10. Притчи о поисках истины
Фредерик Жолио-Кюри*
*Фредерик Жолио-Кюри — Jean Fr;d;ric Joliot-Curie; (1900–1958), французский физик и общественный деятель, один из основателей и лидеров всемирного движения сторонников мира. Лауреат Нобелевской премии по химии.
10.1. О трудностях в обнаружении истины
Истина любит действовать открыто.
Шекспир
Об истине
Много поучительного найдём, если обратимся к истории жизни Христа и к истории жизни еврейского народа. Еврейский народ тысячи лет ждал своего Спасителя, чтобы Он пришёл и дал ему свободу. Но когда Он пришёл, первосвященники и старейшины выступили против Него. Вероятно, и сейчас люди навряд ли поступили бы иначе.
Когда истина приходит в мир, она одета не в праздничные, а в самые простые одежды, поэтому и Христос явился перед народом в простом облике. Вот почему люди не могут постичь истину.
Нельзя ответить, почему в людях существует зло, почему они предпочитают ненависть любви, а ложь – истине.
Не описать словами
Один паломник прошёл не одну тысячу шагов, чтобы встретить Учителя и, наконец, представ перед ним, попросил поделиться высшей мудростью.
— Тогда сделай глоток из этого ручья и опиши мне вкус воды, – сказал ему учитель.
— Это я уже слышал и понимаю эту истину, – немного разочарованно произнес искатель.
— Расскажи мне, что ты понимаешь? – попросил Учитель. — Вкус воды нельзя описать словами, воду нужно пить, о ней не нужно разговаривать, так же и истина… А теперь представь себе: сижу возле ручья, а толпа стоит в очереди для того, чтоб я описал им вкус воды, хотя многие из них уже слышали это описание от других Учителей.
Абсолютная истина
Однажды Мастер Никеда сказал своим ученикам:
— В мире нет абсолютной истины.
Один из учеников спросил его:
— А является ли сказанная вами истина абсолютной?
— Нет, конечно, – улыбнулся мастер.
Победа в споре
Рассказывают, что однажды Камень и Бамбук страстно поспорили. Каждый из них хотел доказать, что жизнь человека похожа на его собственную.
Камень говорил:
— Если жизнь человека похожа на мою, он будет жить вечно.
Бамбук отвечал:
— Нет, нет, жизнь человека проходит, как моя. Я умираю, но сразу рождаюсь снова. И человеческая душа рождается в новом обличье.
Камень возражал:
— Ну нет, всё выглядит по-другому. Как и я, человек не склоняется ни под дуновеньем ветра, ни под струями дождя. Мне не могут навредить ни вода, ни тепло, ни холод. Так и человек стойко противостоит природным явлениям.
Бамбук настаивал:
— Нет! Жизнь человека такая же, как моя. Я умираю, это правда, но я возрождаюсь в моих сыновьях. Разве это не так? Взгляни вокруг меня – повсюду мои сыновья. И у них тоже есть свои сыновья, которые потом рождают своих сыновей. И в детях продолжается жизнь.
На эти доводы Камень не сумел ответить. Бамбук победил в споре.
Маленькая рыбка
Маленькая рыбка сказала морской королеве:
— Я постоянно слышу о море, но что такое море и где оно находится, я не знаю.
Морская королева ей ответила:
— Ты живёшь, движешься, питаешься в море. Море повсюду: вокруг тебя и в тебе самой. Ты рождена морем, и море тебя примет после смерти. Море есть твоё бытие. Дзэн подобен морю.
Советы Лао-Цзы
Лао-Цзы предупреждал, что если стоять на цыпочках, невозможно долго устоять в такой позе. А тот, кто делает большие шаги, не сможет долго идти.
Кто умеет говорить, не допускает ошибок, а умеющий считать не использует приспособлений для счёта. В словах имеется начало, а в делах заключается главное. И эти советы можно считать верными.
Естественный ход жизни
Один богач попросил Сенгая написать что-нибудь чтобы процветание его семьи продолжалось от поколения к поколению. Сенгай взял большой лист и написал: «Отец умер, сын умер, внук умер».
