Закаспийская область. Мервский уезд

ГЕРБ Г. МЕРВ ЗАКАСПИЙСКОЙ ОБЛАСТИ: Щит пересеченный. В верхней серебряной части натуральный куст хлопчатника. В нижней червленой части две накрест положенныя серебряныя текинския шашки с таковыми же перевязями. В вольной части щита герб Закаспийской области. Щит украшен серебряною башенною короною о трех зубцах и окружен двумя золотыми молотками, соединенными Александровскою лентою. [Утвержден 22 октября 1908 г.]

• Ист. и лит.: Полное собрание законов Российской империи. Собрание Третье, 1881 – 1913. – СПб.; Гос. типография, 1908. – Т. XXVIII. – № 31079.

I

МЕРВ (НОВЫЙ МЕРВ) – уездный город Закаспийской области и станция Закаспийской железной дороги, в 770 в. от Узун-Ада и в 574 в. от Самарканда, по обеим сторонам нижнего течения р. Мургаба, на высоте около 823 фт. над уровнем Каспийского моря, на ровной степной местности. Мерв возник вместе с присоединением оазиса к России (4 марта 1884 г.) и с образованием бывшего Мервского округа (ныне уезда), когда торговцы, служащие и некоторые туркмены стали строиться на левом берегу Мургаба, против русского укрепления, устроенного на правом берегу реки, около неоконченной крепости Коушут-хан-Кала (постройка этой крепости была начата туркменами-текинцами на месте бывшего укрепления туркмен-сарыков в 1873 г., когда после падения Хивы разнесся слух о движении русских войск на Мервский оазис). В настоящее время Мерв представляет довольно благоустроенный город, с населением (к 1 января 1895 г.) в 6.397 душ (4.035 мжч. и 2.362 жнщ.); русских 1.212, армян 1.423, персов 964, евреев 486, туземцев 1.921, остальные – татары, грузины, поляки, малороссы и проч.; православных 1.461, армяно-григориан 1.423, евреев 486, магометан 2.925 и проч. Православная церковь, армяно-григорианская церковь, синагога, 2 еврейских молитвенных дома. Городское 2-классное училище с женским отделением (в 1894 г. 79 мальч. и 48 дев.) и 2 мусульманских училища; больница на 20 кроватей; аптека, врач, 2 фельдшера, акушерка. 2 паровых хлопкоочистительных завода. Метеорологическая станция. Домов 448. Городские доходы в 1894 г. 43.846 руб., расходы 38.912 руб., в том числе на управление 4.428 руб., на народное образование 1.510 руб., на богоугодные заведения 2.420 руб. Вследствие центрального положения Мерва между Хивой, Бухарой, Персией и Афганистаном, торговые обороты его довольно значительны: отправка хлеба в зерне, хлопка, кож, орехов, шерсти и проч. (главным образом по железной дороге). Климат Мерва резко континентальный; по наблюдениям за 1890 г., средняя температура года 15,6° Ц., maximum +41,2°, minimum –17,8°; осадков около 125 мм; с июня по октябрь очень часто дождя не бывает вовсе. Воды достаточно (из Мургаба); древесных насаждений мало.

МЕРВСКИЙ УЕЗД Закаспийской области занимает юго-вост. часть последней и граничит на В. с Бухарой, на Ю. с Афганистаном, на С. с хивинскими владениями. Около 110.795 кв. в. (вдвое больше Казанской губернии), жителей (к 1 января 1895 г.) 144.386 (82.624 мжч. и 61.762 жнщ.). В отношении рельефа Мервский уезд может быть разделен на две части: северную равнинную и южную возвышенную.

Равнинная часть уезда, занимая более 75% его площади, расположена на высоте 850 (юг)—300 (сев.) фт. над ур. Каспийского моря и, по своей природе, представляет лишенные проточных вод обширные, частью степные, частью пустынные пространства, с песчаной преимущественно почвой (неподвижные и подвижные пески), среди которой лишь кое-где, на месте прежних речных русел и вблизи единственной, протекающей на Ю. и теряющейся в песках реки Мургаба, наблюдаются лессовидные глины, речные отложения, а местами и солонцы, встречающиеся, впрочем, и среди песков. Неподвижные пески чаще всего развиты в форме бугристых песков, представляющих совокупность бугров или холмиков, поросших своеобразной и скудной степной растительностью и отделенных друг от друга котловинами и впадинами, или же в виде песчаной степи – обширных, слегка волнистых песчаных пространств, редко покрытых преимущественно травянистой, выгорающей уже в конце весны флорой. Подвижные или барханные пески, представляющие передвигающиеся под влиянием ветров, имеющие 15 – 25 фт. высоты и лишенные растительности барханы (бугры), образуют совершенно бесплодные песчаные пустыни, в особенности опасные при сильном ветре; этот последний тип местности развит на значительных площадях между Мервским оазисом и долиной Аму-Дарьи и пересекается Закаспийской железной дорогой.

Возвышенная часть Мервского уезда, расположенная на Ю. и ЮВ. его, представляет холмистое, покрытое толстым слоем лесса плато (Карабиль), отдельные высоты коего достигают 4000 фт.; плато это, постепенно понижаясь к северу и являясь северным склоном Паропамиза, на ЮЗ. прорезано Мургабом и его притоками и представляет маловодные, выгорающие уже в начале лета, степные пастбища. Будучи более богат водой, чем другие уезды Закаспийской области, Мервский уезд, тем не менее, в большей части своего пространства совершенно лишен проточных вод; единственной рекой в нем является теряющийся в песках Мургаб, система коего занимает юго-западную часть уезда и имеет для населения первостепенное ирригационное значение. На всей остальной площади уезда вода, частью солоноватая, а нередко и негодная для питья, встречается лишь в колодцах.

Климат Мервского уезда – резко континентальный; средняя температура года от 14° до 16° (по Ц.), maximum 45° (в тени), minimum до –21°; лето продолжительное, очень жаркое (почва накаляется до 65° уже весной) и сухое; нередко с мая по октябрь не выпадает ни капли дождя; количество осадков 125 – 176 мм, выпадающих главным образом осенью, зимой и очень ранней весной; снег выпадает редко и держится недолго. Южная, возвышенная часть Мервского уезда значительно отличается по климату от остальной равнинной части; при столь же жарком лете здесь выпадает больше дождя, господствуют частые местные ветры, а зимой выпадает довольно много снега; вообще климат отличается непостоянством. Наблюдения ведутся в Мерве, Байтам-Али и на Султан-бенде; ни в северной, ни в южной горной части метеорологических станций нет.

Растительность Мервского уезда ввиду своеобразных почвенных и климатических условий отличается особой физиогномией. Степные, а отчасти и пустынные пространства (за исключением летучих песков) покрыты более или менее густыми зарослями типичных для Средней Азии кустарников и травянистых растений, из коих последние уже ранней весной, под влиянием палящих лучей солнца, засыхают и превращаются в пыль. Лесов нет; дикая древесная растительность (тополь, ива, тамариск) встречается лишь в долинах Мургаба и его притоках и в южной возвышенной части уезда, где местами по склонам холмов встречаются редкие заросли фисташковых деревьев. В низовьях Мургаба, на заболоченных низинах, обширные пространства покрыты камышами.

