Последняя дуэль Лермонтова взгляд рубежа xx-xxi вв
Достаточное ли количество мнений собрано автором? Нет ли еще профессиональных литературоведов или деятелей культуры, чьи суждения обязательно должны быть представлены в статье? Кажется ли подбор объективным, не упущено ли что-то важное? Автор открыт для критики и предложений.
О. Картушина, филолог, журналист: "Мартынов мог вызвать Лермонтова на дуэль, но хладнокровно довести дело до убийства без подстрекательства со стороны вряд ли. Тут требовался ум расчетливый и мстительный, чтобы незаметно, вопреки желанию друзей поэта, не дать помириться противникам и свести их в поединке".
А. Корнеев, филолог, журналист: "Пистолет убийцы Лермонтова, по-видимому, направлял темный аферист, тайный агент Третьего отделения" (Примечание 1).
В. Вацуро, лермонтовед: "Ни Николай I, ни Бенкендорф, ни Мартынов не вынашивали планов убийства Лермонтова-человека. Но все они — каждый по-своему — создавали атмосферу, в которой не было места Лермонтову-поэту".
В 1996 году книгу "Самодержец и поэты» издал писатель В. Блеклов, считавший Николая I «убийцей Пушкина и Лермонтова».
Д. Алексеев, лермонтовед: "Роман «Герой нашего времени» появился за год до гибели Лермонтова, но невольно представляется, будто речь в нем идет о событиях грядущей дуэли… Это именно к нему, Мартынову, были обращены слова из дневника Печорина: «...Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему; но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать...».
Вряд ли убийца поэта поддерживал какие-либо связи с другими участниками поединка и вообще питал к кому-либо из них дружеские чувства после всего, что они все вместе содеяли. Шрамы взаимных счетов и обид не исчезают. Должно быть, испытывал Мартынов некое удовлетворение, когда в могилу один за другим сходили свидетели его преступления. Первым погибает в 1847 году на Кавказе М. Глебов, в 1858 году умирает в далекой Флоренции ближайший друг поэта А. Столыпин-Монго, а год спустя — «тишайший» и незаметный князь С. Трубецкой. Правда, здравствовал еще князь Васильчиков, но он предпочитал пока что помалкивать..." (Примечание 2)
Т. Эйдельман, педагог, писатель: "Опять вот по нашим сегодняшним представлениям... Лермонтов не хочет в него стрелять, какой он благородный... По тем представлениям, он оскорбляет Мартынова..."
М. Гиллельсон, пушкинист и лермонтовед: «Листая страницы мемуаров о юнкерской школе, невольно вспоминаешь слова А. В. Дружинина о том, как трудно было «пробить ледяную оболочку» поэта; ведь она была надежной броней, защищавшей его от пошлости окружавшей жизни; и она же осложнила его отношения с товарищами и явилась не последней причиной того, что ссора с Мартыновым закончилась не бутылкой шампанского, а смертельной раной...
О последних днях поэта подробно рассказано во многих воспоминаниях, дневниках и письмах современников. Однако многое в этой печальной развязке остается для нас неизвестным — о самом главном, о тайных пружинах дуэли современники не осмеливались писать…
Полагали, что «обуздание» тем или другим способом «неудобного» юноши-писателя будет принято не без тайного удовольствия некоторыми влиятельными сферами в Петербурге…
Мартынов понимал, что гибель Лермонтова будет благосклонно принята Николаем I. Уверенный в безнаказанности, он убил поэта, наотрез отказавшегося стрелять в него. Ни один из четырех секундантов не сумел предотвратить кровавой развязки дуэли".
С. Бондаренко, актер, исполнитель роли Н. Мартынова в фильме «Из пламя и света» 2006 года: «Я проникся к Мартынову, мне было его жалко. По сути, человек, которого принято считать просто убийцей великого поэта, сам стал игрушкой в руках определенной группы людей, у которых в этой истории были свои интересы. Он просто оказался в нужное им время в Пятигорске, как и Лермонтов».
А. Кацев, критик, публицист: "Мартынов осуществил то, что задумал сам Лермонтов..."
С. Арутюнов, филолог: "Кончину его не назвать христианской... Лермонтов нарывался... только не на отставку..."
