Размышления учёного о Троице, жизни и науке
В храм меня привела моя бабушка Наталья Герасимовна Жеребцова (1919;2001 гг.) специально для крещения. Это была серьёзная, волевая и красивая русская женщина. В селе Засопка (Читинский район) в русской избе, где жили они с моим дедом, участников войны, всегда на видном месте была икона Спасителя. На Пасху в доме собирались их дети, внуки и правнуки. В комнате стоял стол с парадной красной скатертью, на котором красовались куличи и крашеные яйца.
Отмечу несколько интересных случаев, связанных с моим крещением. Первый –разбор моего отца на партийном собрании за крещение сына. В те суровые времена информация о крещёных людях поступала в соответствующие органы. А моя бабушка принимала решения «без оглядки» на родственников, коммунистическую партию или советское правительство. Отец, крещёный ещё в раннем детстве, воспринял свой «разбор» по-философски мудро.
Второй случай связан с моей мамой, работавшей
воспитателем в детском саду, который я посещал. В маминой группе были дети на год старше меня. Я любил по просьбе мамы пересказывать им сказки из большой домашней коллекции виниловых дисков. Рассказывал новые или, по заказам слушателей, пересказывал старые сказки. Однако в тот раз всё пошло не по плану. Мама привела меня и сказала, что её вызывает заведующая детским садом и я должен занять детей. Я согласился. Когда она покинула группу, дети спросили: «Какую сказку ты нам расскажешь?».
Уже несколько недель я был счастливым обладателем маленького металлического крестика на ниточке, правда, не понимал тогда, почему мне его не давали носить. И вот в тот день дети услышали от меня: «Я расскажу вам о Боге». Рассказывал я о беседах с батюшкой, крещении, золотых куполах, ангелах и ярком свете в алтаре. Дети, пораженные необычностью моего нового рассказа, не шумели, а помощник воспитателя, или, как мы называли её, «няня», тихо сидела на детском стульчике и внимательно слушала вместе с детьми. Она и ранее так слушала меня.
Приход мамы прервал мой рассказ, она услышала часть моего «выступления» и скомандовала: «Всем спать!». Дело в том, что дети лежали в кроватях, а рассказ должен был их успокоить и настроить на сон. Дома мама попросила меня не рассказывать больше эти истории.Через несколько недель я снова пришёл рассказывать сказки, а мальчик Юра попросил: «Расскажи сказку про
Бога». Я подружился с детьми из этой группы и когда однажды на прогулке какой-то мальчик сбил меня с ног и хотел ударить,появился Юра. Он взял за плечо моего обидчика и сказал: «Не трогай, это Саня, он нам сказки про Бога рассказывает». Я поднялся и с гордостью повторил: «Да, я рассказываю сказки!»
В советские времена процветал атеизм, мои разговоры с детьми о Боге прекратились. В школе я был активным октябрёнком и пионером. Занимался общественной работой в качестве председателя совета отряда, а после и председателя школьной дружины имени Олега Кошевого.Осознанно к религии обратился уже во взрослом возрасте. Она заинтересовала меня как ученого своими мировоззренческими формулами.
В 33 года, будучи кандидатом наук и имея звание доцента, я стал заведующим кафедрой географии в Забайкальском государственном педагогическом университете имени Н.Г. Чернышевского (г. Чита). Административная работа привлекала необходимостью проявления инициативы и энергичным ритмом.Мысли о диссертационном исследовании и написании докторской были, но времени на поиск идей для очередной диссертации катастрофически не хватало. Идея сама пришла с неожиданной стороны.
Однажды между совещаниями и занятиями я пришёл домой – «на перекус». Времени, как всегда, «в обрез». Фоном включаю канал «Культура» ; идет передача про академика РАН Б.В. Раушенбаха (1915;2001 гг.). Это известный учёный, который занимался космосом. Наши соотечественники гордятся, что наша страна стала первой, запустив человека в космос. Это сложная научная задача была решена, но не менее сложная задача –вернуть человека с орбиты на Землю. А вот в такой формулировке это событие нигде не звучит. Эту задачу решал Раушенбах со своим коллективом. В 1988 году академика попросили дать интервью про космос, а он ответил, что беседа не о том, ведь тысячелетие крещения Руси празднуем, вот главная тема.
