Финал книги Иова
В чём же Бог дал возможность человеку вырасти?.. Прежде всего, в духовном росте самой Церкви. Иов смог отмолить своих друзей, ибо к вещественной жертве прибавилась молитва, и это истинно евангельское обетование о таинстве священства: «что разрешите на земле, то будет разрешено на Небесах». Некогда по молитве Авраама был избавлен от смерти Авимелех царь Герарский и тогда Господь впервые назвал Авраама пророком, ибо он пророчествовал не словом, а делом. В этом моменте можно отметить новое и значительное духовное сближение Иова и Авраама. В сопоставлении данного сюжета из греческой библии и масаретского текста можно заметить, что в последнем не достаёт того, что может быть истолковано прообразующее, как будущее возникновение Церкви Христовой. Примеры этого факта находим в стихах, где говорится о событиях в доме Иова, являющиеся прообразом новозаветной Пятидесятницы, ибо, как сказано, пришли к нему все родственники и знакомые, которым он благотворил в прежние дни, утешили его и дивились всему тому, что навёл на него Бог. Они дивились тому, что Бог навёл на Иова «дивное», как переведено в Септуагинте. Это слово как раз и согласуется с тем смыслом книги, что в страданиях Иова открылась Слава Божья. Это согласуется и с евангельской истиной в сюжете о слепорождённом в том смысле, что когда невинный страдалец исцеляется, то на нём являются дела Божьи (Иоанн гл.9). Возвращаясь к сюжету книги, можно спросить – а где были все его родные и знакомые, когда Иов страдал?.. Здесь опять можно вспомнить Евангелие – а где были ученики Христовы, когда его взяли под стражу?.. Да. Они рассеялись: «Поражу Пастыря и рассеются овцы стада». Сказано далее, что все пришедшие к Иову утешили его. А в Новом Завете?.. Рассеянные ученики собрались, и им был дан Дух Утешитель. Таким образом, можно провести аналогию, что собрание в доме Иова прообразует новозаветную Пятидесятницу. Далее сказано: - «Услышали все пришедшие к Иову»... т.е. всё то, что случилось с Иовом: его страдание, благословение, исцеление, всё это «дивное» разнеслось по округе и было услышано в дальних весях и землях. А схождение Святого Духа в Пятидесятницу на апостолов было как шум. Далее важно то, как сказано, что каждый пришедший дал ему одну агницу и четыре драхмы золота нечеканенного. Это имеет высокий символический смысл. Здесь необходимо заметить, что масаретский текст может быть полезен иногда именно своим тенденциозным толкованием. В сравнении с Септуагинтой эти его расхождения могут быть поняты именно христологически, т.к. в нём не упомянута ни агница, ни четыре драхмы золота, а только лишь один слиток золота и золотое кольцо, что не имеет никакого символического значения. Если в Евангелие Агнец это образ Христа, то Агница – устойчивый образ Богородицы. Четыре меры золота тоже имеют свой прообразующий смысл и указывают на тот день, когда на Богородицу и апостолов сошёл Дух Утешитель, которым и было «отчеканено золото» Ветхого Завета в четырёх Евангелиях.
Далее говорится о том, как благословение Божие – «множьтесь» свершилось на Иове, ибо произошло умножение его семьи и имущества вдвое, чем прежнее. Здесь есть начало и конец жизни праведника, которые сошлись, и это называется – целостность, совершенство. Конец жизни Иова принял большее благословение, чем начало. Однако, у Иова родилось сынов – семь и дочерей – три, т.е. не вдвое больше. Но удвоение всё равно произошло, потому, что все умершие живы у Бога в Воскресении.
Последующее повествование говорит о дочерях Иова. В Священном Писании в общем плане о женщинах говорится не так много, и поэтому тема дочерей является некоторой загадкой. Имена им – Емима, Кециа и Керенхапух и, сказано, не нашлось им равных по красоте в поднебесной, и что дал им Иов наследие наравне с братьями их. Какое же значение имеет подобное упоминание дочерей в книге Иова? В Законе Моисея дочери получали наследие только при отсутствии у них братьев. Однако наследие дочерей Иова говорит о том, что этот будущий Закон будет превзойдён в новозаветной истории, ибо спасение произойдёт не через Закон, но тогда, когда Бог примет человеческую природу, истинность которой засвидетельствовали Иов своим терпением и дочери Иова, как сказано – единственные в своей красоте на земле. И от дочери человеческой, единственной в своей красоте и родится Иисус Миссия Христос, который превзойдёт Закон. В связи с этим значение имён дочерей Иова следующее: Емима – голубка. Кециа - род благовоний. В псалме Давида описывается благлоухание одежды царя Мессии – смирна, стакти и кассиа. Как Емима это знамение Духа Божьего, так и Кециа – благоухание Горнего мира. Сложнее дело обстоит с третей дочерью – Керенхапух. Это имя имеет значение – «рог». Рог - это не только символ мощи, но то, что он наполнен каким-то веществом. Окончание имени – «пух» означает какой-то драгоценный камень в храме. Тогда в вольном переводе можно назвать её имя как – Рог драгоценного камня храма. Таким образом, в целом имена дочерей Иова говорят о духовном благоухании и драгоценной красе и мощи истинной Церкви Божьей. В этом смысле они наследницы отца.
Последняя часть книги Иова говорит о его кончине. Число прожитых лет его после язвенной трагедии – 170 лет. Всего число лет его – 248. А сами испытания его постигли, когда ему было 78 лет. До этого сказано, что Господь дал вдвое больше, нежели он имел, т.е. после испытания он должен был прожить 3 х 78 – 234 года. Можно иначе считать. После потопа человек получил время жизни 120 лет. Тогда должно было быть 240 лет. Но и этот срок Иов пережил. И это великая похвала праведнику. А в масаретском тексте она отсутствует, ибо было бы понятно, что Иов жил больше Авраама – 175 лет и Исаака – 180. Сказано: «И скончался Иов стар и насыщен днями». Это был подлинный венец жизни не только его самого, но и человека-праведника в общем смысле. Подобное насыщение днями можно интерпретировать и как пророчество о Миссии, ибо в подобном насыщении днями умер Авраам и сын его Исаак. В патриархальный период истории до Закона только эти трое праведников, как сказано, были насыщены днями, ибо только на их жизни нам является прообраз голгофской жертвы. После Исхода и Закона только одному праведнику была дарована такая же достойная кончина – «насыщен и исполнен днями». Родство с этим праведником было необходимо для рождения в мир Мессии Христа. Это был царь и пророк Давид.
Свидетельство о публикации №224080601687