9. О предназначении человека
И что я ищу в этом мире…
Абу Али ибн Сина (Авиценна)*
*Авиценна – Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина Ибн Сина; (980–1037), знаменитый представитель арабской медицины, известный на Западе как Авиценна; средневековый персидский учёный, философ и врач, представитель восточного аристотелизма.
9.1. О разумности желаний
Каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, иному вера, иному дары исцелений, иному чудотворения, иному пророчества, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
(Новый Завет. 1 Кор. 12:7-11:)
О полезности
Для того чтобы создать колесо, нужно соединить тридцать спиц в одной ступице, но применение колеса зависит от пустоты, существующей между спицами.
Из глины изготавливаются различные сосуды, но невозможно употреблять сосуды, если они не пусты.
Строятся дома, в которых проделывают двери и окна, а чтобы жить в доме, необходима пустота в нём.
Поэтому полезность всех вещей зависит от пустоты. Таким образом, Лао-Цзы определял необходимость и возможность применения вещей.
(По Дао. Гармония мира)
Понимание пустоты
Субхути, ученик Будды, был способен понимать силу пустоты – точку зрения, согласно которой, ничто не существует иначе, как в соотношении субъективного и объективного.
Однажды Субхути в состоянии возвышенной пустоты сидел под деревом. Вокруг него начали падать цветы.
— Мы награждаем тебя за твои рассуждения о пустоте, – прошептали ему боги.
— Но я не говорил о пустоте, – сказал Субхути.
— Ты не говорил о пустоте, мы не слышали пустоту, – ответили боги. — Значит, это истинная пустота.
И цветы, как дождь, хлынули на Субхути.
(По 101 дзен)
Свой крест
По дороге шли люди, и каждый нёс на плечах свой крест. Люди понимали, что хотя и тяжело идти с крестом, но другого им не дано. Одному хитрому человеку всё время казалось, что его крест слишком тяжёл. Улучшив момент, человек отстал от толпы и, зайдя в лес, отпилил кусок креста. Быстро догнав остальных, хитрец пошёл дальше со всеми. Путь идущих преградила пропасть. Люди положили свои кресты через пропасть и перешли на другую сторону. Крест ловкого человека оказался коротким.
Лягушка
Одна лягушка жила в небольшом болоте, которое находилось рядом с деревней. Как-то сидела она и философски рассуждала о жизни:
— Мухи летают высоко, а я не умею летать и не могу допрыгнуть до многих мушек. Как бы сделать так, чтобы они летали пониже. Хочу, чтоб над моим болотом мухи летали низко и их было бы много.
Пролетающая мимо птичка удивилась такой философии:
— Твои желания не исполнятся, – прочирикала она.
— Почему? – спросила лягушка.
— Потому что мухи любят сладкое. А вода в твоём болоте невкусная.
Лягушка серьёзно задумалась:
— Летать я не умею, воду в болоте не могу сделать сладкой и не знаю, как заманить мух. Остаётся быть предельно внимательной.
И лягушка молча уселась на берегу болотца и стала поджидать приближения мухи.
Гуси
Хозяин вёз гусей в город на продажу. Гуси, увидев шедшего по дороге прохожего, стали кричать ему:
— Посмотрите, что за безобразие творит наш хозяин! Везёт нас, как стадо. Он не знает, что наши прадеды в своё время освободили Рим.
— А вы что сделали? – спросил прохожий.
— Ничего.
— Тогда вы достойны того, чтобы вас варили в горшке, – ответил прохожий. И добавил:
— Ваши прадеды были достойными и благородными, и память о них жива до сих пор. Но сами вы какие? В чём проявили себя?
Три желания
Секретарша, менеджер и начальник отправились в кафе. По дороге они увидели старый кувшин. Секретарша, как и полагается по обязанностям, подняла кувшин и начала протирать его. Тут же появился джин, представился и сказал:
— Буду рад исполнить три желания. Чего хотите?
Секретарша не растерялась:
— Хочу оказаться на Канарских островах, кататься на яхте и наслаждаться соком манго.
Джин щёлкнул пальцами. И она тут же умчалась на Канары.
