Житие преподобного Савватия Соловецкого
преподобного Савватия Соловецкого, В ПОЛЯРНЫХ ВОДАХ БЕЛОГО МОРЯ1
___
1 По сентябрьскому тому Житий святых, Москва, 1903 г., с небольшим прибавлением из "Соловецкого патерика," С-Пб., 1873 г.
Память 27 сентября.
ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ.
Среди холодных вод Белого моря и по сей день стоят башни и церкви Соловецкого монастыря, молчаливые свидетели пяти столетий аскетических трудов и подвижнических деяний. Священный монастырь преподобных Савватия, Зосимы и Германа – это самая северная обитель Русской Фиваиды.
Сегодня монастырь реставрируется. Соловки святое место, служащее образцом жизни в монашеской брани и в миссионерском просвещении северных паломников. К этому двойному значению обители иноверцы и инородцы, захватившие власть в России в ХХ веке, добавили третье, сделав их местом мученичества православных христиан. Они превратили Соловки в главный советский концентрационный лагерь для иереев, а более – для архиереев; последователям апостолов приходилось там выполнять такие труды как рыбалка и починка сетей. Один из новомучеников соловецких архиепископ Иларион (Троицкий) заметил, что "Дух Святый сотворил из рыбаков апостолов, а большевики апостолов сделали рыбаками". Сии ловцы душ человеческих, лишенные своих внешних отличий апостольского сана, тем не менее еще больше исполнились Духа Святого, и в наши дни сияют они как великий источник света для современного мира, все глубже опускающегося во тьму безбожия.
Святые подвижники Соловков, к которым теперь добавился сонм новомучеников коммунистического режима, вечно пребывают в небесных чертогах Господних, будучи заступниками нашими; молитвы их укрепляют нас, последних христиан, в духе, для того чтобы приготовиться к присоединению к ним. Хотя святые соловецкие места и подверглись осквернению, Соловки не перестали быть нашим духовным достоянием, стяжавшим себе вечный венец, нашим живым наследием.
Московская икона XVI века. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие. Память совместно 8 августа.
Тропарь преподобному Савватию, глас 3.
Удалився мира, и водворився в пустыню,+ добрым подвигом подвизался еси,+ злостраданием и вниманием и молитвами:+ отонудуже и по смерти источаеши исцеления,+ Савватие отче наш,+ моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Акварель архимандрита Киприана "На Соловецкие острова".
Не сохранилось известий, из какого города или села происходил преподобный Савватий, кто были его родители и скольких лет от рождения он принял иноческий образ. Известно только, что во дни всероссийского митрополита Фотия (1408–1431) достохвальный старец Савватий подвизался B Белозерском монастыре преподобного Кирилла, находящемся в Новгородской области. Благочестивый подвижник умерщвлял свое тело молитвою, неослабным бдением, алчбою и жаждою и всякого рода другими неисчислимыми трудами строгого иноческого жития, неленостно проходя все монастырские службы в постоянном послушании игумену и монастырской братии. За неуклонное исполнение монашеских обетов преподобный Савватий был любим и почитаем всеми, являясь образцом добродетельной и трудолюбивой жизни для прочих иноков монастыря, так что имя его постоянно прославлялось братией и игуменом. Но твердо памятуя, что не от людей, а от Бога следует искать похвалы в здешней земной жизни, Преподобный тяготился воздаваемою ему славою и потому непрестанно помышлял об удалении из Кириллова монастыря, в котором подвизался он много лет, и об отыскании нового места для своих монашеских подвигов, где можно было бы прожить в безвестности и уединении от людей.
Услышав о том, что в Новгородской же области есть озеро Нево,1 а на нем остров, называемый Валаам,2 где находится монастырь во имя Преображения Господня, иноки которого пребывают в строгих подвигах, принося беспрестанные молитвы Богу и питаясь трудами рук своих, преподобный Савватий стал просить игумена и братию Кириллова Белозерского монастыря о том, чтобы его с благословением отпустили в монастырь Валаамский на жительство. С благословением отпущенный ими, Преподобный пришел на остров Валаам, где и был радостно принят братиею монастыря. Здесь подвижник провел также немалое время. Подражая многотрудным подвигам тамошних иноков и постоянно умножая свои труды, преподобный Савватий и здесь, как в монастыре Кирилловом, превзошел всех в подвижничестве, так что его добродетельная жизнь стала всем известною и на Валааме, ибо он до крайних пределов истощал свою плоть и уже при жизни явился жилищем Святого Духа.
___
1 Первоначальное название Ладожского озера, из которого вытекает река Нева, носящая название по древнему имени Ладожского озера.