Вследствие жаркого и летом крайне засушливого климата, лишь земледелие в Мервском уезде ведется на орошаемых землях, вследствие чего культурные и постоянно населенные пространства (оазисы) совпадают с районами, орошаемыми из главного и единственного запаса ирригационных вод – р. Мургаба. Наиболее важное значение в ирригационном отношении имеет сама река Мургаб, притоки же ее (Кушк и проч.), вследствие маловодия, трудности выведения каналов и других причин, играют второстепенную роль. На самом Ю. Mервского уезда, y впадения в Мургаб Кушка, расположен Пендинский (Пенде) культурный оазис, в котором количество орошаемой земли до 5.000 дес. Значительно севернее, вниз по Мургабу, по левую сторону реки, лежит Иолатанский оазис, орошаемый при помощи плотины Казыклы-бенд; ирригационной земли до 10.000 дес. Наиболее важным и населенным оазисом в Мервском уезде является Мервский, расположенный в области низовьев Мургаба и орошаемый при помощи плотины Коушут-хан-бенд, запирающей совершенно русло Мургаба и направляющей его воды поровну в два магистрала по обе стороны русла; левый канал, по имени одного из двух туркестанских родов, называется Отамыш, а правый, орошающий сев.-вост. часть оазиса, – Тохтамыш. Эти два магистрала распадаются на множество второстепенных распределительных и оросительных каналов, орошающих площадь до 36.000 дес. (канал Отамыш – до 20 тыс. дес., Тохтамыш – до 16 тыс. дес.). Состояние ирригационной сети, сооруженной средствами и уменьем населения, без надлежащих познаний, в общем неудовлетворительно. Выше Коушут-хан-бенда сооружена, по всем правилам инженерного искусства, плотина Султан-бенд, при помощи коей предполагается оросить юго-вост. часть оазиса, покрытую развалинами Старого Мерва и составляющую Мургабское Государево имение. Вне указанных орошенных районов земледелие в Мервском уезде невозможно, и население ведет исключительно пастбищное хозяйство.

Население Мервского уезда, разделяющегося в административном отношении на территорию Мервского оазиса (земли отамышей – 23.400 кв. верст, земли тохтамышей – 25.695 кв. в.), Пендинское (41.400 кв. в.) и Иолатанское (20.300 кв. в.) приставства, состоит из туземцев (к 1 января 1895 г. 143.028 душ, живущих в 29.143 кибитках, и 310 – в постоянных домах) и пришлого населения (всего 1.048 чел., в том числе русских 392, евреев 118, армян 53, персов 67, остальных 118 чел.); православных – 710, католиков – 11, армяно-григориан – 53, евреев – 118, магометан – 143.454, прочих исповеданий – 40. Туземное население исключительно слагается из туркмен-текинцев и сарыков. Текинцы, разделяющиеся на два главных рода: отамыш (делится на 2 колена – бек и векиль) и тохтамыш (делится на 2 колена – бахши и сичмаз), группируются в Мервском оазисе и по роду занятий делятся на оседлых (чомур), полукочевых и кочевых (чорва). Кочевые туркмены более зажиточны; они кочуют почти весь год в песках со своими стадами и занимаются почти исключительно скотоводством; оседлые занимаются главным образом земледелием в оазисах. Кочевых и полукочевых туркмен насчитывается около 2/3 всего их числа. Туркмены-сарыки, разделяющиеся на 5 племен (сухти, херзеки, байрач, алаша, хорасанлы), населяют Иолатанский и Пендинский оазисы и по роду занятий не отличаются от текинцев; только между сарыками (особенно в Пендинском приставстве) больше скотоводов-кочевников, чем между текинцами.

В Мервском уезде земледелием занимается около 1/3 туземного и весьма небольшая часть пришлого населения. Землевладение нераздельно связано с водовладением; каждый семейный туркмен имеет право на пай воды с соответственным земельным наделом. Почва в большинстве местностей весьма плодородна и, за исключением солончаковой, дает при достаточном орошении хорошие урожаи; обработка земли повсеместно примитивная, орудия первобытны; в некоторых местностях по окраинам оазисов нередко не хватает воды для орошения посевов. Сеют преимущественно пшеницу и ячмень (главным образом яровые), затем небольшое количество кунжута, риса (Мервский оазис), джугары (Sorghum cernuum), кукурузы и проч. Производство пшеницы и ячменя постепенно возрастает; значительное количество их вывозится уже за пределы уезда. В качестве кормового растения сеется также на усадебных участках люцерна, дающая до 6 – 7 сборов. Пшеницы в Мервском уезде собирается до 1.200.000 пд., ячменя – 750.000 пд., риса – 48.000 пд. Важнейшее промышленное растение – хлопчатник (главн. образом американский), разводимый преимущественно в Мервском оазисе; однако культура его, вследствие недостатка орошенных земель и косности туркменского населения, встречает значительные затруднения и развивается туго; в 1894 г., по официальным сведениям, собрано в Мервском уезде до 55 тыс., а в 1895 г. – до 325 тыс. пд. чистого волокна. Огородничество развито слабо; из Самарканда и Астрахани ввозят капусту и картофель. Более существенное значение имеет бахчеводство; дыни и арбузы разводятся повсюду, где имеется оседлость, и служат в течение большей части года важным пищевым средством. Под садами до 1.550 дес., из которых на Мервский оазис приходится до 1.000 дес., на Иолатанский – до 400 и на Пендинский – до 150 дес. Шелководство пока почти не существует; в 1894 г. оживлено грены всего 60 золот.

Весьма важной отраслью сельского хозяйства в Мервском уезда, ввиду скудости оросительных вод, является скотоводство, тесно связанное с кочевым бытом большей части туземного населения и после замирения края все более и более развивающееся. В 1894 г. в Мервском уезде насчитывалось овец и коз – 785.989, верблюдов – 15.282, лошадей – 16.469, крупного рогатого скота – 25.894 гол., ослов – 10.492. Большая часть скота остается круглый год на подножном корму; лишь для лошадей и верблюдов и отчасти для крупного рогатого скота заготовляется на зиму корм. Суровые зимы отзываются поэтому крайне тяжело на скотоводстве; в зиму 1890 – 91 гг., напр., население Пендинского приставства потеряло до 160.000 голов скота. Лучшими пастбищами считаются песчаные степи и предгорья Паропамиза в Пендинском приставстве, а также бугристые пески между Аму-Дарьей и западной границей уезда. Наибольшее значение имеют овцы и верблюды. В 1894 г. собрано шерсти 89.831 пд., стоимостью в 352.640 руб.; кож продано 43.482 шт. за 26.202 руб., овчин 26.140 шт. за 21.485 руб. Шерсть не только служит важным предметом вывоза, но и употребляется на месте для производства кустарных изделий (ковры, ткани, кошмы, паласы и проч.), которых в 1894 г. вывезено на 65.000 руб. Население занимается еще добычей соли в соленых озерах на Ю. уезда, заготовкой дров, караванным извозом, работами на Закаспийской ж. дор., охотой (последней — главным образом сарыки из Иолатанского оазиса).

Пути сообщения, за исключением Закаспийской ж. д. и колесного почтового тракта из Мерва в Тахта-Базар (Пендинский оазис) – исключительно вьючные, по которым движение совершается караванами. В 1895 г. пришло в Мервский уезд караванов 392 с товарами на 508.000 руб.; ушло из Мервского уезда 291 караван с товарами на сумму 363.500 руб.; довольно оживленные сношения производятся также с Афганистаном, через Пенде (Тахта-Базар).

