16. О важности умения рассуждать и доказывать

 
Нет большей мудрости, чем своевременность.
Фрэнсис Бэкон*
*Фрэнсис Бэкон — Francis Bacon; (1561–1626), Первый виконт Сент-Олбан, английский философ, историк, политик, основоположник эмпиризма и английского материализма. Один из первых крупных философов периода Позднего Возрождения и начала Нового времени.
 
16.1. О рассудительности
 
Человеческий ум питается учением и мышлением.
Цицерон

Три надписи

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
— Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто средний и кто низкий.
Никто до сих пор не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
— Человек, который разглашает всё, что услышит, безусловно, низок, – рассудил мудрец.
— Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе, – продолжал делать выводы старик. — Истинно же благороден тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Эмблема мудрости

Однажды спросили у мудреца:
— Почему змею считают эмблемой мудрости?
— Потому, – ответил он, – что она жалит подобно истине и укусы её бывают смертельны.

Если бы лягнул осёл

Из хроник Диогена Лаэртского узнаём о случае, происшедшем с Сократом.
Когда какой-то хулиган ударил философа ногою, то он стерпел и в ответ обидчику не промолвил ни слова. А когда кто-то выразил удивление, почему Сократ оставил без внимания такое наглое оскорбление, то философ заметил:
— Если бы меня лягнул осёл, то неужели бы я стал его привлекать к суду?

О Пути

Мастер шёл с учеником по длинному Пути. Светило солнце. Было жарко. Ученик сказал:
— Мастер, ты же можешь сделать тучи, чтобы солнце не так пекло?
— Могу.
— Так сделай, – попросил ученик.
Мастер промолчал. Они шли дальше. Начался ливень. Они промокли. Ученик спросил:
— Мастер, ведь ты можешь остановить ливень?
— Могу.
— Тогда почему ты его не останавливаешь?
— Зачем? Ты приведи себя в такое состояние, чтобы ни ливень, ни жара не мешали тебе идти по Пути.

Разоблачение оракула

Давным-давно в одной из восточных стран был знаменитый оракул. В отличие от других оракулов, его устами вещало не одно божество, а целых три: бог Правды, бог Лжи и бог Дипломатии.
Эти божества располагались в ряд за алтарём и изображались одинаковыми фигурами. Люди, приходящие и ищущие у оракула совета, преклоняли колени перед алтарём и задавали свои вопросы. Боги всегда охотно отвечали спрашивающим. В связи с тем, что статуи были похожи друг на друга, никто из вопрошавших не мог определить, кто им отвечает. Разговаривать с людьми мог бог Правды, которому надо верить, но мог и бог Лжи, который всегда излагал заведомо неправдоподобные версии. Но это мог быть и бог Дипломатии, который отвечал завуалированно. Такое положение было на руку жрецам, ибо любой ответ оракула можно было толковать как угодно.
Однажды нашёлся смельчак, который задумал совершить то, что не удавалось самым известным хитрецам. Он решил опознать каждого из богов. Смельчак вошёл в храм и спросил бога, стоявшего слева:
— Кто стоит рядом с тобой?
— Бог Правды, – был ответ.
Тогда смельчак спросил бога, стоявшего в центре:
— Кто ты?
— Бог Дипломатии, – был ответ.
Последний вопрос смельчак задал богу, стоявшему справа:
—Кто стоит рядом с тобой?
— Бог Лжи, – был ответ.
— Теперь всё понятно, – сказал довольный смельчак.

16.2. Об умении убеждать
Начатки мудрости: научиться размышлять, разучиться болтать.     Пифагор

Загадка

Небольшая загадка для тренировки мозга
Представьте себе ситуацию: философы собрались на симпозиум, чтобы обсудить тему о значении науки. В дискуссии участвовали философы и один писатель. Каждый из них высказал своё мнение, но им необходимо найти общее мнение и сделать определённую запись. 
Демокрит:
— Не старайся знать всё, иначе будешь невеждой во всём.
 Анаксагор:
— Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чём нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка.
Антисфен:
— Начало образования состоит в исследовании слов. Наука забывать ненужное – самая необходимая.
Гераклит:
— Не чая нечаянного, не выследишь не исследуемого и недоступного.
Лукиан, писатель:
— Жизнь коротка, а наука долга.
Опираясь на высказывания, как вы думаете, что мудрецы могли бы написать в протоколе, если на прошлом симпозиуме они записали: «Познай самого себя».
 
