14. Притчи о справедливости
*Марк Туллий Цицерон — Marcus Tullius Cicero; (107–43 до н. э.), римский политический деятель республиканского периода, оратор, философ, учёный.
14.1. Об аналогиях
Прогуливаясь со слушателями своей школы по аллее, Аристотель говорил:
— Умный человек всегда согласится с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым. По аналогии можно сказать, что все прямые линии всегда совпадают между собой, кривые же отрезки никогда не совпадают ни друг с другом, ни с прямыми линиями.
Как исправить мир
Человек задаёт вопрос:
— Почему Господь, будучи всемогущим, не исправит мир?
— Как вы представляете исправление? – спрашивает Учитель. — У того, кто лжёт, пусть отсохнет язык; у того, кто крадёт, пусть отсохнет рука? Но тогда весь мир будут населять немые и увечные. Будет ли нам приятен такой мир и будет ли желание у вас жить в таком мире?
— Конечно, неприятно, – отвечает собеседник. — Но как сделать мир лучше?
— Господь управляет противоположным образом, он говорит, что тот, кто хочет быть господином, должен быть и слугой.
Несправедливо
Ночь. Деревня спит. Стук в окно. Хозяин неохотно просыпается. Думает послышалось. Снова стук.
— Кто там? – спрашивает хозяин.
Со двора слышится голос:
— Хозяин, а хозяин…
— Ну, чего надо?
— Хозяин, дрова не нужны?
— Да не нужны мне дрова, не мешайте спать.
Тишина. Хозяин засыпает. Проснувшись утром, он видит, что ночные гости вывезли с его двора поленницу дров.
— Мерзавцы, – говорит он соседу. – Спросили, хочу ли я купить дрова, а сами мои дрова увезли.
Решение
Известно, что о Соломоне шла слава как о мудром судье. Однажды к нему привели двух женщин. Одна из них стала рассказывать:
— У меня родился сын, а через три дня и эта женщина родила сына. Но её сын ночью умер, и она подменила детей. Своего мёртвого ребёнка она положила в мою люльку, а моего взяла себе. Утром, когда я хотела покормить своего ребёнка, увидела, что ребёнок мёртвый. И это не мой сын.
Другая женщина отрицала свою вину и сказала, что это всё ложь. Тогда Соломон сказал:
— Вот меч. Рассеките ребёнка и отдайте каждой из них по половине.
Одна спокойно сказала:
— Пусть так и будет – не достанется ребёнок ни мне, ни ей.
Другая же закричала в страхе:
— Нет! Лучше отдайте мальчика той женщине, только бы он остался жив!
Царь Соломон, услышав возглас женщины, произнёс:
— Отдайте ребёнка той, которая испугалась, что он умрёт. Она – его мать.
Слепой и безногий
Существует такая история о слепом и безногом, которых привезли к судье. Это было во время гражданской войны в Америке. Преступление этих людей состояло в том, что они воровали яблоки, а садовник, поймав их в саду, схватил и доставил в суд.
Слепой начал объяснять судье:
— Я слеп, я не крал яблок, только с земли подобрал несколько паданцев.
Безногий закричал:
— У меня нет ног, разве без ног можно воровать, если я даже ходить не могу?
Судья, подумав немного, сказал:
— Посадите безногого на слепого.
Так и сделали. Тогда судья вынес вердикт:
— Вот видите. Тот, у кого есть ноги, добрался до яблони, а тот, у кого есть глаза и руки, собирал яблоки.
Так и человек состоит из двух существ: одно слепое, другое без ног. Без глаз – человеческий инстинкт, а без ног – человеческий разум.
Справедливо или нет
У Сократа был молодой друг по имени Евфидем, а по прозвищу Красавец. Ему не терпелось стать взрослым и говорить громкие речи в народном собрании. Сократу захотелось его образумить. Он спросил его:
— Скажи, Евфидем, знаешь ли ты, что такое справедливость?
— Конечно, знаю, не хуже всякого другого.
