Автор Слова о полку
И вот совсем недавно было сказано, что автор наконец найден. Кто же он? Оказалось, что это игумен выдыбецкого монастыря Моисей (Святослав Ольгович?). Автор этого открытия говорит, что игумен участвовал в походе Игоря. А когда дружина Игоря был разгромлена, то он бежал в Киев и постригся в монахи. Говорится также и о том, что язык "Слова" сходен с языком игумена в летописи Моисея. Видимо,он писал и до создания "Слова"
Судя по тексту "Слова", оно создаваалось после возвращения Игоря из плена.
Но хочется автору открытия задать несколько вопросов.
Почему автор "Слова", будучи игуменом, в своём труде упоминает так много языческих богов? Откуда он знает о семействе князя Игоря? Ведь автор раскрывает нам историю Руси того времени, говорит о княжеских раздорах, у него есть и филосовские рассуждения, Как мог всё это знать простой дружинник? А мог ли он лично слышать плач Ярославны? Или это так было принято в его время, что жена должна оплакивать мужа, ушедшего на войну? То есть, это его авторская выдумка?
Или он был в Путивле, где жила Ярославна? От кого он узнал о её местожительстве? А как он узнал, что Игорю бежать из плена помог Овлур? Почему автор "Слова" так скудно пишет о первой битве Игоря? Он ведь мог описать не трофеи, захваченные победителями, а наиболее важные моменты битвы. Мог ли он слышать золотое слово Святослава? Или его сон?
Вопросов возникает очень много, а ответов на них пока нет. Невольно создаёся впечатление, что многое в "Слове" -- это домыслы его автора. Ведь нигде не сказано о связи игумена со Святославом.
Когда в начале этого века я был в Полоцке, то там в киоске купил небольшую книжку двух авторов (Г.Сумаруков и Н.Серёгина) о том, как они, каждый самостоятельно, сумели найти автора "Слова". Мужчина вспомнил, что иногда летописцы в текстах оставляли своё имя."Имя автора включалось в полное название сочинения... Имя автора помещалось в первой фразе срчинения... Имя автора находилось где-то в середине текста сочинения... Имя автора входило в текст предисловия или, что чаще всего, в послесловие". "Как это ни смтранно,но одно из самых достоверных свитдетельств о принадлежности сочиненния тому или иному автору извленкается из тайнописных записей"(Д.Лихочёв). Сумаруков записал текст "Слова о полку" так, как его мог записать автор (способом акростиха). Он подробно рассказывает, как ему это удалось сделать. И неожиданно в одном месте обнаружилось имя Мария. Серёгина, исслдедователь слова, в другом месте тоже нашла слово Мария.
И сразу многое становится понятным. Женщина не участвовала в битве, потому и говорит только о трофеях. Ей это кажется важным.
Но тут снова встаёт вопрос: откуда у неё такой богатый запас знаний и в области истории, и философии, и быта семьи Игоря. И ответ на вопрос очень прост.
Оказывается, она была племянницей Евфросиньи. Евфросинья основала в Полоцке женнский и мужской монастыри. При монастыре была школа и библиотека. Там также был скрепторий, где писались книги. А сама Евфросинья находилась в родстве с князем Игорем.
Это очень убедительные доказательства того, что именно Мария, получившая светское образование, и написала "Слово". Именно ей Князь и мог рассказать подробности своего побега и назвать имя Овлура.
Свидетельство о публикации №224080601673