О способности оратора

В античном мире большое внимание уделялось умению излагать свои мысли доказательно. Участвуя в дискуссиях, выступающие с большой ответственностью относились к своим высказываниям. В истории известны прецеденты, когда диспуты принимали такой уровень накала, что заканчивались болезнью и даже смертью диспутантов. Подтверждением тому могут служить нередкие эпизоды преждевременной кончины на ораторской сцене.  Диодор Диалектик по прозванию Кронос, философ мегарской школы (IV в. до н. э.), не сумел отразить предъявленный его оппонентом аргумент. В связи с этим философ испытал такой сильный приступ стыда перед своими учениками и присутствующими во время научного спора, что умер в процессе диспута.

Смекалистый слуга
В одной деревне жил богатый хозяин, прослывший среди односельчан необыкновенной жадностью. Однажды хозяин призвал слугу и, снабдив его пустым кувшином, велел принести из лавки вина.
— Вы не дали денег, как же я могу купить вино? – спросил удивлённый слуга.
— С деньгами всякий дурак купит, – ответил хозяин. — А купить вино, не тратя денег, может только смекалистый человек.
Слуга послушно отправился за вином. Спустя некоторое время он вернулся и подал хозяину его кувшин. Хозяин, взяв кувшин и заглянув внутрь, возмущённо разразился ругательствами:
 — Ах, ты подлец, ты что мне подаёшь пустой кувшин! Где вино?
 —  Пить вино, когда оно есть в кувшине, всякий дурак умеет, – отвечал слуга. — А выпить вино из пустого кувшина сможет действительно смекалистый человек.

Умение убеждать

Один хан, желая знать мудрость своего народа, сделал объявление: «Все, кто считают себя мудрецами, в семидневный срок должны явиться ко мне». Объявление хана с молниеносной быстротой дошло до самых отдалённых аулов и кибиток! На объявление откликнулись три старика. Они церемонно уселись в приёмной хана. Увидев их, хан заметил, что у первого старика на голове совсем нет волос, у второго волосы седые, но усы чёрные, а у третьего нет усов.
— Сколько вам лет? – обратился он к первому старику.
— Пятьдесят, – последовал ответ.
— Сколько вам лет? – обратился он ко второму.
— Пятьдесят, – ответил старик.
— Сколько вам лет? – обратился он к третьему старику.
 — Пятьдесят, – ответил старик.
— Значит, все ровесники?
— Да, – подтвердили старики.
— Если вы все ровесники, – обратился хан к первому, – то почему же у вас на голове нет волос?
— Я на своём веку видел много плохого и хорошего. Я так много думал о том, как лучше жить людям, что на голове ни одного волоска не осталось.
— Вы с ними ровесник. Так почему у вас волосы седые, а усы чёрные? – спросил хан у второго старика.
— Мои волосы – мои ровесники. Они у меня были ещё тогда, когда я только родился, а усы выросли, когда мне было двадцать пять лет. Волосы на двадцать пять лет старше, чем усы, поэтому волосы седые, а усы чёрные.
— Вы ровесник с ними. Почему у вас совсем нет усов? – спросил хан у третьего старика.
— Я единственный потомок моих родителей, поэтому, чтобы не обидеть отца, я родился мужчиной. А чтобы не обидеть мать, я хожу без усов.
Хан за находчивость стариков подарил им мешок золота, и они, поблагодарив хана, поспешно вышли. Один приближённый хана, увидев их с мешком золота, подумал:
«Эх, глупый же наш хан. С какой стати он отдал мешок золота этим корягам? Неужели они мудрее меня? Нет! Равного мне не найти на свете. Я задам им три вопроса и загоню в тупик. Не ответят – пусть отдают золото».
С этой мыслью он пустился догонять стариков. Первый старик увидел вихрем летевшего всадника и сказал:
— Он мчится за нами. Вы берите золото и продолжайте путь, а я подожду, что скажет этот молодец.
Те двое согласились и ушли. Приближённый хана, догнав мудреца, прямо с лошади спросил:
— Вы мудрец?
— Да, мудрец.
— Тогда дайте ответ на мои вопросы. Что такое мир?
— Это день и ночь. Днём работаем, а ночью отдыхаем.
— Что такое земля, что такое вода?
— Земля – это мать человека и животных, а вода – мать рыб.
— Что такое смена времени?
При этом вопросе старик, делая вид, что он смутился, сказал:
— Ах, какое несчастье! Ответ на этот вопрос я забыл у тех стариков, которые пошли вперед. Дайте-ка мне на минуту вашу лошадь, и я сейчас же доставлю вам ответ. «Попался гадюка. Вот сейчас я возьму тебя за жабры.» – подумал приближённый хана и сказал:
 — Бери.
Старик, сев на лошадь, сказал:
— У вас была лошадь, у меня не было. Вы сидели на лошади, я стоял на земле. Сейчас вы на земле, а я на лошади. Это и есть смена времени. Спасибо вам!
С этими словами старик ускакал. Приближённый хана остался не только без золота, но и без своей лошади.