В. Бондаренко, критик, публицист, автор книги «Лермонтов. Мистический гений», вышедшей к 200-летию поэта: «Многие исследователи, завороженные его мистикой, писали и пишут о предчувствии скорой смерти, об осознанной кратковременности его земного бытия. Да, поэт часто писал об уготованной гибели. Но столь же часто он писал и о жажде жизни. Его литературные планы были сверстаны на десятилетия вперед. Стал бы человек с суицидальным мышлением задумывать романы о кавказских войнах, стремиться в Персию, в Хиву, в дальние путешествия?
Все нынешние романтические версии, будто бы Лермонтов сам искал смерти, и это было замаскированное самоубийство, не имеют оснований. Если не считать доказательством самоубийства то, что, опытнейший стрелок, он отказался от выстрела...
Мне интересно, почему нынешние исследователи, не имея никаких новых фактов, отклоняют убедительную логику биографа поэта Павла Висковатого... Будто появились новые доказательства причин или характера дуэли? Никто уже ничего и никогда не найдет. Всё, что написано в первые же годы после его смерти, и дает подлинную картину происходящего.
На Лермонтова осознанно натравливали то молодого офицера Лисаневича, то кого-нибудь еще, того же Мартынова …
В лермонтоведении появилась мода на полное оправдание Николая Мартынова. Во всем убийца был прав, да и кто такой был этот нахальный офицеришка Лермонтов? Никто и знать не знал никаких его стихов.
Интересно, что почти все лермонтоведы XIX века на стороне поэта, самые объективные и известные советские лермонтоведы, такие как Борис Эйхенбаум, Эмма Герштейн, Виктор Мануйлов, тоже защищают поэта… Интересно, о чем думали все друзья Лермонтова раньше, до дуэли? Как бы она ни закончилась, даже без жертв, все равно Лермонтова ждало бы после этой повторной дуэли куда более суровое наказание. О чем думал тот же Столыпин? О чем думали князья Васильчиков и Трубецкой? О Мартынове я уже и не говорю. Его благородство пусть нынешние академики всех наук доказывают…
По действовавшему тогда законодательству максимальным наказанием за дуэль могла быть смертная казнь. Вот о чем умалчивают почему-то все исследователи: Лермонтов по решению властей никак не мог участвовать в дуэли после предыдущего наказания. Если бы не эта его смерть, то получил бы каторгу или пожизненно попал бы в солдаты, так что ему в любом случае было бы не до литературы..."
В. Хачиков, филолог, публицист, автор книги «Тайна гибели Лермонтова»: «Что было бы, если бы Лермонтов убил соперника? Вероятно, он избежал бы наказания, ведь в те времена за участие в дуэли отправляли служить на Кавказ, а там Лермонтов уже служил и всей душой полюбил горы и природу».
В. Михайлов, писатель, историк, автор книги «Лермонтов: один меж небом и землей», вышедшей к 200-летию поэта: «Достоверно известны две дуэли Лермонтова — и оба раза он не стрелял в человека.
Мартынов тоже дважды дрался на дуэли — и оба раза стрелял…
Лермонтов был хорошим стрелком и не скрывал этого; Мартынов притворялся, будто и пистолета почти не держал в руке, но оба раза стрелял своим французским манером и оба раза попадал в цель…
Мартынов мистифицировал публику показным покаянием, — но что было в душе?..
В старости он получил от молодёжи кличку «Статуя командора».
Не раз принимался за воспоминания о дуэли, чтобы «дать возможность детям моим защитить память отца от незаслуженного укора», но запутывался в мелких подробностях уже с самого начала. Как ни тщился, не довёл своей апологии до конца.
…Презрительная улыбка, застывшая на устах мёртвого Лермонтова, так и осталась ответом на нравственные потуги «Статуи командора» …
И. Срибный, писатель, автор книги "Отряд поручика Лермонтова": "Никто из участников дуэли между Лермонтовым и Мартыновым не оставил после себя никаких воспоминаний об этом. Словно был какой-то запрет на память о поэте, а он, вероятно, был... Нарушил этот заговор молчания только князь А.И. Васильчиков, опубликовав в 1872 году в журнале «Русский Архив» статью «Несколько слов о кончине М.Ю. Лермонтова и о дуэли его с Н.С. Мартыновым». Однако и он умер в 1881 году, прожив 63 года, так и не раскрыв подлинных обстоятельств гибели М.Ю. Лермонтова...