2 В северной части Ладожского озера. Спасо-Преображенский монастырь на Валааме основан преподобными Сергием и Германом в начала XIV века.
В новом месте своего пребывания, в монастыре Валаамском, также как и в Кирилловом, преподобный Савватий был почитаем и хвалим; посему Преподобный стал опять жестоко скорбеть, тяготясь почитанием и похвалами братии, и вновь помышлял об отыскании безмолвного и уединенного места для своих подвигов. Ранее же Преподобный слышал о ненаселенном Соловецком острове, лежащем среди холодных вод Белого моря на расстоянии двухдневного плавания от материка.
Слушая рассказы о безлюдном острове, Преподобный радовался духом и объят был горячим желанием поселиться на нем для подвигов безмолвия. Он стал усердно просить настоятеля Валаамского монастыря отпустить его. Настоятель же с братиею, любя Преподобного и почитая в нем Божия посланника, не желали лишиться столь достохвального сожителя, являвшегося для всех образцом добродетели,1 и умоляли преподобного Старца не оставлять их. Снисходя на просьбы валаамских иноков, Преподобный прожил в их монастыре еще малое время, а потом, помолившись Богу и положившись на святую Его помощь, тайно ночью ушел из монастыря, никем не замеченный.
___
1 Как опытный в подвижнической жизни, преподобный Савватий, пребывая в Валаамском монастыре, стал старцем новоначальных иноков, которых руководил в подвигах. Среди его учеников был Геннадий, впоследствии архиепископ Новгородский, управлявший кафедрою с 1484 по 1504 год.
Наставляемый и хранимый Богом, он направился к Соловецкому острову. Придя к морю, Преподобный встретил жителей, населявших морской берег против Соловецкого острова, и стал их расспрашивать об острове. Они сообщили Преподобному, что Соловецкий остров далеко отстоит от берега, путь к нему затруднителен и опасен, плаватели же едва достигают до острова чрез двое суток плавания и то лишь при тихой погоде. Расспросив подробно об острове, преподобный Савватий пришел к мысли, что это — удобнейшее место для подвигов безмолвия и иноческого уединения. Он узнал, что в окружности остров имеет более ста верст; вблизи его производятся ловы рыбы и морских зверей; на нем есть годная для питья пресная вода, рыбные озера, горы, верхи которых покрыты строевым лесом, долины, заросшие более мелким лесом; много разных ягод; узнал Преподобный, что Соловецкий остров вполне удобен для человеческого жития; не заселен же он потому, что крайне неудобно сообщение его с берегом. Многие, неоднократно желавшие там поселиться, не могли этого сделать из-за страха пред морскими невзгодами. Иногда лишь, в хорошую погоду, к острову подъезжают на лодках с берега рыболовы, но по окончании ловли немедленно возвращаются на материк.
Выслушав все это от прибрежных жителей, преподобный Савватий возгорелся пламенным желанием поселиться на Соловецком острове. Узнав о таком намерении Блаженного, поморяне отклоняли его от этой мысли, говоря: О, Старче! Чем ты станешь питаться или во что одеваться на острове, будучи в столь преклонном возрасте и ничего не имея? И как ты будешь один жить в холодной стране, в дальнем расстоянии от людей, когда ты уже не в силах ничего сам для себя сделать?
Преподобный им отвечал:
–Я, чада, имею такого Владыку, Который природу старика делает юною, равно как и младенца возращает до лет преклонной старости. Он обогащает бедных, дает потребное нищим, одевает нагих, и малою пищею досыта насыщает алчущих, подобно тому как некогда в пустыне насытил Он пять тысяч человек пятью хлебами (См.: Ин. 6, 5:13)".
Услышав от Старца речи от священных книг, одни из поморян удивлялись его разуму, а другие, по своему неразумению, насмехались. Между тем Преподобный, "возложив на Господа заботы свои" (Пс. 54:23), удалился на реку Выг, где встретил инока Германа,1 жившего там при часовне. Преподобный Савватий некоторое время пожил у Германа. От него он узнал о Соловецком острове то же самое, что и от поморян. Посоветовавшись между собою и положившись на Бога, оба подвижника решились идти и вместе поселиться на Соловецком острове. Устроив лодку и захватив с собой немного пищи и одежды, а также и орудия для необходимых работ, они усердно помолились Богу и, возложивши на Него все свое упование, сели в лодку и при тихой погоде начали плавание.
___
1 Преподобный Герман Соловецкий, +1479, 30 июля.
