Три кита опоры всех литературных произведений

        По большому счёту вся мировая литература делается с использованием в произведениях трёх составляющих страхов, взятых как по отдельности, так и вместе скомпонованных в разных пропорциях. Рассказы, повести, романы и даже поэтические произведения только тогда могут вызывать интерес у читателя, если в них использованы: страх смерти, страх боли и страх безвозвратной потери чего-нибудь или кого-нибудь. И даже, когда произведение состоит только из описания состояния природы, поведения животных, птиц и насекомых, в этих произведениях явно или подспудно присутствует тревога или конкретный страх за существование всего того прекрасного, что описывается на момент бытия.

        Страх смерти присущ в первую очередь именно человеку, хотя и всему живому природой заложено такое состояние. Но люди, как существа более высокоорганизованные и мыслящие создания, ценят жизнь, особенно свою, чрезвычайно высоко. Отсюда и такой интерес у читателя вызывают произведения с описанием борьбы за конкретную жизнь. Схватки противников, сражения, угрожающие жизни ситуации, роковые ошибки поведения, приводящие к гибели - всем этим полна литература востребованная и читаемая.

        Страх боли - это особо часто применяемый в литературе элемент воздействия на читателей. Боль страшит или вызывает любопытство у людей всех возрастов. Она есть психологическая составляющая очень многих произведений, предназначенных и для самого юного возраста, и для возраста далеко не детского. Читатели, испытавшие боль хоть в какой степени, обычно сравнивают её с той, которую испытывают герои литературных произведений. Им нравится давать оценку мужеству или, наоборот, трусости персонажа, исходя из собственных бывших ощущений. Авторы как бы перемещают  полозок по шкале степени боли, испытываемой героями, а читатели страшатся или снисходительно улыбаются, руководствуясь своими знаниями этих ощущений. Но и у тех читателей, которые  мало знакомы с физической болью, такие произведения тоже вызывают свой интерес, потому что они интригуют вопросом: а смог бы (смогла бы) я такое физическое испытание выдержать? И античная, и классическая, и современная литература полна сценами с мучениями, берущими начало от детской порки и заканчивающимися иногда смертельными пытками различных людей. Сцены с кровью и синяками добавляют той доли "соли и перца", без которых произведение казалось бы пресным и скучным, на взгляд большинства читателей.

        Страх потери - это страх, можно сказать, утери будущего. Упустив шанс, пропустив момент, или классически, потеряв (продав) душу дьяволу, человек мечется с муками непоправимого. Психологическая составляющая у таких произведений обычно не меньше, чем у тех, которые используют только смерть и физическую боль, потому что на первый план выходит боль моральная, тонкая, трудно описуемая. Читатели в своей жизни нередко бывают знакомы с такой, и она тоже, как и первые две, вызывает страх и любопытство.

        Таким образом, совсем уж обойтись без единого страха в сюжете писателю не представляется возможным, если он хочет, чтобы произведение нашло своего читателя, а лучше много читателей и прочтений. Не так важно при этом что написано: быль или фантастика, мемуары или детектив, произведение сатирическое или с патетической составляющей. Во всяком изложенном может быть и всего понемногу или только что-то одно. А страхи иногда и не выпячиваются, а скрываются в так называемом "подводном течении" произведения. Но можно предполагать, что если нет конфликта, нет опасности, нет ужаса... Что же привлечёт читателя?! Как тут не вспомнить классика и заскучать:
        "Опять то же поле, местами изрытое, черное, местами зеленеющее, мокрые галки и вороны, однообразный дождь, слезливое без просвету небо. — Скучно на этом свете, господа!" (Н. В. Гоголь. Миргород).

05.08.24.

GDиАлиса. Страшное. Илл. сгенерирована ИИ. 2024


Рецензии