Ложью является и то, что «гением его тогда никто не считал». На самом деле к моменту дуэли уже изданы были и "Герой нашего времени", и сборники стихов, которые активно обсуждались в обществе. И Мартынов глубоко завидовал успеху товарища...
А по поводу якобы "злобных" шуток поэта - так время было такое: в среде молодых офицеров принято было размещать в своих альбомах шутки, шаржи, дружеские розыгрыши. И только человек с больным самолюбием (каким и был Мартынов) способен был на них обижаться!"
Повесть А. Родина "Каинова печать" посвящена последним дням жизни Лермонтова в Пятигорске летом 1841 года и трагической дуэли. Родин полагает, что Мартынов, пробовавший себя и сам на литературном поприще, испытывал чувство зависти к поэту. Также Мартынову казалось, что неуважительное отношение к нему в кружке общих друзей установилось с подачи Лермонтова. В финале автор заставляет убийцу поэта осознать всю тягость содеянного. Повествование ведется от лица Мартынова.
В. Мединский, российский государственный и политический деятель, интернет-лекторий "Достоевский" (2024): «Мартынов к этому моменту уже в отставке находится… майор в отставке… Там у него что-то не складывается с военной карьерой… Он носит не форму, а что-то непонятно чего… он одет как черкес… папаха, черкеска, то есть, вот, патроны, бурка… черкески у него новые, он их меняет… очень следит за собой, чуть ли не маникюр… Лермонтов над ним прикалывается постоянно… И <на вечере у Верзилиных> это была уже, видимо, несвежая острота Лермонтова, поэтому она так раздражала Мартынова…
Вроде как никто не собирается никого убивать… Они заказывают ужин в трактире «Три пескаря», где потом будут обмывать это все дело…
Все знают, что Мартынов очень плохо стреляет… у него, судя по всему, близорукость… очки не носили офицеры…
На следствии все друг друга выгораживали… Показания всех участников противоречат друг другу… Они показания сверяли друг с другом, и все равно напутали… С чем это связано? Столыпин уже выслан по сути… он рецидивист… Лермонтов не простой офицер совсем… и погиб…
Никаких снайперов из винтовки, как это описывают, «преступный царизм» - совершенно невозможно...
Сын Мартынова писал, что отец всю жизнь «тяжко терзался гнетом угрызенной совести»… Он устраивал спиритические сеансы, хотел попросить прощения у Лермонтова… но Лермонтов ни разу к нему не пришел…"
Н. Бурляев, актер и режиссер фильма "Лермонтов" 1986 года, считает, что Лермонтов был убит в результате заговора масонов. Это мнение он высказывал неоднократно в телепередачах – «Игра в бисер», «Наблюдатель» и др.
Оперативник со стажем А. Карпенко, анализируя с помощью компьютерных технологий характер смертельного ранения поэта, полагает, что произошло убийство без дуэли.
И. Золотусский, писатель, литературный критик в осуждающем тоне высказывался об убийце поэта в авторской программе о Лермонтове "Таинственная повесть"(2014), а также позднее, в 2018 году.
А. Парпара, поэт, общественный деятель, председатель фонда имени М. Лермонтова, программа "Загадка последней дуэли" (2018): «Заурядный человек не может простить гения…»
А. Очман, лермонтовед: «Мартынов "поднимал руку" на своего давнего приятеля, неугомонного, язвительного, едкого, и менее всего — на гордость русской литературы…
Будучи высоким, прекрасно сложенным красавцем, Мартынов пользовался большим успехом у женщин. Недурно играл на фортепиано, сочинял песни, приятно пел романсы, писал стихи — в целом заурядные, но не графоманского пошиба (капитан Лебядкин о таких мог только мечтать). Неоконченный рассказ "Гуаша" — добротная, без всяких скидок, проза… (Примечание 3)
Между Мартыновым и Лермонтовым имело место честное дуэльное соперничество с поводом для него – по русским меркам – вполне основательным. Мартынов обладал полным правом вызвать приятеля на поединок.
