12. Притчи о страхах и сомнениях

И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами.
Ф. И. Тютчев*

*Фёдор Иванович Тютчев — (1803–1873), русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат и чиновник, консервативный публицист.

12.1. О том, откуда приходят страхи

О взгляде на жизнь

Некоторые сложные вещи легче понять на примере простой аллегории. Поэтому не удивительно, что короткие и мудрые притчи занимают особое место в нашем сердце.
Многие из нас обращали внимание на то, что разные люди по-разному реагируют на те или иные одинаковые события в жизни. Для кого-то обычная неудача, чуть ли ни конец света, а для кого-то обыкновенный пустяк. Кто-то не устает жаловаться, что всё несправедливо, а другой, засучив рукава, делает своё дело и движется вперёд. Не сложно догадаться, что у этих людей просто разные взгляды на жизнь.
Жизнь – это не то, что мы видим, а то, как мы на это смотрим. Понять, как необходимо смотреть на жизнь, отлично помогают притчи. В любом возрасте мы с интересом и удовольствием читаем их. Ведь в каждой притче можно найти не только мудрость, но и особую теплоту и душевность.
 
Кустарник
 
В одном старом селении была узкая улочка, рядом с которой рос заброшенный кустарник. За ним никто не ухаживал, и ветки его тянулись в разные стороны таким образом, что куст отбрасывал причудливую тень на дорогу.
Однажды, когда солнце уже садилось, мелкий воришка, крадучись шёл за пожилой дамой. Он уже протянул руку к её сумочке, как на тротуаре заметил тень полицейского. Карманник испугался и убежал.
Тем же вечером возле кустарника прогуливалась молодая пара. Молодой человек никак не мог дождаться момента, когда останется наедине с любимой. Как только юноша решился поцеловать возлюбленную, он увидел на дороге тень, напоминающую отца девушки. В итоге свидание прошло без объятий и поцелуев.
Как только в воздухе растворились звуки от шагов влюблённой парочки, возле кустарника послышался разговор мамы с ребёнком. Малыш, увидев на тротуаре тени от страшных сказочных животных, расплакался. Мама взяла сынишку на руки, прижала его к груди и прошла улочку, не переставая любоваться причудливым заросшим кустарником.
Наши страхи – это всего лишь отражение того, как мы смотрим на жизнь и что хотим в ней увидеть.

Крепкий орех

Чтобы понять, откуда берётся искажённое представление о вещах и явлениях, можно рассматривать различные аналогии. Представьте себе, что есть люди, которые не знают, что такое орех. Одному из них предложили орех. Он рассмотрел его, снял верхнюю зелёную оболочку и, увидев крепкую кожуру, выбросил плод. Второй человек, получив орех, попробовал зелёную кожуру, выплюнул её и тоже выбросил орех. Третий, сняв зелёную кожицу, попробовал надкусить орех и сломал зуб. Четвёртый же, рассмотрев орех, снял верхнюю оболочку, ощупал скорлупу, разбил её камнем и съел ядро ореха. Вероятно, объяснять ситуацию не имеет смысла – и так всё понятно.

Испугался

Американский писатель Фрэнсис Гарт приехал в Ричмонд, где должен был выступить с чтением своих рассказов. Неожиданно у него разболелась голова. Местный житель стал нахваливать здоровый климат своей местности:
— Представляете, сэр, в нашем городе умирает в среднем только один человек в сутки.
— А сегодняшний кандидат уже умер? – спросил испуганный писатель.

12.2. Об отношении к действительности

Невозможно человеку знать и предчувствовать, когда от чего страховаться.
Гораций*
*Квинт Гораций Флакк — Quintus Horatius Flaccus; (65–8 до н. э.), древнеримский поэт «золотого века» римской литературы. Его творчество приходилось на эпоху гражданских войн конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа.

О секретах

Аристотель давал наказ Александру Македонскому:
— Свои секреты никогда не сообщай двоим. Ибо, если тайна будет разглашена, ты не сможешь потом установить, по чьей вине это произошло. Если ты накажешь обоих, то нанесёшь обиду тому, кто умел хранить секрет. Если же простишь обоих – снова оскорбишь невиновного, ибо он не нуждается в твоём прощении.