С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ они на третий день достигли острова и, радуясь и веселясь душою, возблагодарили Бога, указавшего им сие пустынное место.1 На том месте берега, к которому пристала лодка подвижников, они поставили крест. Удалившись на некоторое расстояние2 вглубь острова, преподобные иноки увидели на берегу озера весьма красивую горную местность, где и решили остановиться для постоянного жительства. Здесь они, построив келлию, начали жить для Господа и пребывали в трудах, добывая себе постническую пищу в поте лица, копая землю мотыгами. Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему духом путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых.
___
1 Преподобный Савватий и Герман прибыли на Соловецкий остров в 1429 году.
2 В 12 верстах от нынешней обители, близ горы Секирной; на этом месте впоследствии сооружена пустынь с часовнею преподобного Савватия.
По прошествии некоторого времени поморяне, жившие на ближайшем расстоянии к острову, стали завидовать поселившимся на острове преподобным старцам, задумали их изгнать отсюда и говорили между собою:
–Мы ближайшие соседи острова, как бы владельцы его, будучи природными жителями земли Корельской, и посему нам, а после нас детям нашим, из рода в род, надлежит иметь участие во владении островом.
Спустя некоторое время один рыбак, по совету своих друзей, пришел с женою и со всем своим семейством на тот остров и поселился недалеко от келлий Богоугодных старцев. Живя здесь, он начал со своими домашними ловить в озерах рыбу. Блаженные же отцы, заботясь о своем спасении, пребывали в безмолвии и не знали о поселившемся семействе рыбака.
В один из воскресных дней ранним утром после совершения обычного правила преподобный Савватий, взяв кадильницу, вышел покадить святой крест, который он водрузил близ своей келлии. В это время он услышал удары и вопли как бы от наносимых кому-то побоев. Преподобный ужаснулся того вопля и, предположив, что это лишь мечтание, оградил себя крестным знамением, возвратился и о слышанных ударах и воплях рассказал жившему с ним блаженному Герману. Выйдя из келлии и услышав то же самое, преподобный Герман пошел на крик, увидел плачущую женщину и спросил ее, что с ней и отчего она плачет. Со слезами женщина рассказала о случившемся с нею.
–Когда я шла на озеро к моему мужу, говорила она, меня встретили два светозарных юноши и, схвативши, сильно били меня прутьями, говоря: "Уйдите от сего места, вы недостойны здесь жить, потому что Бог назначил его для пребывания иноков; скорее же уйдите отсюда, чтобы не погибнуть вам злою смертию". После того светозарные юноши стали невидимы.
Блаженный Герман, возвратившись к преподобному старцу Савватию, рассказал последнему слышанное от жены рыбака, и оба они прославили Бога, а рыбак, захватив с собою жену и пожитки, без замедления отплыл в селение, где жил прежде. И с тех пор никто уже из мирян не дерзал селиться на Соловецком острове, и только рыбаки время от времени приезжали на остров для рыбного промысла.
По прошествии нескольких лет блаженный Герман удалился на реку Онегу, а преподобный Савватий с глубокою верою в Бога один остался на острове. Един только Всеведущий, свыше на Своего угодника призиравший, Господь и святые Его ангелы, посещавшие Савватия, раба Божия, во плоти подражавшего бесплотным, знали, каково было его пребывание на острове, каков пост, каковы духовные подвиги! Нам же можно судить о трудах и лишениях подвижнической жизни Преподобного по самому свойству того места, на котором он поселился. У преподобного Старца, одиноко пребывавшего на отдаленном, никем не посещаемом морском острове, не могло быть другого дела, кроме упражнений в постоянных подвигах Богомыслия. И действительно, углубляясь умом в постоянную молитвенную беседу с Богом и к Нему обращая полные слез очи, Преподобный воздыхал день и ночь, желая отрешиться от тела и соединиться с Господом.
Почувствовав в глубокой старости, после Богоугодных трудов, приближение смерти, преподобный Савватий стал помышлять о том, как бы ему сподобиться причащения Божественных Таин, которых лишен был после отшествия из Валаамского монастыря. Помолившись о том Богу, он сел в небольшой челнок и после того как по его молитве море утихло, переплыл в течение двух суток на другой берег моря. Выйдя на берег, он пошел по суше, желая дойти до находившейся на реке Выге часовни. Случилось, что в то время на Выге замедлил прибывший сюда с целью посешения проживавших там христиан некий игумен Нафанаил.