Не напрасно

Ежедневно Антонин посылал Рабби мехи, наполненные золотым песком, сверху засыпанным пшеничным зерном, и посланнику говорил:
 — Отнеси эту пшеницу к Рабби.
При встрече и говорит Рабби Антонину:
— Напрасно ты посылаешь мне это золото. У меня и своего достаточно.
— Нет, не напрасно, – отвечает Антонин, – пусть унаследуют это золото твои потомки, чтобы иметь, из чего давать моим потомкам.
 
Молитва

Проезжая через небольшой городок, ребе Ури из Стрельска присоединился для утреннего богослужения к местному собранию верующих. Как это нередко бывало, молитва ребе затянулась. Он вошёл в экстаз и позабыл обо всём на свете.
После окончания службы городской раввин решил поговорить с ним наедине.
— Не случается ли так, ребе, что ваши экстатические состояния и продолжительные молитвы доставляют неудобство собранию молящихся? Вспомните Талмуд: рабби Акива молился с таким рвением, что начинал богослужение в одном углу комнаты, а заканчивал в другом. Зная за собой эту склонность, он предпочитал молиться в одиночестве. В тех же случаях, когда он всё-таки совершал богослужение вместе с собранием верующих, то был краток и сдержан, чтобы не доставить никому неудобства.
— Возможно данный эпизод из Талмуда следует толковать иначе, – ответил ребе Ури.
— Когда наши мудрецы говорят, что рабби Акива молился с собранием, речь идёт о том, что другие верующие сопровождали своего рабби к высотам экстаза. А поскольку все молились с равным усердием, не было никакой нужды затягивать службу.

Умей просеять

Один человек пришел к Мудрецу и спросил:
— А знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, – остановил его старик. — Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита? – удивился человек.
— Прежде чем, что-нибудь говорить, нужно трижды просеять задуманное. Во-первых, через сито Правды. Ты уверен, что всё то, что ты скажешь, это действительно правда?
— Нет. Просто я слышал.
— Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито Добра. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?
— Нет! Напротив!
— Значит, – продолжал Мудрец, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито Пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, – заключил мудрый человек, – в том, что ты хочешь мне сказать, нет ни добра, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда об этом говорить? Стоит ли болтать и этим вредить людям?

16.3. О некоторых уловках ума

Без особых рассуждений

Когда Микеланджело* высек из глыбы мрамора знаменитую статую Давида, вся знать собралась, чтобы посмотреть на это чудо. Явился и кардинал со своей свитой. Статуя была прекрасна. И все восхищались её совершенством. Но кардиналу нужно было что-то сказать, потому что он привык давать наставления.
И обратившись к Микеланджело, он сказал:
— Мне нравится ваша работа. Только вот, знаете. Вон то место, где плечо… Мне кажется, там немного нужно стесать.
Что делать? Спорить с этим надменным самоуверенным человеком? Нет, этого делать нельзя. Ведь от его благоволения зависит всё в стране. Но и погрешить против гармонии и красоты художник тоже не мог.
И тогда Микеланджело берёт в правую руку молоток, а в левую зубило, немного мраморной крошки и поднимается по лестнице к плечу статуи. Он начинает стучать, делая вид, что исправляет скульптуру, высыпая понемногу из руки мраморную крошку.
Потом он спускается, осматривает скульптуру и спрашивает кардинала:
— Сейчас лучше?
Кардинал прищуривает глаз, смотрит внимательно и говорит:
— Да-а. Вот теперь прекрасно.

*Микеланджело Буонарроти —Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; (1475–1564), итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко.

