Петрович

Петрович

(фарс)

Действующие лица:

Алина Петрович - представитель современного искусства, художник, красивая женщина 40 лет.
Помощница Петрович – молоденькая девушка в черном платье и в кедах, лет 20.
Алексей Негодяй - журналист, небольшого роста, круглолицый мужчина с животом 50 лет.
Славик - ассистент Алексея, хипстер, немного жеманный парень 23 лет.
Леночка - гример, крупная девушка в татуировках и с пирсингом, 28 лет.
Охранник Вася, пенсионер, седовласый, подтянутый мужчина с усами 60 лет. На нем пиджак, водолазка, брюки и туфли.

Вася лениво прохаживается от нечего делать по коридору телевидения, заглядывает в студии, что-то бубнит себе под нос, то ли напевает песню, не то просто «пум пум пум».
Из студии вылетает взволнованный Славик.

Славик: Вась, ты Ленку видел? Она вообще тут? Б***ь, Вася, мы встряли, если она опаздывает.
Вася: А чо происходит? Вы с утра как ужаленные. Президент что ли приехал?
Славик, грызя пальцы: Да какой на хрен президент?! К нам эта должна прийти, ну, эта, как её. Б***ь, забыл. Марина. Нет. Алина. Алина Петрович.
Вася: А, понятно. А это вообще кто?
Славик: Как? Ты не слышал про Петрович?
Вася: Нет.
Славик: Да ты чо? Она такая крутая тетка. Вася! Ты просто не представляешь! Так. Где Лена? Елы-палы! Скоро уже Петрович понаедет, так неудобно будет.
Вася: Неудобно, Слава, срать и ссать на ветру в открытом поле. Жопа мерзнет.
Славик: Да, ну тебя с твоими шутками. Где Лена, я спрашиваю?
Вася: Ты будто Лену не знаешь. Сейчас нарисуется, не сотрешь. Иди вон лучше Лешу успокой. Кажется, он больше твоего боится этого вашего Петровича. Хе-хе. А что она такая популярная?
Славик: Ой, ладно. Пойду к Лешику. Лена приедет, пусть сразу тащится в гримерку, никакого кофе на кухне и перекуров. Ты понял?
Вася: Да понял, понял. Петрович. Хе-хе.

Вася и Славик расходятся. В гримерке перед зеркалом сидит Леша с распечатанными вопросами. Ерзает в кресле. На нем клетчатый пиджак, джинсы и кроссовки. Входит Славик.

Леша: Вот о чем мне с ней говорить? Я в искусстве ни черта не понимаю. Тем более в современном.
Славик: Леша, спокойно. Это даже очень хорошо, что ты в нем ни хрена не понимаешь. Тем интереснее будет разговор. Ну, ты чего?
Леша: Лена приехала? Меня между прочим уже гримировать надо. Где Лена?
Славик: Да чо там тебя гримировать? Ты и так какой красавец!
Леша: А вот подхалимов и лизоблюдов я не люблю. Где Лена?
Славик: А я, б***ь, знаю, где эта Лена?
Леша: У тебя кто любимый художник?
Славик: Да я как-то не задумывался. Ну, может, Дали. Надо, кстати, подумать.

(На экране в это время зрители видят самые известные картины Сальвадора Дали)

Леша тяжело вздыхает и смотрит вопросы.

В коридоре слышен женский голос.
Кричит Лена: Негодяй, ты где? Я уже тут. Негодяяяяй!

В гримерку вваливается Леночка.

Лена: А вот и я! Не ждали?
Леша: Убил бы тебя с порога. Чо разоралась?
Славик: Ты чо вообще? Мы тебя... Фууу. Ты чо пьяная что ли? Б****яяя, Лена.
Лена: Ничо я не пьяная. Мы вчера с девочками шампусика выпили. Вот столечко. По чуть-чуть. На донышке.
Леша: На донышке бассейна. Знаю я, как вы пьете.
Лена: Ну не ворчи. Сейчас я сделаю тебе красиво. А то телек тебя полнит килограммов на пять. А мы тебя похудеем! Сразу, без таблеток и диет.

Лена треплет Лешу за щеку, приговаривая: Ты ж мой Негодяй. Любимый.

Леша: Фууу. Слава, сделай ей кофе и сходи за минералкой.

Славик уходит, смотрит на часы. Лена начинает пудрить Лешу, готовит его к эфиру.

Леша: Кто у тебя любимый художник? Только не говори, что Сафронов.