Собственная неуравновешенность, безвременье… погубили Лермонтова… Отставной майор в этом нисколько не виноват».
Ю. Еремин, театральный режиссер, программа "Наблюдатель" (2019): «Он был остер? А кто же не остер? Сказал человек обиду – ответь. Нельзя говорить о Лермонтове в таких тонах, что он сам напросился, сам виноват…»
А. Герасименко, филолог: "Недавно появилась возмутительная по содержанию и оформлению обложки книжонка пятигорского преподавателя ВУЗа г-на А.В. Очмана "В чужом пиру…", где он практически не только уравнивает убийцу с жертвой, но превозносит его. Треть этого "труда" - обрывки писаний <Мартынова>. Запоздавший почти на два века адвокат пытается обелить преступника, место которому уже давно определено историей. И он там, в том месте и находится после своей бесславной затворнической жизни.
А. Очман умышленно проповедует вакханалию зла, лжи и насилия, чем и отличился его подзащитный и известная "похоронная команда", не дававшая покоя поэту и отправившая его на тот свет 15 (27) июля 1841 года. Об этом сказал А.П. Ермолов: они преследовали М.Ю. Лермонтова до смерти. Почему нет высказываний Алексея Петровича и П.Х. Граббе о гибели поэта в рассматриваемом опусе весьма образованного преподавателя? Потому, что он не желает писать правды!..»
Л. Аринштейн, филолог, пушкинист и лермонтовед: «Пророчеством, спроецированным на его собственную судьбу, было описание преддуэльных событий и самой дуэли Печорина с Грушницким в «Герое нашего времени».
В этом предсказании Лермонтова о его собственной судьбе меня более всего удивляет не то, что он провидел место своей будущей дуэли – Кавказ, и даже еще точнее – подножие горы Машук. И не то, как точно он сумел обрисовать участников будущей дуэли: двух офицеров – Печорина, собственно, alter ego его самого, Лермонтова, – и Грушницкого, столь разительно похожего на Мартынова.
Меня удивляет, с какой проницательностью, я сказал бы, смелостью, Лермонтов вскрыл глубинные причины, вызвавшие поединок, показав ту пропасть, которая существовала (и, вероятно, существует по сей день) между людьми одаренными, порядочными, с одной стороны, и ничтожно мелкими и бездуховными – с другой. Это одинаково относится к противостоянию как Печорина с Грушницким, так и Лермонтова с Мартыновым…
Подобно своему герою, Лермонтов в глубине души презирал окружающих его людей... Но если Печорин хранил свое презрительное отношение к людям внутри себя, не слишком выдавая его своим поведением, то Лермонтов не давал себе труда его скрывать, вернее, не всегда сдерживал свой язык. Тем не менее в товарищеской среде Лермонтова в общем любили, уважая в нем очевидный талант и сочувствуя его мятущейся натуре... Но было немало и таких, особенно в кавказский период, которые недолюбливали Лермонтова за его задиристость. Мартынов на следствии, уже после гибели Лермонтова, всячески акцентировал именно эту сторону его характера…
Понятно, защищая себя, Мартынов многое преувеличивал. В действительности остроты и колкости Лермонтова были не столь уж оскорбительны и не выходили за пределы того, что считалось допустимым в обществе (вспомним эпиграммы Пушкина!).
Мартынов был самолюбив и обидчив… Этот «мелко самолюбивый и тщеславный человек, коего умственное и нравственное понимание не выходило за пределы общепринятых понятий, давно уже раздражался против Лермонтова, которого он в душе считал ниже себя и по "карьере", и по талантам "салонным"…
…Глубинной причиной крайнего ожесточения Мартынова было его неуравновешенное психическое состояние, вызванное крахом военной карьеры (в феврале 1841 г. он вынужден был выйти в отставку). Последнее обстоятельство обострило характерные для него ипохондрию, постоянную потребность ограниченного человека в самоутверждении, озлобленность и зависть ко всем, в ком он видел соперников…
Тягчайшее преступление против русской культуры осталось по существу безнаказанным".
