Его Величество рояль

Никита подошел к двери с надписью «Музей», тяжело вздохнул, открыл и зашел внутрь.
Дверь предательски скрипнула.
Откуда-то сбоку выглянула пожилая женщина и удивленно вскинула брови.
-Никита? Вот те раз!  - она вышла из своей маленькой комнатки, - ты что, тоже хулиган? Не ожидала от тебя такого, удивил, – она улыбнулась, - ну проходи, их Величество ждет тебя!
Никита виновато опустил голову и пошел к стоящему на невысоком постаменте роялю, где рядом стоял стул.
-Рассказывай, чего натворил, - женщина  остановилась около севшего на стул Никиты.

Дело в том, что  в музыкальной школе, где учился Никита, было вот такое негласное наказание для тех, кто неважно вел себя на уроках, и особенно это касалось уроков сольфеджио.
Валентина Семеновна, педагог по сольфеджио, никогда ни на кого не повышала голоса, она вообще, была очень спокойным человеком, и даже не делала замечаний, если что-то эдакое замечала во время урока. Она просто подходила к тому ученику, тяжело вздыхала, делала скорбное лицо и говорила.
-Однако, наш Никита сегодня хочет поразмышлять о своем поведении рядом с их Величеством.. – а это означало, что Никите нужно было идти в музей , и все оставшееся время пока идет урок , сидеть около  большого старинного рояля под присмотром Серафимы Михайловна, бывшей пианистке и преподавателе этой же школы, а ныне работающей смотрителем в их маленьком музее,  подумать о своем поведении и понять за что его выдворили из класса.
Если разобраться, то Валентина Семеновна ни за что никогда не выдворяла  учеников со своего урока, поэтому Никита ни слова против не сказал и, молча, ушел.
-Да мы это.. – Никита шмыгнул носом.
-Во-первых, прекрати шмыгать носом, это некрасиво, - сморщилась Серафима Никитична, - ты же уже большой парень! Говори внятно и по делу! И, во-вторых, что за посадка? Сядь нормально, спина должна быть прямая, тебе ли этого не знать, будущий пианист!
-Да мы с Пашкой бумажками кидались на уроке, - сказал Никита и  выпрямил спину. - Ну, скучно мне на этом сольфеджио! То ли дело, когда  в училище хожу и занимаюсь с Людмилой Дмитриевной, - он мечтательно прикрыл глаза, - там можно со звуками поиграть, складывать, перемешивать, сочинять! Она мне там все разрешает…, а тут одна зубрежка! Чего их петь эти ноты, я их и так всех  знаю, я же не певцом буду, - и он опять виновато опустил голову.
Серафима смотрела на Никиту и улыбалась.
Никита был личностью знаменитой у них в музыкалке. Он два раза побеждал на конкурсах пианистов, но каким бы гениальным ты не был, школу еще никто не отменял.
-Никитушка, школу надо окончить и обязательно, ты же сам это все понимаешь, - она потрепала его по вихрам, - ну раз наказали, то вот сиди и думай  своем поведении, до конца урока еще пятнадцать минут! – и она ушла в свою комнатку.
Никита  вздохнул, потом погладил  черный полированный бок роля и улыбнулся.
-Тебе хорошо, ты вот тут стоишь и тебе не надо учить сольфеджио, - прошептал он, прислонился к роялю и прислушался.
Внутри рояля что-то  тихо шуршало, как будто он думал, и эти думки  издавали вот такой звук.
- Ты думаешь, мне не тяжело, вот так стоять и быть никому ненужным? - услышал Никита, - я скучаю по тем временам , когда моих клавиш касались пальцы музыкантов и я мог издавать красивые звуки и  меня всегда расстраивало, когда музыкант делал ошибки при игре! Это так красиво, когда  музыка звучит без огрехов, а чтобы так было, нужно много и усердно учиться, а ученье, это школа! На мне играли много кто, но вот первый раз , когда меня только привезли в дом    и хозяйка первый раз коснулась моих клавиш и сыграла  Лунную сонату, я просто наслаждался ее игрой! Она была замечательной пианисткой! Любила меня и относилась ко мне очень бережно…
И тут кто-то тронул его за плечо.
-Никита! – Никита испуганно  вздрогнул и открыл глаза, - ты что задремал? – около него стояла Серафима, - звонок прозвучал, беги в класс!
Никита протер глаза и внимательно посмотрел на рояль, потом улыбнулся и убежал.
Теперь у него был своей секрет, он знал, о чем думает этот старинный рояль.

Школьный музей был небольшим, и все ученики наизусть знали истории всех экспонатов этого музея. Когда и кто подарил школе тот или иной инструмент  или партитуру произведений с надписями от авторов.
Тут же висели грамоты, которые были вручены  школе в разные времена.
А еще  здесь висели фотографии основательницы музыкальной школы Елены Федотовны Куприной, дочери богатого купца.