У менеджера глаза округлились. Но он моментально сориентировался:
— Желаю жить на Гавайях, у меня там есть вилла, массажистка и много-много разнообразных коктейлей.
Не успел начальник и глазом моргнуть, и менеджер унёсся на Гавайи.
Тут начальник обратился к джину:
— Пусть эти два бездельника после обеденного перерыва будут на рабочих местах.
9.2. О том, что важнее
Работа – моё первое наслаждение.
Моцарт*
*Вольфганг Амадей Моцарт – Wolfgang Amadeus Mozart; (1756–1791), великий австрийский композитор, дирижёр, представитель Венской классической школы музыки.
Спорный вопрос
Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека: прошлое, настоящее или будущее.
Один из них сказал:
— Именно прошлое делает человека тем, кто он есть. Все свои умения я приобрёл в прошлом.
— Не согласен! – воскликнул другой. — Человека формирует будущее: какими бы знаниями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать те компетенции, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.
— Вы упустили из виду, – вмешался третий, – что прошлое и будущее существует лишь в наших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего ещё нет. Любой поступок совершается только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы войдёте в будущее и не станет ли сегодня последней точкой в вашем прошлом. Не пренебрегайте днём сегодняшним, от которого столько зависит!
О предназначении
Когда Моцарту было лет четырнадцать, после выступления к нему подошёл подросток и спросил:
— Как научиться так прекрасно играть?
— Это совсем нетрудно, просто с помощью нот записываешь понравившуюся мелодию. Нужно просто попробовать, – отвечал Моцарт.
— У меня лучше получается писать стихи, – продолжил разговор собеседник.
Моцарт предположил:
— Писать стихи ещё сложнее, чем писать музыку.
— Нет, ты не прав! Это совсем легко, ты только попробуй, – возразил юный Гёте*.
*Иоган Вольфганг Гёте – Johann Wolfgang von Goethe; (1749–1832), немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.
Две стрелы
Новичок в стрельбе из лука встал перед целью, приготовив две стрелы. Наставник покачал головой.
— Никогда не бери двух стрел. Понадеявшись на вторую стрелу, ты беспечнее отнесёшься к первой.
— Почему? – спросил лучник.
— Всякий раз считай, что другой возможности нет или может не быть, и надо непременно попасть в цель единственной стрелой!
Свеча
Представьте себе, что наступил вечер, и в комнате царит темнота. Вдруг показался человек с маленькой свечкой. Человека, несущего свечу, не видно, виден лишь огонёк, и близкие предметы начинают вырисовываться. Но когда появляется несколько свечей, в комнате становится светлее, а если зажечь электрическую лампу – предметы становятся зримыми. При дневном свете становится видно всё.
Мир, в котором живём, похож на эту комнату. Каждому из нас надо быть в этом мире носителем света. Когда мы поставим все свечи рядом, то света прибавится, и тогда мы многое увидим.
Каждый из нас сам должен быть зажжённой свечой. Преданный, любящий, добрый человек – это зажжённая свеча. Надо искать тот свет, который несёт Человек, и этот свет поможет найти путь, по которому нужно идти.
О страданиях
— Что такое страдания? – спрашивает человек у проповедника.
Проповедник отвечает:
— Страдания – это следствие ошибок, совершённых некогда нами по неумению. Эти ошибки и следует исправлять во время страданий. Этот процесс нужен, чтобы приспособиться и достичь тех высших вибраций, которые нас ожидают на Небе.
— Что нас ждёт на Небесах? – спрашивает второй прихожанин.
— Нужно перенести сотни скорбей, чтобы вынести одну Божественную радость. Там, где нет страдания, не бывает и радости.
Через страдания мы можем оценить и удержать радость. Господь нам посылает страдания, чтобы закалить нас. Так кузнец закаливает железо, чтобы сделать его пригодным для работы.
Кто я
Ученик суфия обратился к Учителю.
— Мастер, ты говорил, что если я познаю себя, то стану мудрым. Как этого достичь?
— Для начала забери у людей право решать – кто ты есть.
— Как это, Мастер?