Г. Богословская, магистр международных отношений, автор статей о Лермонтове на сайтах Проза. ру и Лермонтовлит. ру.: "Многие в то лето в Пятигорске заметили, что в Мартынове произошла перемена. Его метко охарактеризовал современник: «В 1841 году я увидел его в Пятигорске... Вместо генеральского чина он был уже в отставке всего майором, не имел никакого ордена и из веселого и светского изящного молодого человека сделался каким-то дикарем: отрастил огромные бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, мрачный и молчаливый».
Лермонтов, конечно же, не остался равнодушным к новому имиджу давнего товарища. Он хотел немного «встряхнуть» приятеля, напустившего на себя «странную» серьезность и мрачность.
Взаимные шутки, дружеские шаржи были в обычае у молодых офицеров того времени. Сам Мартынов признает на следствии, что они «не задевали его чести». Однако с какого-то момента он нашел, что поведение Лермонтова с ним становится резким, вызывающим, и стал обижаться на остроты поэта и общих друзей.
Они же, в свою очередь, вели себя легкомысленно, шли на поводу у Лермонтова, который был лидером в компании. Вместе с ним рисовали злополучные карикатуры.
Лермонтов — человек и поэт — жил в ситуации тяжелого конфликта с властью. Лермонтов и Мартынов провели несколько недель все время в обществе, на людях... В таких обстоятельствах постороннее подстрекательство к дуэли остается вероятным...
Трагический исход дуэли явился полуслучайным, Мартынов, скорее всего, имел возможность не убить поэта.
Поэтическая известность Лермонтова – автора двух опубликованных поэм, персонального сборника стихотворений и романа «Герой нашего времени» - была значительной в 1840-41 гг. Но Н. Мартынов, будучи человеком недалеким, не мог понять, что для нас Лермонтов".
В. Захаров, лермонтовед: "Гибель Лермонтова на дуэли никем из собравшихся у Перкальской скалы не была предусмотрена. Эта мысль появилась только тогда, когда Васильчиков увидел сосредоточенное на совершенно определенном решении выражение лица Мартынова. Но было уже поздно…
Многие высказывают мнение, которое можно суммировать следующими словами: как могла подняться рука на гениального поэта! Да, по прошествии многих десятилетий термин «гений» для определения величины поэтического дарования Лермонтова вполне закономерен. Но мы совершенно забываем то, что происходило это в 1841 году, когда Лермонтов был известен по сравнительно небольшому числу стихотворений и роману «Герой нашего времени», который тогда был воспринят читающей публикой далеко не однозначно. А сейчас этот роман вообще не читается, кроме как в школьной программе.
В то далекое для нас время нравы были совершенно иными, нравственные категории разительно отличались от дня сегодняшнего. Представить это мы не можем, потому что изменились социальные отношения, изменилась психология восприятия поступков, слов. У нас уже свыше восьмидесяти лет другие нравственные категории и понятия. И мы не можем с нашим сегодняшним мировоззрением и восприятием друг друга подходить к объяснению поступков людей, живших в середине XIX века. Это не только не достоверно, но и не отвечает историческим реалиям.
Нам надо еще вспомнить поединок, описанный Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», поскольку до сих пор находятся авторы, которые считают, что прототипом Грушницкого в романе был Николай Соломонович Мартынов.
Такая точка зрения ничем не оправдана. Во-первых, слова эти <"я решился предоставить все выгоды Грушницкому" и др.> написаны Лермонтовым за три года до его собственной дуэли, и предполагать, что он заранее все предвидел, по меньшей мере, абсурдно. Во-вторых, есть ли основания считать, что они обращены именно к Мартынову? Ведь версия, согласно которой прототипом Грушницкого послужил Мартынов, появилась через много лет после дуэли в результате стремления сочувствующих Мартынову знакомых оправдать его поступок. Согласно этой версии, Мартынов вызвал Лермонтова на дуэль, обидевшись на него за то, что он изобразил его в образе Грушницкого" (Примечание 4).