Богач рассердился:
— Я просил тебя написать что-нибудь для счастья моей семьи. Зачем ты так глупо шутишь?
— Я и не думал шутить, – объяснил Сенгай.
— Если твой сын умрёт раньше тебя, это сильно огорчит тебя. Если твой внук умрёт раньше сына, это разобьёт сердца всем вам. Если в твоей семье из поколения в поколение будут умирать в том порядке, в котором я написал, это будет естественным ходом жизни. Я называю это истинным процветанием.
10.2. О духовных исканиях
Советуй не то, что всего приятнее, а то, что лучше всего.
Солон
Зажечь лампу мудрости
Один садхака – духовный искатель, стремящийся к познанию Божественного, хотел, чтобы у него открылся глаз мудрости. Он пришёл к пещере, где жил гуру. При входе он увидел слабый свет. Когда он стал продвигаться внутрь, этот свет погас. В темноте человек испугался и со страхом произнёс:
— Слава Шиве!
Услышав его голос, гуру спросил, кто он такой. Тот ответил, что пришёл искать его милости. Великий святой захотел узнать, достаточно ли умён его посетитель. Он сказал:
— Отвечу позже, а пока подойди и зажги погасшую лампу. Садхака взял коробок спичек и попытался зажечь лампу, но у него ничего не получилось. Он сказал гуру:
— Я истратил все спички, а лампа так и не загорелась.
Гуру дал совет:
— Посмотри, есть ли в лампе масло.
Оказалось, что масла в лампе нет, а есть только вода. Гуру попросил гостя открыть лампу, вылить из неё воду, налить масла и тогда попытаться зажечь её. Садхака проделал всё это, но лампа по-прежнему не загоралась. Гуру дал ещё один совет:
— Скорее всего, фитиль отсырел, его надо хорошенько просушить, а потом уже зажигать лампу.
Садхака так и сделал, и свет зажёгся.
Только тогда он рискнул упомянуть о своих чаяниях, надеясь на благосклонность гуру. Изумлённый гуру сказал, что необходимый ответ был только что дан. Садхака ответил, что он невежественный человек и не способен уразуметь смысла урока. Он попросил гуру дать объяснения в более ясной форме. Гуру сказал:
— В сосуде твоего сердца находится фитиль дживы – индивидуальной души. Этот фитиль долгое время был погружён в воду твоих чувственных желаний. Поэтому ты и не мог зажечь лампу мудрости.
Пять ароматов
Шестой чаньский патриарх Хуэй-нэн* удивительно образно говорил о самых сложных понятиях чань буддизма. Именно ему принадлежит знаменитая концепция «пяти ароматов заповедей». В буддизме существует обычай возжигать благовония перед статуей Будды. Хуэй-нэн считал, что настоящие ароматы источает душа человека, а потому надо больше внимания уделять погружению в себя, нежели внешним формам поклонения.
Первый из пяти ароматов – аромат заповедей. Это означает, что в твоём сердце не должно быть лжи, зла, зависти, алчности, гнева. Не завидуй успехам и богатству твоих соседей, не обманывай и не угрожай. Не грабь и не причиняй вреда.
Второй аромат – это аромат созерцания. Суть его в том, что ни добро, ни зло не могут привести в хаос твоё сердце. Оно принимает и счастье, и горести с одинаковым спокойствием.
Третий – это аромат мудрости. Суть его в том, что в твоём сердце нет преград для постижения мудрости. Уважай предков и продолжай начатые ими добрые дела, думай о последователях, относись с сочувствием к бедным и помогай им.
Четвёртый – это аромат освобождения от уз всего мирского. Это значит, что ты даже не думаешь ни о добрых, ни о злых делах.
Пятый – это аромат познания освобождения. Твоему сердцу уже не за что цепляться в этом мире, но ты и не должен хранить одиночество, а поэтому следует учиться и много слушать.
*Дацзянь Хуэй-нэн, иногда Хой-нэн — (638–713), патриарх китайского чань-буддизма, одна из важнейших фигур в традиции. Хуэй-нэн был шестым и последним общим патриархом чань. В японской традиции Хуэй-нэн известен под именем Дайкан Эно.
