11. О превратностях судьбы

Не бывает великих дел без великих препятствий.
Вольтер

11.1. О том, что бывает приятным

Приятнее всего

В беседе Фалеса спросили:
— Что приятнее всего?
— Удача! – без раздумий отвечал он.
— Что божественно?
— То, что не имеет ни начала, ни конца.
— Можно ли скрыть от богов дурное дело?
— Ни даже дурное помышление невозможно скрыть, – отвечал Фалес.
На вопрос: «Когда легче всего сносить несчастье?» – он ответил:
— Когда видишь, что врагам ещё хуже.
— Какая жизнь самая лучшая? —спросили его.
— Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других.
Доказательством логической непротиворечивости изречений Фалеса является тот факт, что вслед за его открытиями и предвидением пошли другие философы.
(По Диогену Лаэртскому)

Думал, что потерял

Однажды Насреддин повстречал угрюмого человека, бредущего по дороге в город.
— Что с тобой? – спросил Ходжа Насреддин путника.
Человек показал ему потрёпанный дорожный мешок и жалобно сказал:
— Я несчастный! Всё, чем я владею в бесконечно огромном мире, едва заполнит этот жалкий, негодный мешок!
— Плохи твои дела, – посочувствовал Насреддин, выхватил мешок из рук путника и убежал прочь.
А путник продолжил путь, обливаясь слезами. Тем временем Насреддин забежал вперёд и положил мешок прямо посреди дороги. Путник увидел свой мешок, валяющийся на пути, рассмеялся и радостно закричал:
— Какое счастье! А я уж думал, что всё потерял!
Понимаем, что счастливы, когда находим то, о чём сокрушались, как о потерянном.

Осмотрительность

Существует мнение восточных мудрецов: «Невидимое видим мы настолько, насколько чисто наше сердце. А оно чисто настолько, насколько мы его отполировали». 
Когда родной город Бианта* был осаждён войсками полководца Кира, жители стали убегать, хватая своё самое ценное имущество. Один лишь Биант ничего не взял с собой. На вопрос удивлённых горожан, почему он так уходит, Биант ответил: «Всё своё я ношу с собой».

*Биант Приенский — (600–530 до н.э.), древнегреческий мудрец и общественный деятель, один из семи особо чтимых мудрецов.

Воздавать по заслугам

Аристотель учил слушателей в своей известной во всей Греции перипатетической школе*. Первые годы обучения ученики могли только слушать и спрашивать – такие принципы обучения существовали долгое время. Интересны и вопросы учеников, и ответы учителя.
На вопрос, что быстрее всего стареет, Аристотель заключал:
— Благодарность.
А когда его спросили, что такое надежда, – он умудрённо ответил:
— Сон наяву.
Справедливость, по мнению философа, – это душевная добродетель, состоящая в том, чтобы всем воздавать по заслугам.
На вопрос:
— Какую пользу он получил от занятий философией?
Аристотель отвечал:
— Стал делать добровольно то, что другие делают в страхе перед законом.
(По Диоген Лаэртский)

*Перипатетическая школа – Перипат или Ликей – философская школа Аристотеля, основанная им в 334 г. до н. э. в Афинах. Термин «перипатетик» образован от слова peripatos, что означает – «крытая галерея», служившая местом для занятий.

Дым

Однажды судно потерпело крушение, и человек был выброшен волной на необитаемый остров. Он единственный остался в живых и беспрерывно молился о том, чтобы Бог спас его. Каждый день всматривался он в морскую даль в надежде, что увидит плывущий корабль, но напрасно.
Вскоре человек понял, что каким-то образом надо выживать. Он собрал доски, которые прибило волной к берегу, и построил шалаш. Но однажды, вернувшись к жилищу после поисков пищи, он увидел, что его строение объято пламенем, а дым столбом поднимается к небу. В огне сгорели и все вещи. Человек больше не мог сдерживать своего отчаяния. Он рухнул на колени и вознёс голос к Богу:
— Боже, как Ты мог так со мной поступить? – рыдал он.
Расстроенный, окончательно потеряв последнюю надежду, на какое-то время бедолага уснул. Его разбудил гудок парохода. К острову направлялось судно. И вновь обретший надежду островитянин помчался к берегу. Когда его приняли на борт корабля, человек спросил матросов:
— Как вы узнали, что я здесь?
— Мы увидели дымовой сигнал, – ответили они.