— А я к политике непривычный, и мне почему-то трудно в этом разобраться. Скажи, лгать, обманывать, воровать, хватать людей и продавать в рабство – это справедливо?
— Конечно, несправедливо!
— А если ребёнку нужно лекарство, но он не хочет принимать его, а отец обманом подложит его в пищу, и сын выздоровеет. Такой обман будет несправедливым?
— Нет, будет справедливым.
— А если кто, видя друга в отчаянии и боясь, как бы он не наложил на себя руки, украдёт или отнимет у него кинжал, что сказать о таком воровстве?
— И это справедливо. Да, Сократ, получается, что я сказал тебе неточно. Надо сказать: и ложь, и обман, и воровство – это в одних случаях справедливо, а в других случаях несправедливо. Справедливо, когда делается во благо, и несправедливо, когда то же самое делается во зло.
— Очень хорошо, Евфидем. Теперь я вижу, что прежде, чем распознавать справедливость, мне надобно научиться распознавать добро и зло.
— Не надо, Сократ, не продолжай, я теперь вижу, что ничего-то я не знаю и лучше бы мне сидеть и молчать!
И Евфидем ушёл домой, отказавшись от намерения выступать перед народом.
14.2. О благородстве
Сознаться в своей неправоте – это быть умнее, чем были.
Пьер Буаст*
*Пьер Буаст — Pierre Boiste; (1765–1824), французский лексикограф и поэт, автор универсального словаря французского языка.
Вглядись в человека
Правитель одного китайского княжества спросил Конфуция:
— Как добиться, чтобы народ был почтителен?
Конфуций ответил:
— Будь с ним серьёзен, и он станет почтителен; соблюдай долг сына и отца, и он будет предан, возвысь способных и наставь неумелых.
Мудрец понимал несовершенство человека. Он рассуждал:
— Каждый ошибается в зависимости от своей пристрастности. Вглядись в ошибки человека – и познаешь степень его человечности. У сдержанного человека обычно меньше промахов.
Мудрец критически оценивал себя. Он говорил:
— В учёности я, может быть, не уступлю другим, но в том, чтоб лично стать на деле благородным мужем, я не достиг ещё успеха.
— Как следует жить? – спрашивали философа.
— Надо понимать, что хорошо и добродетельно. Это понимаем, когда видим, что радуются люди близкие и приближаются те, что находятся далеко.
Благородство души
Жил на свете добрый король, но врагов у него было видимо-невидимо. Опасность подстерегала правителя на каждом шагу, ежедневно, особенно ночью, когда злые недруги могли беспрепятственно окружить дворец. Послушные и верные ему журавли очень беспокоились о жизни короля.
— Что же нам предпринять? – задумались журавли, собравшись на совет. — Ведь от солдат никакого проку. Вместо того, чтобы исправно нести службу и охранять короля, они спят по ночам беспробудным сном. А собаки за день так набегаются и намаются на охоте, что и на них нельзя положиться. Остаётся только нам сторожить дворец, дабы наш добрый король мог спокойно почивать.
И вот журавли разделились на три стаи, каждой поручив сторожевой пост и установив строгий порядок смены караула. Самая многочисленная журавлиная стая расположилась на лугу, что простирается вокруг дворца. Другая заняла все входы и выходы. А остальные часовые разместились в самой королевской опочивальне, чтобы ни на минуту не спускать глаз со спящего повелителя.
— А что, если кого-нибудь одолеет сон на посту? – спросил один молодой журавль.
— И против этой беды есть одно верное средство, – успокоил его умудрённый жизненным опытом вожак. — Пусть каждый из вас, стоя на посту, держит в лапе камень на весу. Если, не ровен час, кто-то и заснёт, то камень тут же выпадет из лапы и своим шумом оповестит всех остальных.
С той поры журавли поочерёдно бодрствуют по ночам, стоя на одной ноге и меняясь через каждые два часа. И сохраняя верность принятому уговору, никто ещё не выронил камень из лапы.