(На экране показывают картины Никаса Сафронова)

Лена с кистью в руке задумывается:
Ну, я не знаю. Айвазовский, наверное. У него такое море, такое, что хочется в него упасть и утонуть.

(На экране зрители видят картины Айвазовского)

Леша: Дура. А мне Шишкин нравится. Еще с детства.
Лена: Это который мишек нарисовал? Ну, на конфетах.
Леша: Да. Да, я чот больше никого и не знаю. Или туплю от волнения. Капец какой-то.

(На экране появляется картина «Утро в сосновом лесу». Закадровый голос рассказывает, что на самом деле картину писали два художника: Шишкин и Савицкий. Но автором считают Шишкина, потому что коллекционер Третьяков замазал фамилию Савицкого, который нарисовал медведей).

Леша бросает листы с вопросами на гримерный столик. Хочет закрыть лицо руками, но потом вспоминает, что на лице уже грим.

Лена: Да ты чо? А этот, как его? Этот, Суриков. Во! Боярыня Морозова. Или этот, ну, блин, Врубель! Какой у него Демон сексуальный.

(На экране картины Сурикова и Врубеля)

Леша: Я смотрю, ты шаришь в теме. Надо было тебя в эфир садить.
Лена: Нет, я по старичкам. Этот же еще Ван Гог, потом Гоген, Модильяни, Пикассо. Еще же Пикассо! А в современном этом говне я не понимаю. Нет, ну, понимаю, так, не очень. Что-то может нравится, а что-то вообще не понять.

(Пока Лена перечисляет художников, на экране зрители видят самые известные их полотна)

Приходит Славик с кофе и минеральной водой.

Славик: Ну, чо, все? Готовы? Сейчас уже Петрович приехать должна.
Леша грустно: Готовы.
Лена: Всегда готовы.

В здание входит высокая стройная женщина, вся в черном. На ней темные очки, шляпа, плащ, узкие брюки и ботинки на толстой подошве. С ней помощница. Она обращается к охраннику Васе:

- Кажется, мы туда попали. У нас эфир.

Вася поднимается со своего места, отвечая:

Попали, попали. Да, вы попали. Пальцем... Не скажу куда.

Помощница смущается.

Алина Петрович протягивает Васе руку. Тот отвечает взаимностью.

Петрович: Молодец. Не забудь, чтобы я на обратном пути оставила тебе автограф. На чем захочешь. У тебя есть время подумать.

Вася так и держа Петрович за руку ведёт ее и помощницу в студию.
Вася: А что это никто гостей не встречает?
Славик: Вау! Мы вас так ждали! Вы просто не представляете! Мы так рады! Боже мой! Это самый лучший день в моей жизни.
Бросается целовать руку Петрович. Но она отводит руку и спрашивает:
Какой перфоманс тебе нравится? Или картина. Ну, в смысле моя?

Славик замолкает. Виснет пауза. Леша понимает, что сейчас будет провальный эфир, в полуобморочном состоянии пытается спасти Славика. В это время Лена жадно и громко пьет из бутылки минералку.
Леша почти шепотом: Холсты. Черные холсты.
Петрович: А, это всё фигня. Так ладно, где у вас тут раздеться? Пудрить меня не надо. Шляпу уберите. Очки, наверное, сниму.

Славик стоит, не проронив ни слова.

Лена: Может кофе?
Петрович: Нет, спасибо. Я уже пила. Если можно, стакан воды без газа.
Лена: Ага. Поняла. Сейчас всё будет.

Лена убегает на кухню. Славик продолжает стоять в оцепенении.

Леша, чтобы разрядить обстановку, спрашивает:
Как доехали? Как вам наш Хан-Куль?
Петрович: Ну, слава богу, самолет не упал. Самолёты пока ещё летают. Хан-Куль это что? Я не помню. Не знаю.
Леша осторожно: Это вода, минеральная, с газом.
Петрович: А, вода. Вы знаете, я очень люблю воду. Эфир же ещё не начался, да?
Леша дрожащим голосом: Нет, не начался.
Петрович: Прекрасно, значит у нас с вами есть время попить воды. Кстати, сколько времени до эфира?
Леша постепенно расслабляясь: Еще полчаса.
Петрович: Замечательно полчаса воды до эфира. Так вот. Вода, значит. Вам какая больше нравится: сладкая, с газом, без газа?
Леша: Я шампанское люблю. Иногда пиво пью.
Петрович: Вот понимаете, как вас там?
Леша: Алексей.
Петрович: Вот понимаете, Алексей, с искусством также всё, как с водой или шампанским. Кто-то любит Моцарта, а кому-то нравится Люсьен Фрейд, а кто-то вообще пиво пьёт.
Леша: Кто такой Люсьен Фрейд?

