13. О необходимом и случайном

Всюду, где есть сладкое, найдёшь и кислое.
Петроний*

*Петроний Арбитр — Petronius Arbiter; (27–66), автор древнеримского романа «Сатирикон», обычно отождествляемый с сенатором Петронием, о котором писал Тацит.

13.1. О радужных мечтах и ожиданиях

Паучий домик

Осмотрев весь дом изнутри и снаружи, паук нашёл уютное местечко в замочной скважине.
— Какой удобный домик, – подумал он. — Никто меня здесь не найдёт. А я, высунув голову из укрытия, смогу наблюдать за происходящим, ничем не рискуя. У порога я сооружу ловушку для мух, – продолжал рассуждать паук, – а между ступенями лестницы протяну ещё одну сеть, более крепкую.
Паук наполнился радостными мечтами. Замочная скважина казалась ему неприступной крепостью. Более защищённого убежища он себе и не представлял.
Погружённый в мечты и планы, он чутким ухом услышал приближающиеся шаги. Стараясь себя обезопасить, паук втиснулся в глубь своего укрытия. Хозяин, вернувшийся домой, вставил ключ в замочную скважину и повернул ключ в замке.
(По Леонардо да Винчи)

Сохранить лицо

Важно ли для человека «сохранить лицо»? С таким вопросом к Эпиктету обратился молодой человек:
— Как нам понять, что нам к лицу?
— Точно так, как бык осознаёт себя при приближении льва, – сказал философ. — Бык сознаёт свою подготовленность и бросается вперёд, на защиту всего стада.
— Стало быть, всякий из нас, у кого будет такая подготовленность, будет знать об опасности и сохранит лицо?
— Сразу вдруг быком не становятся, так же, как и благородным человеком. Нужно пройти суровую закалку, подготовиться и необдуманно не браться за неподходящие дела.
— Великое и исключительное, пожалуй, подходит не всем, – продолжал рассуждать юноша.
— А разве кони все становятся быстроногими, а разве собаки все становятся охотничьими? – парирует философ. — Эпиктет лучше Сократа не будет, но это не значит, что я не буду заботиться о своей душе постоянно.

У каждого по-своему

Беседуют два поэта. Один говорит:
— Ни один разумный человек не станет жаловаться на то, на что жалуется весь мир. У него достаточно своих личных бед.
Петрарка уточняет:
— Ты говоришь, достаточно? А надо бы сказать: «С избытком».
— Так ты согласен, что нет несчастий, общих для всех? – вопрошает друг.
— Неужели ты думаешь, что ни с кем никогда не случалось такого, как было с тобой? Катастрофы и стихийные бедствия, смерти родных – можно перечислять множество их, – заявляет Петрарка.
— Почти ни с кем не бывало иначе в таких случаях. Но у каждого это происходит и осмысляется по-своему, – дополняет друг.
— И в этом, мой друг, я с тобой полностью соглашусь, – ставит точку в разговоре Петрарка.

13.2. О необходимом

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского…
Новый Завет. Апостол Павел в Послании к Галатам, глава 3:28

Мост

Между двумя селениями, в которых жили разные по языку и культуре народы, протекала река. Жители этих селений соединили усилия и построили простой мост. И по мосту они ходили друг к другу в гости и на праздники, обменивались товарами и новостями, а дети из этих сёл устраивали общие игры и развлечения. Мост со временем ветшал, но два троса, служившие перилами, поддерживали пешеходов, движущихся в обоих направлениях. Во время паводков воды в реке поднимались, и передвижение по шаткому переходу становилось опасным, но смельчаков не пугала стихия, и связь между людьми не прекращалась. А в обычные дни они так привыкли ходить по этому мосту, что могли и не держаться за эти перила, и даже дети бесстрашно преодолевали водную преграду по дощатому путепроводу.
Но однажды тросы-перила куда-то исчезли. Утром, когда люди подошли к мосту, никто не осмелился ступить на это, бывшее для них необходимым, сооружение. Пока тросы были, можно было за них не держаться, но без так называемых перил мост оказался ненужным…

О понимании Фалеса

Когда Фалеса однажды спросили:
— Кто счастлив?
Философ ответил:
— Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание.
Он также говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно, что надобно не с виду быть пригожим, а с норова хорошим.
— Не богатей дурными средствами, – поучал он соотечественников. – И пусть никакие толки не отвратят от тебя тех, кто тебе доверился.
Умер Фалес от жары и старческой слабости, наблюдая гимназические состязания. Благодарные жители на его гробнице высекли надпись: «Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: в ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес».

