, технические.
Количество отдельных железнодорожных батальонов вне бригад было невелико - помимо батальонов за границей имелись батальоны в составе ракетных полигонов и космодромов. Кроме того, в составе бригад и вне их имелись базы - железнодорожные материально-технического обслуживания.
Состав ряда бригад не был постоянным - входящие в их состав части могли передаваться в другие бригады, в основном, в период их перемещения: например, для строительства железных дорог на новых направлениях.
Например, для строительства Байкало-Амурской магистрали, в состав убывших туда бригад прибывали батальоны с территорий разных военных округов.
Во времена СССР в строительстве БАМ участвовало около 15 тыс. военных железнодорожников, которые уложили с 1974 по 1989 гг. около 1,5 тыс. км главного пути - почти треть всей протяженности БАМ, включая 1227 мостов. [WWW.KP.RU.].
С 1974 г. во всесоюзной стройке активно участвовали комсомольские строительные отряды и железнодорожные войска СССР. В строительстве БАМ приняли участие около 2 млн. человек. В 1988 г. магистраль была введена в эксплуатацию.
Так, в состав 1-й железнодорожной бригады при убытии на БАМ были включены (помимо ее некоторых частей), батальоны других бригад:
- 3-й отдельный железнодорожный батальон механизации (в/ч 10098), из 42-й бригады, г. Тольятти;
- 17-й отдельный железнодорожный батальон механизации (в/ч 01741), из 5-й бригады, г. Новоалтайск;
- 21-й отдельный железнодорожный батальон механизации (в/ч 45405), из 1-й гвардейской бригады, г. Ивано-Франковск.
Солдат одели в зимние ватные штаны и бушлаты черного цвета, которые так и назывались: «бамовки», и в шапки с ушами в полтора раза длиннее, чтобы закрывать горло. Офицерам выдавали такие же, только из овчины, и они назывались «год за полтора».
Железнодорожные части к концу 1980 гг. дислоцировались практически только на территории страны, и только в Германии с 1968 г. базировался 458-й отдельный путевой железнодорожный батальон (в/ч пп 89348, Аннабург), в Польше - 15-й отдельный путевой железнодорожный батальон (в/ч пп 80777, Кеншица), а в Монголии с 1971 по 1989 гг. строительство и обслуживание железных дорог вела 17-я железнодорожная бригада в составе 5 батальонов.
В этих войсках имелись и другие специализированные части, например:
• 9-е Высшие Центральные офицерские курсы железнодорожных войск (в/ч 87233, Петродворец (Петергоф) - бывший 2-й учебный полк, в/ч 12673);
• 16-й учебный железнодорожный полк (в/ч 44635, Володарск, Горьковская обл.);
• 27-й учебный железнодорожный полк им. В. Воровского (в/ч 12670, Волгоград) | [ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ: ОТ КРАСНОЙ АРМИИ К СОВЕТСКОЙ. Часть 1: СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА. - Феськов Виталий Иванович.].
Подготовкой и обучением специалистов занималось Ленинградское высшее училище железнодорожных войск и военных сообщений (ЛВУ ЖДВ и ВОСО), готовившее офицерские кадры для железнодорожных войск и органов военных сообщений.
Дорожные войска.
Дорожные войска - специальные войска в составе Материально-технического обеспечения Тыла Вооруженных Сил СССР, включающие в себя дорожно-комендантские соединения и части, мостовые, понтонно-мостовые, а также дорожные части и подразделения, предназначенные для выполнения задач дорожного обеспечения. [ДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА. / ВЭС, 2001, с. 535.].