Заходит Лена с двумя стаканами и бутылкой воды. Разливает воду.

Петрович: Спасибо. Фрейд. Такой художник, самая известная, наверное, его картина, это огромная, жирная баба, спящая на диване. Наберете в интернете потом, там всё есть. Был, кстати, самым высокооплачиваемым современным художником.

(Зрители видят на экране картину Фрейда «Социальный смотритель спит»)

Лена: Ой, а какой у вас любимый художник?
Леша: Лена, не мешай. Иди уже.
Петрович: Да ладно, Алексей, что уж вы так? У меня нет авторитетов. Ну, то есть для меня всё является искусством. Всё.

Славик, очнувшись: Боже, я сейчас заплачу. Вы такая крутая. Таких больше нет.

Падает на колени перед Петрович.

Петрович, обращаясь к Славику: Вы раньше в перфомансах не участвовали?
Славик, чуть не плача: Нееет.
Петрович: Вам нужно попробовать. Мне кажется, у вас есть некий дар.
Славик: Правда? Вы правда так думаете?

Отползает от Петрович и смотрит на нее влюбленными глазами.

Петрович: Ну, я бы с вами замутила.

Славик, обращаясь к публике: Вы слышали? Она бы со мной замутила. Ааааа, я сейчас умру. От счастья.
Петрович: Но не стану.

Славик падает на пол, будто ему разбили сердце.

Петрович: Потому что вот, перфоманс уже состоялся.

Лёша и Лена хлопают в ладоши.

Леша: Браво!
Лена: Ну да.
Славик: Я просто убит.
Лёша: Это и есть современное искусство?

Петрович не успевает ответить, ее перебивает подслушивающий весь разговор охранник Вася:

А я вот спросить хотел. Слышал, что художники, ну, некоторые, говном рисуют. Это правда?
Леша: Вася!
Лена: Да, Вася, блин!
Славик: Вася ты для меня умер.
Петрович: Ну, может кто-то и рисует. Среди моих знакомых таких нет.
Вася: А вы рисуете?
Петрович: Говном вы имеете в виду?
Вася: Да.
Петрович: Нет. Может пора попробовать? Начать?
Вася: У нас, ну, в соседях, когда баба Нюра с ума сошла, ее в комнате закрывали. Так она гадила и потом всю эту срань по батарее размазывала. А батареи были чугунные. Она еще как-то внутрь это запихивала, что отмыть было невозможно. А теперь это оказывается, искусство. Очень интересно, как устроен мир. Да.

(На экране появляются актеры, и страница поисковика в интернете, где задан вопрос «Кто рисовал говном». Актеры озвучивают результаты поиска:
«Шокирующее искусство»
«Техника рисования говном»
«Пикассо и фекалии»
«Вы ничего не понимаете в искусстве»
«Почему «Дерьмо художника» – это шедевр»)

Петрович, Лена, Славик и Леша молчат, боясь продолжения Васиных рассказов.

Вася: Да, жизнь как поменялась. Какие тыщи платят за мазню. Я посмотрел тут ради интереса. У меня внук, ему шестнадцать, в художку ходит. Смотрю в интернете что-то разглядывает, я подошёл. А он мне говорит, смотри, дед, вот эту картину продали за миллионы долларов. А я глянул. Там всего каких-то три полосы и больше ничего. Три цвета. Ничего не понимаю. Ну, есть же Третьяковка, Эрмитаж, там такие картины, мама дорогая. А это всё подделка, не настоящее. Я так думаю.

Петрович: Ну, почему же? Вы же сами говорите, жизнь меняется, искусство тоже меняется. Это неизбежное. Мне кажется, я поняла, о ком вы сейчас говорили. О Марке Ротко. Вот видите, на каждого найдется свой покупатель. Искусство не обязательно должно нравиться, но разбираться в нем, кажется, это необходимо.

(На экране появляется картина Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое». Закадровый голос рассказывает о картине и ее стоимости)

Вася: Мне сегодня Славик говорит, как, ты не знаешь Петрович. Да, я не знаю. Вот картины Шишкина знаю, а ваши картины не знаю.
Петрович: А я сейчас почти не пишу. Очень редко. Ушла в перфоманс. Это теперь основное.
Вася: Это как?

Лена снова жадно припадает к бутылке с водой. Леша даже не пытается прервать разговор, сидит и обмахивается листами с вопросами.

Славик сидит в кресле и пялится в телефон.

