3. Из тумана веков

   Предание как жанр

Прежде чем приступить к знакомству с народными рассказами полезно узнать, как раскрывается понимание этого жанра в литературе.   Предания, как жанр устной прозы, восхищают своей долгой историей. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры рассказа определялись греками как нехудожественные, приземлённые. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение «прозаические». Творения известного поэта Греции Гомера «Илиада» и «Одиссея», имеющие невероятный размер, также передавались устным способом. Но они, в отличие от прозаических рассказов, описывали исторические события в поэтической форме, приукрашенные и несколько видоизмененные.
Термин «предание» в широком смысле близок к термину «традиция», что означает передачу учения, знаний из поколения в поколение, обычно в устной форме. В европейских языках слова, восходящие к латинскому traditio, включают и научное, и бытовое, и религиозное значения.
Своё более полное ознакомление с миром народных преданий мы начинаем с определения самого понятия. Так, рассмотрев различные источники, можем сделать вывод: предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические или неисторические факты в народной трактовке.
Являясь жанром устного народного творчества, истории, известные сегодня, были созданы сотни лет назад и переходили из уст в уста. И понятно, что к тому времени, как предание было записано, могли произойти десятки или даже сотни трансформаций сюжета и образов.

 Предание – это повествование
Предания народа не идентичны жанру сказки, хотя порой и напоминают мифические или сказочные события. В теории литературы их принято делить на две большие группы по типу сюжета: исторические и топонимические. 
Предание порой можно определить как легенду или былину. Во избежание этого назовем такую закономерность: сюжеты легенд направлены на объяснение происхождения какого-либо культурного или природного явления. Они часто дают определенную моральную оценку описываемым событиям. А предание – это пересказ на народный лад истории с участием известных в локальной местности героев.
От былин предания народа отличаются содержанием и действующими лицами. В преданиях отражаются исторические или квазиисторические события, в которых участвуют реальные, известные в определенной местности личности. Характерным для данного жанра фольклорной прозы является повествование от третьего лица о событиях, относящихся к прошлому.
Народные предания слышал каждый человек, но мог и не обратить внимания на этот алмаз, огранённый за многие годы передачи из уст в уста. Сейчас трудно определить, кем и когда создавались пересказанные истории, но важно само их существование. Как говорил английский писатель Олдос Хаксли (англ. Aldous Huxley, (1894 – 1963): «Гомеровские поэмы написал Гомер, а если не он, то кто-то другой с тем же именем».
Понятно, что рассказчик преданий не был очевидцем событий, он просто передаёт историю, услышанную от третьих лиц. В тех случаях, когда были известны имена рассказчиков, в данной книге они бережно сохраняются и указываются в скобках под повествованием на литовском и русском языках.
Во многих случаях, когда мы не выделяем сказания в отдельные классы: предания, легенды, сказания и сказки (padavimai, legendos, sakm;s, pasakas лит.), следует отметить тот факт, что все они относятся к одному роду эпического жанра литературы.

Об отношении к высшим природным силам
Историки считают, что айсты – предки современных литовцев появились на прибалтийских землях ещё во втором тысячелетии до нашей эры. И говорили они на балтийской ветви индоевропейских языков, родственной санскриту. Литовский язык среди других живых языков индоевропейской ветви сохранил архаичные черты в фонологической и грамматической структуре. Впервые о предках литовцев упоминается в труде Тацита «Германия». С течением времени айсты разделились на множество племён, среди которых были курши, жемайты, аукштайты, литовцы, ятвяги, пруссы, селы, скалвы, латгалы, земгалы. Считается, что основой для формирования литовской нации послужили племена аукштайтов, жемайтов, куршей, земгалов и селов.
Предания рассказывают, как выглядела Литва тысячу лет назад. Они включают исторические и географические события, природные явления – условия, к которым человек, удовлетворяя насущные потребности, с давних пор приноравливался с целью решать свои проблемы. Балтийские племена, как и другие народы, имели убеждения, верования и культурные реакции, связанные с солнцем и луной. Людей пугала темнота, дождь и гроза. В нехристианских политеистических религиях боги олицетворяли стихии природы и представляли собой бесконечность силы. Научные открытия тогда только зарождались и больше имели характер рассуждений. Все силы стихии обожествлялись, и опыт, полученный в результате столкновения с природными явлениями, передавался из уст в уста.
Но тем и уникальны эти предания и легенды. Они ярко и эмоционально позволяют познавать азы важных людских добродетелей, таких как человеколюбие, доброта, гармония и взаимопонимание.