23.06.1955 г. Приказом Министра обороны СССР N 104 была введена общая эмблема для автомобильных и дорожных войск (ранее являвшаяся эмблемой только автомобильных войск) [ОБМУНДИРОВАНИЕ И ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ. Январь 1943 г. - март 1958 г. IV. - Харитонов, 1960 - с. 93.] | [ТАБЛИЦЫ С РИСУНКАМИ ПРЕДМЕТОВ ОБМУНДИРОВАНИЯ. 1918-1958 гг. Прил. N 10. - Харитонов, 1960. - с. 151 (табл. 155).], и с этого периода ставшая общей эмблемой для данных родов войск вплоть до 1988 г. (Приказ Министра обороны СССР от 04.03.1988 г. N 250. «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота». C приложениями N 1, 2 к приказу, и приложениями N 1, 2, 3 к Правилам. Сайт «Ведомственная геральдика»).
После окончания Второй мировой войны при сокращении дорожных войск, решением ГКО было создано дорожно-строительное соединение - Особый дорожно-строительный корпус НКВД СССР, в составе четырех дорожно-строительных дивизий, для строительства и восстановления разрушенной, во время войны, сети АД СССР (магистральных автомобильных дорог общегосударственного значения, дорог оборонного значения).
Основу корпуса составили дорожные войска, подлежащие расформированию - две дивизии участвовали в строительстве на территориях Цимлянского гидроузла, Куйбышевской ГЭС, нефтепромыслах Татарии и Башкирии, слюдяных приисках Забайкалья, третья в Ростове-на-Дону и четвертая - в Харькове, строили магистральные дороги общегосударственного значения Харьков - Ростов-на-Дону, Харьков - Симферополь и другие АД. В период с 1946 по 1956 гг. было построено 3244 км дорог с твердым покрытием, 17 км мостов, проложено 2,7 км железобетонных труб.
Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 23.10.1970 г. N 878-301 «О строительстве и реконструкции приграничных автомобильных дорог в районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии» были созданы отдельные дорожно-строительные бригады (одсбр) в Главном военно-строительном управлении (ГВСУ) Министерства обороны СССР (МО СССР), которые были размещены и приступили в 1970 г. на участках строительства и реконструкции дороги Иркутск - Чита (М55) в районах Забайкалья. Финансирование строительства и реконструкции осуществлялось за счет капитальных вложений, выделяемых централизованно один раз в год на эти цели Советом министров РСФСР.
Общая протяженность дороги от Иркутска до Читы достигала 1172 км, из них 566 км составляли существующие участки с твердым покрытием, а 606 км предстояло построить вновь силами трех отдельных дорожно-строительных бригад. Работы были начаты в 1970 г. на трех участках: Байкальск - Посольское протяженностью 178,5 км; Мухоршибирь - Глинка протяженностью 178,5 км; река Блудная - Черемхово протяженностью 178,5 км.
Всего на дороге Иркутск - Чита было построено и введено в эксплуатацию 606 км дороги с асфальтобетонным покрытием по нормативам 3-й технической категории, при этом было освоено 207 млн. руб капитальных вложений (в сметных ценах 1969 г.).
Было построено: 103 капитальных моста; 480 водопропускных труб; 12 комплексов зданий и сооружений службы эксплуатации дороги; 8 автозаправочных станций (АЗС); 3 автобусных вокзала (автовокзал); 2 станции технического обслуживания (СТО) автомобилей и дорожных машин. [ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ВОЙСК. - М., Военное издательство, 1995, 432 с.].
По мере окончания работ на своих участках одсбр ГВСУ МО СССР перемещались на строительство АД «Чита - Хабаровск» (М58). [ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ВОЙСК. - М., Военное издательство, 1995, 432 с.].
Работы по строительству и реконструкции АД «Иркутск - Чита» в основном были закончены в 1981 г. При реконструкции и строительстве АД «Иркутск - Чита» (1970-1981) на участке река Блудная - Черемхово ряд больших выемок был разработан с помощью мощных направленных взрывов с закладкой до 400 т взрывчатых веществ (ВВ) на один взрыв. [ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ВОЙСК. - М., Военное издательство, 1995, 432 с.].