Недаром этих журавлей за благородство души и верность долгу зовут венценосными или королевскими.
(По Леонардо да Винчи)
Они будут после нас
В давние времена жили высокие и сильные люди. Через еловые леса они пробирались как через большую траву; овражки, буераки и озерца просто перешагивали.
Как-то сын одного из таких великанов резвился и увидел совсем маленького человечка, пашущего землю. С конём и с плугом. Поставил мальчик человечка вместе с конём и плугом себе на ладонь и долго рассматривал: откуда такие диковинки? А потом положил их в карман и отнёс домой.
Рассказал об этом он отцу:
— Когда я играл, нашёл вот этого игрушечного человечка, – и мальчик показал находку.
Взглянул отец и говорит:
— Сынок, ты его не повреди. Где нашёл, туда и отнеси. Это один из тех людей, которые будут жить после нас.
И мальчик отнёс человечка вместе с лошадью и плугом на прежнее место.
Соответственно сану
Как-то раз в Дамаске аль-Фараби пришёл на собрание учёных, которое проходило у правителя. Когда аль-Фараби вошёл в зал, где Сайфут-давла восседал на троне, правитель предложил ему сесть. Учёный спросил:
— Как мне следует сесть? Соответственно моему сану или вашему?
Правитель ответил:
— Соответственно твоему.
Тогда аль-Фараби прошёл мимо всех эмиров и сел возле трона. Сайфут-давла рассердился и сказал своему телохранителю на языке, который знали только посвящённые:
— Этот тюрк нарушил правила приличия, поэтому накажите его, когда он встанет.
Аль-Фараби спросил:
— За что я буду наказан? Я никакого проступка не совершил.
Изумлённый правитель вопросил:
— В народе этого языка никто не знает. Где и у кого ты его изучал?
— Мне пришлось изучать многие языки. Я знаю более семидесяти.
В этот момент в зале началась дискуссия. На обсуждаемый вопрос никто не мог ответить. Аль-Фараби не только представил разумный ответ, но всесторонне и аргументированно разъяснил его суть.
Увидев в реальности небывалое проявление знаний, правитель почтительно обратился к учёному:
— Судя по всему, ты и есть тот, кого называют Вторым учителем после Аристотеля?
Философ ответил утвердительно. Правитель попросил прощения за то, что не распознал мудреца и обидел его. А учёный пожелал правителю здоровья.
Это благородно
Мулла с женой пошли на озеро, чтобы постирать бельё и ковры. Занимаясь стиркой, они не заметили, как ворона схватила у них мыло и улетела.
Увидев это, жена Муллы закричала:
— Хватай, лови ворону, она утащила наше мыло!
— Разве ты не видела, какая она чёрная? Если бы ей не нужно было вымыться, она не тронула бы наше мыло. С нашей стороны благородно поделиться с ней мылом, – успокоил жену Мулла.
14.3. О справедливости в житейских ситуациях
Неожиданное случается чаще того, что ожидаешь.
Плавт*
*Тит Маккий Плавт — Plaut, Titus Maccius; (ок.250–184 до н. э.), выдающийся древнеримский комедиограф, мастер «паллиаты». Написал около 130 комедий, из которых сохранилось 20.
Белка, паук и ястреб
Всем известно о трудолюбии белки. С утра до ночи она работала на своём поле и вырастила прекрасный урожай. Она настолько была погружена в заботы о поле, что не удосужилась проложить дорогу, а добиралась к участку по деревьям.
И вот случилось так, что в этих местах охотился паук. Увидел он поле белки, где уже созрел урожай, и решил его присвоить. Поискал он дорогу к полю, не нашёл. И в его хитрой голове тотчас созрел коварный план.
На другой день паук вернулся на поле вместе со всей своей семьёй, и они стали прокладывать к нему свою тропу, завешивая её паутиной так, чтобы казалось, будто они часто пользуются этой дорогой. Потом паучья семья принялась убирать зрелые колосья. За этим занятием застала их белка.