Рассказывают
Поднимая взор к Небу

У литовских народов небесные тела – планеты – рассматривались как семья. Существовали Сауле – богиня солнце; в литовском языке солнце женского рода; Менулис – бог месяц; Аушра, Аушрине – богиня заря. Люди придумали, что Менулис женился на Сауле, и у них родилось семь дочерей.
Аушрине считалась Утренней звездой, она соответствовала Венере. Вакарине – Вечерняя звезда также соотносилась с Венерой. Также были даны названия планетам: Индрайя – это Юпитер, Вайвора и сын Пажаринис соответствовали Меркурию, Жездре – Марс, Селия – Сатурн, Жяме – Земля. Три дочери жили рядом со своей матерью Сауле, остальные путешествовали по небесам.
Большая Медведица представлялась людям как повозка для Солнца, которое путешествовало по небу. Известна была и Малая Медведица – повозка для дочери Солнца.
Астрологические знаки трактовались как освободители Сауле из башни, в которой она была заперта могущественным королём. Об этом рассказывает легенда, записанная Иеронимом Пражским в XIV – XV веках. (http)

Деревья в жизни древних литовцев

Пущи с древних времён кормили, одевали, охраняли балтов. Люди не смели без надобности ломать ветки деревьев. «Дереву больно так же, как и человеку», – говорили они.
Соблюдался обычай: рождается ребёнок, и родители сажают ему дерево. Верили, что это дерево будет заботиться о том, кому оно посвящается. Считали, что если кто-то без необходимости сломает дерево, то может лишиться глаза, заболеть или даже умереть. Люди просили деревья охранять их от болезней и несчастий. Ругая болезнь, они приговаривали: («Kad tu nueitum ant saus; med;i;» лит. – чтобы ты ушла на сухое дерево.) Литовцы особо почитали дуб, липу, ель, яблоню. Дубняк считался королевством Перкунаса. Перед началом посевных и уборочных работ и после их окончания люди приносили жертвы у священных дубов.
Многое о почитании деревьев можно узнать из фольклора. Все знакомы с содержанием сказки «Эгле – королева ужей», в которой от горя и боли мать превращается в ель и превращает своих детей в деревья. 

Легенда о Священном Дубе

В давние времена возле одной усадьбы, в которой жил мудрый жрец, рос священный дуб. Дуб был очень старый и очень крепкий. У него была такая широкая, густая и величественная вершина, что через неё не могли пробиться ни мощные струи дождя, ни снежные вихри. Удивительнее всего было то, что листья этого древнего дерева и зимой и летом были зелёными. Место, где рос этот дуб, никто уже не припомнит.
Этого жреца почитали как бога на земле. И не только живущие в окрестностях, но люди из других земель приходили к нему, чтобы совершить обряды и расспросить о том, как следует жить. Люди приносили с собой богатые подарки, иногда после захватнических побед жертвовали даже третью часть награбленного. Под дубом жрец совершал традиционные обряды и священные ритуалы, давал советы, поучал и призывал почитать богов.
Почитаемых главных богов было трое: бог грома – Перкунас, бог смерти – Пикулис, бог войны и урожая – Патримпас. 
Дуб был настолько священный, что человек, сорвав лист с дуба и приложив его к своей шее, оберегался от всяческих болезней. Таким образом можно было предохранить от болезней и скот. У дуба совершались жертвоприношения. И даже тогда, когда было принято христианство, люди приходили к этому дубу и тайно приносили жертвы.
Позже, во времена крестоносцев, дуб срубили, и это место стало неспокойным и страшным. Здесь появлялись привидения.
Последователи новой веры, тех, кому раньше поклонялись, объявили злыми духами. На местах бывших святилищ строились храмы новому Богу. Так на месте священного дуба появился храм Богу Отцу и Сыну и Святому духу. Люди рассказывали, что и после этого злые духи не переставали появляться, черти долго не давали покоя людям. (13)

Дуб на берегу реки

На берегу реки в деревенской усадьбе рос священный дуб. Его почитали, как и уже упоминаемый в другом предании дуб. Это было крепкое и высокое дерево. До нас дошли рассказы о нём. Рассказывали, что после Большого Потопа такое дерево не встречалось нигде.
Рассказывают, что этот дуб, в середине пустой и просторный, мог вместить в своём внутреннем пространстве всадника вместе с конём, который свободно двигался и поворачивался во все стороны.
Под дубом производились жертвоприношения богам. Пожилые люди к нему приносили молоко и заботились об ужах. Этот дуб твёрдо стоял более двухсот лет, и ни бури, ни холода не могли его уничтожить. Но одной ночью он вдруг рухнул сам. (13)
О том, что литовцы поклоняются ужу, дубу и священному огню, известно из книги Олауса Магнуса «Historia de Gentibus Septentrionalibus» (История северных народов), книга 3, 1555.