Стоит всмотреться в себя

Однажды пришёл к даосскому монаху человек и пожаловался на то, что не может понять мудрость мира. А так как он не может понять мудрость мира, он сомневается в мудрости Бога. Эти сомнения настолько смущают его, что он осмелился просить у мудреца помощи.
Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии: тот будет выполнять его требования.
 Первое его требование было таким:
— Сидеть у берега и слушать, как поёт река. «Это голос Бога», —сказал монах.
Так человек и сделал. Но вечером, когда монах спросил его, понял ли он мудрость мира, он покачал головой.
 Тогда монах приказал человеку смотреть на костёр.
— Это танец Бога, – сказал он.
Но утром человек вновь признался, что не понял мудрость мира. Земля и воздух тоже ничего не сказали ему о мудрости мира, ибо не разглядел человек их тайн.
Монах задумался. И на третий день сказал:
— Тогда посмотри в себя, там таятся все твои сомнения.
И увидев в своей душе отражение целой вселенной, человек понял мудрость Бога. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу. Если есть желание увидеть Вселенную, каждому стоит всмотреться в себя.

Две капельки

Шёл обычный летний дождик. Над широким зелёным полем раскинулась огромная радуга, а тёплые капельки дождя следовали за июньским ветром. Две маленькие капли, летящие рядом, завязали разговор. Они взялись за руки, и начали говорить:
— Как прекрасно посреди неба лететь к земле! – весело начала одна.
— Да ладно тебе, мы просто падаем, а не летим, – с кислым видом ответила вторая.
— Ну и что, ведь мы скоро коснёмся зелёной и мягкой травы!
— Угу, а с травы мы попадём на землю и станем грязью, – не унималась вторая капля.
— Если даже это и так, то мы всё равно станем ручейком и устремимся к прекрасному синему морю!
— Нет, мы исчезнем навсегда, – продолжала возражать вторая.
Вскоре они устали спорить, разжали руки, и каждая устремилась навстречу судьбе, которую выбрала для себя сама.

Четыре изречения

Бузурджмихр убеждал царя, правящего в стране, быть другом честным людям, быть судьёй тем, кто не хорош и не плох и быть тираном для злых людей. За такие откровенные советы царь его наказал.
Когда царь посадил Бузурджмихра в тюрьму, друзья спросили его:
— Чем ты теперь себя утешишь?
Он ответил:
— Четырьмя изречениями.
 И он сказал первое:
— Всё предопределено судьбой, и от зла не убежишь.
Потом бывший министр назвал и второе помогающее ему изречение:
— Что мне остаётся делать? Только терпеливо переносить страдания.
В третьем сказанном им изречении говорилось:
— Я мог бы попасть и в ещё худшее положение.
Четвёртое, что он сказал:
— Избавление, возможно, близко, но я не знаю об этом.
Всякое несчастье приносит благословение, каждая трудность открывает новый горизонт.

 Дерево желаний

Путешествовал один человек по миру и случайно оказался возле древа исполнения желаний. О волшебной силе этого дерева он ничего не знал. Устав с дороги, путник заснул в тени кроны дерева.
Проснувшись, он почувствовал ужасный голод. Человек подумал: «Как я голоден! Хорошо бы еды какой-то». И неожиданно появились самые разные лакомства. Совершенно не задумываясь о том, откуда взялась пища, путник принялся есть. Когда он наелся, ему захотелось пить. И снова его желание неожиданно исполнилось, и перед ним появился кувшин с чистейшей прохладной водой. Человек напился. И тут его осенило:
— Откуда взялись пища и вода? Скорее всего, это злые духи. Они насмехаются надо мной!
И вокруг человека начали кружиться страшные бестелесные чудовища. Человек в ужасе подумал: «Они же хотят убить меня!» И духи убили человека.
О чём думаешь, то и притягиваешь. Самое умное – о себе и других думать и говорить только хорошее!

Обнажённая душа

Пришла к мудрецу красивая девушка за советом.
— Что мне делать? – сквозь слёзы жаловалась она. — Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми и никого не обижать, стараюсь всем помочь, чем могу. Я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения получаю от людей горькие насмешки. А некоторые откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чём, и это так несправедливо и обидно до слёз. Посоветуйте, что мне делать.
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
 — Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
— Да вы с ума сошли! – возмутилась красавица. — В таком виде всякий обесчестит меня и ещё Бог весть что сотворит со мною.
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
— Вот видишь, – ответил он, – появиться на людях, обнажив своё тело, ты боишься. Так почему же тогда ходишь по миру с обнажённой душой? Она у тебя распахнута, как дверь. И потому все, кому не лень, без спроса входят в твою жизнь.