— Кто вам позволил убирать урожай с моего поля? – с негодованием закричала она.
— С твоего поля? – спросил паук. — Почему ты называешь это поле своим?
— Потому что я работала на нём, – ответила белка. — Я расчистила участок, я возделала его, засеяла и заботилась об урожае. А теперь приходишь ты и хочешь его забрать. Это моё поле.
— Тогда покажи, где твоя дорога к нему, – сказал коварный паук.
— Мне не нужна дорога, – ответила белка, – я могу скакать и по деревьям.
— Ах, вот как! Где это слыхано, чтобы кто-то не прокладывал к своему полю дорогу? – презрительно возразил паук.
Белка передала дело в суд. Но суд решил, что не может быть поля, к которому не проложена дорога. А так как дорога, несомненно, проложена пауком, значит и поле принадлежит ему.
Паук с семьёй собрал весь урожай и повёз его продавать на базар. В пути их настигла ужасная буря. Они бросили свою кладь на дороге и побежали искать укрытия от ливня. Как только буря утихла, они вернулись к дороге и увидели, что большой чёрный ястреб сидит на добре и, широко раскинув крылья, укрывает его от дождя.
— Спасибо тебе, чужеземец, что ты охранял наше имущество, – сказал ему паук.
— Ваше? – возмутился ястреб. — Как бы не так! Где это слыхано, чтобы такое добро оставляли без присмотра посреди дороги? Вздор! Это мой урожай, я везу продавать его на базар. Будь здоров, паук, и не вздумай мне дерзить.
Сказав это, ястреб поднялся, унося с собой добычу.
Подарки Насреддина
Однажды Мулла Насреддин положил на большое блюдо три сливы и понёс в подарок завоевателю Тимуру. Дорогой сливы стали перекатываться, и как ни говорил Мулла: «Лежите смирно, не двигайтесь, а то я вас съем!» — ничего не действовало. Сливы всё подпрыгивали и перекатывались. Рассерженный Мулла съел одну за другой две сливы и представил Тимуру всего одну сливу. Тимур пожаловал ему сколько-то денег.
Через несколько дней Мулла набрал корзину свёклы и опять понёс государю. Дорогой попался ему человек и, узнав, что Мулла несёт Тимуру свёклу, сказал:
— Отнеси ему инжир, он ещё больше обрадуется.
Мулла раздобыл немного хорошего инжиру и поднёс Тимуру. По приказу государя приближённые и слуги стали бросать в Муллу инжиром. И по мере того, как инжир попадал ему в голову, Мулла то и дело причитал:
— Благословение Господу, хвала тебе, милостивому и щедрому! Теперь я понял смысл благодетельного совета!
Тимур услышал это и спросил:
— Мулла, за что ты возносишь благодарения?
Насреддин ответил:
— Государь, я сперва нёс тебе свёклу, но по дороге один человек отговорил меня от этого. Если бы я принёс свёклу, что со мною было бы! Я лишился бы и глаз, и головы, и вообще ничего от меня не осталось бы.
О справедливой цене
Однажды к Мастеру пришёл юноша и сказал:
— Я пришёл к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчёмным. Мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник и растяпа. Прошу тебя, Мастер, помоги мне.
Мастер мельком взглянул на юношу и торопливо ответил:
— Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, – затем, немного подумав, добавил: — но если ты согласишься помочь мне в моём деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоём.
— С удовольствием, Мастер, – пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
— Хорошо, – сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо. — Возьми коня и скачи на рыночную площадь. Мне нужно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше, но ни в коем случае не продавай его; найди самого щедрого покупателя, узнай цену и возвращайся. Я хочу получить за кольцо как минимум золотую монету. Скачи же! И возвращайся как можно скорее!
Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, но они предлагали очень низкую цену, в крайнем случае, серебряную монету. Обойдя весь рынок, юноша, удручённый неудачей, вернулся к Мастеру.
— Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, – с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но никак не золотую. Столько это кольцо не стоит.