Отдельные дорожно-строительные бригады Главного военно-строительного управления (ГВСУ) Министерства обороны СССР работы по строительству АД «Чита - Хабаровск» («Амурская колесуха») | [ПРЕДЫСТОРИЯ. ТРАССА ЧИТА - ХАБАРОВСК.] начали в 1977 г. на двух участках: Чита - Николаевка - Знаменка в Читинской области; Пашково - Свободный - в Амурской области. [ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ВОЙСК. - М., Военное издательство, 1995, 432 с.].
Позднее было принято решение о строительстве, силами трех одсбр ГВСУ МО СССР, с двух направлений: одна одсбр ГВСУ МО СССР развернула строительство на участке Чита - Николаевка - Знаменка с западного направления; одна одсбр ГВСУ МО СССР развернула строительство на восточном участке дороги в направлении Пашково - Архара - Завитинск; одна одсбр ГВСУ МО СССР развернула строительство на восточном участке дороги в направлении Завитинск - Белогорск - Свободный - Сиваки.
Общая протяженность АД (с подъездами) достигала (км) 2283, из них существующая дорога с твердым покрытием составляла (км) 370, также предстояло построить 1913 км новой капитальной дороги. [ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ВОЙСК. - М., Военное издательство, 1995, 432 с.].
С начала строительства до 1992 г. силами личного состава одсбр было построено 510 км дороги, при этом освоено более 300 млн. рублей капитальных вложений (в сметных ценах 1969 г). С 1984 по 1992 гг. на М58 построено: более 30 капитальных мостов и путепроводов, в том числе крупный мост через реку Зея длиной 750 км; два комплекса зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб дороги; заправочные станции; посты ГАИ и другие объекты.
Все эти задачи выполняли следующие формирования дорожных войск:
- 70-я отдельная дорожно-строительная бригада;
- 146-я отдельная дорожно-строительная бригада;
- 159-я отдельная дорожно-строительная бригада;
- 160-я отдельная дорожно-строительная бригада.
На основании директивы Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, в 1969 г. при Министерстве строительства и эксплуатации дорог Украинской ССР была сформирована 60-я отдельная дорожно-строительная бригада в г. Мукачево. В период с 1970 по 1980 гг. военными дорожниками было построено более 70 км автомобильных дорог на Мукачево - Львовском направлении, десятки мостов в сложных горных условиях Карпат.
Выполнив поставленные перед ней задачи, 60-я отдельная дорожно-строительная бригада по решению Правительства СССР в конце 1980 г. была передислоцирована из Закарпатья на территорию Тюменской области для строительства и реконструкции автомобильных дорог к объектам нефтегазового комплекса Западной Сибири, возведения искусственных сооружений на них, а также для строительства промышленных объектов.
Части 60 одсбр, дислоцировались в населенных пунктах Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Белоярский принимали участие в строительстве автодорог, газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, обустройстве компрессорных станций, промышленных и других объектов, выпускали промышленную продукцию для нужд региона.
Дорожные войска принимали участие в оказании помощи в Республике Афганистан (ОКСВА), сначала силами и средствами отдельного дорожно-комендантского батальона (армии) а затем силами и средствами 278-й отдельной дорожно-комендантской бригады (278 одкбр) было организовано эксплуатационное содержание армейской ВАД Хайратон - Кабул - Пули-Чархи.
Так же в состав ОКСВА, в разное время, входили:
- 159-я отдельная дорожно-строительная бригада (159 одсбр);
- 58-я отдельная автомобильная бригада (58 оавтобр);
- 59-я бригада материального обеспечения (59 брмо).
В соответствии с директивой Министра обороны СССР от 01.06.1988 г. на базе 29-й танковой дивизии (29 тд), Белорусский военный округ (БВО), была сформирована 307-я учебная дорожная бригада (307 учдбр) г. Слуцк.
Органы военного управления.
