Пифагор философ, математик, теоретик музыки
Несколько раз судно заходило в порт Кротоне, на юге Италии. Небольшой уютный город с очень древней историей. Кротоне был основан греками в 708 г. до н. э. Город знаменит тем, что Пифагор основал здесь в 532 г. до н.э. знаменитую на весь древний мир философскую школу.
Древнегреческие философы были прекрасными спортсменами и участвовали в Олимпийских играх. Агент, обслуживающий судно, рассказал что Пифагор ыл победителем на Олимпийских играх по куланому бою (боксу).
Пифагор Самосский (около 570-490 до нашей эры) — древнегреческий философ, математик, теоретик музыки, основатель философской школы пифагорейцев, мистик.
Расцвет деятельности Пифагора приходится на 532 год до нашей эры[1]. Историю жизни Пифагора трудно отделить от легенд, его в качестве совершенного мудреца и великого посвящённого во все таинства
греков и варваров. Ещё Геродот
называл его «величайшим эллинским мудрецом».
Если следовать официальной биографии Пифагора, то в 18 лет он отправился в Египет, ко двору фараона Амасиса, к которому его отправил самосский тиран Поликрат. Благодаря протекции, Пифагор попал в обучение к египетским
жрецам и был допущен в храмовые библиотеки. Считается, что мудрец провёл в Египте около 22 лет.
Вавилонский плен. В Вавилон Пифагор попал в качестве пленника царя Камбиза. В стране он пробыл около 12 лет.
Вечным оппонентом Пифагора был Гераклит, который считал, что «многознание» не есть признак настоящего философского ума. Аристотель никогда не цитировал Пифагора в своих трудах, а вот Платон считал Пифагора величайшим философом Греции, покупал труды пифагорейцев и часто цитировал их суждения в своих трудах.
Интересно, что рождение Пифагора предсказала дельфийская Пифия (отсюда и такое имя, ведь «Пифагор» в переводе греческого – «предсказанный Пифией»). Отец мальчика был предупреждён о том, что его сын родится необычайно одарённым и принесёт много пользы людям.
Пифагор Самосский — выдающийся древнегреческий математик, философ. Значение его вклада в науку трудно переоценить.
Пифагор был уроженцем острова Самос. В юности Пифагор учился в Милете и слушал Анаксимандра и Ферекида, в дальнейшем Пифагор отправился в Египет и Вавилон, где изучал математику, астрономию и религиозно-мистические традиции.
Первый учитель, Гермодамант, учил Пифагора музыке, живописи, технике чтения, грамматическим основам и риторике.
В 530 году до н. э. Пифагор прибыл в Кротон — город в Южной Италии, где создал пифагорейский союз, связанный с математическими и мистическими поисками.
Пифагор основал в Кротоне философско-этическую школу- Союз пифагорейцев.. Союз состоял главным образом из представителей аристократии, в чьих руках было сосредоточено управление городом Кротоном, а это оказывало большое влияние на политику. Пифагорейцы стали фактическими правителями Кротона.
А весь город разделился на граждан первого сорта (пифагорейцев) и второго…
В 510 году до н. э. в результате антипифагорейского восстания в Кротоне Пифагор и его последователи были изгнаны из города. Философ был вынужден уехать в город Метапонт..
Будучи в городе Метапонте, он, восьмидесятилетний старец, приблизительно в 491 году до н.э погиб в стычке со своими противниками. Не помог ему и богатый опыт ведения кулачного боя и звание первого олимпийского чемпиона по этому виду спорта, завоеванное Пифагором в молодости.
Пифагор был не только математиком и философом, но и теоретиком музыки. Следуя его теории, числа обладают абсолютной властью над всеми событиями, над всеми живыми существами, а значит, что числа правят музыкой. Именно в музыке Пифагор
нашел прямое доказательство своему замечательному тезису: «Всё есть число». Он занимался поисками музыкальной гармонии, поскольку верил в то, что такая музыка необходима для очищения души и врачевания тела и способна помочь разгадать любую тайну.
Пифагор рассматривал катарсис (очищение) в качестве высшей этической цели, которая достигается для тела через вегетарианство, для души — через познание музыкально-числовой структуры космоса (гармонию сфер).
По легенде, проходя мимо кузницы, Пифагор случайно услышал, как удары молотов создают вполне определенное созвучие, и после этого
занялся экспериментами, пытаясь найти соотношения между высотой тона и числами. Он использовал инструмент, который он сам изобрел — монохорд (в переводе означает «однострун»), с помощью которого Пифагор пришел к основополагающему для всей истории музыки выводу — пропорция имеет прямое отношение к звучанию, и качество этого звучания выражается числом. Именно Пифагор определил звуки древнейшей музыкальной гаммы.