— Один тебе скажет, что ты плохой; ты поверишь ему и расстроишься. Другой тебе скажет, что ты хороший; и ты обрадуешься. В этих случаях ты зависишь от мнения людей. Тебя хвалят или ругают, верят тебе или предают тебя, это – прерогатива других. Пока у них есть право решать, кто ты или какой ты, тебе не найти себя. Забери у них это право. И у меня тоже.
9.3. О путях самопознании
Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не знают, что встретились с ними. Уильям Даннинг*
*Роберт Уильям Даннинг — Robert William Dunning; (1857–1922), британский историк, специалист по раннему английскому средневековью.
Тот и не тот
Однажды правитель путешествовал по своему царству. Остановившись у какой-то будки, он увидел там кожевенника, который выглядел очень несчастным. Царь расспросил про его жизнь, и тот пожаловался, что работа у него трудная, денег приносит мало и в семье его не уважают.
Царь задал ему три вопроса:
— Любишь ли ты свою работу? Какую цену ты назначаешь за свой труд? И радуешь ли ты своей заботой жену и детей?
Получив от ремесленника ответы, царь сказал:
— Убирайся с глаз моих! Причины твоих неудач в самом тебе.
Через год царь проезжал мимо тех мест, которые посетил ранее. На месте бывшей будки красовалась мастерская с вывеской: «Изделия из кожи». Зашёл правитель страны в дом, и там его встретил улыбающийся ремесленник. На вопрос царя, тот ли он кожевенник, мужчина ответил, что он тот и не тот одновременно.
— Как же так случилось? – спросил правитель.
— Я понял, что причина моих проблем во мне.
Пять дорог
Пять путников заблудились в лесу. Первый сказал:
— Я пойду налево – так подсказывает моя интуиция.
Второй сказал:
— А я пойду направо – недаром считается, что «право» от слова «прав».
Третий сказал:
— Я пойду назад – мы оттуда пришли, значит, я обязательно выйду из леса.
Четвёртый сказал:
— Я пойду вперёд – надо двигаться дальше; лес непременно закончится и откроется что-то новое.
Пятый сказал:
— Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня.
Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Все остальные разбрелись каждый в свою сторону. Сидящий на дереве увидел, куда надо идти, чтобы выбраться из леса, и смог разглядеть самый короткий путь. Теперь он мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие путники. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех. Ему казалось, что он настоящий мудрец.
Другие его спутники тоже нашли свой путь. Тот, кто пошёл налево, попал в лесную чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в естественных условиях, стал частью леса и мог передать полученный опыт другим.
Путник, повернувший направо, встретил разбойников. Они отобрали у него все пожитки, и ему пришлось вместе с ними заниматься недобрыми делами. Но через некоторое время он смог пробудить в разбойниках нравственные чувства, и они перестали заниматься грабежами. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после смерти путника они прозрели.
Ушедший назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для желающих насладиться красотой и дарами леса.
Устремившийся вперёд обнаружил заросли неизвестных растений, изучение которых привело к открытиям новых фармацевтических формул. И его успехи послужили на благо людей.
Тот же, который в своё время взбирался на дерево, стал специалистом по определению стратегических путей. К нему обращались все, кто хотел позитивно решить проблемы.
Так все пятеро путников нашли своё предназначение.
Саморазвитие
Мастер сказал художнику:
— Чтобы добиться успеха, каждому художнику или композитору необходимо долго и упорно трудиться. Некоторым во время работы удаётся освободиться от эго. В таком случае рождается шедевр.
А мастером может стать лишь тот, смог преодолеть своё эго. Тогда жизнь такого человека становится шедевром, созданным им самим.
Таков взгляд на саморазвитие с точки зрения мастера дзэн.
Легко ли
Дзэн ничего не объясняет, дзэн ничего не анализирует. Он только прямо указывает на наш ум, чтобы пробудиться и стать Буддой.
Очень давно кто-то спросил известного Учителя дзэн:
— Трудно ли найти своё настоящее «я»?
Учитель ответил:
— Очень трудно.
Позже у того же Учителя спросили:
— Легко ли найти своё настоящее «я».