Баранья голова

Отец дал маленькому Насреддину деньги и велел купить варёную баранью голову. Насреддин купил варёную голову, но на обратном пути съел всё мясо и положил перед отцом обглоданный бараний череп.
— Сынок, какая странная голова, а где у неё уши? – удивился отец.
— Бедняга был глухой, – ответил Насреддин.
— А где у неё глаза?
— Несчастный был слеп.
— И кожи на ней не было?
— Что поделаешь, баран был чахоточный.
— Тогда зачем же ты потратил деньги и купил эту голову?
— Уж очень хороши были зубы!

Уметь сказать

Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим все зубы. Напуганный, он призвал к себе придворного толкователя снов. Тот выслушал его и сказал:
— Повелитель! Сон говорит о том, что вскоре ты потеряешь всех своих близких.
Властелин разгневался и велел бросить несчастного в тюрьму. Затем призвал другого толкователя. Тот, выслушав сон, немного подумал и сказал:
— Господин мой! Сон говорит о том, что ты переживёшь всех своих родных.
Властелин несказанно обрадовался и щедро наградил толкователя снов за это доброе предсказание. Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был жестоко наказан, а ты вознаграждён? – спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит не от того, что сказать, а от того, как сказать.

Не умею

Ученик пришёл к мастеру дзэн и пожаловался, что не может справиться с заданием
Мастер предложил:
— Покажи, как это происходит.
— Сейчас я не могу показать, – отказался ученик.
— А когда сможешь?
— Не знаю. Это всё происходит внезапно, – отвечал ученик.
— Значит, – сделал вывод мастер, – это не является твоей природой. Иначе ты смог бы показать в любое время. При рождении ты не мог это уметь, а твои родители этому тебя не научили.

Согласование
 
У одного ребе спросили, как следует работать: быстро или медленно? Он же, в свою очередь, спросил вопрошающего:
—  А вы будете работать в одиночку или с напарником?
—  А какая разница?
—  Представьте себе, что мы с вами идём на базар, — разъяснил ребе.  — Если оба шагаем быстро, то дойдём скоро. Если же вы будете идти вдвое медленнее, то мне придётся сдерживать шаг, иначе каждый из нас придёт на базар в одиночку. И тогда наш с вами путь займёт намного больше времени.
Если ты не один, следует согласовывать свои действия с остальными.

Халва

Однажды мулла попросил жену приготовить много халвы и дал ей всё необходимое для этого, а потом съел почти всю халву.
Посреди ночи мулла разбудил жену.
— Мне пришла в голову важная мысль.
— Какая?
— Принеси мне остаток халвы, и я скажу тебе.
Жена принесла халву и повторила свой вопрос, но Насреддин первым делом расправился с халвой, а потом сказал:
— Мне пришло в голову, что никогда не надо идти спать прежде, чем не съешь всю халву, которая была приготовлена за день.

Не тратил время

Однажды проводился чемпионат по рубке леса. В финал вышли канадец и норвежец. У них было несколько часов на то, чтобы определить сильнейшего. Определяли по принципу: кто больше дров нарубит, тот и победитель.
Пришло время старта. Лесорубы начали работать. Когда первый час подходил к концу, канадец с удивлением увидел, что норвежец остановился. Норвежец целых десять минут не рубил деревья, а канадец трудился без остановки.
И так было каждый час. Норвежец всё время останавливался на десять минут.
Когда время соревнования истекло, канадец был совершенно уверен в своей победе. Ведь он трудился без перерывов, а соперник столько времени потратил напрасно!
Как же он удивился, когда выяснилось, что норвежец сделал больше.
— Объясни, не могу понять, – сказал канадец. — Я ведь работал не останавливаясь. Как же так получилось?
— В конце каждого часа, пока ты продолжал рубить деревья, я точил свой топор.

Цена лошади

Крестьянину понадобилась лошадь для хозяйственных работ, и он отправился на базар, чтобы выбрать подходящую лошадь. Приценившись, человек обратился к торговцу:
— Почему у тебя одна лошадь стоит в десять раз дороже другой?
— Потому что бежит в десять раз быстрее, – отвечал хозяин.
— Но ведь если она поскачет в неверном направлении, то будет в десять раз быстрее удаляться от цели.
Торговец задумался, и сбавил цену.