Священная липа

Ещё до принятия христианства, недалеко от того места, где потом был построен замок, росла огромная липа. Под её кроной собирались люди и чествовали богов. В земле под корнями липы жили гномы, маленькие бородатые духи – барздукасы*. При лунном свете они выходили из своего жилища и отправлялись совершать добрые дела. Они ухаживали за больными, а тем, кто отличался в добродеянии, приносили зерно, собрав урожай с полей и огородов, принадлежащих злым людям. Эти добрые домашние духи помогали людям.
Люди же по вечерам готовили угощение для добрых духов. В домах стол покрывался праздничной скатертью, и хозяйки расставляли разную снедь: хлеб, сыр, масло, пиво и приглашали барздукасов откушать. Если утром на столе не оставалось пищи – хозяева такое событие принимали как добрый знак. А если же за ночь пища оставалась нетронутой, то это означало, что добрые духи покинули дом и не терпят хозяев.
Когда мечи крестоносцев завоевали страну и запретили старую веру, на липе появился образ Девы Марии. Люди радовались такому знаку и принимали его как Божью милость. Они хотели перенести этот образ в городское святилище, но эта картина всякий раз возвращалась на эту липу. И тогда люди построили часовенку, которая стала популярной, и туда стекались массы народа. (13)

*Barzdukas – (лит. - бородач); барздукасы – добрые гномы, жившие под землёй.
 
Липа Матушка
— Идём, дитя моё, дай руку и пойдём с тобой под старую липу. Освежимся в тени от полуденной жары, послушаем, что рассказывают её густые ветви. Ветерок шумит ветвями липы, перебирает её листочки. Слышишь? Очень тихий и нежный голос… Это говорит столетняя липа.
— Да, да, я – столетняя. Много веков расту я на этой земле. Этот край известен своими липовыми рощами. Пчёлки с моих цветов янтарный мёд собирают, мамы своих заболевших деток чаем из моих цветков поят. Мастера ложки вырезают из моего дерева, старички из лыка лапти и корзины плетут.
А сажают меня люди возле своих домов. Всегда я людям была другом. От ветра и бури заслоняла, в тени освежала. Поэтому меня литовцы священной считают, называют Motin;le (лит. – Матушкой). Люди всегда в мою волшебную силу верили. Думали, что я – дерево богини судьбы Лаймы и богини любви Милды. Нарядившись в мои венки, приносили люди жертвы богиням и богам, пели песни, рассказывали сказки и легенды.
(Pagal B. Genyt; лит. – по рассказу Б. Гените)

Сосны Плекисов

Когда-то в Расяйнском уезде жил помещик Плекис. И было у него три дочери. Дочери на краю усадьбы посадили по сосне и, чтобы никто не посмел срубить деревья, они заговорили их. Сосна старшей дочери росла посередине. И эта сосна до сих пор зеленеет.  Сосны младшей и средней дочек помещика засохли. Исчезло с земли и их потомство. Только продолжается род старшей дочери, и живёт ею посаженная сосна. (23)

Озеро требует жертв
Озеро живое. Ему нужны жертвы. Возьмёт ли оно человека в этом году, можно узнать до того, как озеро замёрзнет. Если оно продолжает избегать замерзания, неизбежно потребуются жертвы. Как жутко замёрзло и замаскировалось озеро осенью 1928 года! И взяло в тот год сразу восемь... Ему почти каждый год кто-то нужен. Иногда, поджидая жертву, озеро даже стонет, жалуется своим голосом.
Станислава Лайвене (1901–1995) однажды сгребала Фремонтам сено у озера Швенторкальне. Через некоторое время хозяева ушли домой, а она осталась закончить работу. Она разогрелась, устала, поэтому присела рядом с камнем. Только вдруг слышит – такой ласковый голос: «Час пробил, никого нет!» Она подпрыгнула от страха. Посмотрела, всё спокойно, нигде никого нет. Она снова села. И снова голос: «Час пробил, никого нет!» Тут она поняла, что это не шутки: озеро зовёт! Не дожидаясь третьего раза, Станислава по ухабистой дороге, как ветер, долетела до Платяляй...
А иногда озеро влечёт человека без слов.
Однажды граф гулял у озера. Ветра не было, и вдруг спокойное озеро зарябило всё нарастающими волнами. Граф смотрит и видит: из парка по полю мчится дворецкий. Объяснив господину, что очень хочет искупаться, он начинает расстёгивать одежду... А озеро уже шумит, волны разбиваются о берег. И темнеет небо. На этот раз граф не позволил дворецкому искупаться: послал его за зонтом. Дворецкий очень не хотел отходить от озера, но должен был послушаться хозяина. К тому времени, как он вернулся, озеро успокоилось и начало светить солнце. Ни графу не нужен зонтик, ни дворецкий не хочет купаться...
А на следующий день он узнал, что с другой стороны озера вчера утонул человек, как раз в то самое время, когда дворецкого тянуло к воде. По воле случая он остался в живых: пока он ходил за зонтом, озеро приняло жертву и успокоилось.
Никто не знает, когда живому озеру Плато понадобится новая жертва, так что всегда будем начеку! (http)

