Питерские зарисовки. Летний сад - продолжение

Третий боскет, который мы с вами рассмотрим, называется «французский партер». Построен он был в 1721 году по проекту французского мастера Николо Пино. Согласно проекту, в этой части сада был установлен пирамидальной формы дельфиновый каскад богато украшенный свинцовой позолоченной скульптурой и вазонами. Узнав о том, что скульптура была свинцовой, я пришла в небольшой ужас и мне сразу расхотелось находиться в данном боскете времен 18 века.

Боскет окружала трельяжная ограда с нишами и резными фонарями. Постройки сильно пострадали во время наводнения 1777 года и были разобраны в 1780 годах.

Разобранная в 18 веке ограда сейчас возвращена на прежнее место и, хотя фонари отсутствуют, но четыре ниши с прекрасными скамеечками в боскете, очень радуют. Но даже те, кому не удалось занять место для отдыха в одной из ниш, не останутся стоять на своих двоих. Для них, по всему периметру боскета поставлены лавочки.

Известно, что в боскете недолгое время находилась мраморная скульптура коня на пьедестале, работы Пьетро Баратта, уменьшенная копия памятника Марку Аврелию (без всадника), доставленная в 1722 году из Венеции.

В 1855 на площадке бывшего боскета установили бронзовый памятник баснописцу Крылову, работы скульптора Петра Клодта, который благополучно и существует по сей день, что лично меня очень радует. Хоть что –то осталось неизменным. И, наверное, это единственный боскет из четырёх, произведший на меня приятное впечатление. И я даже догадываюсь почему, он просторный. В нём много свободного пространства, в нем светло и комфортно. А мне, как истинному воздуху, требуется простор, который мне обеспечил данный боскет.

Ну и завершаем мы прогулку по восстановленным боскетам, в боскете «птичий или зверовой двор».

Первые сведения о птичьем дворе относятся к концу 1700 года. К 1720 году в боскете были устроены вольеры с центральной, так называемой «соболиной клеткой» и павильон для птиц с голубятней. Площадку боскета украсила мраморная чаша небольшого одноструйного фонтана.
В своих воспоминаниях под названием «Дневник камер - юнкера» Ф. В. Берхгольц, описывая Летний сад в 1721 году упоминает один из боскетов где находится большой птичник, где многие птицы частью свободно расхаживают, частью заперты в размещённых вокруг него клетках. Там есть орлы, чёрные аисты, журавли и многие другие редкие птицы. Тут же содержится, впрочем, и многие четвероногие животные, как например, очень большой ёж, имеющий множество черных и белых игл до 11 дюймов длиною, кроме того там есть ещё синяя лисица, несколько соболей и прочие. В высоком домике с восточной стороны множество прекрасных и редких голубей.

Согласно историческим сведениям 1720-1740 годов на «Птичьем дворе» содержались рысь, росомахи, лисицы, барсуки, бобры, обезьяны, сурки, песцы, «цветные и белые» павлины, пеликаны, другие животные и птицы.

Боскет зафиксирован на ряде исторических планов Летнего сада, особенно подробно на аксонометрическом плане Санкт-Петербурга Сент-Илера 1767-1773 годов. Все сооружения боскета были разобраны в конце 1780 года.

Архитектурные исследования позволили точно определить размеры двора – 28 на 22,5 метра и ранее существовавших в боскете сооружений и выполнить их привязку относительно главной аллеи сада и друг друга.

Ну а теперь, включим своё воображение и попробуем переместиться в 18 век, в этот самый боскет. Если вы думаете, что площадка 28 на 22,5 метров большая, то скажу, что она очень маленькая для того количества птиц и зверей описанных выше, невероятно маленькая. А при условии, что некоторые и птицы, и звери не маленького размера, то мне просто очень жаль их, потому что их условия жизни были мягко сказать ужасными.

Я просто счастлива, что ни у кого не возникла идея воссоздать боскет полностью и, если вам хочется посмотреть на зверей и птиц – сходите в зоопарк. Но после нашего Казанского зоопарка «Река Замбези», с его простором, посещать другие зоопарки мне не очень хочется. Видеть животных в тесных клетках я не могу.

В настоящее время в павильоне- голубятни расположена экспозиция, посвященная археологическим находкам разных лет на территории Летнего сада. В «соболиных клетках» представлены фотографии животных, которых содержали в Летнем саду в 18 веке. Посмотрев на эти клетки с фотографиями только мельком, я воочию представила весь ужас жизни их обитателей, лишенных свободы раз и навсегда.

Ну вот, с боскетами вроде разобрались, и пора продвигаться к выходу из Летнего сада. Покинув боскет, я направилась дальше по аллее с фонтанами, потом свернула в боковую аллею, которую в какой-то момент пересекает та самая арочная липовая аллея. Пройдя её продвигаюсь к центральной аллее, где по пути передо мной предстаёт ещё один фонтан, не работающий на тот момент и предусмотрительно огорожен от посетителей. Без воды он выглядит довольно мрачновато и как он меняется при наличии струй воды даже не могу представить. По обе стороны от него простирается фигурный газон, то же на тот момент отгороженный от посетителей. Но это не помешает вам его увидеть.

И вот мы выходим на центральную и очень широкую аллею Летнего сада, которая уверенно ведёт нас с вами к выходу. Честно признаюсь, я не помню такую аллею. Продвигаясь по ней, мы проходим мимо пруда, тоже огороженного от посетителей, но здесь видим пару прекрасных белых лебедей, медленно плавающих по водной глади пруда.

Полюбовавшись белыми лебедями, я покидаю Летний сад.


Рецензии