Омск-Восточный - забытая станция из детства
Категория: 12 +
На фото слева: граница станции Омск-Восточный
На фото справа: пешеходный настил через пути от ул. 3-я Железнодорожная до 18-го Военного городка в г. Омске
1.
Я много пишу и размышляю о железных дорогах. Для меня дорога – это обширная география, интересная техника, диковинные географические названия и вдохновение на труд. Но особенно – это романтика!
А ещё железная дорога – это ностальгия. Ностальгия по детству, ностальгия по отрочеству, ностальгия по молодости.
Спроси меня, дорогой читатель, какие станции памятны мне из детства? И я отвечу: Исилькуль, Фогельзанг и Омск-Пассажирский. Да, были, конечно, и другие. Брест, например, Франкфурт-на-Одере в Германской Демократической Республике, Москва-Белорусская (она же – Белорусский вокзал). Были те, куда я с родителями приезжал на короткое время (Темплин, Цеденик, Берлин, Витебск). Были и транзитные на маршруте Омск-Исилькуль. Москаленки, к примеру, или станция Входная, на которой я из окна электрички любил наблюдать за спуском вагонов с горки. Они тоже частично ассоциируются у меня с детством.
Всё это осмыслено мною давным-давно. Обдумано-передумано, изучено на географических картах, упомянуто во многих ностальгических очерках.
И, казалось бы, разве можно добавить к этому что-нибудь новое?
2.
И вот однажды вспомнился мне эпизод из раннего детства. Из 1984, или быть может, начала 1985 года.
Тогда я был совсем маленький, лет пяти, и жил с родителями в Омске, в 16-м Военгородке. И вот как-то мама стала оставлять меня на квартире у одной знакомой, пока сама была на работе. У этой женщины был сын примерно моего возраста и ещё один ребёночек, совсем маленький. Его постоянно держали в детском манеже.
В сущности, ничего особенного в этом не было, тем более, что моё пребывание там было недолгим – всего несколько раз. Но я отчётливо помню, как по дороге к дому этой женщины мы с мамой переходили по настилу железную дорогу.
Это призрачное воспоминание, как наваждение, долго не давало мне покоя. Одно время я даже думал, что меня возили в посёлок Чкаловский, что на восточной окраине Омска. Там тоже есть железнодорожный путь с настилом для пешеходов, очень схожий с тем, что я помнил.
3.
Может, я бы так и не нашёл ответа. Но после пандемии захотелось провести ряд экскурсионных поездок по близким сердцу уголкам Омска. Так сказать, устроить себе «творческие свидания», как рекомендует Джулия Кэмерон [1, с. 158]. Во многих таких местах я итак бываю по разным надобностям. А тут решил сосредоточиться на тех, которые расположены вне моих деловых маршрутов.
Одним из главных пунктов тогдашних крохотных путешествий стала средняя школа №89. Чуть ранее я пришёл к выводу, что именно она и стала для меня самой первой школой. А вовсе не школа №33 Группы Советских Войск в Германии, где я пошёл в первый класс. Моя мама работала в школе №89 несколько лет, и ещё в дошкольном возрасте я ходил вместе с ней, сидел на уроках и даже посещал летнюю площадку.
В общем, приехал я к этой школе, осмотрел со всех сторон, и решил прогуляться до железной дороги, пролегающей вблизи автобусной остановки. Накануне я изучил местность вокруг по карте и обнаружил неподалёку 18-й Военгородок. Понятно, что к военгородкам у меня интерес особый, и было любопытно его посетить.
Итак, дошёл я до автобусной остановки, прошёлся по дорожке к железнодорожным путям и буквально обомлел. Вот оно, то самое место, которое я помнил из детства! Тот самый деревянный настил через железную дорогу и тропинка, ведущая через рощу к виднеющимся зданиям военгородка! Ну конечно же! Моя мама оставляла меня недалеко от своей работы. Приводила утром и забирала вечером, когда шла из школы домой.
Я взошёл на настил, буквально оглушённый неожиданным открытием, и, обратив взор налево, увидел неподалёку веер путей станции Омск-Восточный. Её граница начиналась именно здесь – от пешеходного настила, ведущего к 18-му Военгородку.
4.
О том, что в Омске, помимо известных мне из детства станций Омск-Пассажирский и Карбышево-1 есть и другие станции, я узнал на первом курсе университета. По Омску я в то время ориентировался довольно плохо. А потому в магазинчике картфабрики купил себе карту города и тщательно изучал её на досуге. На ней-то я и увидел эти станции: Омск-Северный, Успешная, Карбышево-2…Отмечена была на ней и станция Омск-Восточный [2]. И невдомёк мне было ни тогда, ни во все последующие годы, что это ещё одна станция из моего раннего детства.
Вообще, именно благодаря этой карте я и заинтересовался всеми этими Омскими станции. С первой из них я «познакомился» буквально через несколько недель после начала учёбы – в сентябре 1995 г. Я ехал из Чкаловского посёлка в автобусе №64 до кинотеатра Маяковского. А маршрут этого автобуса проходил через остановку «3-й Разъезд», близ которой и проходит электрифицированная железнодорожная ветвь, идущая к нефтехимическим предприятиям. По ней как раз шёл поезд. Место это было мне незнакомо, и я немного волновался: не увезёт ли меня автобус неизвестно куда? Позднее по карте я увидел, что ехал мимо станции Универсальная. Она прекрасно просматривается при проезде через мост по улице имени 10 лет Октября – одной из главных магистралей города.
С годами интерес только возрастал. Я даже хотел написать экономико-географическую статью о непассажирских станциях города Омска. Но открытых данных о них я не нашёл, так что реализовать идею не удалось.
