Знамя
Обостряющиеся страсти, извержения крупных мировых событий, как яркие маркеры, подчеркивают амбиции разных полюсов многополярного мира. Так, когда выбивают во дворе половик, запорошенный повседневности, ярче проступают цвета. Вот и сейчас горячо обсуждается, достойно или недостойно, оскорбительно или нет российским спортсменам выступать на олимпийских играх под нейтральным флагом. И вообще нужно ли олимпиаду транслировать? И нужно ли ее, проклятую, смотреть.
Тут возникает вопрос: для кого выступать под нейтральным флагом оскорбительно, для страны или спортсмена? Руководство страны, у которого имеется трибуна, и даже трибуны, поясняет: оскорбительно и для страны, и для спортсмена. Спортсмен должен быть верным сыном отечества. Разве непонятно, что все, сделанное гражданином, «к станку ли он склоняется, в скалу ли он врубается», бегает, прыгает, или мяч пинает, по гамбургскому счету есть собственность государства? Спортсмены - как и все остальные граждане, есть собственность государства. И личные рекорды, и достижения спортсменов – это рекорды государства.
Против такого понимания выступают только перебежчики типа Каспарова и Корчного. Разве своими достижениями спортсмен не обязан родине-матери? Разве не родина его растила, кормила, поила и учила? И спортсменов прикармливала очень даже неплохо. Талонами на питание снабжала. Особо отличившимся дарила и квартиры, и машины. Пеклась о них, как могла. Подменяла мочу на олимпийских играх. А если вдруг наши всенародно любимые спортсмены не получали тех наград, на которые рассчитывала родина, она, как мать защищала обиженных питомцев, и так наезжала на судей, что клочки по закоулочкам. Потому что для нее обида питомцев – это ее личная обида. Посему «к солнечной стремись награде, ради красоты спорта, родины своей ради»
Спортсмен, еще в большем, «пред родиной в вечном долгу», чем рядовой гражданин. Это последние годы без должного надзора, насмотревшись запанных фильмов граждане разбаловались, подраспустились. Глядят дерзко. До того распустились, что перестали правильно понимать мысли президента. Если президент сказал, что мы встали с колен, так это к простому населению относится только по части гастрономической и бытовой техники. А по сути эти слова означают, что страна, встав с колен, теперь способна бросить вызов врагу. То бишь коллективному западу. То есть, встала с колен она не тем, что штампует у себя «Тойоты» и «Хёндаи», и перекрыла Енисей, а тем, что штампует ракеты. И может этим бросить вызов. Ну пока еще нужно найти казус белли, чтобы выяснить кто круче, пока то да се, спортсмены тут как тут. Они постоянно выясняют, кто круче. Спортсмен на переднем краю. Спортивные соревнования и есть вызов противнику. «Эй вратарь готовься к бою. Часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса пограничная идет»
Раз родина спортсмена растила и тренировала, свои кроссовки, или боксерские перчатки, или свою ракетку, или свою шпагу, он должен приравнять к штыку. А когда он выступает под нейтральным флагом, он по сути дела капитулирует перед противником и предает родину. Не имеет права спортсмен на самостоятельные решения. Нет у него, как у гражданина большой страны, ничего собственного. Даже если его чем наградили, машину подарили, звание, – родина может легко отнять.
2.
А ведь были времена, «были люди в наше время, могучее, лихое племя»
Ох, забыл народ те сладкие времена, когда государственным было все: и земли, и заводы, и квартиры. И люди, хоть и пели «все вокруг мое» были государственным достоянием. Было такое прекрасное время, когда наш гражданин среди множества прав, например, голосовать и быть избранным, имел и священное право, сражаться за честь страны под ее флагом. Хоть тебе на поле боя, хоть на стадионе. И спортсмен был горд тем, что он не профессионал, как на западе, а любитель. Это западный профессионал отдает себя за деньги, как проститутка, а наш спортсмен-любитель – по любви. К спорту и к стране. Он числится на родном заводе токарем или фрезеровщиком, а в свободное время побеждает западных профессионалов. А коли так, он сражается там, куда пошлет страна.