12.3. О видении конкретной ситуации

Страх – всегдашний спутник неправды.
Шекспир

О горчичном зерне

Однажды к Будде пришла пожилая женщина. Она горько плакала по поводу своей нелёгкой жизни и жаловалась, что не хватает сил переносить страдания. А теперь и жить невозможно – у неё умер муж. Она попросила Будду помочь ей. Он пообещал свою помощь, но предложил принести горчичное зерно из дома, в котором никогда никто не умирал.
Женщина отправилась на поиски такого дома. Она шла от одного селения к другому, но в какой бы дом она не заходила – везде ей отвечали, что они потеряли родных. Через много лет Будда увидел её. Женщина полоскала в реке бельё. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была безмятежной и в котором никто не умирал. На что она ответила отрицательно и добавила, что позже продолжит поиски, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

Конкретные обстоятельства

Блез Паскаль однажды возвращался с исповеди со своими знакомыми. Позже он написал о происходившем между ними разговоре. Один его спутник передавал свои впечатления от исповеди и, рассказывая о своих чувствах, восклицал:
— Я благодарен Господу нашему! Я наполнился великой радостью, после исповеди я чувствую себя уверенным и готов на многое.
Другой же сказал, что по-прежнему его мучает страх, и он не знает, что с этим поделать.
— Человек испытывает чувства, присущие конкретно ему. И нам следует помнить, что каждый живёт в конкретных обстоятельствах, – заключил мыслитель.   

Еле ноги унесли

Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Каждый день ходили они за водой.
Один раз водоносы набрали воды и пошли домой не по дороге, а через огород. А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблочко упало – и зайке в лоб! Прыгнул зайка прямо водоносам под ноги.
Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охнула:
— Ох! Медведь меня чуть не задавил!
Внучка заплакала:
— Бабушка, волк-то какой страшный на меня напал!
Курочка на печке закудахтала:
— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!
А мышка из-под печки запищала:
— Кот какой усатый! Вот страху я натерпелась!
А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и подумал:
«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

Ночной гость

Однажды ночью Молла услышал во дворе шум. Быстро схватив свой лук и стрелы, он выскочил из дома. В саду под тутовым деревом заметил он смутную тень. Молла подумал, что это вор, который забрался в его сад. Он прицелился и выпустил стрелу, но сам так испугался, что даже побоялся посмотреть, кого он подстрелил. Вернувшись в дом, он натянул на голову одеяло и заснул.
Наступило утро. Молла встал и вышел в сад. Там он увидел, что ночью прострелил свой собственный халат.
Оказывается, днём жена выстирала одежду и повесила на дерево сушить.
Подойдя ближе, Молла увидел, что стрела пронзила халат прямо посредине. Он тут же опустился на колени, воздел руки к небу и возблагодарил аллаха.

Об Эзопе

Поучительны не только басни Эзопа, но и истории, связанные с его творчеством.
Историк Гераклит Понтийский пишет о том, что Эзоп был родом из Фракии. Во время войны он попал в рабство. Хозяина Эзопа звали Ксанф, и он считал себя философом. Но Эзоп, который был умнее его, откровенно потешался над хозяйскими попытками мудрствования. О личной жизни Эзопа практически ничего не известно. Басни его пересказывались и были настолько популярны, что помогали сделать исторический выбор.
Как-то раз Александр Македонский потребовал у жителей Афин выдать ему оратора Демосфена, который в своём выступлении посмел в резких тонах высказаться о нём. Оратор, узнав о приказе Македонского, пересказал горожанам басню Эзопа. В ней передавалась история о том, как волк попросил овец отдать ему охраняющую их собаку. Когда стадо выполнило его просьбу, хищник быстро расправился с овцами, так как уже не было стерегущего их пса. Афиняне поняли, что хотел сказать оратор, и не выдали Демосфена. Так басня Эзопа помогла жителям города правильно оценить ситуацию. В результате они объединились в борьбе против врага.