— Очень легко, – отвечал Учитель.
Через некоторое время ещё один человек поинтересовался:
— Какая практика дзэн? Трудная или лёгкая?
И услышал такой ответ Учителя:
— Когда пьёте воду, вы сами понимаете, тёплая она или холодная.
9.4. О применении способностей
Каждый человек рождается для какого-то дела. Каждый, кто ходит по земле, имеет свои обязанности в жизни.
Эрнест Хемингуэй*
*Эрнест Миллер Хемингуэй — Ernest Miller Hemingway; (1899–1961), американский писатель, военный корреспондент, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года.
Искусство каретника
Император сидел на помосте под навесом и читал книгу. Внизу мастер-колёсник ремонтировал его карету. Император отложил книгу и стал наблюдать за действиями старого мастера, а потом спросил его:
— Почему ты такой старый и сам ремонтируешь карету? Неужели у тебя нет помощника? Мастер ответил:
— Твоя правда, государь. Я научил ремеслу своих сыновей, а вот искусство своё передать им не могу. А здесь работа ответственная, требуется особое искусство. Император сказал:
— Ты мудро рассуждаешь! Можешь ли рассказать о своём искусстве?
Старый мастер сказал:
— Могу я тебя спросить, что ты читаешь? И жив ли человек, который написал эту книгу?
Император начал сердиться. Старик, видя это, сказал:
— Не сердись, пожалуйста, я сейчас поясню свою мысль. Видишь ли, мои сыновья делают хорошие колёса, но они не достигли совершенства в этом деле. Я достиг его, но как мне передать им мой опыт?
Если сделать колесо крепким, то оно будет тяжёлым и некрасивым. Если постараться сделать его изящным, то оно будет ненадёжным. Та грань, та мера, которой я руководствуюсь, находится внутри меня, я постиг её. Это и есть искусство, но как его передать?
В твоей карете колёса должны быть изящными и крепкими одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их. Так и трактат, который ты читаешь. Человек, написавший его много веков назад, достиг высокого понимания, но передать это понимание нет никакой возможности. Жизнь не может ждать.
Дверь открывается изнутри
Один известный художник написал своё очередное полотно. В день презентации собралось много известных людей. Когда подошло время, художник сбросил с картины закрывавшую её ткань. Последовал взрыв аплодисментов.
На картине была изображена фигура Иисуса, стучавшегося в дверь дома. Иисус казался живым. Прислонив ухо к двери, он будто хотел услышать, отвечает ли ему кто-то. Все любовались прекрасным произведением искусства. Один же любопытный посетитель нашёл в картине ошибку. У двери не было ни замка, ни ручки. Он обратился к художнику:
— Но эта дверь, похоже, закрыта изнутри, она без ручки, как же в неё войти?
— Так и есть, – ответил автор полотна. — Эта дверь в сердце человека. Она может открыться только изнутри.
Для того, чтобы в нашей жизни появились любовь, радость, счастье и успех, нельзя сидеть сложа руки. Нужно предпринимать действия. Хотя бы просто открыть дверь.
Школа успеха
Шёл человек по своим делам. Он проходил мимо нового, недавно построенного здания, на котором красовалась вывеска: «Школа успеха». Возле корпуса школы он заметил большую очередь. Ему стало интересно, почему у дверей скопилось столько народа. Подойдя ближе, он увидел объявление, в котором сообщалось о приёме в учебное заведение всех желающих обучаться по международным стандартам. Человек стал исследовать ситуацию и рядом с объявлением обнаружил информационное сообщение, перечислявшее школьные дисциплины, которые входят в образовательную программу.
С удивлением и всё нарастающим чувством гадливости читал человек список занятий: уроки лицемерия и виртуального обмана, практика использования масок, техники манипуляции, сквернословия и высокомерия, способы унижения противника. Прохожий обратился к собравшимся:
— Люди! И вы туда же?
Стоявшие в очереди скромно отвели глаза в сторону.
О необходимом
Я просил сил. А жизнь дала мне трудности, чтобы я научился преодолевать их. Они сделали меня сильным.