• Центральное автомобильно-дорожное управление (ЦАДУ) МО СССР (1987-1992), до 1987 г. [ЦЕНТРАЛЬНОЕ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. / Военный энциклопедический словарь: [ВЭС] / Минобороны России; [ред. комис. А.Э. Сердюков (пред.) и др.]. - М. : Военное издательство, 2007. - 831 с., [46] л. цв. ил. : цв. карт., ил., портр., табл.]:
- Дорожное управление МО СССР (1969-1987);
- Управление автодорожной службы ЦУП ВОСО МО СССР (1961-1969).
• Центральное дорожно-строительное управление (ЦДСУ) МО СССР (1988-1992);
- Дорожно-строительный отдел ГВСУ МО СССР (1969-1992). (Сайт совета ветеранов отдельных дорожно-строительных бригад ГВСУ МО);
- 1310-е строительное управление (1989-1992).
Подготовка кадров - здесь представлены средние и высшие учебные заведения готовившие офицерский (командный) состав только по ВУС дорожных войск:
- Военно-дорожное училище, г. Ростов-на-Дону;
- Каменец-Подольское высшее военно-инженерное командное училище (КПВВИКУ), до 1974 г.;
- с 1974 г. в Московском высшем командном училище дорожных и инженерных войск (МВКУДИВ), готовили специалистов дпя дорожных войск и войск гражданской обороны (ГО);
- Военная академия материально-технического обеспечения им. А.В. Хрулева (ВА МТО);
- военные кафедры (факультеты военного обучения, циклы) при ВУЗах России (СССР);
- Грозненский нефтяной университет;
- Ижевский сельскохозяйственный институт;
- Московский автомобильно-дорожный университет (МАДИ);
- Саратовский технический университет.
Трубопроводные войска.
14.01.1952 г. в Вооруженных силах СССР появились новые войска, получившие название трубопроводных. В связи с этим именно этот день военнослужащие трубопроводных войск отмечают как свой профессиональный праздник. На самом деле, история трубопроводных войск началась задолго до 1952 г. Дело в том, что транспортировка горюче-смазочных материалов, пресной воды требовала появления особых подразделений в войсках на фоне развития в ВС СССР моторизованных формирований.
Транспортировка ГСМ исключительно бензовозами была возможной далеко не всегда, зачастую особую роль играл ландшафт или удаленность тех или иных гарнизонов от основных транспортных артерий. Особую роль сыграли трубопроводные формирования, не являвшиеся на тот момент отдельными войсками, в ходе Второй мировой войны.
Обмундирование, снаряжение.
В 1969 г. в Вооруженных силах СССР были введены Новые правила ношения военной одежды (формы) и устанавливались ее виды. Для военнослужащих срочной службы - новая повседневная форма из хлопчатобумажной ткани (хэбэ) которая должна была носиться в любое время года.
Для солдат-срочников служивших за пределами СССР и в комендантских подразделениях была введена специальная зимняя форма того же покроя (обр. 1969 г.) но полностью пошитая из плотного сукна. Но, уже с 1973 г. повседневная зимняя форма стала именоваться - ПШ (полушерстяная).
Эта форма шилась из того же материала, что и парадная форма солдат срочной службы. Поначалу ее стали вводить в некоторых воинских частях на территории Советского Союза, в том числе в Пограничных войсках КГБ СССР и Внутренних войсках МВД СССР.
Китель (куртка) закрытый, застегивался на пять латунных штампованных пуговиц, и на который нашивались погоны и петлицы со вставленными эмблемами. Воротник как и положено подшивался специальными белым подворотничком.
Бриджи (брюки) шли без клиновидных нашивок выше колена (которые были у хэбэ), нужных для предотвращения излишнего износа обмундирования. Дело в том, что для прочности в состав этой ткани вводились «лески», т.е переплетение натуральных волокон шерсти с искусственными из вискозы.
Низ брючины был сделан из плотной суконной материи, к которым пристрачивались лямки («тормоза») для фиксации длины. Выдавался военнослужащему один комплект формы на два года.