— Ты только что произнёс очень важные слова, сынок, – отозвался Мастер. — Прежде, чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность. Скачи-ка к ювелиру, да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Помни, что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо.
Юноша отправился к ювелиру. Ювелир долго рассматривал кольцо, взвесил его и обратился к посыльному:
— Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.
— Семьдесят монет?! – юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
— Садись и слушай, – сказал Мастер, выслушав живой рассказ молодого человека. — И знай, сынок, настоящую цену может определить только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?
Ситуация с кошельком
Как-то раз Утёсов ехал в Одессе в переполненном трамвае и вдруг услышал, что заплакала девушка. Когда её спросили: «Что случилось?» – она, всхлипывая, ответила:
— У меня вытащили кошелёк.
Утёсов подумал, что следует ей помочь и поинтересовался, сколько было в кошельке денег. Девушка ответила, что двадцать копеек. Он дал ей двадцать копеек и попросил не плакать. Девушка успокоилась, но, выходя из трамвая, спросила Утёсова:
— Может быть, вы вернёте мне и кошелёк?
14.4. О благодарности
Свободны от долгов
Рассказывали, что, когда Юсуф заболел, братья долго не навещали его. Он печалился по этому поводу и раздумывал, как ему призвать их к себе.
Ему сказали:
— Они смущены тем, что должны тебе много денег.
А он ответил:
— Аллах считает постыдным то, что мешает братьям навестить брата.
Затем он приказал глашатаю провозгласить, что каждый, кто должен Юсуфу, теперь свободен от долгов.
И порог его дома сломался – так велико было число тех, кто приходил навещать его.
Благодарность за спасение
Дело было в начале двадцатого века в Шотландии. Возвращаясь домой с поля, фермер проходил мимо болота и услышал крики. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, увязшего в трясине. Мальчик кричал и отчаянно пытался выбраться, но болото всё глубже засасывало его. К счастью, у фермера был топор и, срубив толстую ветку, он смог вытащить мальчика на твёрдую почву.
Мальчик весь дрожал от холода и нервного потрясения. Фермер предложил ему в доме обсушиться и успокоиться, но мальчик отказался.
— Нет-нет, мне нужно бежать к отцу, он, должно быть, очень беспокоится.
И мальчик убежал. На следующее утро к дому фермера подъехал экипаж. Вышедший из кареты джентльмен представился отцом спасённого мальчика. Он приехал, чтобы отблагодарить спасителя.
— Сколько я должен вам за спасение моего сына?
— Вы ничего не должны мне, я сделал то, что и должен был сделать каждый нормальный человек, – с достоинством ответил фермер.
— Но я не могу не отблагодарить вас! Вы спасли моего сына, – настаивал визитёр.
В это время из дома на крыльцо выскочил ребёнок.
— Это ваш сын? – спросил гость.
— Да, – с гордостью ответил фермер.
— Вот и решение, – обрадовался знатный гость.
— Вы спасли моего сына, а я возьму вашего сына с собой в город и дам ему хорошее образование. Я уверен, что он так же благороден, как его отец, и достоин этого. Думаю, ни вы, ни я не пожалеем о таком решении.
Меня ждут
Бродячая собака нашла газету и прочитала объявление: «Одинокая женщина ищет друга».
«Это меня ищут, – подумала собака. Ведь это я настоящий друг, верный и преданный. И я должна быть там, где меня ждут». Она схватила бумагу зубами, но никак не могла прочитать адреса и, положившись на своё чутьё, подошла к остановке трамвая. Там увидела съёжившуюся фигурку. Собака подумала: «Она меня не возьмёт». Женщина посмотрела в телефон, встала и пошла. Собака по заснеженной тропе побежала за ней.
Снег обжигал собачьи лапы, редкая шерсть промокла и покрылась ледяными сосульками, но собака шла за этой женщиной, она понимала – там живёт одинокая женщина. Вдруг щёлкнул замок, и женщина скрылась в подъезде. Собака от горя заскулила и беспомощно легла в снег. А снег был такой тяжёлый и холодный…У собаки промелькнула мысль: «В двух-трёх шагах от сугроба – дверь, и за ней живёт одинокая красивая женщина». Больше собака уже не могла ни лаять, ни скулить.