Постоянных поселений в Мервском уезде, кроме г. Мерва, три: Иолатан, Тахта-Базар и сел. Алексеевское (ок. 400 душ), основанное в 1892 г. в долине реки Кушк, около 300 в. к Ю. от Мерва и в 100 в. севернее Герата, русскими поселенцами (из Харьковской губернии). 2 православные црк., 2 русск. начал. школы и 31 мусульм. школа; врач, 3 фельдшера и 3 оспопрививателя-туземца. Мервский уезд образован в 1884 – 85 гг. (под именем Мервского округа) из территорий добровольно присоединившихся к России туркмен.

• Ист. и лит.: Мерв.// Энциклопедический словарь. – СПб.; Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон, 1896. – Т. 19. – С. 109 – 111.

II

ГОРОД МЕРВ И МЕРВСКИЙ УЕЗД. За рекой [Теджен] разстилается равнина, представляющая огромные такыры, перемежающияся с солонцами и полосами бугристых песков. Пройдя станции Геок-Сюр и Джуджу-клу, дорога вступает в Мервский уезд и, минуя ст. Карабата, подходит к станции Мерв.

Мервский уезд занимает всю юго-восточную часть Закаспийской области, простираясь на юг до границы Афганистана, на восток до бухарских владений и гранича на севере с Хивой, а на западе с Тедженским и Асхабадским уездами. Площадь уезда 110.795 кв. верст, с населением в 121.000 жителей обоего пола. За исключением южной холмистой окраины, представляющей предгорья Паропамиза, все остальное пространство занято степями и песками, то более или менее закрепленными скудной растительностью, то движущимися под влиянием ветра и представляющими обширныя площади барханов из сыпучаго песка. В юго-западной части уезда почти параллельно Теджену протекает р. Мургаб, изсякающая к северу от железной дороги в песках; в бассейне ея, в орошенных оазисах, сосредоточено все оседлое население уезда и вся его земледельческая культура. Культурныя земли в бассейне Мургаба (древняя Маргиана) образуют три оазиса: Мервский – в низовьях реки, площадью около 4.500 кв. верст, Иолатанский – южнее Мервскаго, площадью около 600 кв. верст, и Пендинский – в холмистой южной части уезда, по Мургабу и Кушке. Мервский оазис орошается с помощью плотины Коушут-хан-бент, расположенной в 28 верстах выше г. Мерва; плотина эта перегораживает всю реку, направляя воды ея в два магистральных канала, правый – Тохтамыш и левый – Отамыш, и в 5 второстепенных. Тохтамышская магистраль выделяет 25 распределителей и 99 арыков, а Отамышская 32 распределителя и 116 арыков, орошающих в общем до 35.000 дес. Ниже Мерва на рукавах и руслах Мургаба имеются еще 3 плотины. В Иолатанском оазисе с помощью плотины Казыклы-бент и двух второстепенных плотин орошается до 14.500 дес. В пределах того же оазиса находятся также Гиндукушская (Гиндукуштская) и Султан-бендская плотины, построенныя удельным ведомством для орошения Мургабскаго Государева имения, расположеннаго на правом берегу Мургаба в районе местоположения Стараго Мерва. Наконец, в Пендинском оазисе имеется плотина Бент-и-Надир, заграждающая старое русло Мургаба, но не имеющая особаго значения для орошения (около 5.000 дес.), которое производится здесь главным образом каналами, выходящими непосредственно из реки. Население Мервскаго уезда, состоящее в Мервском оазисе из текинцев, а в Иолатанском и Пендинском оазисах из сарыков, занимается земледелием, садоводством и скотоводством; в Мервском оазисе широкое распространение получило и хлопководство.

Мерв (842 версты), уездный город Закаспийской области, основан в 1884 г., на месте бывшаго текинскаго укрепления Коушут-хан-Кала, построеннаго текинцами в 1873 г. в ожидании появления в оазисе русских; город расположен по обе стороны Мургаба (2 моста, из коих один железнодорожный в 30 саж.) и после Асхабада является наиболее крупным и благоустроенным центром Закаспийскаго края. На левом берегу Мургаба лежит торговая часть города, на правом (так называемая крепость) – расположены уездныя учреждения, казармы местных войск и лучшие частные дома. Город изрезан оросительными каналами, а большая часть улиц и домов обсажена деревьями. Весьма смешанное (русские, персы, армяне, евреи, сарты, грузины, татары, текинцы, афганцы, немцы и др.) население Мерва достигает 16.000 душ обоего пола; домов 816, церквей – 4, мечеть, учебных заведений – 2, более крупных фабрик и заводов – 6 (хлопкоочистительные, маслобойные, паровая мельница) с 130 рабочими и с производительностью до 900.000 руб.; собрания общественное и военное, общественный сад, Мервское общество взаимнаго кредита. Городские доходы – 57.000 руб.; расходы – 47.000 руб. Имеется несколько весьма посредственных гостиниц и прекрасные парные извозчики. Интересны базары, бывающие 2 раза в неделю, на которые приезжает множество окрестных текинцев; наиболее характерными предметами торга на базарах являются местныя кустарныя изделия: кошмы, паласы, кувшины и в особенности текинские ковры. Санитарныя условия Мерва, несмотря на сравнительное его благоустройство, неблагоприятны; вследствие жаркаго климата, плохой питьевой воды и заболоченности окрестных местностей, в городе (и в оазисе) круглый год наблюдаются заболевания малярией, которыя в особенности часты с июня по ноябрь. Заболевания эти принимают нередко весьма тяжелые формы (желтая лихорадка, кровотечение из почек, молниеносная форма) и заканчиваются иногда смертельным исходом.

Станция Мерв, являющаяся центральной для обширнаго плодороднаго оазиса и узлом, от котораго берет начало Мургабская ветвь Среднеазиатской железной дороги, имеет важное значение в коммерческом отношении и грузооборот ея постоянно возрастает (хлопок, семя хлопковое, шерсть, шкуры, ковры, пшеница, рис, лесные материалы, металлы, мануфактура и др.). При ней имеются: депо с обширными мастерскими, приемный покой, материальные склады и переселенческий барак. Водой из Мургаба станция Мерв снабжает железнодорожную линию на протяжении 200 верст. Памятников старины в Мерве, как в городе сравнительно очень новом, не имеется.

Мургабская ветвь Среднеазиатской железной дороги, направляясь от станции Мерв, сначала на юго-восток, а затем на юг, вдоль леваго берега р. Мургаба и далее по долине его леваго притока, р. Кушка, заканчивается в укреплении Кушка, недалеко от афганской границы, в разстоянии 294 верст от Мерва. Играя ныне главным образом роль стратегическаго пути, связывающаго нашу железнодорожную сеть с самой южной частью империи, прилегающей к Афганистану, дорога эта в будущем с развитием сношений с этой страной, несомненно получит существенное торговое значение. Движение грузов по ветви постепенно развивается.