Я просил мудрости. А жизнь дала мне проблемы, и мне нужно было искать способы для разрешения их.
Я просил богатства. А жизнь дала мне разум и руки, чтобы я мог работать.
Я просил возможность летать. А жизнь дала мне препятствия, чтобы я их преодолевал.
Я просил любви. А жизнь дала мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ. А жизнь дала мне возможности для самостоятельного приобретения того, в чём я испытывал нужду.
Я ничего не получил из того, о чём просил. Но я получил всё, что мне было нужно.
(Автор неизвестен. Из просторов интернета)
Чужие сани
Странно устроен человек. Он, карабкаясь по вертикальной лестнице, забыл о горизонтальной плоскости. Этот путь ему кажется привлекательным. Один получает множество дипломов и званий, другой – должности и оклады. Они освоили возможности амбициозных людей: казаться успешными и значимыми. Но у таких людей обычно эгоистичные амбиции и не хватает духовности.
Путь по горизонтали – это восхождение по ступеням профессионального мастерства, умение делать то, что другие не умеют. Это приобретение знаний, умений и компетенций, которые нельзя отнять.
Горизонт виден только по-настоящему способным людям; они понимают, кто мастер, а кто подмастерье. Не так просто бывает в этом разобраться. Но и мастер, и подмастерье хорошо знают, кто из них – кто.
Жизнь предоставляет выбор для каждого. Что предпочесть: горизонтальную дорогу или вертикальную? Мастера своего дела советуют выбрать горизонтальную. Не получилось, значит, мастерства еще недостаточно, значит, надо ещё учиться и приобретать опыт. Лучше быть, чем казаться. Лучше занимать в жизни то место, которое соответствует твоим способностям, а не садиться в чужие сани.
Старый анекдот
В маленьком офисе хозяин рассказывал старый анекдот. Этот анекдот он рассказывал уже много раз, все сотрудники его знали, им не было смешно, но они смеялись. Работники скучали, их не смешил этот анекдот, но хозяин – есть хозяин. И если он рассказывает шутку, то над ней следует смеяться, это входит в обязанности.
Только одна женщина-секретарь не смеялась, она сидела прямо и серьёзно. Владелец офиса спросил:
— Что с вами случилось? Почему вы не смеётесь?
Она спокойно сказала:
— Я в этом месяце ухожу с работы.
9.5. О мастерстве и профессионализме
Никто не делается мастером, не упражняясь в мастерстве.
Ян Амос Коменский*
*Ян Амос Коменский — (Jan Amos Komensk;; (1592–1670), чешский педагог, писатель, общественный деятель и епископ.
О седельщике
Жил седельщик, который изготовлял безукоризненные сёдла. Он постоянно стремился к совершенству. Он хотел изготовлять такие сёдла, чтобы они были и модными, и идеальными по своей красоте. Пошёл он за советом к профессору, человеку искусства. Доктор по эстетике изложил ремесленнику принципы прикладного искусства.
Мастер на основе этих рекомендаций попытался изготовить образцовое седло, но у него получилось такое же седло, какие он изготавливал и прежде. Когда седельщик показал этот образец профессору, знаток искусства упрекнул его в недостатке фантазии. Профессор предложил своим студентам сделать эскизы и сам тоже сделал несколько набросков. Увидев эскизы, седельщик обрадовался и сказал:
— Господин профессор, ежели бы я так мало смыслил в верховой езде, свойствах кожи и в своём ремесле, и у меня была бы фантазия не хуже вашей.
О купце и приказчиках
Приказчик Пётр пришёл к купцу с претензиями.
— Хозяин, ты поступаешь несправедливо. Я приказчик и Иван приказчик. А платишь ты Ивану вдвое больше. Почему так? Ведь я выполняю все твои поручения.
— Я объясню тебе, – ответил купец. – Но сейчас сбегай к дороге. По ней идёт обоз, узнай, откуда он.
Пётр сбегал к дороге и, вернувшись, сообщил:
— Обоз едет из деревни Федорино.
— Хорошо, – сказал купец. – А теперь узнай, куда он едет.
Пётр выполнил и это задание.