16.4. О неспособности видеть и признавать ошибки

Невозможно не перенять ошибки от ошибочного образца.
Ян Амос Коменский

Про окаменение

Ученик спрашивает:
— Как поступать, если человек упорно отрицает явное и нелегко найти довод, чтобы переубедить его?
— Значит, человек окаменел во внушённом ему заблуждении. Окаменение бывает двоякое: окаменение ума и окаменение души. Мы страшимся телесного омертвения и на всё готовы ради того, чтобы не оказаться в таком состоянии. А до омертвения души нам нет дела.
— Как избежать таких последствий? – спрашивает ученик.
— Великая сила – способность логически доказывать и убедительно рассуждать. Надо совершенствовать мыслительные способности и совестливость, – советует Эпиктет.

Желающий чудес

Как-то пришёл к Будде человек, желавший увидеть чудеса. Он попросил его:
— Покажи, Учитель, чудо – и я уверую.
Будда грустно улыбнулся и показал ему великое чудо.
Человек воскликнул:
— Теперь я согласен под Твоим руководством пройти Ступени Учения!
Но Будда указал на дверь и сказал:
— Ты мне не нужен.

Продавец обезьян

По морским просторам скользило парусное судно.
На корабле вместе с другими пассажирами находился продавец обезьян. За время плавания он научил мартышек подражать действиям моряков, когда они распускали паруса.
Однажды поднялась страшная буря, моряки бросились убирать снасти. Обезьяны же, зная лишь, как распускать паруса, шли следом и натягивали снасти.
Корабль погиб, ибо учитель обезьян предвидел лишь ясную погоду.

 

Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всём пересиливает и удовольствия, и всё прочее.
Платон

Приходится бояться

Оказавшись в Сиракузах, Платон беседовал с Дионисием.
Дионисий его спросил:
— Кто, по-твоему, счастливец среди людей?
— Сократ, – ответил Платон.
Дионисий опять спросил:
— А в чём задача правителя?
— Делать из подданных хороших людей.
Тогда Дионисий, славившийся справедливостью своего суда, задал третий вопрос:
— А справедливый суд, по-твоему, ничего не стоит?
И Платон, не смущаясь, отвечал:
— Стоит разве самую малость, ибо справедливые судьи подобны портным, дело которых зашивать порванное платье.
Дионисий задал философу следующий вопрос:
— А быть тираном не требует храбрости?
На что Платон смело заявил:
— Тиран – самый боязливый человек. Ему приходится бояться даже своего цирюльника.
Дионисий приказал Платону тут же покинуть Сиракузы.

Вы разоритесь

В царстве Лу один человек искусно ткал матерчатые туфли, а жена его – белый шёлк «гао». И захотели они переехать жить в Юэ.
Один человек сказал им:
— Вы неминуемо там разоритесь.
— Почему ты это предрекаешь? – спросил ремесленник.
В ответ было сказано:
— Матерчатые туфли изготавливают, чтобы обувать на ноги, а жители Юэ ходят босыми. Белый шёлк «гао» идёт на головные уборы, а жители Юэ – простоволосы.

Купите понимание

Перед путешествием молодой человек заглянул в магазин.
— Здравствуйте. Я собираюсь отправиться на поиски счастья. Хочу в дорогу сделать покупки. У вас такой интересный ассортимент. Даже вещами не назовёшь эти предметы.
— У нас специализированный магазин, единственный в этой округе. Осматривайтесь, выбирайте, – предложил продавец.
— О, у вас есть даже любовь! – обрадовался юноша. — Скажите, сколько любовь весит?
— Она слишком тяжёлая, – покачал головой продавец. — С ней далеко не уйдёте. С ней вообще никуда не уйдёте. И выбросить не получится, потому что жалко будет, – это ведь очень дорогая любовь.
— Действительно, любовь в дороге будет мешать. Может быть, взять слова? – спрашивает юноша, предполагая, что в путешествии придётся немало разговаривать.
— Да. Слова – хороший выбор. Они почти ничего не весят. Тем более они пусты. В них можно вместить всё, что хотите, и наполнять слова можно всякой всячиной.
— Отлично. А может, взять ещё немножко сладких амбиций?
— Вряд ли вы их вынесете. Да и дорого обойдётся, – дал совет продавец.
— А вон то, на второй полке, такое красивое-красивое. Что это? – указал на прозрачный предмет путешественник.
 — Это свобода. В руках глупого человека она весит столько же, сколько могильная плита, а в руках мастера позволяет летать.
— За ней я вернусь на обратном пути, – решительно заявил покупатель.
— Так вы определились с заказом? – уточнил продавец.
— Да. Я, наверное, возьму ничего. Оно ведь ничего не весит?
— Не смешите меня. Ничего весит столько же, сколько любовь, слова, амбиции и свобода вместе взятые. Хоть и не весит ничего.
— Что же мне тогда брать!?
— Давайте я вам отсыплю немного понимания. Бессмысленная штука, но успокаивает.