Как познать себя
 
Индийский мудрец, прежде чем принять юношу в ашрам, предложил ему познать своё истинное «я». И он давал совет, как этого достичь.
— Познать себя возможно лишь в одиночестве, погрузившись в размышления и самоанализ. Обычно всё, что мы знаем о себе – это лишь мнение других. Они говорят: «Ты хороший», и мы думаем, что мы хорошие. Они говорят: «Ты красивый», и мы думаем, что мы красивые. Они говорят: «Ты плохой», и мы начинаем в это верить.
Это ложный путь, потому что никто другой не может тебя знать. Кроме тебя самого никто не может понять, кто ты такой. Что бы они ни знали, это взгляд со стороны, и мнения их поверхностны – это только мгновенные настроения. Люди не могут проникнуть в твоё сердце, в твой центр. Даже самый близкий человек не может проникнуть в самое ядро твоего существа. Там ты совершенно один. И только через самопознание ты придёшь к себе.

Не работаешь – не ешь

Китайский учитель дзэн в свои восемьдесят лет ухаживал за деревьями и саженцами, самостоятельно пропалывал огород, мыл полы и делал уборку в комнате.
Ученикам было больно смотреть, как их старый учитель тяжело работает, но они знали, что учитель не будет их слушать и не откажется от своего образа жизни. Тогда они, собравшись и обсудив ситуацию, решили спрятать рабочие инструменты. Так и поступили.
Когда учитель не нашёл свои мотыги, лопаты, вёдра и другие вещи для работы, он перестал принимать пищу. Не ел он на другой день и на третий день не кушал. Ученики перепугались:
— Наверное, обиделся на нас, – догадались ученики. — Давайте отнесём инструменты на место.
Как только они это сделали, учитель начал работать и принимать пищу, как раньше. Вечером он сказал ученикам:
— Если не работаешь, то и не ешь.

И чашка не нужна

Странствующий монах шёл по берегу реки, его томила жажда. Он только собрался зачерпнуть воду своей чашкой для подаяний, как увидел мальчика-пастуха. Тот, стоя на коленях, пил воду, зачерпывая её ладошкой из реки. Мудрец был удивлён увиденному, ведь он считал, что уже отказался от земных привязанностей и обходился без лишних потребностей.
Однако маленький мальчик наглядно научил его, много лет упражнявшегося в аскезе старца: «Зачем чашка, если можно пить из ладони?». Мудрец сломал свою чашу для подаяний и просветлённый отправился своим путём.

Намерения и результаты

Однажды правитель провинции спросил учителя Мо-цзы*:
— У меня два сына: один из них любит учиться, другой любит раздаривать богатства. Кого из них лучше сделать наследником?
Учитель Мо-цзы ответил:
— Нельзя прямо ответить, так как возможно, что стремление учиться и раздаривать богатства вызвано стремлением добиться наград и славы.
— Как понять ваш ответ?
— Сосредоточенный вид рыбака во время ловли рыбы не приносит пользы рыбе, и отравленная приманка при ловле мышей не означает любви к мышам.
— Но при чём здесь рыбы и мыши? – спрашивает правитель.
— Вам надо рассмотреть намерения и результаты поступков сыновей, –ответил учитель.

*Мо-цзы — (ок. 470–ок. 391до н. э.), древнекитайский философ, разработавший учение о всеобщей, беспристрастной любви и государственном консеквенциализме.


Необходимость является последним и самым мощным оружием.
Ливий*
*Ливий Тит — Titus Livius; (59 до н. э.–17г.), древнеримский историк, автор частично сохранившейся «Истории от основания города». Ливий работал над историей всю жизнь до конца своих дней.
 
