Школа будущего, какая она?

 Более 50 лет моей профессиональной жизни связаны с образованием. Пройдя путь от школьного учителя до министерского чиновника и академического ученого в педагогической сфере деятельности, и снова вернувшись преподавать в школу в качестве учителя, мне показалось, что пора проанализировать все то, что происходило с нашей школой в этот период времени, и, попробовать спрогнозировать, что ее ждет в будущем.
 Несколько лет назад я уже рассматривал эту проблему с точки зрения организационно-педагогических мероприятий, предпринимаемых различными государственными управленческими структурами. К чему это привело всем хорошо известно. Образование заходит в тупик. Но почему? Ведь каждый учебный год начинается с каких-нибудь новых школьных и около школьных нововведений, исходящих от министерства образований и иных управленческих структур.
 А воз и ныне там. Правда надо отметить, что большинство выпускников, особенно тех, кто хочет и может учиться, почти приспособилось к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Для  школьников, сдача экзамена  уже почти не истерика, и, если и бывают ЧП, то скорее, по вине  журналистов, создающих себе славу на высосанной из пальцы сенсации. Кстати, для непосвященных, сдача ОГЭ и ЕГЭ отличается от традиционной системы, существовавшей в нашей стране десятки лет, только тем, что экзамен стал принимать почти всегда не человек, а компьютер. Он и оценивает первую и основную часть экзаменационной работы, за которую учащийся получает положительный, проходной далее балл, или ставит ему неудовлетворительную оценку. Вторую и основную итоговую оценку школьнику ставит эксперт, который оценивает качество выполненной более сложной части работы. При этом экзаменатор  не знает, чью конкретно работу он проверяет. Эта система проведения экзамена и оценки итоговых знаний школьников направлена на максимальную объективность результатов. Безусловно, наверняка она не всегда прозрачна и не исключает нарушений, но по сравнению с ранее существовавшим безобразием, почти повсеместным взяточничеством при зачислении в Вузы, сегодняшняя система зачисления гораздо лучше.
 Это давно и хорошо известно всем заинтересованным лицам. В первую очередь, конечно, учащимся и их родителям. И, безусловно, школьным учителям, работающих в выпускных классах. От итогов выпускных экзаменов теперь, в значительно большей степени, чем раньше, зависит оценка администрацией качество педагогической деятельности педагогов. И их, естественно, зарплата.
  Так было всегда, но не до такой степени. После слияния 10-12 лет назад в образовательные комплексы всего, что можно слить в образовании, началось, особенно в крупных городах, соревнование, причем почти гласное, где процент успеваемости и качества образования выше. От этого стала зависеть премия руководства комплексов, и, как, следствие, учителей.
Школа превратилась в массового репетитора выпускников 9 и 11 –х классов. При этом Департамент образования Москвы поставил цель перед руководством образовательных учреждений перевести преподавание во втором полугодии в выпускных классах на подготовку, фактически, официальное натаскивание  детей на сдачу экзаменов. И это почти всех устроило. Кроме преподавателей Вузов, а затем работодателей вчерашних школьников. Они констатируют значительное падение общего интеллектуального уровня выпускников последних лет. Это понятно. Вчерашний школьник, зазубрив тот материал, который он должен был сдать на экзамене, сдав, тут же его и забыл. Это прекрасно знают и преподаватели колледжей и вузов. Их студенты также готовятся и сдают экзамены. Главное получить диплом!
Качество знаний наших профессионалов практически во всех сферах деятельности оставляет желать лучшего. И дело не в ОГЭ и ЕГЭ, а в системе образовательной деятельности педагога. Причем на всех уровнях: от детского сада до Вуза!
  В чем суть проблемы и как ее решить?
  Об этом много написано, примерно 20-25 лет назад даже центральное телевидение попыталась рассказать и показать работу передовых учителей страны. Мы увидели, услышали, прочитали о новациях Сухомлинского, Шаталова, Волкова и многих других интересных педагогов. Они поделились секретами своего мастерства, показали свои уроки, рассказали о своих задумках и способах их реализации. Это был прорыв к педагогической правде. Не обо всем, конечно, тогда было сказано. Были, есть и будут дети не только необучаемые в массовых школах, но, главное немотивированные к познанию чего-либо нового, вообще. Такие дети не хотят учиться изначально сами и не дают учиться окружающим их одноклассникам. Эту проблему, если и пытались решить, то безрезультатно. Кстати, обсуждать ее не любят нигде. Ни на телевидении, ни в печати, ни в Думе. А начинать надо с нее, особенно теперь, в связи с массовым наплывом мигрантов. Не зная русского языка, всех его особенностей, невозможно вообще что-либо в других предметах. Пройдет всего несколько лет, и мы все столкнемся с массовым выпуском детей этих новых для центральных районов России жителей. Наверное, для них придется придумывать какие-то отдельные экзамены. Среди них будут и те, кто родился и прожил всю жизнь в России, но учиться никогда не хотел, да и не мог.
 Проблема вторая, не менее важная, но более сложная, в создании атмосферы педагогического творчества в образовательном коллективе. Ведь каждый педагог должен быть Личностью, иметь свою неповторимую харизму. Только такой учитель, воспитатель может создать на своем занятии, уроке атмосферу поиска знаний для своих учащихся. Именно поиска, а не только повторения заученных и кем-то, когда - то высказанных или сформулированных правил и, подчас, спорных истин.
  Не буду создавать идеальную модель урока, на котором можно было бы научить всех учащихся. Или, как минимум, всех вовлечь в образовательную деятельность. Во-первых, такой общей для всех случаев жизни не существует, а, во-вторых, у каждого из творчески работающих педагогов, наверняка,  есть  свой набор готовых сценариев для разных педагогических ситуаций. Опыт приходит каждому из нас со временем, у каждого есть или, по крайней мер должна быть своя неповторимая и не похожая ни на кого ХАРИЗМА.
Когда наступят такие времена, о которых остается только пока мечтать, мы не будем обсуждать проблемы сдачи детьми ОГЭ и ЕГЭ. Они к тому времени обязательно изменятся в лучшую сторону, как и знания и умения наших детей.


Рецензии