В какой-то миг собака услышала щелчок. Из тёплого дома выходит женщина. И небольшой сугроб у подъезда начинает шевелиться. Из-под снега появляется еле живое окоченевшее существо, в зубах у него крепко зажата какая-то бумажка, а в глазах столько преданности и любви. На скомканной бумаге еле виднеется надпись: «Одинокая женщина ищет друга».
14.5. О соотношении между злом и добром
Дурной умысел оборачивается против замыслившего зло. Дурной совет несёт беду советчику.
Авл Геллий*
*Авл Геллий – Aulus Gellius; (ок.130–ок.170), римский писатель, грамматик, знаток римской архаики.
Чудодейственное лекарство
Случилось так, что несколько дней подряд король вкушал пищу безо всякой радости и удовольствия. Королевский стол ломился от изысканных яств, но король только слегка дотрагивался до блюд и отправлялся в свои покои.
— Скажи, – обратился король к мудрому лекарю, – можешь ли ты помочь моей беде? Раньше я вкушал пищу с радостью и наслаждением, а теперь у меня пропал аппетит. – Король в отчаянии махнул рукой. — Исцели меня, найди чудодейственное лекарство.
— Есть у меня чудодейственное лекарство. Дозвольте тотчас отправиться за ним, и я доставлю вам это целебное снадобье, – поклонился хитрец. — Но, Ваше Величество, есть одно условие: вам нельзя вкушать пищу, пока я не вернусь.
И лекарь покинул королевский дворец.
Весь следующий день государь не прикасался к пище. С раннего утра до позднего вечера он прохаживался по залам дворца и высматривал, не идёт ли лекарь, не несёт ли чудодейственное лекарство. Ждал-ждал король, но всё напрасно. От голода у него стало посасывать под ложечкой. Повелел тогда король подать себе ужин и с удовольствием поел. Только он омыл руки после ужина, как во дворце появился мудрый лекарь.
— С самого утра я постился, ничего не ел в ожидании твоего чудодейственного снадобья, – с упрёком сказал король, – но теперь всё пошло прахом: я поужинал, так и не дождавшись его.
— Позвольте спросить, Ваше Величество, с удовольствием ли вы поужинали? – поинтересовался мудрец.
— О! Я так славно поел! Пожалуй, никогда в жизни я не ужинал с таким аппетитом.
— В таком случае, Ваше Величество, я исцелил вас, – скромно промолвил лекарь.
— Как это? – изумился король.
— Не зря ведь говорится: «Коли сыт – воздерживайся от еды, коли голоден – всякое блюдо покажется вкусным».
Строгий судья
В Каире жил старик по имени Алибег Кашкаши. Он был хром на левую ногу и, проходя по улицам города, на каждом шагу приплясывал. Городским ребятишкам это казалось смешным, и, завидев старика ещё издали, они сами начинали приплясывать и кричать нараспев: «Алибег Кашкаши! Попляши, насмеши!». Когда он к ним приближался, шалуны кричали ещё громче. Куда бы ни шёл старик, всюду слышал он одно и то же: «Попляши, насмеши! Попляши, насмеши!».
Надоели насмешки Алибегу, и он бросил в озорников ком земли. На лбу у одного вздулась большая шишка. Шалун побежал к отцу, громко плача и жалуясь на злого старика. Разгневанный отец выбежал из дома, схватил Алибега за руку и привёл к судье.
— Этот злой старик, – сказал отец, – поставил сыну на лбу большую шишку. Расправься с ним!
Строгий судья спросил Алибега:
— Злой человек, как посмел ты обидеть ребёнка? Я тебя накажу по закону.
Но вместо ответа старик состроил смешную рожу и закричал нараспев точь-в-точь как это делали ребятишки: «Вот-вот! Накажи! Народ насмеши!».