Ст. Талхатан-Баба (38 верст от Мерва) расположена в ровной песчаной местности в 6 верстах от реки Мургаба; окрестности ея заселены довольно густо текинцами, занимающимися земледелием, хлопководством и бахчеводством. В 8 верстах от станции находится древнее кладбище Талхатан-Баба с развалинами мавзолеев и могил. Наиболее сохранившийся мавзолей помещается на просторном дворе, обнесенном кирпичной оградой, одна сторона которой занята зданием, состоящим из двух помещений, увенчанных куполом. Перед зданием, отличающимся своеобразной узорчатой кладкой кирпичей, находятся 2 кирпичных же намогильных возвышения, в головных частях коих воткнуты шесты, увешанные лоскутками тканей. На кладбище имеется несколько намогильных камней с остатками надписей. Описанный мавзолей поставлен, по-видимому, над могилой одного из известных талхатанских отшельников, живших в 11 – 12 вв. Селение Талхатан-Баба упоминается уже в 12 в. в качестве селения, но несомненно, что оно существовало и раньше. В 1510 г. в окрестностях Талхатана в местечке Махмуд-Абад знаменитый Шейбани, положивший начало господству узбеков в Туркестане, был разбит наголову основателем новоперсидскаго государства Шах-Исмаилом. Сам Шейбани был убит, и из черепа его Шах-Исмаил велел сделать для себя чашу. Разсказ историков об этом событии подтвердился при вскрытии гробницы Шейбани в Самарканде (в 1880-х гг.); скелет его оказался без головы.

К северо-востоку от станции, по ту сторону Мургаба, лежат развалины нескольких укреплений, из коих в особенности замечательно Туркмен-Кала. С большим вероятием можно предположить, что на этом месте было расположено селение Зарк, в котором в 651 г. был убит последний Сасанид Ездиджерд III, бежавший сюда из Мерва. По преданию, мервские христиане, которым Ездиджерд покровительствовал, извлекли труп из реки, куда он был брошен убийцей несчастнаго государя мельником, и положили в саване в гроб, который и был отправлен для погребения в Персеполис.

Ст. Иолатан (58 верст). Близ станции небольшое торговое поселение на берегу Мургаба, основанное в 1885 г.; местопребывание иолатанскаго пристава; почтово-телеграфное отделение и довольно оживленные базары, на которые собираются окрестные сарыки, занимающиеся в значительных размерах хлопководством.

Невдалеке от следующий станции Султан-Бенд (77 верст) была расположена Султан-бендская плотина, с которой тесным образом связана история Стараго Мерва, орошавшагося с помощью ея из Мургаба. Плотина эта упоминается впервые в 10 в. и несколько раз подвергалась разрушению то рекой, то руками завоевателей (сыном Чингиза Тули или Тулуем в начале 13 в., Абдаллах-ханом в половине 16 в., Шах-Мурадом и эмир-Хайдером в конце 18 в. и т.д.), желавших принудить Мерв к сдаче лишением воды, пока, наконец, в конце 18 в. она окончательно не была разрушена. От древней плотины ныне сохранились лишь жалкие остатки. После неудачной попытки возобновить в 1890 г. Султан-бендскую плотину, невдалеке от места, где она находилась, удельным ведомством, для орошения Мургабскаго Государева имения, построена (в 1895 г.) помянутая Гиндукушская плотина, а в 1909 г. закончена постройка и плотины Султан-бендской, значительно увеличившей орошаемую площадь в названном имении.

Несколько южнее ст. Султан-Бенд на берегу Мургаба лежат развалины Чарвах («Четыре сада»), а еще далее к югу порог на Мургабе – Чохлок и кладбище Баба-Гамбер с остатками нескольких кирпичных гробниц; здесь, по туркменскому преданию, погребен слуга Али – Гамбер. Местность эта упоминается в 1456 г. в качестве селения.

Ст. Имам-Баба (121 верста) лежит в пустынной песчаной местности. На берегу Мургаба, на высоком холме, находятся развалины караван-сарая, а у подножия его старое мусульманское кладбище с остатками гробниц. На этом именно месте был, по-видимому, расположен древний Каринейн (Баркдиз), известный уже в 9 в., как богатое селение с цитаделью, населенное огнепоклонниками.

Ст. Сары-Язы (158 верст) лежит в долине Мургаба, окаймленной небольшими возвышенностями Карабиль (Паропамиз). В долинах севернаго склона этих высот, за которыми лежит бассейн р. Андхой в Афганистане, находятся многочисленныя развалины (Кишлаг и др.). Урочище Сары-Язы лежит на северной окраине Пендинскаго оазиса и имеет дурную славу из-за частых заболеваний пендинской язвой (пендинка).

Ст. Таш-Кепри (198 верст) лежит в долине р. Мургаба при впадении в нее слева р. Кушка. Близ станции памятник в виде усеченной пирамиды воинам, павшим в сражении с афганцами 18 марта 1885 г. Войска наши, под начальством генерала Комарова разбили наголову афганцев, занявших сильную позицию у впадения р. Кушка; афганцы потеряли 8 орудий, 2 знамени, весь лагерь и 500 убитых и раненых; наши потери убитыми были: 1 офицер и 5 нижних чинов. Результатом победы было присоединение к Закаспийской области Пендинскаго оазиса и проведение теперешней границы с Афганистаном.

В 20 верстах к юго-востоку от станции Таш-Кепри, по почтовой дороге, в волнистой местности расположено местечко Тахта-Базар (Пенджде или Пенде – «Пять селений»), теперешний центр (около 500 жителей) Пендинскаго оазиса, с таможней, через которую производится торговля с Афганистаном. В 1910 г. привезено из Афганистана товаров (фисташки, изюм, шкуры, хлопок и др.) на сумму 742.000 руб., вывезено товаров (сахар, ткани и др.) на сумму 800.000 руб. Довольно интересный базар, на который приезжают афганцы; местопребывание пендинскаго пристава.

Против Тахта-Базара в высоких холмах (баирах), окаймляющих Пендинский оазис с северо-востока, на высоте 400 фут. над Мургабом находятся входныя отверстия обширных древних пещер, вырытых рукой человека и некогда обитаемых. Пещер имеется 10, и некоторыя из них состоят из многих галерей, переходов и помещений, расположенных в 2 этажа. Выше по Мургабу также находятся пещеры, в одной из коих насчитано до 40 помещений. Кем вырыты эти пещеры – неизвестно; подробному археологическому изследованию оне еще не подвергались.

Близ станции, на почтовой дороге в Тахта-Базар, через Мургаб перекинут древней постройки мост (Таш-Кепри – «Каменный мост»), давший название станции и всей местности. По особо устроенному желобу через этот мост пропущен оросительный канал Сухти.

От ст. Таш-Кепри железная дорога уклоняется к юго-западу и идет по узкой, окаймленной пустынными возвышенностями, долине р. Кушка. Перейдя за ст. Кала-и-Мор (245 верст) на правый берег реки по мосту в 20 саж. и миновав развалины Кала-и-Мор («Крепость Змей») и Чемен-и-Бид, линия извивается у подошвы высот, покрытых местами редкими фисташковыми рощами, проходит мимо русских поселков Алексеевскаго и Полтавскаго и заканчивается на Кушке (294 версты от Мерва), самой южной железнодорожной станции в империи, лежащей всего в 120 верстах к северу от Герата. Станция, казармы войск и небольшое торговое поселение с таможней расположены в долине р. Кушка, окаймленной довольно высокими пустынными возвышенностями Паропамиза, в нездоровой лихорадочной местности; укрепления и форты раскинуты на холмах. Станция состоит из красиваго вокзала из местнаго белаго камня, депо и мастерских, освещаемых электричеством. В крепостном поселении имеется православная церковь, военный лазарет и военное собрание. Торговое значение Кушки весьма невелико.