Буддадхарма
Косё Учияма* писал и проповедовал о поисках истины в диалоге между учителем и учеником.
Секито был одним из известнейших учителей дзэн в VIII веке в Китае. Однажды его ученик спросил:
— Что значит буддадхарма?
— Не получать, не знать, – сказал Секито.
— Может, можете объяснить? – попросил Тенно.
— Бесконечное небо не мешает плыть белым облакам, – ответил Секито.
(По Косё Учияма. 365 Дзен)
*Косё Учияма – Uchiyama K;sh; (1912–1998), был священником Сото, мастером оригами и настоятелем святилища недалеко от Киото в Японии.
Рождение
Учитель дзэн поведал своим ученикам о жизни.
Родиться – словно плыть в лодке. Ты поднимаешь парус, и у тебя есть вёсла. Хотя гребёшь сам – тебя везёт лодка. Без лодки никто не может плыть. Однако в лодке находишься ты, и только благодаря тому, как ты гребёшь, лодка плывёт так, а не иначе. Всмотрись в этот момент. В это время нет ничего, кроме гребли. Небо, вода и берег принадлежат лодке, и это другой мир.
Плывя на лодке, твои тело, ум и окружение объединяются в единое целое с лодкой. Значит, рождение не что иное, как ты, а ты не что иное, как рождение.
(По Доген*. 365 Дзен)
*Доген — (1200–1253), японский мыслитель, патриарх дзен буддизма, основатель японской школы Сото.
Меха не работают
Дед замечал различные ухищрения внука, которые он использовал для достижения успеха, но у него всё выходило как-то наперекосяк. Внук брался то за одно дело, то за другое, но его не устраивал результат. Однажды усадил дед внука на лавку и говорит:
— Расскажу-ка я тебе притчу.
— Притчу? – удивился взрослый внук.
— А ты послушай, потом своё слово скажешь, – увещевал дед.
— Однажды принёс купец домой кузнечные меха, дал их своему работнику и сказал: «Если тебе понадобится раздуть огонь, растягивай меха, как гармошку, и пламя разгорится». На следующий день пришёл работник к купцу и говорит: «Не работают меха. Как я ни старался, не разгорается огонь». Купец решил разобраться, в чём дело. Заглянул в печь, а там – ни искорки. Угли давно погасли и остыли. Тогда он сказал работнику: «Как же ты хочешь, чтобы разгорелся огонь, если его и вовсе нет. Даже искры не осталось, а без неё пламя не раздуть. Раздобыл бы ты горящий уголёк или спичку у соседа, тогда и пламя появилось бы. А без искры и меха не работают».
И внук задумался.
Истина и Шутиха
Истина по своей природе была обнажённой. В таком виде появлялась она на улицах и просилась в дома к людям. Но жителям это не нравилось, и они не желали ни видеть, ни слышать её. В связи с такими обстоятельствами она стала грустной и совсем поникла. Однажды встречает печальная Истина щеголяющую в забавных нарядах Шутиху, завидя которую люди распахивают двери своих домов. Шутиха спрашивает Истину:
— Почему ты, обнажённая и такая печальная, словно неприкаянная, шатаешься по улицам?
Истина с грустью ответила:
— Родная моя, мне все хуже и хуже. Моя ноша непосильна и участь горька! Люди не принимают меня, потому что я постарела и приношу правду.
— Странно, что тебя не принимают из-за старости. Ведь и я немолода, скажу даже больше, что с возрастом становлюсь все интересней. Думаю, люди не желают знать открытых истин. Они хотят, чтобы вещи были приукрашены и соответствовали их взглядам. У меня найдутся для тебя красивые платья и украшения. Я тебе, сестра моя, их подарю. Ты будешь выглядеть по-другому и понравишься людям. Поверь мне, они полюбят тебя.
Как только Истина оделась в наряды Шутихи, сразу всё изменилось. Люди стали ей улыбаться и захотели с ней дружить.
Жизненные истины
Надо быть идиотом, чтобы:
затевать длинный разговор с человеком, который торопится на двор;
предлагать голодному чай;
писать приказ о тушении пожара, когда кругом горит;
ждать назначенного дня для подачи жалобы, если из дому насильно увели жену;
ждать указа свыше, когда надо открыть амбары голодающим.