Забота о ближнем

В наши дни человек проходит медкомиссию: прошел всех врачей последний психиатр. Пациент и доктор сидят напротив друг друга.
Психиатр спрашивает:
— Жалобы есть?
— Нет, жалоб нет, – отвечает человек.
— А почему вы нервничаете?
— Я не нервничаю, – спокойно отвечает пациент.
 — А я вижу, что вы всё-таки нервничаете.
 — А я вас уверяю, что я не нервничаю, – начинает напрягаться пациент.
— Прошу вас, успокойтесь, – говорит доктор.
— Доктор, я серьёзно вам говорю, что я совершенно спокоен!
— Вот именно этими словами вы мне сами ясно доказываете, что сильно расстроены. Скажите мне как доктору, в чём дело? – продолжает психиатр.
— Да что вы, в самом деле! Издеваетесь, что ли? – вспылил человек. Швырнул на стол медицинскую карточку и выбежал из кабинета.
Между заботой о близком и назойливостью людей очень тонкая грань. Лучшая помощь – любовь и доброта. Без любви и помощь неприятна.

12.4. О чувствах и эмоциях, вызываемых страхом

Страх есть самый обильный источник пороков.
Константин Ушинский*

*Константин Дмитриевич Ушинский — (1823–1871), русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Уныние
 
Много лет назад дьявол решил похвастаться перед людьми изощрённостью приёмов воздействия на них и выставил на всеобщее обозрение инструменты своего ремесла. Он аккуратно разложил их в стеклянной витрине и прикрепил ярлыки, чтобы все знали, что это такое и какова стоимость каждого из этих инструментов.
Всех впечатляла такая коллекция. Здесь красовались и блестящий кинжал Зависти, и молот Гнева, и капкан Жадности. Пугали холодным блеском орудия Страха, Гордыни и Ненависти. Инструменты располагались на красивых подушечках и вызывали жуткие чувства у каждого посетителя.
А на самой дальней полке покоился маленький и неказистый деревянный клинышек с ярлыком: «Уныние». На удивление, он стоил дороже всех остальных инструментов.
Один человек, рассматривавший эту коллекцию, спросил дьявола:
— У тебя на бархатных подушечках разложены такие красивые предметы. А дороже всего стоит деревянный клинышек. Почему?
— На этот инструмент я могу положиться в любой ситуации, – и он с нежностью погладил неказистый предмет. — Если другие пособия будут бессильны в дьявольской работе, то уныние поможет мне всегда.
— Каким образом? – удивился посетитель.
— Когда мне удаётся внедрить этот клинышек в душу человека –   открываются двери для всех остальных моих инструментов.

Печаль и грусть

Однажды князя Мардавиджа* спросили:
— В чём разница между печалью и грустью?
И он ответил:
— Если человека постигнет горе, он становится печален, а когда у него неприятности, он грустит.

*Мардавидж – (ок. 890–935), князь династии Зияридов.

Страх

Один монах странствовал по миру. И вот однажды он увидел, как чума направляется в город. Монах спросил её:
— Куда ты идёшь?
— Я иду туда, где ты родился, чтобы забрать одну тысячу жизней. Прошло время. Встречает монах снова чуму и спрашивает:
 — Зачем ты меня обманула в прошлый раз? Ты же забрала вместо одной тысячи все пять тысяч жизней.
— Я тебя не обманула, – отвечает чума. — Я и вправду забрала только тысячу жизней. Другие умерли от страха.

Вера в дружбу

Рассказывают, что у Цезаря* был единственный друг, которому он доверял: это его лекарь. Более того, если он заболевал, лекарства принимал только в том случае, когда лекарь собственноручно их ему подавал.
Однажды Цезарь получил анонимную записку: «Бойся самого близкого друга, своего лекаря. Он хочет тебя отравить!». В то время полководец не очень хорошо себя чувствовал, и через некоторое время к нему пришёл лекарь и подал лекарство.
Цезарь передал врачевателю полученную записку и, пока тот читал, выпил лекарственную смесь.
Лекарь застыл в ужасе:
— Повелитель, как ты мог выпить это лекарство после того, как прочёл записку?
На что Цезарь ответил ему:
— Лучше умереть, чем усомниться в своем друге!
Не сомневайся в своих друзьях, если дружба проверена годами.

* Гай Юлий Цезарь — Gaius Iulius Caesar; (100–44 до н. э.), древнеримский государственный и политический деятель, полководец.