Елена Федотовна тогда вернулась из Москвы, и была очень впечатлена тем, что в столице сестры Гнесины  открыли музыкальное училище, и решила  у себя в городе тоже открыть свою музыкальную школу.   
Сама Елена очень хорошо умела играть на фортепьяно и любила музицировать, устраивая музыкальные вечера в доме отца. Кроме этого прекрасно пела и знала музыкальную грамоту, и все это благодаря своему учителю по музыке, которого ей  когда-то нанял ее отец, заботясь о всестороннем образовании дочери.    
Чтобы помочь дочери в ее решении открыть такую школу, ее отец, Федот Карпович   специально для этого велел построить отдельный  бревенчатый дом с высокими потолками у  себя на усадьбе, и выписал из-за границы  рояль.
После объявления   в местной газете о наборе учеников в школу, местные состоятельные жители приводили своих отпрысков, но Елена устроила настоящий отбор  и из всех претендентов было отобрано всего три человека, что вызвало массу недовольств и пересудов среди не прошедших ее отбор.
А потом Елена еще и привела к себе в школу мальчика, сына  лавочника. Как оказалось, у мальчика был уникальный музыкальный слух, и она взяла его на бесплатное обучение, а чтобы компенсировать его обучение, Елена взялась учить двух  детей одного богатого купца игре на фортепьяно, у которых  не было особых задатков к музыке, но зато, было огромное желание их папеньки, и он хорошо оплачивал их учебу.
А потом случился один  случай, который помог Елене  расширись свою школу и поощрение от ее Величества.
Через их город проезжала фрейлина ее Величества и остановилась переночевать в доме Куприных, так как он был самым представительным в городе.
За обедом фрейлина живо интересовалась жизнью в городе и  тут Елена и рассказала ей про свою музыкальную школу, чем очень удивила ее. Их светлость лично изъявила желание посмотреть классы и выслушала, чему Елена Федотовна учит своих учеников.
Елена рассказала , как у них  в школе идет обучение, и особенно много рассказала о своем талантливом ученике, которого она сама нашла, когда зашла в булочную и услышала, как мальчик поет.
- У него идеальный музыкальный слух! Теперь он обучается у меня в школе   совершенно бесплатно, так как он сын обычного лавочника и у него нет средств на обучение сына, но,  я вас уверяю, у этого мальчика большой талант и его ждет    большое будущее.
Их светлость соизволили пожелать послушать молодого пианиста и тоже остались под большим впечатлением от его игры. Она похвалила рвение Елены и спросила, чего бы она хотела для своей школы. Елена на свой страх и риск попросила хотя бы один рояль.
Фрейлена все это записала у себя в маленьком блокноте и пообещала замолвить словечко перед ее Величеством.
Она уехала, и хотя Елена и понимала, что ее просьба  могла просто не дойти до королевских палат, да   ее светлость могла за делами забыть о ней, но все равно где-то внутри надеялась на лучшее.

Прошло время и однажды на адрес Едены Федотовны из Москвы пришла депеша, которая гласила, что ученика Елены, того самого, талантливого  мальчика, вызывают в Москву учиться в музыкальное училище, за государственный счет, а еще через какое-то время в  школу доставили   рояль с королевским  гербом.
Вот так рояль появился в этой музыкальной школе.

А потом  в городе появилась Советская власть.
Сам Федот Карпович  уехал за границу, а Елена уезжать категорически отказалась.
Их большой дом, как и положено, был отобран у хозяйки и в нем   обосновался городской Совет народных депутатов .
Елена со своей пожилой нянюшкой переселилась в дом своей музыкальной школы, и они там поселились  в небольшой  комнатке.    
Когда все мало помалу успокоилась Елена сходила к местным руководителям и доказала, что музыкальная школы просто необходима для детей рабочих и что среди них есть очень талантливые дети.
После долгих прений в Совете решили, что музыкальная школа пусть будет, и назначили Елену Федотовну директором этого заведения с правом отбирать себе учеников из числа детей рабочих и крестьян, и даже назначили ей денежное пособие, как служащему. 
Так школа продолжила жить своей музыкальной жизнью.
Прошло время и для музыкальной школы  было построено отдельное здание , потому что желающих обучаться музыке стало много, а старая школа  была очень маленькая и вот именно в этой школе и  учился  Никита.
Так что, хоть школа и была небольшая, по столичным меркам, но история у нее была очень даже насыщенная, и из ее стен вышло много хороших музыкантов и певцов.