Необходимость перемен

Жил один рыбак. Однажды мимо тех мест проходил старец и попросился к рыбаку на ночлег. Приняли его радушно. Хотя еды едва хватало на всех, его накормили ужином и отвели для отдыха самое удобное место в доме.
Наутро, собравшись уходить, старец спросил, чем ему отблагодарить хозяев за кров и еду. Видя, что старец совсем небогат, рыбак только усмехнулся и сказал:
— Вижу, человек ты мудрый и многое повидал. Дай же мне в благодарность совет – как выбраться из нищеты, и этого будет довольно.
— Хорошо, – согласился старец. – Чтобы выбраться из нищеты, утопи свою лодку.
Сказал и с тем ушёл, только его и видели.
Не понял рыбак такого совета, только плечами пожал: «Может, старец-то из ума выжил? Как же я утоплю лодку? Мы и сейчас еле добываем пропитание, а без неё и вовсе от голода умрём».
Не последовал рыбак совету, бедствовал всё больше – вот уже и без ужина нередко отправлялась спать вся его семья. А однажды в сильную бурю его ветхая лодчонка разбилась, и сам рыбак едва уцелел.
Посидели, погоревали, но делать нечего – собрали свои скромные пожитки и снялись с насиженного места, пошли вниз по реке искать другой доли.
Долго ли, коротко ли шли, привела их река в большой рыбацкий посёлок. Сколько же там было лодок! И больших шхун, и совсем маленьких лодочек. Невольно радовалось сердце рыбака, когда он глядел на них. Но своей-то у него не было и не на что было купить. Сидел рыбак на берегу, глядел на чужие лодки и кручинился.
Долго он так сидел и меж своих грустных дум стал подмечать: та лодка требует ремонта и вон ту неплохо бы подновить, а эта и вовсе скоро развалится, если срочно её не починить…
И стал рыбак лодки ремонтировать. Умел он это делать превосходно! Изучил ремонтное дело он во всех подробностях, когда приходилось приводить в порядок своё судёнышко. Работу его быстро оценили, и скоро в посёлке о нём слава пошла: творит, мол, человек чудеса, лодки чинит. Лучше новых становятся.
Немного времени прошло. Смог он добротный дом купить с красивым садом. И безбедно зажила семья.
Вспомнил рыбак старца и сказал:
— Дурак был, цеплялся за старое до последнего, страшась перемен больше, чем привычных тягот и горестей.
 
Эпитафия

Для своего надгробия Джон Локк* сочинил такую эпитафию:
«Остановись путник: здесь покоится Джон Локк. Если ты спросишь, что за человек он был, то знай – он был доволен своим скромным уделом. Он был воспитан как учёный, все свои дни и труды он посвятил постижению истины. Это ты можешь узнать из его сочинений».
Каждому, полагаю, не будет стыдно, если на его надгробии начертят такую надпись.
 
*Джон Локк — John Locke; (1632–1704), английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.

Орёл или цыплёнок

 Однажды, гуляя по лесу, человек нашёл маленького беспомощного орлёнка. Он взял его домой, вылечил, накормил и обогрел. Когда орлёнок выздоровел, человек оставил его жить в сарае вместе с цыплятами. Орлёнок ел корм, предназначенный для цыплят, и привык вести себя так же, как они.
В один из дней к хозяину пришёл биолог, который слышал от жителей, что орёл живёт в сарае вместе с цыплятами.
— Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыплёнком, – объяснил хозяин. – Он перестал быть орлом и ведёт себя как настоящий цыплёнок.
— Тем не менее, – настаивал биолог, – у него сердце орла, и он может научиться летать.
Осторожно взяв орлёнка на руки, он сказал:
— Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети.
Орлёнок не знал, кто он и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
На следующий день биолог взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома.
— Ты орёл, – снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети.
Но орлёнок был напуган новым неизвестным миром, простиравшимся перед ним. Он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
На третий день рано утром молодой человек принёс орла на высокую гору, встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал:
— Ты орёл. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети.
Орёл посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал биолог. Орёл стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, взлетел к облакам.
Биолог счастливо улыбался, он знал, что теперь орёл никогда не вернётся к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыплёнка.