— Он едет в село.
— Иван, – кликнул купец второго приказчика. – Сбегай-ка ты к обозу и узнай, откуда он едет.
Иван побежал к дороге и, вернувшись, рассказал купцу:
— Хозяин, обоз едет из деревни Федорино в село на ярмарку. Везёт много картошки. Нам не надо сегодня отправлять картошку на ярмарку, цена на неё упадёт. Надо срочно отправить туда капусту.
— Теперь ты понял, почему я плачу Ивану вдвое больше? – отвечал купец Петру.
Достижение успеха
Один молодой парень расспрашивал богатого человека, в чём секрет его успеха.
— Как вам удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?
— Слышал выражение «друг познаётся в беде»? – спросил его бизнесмен.
— Да. Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.
— Забудь его, оно в корне не верно. Друг познаётся в радости.
Юноша смутился и очень удивился такому мнению.
— Смотри, – продолжал богач, – когда у тебя проблема, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадачены. Правильно?
— Да, – ответил юноша, – и мой друг помогает мне её решить.
— Первую проблему, скорее всего, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет сидеть и жалеть тебя.
— Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своём юноша.
— Это ужасно! Ведь ты тоже погружаешься в печаль вместо того, чтобы решать свою задачу. Мне повезло, – продолжал бизнесмен, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам. На самом деле, если у тебя проблема – решай её самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу.
Жалеть другого человека легко. А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться. Это и есть настоящая дружба, которая и помогла мне стать успешным.
«Первый принцип»
Когда путник подходит к одному небольшому храму в Киото, он видит вырезанные над воротами слова: «Первый принцип».
Иероглифы необычайно большие, и ценители каллиграфии восхищаются ими как вершиной мастерства. Они были написаны Кодзеном двести лет тому назад.
Мастер изобразил слова на бумаге, потом рабочие, увеличив их, перенесли на дерево. Когда Кодзен рисовал буквы, с ним работал самоуверенный ученик, который изготовил несколько ёмкостей чернил для письма и никогда не упускал случая покритиковать работу мастера.
— Это нехорошо, – сказал он Кодзену после первых его усилий.
— А это?
— Плохо. Ещё хуже, чем раньше, – произнёс ученик.
Кодзен терпеливо исписывал один лист за другим. Набралось восемьдесят четыре образца, но ни один из них так и не заслужил одобрения ученика.
Однажды, когда молодой человек вышел на несколько минут из комнаты, Кодзен подумал: «Вот единственная возможность избежать его строгих глаз». И он торопливо написал: «Первый принцип».
— Это работа мастера! – возвратившись, произнёс ученик.
9.6. Об упорстве и желании трудиться
Истинное сокровище для людей – умение трудиться.
Эзоп*
*Эзоп — легендарный древнегреческий поэт-баснописец. Предположительно жил около 600 г. до н. э. Оригинальные стихи Эзопа не сохранились. Древнейшие «Басни Эзопа» дошли до нас в позднейших поэтических переработках Федра, Бабрия и Авиана.
«Ищу человека!»
Диоген говорил, что только тот труд прекрасен, который не просто обеспечивает физиологическое функционирование организма, а даёт душевный покой и укрепляет дух.
Когда Диогену сказали: «Ты стар уже, отдохни, наконец», он ответил:
— Как же так? Если бы я бежал на дальнюю дистанцию и уже был близок к финишу, разве мне следовало бы присесть и передохнуть, а не собрать остаток сил для последнего броска?
Общеизвестную фразу Диогена, когда он среди бела дня бродил с фонарём, сообщая всем: «Ищу человека!», можно интерпретировать по-разному. Задумывались ли вы над этим призывом философа?
Вероятно, приблизиться к разгадке позиции Диогена помогут другие его слова:
— Когда вижу кормчих, врачей или философов, занятых своим делом, я думаю, что из всех живых существ нет никого разумнее человека. Но когда встречаются толкователи снов, гадатели и те, кто им верит, или люди, чванящиеся своей славой или богатством, мне думается, что нет ничего глупее человека.
(По Диоген Лаэртский)
Сейте
Люди часто спрашивают проповедника: «Что делать?»