11.2. О том, как получаем опыт

Тот, кто преодолел препятствия, обычно забывает о первоначальных горестях.
Оноре де Бальзак

Глаза открыты

Разговаривали однажды два приятеля. Один рассказывал, что приобрёл очень умную обезьяну. Второй и говорит:
— По каким признакам ты определил, что твоя обезьяна умна.
Хозяин обезьяны привёл приятелю несколько примеров из своего опыта, когда он пытался обмануть обезьяну, но ему не удалось этого сделать.
— Хорошо, давай я попробую проверить, насколько хитра твоя обезьяна, – предложил друг.
Они договорились. И когда его друга не было дома, приятель пришёл, чтобы испытать обезьяну. Приятель производил разнообразные действия, а обезьяна всё повторяла. Когда же он притворился спящим и закрыл глаза, закрыла глаза и обезьяна. Приятель взял деньги и ушёл.
Вернулся хозяин и побил животное. Когда в следующий раз приятель пришёл в гости, обезьяна не жмурилась. Она знала, что есть палка.
Как в истории с обезьяной, после полученного печального опыта и перенесённых страданий, когда придёт дьявол, человек сможет сказать ему: «Мои глаза открыты».

Кто ты

Рассказывают, что художник Перов* долго искал бедного мальчика для своей картины. И вот однажды на улице он увидел оборванного ребёнка, который соответствовал представлениям художника. Он попросил мальчика прийти к нему в мастерскую позировать и дал адрес. Мальчик рассказал матери о том, что богатый господин пригласил его для рисунка. Мать собрала у знакомых приличную одежду и приодела ребёнка.
Когда мальчик предстал в таком виде перед художником, тот воскликнул:
— Кто ты такой?
Мальчик объяснил, что живописец его сам пригласил.
На это объяснение Перов выгнал его, сопровождая словами:
— Убирайся! Если бы мне нужны были такие, как ты выглядишь сейчас, я бы нашёл тысячи. Ты мне нужен был таким, каким я тебя тогда встретил.

*Василий Григорьевич Перов — (1834–1882), русский живописец, один из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок.

Смотреть и видеть

 Два приятеля беседовали о понимании мира, каждый старался изложить своё мировоззрение. Один решил пошутить и поддразнить другого. Он предложил приятелю закрыть глаза и помедитировать. И начал вводить друга в медитативное состояние:
— Мы в саду, здесь много прекрасных яблок…
Другой закрыл глаза и говорит ему:
— Что ты! Я ничего здесь не вижу.
И медиатор влепил ему оплеуху. Приятель, естественно, возмутился:
— Ну зачем ты так?
— Это ответ на твой вопрос. Ты спрашиваешь, как прийти к вере? Очень просто. Иногда Господь отвешивает нам затрещины. И мы начинаем видеть. Те из нас, у кого глаза закрыты, должны их открыть.
— Как это происходит? – спросил неверующий.
— Когда приходит несчастье, это как затрещина. И тогда каждый обращает глаза вверх и видит, что Он там, и взывает к Нему. Ты не понял, почему я стукнул тебя?
— Не понял. Может быть, потому что у меня не было несчастья, и я смотрю с закрытыми глазами?

Пример страданий

Иисус своими земными страданиями хотел нам показать пример того, что нужно подчиниться Божественному процессу. Он говорил:
— Разве я не имею власти попросить Отца Моего послать тысячи ангелов и спасти Меня? Но если Я не исполню того, для чего пришёл, как возвысятся люди?

Спасение

Однажды некий раджа после долгой междоусобицы пленил соседа. Пока придумывали казнь, неудачника заточили в высокую башню. В башню от железной двери вела длинная винтовая лестница, потом ещё одна дверь, за которой была маленькая каморка с окном, за которым находилась отвесная стена.  День и ночь башня охранялась. И всё же пленник сбежал.
Ему помогли друзья. Они ночью вверх по стене пустили большого жука с привязанной к нему тончайшей шёлковой нитью. С какой-то попытки жук дополз до окошка, и раджа принял нитку. После этого друзья привязали другую нитку, более прочную. Пленник вытащил и её. И так несколько раз. Потом в ход пошёл шнур, затем настала очередь верёвки, по которой он и спустился вниз с башни, пока стражники мирно храпели у запертых дверей.