Поставлю посуду

Был осенний дождливый день. Дождь всё шёл не переставая. У ленивого крестьянина протекала крыша. Жена ругалась и попрекала его, что в погожие дни он не удосужился даже крышу починить. Она сказала ему:
— Иди, поднимись на чердак, поставь посуду там, где течёт вода.
— Почему я должен подниматься на чердак? Когда вода начнёт течь через потолок, тогда и поставлю под неё посуду, – отвечал лентяй.

Постарайся

Один человек попросил знакомого торговца одолжить ему денег. Тот приказал слуге принести ему мешок зуз, * весы и зеркало. Торговец отвесил приятелю столько денег, сколько ему требовалось. И когда тот взял деньги, торговец дал ему зеркало и сказал:
— Взгляни сейчас на себя в зеркало и увидишь, какой ты радостный в день, когда берёшь деньги взаймы. Постарайся же, чтобы в день, когда ты будешь возвращать долг, твой вид был таким же радостным, а не печальным.

*Зуза – монета, равная ; средневекового арабского серебряного дирхема.

13.3. О случайном

Подобна цветам

  На что похожа жизнь людей, рассуждали многие философы. Когда у Фань Чжэня* спросили об этом, он ярко и художественно обрисовал свой ответ.
— Жизнь людей подобна одновременно распустившимся цветам на дереве. Ветер срывает цветы и несёт одни лепестки к богатым оконным занавескам. Заброшенные волею ветра, они падают на роскошные циновки. Другие лепестки жестоким ветром прибиваются к заборам и стенам, и они падают в навозные ямы. Вы упали на роскошную циновку, а я упал в навозную яму. Хоть между знатным и низким положением и существует разница, но где здесь причина, а где следствие?

*Фань Чжэнь — Фань Цзыжэнь (450?–515?), китайский философ- материалист. Выходец из влиятельного чиновничьего клана.

Страшно

Один немецкий военачальник, увидев вынесенное с поля боя тело всадника, сражавшегося с отменной храбростью, вместе с другими, пожалел о гибели смелого воина и попросил снять с убитого доспехи. Когда это проделали, он понял, что это его сын. Военный выпрямился во весь рост и, не проронив ни слова, стоял какое-то время с устремлённым на мёртвое тело взглядом, а затем, оцепенев от горя, свалился замертво.
Не только такой эпизод рассказывает о влиянии эмоций на нашу жизнь. Существует множество исторических примеров, когда мгновенное проявление чувств и реакция на неожиданное событие приводили к несчастным последствиям и даже к смерти.
Одна римлянка умерла от неожиданной радости, увидев сына, вернувшегося домой после поражения римского войска. Рассказывают, что Софокл и тиран Дионисий скончались тоже от радости.
Тална*, римский консул, покоритель Корсики, по прочтении письма, извещавшего о даровании ему римским сенатом почестей, умер от счастья на острове Корсика.
Остаётся вопрос: являются ли случайными такие события?
*Маний Ювенций Тална – Manius Iuventius Thalna; умер в 163 году до н. э. Древнеримский военачальник и политический деятель из плебейского рода Ювентиев, народный трибун.

Что лучше

В одном собрании заспорили, что для человека хуже всего на этом свете. Кто-то говорил – болезни, другой говорил – смерть, кто-то говорил – бедность. Много всяких мыслей было высказано. Спросили у Насреддина:
— А ты, Молла, что думаешь?
— Плохо, когда не сбывается то, чего хочешь, – ответил Насреддин. — Но куда хуже, когда сбывается то, чего не хочешь, – подумав, добавил он.

13.4. О совмещении необходимого и случайного

Праздность учит людей дурным делам.
Катон Младший*

*Катон Младший или Утический— Marcus Porcius Cato (Minor/Uticensis); (95–46 до н. э.), политический деятель в Древнем Риме, республиканец, противник Цезаря, сторонник Гнея Помпея.