Идя ранее намеченным путем, Преподобный, по Божественному промышлению, встретил игумена Нафанаила, шедшего с Божественными Таинами в одну отдаленную деревню причастить больного. После обычного иноческого приветствия встретившиеся путники разговорились между собою и, узнавши, кто они такие, были рады друг другу. Преподобный Савватий радовался, что нашел то, чего искал, а игумен Нафанаил был рад тому, что сподобился видеть честные седины и святоподобное лицо преподобного Савватия, о добродетельной жизни которого он многое слышал. И сказал блаженный Савватий Нафанаилу:
–Отче, умоляю твою святость: данною тебе от Бога властию разрешать отпусти мне грехи, кои я стану тебе исповедовать, и удостой меня причащения Святых Таин Пречистого Тела и Крови Христа, Владыки моего. Уже много лет я пламенею желанием напитать мою душу сею Божественною пищею. Итак, святый отец, напитай меня ныне, ибо Христос Бог мой показал мне твое Боголюбие, для того чтобы ты очистил меня от грехов, которые я от юности до сего дня соделал словом, делом и помышлением.
–Бог да простит тебя, брат, – отвечал игумен Нафанаил и, помолчав, поднял руки к небу и со слезами произнес:
–О, если бы мне для очищения моего нерадения иметь твои грехи, Преподобный!
Святой Савватий сказал Нафанаилу:
–Умоляю твою святыню немедленно сподобить меня Божественного причащения, так как приближается конец жизни моей.
Игумен отвечал:
–Господин мой отец Савватий, ступай теперь к часовне и там подожди меня: я иду к больному и скоро возвращусь к твоему преподобию; рано утром я приду к тебе.
На сие святой Савватий сказал:
–Отче, не откладывай до утра, ведь мы не знаем того, будем ли дышать воздухом до завтра, а тем более как мы можем знать о том, что случится потом. Святой Савватий говорил сие, предвозвещая свою скорую кончину.
Видя в Савватии угодника Божия, игумен Нафанаил не осмелился более противоречить ему, но, исполняя его желание, по совершении исповеди, причастил его Божественных Христовых Таин и, преподав братское лобзание, сказал:
–Раб Божий, умоляю тебя: подожди меня на Выге при часовне.
Святой согласился там ожидать игумена. Последний пошел к больному, а преподобный Савватий – к названному месту, где, воздавши благодарение Богу за получение причащения и за все Его к нему благодеяния, вошел в бывшую при часовне келлию и, затворившись в ней, приуготовлял свою блаженную душу, дабы предать ее в руки Божии.
В то время один купец из Великого Новгорода, по имени Иоанн, плывя по реке Выге со своими товарами, пристал к стоявшей на берегу часовне. Вышедши из своего судна на берег, он поклонился в часовне святым иконам и, войдя в келлию к преподобному Савватию, получил от него благословение. Преподав благословение, святой Савватий поучал купца от Божественного Писания, наставляя его на добрые дела. Купец был очень богат, имел слуг и желал вознаградить святого всем необходимым из своих товаров. Святой же, не желая ничего брать от купца, говорил: Если ты желаешь творить милостыню, то у тебя есть нуждающиеся, а я не нуждаюсь ни в чем.
После сего Преподобный поучал Иоанна о нищелюбии, милосердии к домочадцам и о прочих добродетелях. Купец был опечален тем, что Старец ничего не взял у него. Желая утешить его, Преподобный сказал:
–Чадо Иоанн! Ночуй здесь до утра – и ты узришь благодать Божию и благополучно уйдешь своею дорогою.
Но Иоанн желал отплыть оттуда. И вот внезапно нашла гроза с громом и молнией, и началось волнение на реке и на море. Увидавши внезапно перемену погоды и сильное волнение воды, Иоанн ужаснулся и остался ночевать там. С наступлением утра он пришел в келлию, желая пред отходом в путь свой, так как волнение утихло, получить от преподобного Савватия благословение. Постучавшись с молитвою в двери келлии, он не получил ответа. После того как он постучался второй и третий раз, дверь открылась, и, войдя внутрь келлии, Иоанн увидал Святого сидяшим в мантии и куколе и стоящую около него кадильницу.
И сказал купец Преподобному:
–Прости меня, раб Божий, за то, что я, питая любовь и веру к твоей святости, осмелился войти к тебе. Молю твое преподобие, напутствуй меня на дорогу твоим благословением, чтобы мне, охраняемому благополучно твоими святыми молитвами, путешествовать.
Когда Иоанн говорил сие – в ответ не было ни гласа, ни послушания, потому что святая душа Преподобного отошла уже ко Господу, и в то время по всей келлии распространялось сильное благоухание. Увидев, что Преподобный ничего ему не отвечае, и подумав, что он спит, Иоанн подошел к нему и коснулся его рукою; но убедившись, что он скончался о Господе, ужаснулся и вместе с тем умилился и испустил теплые слезы из очей.