Три сестры
 
Жили три сестры. Первая была ленивой. Вторая отличалась злобным характером. А третья и умница, и красавица, и рукодельница. Однажды у ворот их дома остановилась телега, с неё сошла женщина и приблизилась к ним.
— Кто ты? – спросили сёстры.
— Я – ваша Судьба. Пришло время выходить вам замуж.
Посадила Судьба сестёр на телегу и повезла. Заехали они в первую деревню. Видят, парень в поле пашет, и в его руках дело спорится. За что ни возьмётся, всё получается.
 — Вот этот – твой, – говорит Судьба первой сестре.
Высадили первую сестру и поехали дальше. Приехали в другую деревню. А там молодец живёт. Сговорчивый и добрый. Кто бы ни обратился к нему, всем поможет – отзывчивый. Вся деревня не может нарадоваться на него. Просто золото, а не человек. 
— Вот этот – твой, – говорит Судьба второй сестре.
Высадили вторую сестру и поехали дальше. Приезжают они в третью деревню. Видят: у ветхого дома, полуодетый и нечёсаный валяется пьяный парень. Судьба остановила телегу возле него и говорит третьей сестре:
— А вот этот твой.
Третья сестра отвечает:
— Да как же так? Зачем он мне? Ведь я же умница, красавица, рукодельница! А ты мне такого жениха даёшь! Сёстрам моим хороших парней нашла. Неужели для меня других женихов нет?
— Другие есть, – вздохнула Судьба, – но этот без тебя пропадёт.

Кающийся волк

Жил как-то волк. Он растерзал много овец и поверг в несчастье многих людей. Однажды волк почувствовал угрызения совести и стал раскаиваться в своих поступках. Он решил измениться и более не убивать овец. Чтобы всё было по правилам, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен.
Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волк ранее зарезал немало овец и у священника, и священник со всей серьёзностью молился о том, чтобы волк изменился. Волк заскучал, выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу, а священник всё молится, и молитве не видно конца.
Наконец волк не выдержал и зарычал:
— Хватит, священник, достаточно молиться! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!

11.3. О недальновидности
Лучше с разумом быть несчастным, чем без разума – счастливым. Эпикур*

*Эпикур — (342–270 до н. э.), древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах. Эпикур и его последователи были известны тем, что ели простую пищу и обсуждали широкий круг философских вопросов. Он открыто позволял женщинам и рабам поступать в его школу.

Зеркальная комната

Когда-то жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец, в котором хотел разместить множество чудес. Среди прочих диковин во дворце оборудовали комнату, в которой стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркала, настолько точно они отражали входящего.
Кроме того, стены этой комнаты были устроены так, чтобы создавалось эхо. Спросишь: «Кто ты?» и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?».
Однажды в эту комнату забежала собака и в изумлении застыла посередине: целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу.
Собака на всякий случай оскалила зубы, и все отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо повторило её лай. Собака лаяла всё громче, а эхо повторялось и повторялось. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, и её отражение тоже носилось вокруг, щёлкая зубами.
Утром слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями.

Сердце поэта

Датский философ XIX века Сёрен Кьеркегор* дал образную характеристику поэту.  Он писал, что поэт – несчастный человек и в его сердце скрыты глубокие мучения, но губы его устроены таким образом, что когда из них вырывается стон, он превращается в прекрасную музыку. В этом образе как бы переосмыслено древнее предание.
В давние времена по заказу тирана скульптор сделал огромного бронзового быка, полого внутри. В него клали обречённого на смерть человека и разводили под брюхом металлического чудовища огонь. Пасть быка была устроена так, что стоны и крики погибающего в мучениях человека вылетали из зева быка в виде мелодичных звуков. Одним из первых был таким способом казнён сам скульптор – создатель бронзового изваяния.

*Сёрен Обье Кьеркегор — S;ren Aabye Kierkegaard; (1813–1855), датский теолог, философ, поэт, социальный критик и религиозный писатель, которого многие считают первым философом-экзистенциалистом.

Возил с собой себя

Сократу рассказали, что знакомый афинянин совершил путешествие на Крит. Добавив при этом, что путешествие его нисколько не исправило.
— Охотно верю, – заметил на это Сократ. — Ведь он возил с собой самого себя.
 