Страх – это самое угнетающее из человеческих чувствований.
Константин Ушинский

Что видите

 Учитель собрал вокруг себя своих учеников, взял лист бумаги и поставил на нём чёрную точку. Он попросил ребят изложить свои мысли по поводу рисунка. Недолго думая, ученики сказали, что видят обычную чёрную точку.
На что учитель сказал:
— А разве вы не замечаете белый лист? Ведь точка такая маленькая, а белый лист такой большой.
Точно так же происходит и в жизни: человек чаще всего обращает внимание на трудные моменты, а то, что помимо маленькой неприятности есть ещё много хороших событий вокруг, он не видит.

Предупреждение
 
Один богач пожертвовал церкви древнюю ценную икону. И явился к нему Господь в образе старца и в благодарность за этот дар обещал, что, прежде чем отзовёт его из этого мира, он трижды возвестит ему о смерти.
Обрадованный богач зажил в роскоши и веселье: ел и пил, и вовсе не думал о смерти. Прошло несколько лет, и у богача колени согнулись, спина сгорбилась. Мужчина вынужден был взяться за костыли. Немного погодя он потерял зрение, а затем и слух. Сгорбленный, слепой и глухой, он продолжал жить всё так же бездумно, как и прежде.
Наконец предстал он пред Господом. И обратился богач к Господу с упрёками, почему Он трижды не возвестил ему о смерти, как обещал?
Тогда сказал ему Господь с укором:
— Как не возвестил? А разве ты не понял предупреждения, когда отказали колени и согнулась спина? Разве тебе не было знаком то, что ты ослеп? Разве напоследок ты не потерял слух? Так что обо всём я тебя возвестил. Теперь ступай туда, куда следует.
Если с тобой что-то происходит, прислушайся – возможно, это предупреждение.

А что за дверью

Один человек совершил преступление. Его схватили и повели на суд к королю. А король предложил преступнику выбор: либо пойти на виселицу, либо отправиться за большую железную дверь. Преступник поспешил выбрать виселицу.
Когда на шею ему накинули петлю, он вдруг сказал:
— Мне стало любопытно: что там, за той дверью?
Король рассмеялся и объяснил:
— Да вот, понимаешь ли, забавная штука. Я предлагаю всем осуждённым одно и то же. И почти все выбирают верёвку.
— А за дверью-то что? – допытывался преступник. — Я всё равно уже никому не скажу, – добавил он, указывая на петлю.
Помолчав, король ответил:
— Там свобода. Но люди так боятся неизвестности, что предпочитают ей верёвку.   
Действительно, слишком часто страх и привычка мешает выбрать нужный путь.

Горная тропа

Между двумя горными селениями была тропа, проходящая через крутую скалу. У подножия скалы находилась глубокая пропасть с озером на дне. Жители говорили, что там обитает злой дух и заманивает в пропасть людей, проходящих по тропе в тёмную пору. В самом деле иногда в озере обнаруживали чей-либо труп. Новый почтальон, услышав эту историю, не поверил и посмеялся, посчитав такие рассказы предрассудками. И похвастался, что ночью пройдёт по этой тропе.
Ночью он ощупью стал пробираться по тропе, стараясь держаться лицом к скале. Внезапно из пропасти протянулись какие-то демонские руки и схватили его. Он стал в ужасе отталкивать их и почувствовал, что руки металлические. Метаясь между скалой и «металлическими руками», он всё же дошёл до конца тропы. На второй день, опомнившись от ночного страха, он рассказал жителям деревни о том, что он прошёл по тропе и выдержал схватку с металлическим духом.
Крестьяне рассмеялись:
— У страха глаза велики! Мы установили железный забор на протяжении всей пропасти.
Когда вы тратите своё время на переживания, вы используете своё воображение, чтобы создавать вещи, которых вы боитесь.

Обещал и обещаю

У пастуха, который пас стадо волов, пропал телёнок. Он искал его повсюду, но не нашёл. Тогда пастух и дал Зевсу обет: если вор отыщется –обещаю принести в жертву козлёнка.
Но вот зашёл пастух в одну рощу и увидел, что его телёнка пожирает лев. В ужасе возвёл он руки к небу и стал умолять:
— Владыка Зевс! Обещал я тебе в жертву козлёнка, если смогу отыскать вора, а теперь обещаю вола, если смогу от вора спастись.