М. Веллер, писатель: "Вот этот самый Лермонтов, который также у нас проходит по разряду невинных жертв, убиенных врагами русской литературы... Мартынова он затравил, Мартынова он довел, как сказали бы позднее, до нервного срыва. Мартынов несчастный, который никого не трогал, жил в состоянии постоянного стресса. И от Лермонтова Мартынов хотел только одного — хорошо бы никогда не попадаться Лермонтову на глаза. Но общество на Кавказе было узкое, и как только Лермонтов видел Мартынова, так он начинал издеваться над ним. В конце концов и случилась дуэль, где Мартынову пришлось, в общем, стрелять, потому что там были свои дуэльные правила на тот момент, на 1841 год, когда выстрел на воздух шел в нехороший незачет, и т. д. и т. п. Всю остальную жизнь несчастный Мартынов прожил в провинции, в общем, в бедности, в деревне, в раскаянии..." (Примечание 5)
Е. Евтушенко, поэт: «Убитый пулей – не мортирами, / Несчастья полон своего, / Зачем он додразнил Мартынова, / Несчастным сделав и его?»
Андреевская энциклопедия (Энциклопедия творчества Д. Л. Андреева и А. А. Андреевой): "Д. Андреев не называет его, как Дантеса, носителем тёмной миссии и считает, что значительную часть ответственности за свою гибель Лермонтов несет сам. Но остальную долю ответственности за смерть поэта никак нельзя снять и с Мартынова: иностранец Дантес мог не представлять до конца, «на что он руку поднимал», но тот, кто сам был поэтом, пусть и небольшим, отлично представлял это. Запись П. Дикова подтверждает: Мартынов стрелял в Лермонтова не только будучи уверенным, что тот в него не целится и не выстрелит, но именно в тот самый момент, когда Лермонтов поднял руку с пистолетом и, возможно, даже успел выстрелить в воздух. Этот факт объясняет и необычный угол раневого канала, послуживший в свое время поводом для фантастической версии: будто в Лермонтова стрелял не Мартынов, а некто другой в кустах на скале. По дороге к месту дуэли Глебов не оставлял попыток примирить противников, и возможность избежать поединка существовала" (Примечание 6).
Е. Хаецкая, писатель: «Позднее он жил в Москве безвыездно и умер 15 декабря 1875 года; H.A. Елагин по сему поводу писал: «Умер Мартынов лермонтовский, и все очень жалеют».
Характерно это — «Мартынов лермонтовский» … Несколько раз Мартынов пытался написать свою «исповедь», оправдаться, объяснить, найти какие-то аргументы в свою пользу… Все это выглядело беспомощно и вопияло только об одном: как и во время следствия, он требовал, требовал, требовал, чтобы его выгораживали, обеляли, спасали. Но ничто не помогало: Мартынов навсегда остался «лермонтовским», как бы хорошо ни относились к нему партнеры по Английскому клубу, куда он ходил играть в карты. Кстати, припомним, что завсегдатаем этого же клуба был старик Бахметев, муж уже давно покойной Вареньки Лопухиной. («Бахметев не прочь был позлословить о Лермонтове с братьями Мартыновыми, тоже посещавшими клуб» …)
Последним остался Васильчиков. Он прервал молчание — во-первых, потому, что и сам Мартынов заговорил, а во-вторых, потому, что Мартынов вскоре умер и больше не нужно было его выгораживать. Но Васильчиков тоже ничего особенного не сообщил. Многие подробности дуэли навсегда остались скрытыми. Да, может, они и не нужны. Князь Васильчиков скончался в 1881 году…
А ведь апология Мартынова — это, по сути, апология пошлости. Как очень правильно заметила писательница М. Л. Козырева, «дьявол — не только отец лжи, но и отец пошлости». Здесь, прибавим в скобках, еще неизвестно, что страшнее… желание объяснить, понять, оправдать и чуть ли не полюбить («подключиться душой к душе») убийцу поэта — человека, до крайности серьезно относящегося к своей весьма заурядной персоне, вычурно и смешно одетого и попросту пошлого".
Д. Быков, литературный и кинокритик, публицист: "Надутый дурак может быть опасней подлеца" (Примечание 7).
Б. Голлер, писатель, публицист: "Лермонтов то ли поднял пистолет на воздух, то ли первым выстрелил – тоже в воздух. Это показывали решительно все, хоть по-разному. Вероятней все-таки выстрелил – это секунданты потом, чтобы как-то обелить Мартынова, сказали, что кто-то из них разрядил лермонтовский пистолет…
Если б мы знали, почему Мартынов уволился из армии в середине февраля 1841-го, мы б, наверное, могли понять, почему он убил Лермонтова летом того же года.