(Из книги Цзацзуань)
Пустыня печали
Два путника повстречались в Пустыне Печали.
— Как ты попал сюда? – спросил один другого.
— Жизнь меня не любила, – ответил другой, – и однажды, потеряв смысл жизни, я пошёл, куда глаза глядят, оказался в Пустыне Печали и заблудился в ней.
— И давно ты здесь?
— Очень давно. Тут страшная, проклятая земля – никаких нормальных условий. Один день ничем не отличается от другого, и каждый из них уносит время в небытие.
— Как жаль, что в мире существуют такие места. Я тоже оказался здесь, но совершенно случайно. К счастью, ни одна пустыня не бывает бескрайней, и я хочу как можно скорее выбраться отсюда.
— Наивный! Пустыня Печали – это замкнутый круг. Отсюда нет выхода. Мы с тобой бредём по ней уже целый день, но разве за это время хоть что-нибудь изменилось?
— Изменилось. Гляди! – воскликнул первый путник, указывая рукой куда-то вдаль. — Там, впереди, не оазис ли?
— Мираж…
— А вдруг оазис? Давай посмотрим!
Это действительно был оазис. Жители радушно встретили путников. Им тоже когда-то пришлось преодолеть пустыню, прежде чем они оказались здесь. Вода, растения, животные – всё радовало путников. Люди позаботились о них и были счастливы оказать им нужное внимание.
— Я хочу здесь остаться. Посмотри, как красиво вокруг, – обрадовался первый.
— Что хорошего ты увидел? – удивился второй. — Примитивное хозяйство, никаких удобств, сплошная скука, тоска и беспросветность.
— Но мы ведь сами можем построить всё, что нам нужно. Это в наших силах.
— Как ты не понимаешь? – угрюмо проворчал второй. — Здесь за счастье нужно бороться точно так же, как и везде. Оазис – та же самая пустыня, но только празднично украшенная. Погляди-ка внимательнее: ты думаешь, жизнь любит этих людей?
— Эти люди любят жизнь, – возразил первый. — И даже если вокруг пустыня, они живут не в пустыне.
Они спорили ещё долго, но так и не пришли к единому мнению. Ночью второй так и не сомкнул глаз, всё ворочался с боку на бок. Первый же уснул сном праведника и проспал так до самого утра. Проснувшись утром, он не обнаружил своего товарища. Стал его искать. А когда вышел за пределы оазиса, увидел цепочку следов, уходящую вдаль, в Пустыню Печали.
10.3. О трудностях на дороге поисков
Под небом всё лишь временно бывает.
Лао-Цзы
Только семена
Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина вместо продавца стоял Господь.
— Боже! Это ты?!
— Да, Я, – ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить?
— Всё, – был ответ.
— Тогда мне бы хотелось купить здоровья, счастья, любви, успеха и много денег!
Бог улыбнулся и пошёл за заказанным товаром. Вскоре Он вернулся с небольшой картонной коробочкой.
— Это всё?! – воскликнула женщина.
— Да, – спокойно ответил Бог, – разве ты не знала, что у Меня продаются только семена?
Субъект и объект
Двое монахов беседуют об отношениях субъекта и объекта.
Один говорит другому:
— Этот камень, который я вижу, пребывает в моём мозге.
Другой возражает:
— Твоей голове придётся тяжело, если ты соберёшь в неё камни со всех окрестностей.
Истина – удел немногих, заблуждение же обычно и повсеместно.
Бальтасар Грасиан*
*Бальтасар Грасиан-и-Моралес – Baltasar Graci;n y Morales; (1601–1658), испанский прозаик, философ и теоретик литературы, иезуит. Крупнейший представитель литературы барокко.
О зависти
Собравшиеся дискуссируют о том, кому может завидовать человек.
Бессмертный обращается к собравшимся:
— Знайте, что человек пожелал бы позавидовать одной из птиц.
— Может быть, орлу, его мощи и парению? – предполагает участник.
— Разумеется, нет. Ведь орёл, роняя своё величие, бросается с высот на ползучего гада.