Петрович: Это когда можно действием телом, одному или с другими людьми выразить какую-то идею, и она будет понятна и доступна.
Вася: Ну, это что-то иностранное. Явно с запада. Оттуда все беды. Их культура перешла в нашу. Тьфу! Вы про это?

Петрович разводит руками: Даже не знаю, как вам объяснить, что запад тут не при чем.

Вася: Да вы не обижайтесь. Я так. Я мужик простой, говорю, что думаю. Вы же художники обидчивые, я знаю.
Петрович: Подозреваю, что вы ничего не знаете о художниках и это совершенно нормально. Где вам автограф оставить, уже придумали?
Вася: На жопе. Хе-хе. Да, шучу я.
Петрович: Да легко.
Славик: Что?
Леша: Вася, может уже хватит всех троллить своими шутками. Нам уже в эфир пора. А все основные вопросы мы кажется, уже обсудили.
Петрович: Далеко не все.
Лена: Да, да, надо в студию уже идти.
Вася задумчиво в пустоту: Хм. Зачем перфоманс, если есть театр? Интересно-интересно.

Петрович и Леша встают, идут в студию. Им цепляют петлички с микрофонами. Идет отсчет времени. Петрович сидит расслабленно, развалившись в кресле. Начинается прямой эфир.

Леша: Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня в нашей студии не совсем обычная гостья. Она художница. Или художник?
Петрович: Художник.
Леша: Это известная теперь уже на весь мир художник-перфоманист Алина Петрович. Ударение на Е. ПЕтрович, я правильно говорю?
Петрович: Абсолютно.
Леша: Прежде чем мы будем говорить об искусстве в его широком смысле, о перфомансе, как отдельном его виде, напомню зрителям, что вы прославились здесь благодаря своей выставке «Черные холсты». Расскажите о ней. Что это было? Как эта идея пришла к вам в голову?
Петрович: Вы знаете, Алексей, на самом деле разговоры об искусстве не имеют ничего общего с искусством. И они мне так надоели, честно говоря.
Лёша растерянно: А о чём тогда вы хотите поговорить?
Петрович: Мы с вами до эфира так резво начали говорить о воде. Кстати, попросите воду в студию, пожалуйста.
Лёша: Может кофе сделать?
Петрович: Нет, лучше воды.
Леша: Принесите воды в студию.
Петрович: Так вот значит вода. Я её раньше недооценивала, пока не оказалась в Латинской Америке.

Петрович начинает рассказывать о своем путешествии, небывалом эмоциональном опыте, переживаниях. В студию приносят воду, разливают ее в стаканы. Петрович пьет. Леша слушает. Она жестикулирует, восторженно говорит, выливает остаток воды себе на голову. Вода течет по лицу, падает на блузку. Петрович продолжает говорить.

Все это время звучит фоновая музыка, сначала тихо, потом все громче.
Через стекло в аппаратной в студию смотрят Славик, Лена и Вася.

Вася, обращаясь к зрителям: Эх, будь я помоложе, я бы с ней замутил. Такая женщина. Глядишь и искусство бы ничего не потеряло, и детишек нарожали бы. Это ей мужчина нормальный не попался. Поэтому она в эту блажь ударилась. Петрович. То же мне. Художница.

Уходит к себе, что-то бурчит под нос, как обычно.
Лена и Славик продолжают стоять у стекла, наблюдая за эфиром.

Занавес.

22.12.2022

Иллюстрация: С.С. "Марина", х/м, 2022


Рецензии
Мне Петрович явно симпатична!

Денис Чиж   05.01.2025 20:53     Заявить о нарушении
Почему-то даже не удивлена. Ха-ха.

Саломея Перрон   05.01.2025 20:58   Заявить о нарушении
Мы с ней совершенно противоположны по характеру! Но мне бойкие бабёнки всегда нравились!

Денис Чиж   06.01.2025 12:49   Заявить о нарушении
Надеюсь, вы не обижайтесь на это слово. Многие обижаются почему-то. Хорошее слово.

Денис Чиж   06.01.2025 15:56   Заявить о нарушении
Ой, не смешите ) С чего вы взяли, что я обиделась? Вы же про слово "бабёнка", я правильно понимаю?
И здесь оно применимо к персонажу, но не к автору.

Саломея Перрон   06.01.2025 16:58   Заявить о нарушении
К Петрович, конечно!
Я со своим Хармсом еще не совсем схармсился, чтобы к людям приставать)))

Денис Чиж   06.01.2025 18:00   Заявить о нарушении