Невдалеке от станции расположены 2 русских поселка Алексеевский (500 душ обоего пола) и Полтавский (1.000 душ), населенные малороссами Харьковской и Полтавской губерний и лежащие почти на самой афганской границе.

Русская территория продолжается за Кушкой еще 18 верст, при чем наиболее южной точкой империи является пограничный с Афганистаном пост Чиль-Духтер (близ развалин того же названия), расположенный на правом берегу реки под 35° 38' 17" северной широты. Из долины реки Кушки в нескольких верстах западнее станции хорошо видны горы, у южной подошвы которых расположен Герат. Вся местность по реке Кушке, несмотря на ея южное положение и теплый климат, представляет мало привлекательнаго. Сильныя летния жары, плохая вода, отсутствие древесной растительности и малярия делают жизнь тяжелой на этой далекой окраине.

Покинув Мерв, Среднеазиатская железная дорога направляется по населенной и хорошо орошенной местности далее на восток к ст. Байрам-Али (868 верст от Красноводска), лежащей на восточной окраине Мервскаго оазиса. Станция эта имеет важно значение по отправке хлопка, хлопковаго семени, хлебных и других грузов, но в особенности известна по расположению вблизи ея развалин Стараго Мерва и Мургабскаго Государева имения.

Развалины начинаются у самой станции и занимают своими стенами, башнями, остатками зданий, мавзолеев, городищ и оросительных каналов огромную площадь, свыше 40 кв. верст.

Мерв (Моур, Мар – у туркмен) принадлежал к числу древнейших городов в Средней Азии. Мерв упоминается в священных книгах («Вендидад») персов под именем «Моуру», третьяго места изобилия, созданнаго Ормуздом, и называется могучим, священным и чистым. Во времена Дария Мерв был подчинен сатрапу Бактрии, а впоследствии вместе со всей своей областью, известной у древних классических писателей под именем Маргианы, вероятно входил в состав Греко-Бактрийскаго государства. По словам Страбона, Антиох Сотер (в 3 в. до Р. Х.) основал в Маргиане город Антиохию, окружив весь оазис, окаймлявшийся, как и ныне, пустыней, стеной протяжением около 40 миль; положение Антиохии, по-видимому, соответствовало положению Мерва. По китайским источникам, Мерв с древних времен был промежуточным пунктом торговых сношений Китая с Европой, куда через Фергану, Самарканд, Мерв и Персию вывозился главным образом шелк. Этим же путем проникло в Мерв и христианство; несториане уже в начале 4 в. имели в Мерве епископскую кафедру, потом митрополию.

С половины 7 в. сбивчивыя легендарныя сведения (например, легенда об основании Мерва Александром Македонским и т.п.) об истории Мерва сменяются подробными и более или менее достоверными данными мусульманских писателей. В 651 г., как было сказано, в окрестностях Мерва был убит последний из Сасанидов Ездиджерд III, и город перешел во власть арабов, войдя на долгое время в состав халифата. На смену религии Зороастра явился ислам, который вскоре уничтожил во всей Средней Азии не только развившиеся там зачатки буддизма и христианства, но и древнейшее ея вероучение. Крупная роль в распространении ислама в Хорасане и в Средней Азии вообще принадлежала полководцу халифа Хаджаджа Кутейба-ибн-Муслиму, который нанес смертельный удар учению Зороастра. Кутейба был убит заговорщиками в Фергане в 715 г. В короткое время Мерв стал одним из крупнейших городов Хорасана и естественной базой, откуда арабы распространили свое владычество вглубь Туркестана. В 747 г. Мерв был занят эмиссаром Аббасидов Абу-Муслимом, что привело в конце концов к свержению Омейядскаго правительства и переходу власти в халифате к Аббасидам. В 767 г. в Хорасане выступил со своим учением «пророк под покрывалом» Хашим (Муканна), который, провозгласив себя воплощением божества и образовав значительную партию приверженцев (сефид-джамеган – «одетые в белое»), вызвал раскол в новообращенных в ислам областях Туркестана и кровавую религиозную смуту, продолжавшуюся более 15 лет и оставившую после себя следы на несколько веков. Тайные последователи учения Муканны, сущность котораго впрочем не вполне известна, встречались еще в 11 в. в некоторых местностях теперешней Бухары. В начале 9 в. в Мерве правил второй сын Гарун-аль-Рашида Мамун; убив в 813 г. своего брата, он оставался в Мерве до 817 г., и таким образом в течение нескольких лет Мерв был столицей всего халифата.

Спустя некоторое время, наместник Мамуна в Хорасане Тахир стал почти самостоятельным правителем страны и родоначальником династии Тахиридов, которые перенесли свою резиденцию в Нишапур; в виду этого Мерв временно лишился своего значения. Тахиридов в качестве владетелей Хорасана сменили Сафариды, Саманиды, Газневиды и, наконец, сельджуки, при которых Мерв достигает наибольшаго расцвета. По свидетельству мусульманских писателей, Мерв (Мерв – Шах-Джан – «Мерв – Душа царя») этой эпохи был большим цветущим городом с прекрасными постройками и весьма совершенным орошением; он славился хлебом, плодами, хлопком и в особенности превосходным виноградом и дынями, которые доставлялись даже ко двору халифов. Мерв был родиной многих выдающихся деятелей халифата, правителей Хорасана, ученых, шейхов и законоведов. Первая «хутба» (молитва, поминание) в честь Джагри-бека Сельджукскаго была произнесена в мервских мечетях в 1036 г. С именами правителей этой династии связывается большинство памятников и построек Мерва не только в описаниях последующих мусульманских путешественников и географов, но и в многочисленных легендах, живущих до настоящаго времени в населении; словом, все выдающееся в Мерве приписывается Сельджукидам. Знаменитые Сельджукиды Джагри-бек и Алп-Арслан были погребены в Мерве, а преемник Алп-Арслана Мелик-шах возвел городскую стену. Особенно любил Мерв знаменитейший из сельджуков султан Санджар, распространивший свои владения до Яксарта и Газны и овладевший в этом последнем городе огромными сокровищами. В 1153 г. Санджар был разбит тюрками-гузами, которые грабили Мерв в течение 3 дней и взяли в плен Санджара, где он находился около 3 лет. Убежав из плена, Санджар умер в 1157 г. и погребен в Мерве в мавзолее, который он построил сам, назвав его «Домом будущей жизни». Мавзолей этот сохранился до сих пор в полуразрушенном виде и является одним из интереснейших памятников Стараго Мерва.