 Никита, после занятий шел домой и все вспоминал тот своей сон и разговор с роялем.
-А, правда! Почему мы на нем ну, хотя бы один раз в год, не играем? Скоро Новый год и можно  что-то такое, не сложное сыграть, чтобы ничего в нем не нарушить.. – размышлял Никита, - надо с Петровичем поговорить, почему нельзя то?
Петрович. Легендарная личность в школе, настройщик. Если в классе , где он бывал, кто-то играл , так сказать криво, он морщился и вставая говорил:
-У меня сейчас отпадут уши, как ты играешь, хоть бы инструмент пожалел, - а это было слушать стыдно, поэтому Петровича в этом плане побаивались даже больше чем педагогов.

Никита занимался музыкой, так сказать, с пеленок, потому что его мама сама преподавала в той самой музыкальной школе по классу фортепьяно, и он засыпал и просыпался под звуки музыки.
В пять лет мама отвела его  в музыкальную школу, и не потому, что так хотела она, а Никита сам так захотел.
Его приняли в первый класс , и к семи годам он уже   делал большие успехи в  игре на рояли и даже выступил на конкурсе пианистов школы среди младших классов. Его выступление очень сильно удивило  жюри и стали поговаривать, чтобы рекомендовать Никиту на городской музыкальный конкурс.
Вот так Никита превратился в знаменитость.
После городского конкурса его пригласили на собеседование в музыкальное училище и предложили  позаниматься у  педагога Людмилы Дмитриевны. Она сама ему это предложила и Никита согласился.
Теперь один раз в неделю, помимо музыкальной школы он бегал в музыкальное училище. 
-Господи, бедный ребенок, - судачили бабульки, около подъезда, когда видели Никиту, - то одна школа, то другая, а теперь еще и училище, и куда  мать смотрит? Совсем заездили пацана с этой музыкой, побегать даже ему некогда!
А ему не сильно и хотелось носиться по двору.
Ему интереснее было сидеть и сочинять маленькие музыкальные картинки, которые ему задавала  Людмила Дмитриевна. Они  их обсуждали и Никита узнавал много нового для себя.
-Ничего Никитушка, все успеешь! – смеясь говорила Людмила Дмитриевна, - ты главное, школу окончи , а у тебя их две, не забывай этого! Без базовых знаний идти дальше просто невозможно!
Никита все это понял давно и просто принимал все свои нагрузки, как обыденное. Он успевал, и учить обычные уроки, учить это несносное сольфеджио и читать историю музыки, а потом еще и сочинять свои музыкальные картинки.

Идею поиграть на его Величестве  Никита решил рассказать Петровичу. Именно он ухаживал за старым роялем, бережно осматривал его внутренности, с каким-то благоговеньем проводил пальцами по клавишам и при этом о чем-то своем улыбался.
На перемене  Никита нашел Петровича, в большом зале. Он готовил концертный рояль к праздникам. Вообще-то он не любил, когда ему мешали работать и если вдруг кто-то по неосторожности забегал в помещение, где он работал с инструментом, то Петрович делал такое зверское выражение лица и смотрел так из-под очков, что провинившийся  сразу по его виду все понимал и быстро удалялся.
А Никита  пришел поговорить и знал, что Петрович будет сердиться, поэтому он  тихо зашел в зал и слегка кашлянул.
-И чего? – грозно спросил Петрович, даже не поворачиваясь, - кому сказано кыш отсюда!
-Иван Петрович, я с разговором, - тихо сказал Никита.
Петрович удивленно повернулся и глянул на Никиту.
-Никита? Тебе чего? Какие могут быть разговоры, когда я работаю? – он недовольно засопел, потом  все-таки  сел на стул и уставился на него, - говори..
-Иван Петрович вы только не сердитесь.. – Никита шагнул к нему, -я вот чего хотел спросить… Скажи, а его Величество еще может звучать? – он смущенно улыбнулся, - просто я чего хотел предложить.. вот будет у нас Новогодний праздник, а давайте хоть одно произведение на нем сыграем! Ну а что? Он столько лет стоит , молчит, ему же обидно! Ну что-нибудь, что ему под силу.. Жалко его!
Петрович слушал Никиту и его брови поднимались от удивления все выше. Потом он вдруг улыбнулся.
-А ведь точно.. ему обидно! Столько лет на нем играли , а сейчас только пыль с него стираем , да я вот  за ним присматриваю, даже трогать внутри  боюсь, а зря!- она прищурил один глаз, - а ты откуда знаешь, что ему обидно?
-Так он мне сам сказал.., – выпалил Никита и  тут же понял, что  выдал свою тайну, - ну.. то есть.. я не то хотел сказать.. – и он совсем растерялся.
-А ты знаешь, мне он тоже так сказал, - вдруг сказал Петрович, - жаловался..
-Правда? – Никита удивленно глянул на Петровича, - ну ведь, правда же, жалко его?
-Кончено жалко, все мы стареем.., – Петрович задумчиво смотрел куда-то мимо Никиты и о чем-то думал, потом встряхнул головой, - ты только никому не говори, я попробую глянуть нашего старичка, и потом тебе скажу можно  сыграть или мы его пожалеем! А ты подумай, что можно сыграть, только без колотьбы по клавишам! – он нахмурился, - все! Кыш отсель, мне работать народ! – он отвернулся и улыбнулся, - надо же.. жалко ему! – пробурчал он.
Никита тоже улыбнулся и убежал.