Неудача судьбы! Вот чем пахнет от его неожиданной отставки и вызывающего наряда… Карьера его рухнула. Дом у него в Москве, но домой он не едет, болтается по Пятигорску злой как черт и в вызывающем наряде – эпиграммы и карикатуры на него множатся – еще до приезда Лермонтова…
В своей поздней «исповеди» Мартынов не продвинулся на шаг – дальше их знакомства в юнкерской школе.
Он даже отдает дань Лермонтову: «Умственное развитие его было настолько выше других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно». Но есть один момент – вроде незначащий, – на котором он останавливается подробно: «…он был ловок в физических упражнениях, крепко сидел на лошади; но, как в наше время преимущественно обращали внимание на посадку, а он был сложен дурно, не мог быть красив на лошади, и на ординарцы его не посылали… По пешему фронту Лермонтов был очень плох: те же причины, что и в конном строю, потому что пешком его фигура еще менее выносила критику…».
Смутное ощущение, что в этом тайном сопоставлении внешности – фигуры своей и своего противника – а пишет это совсем не молодой, едва ли не старый человек, – скрыта какая-то тайна. Одна из тайн психологии времени – может, всех времен. А сам «он был фатоват и сознавал свою красоту и прекрасное сложение».
Есть такой комплекс неполноценности – рослых красивых мужчин. Весьма заметных в свете. Имеющих успех у прекрасного пола. Им кажется, что и прочие их качества, внутренние задатки – должны быть столь же очевидны для всех и, конечно, существуют на самом деле. И если вдруг они начинают ощущать недостаток этих качеств в себе… А если еще кто-нибудь со стороны им укажет на этот недостаток и если к тому ж это будут дамы – или кто-то значительный в этом мире… И если попутно им вдруг не удастся судьба в каком-то главном месте, где они ждали удачи, – где все говорило за то, что эта удача будет… – Тут наступает полный крах. Очень часто. И можно наступить на горло самому себе, и люди начинают совершать поступки, которых сами от себя не ждали…
Является Лермонтов – поры своей короткой и бурной славы. Второе издание «Героя нашего времени». Книга у всех на руках… И всюду говорят вслед – это Лермонтов! Князь Голицын, который держится вообще-то наособицу, надменно, – зовет его к себе. Его зазывают к себе, волнуются его мнением…
А тут <Лермонтов> еще лезет под руку со своими насмешками. А кто-то рядом возмущается вместе с Мартыновым. Говорит, что это нельзя так оставить (такое говорили и Лисаневичу, и Колюбакину… Раньше, должно быть, – де Баранту). Кто-то сочувствует, напутствует… А «водяное общество» вокруг, в Пятигорске, как нарочно, упивается Лермонтовым. Тот… ведет себя как хозяин и предводитель дружеского клана…"
Примечание 1. "Темным аферистом" А. Корнеев называет Н. Тарасенко-Отрешкова, чиновника и третьестепенного литератора, агента Третьего отделения, прежде замеченного в нечестных поступках в отношении А. Пушкина. Летом 1841 года Тарасенко-Отрешков был в Пятигорске и, по мнению исследователя, мог иметь отношение к трагической дуэли.
Примечание 2. Д. Алексеев называет происшедшее "преступлением", так как полагает (небезосновательно), что был нарушен дуэльный кодекс, и роковой выстрел прозвучал после счета "три". Квалифицировать ли данное нарушение в полной мере как преступление? Собственное видение этого вопроса автор дает в статье "Последняя дуэль Лермонтова: как это было (приложение)".
Примечание 3. Капитан Лебядкин - персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского «Бесы», поэт-графоман.
Примечание 4. Стиль В. Захарова очень специфический - он пишет длинно, ему свойствен запутанный синтаксис и обильное использование чужих цитат, практически без сокращений, не всегда откомментированных. Поэтому извлечь квинтэссенцию его позиции для статьи было несколько трудно. В своих работах о роковой дуэли Лермонтова исследователь придает большое значение воспоминаниям правнучатого племянника князя А. Васильчикова, которые попали к нему, скорее всего, не напрямую, а были им заимствованы из работы англоязычного лермонтоведа Л. Келли "Трагедия на Кавказе". Эти мемуары неопровержимо свидетельствуют... что Лермонтов тем летом 1841 года действительно смеялся над Мартыновым. Впрочем, аналогичные сведения легко было почерпнуть из воспоминаний пятигорчан, ведь сборники воспоминаний о поэте неоднократно издавались в СССР.