Слишком ухожен

Новый императорский сад готовили к открытию три года. Наконец работы были завершены, и император пригласил знать полюбоваться красотой сада.
Приближённые были в восторге и рассыпались в комплиментах. Но императора интересовало мнение Мастера, который считался непревзойдённым знатоком этого вида искусства. Когда император обратился к Мастеру, присутствующие обернулись, и воцарилась тишина. Мастер ответил:
— Странно, но я не вижу ни одного сухого листа. Как жизнь может существовать без смерти? Из-за того, что здесь нет сухих листьев, сад мёртв. Я думаю, что сегодня утром его очень тщательно подметали. Прикажите принести немного сухих листьев.
Когда листья принесли и разбросали, ветер начал играть ими. Слышался шорох листьев и сад ожил!
Мастер сказал:
— Теперь всё в порядке. Ваш сад прекрасен. До этого он был слишком ухожен. Искусство становится величайшим, когда не обнаруживает себя.

Извлечённый урок

Однажды Насреддину, шедшему по узкому переулку, с крыши дома прямо на голову упал какой-то человек. С этим человеком ничего не случилось, но Мулла попал в больницу.
Один из учеников Насреддина спросил его:
— Какой урок вы извлекли из этого происшествия, учитель?
— Откажись от веры в неизбежность, даже если причина и следствие кажутся неизбежными! Избегай теоретических вопросов наподобие этого: «Сломает ли человек себе шею, если упадёт с крыши?».
Упал человек, а шею сломал себе я!

Уроки мудрости от Конфуция

Когда Конфуция в очередной раз спросили, как действовать, он последовательно объяснил принципы житейской философии.
— Не рассчитывай на скорые успехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь – и не добьёшься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого. – Так формулировал важные правила Кун-Цзы. — Не печалься, что тебя никто не знает, а печалься о своём несовершенстве, – советовал он.
Кто-то спросил:
— А что, если за зло платить добром?
Учитель ответил:
— А чем же тогда за добро платить? За зло следует платить по справедливости, а за добро платить добром.
(По Конфуций. Уроки мудрости.)

Не изменить

Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом солдат. Он знал, что победит, но солдаты его не были в том уверены. По дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:
— Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб – мы победим, выпадет цифра – проиграем сражение.
Нобунага вошёл в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.
— Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, – сказал ему адъютант после сражения.
— Верно не изменить, – подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с гербами на обеих сторонах.

Насыщение

Однажды в чайхане какой-то пожилой человек начал навязчиво давать всевозможные советы Насреддину.
— Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? – спросил Насреддин.
— Потому что я тебя старше! – вскричал человек, поглаживая бороду.
Тогда Насреддин заметил:
— Насыщает не время, проведённое в чайхане, а количество съеденного плова!

Генералиссимус остался голодным

В царствование Екатерины II в обеденном зале дворца в Царском Селе была устроена автоматизированная подача блюд.
Каждый обедающий мог потребовать любое блюдо, написав название на дощечке и отправив её на нижний этаж. Внизу располагалась кухня, и оттуда заказанное кушанье поднимали на специально заказанном лифте.
Список блюд на кухне был настолько велик, что мог удовлетворить самого взыскательного гостя. И только однажды повара, как говорится, опростоволосились.  Они не смогли выполнить заказ обедавшего у императрицы Александра Васильевича Суворова. Скромный генералиссимус заказал солдатские щи и кашу.

13.5. О подстерегающих опасностях

Ты не знаешь, что принесёт поздний вечер.
Варрон*
 
*Варрон — точнее Марк Теренций Варрон Реатинский (Marcus Terentius Varro Reatinus); (116–27 до н.э.), – римский поэт, энциклопедист.

Скалы и утёсы

Винчестерский епископ Пьер де Рош прослыл жестоким человеком, гонителем учёных. По латыни его имя Петрус де Рупибус (petre et rupes) в переводе означает скалы и утёсы.
Роджер Бэкон*, обращаясь к королю Генриху, изящно обыгрывает имя епископа.
— Государь, – говорил Бэкон Генриху, – что всего опаснее для плывущего через бурное море к берегу?
Король отвечал:
— Про то ведают люди, путешествующие по большим водам.
И тогда философ, сердце которого билось тревожно, но глаза дерзко блестели, сказал монарху правду.
— Государь, я скажу простую истину: всего опаснее скалы и утёсы.