На следующий день Петрович встретил Никиту в коридоре, когда тот после занятий уже шел домой.
-Ну что, придумал? – спросил он и глянул на него поверх очков, - поглядел я наше Величество, один разок можно, вроде даже и звучит сносно, но вначале надо переговорить с директором. Вот поговорю, и если будет  можно, потом тебе скажу! Понял?
-Ага! – Никита улыбнулся, -  а я для него сочинил маленькую музыкальную открытку, про падающий снег и сверкающие звезды на Новогоднем небе! Она такая легкая и не громкая!
-А ты что, сам сочиняешь? –  спросил Петрович, - молодец! Вообще-то знаешь что, - Петрович понизил голос, - разрешат или нет, не понятно, а давай мы сами попробуем! Завтра приходи в музей и наиграешь, надо же  их Величество немного  разыграть. Послушаем, что ты там придумал.. – и он подмигнул Никите.

На следующий день после занятий Никита пришел в музей.
Там его уже ждал Петрович и Серафима .
Никита немного волновался.
Вообще-то про ту открытку он сказал не зря. Он с Людмилой Дмитриевной  специально готовили ее на Новогодний концерт, так что она была, так сказать, отыграна и причесана. Никиту  Людмила Дмитриевна даже похвалила за такое милое произведение.
-У тебя красиво получилось, ты молодец, - сказала она ему , когда он сыграл ей свою открытку, - правда надо ее немного подчистить, убрать шероховатости , вот этим мы с тобой и займемся, чтобы ты понял , где  сделал огрехи.
После всех исправлений получилось , и правда, ярче и красивее.
-Ну что  композитор, давай выноси на суд свое произведение, - сказал Петрович, садясь на стул, - но учти, мы судьи строгие и не обессудь, если чего скажем не так и главное, с его Величеством по аккуратнее! Я его подстроил чуток.. ладно.. слушаем!
Никита открыл крышку и провел пальцами по клавишам.
Ему показалось, что рояль вздохнул.
Он улыбнулся и начал играть.
Звуки были чистые и прозрачные, как он и прописал их. В ней было Новогоднее небо с яркими звездочками и тихо падающие снежинки, которые кружились и падали на елку, увешанную  такими же, как звезды, блестящими  шарами. Тихий танец снежинок, свет звезд и торжественная нарядная елочка  в Новогодней ночи.
Никита закончил играть и убрал руки.
А рояль…Как показалось Никите,   что он  продолжал  тихо петь…
В музее воцарилась тишина.
-Как красиво, - сказал кто-то. Петрович испуганно оглянулся и увидел, что в дверях стоит директор школы Надежда  Петровна, - неужели наш старый рояль так умеет звучать? Странно, что мы совсем перестали  на нем играть.., – она подошла к Никите, - это что ты сейчас играл?
-Это.. – Никита испуганно смотрел то на Петровича, то на Серафиму, потом глянул на директора, - это я написал, называется Новогодняя открытка! Вот хотели попробовать, как будет звучать на нашем Величестве, эээ, то есть, на нашем рояле.. 
-А по-моему, очень даже  красиво получилось, - Надежда Петровна и погладила  рояль, - ты у нас молодец! – она повернулась к Петровичу, - значит, один раз в год мы можем позволить нашему ветерану и позвучать?
-Дак я о чем.. – улыбнулся Петрович, - один раз то .. а я потом его опять подлечу!
-Вот и замечательно, - улыбнулась Надежда Петровна, - так ты Никита это будешь играть на новогоднем концерте?
-Ну да….. – кивнул головой Никита, - мы  с Людмилой Дмитриевной еще там  кое-что приготовили.. а эта открытка, это я специально для него написал.. – и Никита  положил руки на клавиши рояля.
И тут случилось что-то непонятное.
Рояль вдруг издал тихий звук, как будто вздохнул.
Все замолкли и глянули на рояль.
-Ну вот, слышите? Ему понравилось, - сказал Петрович, - они ж тоже живые ….


Рецензии