— Конечно, я тебя накажу! – воскликнул судья.
Тогда Алибег, кривляясь и гримасничая, стал приплясывать перед судьёй и продолжал петь: «Накажи, накажи! Народ насмеши!».
— Замолчишь ли ты, безумный старик? – закричал судья, и лицо его стало красным от гнева.
Разъярённый судья сделал знак стражникам, и солдаты схватили старика.
Тогда Алибег рассмеялся и сказал судье:
— О справедливейший из справедливых! Ты вышел из себя, и лицо твоё покраснело от гнева, а я спел тебе эту глупую песенку только четыре раза. Подумай же, каково мне, когда мальчишки каждый день бегают за мной и высмеивают моё имя. Разве не имел я права рассердиться?
Судья понял, что Алибег не виновен. И сказал отцу мальчика:
— Этот почтенный человек справедливо украсил твоего сына шишкой на лбу. Ступай же домой, возьми прут и разукрась шалуна с другого конца.
Так сказал судья и отпустил старика. С этого дня дети перестали дразнить хромого. При встрече с ним они кланялись и вежливо приветствовали его:
— Здравствуйте, дедушка Алибег!
Если справедлив
Жил падишах, и у него был визирь, которого он ценил. Однажды падишах за какую-то оплошность рассердился на визиря и прогнал его. Правитель отнял у него скот и всё, что тот приобрёл, будучи у него на службе. Долго ходил визирь без дела, сетуя на то, что не сумел оправдаться в глазах своего повелителя. Однажды во дворе его внимание привлекли дети. Они играли в падишаха и визиря.
— Ты плохой визирь, – сказал мальчик-падишах, – я у тебя отберу скот и прогоню.
— О, мой падишах, – сказал мальчик-визирь, – если ты тиран, то можешь вершить надо мной любую несправедливость.
— Нет, – ответил мальчик-падишах, – я не тиран, а справедливый.
— Тогда возьми мой скот, – сказал мальчик-визирь, – но верни мне здоровье, которое я потерял, будучи у тебя на службе.
Услышав такие слова, визирь подумал: «И мне так надо было сказать своему падишаху. Видимо, у детей ума больше, чем у меня».
Придя домой, визирь сел и написал падишаху письмо: «Мой повелитель, до того, как я был назначен визирем, у меня ничего не было, я был бедняк-бедняком. За долгие годы я приобрёл скот, но потерял здоровье. Я не сетую на то, что ты лишил меня скота. Но если ты справедлив, оставь скот себе, а мне верни моё здоровье».
Письмо визиря понравилось падишаху своим остроумием, и он послал своего есаула сказать, чтобы визирь явился во дворец и приступил к исполнению своих обязанностей.
Диоген же в своё время так говорил о справедливости:
— Солнце заглядывает и в ямы с навозом, но не оскверняется.
Понятие справедливости
В Риме существовал закон, по которому рабы, сообщавшие ценные для государства сведения, отпускались на свободу. Так было в случае с рабом, открывшим убежище, в котором скрывался его господин. Раб немедленно получил свободу, как было предусмотрено в проскрипциях Суллы*. Но как только раб становился свободным гражданином, он тут же, согласно другому закону, наказывался как изменник. И как ни умолял доносчик о пощаде, его сбросили со скалы, что тоже предусматривалось законами государства.
Таким образом, доносителю вначале воздавали должное за выдачу нарушителя закона, и такой поступок считался справедливым. Затем ему воздавалось должное и справедливое за предательство, считая преступником того, кто предавал.
Таких предателей обычно вешали с кошельком на шее. В кошельке была плата за выполненную работу.
*Луций Корнелий Сулла Удачливый — Lucius Cornelius Sulla (Felix); (138–ок. 78 до н. э.) древнеримский государственный деятель и военачальник, бессрочный диктатор «для написания законов и укрепления республики», консул 88 и 80 годов до н. э., организатор кровавых проскрипций и реформатор государственного устройства.