Проучил

Один из святых отцов сказал:
— Когда Господь, слава Его милости, увидел, что святые отцы возгордились, Он послал их к честно работающим людям. Он послал их к ним, чтобы унизить их в их гордыне. Живущим вдали от людских забот надлежало понять настоящую жизнь.
Священник задал вопрос:
—  Как Он их наказал?
Святой отец уточнил:
— Антония послал Он к портному, Макария – к двум женщинам, Пафнутия – к вору и певцу, а двух других – к пастуху.
— Мы знаем, что это их многому научило, – понимающе подтвердил прихожанин. — И они показали нам достойный пример.

Не надо коз

У одного глухого крестьянина пропали козы. После долгих поисков он встретил на поле землепашца, который также был глухим. Крестьянин с помощью рук и мимики стал разговаривать с землепашцем.
— Добрый день, братец, – начал крестьянин, – не видал ли ты моих коз?
— Здравствуй, здравствуй, – ответил землепашец.
— Спасибо, сыновья мои живы-здоровы. Семеро было их, а у одной рог разбит, – говорит ему крестьянин.
— А что мне делать? – движением головы ответил землепашец.  — Волы мои очень устали сегодня, – он показал вокруг рукой. — Больше этого не мог вспахать.
— Много ли времени прошло с тех пор, когда ты видел, как мои козы паслись?
— А этот участок, что рядом, вспахал вчера, – продолжает о своём говорить землепашец.
— Не знаешь, в какую сторону пошли?
— О каком участке ты спрашиваешь? О том, что рядом с кизиловым деревом? Этот участок вспахал вчера. А завтра, – он показал рукой, – буду пахать в-о-о-н тот участок, что виднеется.
— Да-а-а? В ту сторону пошли? Благодарю, братец. Если там, где ты указал, найду своих коз, то даю тебе слово, что ту, с разбитым рогом, подарю тебе, – сказал крестьянин и ушёл.
К счастью крестьянина, козы были там, куда указал землепашец. Крестьянин обрадовался, пригнал своих коз и, подойдя к землепашцу и взяв за ухо козу с разбитым рогом, воскликнул:
— Я хозяин своего слова. Бери, братец, эту козу, ты заслужил её.
— Эх! Что ты говоришь? – испуганно ответил землепашец. — Почему именно я разбил рог этой козы?
— Смотри-ка на него, он ещё спрашивает: «почему». Ничего не знаю. Я обещал отдать тебе эту козу.
— Поверь, что я не разбивал ей рог.
— Ничего не поделаешь, я обещал эту козу, возьми её.
— Послушай, божий человек, – рассердился землепашец. — Я сказал, что не я разбил.
—Я обещал эту козу с разбитым рогом, а ты мне не веришь? Давай пойдём к судье, пусть он нас рассудит. Пойдём, чего ты стоишь?
К счастью, на этот раз они поняли друг друга. Забрав козу с разбитым рогом, они пошли к судье. Но пришли к нему в тот момент, когда судья, поссорившись с женой, выходил из своего дома. Крестьянин длинно рассказывал своё, а землепашец – своё. Судья, расстроенный ссорой с женой, крикнул:
— Что вы говорите? Приведите мне не только эту козу, а даже все семь коз! Всё равно я со своей женой не буду мириться!
Оказывается, и сам судья был глухим.

Куда направиться

В один погожий день на окраину небольшого города пришёл мудрый странник. Поселился он в небольшой гостинице и каждый день принимал множество людей, которые потерялись в собственной жизни.
Один молодой человек посещал многих мудрецов, желая узнать, как ему жить дальше. Одни советовали плыть по течению, избегая столкновений с проблемами и бедами. Другие, напротив, говорили, что плыть против течения – значит набирать силу, обретать себя. Решил он отправиться к этому старцу и выслушать его совет. Войдя в номер, молодой человек увидел мужчину, который искал что-то в сундуке. Он на миг обернулся и указал рукой на стоящее у стола кресло.
— Говори, что тебя беспокоит, выслушаю и подскажу.
Молодой человек поведал ему о посещении других мудрецов, о чтении книг и о полученных советах.
— Плыть по течению или же против него? – в конце рассказа произнес он.
— Прости меня, молодец, наверное, я по старости и глухоте своей прослушал. Куда ты сам хочешь направиться? – не отрываясь от своего занятия, спросил странник.
Если вы хотите новой жизни, придётся отказаться от старой. Если вы желаете того, чего никогда не имели, вы должны делать то, чего никогда не делали.