Логичным продолжением открытия Пифагора явилась идея разделения созвучий на консонансы и диссонансы. Без этих понятий музыка европейской традиции не могла бы состояться в том виде, в котором мы ее знаем. Под консонансом понимается созвучие, вызывающее ощущение покоя, гармонии, устойчивости. С математических позиций консонансы выражаются более простым отношением чисел:
чистая октава — 1/2, чистая квинта — 2/3, чистая кварта — 3/4. Диссонансы же звучат беспокойно, резко, создают ощущение незавершенности и выражаются более сложным числовым отношением (например, большая септима — 8/15, малая секунда — 15/16).
Следствием незавершенности явилась зависимость – диссонанс использовался только в связке с консонансом, то есть требовал разрешения.
Начиная со Средневековья теоретическая мысль постепенно шла по пути «реабилитации» диссонанса, а затем и вовсе к его «раскрепощению» (то есть пониманию его уже не как зависимого от консонанса, а совершенно самодостаточного), что стало предпосылкой для развития музыки в ХХ веке. Именно монохорд является предком нынешнего фортепиано.
Сначала к его единственной струне добавили еще одну, а затем стали натягивать все большее число струн, а затем кому -то пришла мысль: приспособить клавиатуру к многострунному монохорду. Так появились клавикорд, клавесин, а затем фортепиано.
Космология Пифагора строилась на взаимодействии двух начал «предела» и «беспредельного». «Беспредельное» отождествлялось с пустотой или пневмой, окружавшей космос. Космос «вдыхает» пневму, где она ограничивается
«пределом», и кладет начало отдельным вещам. Создание термина «космос» традиционно также приписывается Пифагору.
Пифагор считал, что «все вещи — суть числа», открыл значение числа в музыке, «гармоническое среднее» и «гармоническую прогрессию».
Пифагор ввел в математику метод доказательства, дедуктивное построение геометрии прямоугольных фигур, создание учения о подобии, учение о четных и нечетных числах, поиске совершенных чисел, пропорциях, геометрических, гармонических и арифметических средних. Развивая идею Анаксимандра, Пифагор вводит в астрономию идею о геометрической вселенной, все параметры которой могут быть выражены в числах.
Пифагор занимает важное место в истории науки и изучении космоса.
Он и его учения открыли новую эпоху в эволюции научной мысли. Последователи ученого превратили давно известные практические правила в обоснованные точными доказательствами научные положения. До сегодняшнего дня его работами пользуются математики всего мира.
Без достижений Пифагора невозможно представить законы логического мышления.
В основе учения Пифагора лежит метемпсихоз или переселение душ.
Дикеарх утверждает, что Пифагор учил тому, что «душа бессмертна, во-вторых, она переселяется в другие виды животных, в-третьих, все, что некогда произошло, через определённые периоды повторяется снова, а нового нет абсолютно ничего и, в-четвёртых, все живые существа следует считать родственными друг другу».
Особое место в доктрине пифагоризма занимало учение о душе и должном поведении человека. Пифагор выделял три составные части человеческой души : суждение (nous), разум (phrenes) и пристрастия (thymos). Душа есть единство этих
трех составляющих, функциональная гармония, сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. Пифагор был последовательным адептом учения о метемпсихозе, считал, что после смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний. Пифагорейцы видели души везде, им казалось, что даже воздух вокруг полон душ, которые шлют людям сны, болезни или здоровье.
В "правилах" воспитания, основанных на идее о бессмертии души, обязательными были преклонение перед богами, почитание родителей, воспитание дружбы, смелости, уважения к старшим. Пифагору приписываются "Золотые стихи" и "Символы".
Вот некоторые изречения из них:
- Делай лишь то, что впоследствии не огорчит тебя и не принудит раскаиваться.
- Не делай никогда того, чего ты не знаешь. Но научись всему, что следует знать, и тогда ты будешь вести спокойную жизнь.
- Не пренебрегай здоровьем, своего тела. Доставляй ему вовремя пищу и питье, и упражнения, в которых оно нуждается.
- Приучайся жить просто и без роскоши.
- Не закрывай глаз, когда хочется спать, не разобравши всех своих поступков в прошедший день.
- Не проходите мимо весов (то есть не нарушайте справедливости).
- Не садитесь на подушку (то есть не успокаивайтесь на достигнутом).
- Не грызите своего сердца (то есть не предавайтесь меланхолии).
- Не поправляйте огня мечем (то есть не раздражайте тех, кто и без того во гневе).
- Не принимайте под свою кровлю ласточек (то есть говорунов и легкомысленных людей).
Таким образом, пифагореизм представляет собой некую смесь научного и магического, рационального и мистического.
Свидетельство о публикации №224080501214