12.5. О тяжести бытия

Я мыслю, следовательно, существую.
Декарт*
*Рене Декарт — Ren; Descartes; (1596–1650), французский философ, математик и естествоиспытатель; один из основоположников философии Нового времени и аналитической геометрии, одна из ключевых фигур научной революции.

Ожидать худшего

Один человек делился со своим другом знаниями, полученными в психологической группе поддержки:
— Меня учили, что следует ожидать худшего, и тогда никогда не окажешься разочарованным. И если худшее не происходит, то для меня это будет большой радостью. Если же я буду надеяться на лучшее, то подвергну себя риску разочарования.
Друг ему и говорит:
— А как понимать мою ситуацию? Я не ожидал от моего соседа сверху ни худшего, ни лучшего. Но всё равно разочаровался в нём – он затопил мою квартиру.
— Можно найти такую точку зрения, с которой каждое переживание будет иметь положительное значение, – возразил тот. — Ты теперь сможешь сделать замечательный ремонт, а до этого события ты бы на него не решился.
Попробуй с этой минуты искать в каждом случае что-то положительное.

Груз для верблюда

Погонщик верблюдов путешествовал через пустыню. Верблюды были нагружены до предела. Один верблюд едва нёс свой груз. Но тут погонщик нашёл по дороге лисью шкуру.  Недолго думая, он погрузил её сверху на верблюда. От этого спина верблюда переломилась. Что тут мог сделать погонщик? Весь груз с этим верблюдом он вынужден был оставить в пустыне.
Спина верблюда может вынести лишь определённое количество груза.
Мы такие же верблюды, несём на себе тяжести бытия, и мы постоянно находимся в пути. Что будет с нами, если мы возложим груза больше, чем сможем вынести?
Пока живы, будем заботиться и о душе, и о теле. Ибо сказано о человеке:
«Но каждому даётся проявление Духа на пользу» (1 Кор., 12:7)
«Тогда вышел Иисус в терновом венце и багрянице. И сказал им Пилат: «Се человек!» (Иоанн, 19:5)

О самообладании

Существует рассказ о том, что царь египетский Псамменит с душевной твёрдостью переносил любые удары судьбы. Он, потерпев поражение и попав в плен к персидскому царю, увидел свою дочь, тоже пленённую и униженную, смог сдержаться. Когда его дочь послали за водой, и она в одежде рабыни проходила мимо него, он опять проявил выдержку и остался невозмутимым, хотя его друзья и другие пленные, видя это, плакали. Он сохранил своё самообладание и не промолвил ни слова и тогда, когда его сына вели на казнь. Порабощённый и униженный царь во всех случаях не проявил человеческой слабости, он только глаза потупил в землю.
 
О сердце

Священник читал проповедь:
— Христианская наука учит, что зло гнездится не в уме нашем, а в сердце. Мы должны спросить сердце, чего оно хочет. Нам следует не забывать о своём сердце, а развивать и облагораживать его.  Сердце развратилось по нашей вине: мы заставляли его лгать, питать злобу. Господь говорит: «Сын Мой, дай Мне сердце своё».
— Что означают эти слова Иисуса? – спрашивает прихожанин.
— Он видит наши ошибки и хочет, чтобы мы открыли Ему своё сердце, – объясняет священник. Сказано:
— В комнату, где есть свет, врач не войдёт, болезнь не проникнет. В то человеческое сердце, в которое вошёл Господь, не проникнет дьявол.

Страх и несчастье

Умные люди спросили мудреца:
— Где граница между страхом и несчастьем?
И ответил он:
— Страх предшествует несчастью, а несчастье следует за страхом.
Другой мудрец сказал:
— Если бы ты только знал то, что знаю я, твой плач стал бы громче смеха.

Рабское чувство

Киники считали страх рабским чувством.
Антисфен* призывал людей победить чувство страха:
— Кто боится событий, явлений и людских поступков, тот не замечает, что он-то и есть настоящий раб, – рассуждал философ.

* Антисфен — (ок.455/445–ок.366 до н.э.), древнегреческий философ; по мнению ряда учёных, родоначальник и главный теоретик кинизма, одной из самых знаменитых сократических школ.

Измени имя

Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему:
— Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение.