Земля и Дергач
Однажды Жемина, сильно переутомившись, задремала и остановилась. Что же стало происходить? Всё сгорело, зелень увяла, реки и озёра иссякли. Исчезли времена года, стояло вечное засушливое лето. Испугалась вся живность. Собрались все живые существа вместе и стали обсуждать, как Землю пробудить. Первым попытался решить проблему крот. Он начал копать глину, думая, что, бросая комья назад, повернёт Землю вперёд. Однако напрасно он старался, устал – и только.
Вторым взялся за работу баран. Он разбежался и ударил рогами в толстый дуб. Все думали, что от такого мощного удара Земля точно зашевелится и начнёт вращаться. Хотя у барана рога согнулись от этого удара, но Землица так ничего и не почувствовала. Вдруг выскочила полевая мышь. Да как запищит:
— Ой, Земля вертится, уже вертится!
Животные стали совещаться.
— Это кто же смог Землю расшевелить?
Смотрят и глазам своим не верят: маленькая птичка бежит, спешит, и всё остаётся на месте. Тут все и поняли, что от стремительного бега дергача Земля пошевелилась и стала, не останавливаясь, вращаться вокруг своей оси.
Но если остановится дергач, видимо, и Земля остановится. Но бегун всё работает своими ножками, вращает огромный круг Земли. (18)

Затонувшее святилище

Согласно мифам и легендам, озеро – магическое место. В сказаниях озеро связывают с хаосом, смертью и таинственными исчезновениями солнца.
Давным-давно на том месте, где сейчас находится шяуляйское озеро Талкша, стояли языческое святилище и монастырь. Звук колоколов святилища разносился далеко, его слышали за две мили. Своим поведением монахи совершили великое преступление против Бога, поэтому за свои грехи вместе со святилищем и монастырём были сожжены. На том месте появилось большое озеро. Говорят, что если прислушаться к нему, то можно услышать, как гудят колокола в озере. Пастухи рыбацкого поселка помнят, как, пася коров недалеко от озера, всегда прислушивались, может быть, услышат звон колоколов. Когда нет ветра и на озере нет ряби, с берега Жувининкай видны башни затонувшего святилища. (22)

Нашёл и потерял

Один человек в ночь Йонаса шёл через лес. В то самое время в лесу расцвёл цветок папоротника. Когда человек проходил мимо папоротника, цветок и залетел ему за портянку. Человек сразу стал всё знать. Он увидел, что делается во всём мире, что делают его домашние, увидел все клады, зарытые в земле. Долго человек шёл, устал и присел отдохнуть. Ноги его ныли от усталости, и он решил переобуться. Как только он разулся и развернул ту портянку, за которую залетел цветок папоротника – цветок и выпал. И человек вновь всё забыл, что узнал. (11)

Утонувший корабль
Недалеко от деревни Гайдяляй есть вязкий луг. В старину по нему невозможно было ходить. Сверху бездонного болота лежала только тонкая плёнка.
В один день туча закрыла луг Крокас и с грохотом промчалась через Гайдяляй. Жители деревни, с криками рассыпавшись по лесу, увидели рушащиеся от бури дома. Подняв глаза к хмурому небу, все увидели что-то тёмное и огромное, похожее на тяжёлый камень, падающее на землю. И оно упало в середину болота.
После окончания бури жители деревни побежали смотреть на эту, упавшую с неба, удивительную вещь. Они увидели утонувший в болоте двухмачтовый корабль с поднятыми парусами. Никто не мог объяснить этого странного чуда.
Со временем корабль погружался всё глубже и глубже. Очень старые люди рассказывали, что в их время ещё виднелись вершины торчащей мачты, на которой мотались сгнившие верёвки.  С тех пор эта дыра называлась Скендай, что обозначает, «место потопления». Никаких знаков не осталось от утонувшего корабля. Событие происходило давным-давно. А это название сохранилось до сих пор. (13)