Борис Викторович был не просто православным человеком, он отлично в нём разбирался как теолог. Сегодня всем хорошо знакомы его научные и научно-популярные работы на эту тему. В частности, в журналах «Техника молодёжи» (1990); «Вопросы философии» (1993) и др. Меня же удивило в той передаче, как за несколько минут академик на понятном языке, используя метод аналогии, объяснил мне – бывшему советскому школьнику и пионеру суть Троицы, её логические свойства. Он сделал это на примере из геометрии, показав, как вектор проецируется наоси: X;Y;Z. Отмеченные три проекции, в свою очередь, сами являются самостоятельными векторами. После объяснений академика у меня запустился механизм тринитарного мышления.
Отмечу, что в университете я изучал материалистическую диалектику.Моя философия была основана на двоичном восприятии реальности: чёрное – белое; четные – нечетные (числа); гласные – согласные (звуки) и т.д. Географическая картина мира была тоже двоичной: циклоны – антициклоны; эндогенные – экзогенные силы Земли; развитые и развивающиеся страны мира и т.д. Несколько минут, которые вызвали интерес к логике троичности, а после; прочтение трудов Б.В. Раушенбаха, Р.Г. Баранцева, Г.Ф. Уфимцева «перезагрузили» мою научную картину мира. Я стал «включать в поле зрения» третье начало: ноль; мягкий и твёрдый знаки, которые не вписываются в двоичный мир. Диады превратились в триады.
Географы называют карту душой географии, её языком и квинтэссенцией географического исследования. Любое картографическое изображение – это сочетания трёх видов тем: точечных (города, месторождения полезных ископаемых, вершины гор); линейных (реки, береговые линии, дороги) и площадных (районы, зоны, страны, озера, материки, океаны). Всего три вида тем и бесконечное разнообразие геоизображений!
В моем сознании произошли «тектонические сдвиги», география начала представать в троичном коде, географические картины стали полнее, ярче и объективнее. Интересовало конструктивное значение троичной мировоззренческой формулы. Моя трансграничная тематика, по которой защищена кандидатская диссертация, вышла на новый уровень осознания и получила воплощение в виде докторской диссертации.
Обыденное мировоззрение тоже стало складываться в троичном коде: «прошлое + настоящее + будущее = жизнь»; «душа + разум + тело = человек». Понимание Святой Троицы: «Отец – Сын – Святой Дух» стало ближе и понятнее, но здесь проходит граница рационального мышления. Раушенбах отмечает, что для понимания взаимодействия между тремя лицами нужен подвиг веры.Знание логики троичности, её понимание и навык использования в какой-то мере могут подготовить человека к восприятию православной культуры Троицы. Школьное и вузовское образование сегодня по инерции работают на двоичном коде. Это наследство материалистической идеологии.
В 2017 году в Санкт-Петербурге мне представился счастливый случай защитить докторскую диссертацию по географии в Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена. Направление работы можно определить как тринитарная география. В работе рассматривалось применение логики троичности при исследовании территориальных структур международного трансграничного трёхстороннего региона России, Китая и Монголии. Кроме того, предложена тринитарная классификация географических наук.
Сакральная география – это относительно новое направление в науке. В Петербурге я чувствовал сакрально-географическое положение университета на набережной реки Мойки рядом с тремя храмами: Казанским, Исаакиевским и храмом Спаса на Крови. Ощущал сакрально-географическое присутствие своих святых: Александра Невского и Александра Свирского. Напомню, что мощи Александра Невского находятся в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре на восточной оконечности Невского проспекта в Санкт-Петербурге. А мощи Александра Свирского в Свято-Троицком Александро-Свирском монастыре, расположенном в Ленинградской области. Духовная и географическая близость двух святых придавала мне уверенность и ощущение себя как части линейной триады рядом с ними.
За последние годы у меня вышла серия научных статей в российских и зарубежных журналах на русском и английском языках, где раскрывается суть тринитарного взгляда в географии и географическом образовании. Каждый раз, заходя в храм, я вспоминаю свою бабушку и тот знаменательный день, когда обратился к вере своих предков. Каждый раз приходит осознание преемственности поколений и нашего положения в линейной триаде между предками и потомками.
Свидетельство о публикации №224080601033