Рамка вторая

или Кое-что о размерах

Короткая заметка по поводу суждений о труде,
Руки — Умение — Квалификация — Труд = Качество + Количество.
Кто-то возразит, сначала рабочая сила, потом количество и качество, и только потом труд, не будь первого и второго требуемого уровня, на выходе может оказаться сплошной брак, какой уж тут труд. Впрочем, нужны не только руки, без ног тоже не обойтись. Особенно для таких трудяг, как разносчики, гонцы, часовые. Пахари, идущие с плугами. Наемники, идущие с мечами. Или хотя бы обыватели на городской площади, делающие вид, что слушают внимательно очередного оратора. А тот, как запинался, так и продолжает запинаться. Сомневаться, возмущаться, что-то обещать, и здесь, как всегда, количество и качество. Как оценить усилия такого оратора, это труд или не труд? Или важен только результат? Что же требуется человеку, если ему нужен труд, значит, ему нужны руки, не так ли?
Или ноги. Или язык. Или первое, второе, третье.
На деле, первое, что требуется человеку — это дополнение, чем и занялся человек разумный.
Собственно говоря, только потому он и разумный, что может собственными усилиями дополнять себя внешними условиями, неважно будет это камень, мотыга, изгородь, земной огород или небесный свод. Или лошадка, тянущая хворосту воз, кавычки опущу. Внешние условия становятся его собственными условиями. Только тогда можно выйти за пределы того размера, который достался ему от природы? Он, я о человеке, уже над природой. И потому речь теперь о размере, который ему отвело общество, заменило природу?.. вот тебе лямка, на плечо, не тянись, но тяни-тяни. Какая тут перспектива, лямка порвалась, толкай. Все то же общество не оставляет его, оно дает ему возможность дополнять себя руками ближних, понятно, к рукам придаются плечи, ноги, головы, не говоря об органах чувств. Разумный, дополняй самого себя, заодно укрепляй внешние условия твоего дополнения. Эти условия: рабочие инструменты, рабочая скотина, рабочий люд. Становись, как говорили древние. Короче будь самим собой, человек дополненный. А что сказать о тех, они же ближние, кто стал материалом дополнения?

Человек, как все живое, это возможности.
Впрочем, не только. К возможностям еще способности, требуются, потребуются, рано или поздно. Но может быть. Все как раз наоборот. Некоторые способности. И потому возможности. А там и финальные причины, как говаривали древние, вернее, один из древних. А внешние условия, они есть, их-то куда девать. Позаботиться о других внешних условиях. Не обязательно искать пещеру, можно построить, припомнить?.. что-то более уютное.
Поневоле вспоминается известное.
Боги, как внешние условия?
Не об этом ли печалились предки. Иметь внешние условия, которые способствуют лучшей жизни. Дают саму жизнь, без них она невозможна. Это такие условия, в которых? Новые возможности, какие? Возможности ограничить самого себя. Боги, те самые условия, которые позволяют человеку стать, быть более лучшим, более добрым, менее злым, говоря коротко, более человечным.
Внешние условия, уже данные, другие условия, еще не созданные.
Плюс возможность дополнить себя своими условиями. Жить на своих условиях. Или играть на своих условиях? А если такой возможности нет, иди, становись материалом дополнения. Понятно, не всё столь печально, даже управляющие имениями могли быть рабами. Вернее, даже рабы, люди, лишенные самих себя, могли не только чувствовать себя, но и быть  реально правой рукой хозяина, кавычки опущу.

Кто-то здесь. Что-то здесь. Делает. Значит, может, раз делает. Значит, будет результат. Глядишь, что-то обретет. Глядишь, будет доволен. Такая вот возможность, сделать себя довольным, удовлетворить самого себя. Впрочем, не только себя, можно и ближнего. На то и ближний, чтобы удовлетворять самого себя. За счет этого ближнего? Возможности для человека, возможности самого человека.
Конечно, прежде всего в отношении ближнего.
В отношениях с ближним?
Скажем, можно сделать что-то невозможным для другого. Кто-то гражданин. А кто-то не может быть гражданином. Конечно, древние практиковали. Тем самым стать условием для жизни того ближнего. Дополнить себя, не значит ли, в данном случае, дополнить ближнего? Вряд ли. Дополнить себя здесь означает лишить ближнего, чего? Его способности, его возможности дополнять самого себя. Внешними условиями. Хотя бы внешними инструментами.

Человек создает, пытается, создает человеческое пространство, человечное?.. в самом деле, какое ему еще требуется. Но для того, чтобы иметь свое человеческое пространство, приходится создавать общественное пространство. Одно, первое, без другого, второго, невозможно. Люди объединяются. Создают общественное пространство. В нем, в общественном, свое человеческое, личное. Понятно, личное всегда на первом плане, на первом месте. А те, которые уходят, с головой, в политику? Общественное сделать своим, личным. И даже так. Общественное сделать продолжением своего личного? Общественное сделать своим, личным. Какие размеры можно обрести. А будет размер, будет и личная империя.

Необязательное
Руки становятся собственностью владельца, неважно феодал это или капиталист, и он, я о владельце, использует свои руки в своих интересах, что тут неожиданного. Руки, вот они, их много, висят, ждут. Одно слово, и все они пускаются в дело.
А способности? За кем они остаются.
За новым владельцем рук. Или за физическим носителем этих рук.
Кажется, древний мыслитель совершил переворот, когда отделил вещи, создаваемые сознанием людей, от тех физических вещей, которые создаются рабочей силой, трудом. Отделил вещи, которые люди создавали своим умом, держали их в ведении своего ума, а держать их где-то еще невозможно, ведь это идеальные вещи. А наружу выносили лишь их словесные копии. На этом фоне владельцы внешних рук? Что в ведении их ума, а что в их владении? Всё тот же мыслитель поведал: некто связал своего раба, руки-ноги, бросил в канаву, забыл, тот неожиданно скончался. Остальные, я о других рабах того владельца, сделали вид, что не заметили. Почему связал? Тот носитель рабочей силы обладал странной способностью делать вид, что он работает. Только вид, работы не было. Иначе говоря.
Новый владелец рук считает себя владельцем не только рук, но и способностей, каких?
Поддерживает те непосредственные способности, которые сказываются на результатах работы. Прочие способности. Не видит? Скорее подавляет. Его работник должен быть человеком одной способности. Все равно, что надеть кандалы, позволяющие смотреть только в одну сторону. Известный миф. За ним? Печальная реальность. Чтобы дополнять себя другими людьми, нужно сделать этих других — людьми одной способности, или как принято говорить, односторонними.
Односторонне развитыми.
Односторонне обученными.
Смотрящими в одну сторону.
Смотрящими? Видящими одну сторону. И потому разносторонне ограниченные.


Рецензии