Так прекрасно было при социализме. На все человек имел права. а не имел права разве что…
- гражданин страны не имел права жить не по месту прописки, а при выезде с того места, где прописан, например, в гости, он должен был прописаться на новом месте в трехдневный срок. Не имея прописки, или имея не ту прописку, он не имел права пользоваться государственными учреждениями, которые и предназначены для обслуживания граждан с пропиской. А, следовательно, работать, лечиться, жить в гостинице, учиться самому, учить детей, и так далее.
- колхозник не имел права выезжать из колхоза без разрешения, справки председателя.
- не имел права открывать свой частный бизнес. Средства производства принадлежали государству. И частник – преступник. Одно время продажа фруктов со своего огорода считалась преступлением. Частный извоз – преступлением. Сидишь в кино в рабочее время – имей на это уважительную причину.
- не на всяком предприятии гражданин имел право работать. В стране было полно закрытых предприятий, работающих на оборонку. Там платили больше. Но чтобы там работать, требовалась анкета без сучка и задоринки. Но с таких предприятий за границу не выпускали.
- в стране существовали так называемые закрытые города, куда иностранцы не могли приехать.
- гражданин не имел права хранить у себя никаких других денег, кроме рублей.
- гражданин не мог найти в газетных киосках иностранных газет, кроме газет, издаваемых компартиями
- в стране, «где так вольно дышит человек» писатель не мог писать, что хочет, так как существовала литературная цензура. Писатель не мог просто продать свой труд издательству. Издательство обязано было посылать все, что планирует печатать, цензору. А дальше, что печатать, а что не печатать, решал цензор.
- ученому, изобретателю результат его труда полностью не принадлежал. Он ведь работал в государственном учреждении. Государство ему за то, что позволяет не копать и косить, а мыслить, платило. Значит результат его мышления, - открытие или изобретение, - принадлежит государству. А дальше государство расплачивалось с ученым в соответствие со своими пониманиями важности его труда и важности его персоны.
- было время, когда советский гражданин не мог вступить в брак с иностранцем
- простые граждане не могли выехать просто так за границу. Как мистер Твистер, если их одолела скука, и захотели увидеть мир, Лондон, Неаполь, Париж и Памир. Они могли выехать либо по путевке, которые, далеко не каждому доставались. Кандидатура отъезжающего обсуждались на парткоме. Если родственники счастливчика жили за границей, он мог выехать по приглашению родственников. Хотя были ли такие счастливчики счастливчиками? Им на оборонные и закрытые предприятия путь был закрыт.
- если на зарубежные гастроли выезжала труппа театра, то кандидатуры утверждались парткомом.
- при всеобщем равенстве существовали закрытые распределители для тех, кто «равнее».
- магазинов, где свободно продавались автомобили, не существовало. Право на приобретение автомобилей имели только люди заслуженные. Степень важности определялась парткомом и месткомом.
И так далее, и так далее. По такому раю, о таких прекрасных порядках сейчас многие ностальгируют. В пример ставят КНДР, где народ ликует от счастья.
В стране, где «единица –ноль, единица –вздор», и спортсмены не имели права выступать на международных соревнованиях только потому, что их на такие соревнования пригласили. Не могли они играть легионерами в зарубежных командах, даже если их туда пригласили. Спорткомитет страны решал, кто поедет на соревнования, а кто нет. А слово легионер и звучало подозрительно.
Главными для спортсмена, как любого гражданина страны, должны быть не его личные, мелко-шкурнические интересы, а благо державы. Как поется в популярнейшей песне прошлых лет, «Забота у нас простая, забота наша такая: жила бы страна родная, и нету других забот!
А что символизирует страну? Герб и знамя. А достижения гражданина - символ только при том условии, что гражданин преданный и законопослушный, поступает так как велено. Если сказали плюнь на западные игры, он плюет. И это достижение.