После Санджара династия Сельджукидов стала быстро клониться к упадку, и в 1172 г. хорезмшах Султан-шах овладевает Мервом. В 1217 г. сын его брата Текеша Мухаммед приказывает прекратить хутбу в честь багдадских халифов, существовавшую в Мерве, и господствует над Хорасаном до появления монголов. В царствование хорезмшахов Мерв оправился от опустошений, произведенных гузами, и снова достигнул значительнаго благосостояния. По словам Джувейни и Мирхонда, Мерв в этот период был «прибежищем малаго и великаго; площадь его выделялась из стран хорасанских, и птица безопасности и благополучия летала во всех его концах; количество населения его соперничало с каплями весенняго дождя, а земля соревновала с небом; помещики по изобилию благ равнялись с царями и начальниками своего времени, с вельможами и властелинами мирскими». Город славился своими библиотеками, весьма богатыми разнообразными сочинениями.

Страшный удар Мерву нанесло в начале 13 в. нашествие монголов. Город был взят (25 февраля 1221 г.) сыном Чингиза Тулуем и разрушен до основания. Жители Мерва подверглись почти поголовному избиению; по одним данным, в городе было перебито 700.000 жителей, по другим – даже 1.300.000. Здания, дворцы и мечети разрушались безпощадно, всюду возвышались горы трупов и кровь лилась рекой. Разгром Мерва монголами был настолько тяжким, что город не мог оправиться от него почти в течение 2-х столетий. В этот период времени история почти не упоминает о лежавшем в развалинах безлюдном Мерве.

Возрождение города началось лишь при сыне Тамерлана Шахрухе, который около 1409 г. приказал возстановить Султан-бендскую плотину, привести в порядок оросительные каналы и выстроить мечети, базары, бани и караван-сараи. Мерв быстро заселился и неоднократно служил зимним местопребыванием Тимуридов. В особенности тесно связано с Мервом имя праправнука Тимура султана Хусейна Мирзы.

В начале 16 в. Хорасаном и Мервом овладел основатель могущества узбеков Шейбани. В 1510 г. он был разбит близ Мерва Шах-Исмаилом, и весь Хорасан с Мервом на долгое время отошел к Персии. При взятии Мерва погибло до 70.000 человек, и город опять стал приходить в упадок. Вторжения в Хорасан узбеков (Убейдуллах-хана, Абдаллах-хана, Абдул-Мумина, Имам-Кули-хана), сопровождавшияся грабежами, убийствами и голодовками, тяжело отзывались и на Мерве; город неоднократно переходил во власть узбеков и вновь был возвращаем персами. При последних Сефевидах персидские летописцы мало интересуются Мервом, который вновь упоминается в 1740 г., когда через него прошел Надир-шах, возвращавшийся в Келат после покорения Бухары и Хивы. Большая часть Мерва уже тогда была в развалинах. В 1750 г. Мервом на короткое время овладели афганцы.

Последний удар Мерву был нанесен Шах-Мурадом (Маасум) Бухарским, сыном Даниял-бия – второго эмира из узбекскаго рода Мангыт. Несмотря на дружбу, которая связывала Даниял-бия с Байрам-Али-ханом, правителем Мерва, Шах-Мурад после смерти отца напал на Мерв (1785 г.), при чем Байрам-Али-хан был убит и город с окрестностями подвергся страшному опустошению. Через короткое время, в виду продолжавшихся в городе смут, Шах-Мурад вторично двинулся на Мерв и, разрушив Султан-бендскую плотину, быстро овладел Мервом, лишенным воды. Около 17.000 семейств были переселены в Бухару, а часть жителей разбежалась и переселилась в Герат и другие города. Преемник Шах-Мурада Мир-Хайдер довершил разорение Мерва; поправленная плотина была им вновь разрушена, остатки жителей переселены и разогнаны, и Мерв, тысячелетняя столица Хорасана – «Душа царя» (Шах-Джан), «Властелин мира» (Шах-и-Джиган) – превратился в ничтожное селение, служившее местом ссылки из Бухары. Жизнь на старом пепелище, среди развалин, без воды, была очень тяжела, и последние обитатели древняго города переселились в начале 19 в. на новыя места, на берега Мургаба, где и основали Новый Мерв. Старая столица опустела окончательно, и ея безчисленныя развалины стали приютом гиен и шакалов.

Развалины Стараго Мерва расположены по обе стороны железной дороги главным образом к востоку от ст. Байрам-Али. Площадь, занятая развалинами, вытянута с юго-востока на северо-запад по направлению каналов (яб), которые некогда орошали город, и занимает около 40 кв. верст; все же пространство, внутри котораго разбросаны остатки Стараго Мерва, достигает почти 100 кв. верст и замыкается с севера огромными земляными валами. Развалины Стараго Мерва представляют остатки нескольких городов и поселений, принадлежащих к различным эпохам и существовавших в разное время. Новыя поселения устраивались обыкновенно не на развалинах старых, а где-нибудь рядом; этим объясняется как громадность пространства, занятаго Старым Мервом, так и значительное число городищ, входящих в его состав.

Ближе всего к ст. Байрам-Али находится двойное городище Байрам-Али-Кала, состоящее из крепости Байрам-Али-хана и крепости Абдулла-хана. Обе крепости эти окружены довольно хорошо сохранившимися стенами из обожженнаго кирпича с бойницами и башнями и остатками каналов. Внутренность первой крепости почти не заключает остатков зданий, между тем как внутри второй сохранились развалины кремля (арк), дворца правителя со службами, мечети со стрельчатой аркой, медресе и множества других жилых и иных зданий. Описанное городище с массой остатков построек кругом представляет по-видимому Мерв, возстановленный Шахрухом в 1409 г. и видевший в своих стенах все события, начиная с Тимуридов и кончая полным уничтожением города.

К северу от описаннаго городища лежит другое – Султан-Кала, имеющее вид квадрата, каждая сторона котораго равняется 2 верстам. Северо-западная часть городища замыкается добавочной стеной, образуя цитадель (Шехриар-арк – «Государев Кремль»). Стены городища – сырцовыя с остатками башен, внутренность же его представляет пустырь с массой бугров из битаго кирпича, остатков стен и зданий. Посредине этого пустыря находится наиболее замечательный памятник Стараго Мерва – мавзолей султана Санджара, представляющий здание в виде полукуба (с основанием в 1.444 кв. арш.), увенчанное барабаном в 14 арш. высоты, прикрытым плоским куполом в 5 арш. вышины. Здание, сложенное из кирпича (6,5 х 6,5 верш.) в 1 верш. толщины на извести, сильно пострадало и наполовину разрушено. Вокруг барабана имеется аляповатая, очевидно позднейшаго происхождения арабская надпись голубой краской по белому фону. Стены и купол были украшены цветными изразцами. Внутри здания посредине его находится большое с тремя уступами намогильное возвышение над бывшей здесь некогда могилой Санджара. С мавзолеем связано много легенд, и он пользуется большой известностью среди местных туркмен. Южная часть городища представляет кладбище с массой могил, среди которых выдаются два кирпичные, украшенные изразцами, мавзолея с намогильными плитами cераго мрамора, покрытыми арабскими надписями. Из надписей видно, что могилы принадлежать сподвижникам пророка Магомета (Абу-Абдаллах Бурейда и Ал-Хакам Ал-Гифари), первым распространителям ислама в Мерве, умершим во второй половине 7 в.; могилы эти еще в 12 в. служили местом поклонения паломников. Описанная часть Стараго Мерва представляет столицу сельджуков, разграбленную гузами при султане Санджаре и окончательно разрушенную монголами в 1221 г.