*Роджер Бэкон, известен также как Удивительный доктор — Roger Bacon; (1214–1292), английский философ и естествоиспытатель, монах-францисканец; профессор богословия в Оксфорде.

Лучше одно огорчение

Александру Македонскому преподнесли в подарок изящные сосуды из стекла. И хотя они были прекрасны и очень понравились ему, он приказал разбить их. Когда его спросили, почему он так поступил, Александр ответил:
— Я знаю, что эти сосуды один за другим разобьют мои слуги. И каждый раз я буду гневаться на них. Уж лучше я одной вспышкой предотвращу многие бури.

Место в грядущем

Однажды хасид спросил своего ребе Элимелеха, уверен ли он, что ему уготовано место в Грядущем мире.
— Какие могут быть сомнения!? – ответил тот без малейших колебаний.
— А откуда такая уверенность, ребе?
— Умерев в этом мире, мы предстанем пред небесным судом. И божественные судьи станут спрашивать о Торе, Письменном и Устном Законе, утренней, полуденной и вечерней молитве, заповедях. Если ответить на эти вопросы как следует, попадёшь в Грядущий мир.
— И ты знаешь эти вопросы, ребе? – спросили ученики.
— Да.
— И знаешь, как отвечать?
— Да.
— И скажешь нам ответы?
— Вопросы одинаковы для всех. А отвечать каждый должен по-своему. Но я могу рассказать вам, что намерен говорить судьям я. Они спросят:
— Ребе, изучал ли ты Тору так, как мог бы?
 Я честно отвечу: «Нет».
Потом спросят:
— Ребе, до конца ли ты отдавался Богу в молитве?
И я снова честно отвечу: «Нет».
И в третий раз спросят:
— А соблюдал ли ты Письменный и Устный Закон и при всякой ли возможности творил добрые дела?
Конечно, я отвечу: «Нет». И тогда мне скажут:
— Что ж, выходит, ты не лжив.
И уже хотя бы за это пригласят пожаловать в Грядущий мир.
Человеку следует быть честным с собой, не скрывать от себя правду. А слово «всегда» не применимо к жизненным обстоятельствам.

Ненависть к баклажанам

Однажды один актёр был приглашён в гости к придворному. Обед был пышный, но все блюда были приготовлены из баклажанов. У актёра баклажаны не входили в число любимых кушаний. Когда принесли очередное блюдо с баклажанами, актёр обратился к слуге:
— Подай мне воды попить, но только прошу, чтобы в ней не было баклажанов.

Посередине

Давным-давно разгорелась в лесу война между жившими там зверями и птицами. Летучая Мышь никак не могла для себя решить, к кому же ей всё-таки выгоднее примкнуть. Ведь она была и животным, и птицей одновременно. Недолго размышляя, она решила схитрить. Если птицы будут одерживать верх над зверями, то она станет поддерживать птиц.
В противном случае она быстренько переметнётся к зверям. Так она и сделала. Но когда все заметили позицию Летучей Мыши, то предложили ей не бегать от одних к другим, а раз и навсегда выбрать одну сторону. Тогда перебежчица сказала:
 — Нет! Я сделала свой выбор и останусь посредине.
— Хорошо! – сказали обе стороны.
Битва началась, и старая Летучая Мышь, оказавшись в середине сражения, была раздавлена и умерла.

Зря потратил жизнь

Однажды путешествовал литератор на корабле. Он вступил в беседу с моряком и спрашивает его:
— Как много книг ты прочитал?
— Мало, я всё время в море, – отвечал матрос.
— В таком случае ты прожил зря полжизни, – заявил на его слова путешественник.
Обиделся моряк, но сохранил достоинство и промолчал.
В это время налетел ветер, поднялись огромные волны, судно бросало из стороны в сторону.
Моряк и спрашивает литератора:
— А умеешь ли ты плавать?
— О нет, мудрый человек, – отвечал испугавшийся путешественник.
— Увы, учёный муж, ты зря потратил жизнь. Наш корабль идёт ко дну.