3
И опять мы возвращаемся к такой священной регалии, как знамя. Тем более, что в этом вопросе есть моменты, требующие прояснения. Почему мы гордимся своей страной? Что в ней уникального? Хотя бы то, что страна на протяжении более тысячи лет не отступала со своей завещанной нашими предками дороги, постоянно и последовательно была верна великим традиционным ценностям. Так объясняют народу. Кто. Да те же президент и патриарх. А это авторитеты. Но вот, что интересно. Нас призывают гордиться, что за тысячу лет, традиционные ценности остались нетленными. Но ведь все остальное в стране очень даже поменялось. Язык изменился. Этнический состав народа изменился. Быт изменился. Границы страны многократно менялись. Иконостасы с вождями менялись. Одни возводились в великие, другие объявлялись иудами. А потом наоборот. Столицы страны менялись. А такая священная реликвия, как знамя, менялась многократно. Но если знамя менялось, неразрывно ли оно связанно с традициями? И стоит ли так из-за него убиваться?
Для каждого государства знамя – есть олицетворение не народа, а режима. После победы революции знаменем СССР стало красное полотнище. А после падения коммунистов вернули забытый триколор. У немцев после прихода к власти фашистов появилось знамя со свастикой. А сейчас - свой немецкий триколор. У французов при Бурбонах был флаг - золотые лилии на синем фоне. А после великой Французской революции – знаменитый французский триколор. И так во многих странах.
Ну так стоит ли так переживать из–за наличия или отсутствия знамени на олимпиаде. Стоит!!!!! Потому, что «не дорог твой подарок, дорога твоя любовь.» Важен не рекорд, важно отношение спортсмена. По Некрасову «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Вспомним, что Борис Пастернак отказался не от выступления без знамени, а от нобелевской премии. Так и спортсменом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан. Спортсмен должен показать русофобам фигу с маком, отказаться от соревнований.
4
Вспоминается, как на торжествах официальных праздников читали с эстрад стихотворение Александра Межирова «Коммунисты вперед»
Мы сорвали штандарты
Фашистских держав,
Целовали гвардейских дивизий шелка
И, древко узловатыми пальцами сжав,
Возле Ленина в мае прошли у древка.
Можно вспомнить и повесть Юрия Полякова времён перестройки. «ЧП районного масштаба»
По сюжету повести какие-то хулиганы украли из Райкома комсомола знамя. И это ЧП грозило поставить крест на мечтах героя повести первого секретаря районной комсомольской организации, которого вот-вот должны назначить вторым секретарём, но уже в горком.
В Интернете нашел стихи под названием «Флаг России.» Привожу полностью.
В день безоблачный и ясный
Над тобой и надо мной
Реет бело-сине-красный
Флаг страны моей родной.
Белый –
Снежное раздолье,
В мирном небе облака,
Ширь ромашкового поля,
В доме – кружка молока.
Синий –
Небеса без края,
Васильковый хоровод,
Даль безбрежная морская,
Что зовёт за горизонт.
Красный –
Обелиски славы
На полях былой войны,
Символ стойкости державы,
Площадь главная страны…
Над Камчаткой и над Крымом,
Над Поволжьем и Москвой,
Над Сибирью, Сахалином
Реет флаг страны родной!
Гордо реет в небе синем
Флаг надежды и мечты,
Флаг страны моей - России,
Под которым – я и ты!
А еще вспоминается разговор о знамени, который ведут герои повести Эфраима Севеллы «Моня Цацкес знаменосец»
«- Ну, так все-таки, что такое знамя, Канович? – спросил политрук Кац.
- Знамя?.. Вас-интересует, что такое знамя?..
- Да, меня интересует.
- Хорошо... Это... это... Ну, флаг.
- Знамя, Канович, - это символ.
- Что такое символ? - спросил Канович.
- Что такое символ? - переспросил Кац и задумался. - Символ... Это... это... Символ.»
И дальше Кац объясняет, как и положено политруку:
«Знамя - символ воинской чести, доблести и славы, оно является напоминанием каждому солдату, сержанту, офицеру и генералу об их священном долге преданно служить Советской Родине, защищать ее мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни. Знамя всегда находится со своей частью, а на поле боя - в районе боевых действий части. При утрате знамени командир части и непосредственные виновники подлежат суду военного трибунала, а воинская часть - расформированию...»
А вот командир полка подполковник Штанько поучает Моню Цацкеса, назначенного знаменосцем.