Такая форма сразу же полюбилась солдатами, не только за свою «теплую» функцию. Но и за то, что имела презентабельный «парадный» вид. При «правильной глажке» на такой форме долго оставались, всеми, так любимые «стрелки».
Любители «военной» моды, которые постянно занимались ушиванием и перекройкой формы, к ПШ относились более бережно. Боялись испортить, к примеру, бриджи не «устрачивали», а заменяли прямыми брюками из-под парадной формы.
ПШ выдавалось во всех родах войск, но это уже было ближе к концу советского периода, когда ПШ массово стало поступать в в/ч разных родов войск.
Удобство и надежность ПШ по достоинству было оценено командованием Пограничных войск КГБ СССР. У пограничников, даже с введением камуфляжной формы, ПШ - так и осталось зимней повседневной формой, почти до конца 1990 гг. [ЗИМНЯЯ ФОРМА «ПШ» В ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСКАХ КГБ СССР. - Погранец на стройке (Yandex Zen). 18.07.2021 г.].
Курьез с «нарушением» ношения формы одежды.
В 1988 г. Министр обороны СССР издал Приказ от 04.03.1988 г. N 250 О введении в действие правил ношения военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского Флота. В связи с этим на Yandex Zen был опубликован интересный рассказ о том, как некоторые командующие округами «творчески» отнеслись к нему.
Так, некоторые генералы самостоятельно корректировали приказы Министерства обороны, которые обязаны были соблюдать их, а не заниматься художественной самодеятельностью.
В 1988 г. Киевским округом командовал (август 1984 - январь 1989) генерал-полковник Владимир Васильевич Осипов, было лето, и как раз, при t выше +20°C разрешили носить рубашки с коротким рукавом.
Однако В.В. Осипов заявил, что в его округе с коротким рукавом никто ходить не будет, в результате чего офицеры, «нарушившие» негласный приказ Владимира Васильевича, получали «приглашение на аэробику» (еще одно гениальное изобретение Киевской комендатуры - четырехчасовые занятия строевой подготовкой, в воскресенье, на плацу комендатуры).
Продолжалось это приблизительно месяц, пока однажды патруль по гарнизону не «выловил» капитана из Генштаба Мин/обороны, приехавшего в командировку. Офицер препираться не стал, а просто попросил указать в командировочном удостоверении, в чем именно заключается его нарушение формы одежды.
Примерно через неделю В.В. Осипов получил служебный втык от министра обороны, Маршала Советского Союза Д.Т. Язова (1924-2020), за корректировку его приказов, заодно также была отменена четырехчасовая строевая подготовка (в обиходе - «аэробика»), как наказание, не предусмотренное уставом.
[СКАЗКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ ПРО СОВЕТСКУЮ АРМИЮ И ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СССР В ЦЕЛОМ. Часть 1. / Молодость в сапогах (Yandex Zen). 11.06.2023 г.].
Тыловые части и службы ОКСВА.
К моменту вывода войск из Афганистана армейский тыл включал бригаду материального обеспечения, 2 отдельных автомобильных батальона, дорожно-комендантскую и трубопроводную бригады, отдельный трубопроводный батальон, 6 госпиталей, по 2 санитарно-эпидемических и ветеринарно-эпизоотических отряда, 2 поликлиники, 6 отдельных батальонов и 4 отдельные роты аэродромно-технического обеспечения, 11 гарнизонных хлебопекарен, 10 банно-прачечных комбинатов, отдельный батальон материального обеспечения армейской авиации и 4 комендатуры ВОСО.
Однако, к сожалению, накопленный там богатый опыт работы, как всегда, оказался в последующем востребованным не полностью. [ТЫЛ ВСЕГДА КАК НА ВОЙНЕ. - Исаков В. / Армейский сборник. 07•2002.].
…
||||||| |||||||
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen) _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
…
…
Свидетельство о публикации №224080400967