 Встань и иди

О том, что человеку предназначено осилить любую дорогу, существует много философских изречений. Об этом говорят и христианские притчи, и восточная мудрость учит человека таким же принципам жизни.
Один ученик спросил своего наставника-суфия:
 — Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о том, что я упал?
 — Вставай и иди!
 — А если я упал бы в следующий раз?
— Снова вставай и иди! 
— И сколько это может продолжаться – всё падать и подниматься?
— Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, уже мертвы.

Прозрение ростовщика

Вся жизнь индийского гуру Нанака протекала в странствиях. Пришёл он как-то раз в одну деревню. Видит красивый дом, украшенный разноцветными флагами. В нём живёт местный богач-ростовщик, который, наполнив монетами очередной ларец, на радостях поднял новый флаг и устроил праздник.
Гуру Нанак подошёл к этому дому и попросил, чтобы ему дали немного поесть. Хозяин узнал в нём святого человека и велел принести путнику еды и питья. Закончив трапезу, гуру Нанак спросил ростовщика, не может ли тот оказать ему услугу.
— Конечно, могу, – ответил ростовщик, довольный, что может добрым делом улучшить свою карму. — Я сделаю всё, что ты захочешь.
Гуру Нанак вынул из кармана ржавую булавку:
— Сохрани её для меня, а вернёшь, когда мы встретимся в следующей жизни.
— Обещаю, – сказал ростовщик, – и даже ничего не возьму с тебя за эту услугу.
Гуру Нанак снова отправился в путь, а ростовщик пошёл к жене и рассказал, что произошло.
— Что за глупец! – ответила ему она. – И как же, по-твоему, ты это выполнишь? Ведь ты, когда умрёшь, не заберёшь с собой эту булавку! Ростовщик всё понял, догнал святого человека, упал к ногам и попросил, чтобы тот позволил стать его учеником и сопровождать в странствиях.

Конкурсное задание

Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в царстве важный государственный пост.
Множество властных и мудрых мужей окружило его. 
 — О, мудрецы, – обратился к ним царь, – у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить её. Он подвёл присутствующих к такой огромной двери, какой никто никогда не видывал.   
— Это самая большая и самая тяжёлая дверь, которая когда-либо была в моём царстве. «Кто сможет открыть эту дверь?» —спросил царь.   
Одни придворные только отрицательно качали головой. Другие, которые считались мудрыми, рассмотрели и потрогали дверь, но признались, что не смогут её открыть. Раз уж мудрые признались в этом, то и остальные согласились, что эта задача слишком трудна.   
Один визирь подошёл к двери. Он внимательно её рассмотрел и ощупал, приложил к ней ухо, так и эдак попробовал сдвинуть с места и, наконец, резко её толкнул. О чудо! Дверь открылась. Она была не заперта. Нужна была лишь воля, чтобы это проверить, и отвага, чтобы действовать решительно.
Тогда царь объявил:
— Ты получишь этот пост при дворе, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься на собственные силы и не боишься сделать попытку.

Рога и ноги

У одного молодого оленя были большие и красивые рога, которыми он очень гордился. Ни у кого не было таких роскошных рогов!   Возле него паслись дикие козы, у которых были такие маленькие и кривые рожки, что он смеялся над ними. А когда ему встречались дикие кабаны, у которых вообще не было рогов, а были только кривые клыки, он пренебрежительно фыркал и отворачивался от них. Ведь ему было чем гордиться.
Всё в его жизни было бы замечательно, если бы не его ноги. Ему казалось, что они очень некрасивые, тонкие и кривые. Он никому об этом не говорил, но очень страдал и переживал по этому поводу. 
 Однажды в лесу случился пожар. Все дикие звери со страхом бросились бежать. И в этот момент олень оценил всё достоинство своих крепких ног. Они несли его быстрее ветра. Он обогнал всех кабанов и антилоп и непременно спасся бы от огня, если бы не его ветвистые раскидистые рога, которые застряли в густых зарослях. Мимо проносились дикие звери. Огонь приближался.
И в этот момент олень впервые осознал, как хороши его ноги и как нелепы рога – предмет его гордости.

