Вступительное слово
Н. М. Карамзин*
*Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826); — российский историк, русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». Создатель «Истории государства Российского» — одного из первых обобщающих трудов по истории России.
Притча – это одна из самых древних разновидностей назидательного рассказа. В таких рассказах речь идёт о смысле жизни, о Боге, о человеке, о добре и зле, справедливости и несправедливости. В них содержится своеобразная житейская философия, присущая каждому народу, которая передаётся в бесконечном воспроизведении и в своём развитии через последующие поколения.
Притягательная сторона притч в том, что это не просто развлекательные или анекдотические истории, а своеобразные тесты на социальную зрелость.
Известно, что притчи от других текстов отличаются аллегоричностью формы и выразительностью языка, содержат в себе поучение. Аллегории позволяют коротко и ёмко дать какую-либо нравственную установку, не прибегая к прямому убеждению. Именно поэтому короткие иносказательного характера притчи во все времена были популярным жанром и затрагивали самые различные проблемы человеческого бытия.
В книге собраны не только моральные поучительные истории, но и несущие в себе притчевость, домысленные события из жизни простых людей и философов, забавные ситуации, из которых можно сделать свои выводы.
Немалое место здесь занимают притчи народов Востока, наполненные особым колоритом и смыслом, своеобразием и неповторимостью. Представлен и созданный по традиции мусульманского Востока образ Ходжи Насреддина – защитника справедливости, борющегося против социального зла, оружием смеха. В содержание вплетаются анекдотические истории о мудреце. Приписываемые ему забавные поступки, остроумные и резкие ответы – это ли не есть с лёгкостью воспринимаемая практическая философия?
Из исторического прошлого известно, что глубокий экзистенциальный страх «Зачем я живу, если всё равно умру?» терзает каждого человека, поэтому и религия, и философия занимались этими вопросами.
Философия античной Греции, Индии, Китая, Японии и сегодня учит достойно переносить житейские тяготы, встречающиеся на пути человека. И этим проблемам уделяется в книге много внимания. Из философии Сократа, Фалеса, Диогена, Антисфена и Эпиктета и других мыслителей возникали нравственные требования к человеку, появлялись вопросы: кто мы? Куда идём? Как живём? В данном сборнике вы найдёте отображение размышлений на эти темы, познакомитесь с описанием различных поступков, относящихся к категории так называемых вечных поисков, и сможете на примерах увидеть, что однозначного ответа нет ни у кого.
Хочется отметить, что философы разных школ сами следовали провозглашаемым ими правилам и применяли их на практике. Крик киника на площади или хохот Хотея на улице – это желание быть услышанным и призвание к людям жить и поступать справедливо.
Через всю историю разумного существования человечества путешествовал буддизм. Он двигался из Индии в другие культуры, свободно переливаясь, приспосабливался к разным культурным образам, изменялся сам и изменял культуру. Важная религиозная практика, пришедшая в Японию из Китая – дзен буддизм. В Китае она называется чань буддизмом, что означает медитация. Согласно чаньской школе, высшую истину нельзя выразить символами и знаками. Озарение, нирвана не достигаются упражнениями, но проявляются внезапно, как внутренний свет, раскрывающийся в одно мгновение. В отличие от китайской школы, мастер дзен использует искусство или ритуалы, к примеру, такие как чайная церемония или каллиграфия, приёмы дзюдо, айкидо, фехтование, стрельба из лука – всё помогает в достижении просветления.
Так восточная философия учила и учит человека самопознанию, устремляет к совершенствованию образа жизни, помогает увидеть и найти гармонию. Поэтому в книге вы обнаружите различные притчевые истории из культурных традиций стран Индии, Японии, Китая.
В притчах, как в баснях, зачастую используется эзопов язык, который отличается довольно необычной стилистикой. Главными героями в них становятся не люди, а животные, причём каждый персонаж является воплощением какого-либо порока: скупости, злобы, зависти, высокомерия. При чтении становится понятно, что осмеянию подвергаются не звери, а люди. Возможность прибегнуть к иносказательным литературным приемам расширяет границы обсуждаемых тем.
Многие тексты передают истории, которые происходят в повседневной жизни; события, описанные в притчах, очень схожи с нашими. Притча учит смотреть на вещи с разных сторон и поступать мудро и разумно. Чтение притч – это своеобразная автопсихотерапия, позволяющая более легко воспринимать проблемы бытия. Надеюсь, книга будет не только интересной, но и полезной.
Данный сборник – оригинальное издание, в котором автор представляет в системе подборку обработанных известных притч, а также новые, созданные автором произведения. Задействованный в книге индивидуальный подход к вопросам нравственной проблематики – это своеобразная концептуальная позиция, видение важности притчевого жанра в современном мире.
Многие притчи подбирались в подготовке к лекциям и использовались как дидактический материал в учебном процессе. Тексты притч редактировались и трансформировались, нагружаясь дополнительными смыслами. По структуре эта книга — сборник притчевых историй.
Структура упорядочена по темам и состоит из шестнадцати разделов. Это, можно так выразиться, общий тезаурус, в котором размещены отдельные подразделы, включающие в себя притчевые тексты. В сборнике используются цитаты, принадлежащие известным авторам, которые раскрывают основное настроение и подчёркивают дух произведений. Для удобства чтения даются комментарии, излагаются краткие сведения об авторах и действующих лицах.
Весь содержательный материал направлен на то, чтобы, размышляя над притчами и нравственными рассказами, человек неожиданно для себя сделал более или менее важное открытие. Читатель, услышав эхо иронии философов, сможет найти подтверждение своих мыслей или обнаружить повод для рефлексии. Краткие меткие рассказы побуждают к самооценке и самоанализу. У каждого есть возможность домыслить собственную версию.
Так или иначе, книга и написана для того, чтобы каждый нашёл свой угол зрения на вековечные вопросы. Собственное мнение, своя собственная позиция по вопросам бытия, обнаруженная в ходе чтения книги, и есть для автора наилучшее утешение, что труд его был не напрасен.
Любите вашу жизнь, доверяйте вашей интуиции, рискуйте и находите счастье. изучайте через опыт.
Читайте, ведь чтение – это упражнение для ума, помогающее человеку становиться более совершенным.
Раиса Мельникова, академик Международной Академии Развития Литературы и Искусства (МАРЛИ).
Призёр Международного фестиваля «Славянские объятья» 2019.
Лауреат Международного музыкально-поэтического фестиваля «Симфония поэзии без границ» 2020.
Лауреат Международного литературного фестиваля «Балтийский гамаюн» 2021.
Лауреат Международного литературного музыкально-поэтического конкурса имени М. В. Исаковского 2021.
Лауреат Международной литературной премии «Ни дня без строчки» в номинации «Поэзия» 2022.
Лауреат Международной литературной премии «Ни дня без строчки» в номинации «Публицистика» 2022.
Лауреат литературно-музыкальной Международной премии «Старая пластинка» 2022.
Лауреат степени «Классик» Международной премии имени Анны Григорьевны Сниткиной-Достоевской 2022.
Лауреат IV Международного конкурса «Поэзия ангелов мира» - 2022.
Свидетельство о публикации №224080501078