Чудеса луга Крокас

Там, где Нямунас заканчивает своё длинное путешествие, справа в устье реки есть большой залив. Люди говорят, что раньше здесь был луг, поэтому и называют это место дугой Крокаса.
Было прекрасное время Йонинес*. Крестьяне работали на сенокосе: косили и сгребали сено. Юные девушки и парни, сгребая сено, пели. Вдруг послышался страшный гул, и, посмотрев в ту сторону, откуда доносился грохот, все увидели приближающуюся чёрную грозовую тучу. Люди, сломя голову, бросились к горе. Гром гремел, молнии сверкали, из тучи послышался голос:
— Моё имя! Моё имя! Иначе вам гибель!
Люди называли много имён, но не могли отгадать нужное. И тогда один старик прокричал:
— Дуга Крокаса!
Туча так и упала туда, где они сгребали сено. И до этих дней это место лежит под водой и называется – Дуга Крокаса.
И ещё люди говорили, что это было озеро, которое поднялось из середины Жемайтии и переместилось сюда.
Другие люди также рассказывали ещё одну историю, случившуюся в этих местах. В то время, когда сельчане сгребали сено, появился чёрный бык. Он выскочил из ближнего леса и, прыгая, бегал вокруг луга. Раньше его никто здесь не видел, и никто не мог его поймать. Бык всю ночь пугал людей так, что луг громыхал, из-под копыт быка брызгала вода. Это продолжалось три дня и три ночи. После этого животное успокоилось.
Крестьяне, работавшие на сенокосе, отправились, чтобы привезти скошенное сено. Однако в полдень вновь показался бык. Он так рычал, что людям становилось страшно. Почувствовав что-то плохое, все побежали на более высокое место.
Края луга стали сползать вниз и погружались всё ниже и ниже в середину луга. Высокие волны, пенясь, лавиной навалились на низину и похоронили всё, что было на лугу.
Небо покрылось чёрными тучами, от грома сотрясалась земля. Люди с ужасом смотрели на страшное явление и утешались тем, что остались живы и здоровы. А ведь всё могло кончиться плохо.
Потом бык ещё раз проскакал недалеко от людей и, превратившись в кабана, прыгнул в пенистые волны потопа. (13)

*Йонинес –   Праздник Йонинес уходит своими корнями в архаичную балтийскую традицию. В ночь с 23 на 24 июня Литва празднует Йонинес, или Расос (Праздник Росы). В этот день люди выходят в парки и на морское побережье, жгут костры и распевают традиционные песни, отмечают самый длинный день и самую короткую ночь в году.

Летучий корабль

До нас дошло ещё одно предание.
Люди из Тракседжяй с удивлением возле деревни увидели корабль. Это случилось после страшной бури, которая вызвала большое наводнение. Тогда поднялись небывалые волны. Выйдя из укрытия после катастрофы, крестьяне увидели корабль, лежащий в их болоте. Его мачта с парусом торчали из трясины. Старые люди говорили:
— Этот корабль путешествовал по облакам.
Теперь от того корабля не осталось и следа. Никто из живущих не помнит этого случая. Может, об этом знают только глаза глубокого болота Тракседжяй, возле которого люди иногда косят и сгребают сено. Но они работают осторожно, чтобы не поскользнуться и не упасть в ту бездонную ржавчину болота. (13)

Воздушный змей

Один человек, возвращаясь домой, нашёл под дикой грушей чёрного, мокрого, дрожащего от холода цыплёнка. Он взял его с собой. Вскоре выяснилось, что это был Айтварас, который начал приносить в дом зерно и деньги. Будучи добродетельным, человек не знал, как избавиться от змея. Когда люди, жившие по соседству, увидели столб света, опускающийся ночью на избу соседа, они стали говорить, что человек держит у себя воздушного змея. Все решили, что он должен уехать из дома, оставив в нём змея.
Человек продал свой урожай и скот, купил себе дом подальше от этих мест, и уехал. Когда он загрузил последнюю телегу, и хижина была уже пуста, он поджёг её со всех сторон, чтобы Айтварас сгорел. Но как только он сел в повозку, то увидел, что тот же чёрный цыплёнок снова трясёт крыльями, устроившись в конце его телеги и поёт: «Из одного угла и с другого поджигаем, и поедем дальше, и будет лучше». Мужчине пришлось взять змея в новую усадьбу. Так что избавиться от воздушного змея невозможно. (http)


Рецензии