16.5. О стремлении познать неизвестное
Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не знаешь.
Арабская мудрость

О чудесах

Как-то настоятель монастыря отправил трёх лучших учеников странствовать. Он дал наказ: запомнить и пересказать самое великое чудо, какое только они увидят. Через три года ученики вернулись и стали рассказывать. Первый сказал:
— Я видел монаха, которому принесли мёртвого воина, изрубленного саблей. Монах возложил на него руки, и через час воин воскрес.
Учитель ответил ему:
— Это не чудо, я видел и не такое.
Второй рассказал:
— Я видел, как монах водил кисточкой на одном берегу реки, а на бумаге, которую держал ученик на другом берегу, возникали слова.
Учитель и ему сказал:
— Ничего чудесного в этом нет.
Третий рассказал:
— Я видел настоятеля монастыря, который ест только тогда, когда захочет есть, пьёт только тогда, когда захочет пить и спит лишь тогда, когда захочет спать.
На что учитель воскликнул:
— Да, это чудо! Я о таком не слышал!

Эксперимент на выживаемость

Однажды на научном совете, занимающемся изучением возможностей выживания людей разных профессий в экстремальной обстановке, решили пригласить добровольцев для проведения эксперимента. Испытуемых долго искать не пришлось, собралось много желающих, но отобрали троих. Им объяснили условия и правила проведения научного исследования, предупредили, что они должны будут находиться в полном одиночестве. Но если вдруг они решат прекратить эксперимент, имеют право выйти из жёстких условий. 
В отдельные комнаты поместили по закрытому сундуку с пищей и водой, положили бумагу и карандаши. И предложили инженеру, физику и математику выбрать любую из комнат. Они должны были провести трое суток в одиночестве. Прошло трое суток. Никто не воспользовался привилегиями и не вышел раньше указанного срока.
Исследователи входят к инженеру, видят: сундук открыт, инженер в хорошем настроении. Показывает необыкновенное изобретение, сделанное из сундучного замка и пряжки от брючного ремня.
Спрашивают:
— Как открыл сундук?
Инженер весело отвечает:
— Не было никаких проблем. Из ремня вынул пряжку и в течение недолгого времени, поработав головой, сделал отмычку и отпер сундук.    Показывает ремень без застёжки.
 — А потом было много свободного времени – и вот сделал устройство для накопления и хранения блоков.
Заходят в комнату физика. Сундук разломан, физик в полном порядке, показывает листок с расчетами:
— Конечно, эта задача была непростой. Пришлось сделать расчёты и вычислить, где у сундука слабое место. Потом я взял шнур из ванной, и всё получилось. Если отдадите мне сундук, я смогу его использовать для своих экспериментов.
Отправляются к математику. У стены стоит запертый сундук. Пол и стены исписаны формулами.
— Как вы? – спрашивают у него.
— Не мешайте, – отмахивается тот. — Вы мало бумаги предоставили, пришлось здесь вычисления производить.  Попробуем пойти от противного. Предположим, что сундук открыт…

Похожи на птицеловов

Незадолго до своей кончины Платон увидел во сне, будто он превратился в лебедя и летает с дерева на дерево, доставляя много хлопот птицеловам, которые на него охотятся.
Сократик Симмий истолковал это сновидение следующим образом:
Платон останется неуловимым для его толкователей, ибо те похожи на птицеловов, старающихся выследить мысли древних авторов. Сочинения Платона допускают самые разные толкования: и этические, и теологические, и множество других, поэтому он будет неуловим.

Парадоксальный выбор

Некий житель царства Сун пахал поле, а среди поля стоял пень. Бежал откуда-то заяц, наскочил на пень, сломал себе шею и упал замертво. Крестьянин обрадовался, подобрал зайца. Оставив соху, пахарь уселся возле пня в надежде дождаться следующего зайца.

Доверюсь мерке

Некий житель царства Чжэн пожелал купить туфли. Он обмерил свои ноги и, сделав мерку, отправился на рынок. А мерку забыл. Он взял понравившиеся туфли и тут обнаружил, что нет мерки. Чудак говорит продавцу:
— Я забыл размер!
Пошёл домой за меркой. Когда вернулся, рынок уже закрылся. Туфли он так и не купил. Сосед спросил его:
— Почему же ты не примерил туфли прямо на ноги?
— Лучше я доверюсь мерке, чем понадеюсь на себя, – ответил неудачливый покупатель.