— Тогда, наверное, павлину. Зоркости его глаз и оперению?
— Тоже нет. У павлина ноги некрасивы.
— Не лебедю ли? Его белизне и сладкогласию? – говорит ещё один.
— Нет, нет. Он глуп, всю жизнь молчит.
— Цапле. Из-за горделивой её красы, – высказывает свою догадку ещё один участник диспута.
— Вовсе нет. Цапля тщеславна.
— А, понятно. Фениксу, во всём единственному.
— Отнюдь нет. Феникс вообще под сомнением, он не может быть счастлив, ибо одинок.
— Но какая же птица? Мы уже всех перебрали, не осталось кому завидовать, – не выдержал диспутант.
— Скажу – не поверите. Всего только ворону.
(По Грасиан Бальтасар. Карманный оракул)
Своя ноша
Один монах просился, чтобы его приняли в дзенский монастырь. Он сидел у ворот монастыря и ждал ответа. В это время проходил человек с тяжёлой ношей. Вскочив с места, монах подбежал к согнувшемуся под тяжестью человеку, чтобы помочь ему нести котомку. В это время вышел аббат и тут же заявил монаху, что он изгнан из монастыря.
«Безжалостный поступок!» – скажете вы.
Каждому предназначена своя ноша. У того, кто сидит у ворот, она – своя, а у того, кто тащит груз – своя. И каждый должен расти вместе со своей ношей.
Лестница
Ходжа Насреддин берёт лестницу, приставляет её к стене, взбирается наверх, подтягивает лестницу и перекидывает её в чужой сад. Садовник видит всё это.
— Ты кто такой и что тут делаешь?
— Лестницу продаю.
— Да разве здесь место для продажи лестницы? – возражает садовник.
— Какой же ты бестолковый! – замечает Ходжа. — Разве ты не знаешь, что лестницами можно торговать где угодно?
Посох
Один аскет, проходя через селение, услышал вопрос:
— Ты не болен и не стар, почему же ты опираешься на посох?
— Потому что я всегда в пути и мечтаю о том времени, когда завершу его. Посох – принадлежность того, кто находится в пути.
10.4. О философском отношении к жизни
Я могу не говорить того, что я думаю, но это вовсе не значит, что я должен говорить то, чего я не думаю. В первом случае это благоразумие, во втором – лицемерие.
Вильгельм Либкнехт*
*Вильгельм Либкнехт – Wilhelm Martin Philipp Christian Ludwig Liebknecht; (1826–1900), один из основателей германской социал-демократической партии.
Дела нет
Однажды к Сократу напросились на обед богатые гости. Жена, узнав об этом, сказала, что ей будет стыдно за скромный обед, который она сможет приготовить для гостей. Философ же невозмутимо отвечал:
— Не переживай, если они люди порядочные, то останутся довольны, а если пустые, то нам до их мнения и дела нет.
Дождь идёт потом
За свои уроки Сократ брал самую малость. И когда ему присылали большое количество хлеба и вина, излишки он отсылал обратно. Ксантиппа постоянно ругала его за то, что он так дёшево оценивает свои умения обучать думанию. Сократ знал, как возразить, и объяснял, что учит юношей не ради платы, а ради того, чтобы люди становились лучше.
Когда жена на виду соседей выругала его, а потом ещё и окатила водой, Сократ философски заметил:
— Я всегда знал, что вначале бывает гроза, а только потом дождь идёт.
На замечания друзей об ужасном характере его жены Сократ отвечал поистине достойными философа словами:
— В отношениях с Ксантиппой я учусь обхождению с другими людьми.
А когда Алкивиад, друг Сократа, сказал, что ругань Ксантиппы несносна, философ заметил:
— А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса.
О скандалах жены Сократа знали все в Афинах. Если сказать откровенно, благодаря сварливому характеру Ксантиппа навечно осталась в истории философии рядом со своим мудрым мужем.
Отношение к смерти
Когда Сократа осудили и сообщили, что афиняне приговорили его к смерти, он невозмутимо отвечал:
— А природа осудила их самих.