Твой крестик

Одному человеку казалось, что он живёт очень тяжело. И пошёл он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил у него:
— Можно? Я выберу себе иной крест?
Посмотрел Бог на человека с улыбкой, привёл его в хранилище крестов и говорит:
— Выбирай.
Зашёл человек в хранилище, посмотрел и удивился: «Каких только здесь нет крестов: и маленькие, и большие, и средние, и тяжёлые, и лёгкие». Долго ходил человек по хранилищу, выискивая самый малый и лёгкий крест. Наконец обнаружил маленький, лёгкий нательный крестик, подошёл к Богу и говорит:
— Боже, можно мне взять этот?
— Можно, – ответил Бог. — Это твой собственный крест и есть.

Знамение
 
Царь Иван Грозный очень любил Вологду и хотел сделать её своей столицей. Царь часто приезжал в этот город. Но в один из его приездов из свода местной церкви выпал камень и раздробил Ивану Грозному палец ноги. Государь принял это за знамение и решил, что его замысел не угоден Богу. Больше в Вологду он не приезжал. А церковь и до сих пор стоит.

Вы проиграли

 Американский президент Кэлвин Кулидж (1872–1933) был известен сдержанностью манер и пуританскими взглядами. Однажды за обедом сидевшая рядом с Кулиджем дама взмолилась:
— Господин президент, скажите хоть что-нибудь! Я заключила пари, что вытяну из вас больше двух слов!
— Вы проиграли, – ответил президент.
Кулиджа пытались разговорить и даже рассмешить. Удалось это только комику Гучо Марксу. Когда его подвели к президенту, тот по своей всегдашней привычке сунул руку и буркнул:
— Кулидж.
— Простите, не расслышал! – переспросил Маркс и молчун рассмеялся.

11.4. О том, что иногда помогает

Кролик и Змея

В Камбодже любят пересказывать притчу о кролике.
Жил-был очень скромный и вежливый Кролик. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика от страха сердце тревожно заколотилось. И он, что есть духу бросился к пещере. Бедняга не знал, что там поджидала его другая грозная опасность: в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!». И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера. Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика. Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите, – ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт крольчиха. До свидания!
И кролик бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала. Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!

Даёт другому то, что имеет в своём сердце

В одном городе жил богатый и влиятельный человек. Он распоряжался судьбами многих людей, и от него зависело, кого он одарит, а кого унизит. Однажды он дал бедняку, проходившему мимо его дома, корзину, полную мусора. Бедняк ему улыбнулся, поблагодарил и ушёл с корзиной.
Вытряхнул бедняк из неё мусор, вычистил, а затем наполнил красивыми цветами. На следующий день, когда он шёл на свою работу, он зашёл к богачу и вернул ему корзину.
Богач удивился и спросил:
— Зачем ты мне принёс корзину, наполненную прекрасными цветами, если я дал тебе мусор?
А бедняк ответил:
— Каждый даёт другому то, что имеет в своём сердце.

Моментальная реакция

Когда началась революция 1905 года, Пётр Столыпин*, будущий председатель кабинета министров Российской империи, был саратовским губернатором.
Во время народного волнения Столыпин, выйдя из экипажа к возбуждённой толпе, увидел здоровенного парня с дубиной, бежавшего прямо на него. Пётр Аркадьевич решительно шагнул навстречу, скинул с себя меховую шинель и передал её парню: «Подержи голубчик». Тот обалдел и, бросив дубину, взял шинель.
А Столыпин обратился к толпе. И успокоил её.

* Пётр Аркадьевич Столыпин — (1862–1911), русский государственный деятель. Министр внутренних дел и председатель Совета министров, член Государственного совета.

