2. Штормовые вояжи см. продолжение пп. 3-9
Полярное море, как всегда угрюмое,едва просматривалось в даль.Серое небо нависало тяжёлым покрывалом над свинцовыми водами с едва намечавшимися светлыми барашками.
одол
На одном работающем двигателе катера чудом спасаются в подвернувшейся бухточке Кольского полуострова.Лишь через трое суток тяжкой болтанки всей группы кораблей на якорях и бакштовах****** открылся путь на долгожданную базу.
И связалась ранее не замечаемая Антоном цепочка критических ситуаций в морях на протяжении почти сорока лет его жизни.
Он стал распутывать дальше нить жизни, связавшую его с морем. Теперь уже укладывая её в календарные рамки. Время молодого человека пока ещё было плотно упаковано многими событиями, сама жизнь казалась бесконечной. И всё же бег времени всё ускорялся.
1961 год. Он, инженер, конструктор- судостроитель в составе Атлантической экспедиции проводит испытания систем корабля по спецназначению. Корабль попадает в жестокий шторм в Ревущих сороковых широтах вблизи Южной Америки. Высота волн превышает штурманскую рубку. Бывалые,опытные моряки из экипажа, не подавая виду,
взывали в молитвах к богу морей. Намеченный курс корабля вынужденно меняется, чтобы не оказаться бортом к гибельной волне.За штурвал стал старпом/помощник капитана/ судна.
Постепенно, меняя зигзагом курс, штурману удаётся вырваться из гибельной зоны Атлантики. Малейшая ошибка грозила опрокидыванием беспомощного корабля. Как видно, Нептун- бог морей, сжалился над бесстрашными россиянами.
А примерно через месяц , под утро 12 апреля этого года, корабль стоял в порту Гибралтара. И пришла, как невиданный подарок за страдания, потрясающая новость- радист принял радиограмму из Москвы. Наш Юрий Гагарин в космосе. Не передать восторга экипажа корабля. Событие было отмечено праздничным ужином в кают-компании и полётом в небо пробок шампанского. А корабль к этому моменту числом пройденных миль также завершил один виток вокруг земного шара.
Но вернёмся к нашей теме. Примерно за 4 месяца до этого корабль, проходя в новогоднюю ночь штормовой Бискайский залив, был свидетелем драмы тонущего греческого танкера, и пожара на английском сухогрузе. Последнее подавало сигналы SOS, на которые уже спешили спасатели Англии. Советский корабль избежал угроз и вскоре вышел на просторы Атлантики.Ангел хранитель и успокоители качки/новинка/спасли смельчаков.
Память осветила странное происшествие, случившееся на 5 лет позднее.
Корабль вышел из Севастополя в предновогоднюю ночь курсом на Константинополь и далее на Индонезию. Море слегка волновалось, словно чувствуя неясную угрозу. И случись такое: не прошло и часу, как разыгрался крутой шторм. Полуплоскодонный корабль всю ночь боролся со страшной волной. Беспрерывный крен на борта достигал такой величины, что срез верхней палубы едва ли не черпал воду. Казалось, что корабль вот-вот опрокинется.Одному лишь Творцу было известно, что чувствовал в это время экипаж. Свободные от вахты моряки спасались , лёжа на койках и привязываясь ремнями к металлическим конструкциям набора корабля.
Лишь под утро на подходе к берегам Турции шторм стал затихать , словно успокоенный первыми лучами заботливого солнца. Но это было лишь предзнаменование грядущей фантасмагории, случившейся через месяц .
Корабль дрейфовал вблизи берегов острова Цейлон/ ныне Шри- Ланка/, ожидая возвращения катера с группой моряков. Надлежало пополнить запасы пресной воды, продовольствия, овощей и фруктов. Стоял изумительно спокойный тропический день, гладь океана слегка колебалась под голубым куполом тропического неба. Ничто не предвещало беды, команда расслабилась в предвкушении свежих даров сказочного острова.
Несколько моряков , рассевшихся на крышке трюма полубака , травили**** байки, скучая от безделия. И вдруг, словно по команде, обнаружили себя упёртыми в леера/ограждения борта/.
Сам корабль лежал на правом борту так, что море было почти на уровне верхней палубы. Он лежал и не вставал на киль. Потрясённые свидетели чуда лишь отметили, что всё, что не было закреплено на палубе и легче воды, плавало рядом в море: рыбины,*****тросы, брезенты, ветошь, швабры и т.п. Пытаясь встать на ноги, моряки почувствовали через неопределённое мгновение, что палуба стала очень медленно приходить в исходное положение. Чудо свершилось. Прогремевший с мостика корабля сигнал тревоги привёл людей в чувство. Когда палуба приняла горизонтальное положение, они услышали команду со штурманского мостика. Были приняты необходимые меры и сделаны выводы в соответствии с обстановкой. Наконец всё стало на свои места, подсчитаны потери, выполнены необходимые работы.
Экипажу стало известно, что кренометром штурманской рубки был зафиксирован во время внезапного провала корабля невероятный крен в 53 градуса. Если бывалому моряку такое сообщить, то он принял бы рассказчика за Мюнхаузена. При таком крене почти любой корабль опрокидывается или, как говорят моряки, совершает оверкиль.
Что же произошло? Какая сила опрокинула корабль? Но пока было не до того. Корабль спешил к назначенному порту острова Ява. О событии быстро забыли, тем более, что приближался экватор. Подготовка к празднику Нептуна/ пересечение экватора/ заняла все умы. А наш герой вместе со штурманом сфантазировали сценарий праздника. Поскольку это был не первый переход Антона через экватор, ему доверили исполнять роль Нептуна.
Само собой, праздник удался, напряжение долгого похода снялось и моряки воспряли духом.И снова на судне заиграли улыбки на лицах мореходов.Морская подначка пошла гулять по палубе и кубрикам мустанга-иноходца.
Пришло время разобраться с причиной необыкновенного происшествия , случившегося с кораблём. После долгих споров и учёта мнения бывалых корабелов, пришли к следующему выводу. Корабль опрокинула одноразовая мощная волна далёкого цунами. Или внезапный взрыв жерла вулкана на дне океана вблизи. Но информации об этом ни в эфире, ни от проходящих судов и затем в порту назначения получить не удалось.
Мореход задумался. Цепочка морских злоключений, протянувшаяся на сорок лет, завершилась. Семь раз Нептун вызволял его из лап рока. В душе Антона в который раз прозвучало благодарение Творцу.
Свидетельство о публикации №224080501227