На замечание женщины: «Тебя хотят казнить, хотя за тобой нет никакой вины», Сократ возразил:
— А ты бы хотела, чтобы меня казнили заслуженно?
Перед смертью, когда ученик предложил ему новый плащ, чтобы Сократ в нём приготовился к смерти, философ отвечал:
— Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нём жить, а не годится, чтобы в нём умереть?
(По Диогену Лаэртскому)
Истина дороже
Аристотель, афоризм которого «Платон мне друг, но истина дороже» часто цитируют, известен не только научными и философскими трудами. Зачастую биографы представляют его как участника разнообразных жизненных ситуаций.
Диоген Лаэртский, рассказывая о жизни философа, приводит его ответы на вопросы собеседников. Над некоторыми из них: краткими, меткими и глубокомысленными, полезно поразмышлять и нам.
Диалоги
Один человек хвалился, что он родом из большого города.
Аристотель заметил:
— Не важно, откуда ты, а важно, достоин ли ты большого города.
На вопрос, как вести себя в отношениях с людьми, философ отвечал:
— Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами.
Об учении Аристотель остроумно и правдиво говорил:
— Корни его горьки, но плоды сладки.
Когда его спросил ученик лицея:
— Как преуспеть в учёбе? – философ искренне отвечал: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади».
Воспитание и образование Аристотель называл украшением в счастье, а в несчастье – прибежищем. Образование философ считал лучшим припасом к старости.
Вопросы и ответы
Один учёный пришёл к Мастеру и задал ему много вопросов. Мастер спросил его:
— Вы пришли искать или задавать вопросы?
Учёный ответил:
— Какая разница? Вопрос – это и есть поиск!
Мастер сказал:
— Разница такая же, как у Неба и Земли. Поиск – это жажда, а вопрос – это игра ума.
Ум – это постоянные вопросы и ответы. У пытливого человека должны быть вопросы, но если ум принимает ответ, вопрос умирает. Вопросы должны оставаться.
Дождь или солнце
У Моллы две дочери и обе замужем. Однажды он решил пойти и узнать, как им живётся. Сперва он пришёл к старшей. Поговорили они о житье-бытье и под конец разговора дочка сказала:
— Зять твой в этом году посеял пшеницу и в том случае, если будет хороший дождь и хороший урожай, обещал мне купить шёлковое платье.
Молла помолился о дожде.
Потом пришёл к младшей дочери и стал расспрашивать, как ей живётся. Младшая дочь сказала:
— Зять твой посеял много хлопка. Сейчас хлопок зацвёл. Мой муж сказал: «Если не будет дождя и хлопок не испортится, я куплю тебе платье».
Молла помолился, чтобы не было дождя, и, собираясь уходить, сказал:
— Доченька, на этом свете так: одной сестре нужен дождь, а другой – засуха. А отцу остается одно – молиться за обеих.
10.5. Об уроках, которые получаем
История с флейтой
Одному человеку захотелось поиграть на флейте, а флейты у него не было. Пошёл он в лавку и стал выбирать инструмент. Он осматривал одну флейту за другой, дул в каждую и щупал снаружи и даже внутри. Случилось так, что в одну флейту он засунул палец и никак не мог вытащить его обратно. Дёрнул он палец изо всей силы – палец ещё крепче застрял. Чтобы вытащить палец, оставалось только одно: разбить флейту. Но её надо было сначала купить.
— Извините, пожалуйста, сколько стоит ваша флейта? – спросил он у хозяина лавки.
Хозяин подумал: «Этот неосторожный человек слишком глубоко засунул палец в мою флейту и никак не может от неё освободиться. Значит, он заплатит столько, сколько я запрошу». И назначил цену втрое дороже, чем стоила флейта.
Покупатель торговаться не стал, рассчитался и побежал домой, чтобы скорее высвободить палец. Вдруг из-за высокой бамбуковой изгороди возле одного дома он услышал прекрасные звуки флейты. Ему захотелось узнать, кто это так хорошо играет. Он даже позабыл, что у него болит палец. В изгороди он обнаружил щель между бамбуковыми жердями, прижался лицом к ним, и ему удалось просунуть в щель голову. Но в эту самую минуту прекрасная музыка кончилась, и на балконе опустили занавеску.