12.6. О трансформации

Беседуют две подруги. Обсуждают ситуацию в современном мире. Одна, работающая этнологом, и говорит: 
— В этом мире ощущается огромное беспокойство. Все, кто не может спрятаться в кокон, опасаются, как они переживут зиму, которая приближается.
Другая, занимающаяся научными исследованиями, дополняет:
 — Должна произойти трансформация в умах и в сердцах людей, в их   воле. Иначе и зиму трудно будет пережить. Как куколка развивается, так изменяется и мир. А когда произойдут изменения, тогда мы сможем почувствовать, что в нас есть внутренняя сила.

Утешение

Рассказывают, когда индиец умирает, то его друзья берут оружие, идут к двери его дома и говорят привратнику:
— Покажи нам того, кто убил твоего друга, чтобы мы убили его.
И когда тот ответит:
— Его убил невидимый и непобедимый.
Они говорят:
— Тогда сильно не печалься о том, чему ни ты, ни мы не в состоянии противостоять.
Таким образом они стремятся утешить скорбящих.

О недолговечности

У индийского мудреца спрашивают:
— Какая рана самая сильная?
Он отвечал:
— Рана от острого оружия может быстро зажить, но рана, причинённая словами – неизлечима. – И продолжил: 
— Многое в этом мире долговечно, к примеру, глупость людей. Наряду с жизнестойкостью и постоянством существует шесть кратковременных вещей. Это тень облака, дружба с глупцом, любовь женщины, чрезмерное богатство, царь-угнетатель, лживая похвала.

На примере

Один человек воспитывал своего сына на примере одной известной семьи. У них, можно так сказать, было весьма богатое историческое наследство. Каждое поколение всё богатело и богатело. Прадеды нажили своё богатство, обманув евреев и заранее зная, что обещают неисполнимое. Они прибрали золото обездоленных к своим рукам. Это богатство настолько придало их детям уверенности, что они не только смогли перенять хватку родителей, но, получив образование за немыслимые деньги, приобрели нужные в их мире привычки и превратились в матёрых и хитрых дельцов, умеющих из всего извлечь для себя пользу. И вот на смену пришло третье поколение, которому деньгами проложены все дороги. Они сытые и наглые, презирающие окружающих, называя народ «биомассой» считают себя хозяевами земли и гордо идут по жизни.
С таким хозяином жизни подружился сын соседа по кличке Хилый. И в связи с этой дружбой перед ним открылись новые дороги: бары, ночные клубы, дорогие служащие для утех женщины-экскортницы. Попойки, кальян, наркотики – всё возможное и невозможное испытал молодец в этой дружбе. Но приходит время за всё расплачиваться. Если до сих пор он выполнял лишь разные мелкие поручения своего товарища, то наступил момент, когда предстояло серьёзное испытание. Нелёгкое это дело: устранить соперника своего дружка, но другого выбора не было. Хилый понял, что это его «звёздный час» и согласился.
Через неделю после исчезновения Хилого полиция обнаружила подвешенное тело, головой погружённое в аквариум. Тело опознали по надписи на носках: «Топчу лохов». Остаётся только добавить, что мудрее всего оказывается время. Как говорил Фалес Милетский: время раскрывает всё. 

По доброй воле

Одного мудрого аскета спросили:
— Легко ли ты отказался от соблазнов этого мира?
Он искренне ответил:
— Легко, ведь я знаю, что смерть у меня всё отнимет силой. Поэтому я отказался от всего по доброй воле.

Хвост и голова
Некогда жила змея. Голова и хвост её постоянно спорили. Голова говорит хвосту:
— Меня нужно считать главной.
Хвост отвечает:
— Я тоже достоин быть главным.
Голова выдвинула свои доказательства:
— У меня есть уши, чтобы слышать, глаза, чтобы смотреть, рот, чтобы есть. И я нахожусь впереди тела.
А хвост ей в ответ:
— А я сделаю так, что ты не сможешь двигаться.
И он обмотался вокруг дерева. Змея не смогла двигаться и сказала хвосту:
— Хорошо, я признаю тебя главным.
Хвост тут же отцепился от дерева. А голова ему и говорит:
— Посмотрим, как ты меня поведёшь. Иди же первым.
Хвост направился вперёд, но тут же упал в огненную яму, и змея сгорела.

С пристрастием – не найти

Один греческий политик обратился к одному из семи признанных мудрецов:
— Нужно отыскать дельного человека.
— Если искать с пристрастием, то такого и не найти, – ответил Питтак.


Рецензии