То, что дано

Сенатор, находившийся в оппозиции с Нероном*, беседует с Эпиктетом.
Занимающийся уже длительное время философией сенатор рассказывает:
— Пришёл я к выводу, что лучше казнь сегодня, чем изгнание завтра.
— Что же ты выбираешь более тяжкое наказание? Что за глупый выбор? – хитро улыбаясь, спрашивает его философ.
— Я приучаю себя довольствоваться тем, что дано. Знаю, что в сенате проходит суд по моему делу.
— Желаю тебе успеха – подумай, что будешь предпринимать, – советует Эпиктет.
— В это время я обычно занимаюсь гимнастикой, а потом обмываюсь холодной водой. Пойду упражняться.
После окончания процедур сенатору сообщили:
— Ты осуждён.
— На изгнание или на смерть? – спросил сенатор гонца.
— На изгнание, – отвечал посланный человек.
— А имущество конфискуется?
— Не конфискуется.
— Значит, ещё сможем покушать, сделав остановку по дороге из Рима.

*Нерон; имя при рождении — Луций Домиций Агенобарб, Lucius Domitius Ahenobarbus; (37–68). С 50 по 54 годы — Нерон Клавдий Цезарь Август Германик, наиболее известен под именем Нерон, римский император c 13 октября 54 года, последний из династии Юлиев-Клавдиев.

О путешествиях

Греческий философ Биант путешествовал по морю. На море поднялась сильнейшая буря. Люди, которые были с ним на море во время разыгравшейся стихии, молили богов об избавлении от опасности. Биант, обращаясь к испугавшимся путешественникам, сказал:
— Помолчите, чтобы боги не заметили, что и вы здесь вместе со мной.

11.5. О том, что не следует откладывать

Судьба ничего не даёт в вечную собственность.
Сенека

Завтра сделаю
 
Жил на свете плотник. Мастер он был неплохой, только любил все дела на завтра откладывать. Как только к нему обращались с просьбой, он отвечал:
— Хорошо, завтра сделаю.
В молодости говорили плотнику:
— Женись, тебе пора семью заводить.
А он отвечал:
— Хорошо, завтра женюсь.
Так и молодость прошла. А дел всегда много: то одно, то другое. Плотник всегда отвечал:
— Хорошо, завтра сделаю.
Что-то он успевал сделать, что-то не успевал. Особо не огорчался по этому поводу. Жизнь шла своим чередом.
Утром попросил его сосед заказ выполнить. Наш плотник по привычке отвечал:
— Хорошо, завтра сделаю.
А ему сосед и говорит:
— Да когда же завтра? Тебе-то сколько уж лет? А вдруг помрёшь и не сделаешь?
— И то верно! – поразился плотник. — Действительно, сколько мне сейчас лет?
Посчитал и на стул присел. Плохо стало:
— Вот это да! – сказал он себе. — А мне и правда уже шестьдесят лет стукнуло! Когда же это вся жизнь прошла?
И сосед пересказал плотнику слова старого монаха: «В духовной жизни завтра не бывает. Спасай душу сейчас».

Молитва Мастера

Ученик спрашивал Мастера, как следует молиться. Мастер рассказал следующую историю:
— Когда я был молод, я всюду видел несправедливость. И основой моих молитв было желание переделать мир. Я просил: «Господи, дай мне силы, чтобы я мог изменить мир».
Когда я повзрослел, я стал молиться следующим образом: «Я не в силах изменить мир. Позволь, Господи, изменить мне мою семью».
А когда я постарел и осознал, что даже семью изменить сложно, тогда понял, что мне достаточно изменить себя. Сейчас я молюсь так: «Господи, я понял и хочу изменить самого себя. Позволь мне сделать хотя бы это».

11.6. О курьёзных и печальных случаях

Бальзаковские женщины
 
Эта история существует скорее как литературная байка – никто из официальных биографов Оноре де Бальзака её не подтверждает. Однако все предпосылки для чего-то подобного действительно были. Известно, что Бальзак считал себя знатоком женщин и частенько развлекал друзей сочинением подробной биографии какой-нибудь встреченной на улице интересной незнакомки.
Так вот, однажды Бальзак с приятелем прогуливались по парку. Впереди шли две дамы. Одна – блондинка, красавица с замечательной фигурой и отточенными движениями, другая – плоская неловкая брюнетка с невообразимой шляпой на голове. Бальзак объявил приятелю:
— Готов биться об заклад на что угодно. Блондинка – коренная парижанка, «с истинно парижской походкой». Скорее всего, у нее несколько богатых любовников, она бездетна и ведёт красивую жизнь. Ну а брюнетка – англичанка, – продолжал характеристику незнакомок писатель, – вероятно, экономка. У неё один ребёнок – плод ошибки юности, который живёт у бабушки. Она еле сводит концы с концами.
Приятель раскрыл рот от удивления и принял пари. Решили спорить на ужин в хорошем ресторане. Если Бальзак прав, платит приятель, если ошибся – наоборот.
Писатель без тени смущения подошёл к дамам и познакомился с ними. Но чем больше они отвечали на его вопросы, тем мрачнее становился «знаток женских душ». Выяснилось, что блондинка – немка, добропорядочная мать двоих детей, жена известного дипломата. Ну а брюнетка – коренная француженка, более того, актриса весьма фривольного нрава, которая не прочь поужинать с господами.
Бальзаку еле удалось от нее избавиться: с ужином ему в тот день и так категорически не повезло.