— Вот досада! Еле просунул голову, а смотреть не на что! – подумал разочарованный человек.
И тут любитель флейты почувствовал, что у него болит палец, и потянул голову назад. Но голова его застряла в щели. Бамбуковые жерди, которые он раздвинул лбом, сошлись и зажали ему шею, как ошейник. Он стал дёргаться и вертеть головой так, что изгородь затрещала.
На шум выбежали хозяева дома. Когда они увидели голову, торчавшую среди бамбуковых прутьев изгороди, закричали:
— Что тебе надо? Зачем ты сюда залез?
— Извините, пожалуйста, – сказал любитель флейты, – сколько стоит ваша изгородь? Я хотел бы унести её с собой.
Урок, полученный в детстве
Однажды во время интервью журналист спросил учёного, сделавшего несколько важных открытий в области медицины, как он смог достигнуть таких грандиозных успехов. Что выделяет его из числа других людей? Учёный ответил, что его любопытство берёт своё начало из одного урока, полученного от матери.
В три года он пытался достать из холодильника бутылку молока, та выскользнула из рук, и её содержимое залило весь пол на кухне. Растеклось настоящее молочное море! Мама, войдя на кухню, не стала наказывать сына, а сказала:
— Роберт, какой чудесный беспорядок ты устроил! Никогда не видела такой огромной лужи молока. Что ж, что сделано, то сделано. Если хочешь, можешь немного поиграть в молоке, а потом мы всё уберём.
Он поиграл, а через несколько минут мать сказала:
— Понимаешь, Роберт, разведя грязь, в конце концов, приходится её убирать. Как ты хочешь это сделать? С помощью губки, полотенца или щётки? Что ты предпочитаешь?
Он выбрал губку, и вместе они убирали разлитое молоко. Потом мать сказала:
— То, что здесь произошло, можно назвать неудачным экспериментом по переносу большой молочной бутылки двумя маленькими руками. Давай пойдём на улицу, нальём в бутылку воды и посмотрим, как её нести.
Малыш уяснил, что сможет держать бутылку, не уронив её, если возьмётся за горлышко рядом с крышкой.
— Вот так я получил первый урок!
Учёный далее рассказал, что именно в тот момент он понял, что не стоит бояться совершать ошибки. Ошибки – это возможность узнать что-то новое, а это и составляет суть научных экспериментов. Даже если эксперимент не удаётся, с его помощью мы обычно узнаём что-то ценное.
Чашка переполнена
Нан-Ин японский мастер дзэн, живший в эпоху Мэйдзи, принимал у себя дома профессора университета, пришедшего расспросить о практике дзэн.
Нан-Ин пригласил гостя к столу и стал угощать чаем. Мастер поставил перед профессором чашку и стал наливать чай профессору. Чашка была уже наполнена, а Мастер всё продолжал лить чай. Профессор изумлённо смотрел, как чай льётся через край, и, наконец, не выдержал и воскликнул:
— Чашка полна. Больше не входит, разве вы не видите!
— Вот так, как полна эта чашка, – ответил Нан-Ин, – и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать вам дзэн, пока вы не опорожните свою чашку?
Нет проблемы
К дзэн мастеру пришёл ученик и спросил:
— Почему одни люди красивы, а другие безобразны, одни умны, а другие глупы? Почему существует такое противоречие? И не говорите мне о карме и о том, что всё идёт из прошлой жизни. Как появилась разница с самого начала, когда прошлого ещё не было?
Мастер повёл его в сад и сказал:
— Вот это дерево большое, а это – маленькое. Я часто сидел под этими деревьями и думал, почему так? Но когда я отбросил ум, то исчез сам вопрос. Сейчас я знаю, что это дерево большое, а это маленькое. Нет никакой проблемы.
Срок истёк
У одного мастера дзэн был внук, любивший послушать своего дедушку. Однажды внук разбил дорогую вазу, которой дед очень дорожил. Не дожидаясь, пока взрослые это обнаружат, мальчик сам пошёл к деду и спросил:
— Помнишь, ты говорил, что всему на свете есть срок?