Птичка

Однажды человек поймал птичку.
— Отпусти меня, и я дам тебе три совета, – сказала птичка.
— Первый совет я тебе дам в руке, второй – когда взлечу на ветку, а третий – на вершине холма.
Человек согласился и спросил первый совет.
— Если ты лишишься чего-то самого ценного, не жалей об этом.
Человек отпустил птичку, и она, взлетев на ветку, дала второй совет:
— Никогда не верь тому, что противоречит здравому смыслу и не имеет доказательств.
Затем она полетела на вершину холма и закричала оттуда:
— Я проглотила два огромных бриллианта. Если бы ты убил меня, они были бы твоими.
— О, я несчастный! – вскричал человек. – Дай мне хотя бы третий совет!
— Ты глупец! – воскликнула птичка. – Ты просишь третий совет, не подумав над первым и вторым. Ты поверил моим нелепым советам. Подумай, как во мне, такой маленькой, могут вместиться два огромных бриллианта.

Интервью
 
 У Бертрана Рассела, английского математика, журналист берёт интервью.
— Уделите, пожалуйста, несколько минут для прессы.
Увидев знак согласия, журналист сразу же начинает расспрашивать учёного о научных принципах его работы. 
— Всякая точная наука основывается на приблизительности, – с юмором отвечает математик.
Корреспондент, записывая ответ, с полной серьёзностью продолжает вопрошать:
— Ваша работа необычайно важна для общества. Вы…
Рассел, не позволяя заострять внимания на своей личности, моментально реагирует:
— Убеждённость, что работа необычайно важна, верный симптом приближающегося нервного срыва.   
— Вы бы отдали жизнь за свои убеждения? – задаёт свой следующий вопрос журналист.
— Разумеется, нет. В конце концов, я ведь могу и ошибаться, – отвечает Бертран Рассел.
— Скажите, пожалуйста, какие философы оказали влияние на ваше мировоззрение?
— Плохие философы, возможно, имели некоторое влияние, хорошие – никакого, – без смущения отвечает учёный.
— Как бы вы охарактеризовали философию?
— Философия – это когда берёшь нечто настолько простое, что об этом, кажется, не стоит говорить, и приходишь к чему-то настолько парадоксальному, что в это просто невозможно поверить.
— Вы написали множество книг. Какими критериями вы предложили бы руководствоваться при написании книг?
— Книга должна быть либо ясной, либо строгой, совместить эти два требования невозможно, – заключает беседу Бертран Рассел.

*Бертран Рассел – Bertrand Arthur William Russell; (1872–1970), британский философ, логик, математик, общественный деятель.
 
Просветление

Один студент университета во время визита к профессору спросил его: 
— Читал ли ты Библию христиан?
— Нет. Почитай мне её, – ответил профессор.
Студент открыл Библию и начал читать из Евангелия от Матфея: «И об одежде, что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякое из них. Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о себе».
Профессор, обрадованный услышанным, сказал:
— Тот, кто произнёс эти слова – просветлённый человек.
Студент продолжал чтение: «Просите и дано вам будет; ищите и найдёте; стучите, и отворят вам.  Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащемуся отворяют».
Профессор восхищённо заметил:
— Это прекрасно. Тот, кто так сказал – не далёк от Буддизма.

О мудрости

Когда Соломона спросили:
— Почему надо стремиться к мудрости?
Соломон отвечал следующими словами:
— Тот, кто приобрёл мудрость, блажен. Приобретение мудрости лучше, чем приобретение серебра, а прибыли от неё больше, чем от золота. Она дороже драгоценных камней; никакое зло не может ей противиться, из уст её выходит правда. Она – дерево жизни для тех, которые приобретают её, и блаженны те, которые её сохраняют.
Мудрые сберегают знание, а уста глупого – близкая погибель.

Знание уже дано

Ученики пришли к Иисусу и спросили:
— Почему Ты говоришь притчами?
Иисус ответил:
— Вам знание о царстве уже было дано, они же этого ещё не знают. У кого есть, тому будет дано ещё и дано в избытке. У кого же нет, у того отнимается и то, что есть. Я говорю им притчами, потому что они смотрят, но не видят, слушают, но не понимают.


Рецензии