Ответ Иова Господу

                конспект лекций Е.А.Авдеенко

Иов должен ответить Господу более содержательно, нежели в первый раз, когда он сказал: «Я есмь ничто»… Но не такого ответа ждёт Бог. Иов должен дать понять, что он понял всё то, что ему сказал Господь, несмотря на присутствие дьявола, который тоже всё слышал, но сказать так же иносказательно, чтобы этого не понял падший дух. Короткий ответ Иова состоит по смыслу из трёх частей. 1. Иов особым образом исповедает всемогущество и всеведение Господа, а именно: оно будет явлено не в силе, а в истощании, смирении  на Голгофе. И именно это будет победой над сатаной. 2. Иов продолжает говорить с Богом и вопрошать Его. 3. Иов познал Бога, поэтому укоряет себя (42 гл. стих 1). Разговор идёт в присутствии врага, поэтому Иов говорит просто: «Знаю и ведаю, что всё можешь…». Иов познал и всеведение Божье, но говорит очень осторожно, т.е. он воздерживается от слов, ибо мысли и помыслы враг не может познать, а от Бога нельзя ничто утаить. Иов отвечает Богу тайно, поверх слов. Однако он вопрошает Бога: «Кто ж возвестит мне, чего я не ведал, великое и дивное, чего я не знал?» т.е. то, что останется тайной до времени Нового Завета. Поэтому Иов продолжает говорить с Богом и вопрошать Его и просит его научить. Начало Премудрости – страх Божий, который не бессловесен. В речах Господа Иов прикоснулся к тайне Голгофы и это даёт ему дерзновение. В этом тайна книги Иова – настоящий страх Божий и дерзновение идут вместе. Дело в том, что Благость Божья и достоинство человека явятся одновременно в Боговочеловечении, которое осветило разом и глубины человеческого естества и бесконечную Благость Божью. Человек, познавший эту тайну, страшится Бога и по своему достоинству дерзновенен. В масаретском тексте смысл иной. Иов не вопрошает Бога с просьбой его научить, а отрекается от сказанного ранее Богу. И тогда исчезает весь глубинный смысл книги.
Смысл последующих слов Иова состоит в том, что он познал Бога и укоряет себя в том понимании, что когда Бог явился Иову, он что-то такое познал, что сам укорил себя совершенно определённо. Иов говорит: «Слухом уха я слышал Тебя прежде, ныне же око моё видело Тебя». Христос сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…» Возвращаясь назад, можно вспомнить, что тогда, когда Иов говорил о Боге неверно, он уязвлялся страхом Божьим. Но сейчас он свидетельствует, что он укорил себя сам, «истаял» как сердце, как воск по его же выражению - «Я полагаю себя землёю и пеплом». А до откровения Божьего он говорил: «Ты полагаешь меня равным брению. В земле и пепле часть моя». И это первое выражение сходно с дерзновением Авраама при попытках отвести гнев Божий от Содома.  Здесь смирение и дерзновение идут вместе. Это были последние слова Иова, в которых выражен весь смысл книги.
В следующей части книги Бог изрекает свой суд, а Иов должен исполнить некоторое служение. Смысл определения и основания суда Божьего таково, что правота, боговедение и невинное страдание Иова делают его прообразом Мессии Иисуса Христа. Если предположить, что редакторы масоретского текста корректировали его в соответствии со своими взглядами на то, что Иисус Галилеянин распятый не был Христом, то мы должны найти в масоретских текстах определённое принижение праведности Иова относительно его друзей. В тексте Септуагинты Господь изрекает трём друзьям определение, что они  не сказали ничего истинного относительно «служителя Моего» Иова. Господь повелевает трём друзьям взять семь жертвенных животных и принести Иову, чтобы он за них помолился и принёс жертву, дабы Господь не погубил их за все их неверные речи и о Боге, и об Иове. Это важный момент – мудрость и праведность Иова искупила друзей от смерти.  Иов исполняет священническую службу. В масаретском же тексте друзья сами за себя приносят жертву, возможно для того, чтобы мудрость и праведность Иова не была подчёркнута. Опять мы видим принижение праведности Иова. Если признать, что Иов  по духу был «человек истинный», то открывается возможность соединения истинного человека Адама и Бога истинного по человечности Христа Иисуса, а это именно то, что в религии иудаизма последовательно отрицается. Однако по Септуагинте разрешение от греха трёх друзей произошло только через Иова и ради Иова, который прообразует искупительную жертву Иисуса Христа через невинное страдание и священническую миссию.
После того как Иов принёс жертву за своих друзей, Бог особым образом возвеличил Иова, как сказано – «взрастил». Чтобы понять это выражение, надо вспомнить о том, как Господь благословил первых людей (Бытие 1 гл. 28 стих) – «Растите и множьтесь», где первое слово относится к внутреннему духовному развитию человечества. Второе относилось к внешнему развитию, к рождению и приумножению. Однако в решительные моменты священной истории Господь возобновлял благословения, которые он дал ещё первым людям, например для Ноя и сынов его после потопа, для Авраама, для Исмаила. И вот теперь и для Иова, на котором, пострадавшем и претерпевшем, мы хорошо видим духовный рост и благословение Божье, ибо сам Господь взрастил и возвеличил Иова. А вместе с ним возросла и древняя Церковь. И это важный духовный результат трагической истории Иова. Из него проистекает и земной, вещественный – восстановление и умножение имущества (Гл. 42 стих 10)


Рецензии