Примечание 5. М. Веллер неточно знает биографию Н. Мартынова. Значительную часть жизни он прожил в Москве, где был завсегдатаем Английского клуба и вел крупную карточную игру. О "бедности" также речь не идет, достаток семьи был весьма высоким.
Примечание 6. Упоминание Д. Андреева - мыслителя, иногда условно относимого к Серебряному веку, - в данном случае не должно смущать, так как приведено мнение не самого Д. Андреева, а людей, работавших над составлением энциклопедии. Таким образом, приведенное суждение полностью соответствует заявленной теме статьи.
Примечание 7. Кроме указанных в списке литературы книг и статей, в статье использовались фрагменты телепередач ("Игра в бисер", "Наблюдатель" и др.), а также материалы Ютуб-каналов.
Литература
Аринштейн Л. "С секундантами и без..." Убийства, которые потрясли Россию. 2010.
Арутюнов С. Оправдание подростка. Сайт Литинститута. 2020.
Блеклов В. Самодержец и поэты. 1996.
Богословская Г. Последняя дуэль Лермонтова: как это было. Сайт Лермонтовлит.ру. 2024.
Бондаренко В. Лермонтов. Мистический гений. 2013.
Вацуро В. О Лермонтове: работы разных лет. 2008.
Веллер М. Перпендикуляр. 2018.
Герасименко А. Защитить святое имя Лермонтова. // Московский литератор. Дек. 2005.
Гиллельсон М., Миллер О. Лермонтов в воспоминаниях современников. 1989.
Голлер Б. Лермонтов и Пушкин. Две дуэли. 2012.
Дуэль Лермонтова с Мартыновым. (По материалам следствия и военно-судного дела 1841). Сборник. Составитель Д. А. Алексеев. 1992.
Захаров В. Дуэль М. Ю. Лермонтова: как это было. 2012.
Карпенко А. Дуэли не было. Как помогли компьютерные технологии. Проза.ру. 2019.
Картушина О. К следствию по делу о дуэли. // Аргументы и факты, 1994, № 47.
Корнеев А. Погиб поэт, невольник чести... // Российская газета, Окт. 1994.
Михайлов В. Лермонтов: один меж небом и землей. 2013.
Очман А. Лермонтовское притяжение. 2014.
Родин А. Каинова печать. 1990.
Срибный И. Отряд поручика Лермонтова. 2019.
Хаецкая Е. Лермонтов. 2006.
Хачиков В. Тайна гибели Лермонтова. 2014.
Энциклопедия творчества Д. Л. Андреева и А. А. Андреевой. 2013. Автор-сост. М. Белгородский.
Свидетельство о публикации №224080500762
Обширный список. Интерес к загадке смерти Михаила Юрьевича не угасает.
Будет ли разгадка?
Кстати упомянутый вами Н.Бурляев (мы с ним как-то однажды умудрились напечататься в одном из номеров журнала "Москва", он с мемуарами о Никите Михалкове, я с новеллой по мотивам композиции Димы Маликова) обратился в Следственный комитет с просьбой о возобновлении расследования по факту убийства поэта.
Как вы думаете - есть перспективы?
С почтением пан Тадэуш
Тадэуш Мотас 31.01.2025 09:18 Заявить о нарушении
У меня есть статья "Последняя дуэль Лермонтова: политическая версия", можно ее прочесть.
Проблема отчасти в стиле мышления современных людей. В нас усиленно последние 30-40 лет вытравливали способность воспринимать, что бывают некие подводные течения, нечто скрытое, тайное... Заговор ведь вообще дело тайное. Прямого признания "мы сделали заговор" все равно никто никогда не найдет, если современная публика игнорирует любые косвенные указания на его возможность, то, значит, сделать уже ничего нельзя.
Галина Богословская 31.01.2025 10:49 Заявить о нарушении