Авраам-Абрам и Сара-Сарра

Авраам-Абрам-и Сара-Сарра

Авраам  - патриарх, великий отец народов (древнееврейское).

Авраам традиционно считается первым евреем, заключившим завет с Богом. Поскольку иудаизм, христианство и ислам признают Авраама своим первым пророком , их также называют авраамическими религиями.

Абрам — мужское имя еврейского происхождения. Означая «высокий отец», «отец народов» или «отец превознесенный».

Сарра означает «княгиня, владычица». Имя Сара интерпретируется как «княгиня своего народа», а изменение имени на Сарру — наречение её «княгиней всего человечества». Сарра была не просто супругой Авраама, она играла важную роль в деле, которому посвятил себя её муж. Слова о том, что Авраам и Сарра (тогда ещё Аврам и Сара), покинув Ур Халдейский, прошли через Харран и взяли с собой «и всех людей, которых они имели в Харране» (Быт. 12:5), толкуются еврейскими комментаторами в смысле новообращённых, которые приняли новую веру, причём Авраам обращал мужчин, а Сарра — женщин


Авраам является вечным классиком, известным своей связью с библейским предком из Книги Бытия в еврейской Библии.

Танах или Еврейская Библия – сборник писаний, освещающий события сотворения мира, появления человека и этапы истории народа.
Танах состоит из 24 книг, которые по своему составу идентичны каноническому сборнику Ветхого Завета. Изменен только порядок их расположения.

Родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам.
В православных святцах Авраа;м (Абрам(ветхозаветный патриарх. День памяти 22 октября.
(Абра;м Петрович Ганнибал (около 1696, Абиссиния — 14 [25] мая 1781, — русский военный инженер, генерал-аншеф. Приёмный сын Петра I, прадед Александра Пушкина.)

Авраам был первым еврейским патриархом и почитается в иудаизме, христианстве и исламе. Согласно Библии, он был призван Богом в путешествие в новую землю, где он основал новый народ.
Авраам был воспитан в Уре из халдеев, который, по мнению большинства ученых, является современным Талль аль-Мукайяр, в 200 милях (300 км) к юго-востоку от Багдада. В конце концов он поселился недалеко от Хеврона в Ханаане. Авраам прибыл в Ханаан бездетным в возрасте 75 лет со своей женой Саррой. Бог обещал, что потомки Авраама унаследуют эту землю. В конце концов у него родился сын Измаил от служанки его жены, а когда Аврааму исполнилось 100 лет, у них с Саррой родился сын по имени Исаак.

Авраам известен своей сильной верой. В Книге Бытия Бог повелевает ему принести в жертву своего сына Исаака в качестве испытания веры.
Авраам беспрекословно повинуется, готовясь принести в жертву Исаака, но Бог в последнюю минуту дает ему жертвенного барана.
В отличие от политеистической семьи, в которой он вырос, Авраам верил в бога, который был уникально трансцендентным и личностным.
Авраам поклонялся этому богу исключительно как «Богу Всевышнему». Поэтому его часто считают первым монотеистом.

Авраам: центральная фигура Ветхого Завета.
Библия повествует подробно об Аврааме в Книге Бытия (Быт. 12-25), затем Авраам упоминается в Книге Иисуса Навина, Второй книге Паралипоменон, Псалтири, книгах пророков Исайи, Иезекииля, Михея, в евангелиях от Матфея, Луки и Иоанна, в Деяниях святых апостолов и в посланиях апостола Павла к Римлянам, Галатам и Евреям.

Авраам был потомком Ноя, спасшегося в дни всемирного потопа.
Авраам родился в Уре Халдейском (в Месопотамии)– городе-государстве между Тигром и Евфратом на берегу Персидского залива. Изначально его звали Аврам (что значит «отец великолепный»).

Но еще при жизни отца своего Фарры он вместе с семейством переселяется на север – в город Харран. События исхода из Месопотамии в землю Ханаанскую передаются очень  простыми, лаконичными словами: «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там» (Быт.;11:31).

Земля Ханаанская – это земля нынешней Палестины, названная по имени потомков Хама Ханааном. Слово «Харран» переводится как «остановка». Именно в Харране умирает Фарра, отец Аврама. И далее Аврам идет уже как начальник особого племени.
Авраам вместе с женой Саррой и племянником Лотом остался в Харране – перевалочном пункте, связывавшем Междуречье с другими культурами Древнего Востока.
В Харране Аврааму является Бог и повелевает ему вместе с домочадцами двинуться в путь и достичь Палестины.
При этом Авраама получает  Божественное обетование о том, что именно от него произойдет великий народ, и что именно в нем, в Аврааме благословятся все земные поколения. Господь обещал: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя» (Быт. 12:2).
«И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему]» (РазвернутьКнига Бытия.