Примечательно, что где-то в середине 2010-х г. на каком-то вокзале вне Омска (то ли в Барнауле, то ли в Казани), просматривая поезда через Омск в электронном терминале, я увидел в меню наименование станции Омск-Восточный. Но поездов, которые могут через неё проходить, не было. Видимо, разработчики внесли в базу и некоторые непассажирские станции.
А спустя некоторое время мне снился сон, будто я нахожусь в здании станции Омск-Восточный, а на табло высвечиваются какие-то пассажирские поезда. Правда, интерьер этого вокзала был точь-в-точь как на станции Омск-Пассажирский.
Ещё со временем я вспомнил, рассказ мамы, что именно отсюда мы отправляли контейнер с вещами в Германию в 1985 году.
5.
Нет сомнений, что своим появлением станция Омск-Восточный обязана нефтезаводу. И не только ему, но и всему промышленному узлу, возникшему в Омске в послевоенное время.
Транссибирская магистраль пересекает Омск с юга. От неё близ станции Московка начинается железнодорожная ветка до станции Комбинатская. Она огибает город с востока, пересекая целый ряд крупных микрорайонов. Железнодорожные ветви в этом районе были ещё до войны. И уже тогда на них были тупик и полустанки, а так же примыкающие автомобильные дороги и складские помещения. Возможно, наиболее значимым тогда был 3-й Разъезд, переименованный впоследствии в станцию Универсальная. Где-то в районе улицы 11-я Ремесленная в архивных документах упоминается 2-й Разъезд. К нему в годы войны была проложена ветка грузового трамвая.
Полноценной станцией Омск-Восточный стал после строительства Омского нефтезавода, то есть в период 1950-1960-х гг. Сейчас здесь насчитывается не менее пяти станционных путей. Омск-Восточный не только обеспечивает транзит между станцией Комбинатской и Транссибом, но и доставку грузов к предприятиям восточной части города.
Примечательна микротопонимика вокруг станции. Здесь мы видим улицы 1, 2, 3 и 4-ю Железнодорожные, Рельсовую, 2-ю улицу Баранова (моторостроительный завод имени П.И. Баранова расположен совсем недалеко), 17, 18, 25-ю Рабочие. Севернее станции проходит улица 4-я Транспортная и находится посёлок Кордный. В общем, не нужно глубокой аналитики, чтобы увидеть тесное переплетение здесь крупной индустрии с железной дорогой.
Но ведь так и было задумано. И в те годы, когда эвакуировали из западных областей Советского Союза стратегические важные предприятия, и потом, когда проектировали нефтехимический комплекс и его прочную взаимосвязь с Транссибирской магистралью.
6.
Подъезжая к станции, пассажирский автобус маршрута №33 начинает неспешно петлять по извилистой улице. Окрестности здесь как раз под стать топонимике: склады, промплощадки, теплотрассы, арматурные и дощатые заборы, подъездной путь с переездом и всё такое прочее. Не видно никаких ярких цветов. Всё серое, тусклое, ободранное.
И вот я снова возле станции Омск-Восточный. Ясный день. Свежий ветерок шевелит зеленеющий кустарник и колосистое разнотравье за железнодорожными путями. Вокруг меня — безмятежность августа и нега низко висящих над домами серых облаков.
Только что тёмно-синий тепловоз из серии «ТГ» медленно затащил на станцию длиннющий состав из цистерн. Тут всё на месте, как всегда: и капитальный деревянный настил, явно более основательный, чем был в моём детстве; и бетонные гири, зачем-то висящие у столбов на железных роликах; и регулярные гудки маневрового тепловоза; и едва разборчивый голос работника станции, возвещающего о прибытии очередного поезда на какой-то там нечётный путь. Пройдёшься по настилу — невольно улыбнёшься типично российскому парадоксу: с одной стороны столба табличка с надписью «Берегись поезда», с другой - «Проход запрещён».
Внезапный дождь гонит меня прочь от перехода, заставляя укрыться под кронами близлежащих деревьев.
Из всех мест, что я знаю в Омске, именно район 3-й Железнодорожной по своей ауре и внешнему виду больше всех похож на жизнь из 1980-х гг. И не только своими промышленными и железнодорожными объектами. Здесь множество старых двух- и трехэтажных домов, не видевших покраски с тех самых времён. Неприглядные фасады, убогие закоулки и сейчас навевают невеселые мысли. Как же мама моя в первой половине 1980-х ходила здесь вечерами, без фонарей? Один на один с этой почти что мистической позднесоветской индустриальной действительностью, уже тогда обильно опутанной уличным криминалом. А ведь по пятницам она ещё успевала на вечерний электропоезд до станции Исилькуль.
И невольно досадую я: отчего не додумались провести здесь городскую электричку? Как было бы удобно сесть после работы в пассажирский вагон у Омск-Восточный и доехать до вокзала. А оттуда - езжай, куда хочешь, в любую сторону.
Такие планы были у Омских городских властей уже в наше время, в 2013 году. Впрочем, об этой идее я как-нибудь напишу отдельное эссе.
Список литературы:
1. Кэмерон Д. Право писать. Приглашение и приобщение к писательской жизни. – М.: Livebook, 2015. – 304 с.
2. Омск. Туристский план. М 1:22000. – М.: Комитет по геодезии и картографии Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации, 1992.
Июль-август 2024 г.
Полный список произведений автора на сайте «Проза.ру» по ссылке http://proza.ru/avtor/demits
Художественные произведения автора на сайте «Фикбук» по ссылке https://ficbook.net/authors/2807003
Свидетельство о публикации №224080600305