Только один виновный
Перед началом судебной реформы 1864 года
император Александр II совершил ряд поездок по России с целью личного ознакомления с общими условиями содержания заключённых и с состоянием дел в пенитенциарной системе. В одной из губернских тюрем построили около 120 заключённых для подачи конфиденциальных устных обращений и жалоб непосредственно Государю.
Царь медленно шёл вдоль строя заключённых и каждого спрашивал:
— За что в тюрьму попал? Что желаешь заявить?
Народ в тюрьме был тёртый и уже знал, что будут большие смягчения системы наказаний. Поэтому все как один, желая воспользоваться редчайшим шансом, заявляли, что, мол, невиновны. В узилище ни за что страдают. Умудрённый жизненным опытом, уже немолодой Государь видел насквозь дерзких воров и душегубов, но ничего не говорил наглецам. Он приказывал адъютанту помечать их жалобы на бытовые условия, на дисциплинарные взыскания, только всё больше мрачнел лицом от усердных бесстыжих заявлений о «невиновности».
Подойдя к одному заключённому, мужику лет тридцати пяти, по виду крестьянину, царь спросил:
— Ну, что? Ты тоже ни в чём не виноват?
Простодушный мужик растерянно ответил:
— Как же не виноват, Ваше Величество?! Кругом виноват! Дальше уж некуда.
Государь стал расспрашивать:
— За что в тюрьму попал?
Крестьянин кратко рассказал, что жил в примаках; тесть, тёща и шурин годами донимали попрёками и унижениями, что, мол, никудышный зять попался, своего дома нет, лошади нет. Никуда негодный человек. В конце концов, мужик от обиды спалил дом и все хозяйственные постройки, когда остальная семья на поле была.
Царь внимательно выслушал, спросил, желает ли мужик после тюрьмы в свою деревню вернуться. Мужик ответил, что не желает, а хочет пойти рабочим на строительство железной дороги.
После этого Государь позвал стоявшего в отдалении начальника тюрьмы и сказал:
— У вас только вот этот один виновный во всей тюрьме. Подготовьте, какие нужно бумаги на помилование этого арестанта и доставьте мне завтра на подписание. Чего уж ему одному виноватому среди невиновных сидеть.
Селёдка
Человек, которому никак не удавалось выдать замуж свою некрасивую дочь, навестил краковского рабби Шиммеля.
— Тяжесть на сердце моём, – сказал он священнику, – потому что Бог дал мне некрасивую дочь.
— Насколько некрасивую? – спросил раввин.
— Если положить её на блюдо рядом с селёдкой, ты не отличишь одну от другой, – отвечал человек.
Краковский провидец надолго задумался, а после спросил:
— А что за селёдка?
Отец, которого вопрос мудреца застал врасплох, ненадолго задумался, а после ответил:
— Э-э. Балтийская.
— Плохо дело, – сказал рабби. — Вот если бы атлантическая, были бы хоть какие-то шансы.
Эти слова справедливы
Ребе Иаков очень любил рассказывать ученикам истории из жизни великих проповедников. Однажды случилось так, что после утренней молитвы ребе рассказал одну историю. За ней потянулась другая, третья. Собравшиеся, охваченные восторгом, совсем забыли о времени. Когда ребе закончил последнюю историю, на дворе стояли сумерки.
Ученики забыли про завтрак и обед. Один из учеников встал и выразил свою благодарность учителю:
— Моисей говорил, что на горе Синай он не пил воды и не вкушал хлеба. До сих пор, ребе, я не понимал, что он при этом испытывал. Теперь я понимаю, что значит наполниться присутствием Бога, когда забываешь про голод и жажду.
Ребе Иаков кивнул и сказал:
— Достойные слова, сын мой.
— Я благодарен за ваши слова. Но хочу напомнить, что мы не на Синае сейчас находимся. Может, пора уже нас отпустить, чтобы поесть, – сказал ученик.
— И твои слова справедливы, – согласился ребе.
Свидетельство о публикации №224080501055