12:5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.
12:6 И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море;. В этой земле тогда [жили] Хананеи.
{Быт. 18:1 Быт. 33:18 Быт. 37:12 }
12:7 И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. {Быт. 13:15 Быт. 15:7 Быт. 26:3 Втор. 34:4 }
12:8 Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему]. {Быт. 13:3 Быт. 28:19 }
Быт.;12:5–8).

Явление Бога Аврааму с переменой его имени происходит с установлением обряда обрезания. Он уже называется не Аврам (что в переводе значит «высокий человек»), а Авраам «отец множества».
 «Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов… Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника…» (17:1–5,9–12).
Когда Аврааму было 99 лет, Бог вновь явился ему, чтобы закрепить обещанное. Аврам изменил имя на Авраам («отец множества»), Сара стала Саррой, и в знак завета все мужчины были обрезаны (Быт. 17:10-11).
Однажды к Аврааму пришли три путника. Он приготовил им обед под деревом в дубраве Мамре, и один из гостей сказал: «в следующем году будет сын у Сарры, жены твоей» (Быт. 18:10). Путники были ангелами, а само их появление в христианстве получило название Ветхозаветной Троицы.

Хотя Аврааму и Сарру было много лет, у них и правда родился первенец – Исаак. Испытывая Авраама, Бог велел ему принести Исаака в Жертву на горе Мориа. Авраам послушно отвел сына на гору, взял нож, чтобы заколоть, но ангел остановил его и вместо Исаака появился жертвенный барашек. (22:10-12). Пройдя испытание, Авраам получил новое благословение Господа.
Он умер в 175 лет и был похоронен в Хевроне рядом с Саррой.

АГАРЬ, в Ветхом Завете, египтянка, рабыня Сарры, жены Авраама. Сарра, будучи бесплодной, отдала Агарь в наложницы Аврааму, чтобы он мог иметь потомство.
 Бытие 16
Агарь и Измаил
16 Сара, жена Аврама, не рожала ему детей. У нее была служанка из Египта по имени Агарь. 2 Сара сказала Авраму:–;Господь не дал мне детей.
Иди, ляг со служанкой: может быть, через нее у меня будут дети[a].

Аврам согласился с Сарой. 3 И вот, когда Аврам прожил в Ханаане десять лет, Сара, его жена, взяла свою служанку, египтянку Агарь, и отдала в женысвоему мужу.
4 Он лег с Агарью, и она забеременела. Узнав, что беременна, Агарь начала презирать свою госпожу.
5 Тогда Сара сказала Авраму: –;Ты в ответе за то, что я терплю обиду. Я отдала служанку тебе на ложе, а теперь она знает, что беременна, и
презирает меня. Пусть нас с тобой рассудит Господь.
6 –;Твоя служанка в твоих руках, –;сказал Аврам. –;Делай с ней все, что хочешь.
Тогда Сара стала так притеснять Агарь, что та убежала от нее.
7 Ангел Господень[b] нашел Агарь в пустыне, неподалеку от источника; этот источник был рядом с дорогой к Шуру.
8 Он спросил:–;Агарь, служанка Сары, откуда ты пришла и куда идешь?–;Я бегу от моей госпожи Сары, –;ответила она.
9 Тогда Ангел Господень сказал ей:–;Возвратись к своей госпоже и покорись ей.
10 Еще Ангел Господень сказал ей:–;Я так умножу твоих потомков, что их невозможно будет сосчитать.
11 Еще Ангел Господень сказал ей:–;Ты теперь беременна   и родишь сына. Назови его Измаил[c], потому что Господь услышал о твоем страдании.
12 Он будет подобен дикому ослу:    его руки будут против всех, и руки всех будут против него, он будет жить во вражде со всеми своими братьями].
13 Господу, Который говорил с ней, она дала имя: «Бог, видящий меня»[e], потому что она сказала:–;Сейчас я видела Того, Кто видит меня[f].
14 Вот почему тот колодец был назван Беэр-лахай-рои[g]; он и сейчас там, между Кадешем и Бередом.
15 Агарь родила Авраму сына, и Аврам дал сыну, которого она родила, имя Измаил.
16 Авраму было восемьдесят шесть лет, когда Агарь родила ему Измаила.