К востоку от Султан-Кала находится городище Гяур-Кала («Крепость неверных»), представляющее четырехугольник в 4 кв. версты, обнесенный насыпными валами с остатками башен. К северному валу прилегает цитадель с возвышением Эрке-тепе («Кремлевский холм»). Внутри городища множество бугров и возвышений, покрытых массой обломков глиняной посуды, осколками глиняных ядер и т. п. Гяур-Кала представляет, по-видимому, внутренний город (шахристан) Мерва эпохи Сасанидов, который был окружен пригородами, поселками и зданиями, обнесенными в свою очередь большою стеной, остатки которой в виде вала (Гилякин-Гильбург) кое-где сохранились и теперь. Таким образом, Гяур-Кала представляет древнейшее городище Стараго Мерва, оставленное населением не позже 12 в.

Развалины Стараго Мерва не ограничиваются пределами вышеописанных городищ; за стенами и валами последних до самаго горизонта виднеются более или менее сохранившиеся остатки кирпичных, сырцовых и глинобитных построек, жилых домов, башен, общественных ледников, оросительных каналов и т. п. Из этихъ остатков более замечательны: 1) мечеть Мухаммед-Ханапья (Имам-Джафар-Садык), расположенная западнее Султан-Кала и представляющая в сущности мавзолей над какой-то могилой, 2) гробницы пехлевана (богатыря) Ахмеда-Замчи и Мизраб-Шаха Хорезмскаго, нaxoдящияcя невдалеке от западной стены Султан-Калы. Названныя лица являются главными персонажами в историческом романе Абу-Тахира Тартуси, в котором изложена история абассидскаго пропагандиста эмира Абу-Муслима; с именем последняго тесно связаны древния судьбы Мерва. Имена этих легендарных героев были приурочены к надгробиям вероятно не позже 16 в., 3) мавзолей Кыз-Биби («Девица-боярышня»), расположенный к югу от предыдущих могил; возможно, что, под именем Кыз-Биби следует подразумевать жену султана Санджара, известную Туркан-хатун, которая правила Мервом во время трехлетняго пленения его гузами и скончалась в 1156 г., 4) в этом же районе расположены развалины Кыз-Кала («Замок девицы»), состоящия из двух больших зданий со стенами, отделанными в виде полуколонн, 5) мавзолей Ходжа-Юсуп на старом кладбище к северу от Султан-Кала. Кирпичная гробница, находящаяся в мавзолее, заключает, по словам туркмен, прах подвижника Ходжа-Юсупа (Юсуф Хамаданский), жившаго при Санджаре и скончавшагося в 1140 г., и 6) Шаим-Кала, глинобитная крепостная ограда, расположенная к юго-востоку от Гяур-Кала. Весьма интересныя и подробныя сведения о мервских развалинах приведены в капитальном труде проф. Жуковскаго «Развалины Стараго Мерва».

Не прошло и 100 лет с тех пор, когда последние жители покинули Старый Мерв, как в его районе возродилась новая жизнь и расцвела новая цивилизация. Через развалины была проложена железная дорога, а из земель, занятых Старым Мервом, в 1887 г. было образовано Мургабское Государево имение, центральныя учреждения коего находятся в полуверсте от ст. Байрам-Али. Признавая желательным возродить к жизни когда-то цветущий оазис, Император Александр III повелел: «Все впусте лежащия земли по течению реки Мургаба, на которыя по сооружении плотины, известной под названием Султан-бентской, возможно будет распространить орошение – без ущерба однако же для прочих opoшаемых уже водами этой реки частей Мервскаго оазиса – признать собственностью царствующаго Императора, с наименованием «Мургабским Государевым имением»».

Во исполнение таковой Высочайшей воли было произведено отграничение помянутых земель, построены сначала Гиндукушская, а затем и Султан-бендская плотины с обширными питательными бассейнами, расположенными в староречьях Мургаба; сооружены превосходно оборудованная оросительная сеть и гидроэлектрическая станция для приведения в действие заводов и освещения имения; разведены обширные парки, виноградныя и плодовыя насаждения и питомники; построены заводы хлопкоочистительный, маслобойный и мыловаренный и устроена обширная усадьба со множеством прекрасных каменных зданий, окруженных насаждениями и цветниками. Словом, среди пустыни возникло превосходно оборудованное, единственное в этом роде во всей Средней Азии, ирригационное хозяйство, а рядом со станцией образовался целый городок с заводами, базаром и довольно крупным поселением. Имение занимает площадь около 104.000 дес. на правом берегу Мургаба и имеет вид треугольника, вершина котораго упирается на юге в Султан-бендскую плотину, а основание расположено к северу от железной дороги, между ст. Байрам-Али и следующей к востоку станцией Анненково. Площадь орошаемых земель с постройкой Султан-бендской плотины предполагалось увеличить с 1911 г. до 25.000 дес. В 1910 г. под посевами состояло 16.092 дес., из коих 8.000 дес. под хлопчатником, 7.364 дес. под зерновыми хлебами, 620 дес. под люцерной и 108 дес. под огородами и бахчами. Главной отраслью хозяйства является хлопководство, которым занимаются из доли урожая преимущественно местные туркмены, а частью и русские хуторяне. Урожаи хлопчатника и других полевых растений получаются хорошие; качество хлопка превосходно. Для очистки хлопка и утилизации его семян имеются отлично оборудованный хлопкоочистительный и маслобойный заводы. Масло расходится во внутренних губерниях, а частью идет на производство мыла, жмыхи же вывозятся главным образом в Германию. Посещение Мургабскаго имения представляет огромный интерес и обязательно для каждаго путешественника по Средней Азии; администрация его весьма охотно разрешает осмотр и оказывает всяческое к тому содействие.

К востоку от ст. Байрам-Али железная дорога вновь поворачивает на северо-восток и вскоре вступает в пустыню Кара-Кум, где частью закрепленные степной растительностью пески чередуются с движущимися барханами, такырами и солонцами. Местность, которую пересекает железная дорога на протяжении около 150 верст до культурной полосы на левом берегу Аму-Дарьи, представляется одной из наиболее пустынных на всем протяжении дороги; за исключением станций, снабжаемых привозной водой, здесь нет никаких поселений. Единственным грузом, поступающим на железнодорожную линию, являются саксауловыя дрова. Наиболее типичной и интересной местностью на этом участке дороги является станция Репетек (1.003 верст от Красноводска), расположенная среди моря движущихся и полузакрепленных песков, поросших кое-где зарослями саксаула и других обитателей пустыни. В настоящее время Императорским Географическим Обществом здесь организована опытная станция для изучения среднеазиатских песков.

За станцией Барханы (1.038 верст) характер местности мало-по-малу изменяется; пески переходят в степныя пространства, появляются орошенныя земли, и железная дорога вступает в культурную полосу леваго берега Аму-Дарьи, расположенную уже в пределах Бухарскаго ханства.

• Ист. и лит.: Россия: Полное географическое описание нашего отечества./ Под ред. В.П.Семенова-Тян-Шанского.  – СПб., 1913. – Т. 19: Туркестанский край. – С. 636 – 649.

III

1) ГОРОД МЕРВ
[Уездн. гор., ст. Средне-Азиатской жел. дор., на р. Мургабе. Жит. 3.926. Мерв принадлежит к числу древних городов края; но в настоящее время большая часть города находится в развалинах. Православная и армяно-григор. Церкви. Городская больница. Военное и обществен. собрания. Почтово-телеграф. контора].