 Музыка спасла

Гайдн* в Лондоне дирижировал своей симфонией.  Любопытные лондонцы покинули свои места, чтобы вблизи посмотреть на знаменитость. Внезапно с потолка упала люстра и со страшным грохотом разлетелась на множество осколков. Зрители, столпившиеся у сцены, были спасены.
Гайдн, взволнованный происшедшим, сказал музыкантам:
— Всё-таки моя музыка чего-то стоит, если спасла жизнь по меньшей мере тридцати людям.

*Гайдн Франц Йозеф Гайдн — Franz Joseph Haydn; (1732–1809), австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров как симфония и струнный квартет.

Сон

Молла как-то во сне увидел, что соседки собрались женить его на молодой и красивой девушке. Он проснулся в страхе, толкнул жену и сказал:
— Жена, встань!
— В чем дело, – спросила жена, – что случилось?
— Соседки хотят женить меня, – сказал Молла. — Встань и прогони их.
— Замолчи, – сказала жена, – дай мне спать.
— Смотри, я заранее предупредил тебя. Если теперь они в самом деле женят меня, то не говори, что это произошло без твоего участия.

Огорчение

Один философ как-то сказал: «Самое удивительное в человеке то, что он страдает об утраченном богатстве, а не огорчается о том, что проходит его жизнь».


11.7. О спасении от опасности

Пусть не хватает сил, но желание всё же похвально.
Овидий*

*Публий Овидий Назон — Publius Ovidius Nas;; (43 до н. э.–17 г.), древнеримский поэт. Более всего известен как автор поэм «Метаморфозы» и «Наука любви», а также элегий: «Любовные элегии» и «Скорбные элегии».

Вынуждена выпрыгнуть

На заброшенной деревенской дороге лягушка попала в грязную яму. Как она ни пыталась, но выбраться оттуда не могла, её лапки скользили по скользким стенкам глинистого углубления. Друзья, как могли, помогали лягушке. Они, рискуя собственной безопасностью, прыгали вокруг коварной колеи, но не смогли справиться с создавшейся ситуацией. Под вечер, усталые и разочарованные, они вернулись в свой пруд, оставив подружку на волю судьбы. На следующий день они очень удивились, обнаружив лягушку на берегу пруда.
— Это просто чудо! Как ты выбралась из того ада?
— Представьте себе, – начала рассказывать лягушка, – вдруг откуда-то появился грузовик, и я вынуждена была выпрыгнуть оттуда.