Гордиев узел

В городе Гордии, древней столице Фригии, Александру Македонскому показали колесницу, принадлежавшую легендарному царю Фригии Гордию. Александру также указали на необычайно запутанный узел из ремней, и завоеватель взял ремни в руки. Фригийцы говорили:
— Существует предсказание, что тот, кто развяжет узел, будет владеть Азией.
Александр в это время держал в руках узел, пытаясь найти концы ремней, чтобы развязать его. Желваки надулись на шее великого полководца. Это был действительно драматический момент – узел не поддавался. Александр быстро нашёл верное решение: он выхватил меч и разрубил гордиев узел. 

Счёт за ячмень

Мудрая и поучительная басня средневекового армянского баснописца Вардана Айгекци*
Возил один человек с тока домой ячмень на осле. И маленький ослик ходил с матерью-ослицей туда и обратно. А дома, куда свозили ячмень, была свинья на привязи, которую откармливали на убой. И ячменя ей насыпали вдосталь, чтобы ела она и жирела. И ослик сказал матери:
— Почему свинья эта, не работая, целый день ест ячмень, который мы перевозим с таким трудом, а мы так мучаемся, но лишь раз в день получаем ячмень? Мать сказала:
— Потерпи ещё недельку, сынок. И сам увидишь всё своими глазами.
Возвращались через неделю ослица и ослик с грузом домой, ослик бежал впереди матери и услышал визг, потому что резали свинью. Испугался ослик и побежал назад к матери. И мать сказала:
— Что с тобой, сынок? Чего ты испугался? Не бойся ты, свиньи. Это с нее счёт за ячмень спрашивают.
И снова они на ток пошли ячмень таскать. И когда с тяжёлым грузом вернулись домой, ослик, задрав копытце, сказал матери:
— Матушка, посмотри, не пристало ли к копытцу ячменное зёрнышко, чтоб не спросили и с меня, как со свиньи за ячмень?
 
*Вардан Айгекци, армянский баснописец и проповедник (конец ХII – первая половина ХIII века). В его сборник вошли послания и проповеди, содержащие басни и притчи. Позже этот сборник дополнялся его последователями.


Умён ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал.
Саади*

*Саади — Саади Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин; (между 1203/1210–1291), персидский поэт, мыслитель, представитель практического, житейского суфизма. Один из крупнейших авторов классической персидской литературы. Поэма «Бустан» считается одной из 100 величайших книг всех времён.

Подарок Аллаха

Султан попросил Омара Хайяма вычислить астрологическим путём время, наилучшее для охоты. Хайям посмотрел гороскоп и указал день. Правитель и придворные подготовились к охоте и собрались на том месте, откуда султан и его свита отправлялись на охотничьи утехи. Вдруг пошёл снег.
Возмущённый ропот пронёсся по толпе придворных. Султан обратился к Хайяму:
— Скажи, как это следует понимать?
— Пусть государь успокоится! Это подарок Аллаха! – невозмутимо сказал Хайям. — Тучи скоро разойдутся, и три дня будет стоять погода, способствующая царской охоте.
Так и произошло.

О землянике

В одной сутре Будда рассказал притчу.
Человек пересекал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног. Тигр за ним. Подбежав к обрыву, человек стал карабкаться по склону и, уцепившись за корень дикой лозы, повис на нём. Тигр фыркал на него сверху. Дрожа, человек посмотрел вниз, а внизу его поджидал другой тигр, чтобы съесть. Только тонкая лоза удерживала его.
Две мышки, одна белая, другая чёрная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, другой он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!

Последняя правда
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего неизвестно!
Вот последняя правда, открытая мной.
Омар Хайям*

*Омар Хайям — Гийяс-ад-Ди;н Абу-ль-Фатх Ома;р ибн-Эбрахи;м Хайя;м Нишапури;; (1048–1131), персидский философ, математик, астроном и поэт.


Рецензии