— Да, верно, в действительности так и есть, – согласился мастер.
— Так вот, хочу тебе сообщить, что срок жизни твоей любимой вазы уже истёк.
Ещё не умирал
Император Гудзай учился дзэн под руководством мастера Гуду.
Он спросил:
— Истинный разум в дзэн – это Будда. Верно ли это?
Гуду ответил:
— Если я скажу «да» ты будешь думать, что ты понимаешь, не понимая. Если я скажу «нет» я вступлю в противоречие с фактом, который многие понимают очень хорошо.
На следующий день император спросил Гуду:
— Куда отправляется просветлённый человек после смерти?
Гуду ответил:
— Не знаю.
— Почему? – удивлённо спросил император.
— Потому что я ещё не умирал, – ответил Гуду.
Молитва
Однажды император попросил мастера прийти во дворец и помолиться за него. Тот пришёл, но молиться отказался. Он сказал:
— Это невозможно. Есть несколько вещей в жизни, которые каждый должен делать сам.
— Какие, например, это вещи? – спросил император.
— Я не могу за вас обнять женщину, – объяснял мастер дзэн и продолжил. – Если вы хотите высморкаться, вам самому придётся это сделать. Я не могу это сделать за вас. То же можно сказать и в отношении молитвы.
— Так что же мне делать? – беспомощно вопросил правитель.
— Я буду молиться, и вы молитесь, – ответил мастер.
Он закрыл глаза и погрузился в молитву.
Отсутствие эго
Иногда от наплыва посетителей в монастыре становилось шумно. Это раздражало учеников, но не Мастера, которому, казалось, одинаково нравились и тишина, и галдёж.
Недовольным ученикам он сказал однажды:
— Тишина – это не отсутствие звуков, но отсутствие эго.
10.6. О напутствии Соломона
Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма.
Соломон*
*Соломон — (989–939 до н. э.); третий еврейский царь, правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии, соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм.
И это пройдёт
По преданию, царь Соломон владел кольцом, на котором было выгравировано изречение: «Всё проходит». В минуты горя и тяжёлых переживаний Соломон бросал взгляд на надпись и обретал спокойствие. Но однажды вместо утешения эти слова вызвали у него приступ раздражения. В порыве гнева царь сорвал кольцо с пальца и бросил на землю, и кольцо покатилось. Тут и открылась надпись на внутренней стороне, прочтя которую, Соломон печально рассмеялся.
Надпись гласила: «И это пройдёт».
Кто мы
Когда царь Соломон спустился с горы после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:
— Ты источник вдохновения для нас. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы хотим слушать тебя. Скажи нам: «Кто мы?».
Он улыбнулся и сказал:
— Вы – свет мира. Вы – звёзды. Вы – вместилище истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в своё сердце, спрашивайте своё сердце, поступайте с любовью. Это говорит вам Бог. Блаженны, знающие язык Бога.
Тогда спросили его собравшиеся.
— В чём смысл жизни?
— Жизнь – это путь, цель и награда. Ваше предназначение – понять свои таланты и расцвести, и своим бытием украшать землю. Жизнь ценна сама по себе и состоит из настоящего. А смысл настоящего – быть в настоящем.
Люди стали спрашивать ещё.
— Почему несчастья преследуют нас?
— Что сеяли, то и собираете. Несчастья – это ваш выбор. Бедность – творение человеческое. А горечь – это плод невежества. Обвиняя, теряете силу. Проснитесь, ибо нищий тот, кто не осознаёт себя. А те, которые не нашли внутри Царство Божие – бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием!
Люди продолжали задавать вопросы
— Как преодолеть несчастья?
— Не осуждайте себя. Не сравнивайте и не разделяйте. За всё благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят всё. Молитесь в радости – и несчастье обойдёт вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте: восхваление – лучшая молитва, а счастье – лучшая пища для души.
— Каков путь к счастью? – вопрошали люди.
— Живите просто. Не приносите вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Приносите в мир новое. Станьте энергией любви, ибо любовь всё одухотворяет. Где любовь – там Бог.
(По «Благоразумие мудрости. Соломон Мудрый»)
Свидетельство о публикации №224080501023