Всё относительно

Жил-был в деревне старый человек. Он был очень беден, но даже короли завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Ему предлагали за коня баснословные деньги, но старик говорил:
— Этот конь для меня не конь, а друг. Как можно продать друга? Человек был беден, но никогда не соглашался продать коня. Однажды утром он не обнаружил коня в стойле.
Собралась вся деревня, и все осудили старика:
— Ты глупый старик, – говорили ему. — Мы знали, что когда-нибудь коня украдут. Уж лучше бы ты его продал.
Старик сказал:
— Я не знаю всей истории. Я не знаю, ушёл ли конь или его увели. Есть лишь один факт, всё остальное – суждение. Является это невезением или благословением, я не знаю, потому что всё это только часть события. Кто знает, что последует за этим?
Люди засмеялись. Они всегда знали, что он немного ненормальный. Но спустя пятнадцать дней конь неожиданно вернулся, мало того, он привёл с собой четырёх жеребят.
Люди снова собрались и сказали:
— Ты был прав, старик, это не было невезением, это благо.
И опять старик сказал:
— Я не знаю всей истории. Знаю только, что коня не было, потом он вернулся. Кто знает, благословение это или нет? Вы прочли единственное слово в предложении – как вы можете судить о целой книге?
Но люди решили, что он не прав, ведь коней стало больше. У старика был единственный сын. Он начал объезжать жеребят, упал и сломал ногу.
Люди сказали:
— Вот ведь невезение! Твой единственный сын лишился возможности ходить, а ведь он был тебе единственной поддержкой! Уж лучше бы ты тогда продал коня, хотя бы деньги были.
И в который раз старик ответил им:
— Вы одержимы суждением, не заходите так далеко. Я только знаю, что сын упал и сломал ногу. Никто не знает, невезение это или благословение.
Так случилось, что через некоторое время в стране началась война, и всю молодёжь забрали в армию. Только сын старика остался, потому что был покалечен. Жители плакали, потому что сражения были проиграны, и большинство молодых парней погибло.
Люди пришли к старику и сказали ему:
— Ты был прав, несчастье оказалось благом. Может быть, твой сын и покалечен, но он с тобой, а наши сыновья ушли навсегда.
И снова старик сказал:
— Вы продолжаете судить. Я не знаю всей истории, и никто не знает. Суждение означает застывшее состояние ума. Не судите по малой части, иначе вы никогда не станете едины с целым.
Случается, что неудача может стать учителем, а негативная ситуация может оказаться уроком. 

Об одном осле

Крестьянин шёл в родную деревню, его ослик нёс небогатый скарб. Оба настолько устали, что не заметили колодца. Ослик туда и провалился. В страхе от случившегося несчастное животное начало издавать жалобные вопли.
— О, мой бедный осёл! – вскричал крестьянин. – Как я могу тебе помочь?
А осёл отчаянно взывал о помощи. Старику было жалко осла, но он не знал, каким образом можно исправить ситуацию. Так как это случилось недалеко от деревни, крестьянин решил позвать жителей на помощь. Сообща обсудив возможные варианты, они решили закопать колодец, так как воды в нём уже давно не было.
— А что касается осла, он стар и немощен, но вопит так громко, что и его следует засыпать землёй, – предложил один крестьянин.
Другие его поддержали:
— Да, это идея. Тогда и крика осла не будет слышно, – поддержал хозяин животного.
Крестьяне принесли лопаты и стали бросать землю в колодец. Осла уже не было слышно. Он же быстро справился с ситуацией. После каждого броска земли осёл, стряхивая землю со спины, становился поверх насыпи.  Скоро ослик предстал перед удивлёнными крестьянами, а потом, подняв хвост, бросился наутёк.
Выводы сделайте сами. А небезопасный колодец был засыпан.

Спасся, не солгав

Аль-Фараби философ арабского халифата, рассказывал об одном аскете, известном своей набожностью и благочестием. Аскета преследовал неправедный султан. Он приказал разыскать его в городе и схватить. Аскет понимал, что ему надо бежать из города, но не мог выйти ни через одни ворота. На страже стояли грозные люди султана.
Тогда аскет придумал способ своего спасения: он нарядился в одежды, которые носят придворные, взял в руки тамбур и, притворившись пьяным, направился к воротам.
Стражник, увидев горланившего песни человека, спросил: «Кто ты?». И тот со смехом ответил ему: «Я аскет Мухаммад».
Стражник подумал, что выпивоха шутит, и открыл ему ворота. Так аскет, не солгав, спасся.

Жемчужный коктейль

Передают, что одно из самых древних пари в истории человечества было заключено между Клеопатрой и ее любовником Марком Антонием. Царица поспорила, что сможет за ужином выпить вина на десять миллионов сестерциев. Марк Антоний, решив, что это невозможно, с интересом принял вызов.
Однако коварная женщина, естественно, схитрила. В самом начале ужина ей принесли бокал с винным уксусом. Клеопатра, сняв серьгу с огромной чёрной жемчужиной, известной своей баснословной стоимостью, бросила её в бокал.
Жемчуг, вступив в реакцию с уксусной кислотой, ослабил её. Под конец ужина царица одним эффектным глотком выпила образовавшийся коктейль. Марк Антоний признал победу Клеопатры.
Сейчас нам известно, что жемчуг растворяется в кислоте, и для этого процесса потребуется около двадцати четырёх часов.


Рецензии