• БАНКИ И КРЕДИТ.
Общество взаимного кредита.

• ПРОМЫШЛЕННОСТЬ.

МАСЛОБОЙНЫЙ ЗАВОД:
Гукасьянц Хачатур Григорьевич и Петросянц Аванес Карапетович (35 раб.).

ТИПОГРАФИЯ:
Уман.

ХЛОПКООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ЗАВОДЫ:
Миндер Егор Филиппович (сб. дом, 10 раб.); Т-во Ярославской Большой мануфактуры (сб. дом, 10 раб.).

• ТОРГОВЛЯ.

АЗИАТСКИЙ ТОВАР:
Асцатурьянц Николай Мартиросович; Давыдов Фараджулла.

АПТЕКИ:
Ингелевич Антоний Каэтанович (сб. дом); Фукс Юлиус Аркадьевич.

БАКАЛЕЯ:
Усейнов Абдул-Халых; Хозрат-Кулиев Али-Баба; Ибрагим-оглы Джафар-Кули; Алиев Мамед-Али; Гамидов Мамед-Али.

ГАЛАНТЕРЕЯ:
Гукасьянц Асцатур Григорьевич (2, дом Аджаминова); Епифанов Александр Николаевич; Туманьянц Акоп Степанович (дом Аспинова).

ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ:
Гукасьянц Хачатур.

КЕРОСИН (СКЛАД):
Ибрагим-Алескеров Арад-хан; Закаспийское торгово-промышл. акционерное об-во.

КОВРЫ:
Ягуд-оглы Ильяс.

КОЖИ:
Зальма Луи Александрович (склад); Злыгостьев Андрей Григорьевич (выделка); Торг. дом «Кильб и Эрман».

КОЛБАСЫ:
Ходжабабов Георгий Авакович.

КОЛОНИАЛЬНЫЙ ТОВАР:
Багиров Гулам; Исмаилов Хаджи.

КОНДИТЕРСКАЯ:
Потеряхин Андрей Дмитриевич.

ЛЕС:
Григорьев Татевос Карапетович (дом Мутакова); Епифанов Александр Николаевич (склад).

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Мишаев Абдул-Вагав; Агаджанов Абдул-Керим Агаевич; Агаджанов Рахматулла; «Братья Аветисовы» (дом Саруханова); Агаханянц Арутюн Саркисович; Алишаев Давид; Алиев Рахим; Арзуманов Григорий Иванович; Арунов Арташес Тевосович (дом Аспинова); Багратянц Александр Михайлович; Худадат-оглы Вали; Джемшидов Амин; Ельчибеков Татевос Мелькумович (дом Исмаилова); Раджаб-оглы Ибрагим; Ишанов Джура; Насыр-оглы Кербалай Худадат-Мулла; Мамед-Али-оглы Мамед-Риза; Мамедов Абдул-Керим Мешади; Мирзаянц Григорий Сергеевич; Мосесов Хосроф Михайлович (дом Агаджанова); Нерсесянц Авак Айрапетович; Рафиев Юсуп; Рахманов Агаджан; Тафи-оглы Текрулла; Туманьянц Артем Арутюнович; Туманьянц Давид Арутюнович (дом Гусейникова); Усейнов Абдул; Ашим-оглы Хаджи; Гасан-оглы Шикирулла; Ягубов Исмаил.

МУКА:
Антонов Николай Бабаджанович (дом Июрагимова).

МЯСО:
Мамедов Камбар.

ОБУВЬ:
Калустов Аванес Моисеевич.

ПЕКАРНИ:
Аванов Мосес Аванесович; Мирзоянц Акоп Вартанович; Халофов Сетрак.

ПИВО (СКЛАД):
Т-во «Отто Вогау».

ПЛАТЬЕ ГОТОВОЕ:
Арустамов Тевос Саркисович; Кочаров Егише Семенович.

СКОБЯНОЙ ТОВАР:
Мелик-Микиртичьянц Авак Никитич (сб. дом); Мелик-Микиртичьянц Давид Иванович (сб. дом); Микиртичьянц Мелитос Никитич (сб. дом); Паранянц Бахиш Абкарович.

ТАБАК:
Перец Шлем-Цунк.

ЧАСЫ:
Афанасьев Игнатий Анисимович;

ШЕРСТЬ:
Торг. дом «Стукен и К°»

• МОДИСТКА.
Щучинская Зинаида Антоновна.

• ПОРТНОЙ МАСТЕР.
Рагузин Ханкель Романович.

• БАНИ.
Куприянов Петр.

• ФОТОГРАФИЯ.
Назарьянц Степан Назарович (дом Бабаханова).

• ТРАНСПОРТНЫЕ КОНТОРЫ.
Восточное об-во товарн. скл. и транспорт. товар.; Пароход. общ-во «Кавказ и Меркурий»; СПб. К° «Надежда».

2) МЕРВСКИЙ УЕЗД
[Жит. 100.687. В состав уезда входят Пендинское и Иолатанское приставства; самый же уезд состоит из земель отамыш и тохтамыш (название 2 господствующих родов текинцев). Население занимается хлебопашеством. Близ Мерва находится Мервское хлопковое опытное поле. У г. Мерва воды р. Мургаба расходятся по полям и у этого города дальнейшее течение этой реки прекращается. В настоящее время выше Мерва по Мургабу в «Государевом Мургабском имении» предприняты обширныя ирригационныя работы, которыми имеется в виду, в те месяцы года, когда Мургаб несет воды более, чем это требуется для населения, собирать излишнюю воду в особыя водохранилища и затем расходовать ее на орошение полей Государева имения. Почтово-телеграф. конторы в пос. Иолотан, Кушке и Тахта-Базаре (местопребыв. Пендинскаго пристава; таможня 3-го разряда). Почтово-телеграф. отд. в Байрам-Али].

• ТОРГОВЛЯ.

МАНУФАКТУРА (ТКАНИ):
Айрапетов Бахиш Ованесович (ур. Кутка, дом Агамирова); Асадов Зураб Акопович (ур. Кутка, сб. дом); Кули-оглы Ахунд Ильяс (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Григорянц Николай Михайлович (Тахта-Базар, сб. дом); Давыдов Нусрулла (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Исаков Хаджи Сулейман (Тахта-Базар); Мусальянц Мосес Саркисович (Тахта-Базар, дом Израева); Шаверды Параг (Тахта-Базар); Рызаев Кафар (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Садыхов Хадум (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Наталь-оглы Юсуф (Тахта-Базар, дом Агаджанова); Ягубов Юсуп (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.).

МЕЛОЧНАЯ ТОРГОВЛЯ:
Алиев Абдул-Джафар (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Авет-Баданов Абдул-Кают (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Саттар-оглы Абдул (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Кадуна-Ашам Аграман (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Абдурахман-оглы Аксакан-Тохтамыш (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Бакиев Юсуп (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.); Гусейн-оглы Рахматулла (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.).

МЯСО:
Рахман-оглы Абдул (ст. Байрам-Али, Мургабское Государево им.).

• Ист. и лит.: Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хозяйства и администрации: торгово-промышленный адрес-календарь Российской империи. – СПб.; Изд-во А.С.Суворина, 1895 – 1902.


Рецензии