Footnotes
16:2 По древневосточному обычаю, бесплодная жена имела право дать свою служанку мужу, чтобы усыновить родившихся от этой связи детей.
16:7 Ангел Господень – этот особенный Ангел отождествляется с Самим Господом (см. ст. 13). Многие толкователи видят в Нем явления Иисуса Христа до Его воплощения.
16:11 По-еврейски это имя означает «Бог слышит» или «Бог услышал».
16:12 Или: «жить к востоку от всех своих братьев».
16:13 Евр.: «Эль-Рои».
16:13 Возможный перевод: «Воистину ли я видела Бога и осталась жива, чтобы рассказать об этом?»; смысл этого места в еврейском тексте неясен.
16:14 Букв.: «Колодец Живого, видящего меня».

/////////////

Вот вам жизненная драма, зов судьбы, накал страстей:
У пророка Авраама долго не было детей.
Со своей супругой Саррой прожил восемьдесят лет,
Вот уж Сарра стала старой, но детей всё нет и нет.


А у них была служанка, как оно водилось встарь,
Молодая египтянка с редким именем Агарь.
И без всяких “how are you”, “I love you” и “just a joke”
Переспал пророк с Агарью, родился у них сынок -
Не вода текла по жилам у седого старика!
И назвали Измаилом Авраамова сынка.


Тут же сразу – крики, свары с поминанием чертей:
В чём причина, что у Сарры почему-то нет детей?
И Агарь, поддавши жару в разгоревшийся сыр-бор,
Свысока глядеть на Сарру стала с некоторых пор.


Но средь этого кошмара Бог сказал: “Хала-бала!”,
И тогда старушка Сарра тоже сына родила!
Он отмечен Божьим знаком будет много лет спустя.
И назвали Исааком Авраамово дитя.


Вот как полон чудесами Ветхий божеский Завет!
Впрочем, вы уже и сами этот знаете сюжет -
Всё предписано судьбою. Дальше дело было так.
Враждовали меж собою Измаил и Исаак,


И давно понять пора бы: Измаил был бит не раз,
От него пошли арабы – хуммус, алгебра, Хамас,
А цветок оранжереи – Исаак – был весь в отца,
От него пошли евреи – Ойстрах, шекели, маца.
Оба – дети Авраама, но заклятые враги!
Жизнь сурова и упряма, ей перечить не моги.


О, библейские масштабы! Сколько лет прошло с тех пор,
А евреи и арабы всё ведут жестокий спор -
За высокую идею, куст, что был неопалим,
Самарию, Иудею и за Иерусалим.


Мы живём, растём, стареем, чтим незыблемый завет,
А измученным евреям от арабов жизни нет.
Нам кощунствовать негоже, но весь этот тарарам
Заварил – прости нас, Боже! – прародитель Авраам.


Мозг ли был подёрнут хмарью, или белый свет немил?
Не сношался б он с Агарью – не родился б Измаил,
Значит, не было б арабов, вообще о них забудь!
Мир без ихних шиш-кебабов обошёлся б как-нибудь.


Полон взор картиной странной: проживает без хлопот
На земле обетованной Богом избранный народ,
Не тревожат слух “Кассамы”, не звучит “аллах акбар”,
Ни Аль-Кайды, ни Осамы, ни хиджабов и шальвар,


И куда ни кинешь глазом, всюду тишь и благодать,
А уж всякой нефти с газом – налетай, кому продать!
Что бы стоило пророку не снимать свои штаны?
И евреи бы, нивроку, жили мирно, без войны,
Всё досталось бы не зря им, прекратился б кавардак.
И ООН бы на Израиль не навешивал собак.


Жизнь – подобье лотереи, неудач – не перечесть.
Так что, граждане евреи, принимайте всё, как есть.
Что упало, то пропало, мир – отнюдь не Божий храм.
Но не спите с кем попало, как наш предок Авраам!..

Наум Сагаловский


Рецензии
"Жизнь подобна лотерее - неудач не перечесть..."
Спасибо Вам, Леонард, и Науму Сагаловскому! Принимаем все, как есть!
И все в этом мире не так просто - войны были всегда из-за зависти и спеси на всем земном шаре между всеми народами.
Удачи и добра!
С теплом, Рита

Рита Аксельруд   07.08.2024 06:34     Заявить о нарушении
Рита! Посылаю ссылку на стихи Сагаловского на портале. Стихи.ру.
Там много интересного.

http://stihi.ru/avtor/mottl&book=14#14

Леонард Позолотин   07.08.2024 13:10   Заявить о нарушении
Может это будкт Вам интересно.
Жаботинский об Одессе

http://proza.ru/2024/08/11/687

Леонард Позолотин   11.08.2024 19:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.