— Посейте пшеничное зерно, и оно вам укажет путь.
— Как? – спрашивают прихожане.
— Полейте его и наблюдайте. Солнечные лучи указывают пшеничному зерну дорогу. Зерно стремится в одном направлении – вверх, к источнику жизни, к солнцу. И нам надо устремляться к знаниям, к Богу, – так поучал своих слушателей Пётр Донов.
— Зерно понимает, что такое солнце, и стремится к нему, но ему нужно определённое давление, и только тогда начинается процесс роста. Когда завяжется плод – это уже добродетель. Так и в нашей жизни: необходимы препятствия, чтобы их преодолевая, укрепляться. Добродетели проявляются в действиях, которые направлены на осуществление добра.
Убирайте
Священник обращается к прихожанам:
— Когда приходит время убирать урожай, надо заботливо сжать пшеницу. Но потом следует отделить годное от негодного, отделить зёрна от плевел. Затем зерно молотят. Мы рождаемся – это всходы; растём, развиваемся, умираем, и нас закапывают в могилу – это молотьба. Господь соберёт то, что Ему нужно. В деревне есть амбар и есть сеновал. Зерно свозят в амбар, а солому сложат на сеновал.
Не ленитесь
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).
«Собирающий во время лета — сын разумный; спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5).
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Притч. 12:11).
«Путь ленивого, как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:20).
Сверяйте
Последователи чан буддизма говорили:
— Гораздо хуже быстро продвигаться в неверном направлении, чем медленно идти в верном. Спросите себя, тем ли вы занимаетесь, о том ли всегда мечтали?
Даже если у вас хорошо получается какое-то дело, но оно уводит вас всё дальше от вашей мечты, подумайте, может, стоит от него отказаться? И чем раньше вы это сделаете, тем меньше потеряете своего бесценного времени.
Сложно писать историю
Однажды Гоббс* сидел за письменным столом и писал новый трактат. И тут он услышал страшный шум за окном. Философ вызывает слугу и говорит ему:
— Шум за окном мешает мне работать. Что там случилось?
Тот отвечает:
— Человек попал под коляску.
В это время входит слуга, чтобы заменить перо, и возражает:
— Это трубочист упал с крыши.
Гоббс просит пригласить других обитателей дома и обращается к ним:
— Может, кто-то скажет точнее, что происходит.
— Садовник поймал мальчишку, который воровал яблоки, – сообщает горничная.
Гоббс с раздражением восклицает:
— Как я могу писать историю Римской империи, если не могу установить, что произошло в данный момент!
*Томас Гоббс — Thomas Hobbes; (1588–1679), английский ученый и мыслитель XVII века, философ-материалист, один из основателей современной политической философии.
Не будь хромой лисой
Гулял человек по лесу и заметил хромую лисицу. И подумал он: «Как она поддерживает в себе жизнь?». Стал он наблюдать за лисой и вскоре увидел, как из леса появился лев с куском мяса в зубах, отъел от куска и оставил немного лисице.
Человек подумал: «Я ведь тоже могу так поступать, как эта лиса. Зачем мне напряжённо трудиться?». Пришёл домой и стал ждать, когда ему соседи принесут чего-то поесть. Но ничего не происходило, никто даже и не заходил к нему, а он всё слабел и слабел. И вдруг ему послышался громкий голос:
— Не будь хромой лисой! Разве тебя не научил сильный лев как следует поступать? Будь сильным львом.
Собака и осёл
Когда-то один человек знал язык животных. Однажды на краю деревни его внимание привлёк шум: осёл ревел на собаку, доказывая, что для жизни необходима трава. А собака что есть сил лаяла на осла. Собака кричала:
— Что ты ревёшь о пастбище? Я не могу смотреть на твою траву! Я питаюсь мясом и люблю косточки!
Человек не сдержался и сказал им:
— Придите к общему мнению! Поймите, что полезность сена соответствует полезности мяса.
Тут собака свирепо залаяла, а осёл так лягнул человека, что он свалился прямо в грязь.
Свидетельство о публикации №224080501018