«Читал Устав Красной Армии? Что в уставе про знамя сказано - не помнишь? А политрук учил вас. Так вот, слухай сюда! Знамя... священное... дело чести... славы... Это все чепуха. Главное вот тут: за потерю знамени подразделение расформируется, а командир - отдается под военный трибунал. Понял? Вот где собака зарыта. Командир идет под военный трибунал. А что такое военный трибунал? Расстрел без права обжалования... Вот так, рядовой Цацкес. Значит, будешь беречь знамя как зеницу
ока, а соответственно и голову командира Заруби на носу, как только начался бой и запахло жареным, твоя задача - намотать знамя на тело и, дай Бог ноги, подальше от боя. Главное - спасти знамя, а все остальное - не твоего ума дело, понял?»
Но вот читаю в Интернете.
Полковое знамя лишат ореола святости
17 января 2007.
Российские военные получат новые знамена: схожую с геральдикой Отечественной войны 1812 года символику президент России утвердил в конце года. Потеря боевого знамени теперь не будет караться расформированием воинской части, виновный отделается «легким испугом», а не полевым трибуналом.
По новому указу знамя вручается дивизиям, бригадам, полкам, отдельным батальонам (дивизионам, эскадрильям) и им равным воинским частям, а также военным училищам (академиям).
.
Ранее действующий устав предусматривал, что при утрате знамени командир воинской части и военнослужащие, непосредственно виновные в таком позоре, подлежат суду, а воинская часть – расформированию. Теперь никто расформировывать растеряшек не будет, а по решению главкома опозоренному полку выдадут новое знамя... В случае утери уполномоченные органы проведут расследования и привлекут виновных к дисциплинарной ответственности.»
5
В завершении для развлечения читателя привожу сведения из биографий двух упомянутых в статье писателей
Александр Петрович Межиров родился в 1923 году в Москве в еврейской семье, переселившейся из Чернигова незадолго до его рождения: отец— юрист Пинхус (Пётр) Израилевич Межиров. Александр Межиров— участник Великой Отечественной войны, Стихи писал с 1941 года. После войны учился в Литературном институте им. А. М. Горького (1943—1947). В послевоенные годы особенной известностью пользовалось его стихотворение «Коммунисты, вперёд!» В 1986 году Межиров получил Госпремию СССР — за книгу «Проза в стихах». С 1967 года жил с семьей в ЖСК «Советский писатель»
С 1992 года проживал в США, сначала в Портленде, где ранее поселились его дочь и внучка. Читал курс лекций по русской поэзии на русском отделении Портлендского университета. Затем жил в Нью-Йорке. Продолжал писать стихи. Умер в 2008 году
Эфра;им Севе;ла (в советский период жизни — Ефим Севела, первоначальное имя —Ефим Евелевич Драбкин; 1928 г. Бобруйск - 2010 Москва) — русский писатель, актёр, кинорежиссёр и сценарист. В 1943 году стал «сыном полка». С полком дошёл до Германии. Награждён медалью «За отвагу».
После эмиграции в 1971 году жил в Израиле (1971—1977) и США (1977—1990), с 1990 года — в России. По его словам, в возрасте 45 лет, через два года после приезда в Израиль, участвовал в войне Судного дня, и подбил два танка Т-54. Был ранен.
В 1977 году переехал в США, жил в Бруклине. После эмиграции в 1971 году начал писательскую карьеру, написав в Париже (по пути в Израиль) получившую высокую оценку критики книгу рассказов «Легенды Инвалидной улицы»
В 1990 году вернулся в СССР и как режиссёр поставил пять фильмов по собственным сценариям. Умер в году в Москве.
Два русских писателя. Кое-что у них одинаковое: они почти ровесники, оба прошли войну, оба писали на русском языке, оба евреи. Но судьбы их не похожи. Один был пригрет властью, а под конец жизни уехал США, где и умер. Другого из СССР выдворили. Он долго жил и писал за рубежом. Вернулся уже в новую Россию. В России и умер. И произведения у них очень разные, и о знамени пишут по-разному. Вот и судите. .
Свидетельство о публикации №224080500851