В то время возвращался от больного игумен Нафанаил. Он вошел в келлию и увидел, что Святой преставился, горько плакал и лобызал его честное тело. Игумен и купец рассказывали друг другу о Преподобном, первый — как он сподобился вчера преподать угоднику Божию Божественные Таины, а второй – как удостоился насладиться полезною для души беседою с Преподобным. После надгробных песнопений, они похоронили святое тело Преподобного, отдавши землю земле.
Скончался преподобный Савватий в двадцать седьмой день сентября месяца 1435 года. В сей день и память его почитается во славу Бога, в Троице славимого, Отца и Сына и Святого Духа, Ему же честь и поклонение во веки. Аминь.
Житие преподобного Савватия Соловецкого. Клеммы иконы XVI века с житиями преподобных Савватия, Зосимы и Германа.
Преподобный Герман, отправляясь на материк за припасами и инструментами, прощается с преподобным Савватием.
Предузнавая приближающуюся кончину, преподобный Савватий плывет в лодке по Белому морю, чтобы пред смертью принять Святое Причащение.
Слева: Святой просит игумена Нафанаила причастить его, пока еще есть время.
Правее: он принимает Причастие.
Блаженное успение преподобного Савватия. Игумен Нафанаил и купец Иоанн говорят друг другу о Святом.
Общий вид центральной части Свято-Преображенского Соловецкого монастыря.
Башни Соловецкого монастыря в зимнее время.
Раки со святыми мощами преподобных Савватия и Зосимы в соборе. В нем совершался ежедневный круг Богослужений, пока коммунисты не закрыли святую Лавру Крайнего Севера и не превратили ее в печально известный концлагерь.
Трапезный храм Соловецкого монастыря.
Свято-Преображенский собор (XVI век). Так он выглядел в последние годы атеистического ига, без крестов и куполов, превращенный инородцами в тюрьму.
Свято-Преображенский собор — главное святилище самого северного монастыря Русской Фиваиды, построенный величайшим после преподобного Зосимы игуменом Соловецким – преподобным Филиппом, впоследствии митрополитом Московским, мучеником. В годы коммунистического режима собор был осквернен, превращен в сущую преисподнюю: святыня была поругана, в алтаре был сделан туалет.
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ.
Гравюра ХІХ века показывает обитель в полной ее славе истинным бастионом Православия.
Соловецкий патерик.
Спустя год по кончине преподобного Савватия преподобный Герман вернулся на Соловецкий остров, на этот раз с другим ревнителем пустынной жизни преподобным Зосимой (+ 1478, 18 апреля), который и основал там общежительный монастырь. Святая жизнь преподобного Зосимы привлекла туда многих, и вся группа Соловецких островов заселялась и украшалась подвижниками в течение нескольких столетий, пока в 1922 году богопротивные иноверцы не осквернили их, превратив в жуткий "остров диавольского террора"...
Но именно трудами преподобного Германа записаны для потомков воспоминания о святых трудах преподобных Савватия и Зосимы, именно он собрал большую библиотеку записок и, главным образом, он способствовал созданию исторического описания соловецкого монашества, плоды его трудов можно видеть сегодня в "Соловецком патерике" 1873 года, который включает целое воинство святых, некоторые из которых канонизированы, а другие еще ждут земного прославления. Среди канонизированных святых есть просветитель лопарей блаженный Феодорит; преподобный игумен Филипп, впоследствии митрополит Московский Всероссийский, священномученик; его послушники и основатели местных скитов, блаженные Иоанн и Лонгин, преподобные Вассиан и Иона, преподобный Иринарх игумен и его друг Елеазар, основатель Троицко-Анзерского скита, удостоившийся лицезреть видение Самой Пресвятой Богородицы; и простые монахи-отшельники, жившие в созерцании Божественного – преподобные Елиссей, Андрей, Дамиан, Адриан, Савва, Нестор, Никифор. Из неканонизированных святых важно знать блаженного Иова, основателя Голгофо-Распятского скита, блаженного пустынника Феофана, ученика преподобного Паисия (Величковского) и его ангелоподобного ученика Климента; затем старцев Наума, Матфея, Герасима, Памфила, Зосиму, Иеронима и многих-многих других. Кроме того, во второй половине ХІХ века было еще множество иных, чьи имена не вошли в список 1873 года. Истинно, имена всех Соловецких святых ведомы одному Господу.
Икона небесных покровителей Соловецкого монастыря преподобных Савватия и Зосимы, написанных стоящими на острове рядом с монастырскими церквями (XVI век, Устюжская школа, Соловецкая иконописная мастерская).
Свидетельство о публикации №224080601711