Святая земля. 2 мая 2002 год. Великий Четверг-7

     СВЯТАЯ ГОРА ЕЛЕОН. РАЙСКАЯ ВЕТВЬ

     Здесь, на горе Елеонской, когда Богородица, по обыкновению, возносила Свои молитвы, пред Нею предстал Архангел Гавриил, служивший Пресвятой Богородице с первых дней Ее детства: он питал Ее во Святых Святых, принес Ей благую весть о рождении от Нее Сына Божия, неотступно охранял Ее во все время жизни Ее на земле. Небесный посланник передал Пресвятой Богородице радостные для Нее слова Господа, что вскоре, - по прошествии трех дней, - Она отойдет ко Христу Богу. Возвещая Пречистой Деве час смертный, Архангел говорил Ей, чтобы Она не смущалась, а с радостью приняла его слова, ибо они призывают Ее в безсмертную жизнь к вечному Царю Славы:
     - Сын Твой и Бог наш, - говорил Архангел, - с Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми Небесными духами и душами праведных примет Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним безконечное время.
     А в знамение торжества Богородицы над смертью, Архангел вручил Пресвятой Деве райскую ветвь: это была сияющая светом небесной благодати ветвь от финиковой пальмы; ее должны были, как сказал Архангел, нести пред одром Богоматери, когда пречестное и пречистое тело Ее будут нести для погребения.
     Преблагословенная Матерь Божия исполнилась несказанной радости и духовного восторга, ибо что могло быть для Нее радостнее и приятнее жительства на Небе с Сыном Своим и Богом и - блаженства при созерцании Его сладостного Лика?
     Пав на колени, Она начала усердно благодарить Творца Своего:
     - Я не была достойна, - молилась Пресвятая Богородица, - приять Тебя, Владыко, в утробу Мою, если бы Ты Сам не помиловал Меня, рабу Твою; Я соблюла вверенное Мне Сокровище и посему имею дерзновение просить Тебя, Царь Славы, чтобы Ты охранил Меня от области геенской: если Небо и Ангелы трепещут пред Тобою, то тем более созданный из персти человек, не имеющий за собою никаких заслуг, кроме дарованных Твоею же благостью; Ты, Господь и Бог, благословенный во веки.

     Здесь, в Гефсиманском саду Богоматерь была погребена. Святые апостолы пробыли при гробе Пресвятой Богородицы, не покидая Гефсиманского сада, трое суток, днем и ночью воспевая псалмы. И во всё это время в воздухе слышалось дивное пение Небесных Воинств, восхваляющих Бога и ублажающих Его Пречистую Матерь.
     По особому устроению Божию один из апостолов, святой Фома, не присутствовал на преславном погребении тела Пречистой Богородицы. Он только на третий день явился в Гефсиманию. Святой апостол Фома очень скорбел и сокрушался, что не удостоился, как прочие святые апостолы, последнего приветствия и благословения Пречистой Богородицы. Он сильно плакал также и о том, что один только не видел Божественной славы, дивных таин и дел Божиих, явленных во время успения и торжественного погребения Богоматери.
     Святые апостолы, сжалившись над ним, решили открыть гроб, чтобы святой Фома мог увидеть хотя бы мертвое тело Преблагословенной Богородицы, поклониться ему и получить хоть малое утешение. Но, когда святые апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание. Святые апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит!? Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы?
     К вечеру они сели, чтобы немного подкрепиться пищею. У святых апостолов во время трапезы был такой обычай: они оставляли среди себя незанятым одно место, полагая на нем в честь Христа - как Его часть - кусок хлеба. По окончании трапезы, вознося благодарение, они брали помянутую частицу хлеба, называемую частью Господа, и поднимали вверх, славя великое Имя Пресвятой Троицы, затем, после слов "Господи Иисусе Христе, помогай нам!", съедали этот кусок - как Божие благословение. Так поступали святые апостолы не только тогда, когда все были вместе, но и когда каждый находился вдали друг от друга.
     Теперь же в Гефсимании во время трапезы они ни о чем другом не думали и не говорили, как о том, почему не нашлось во гробе Пречистого тела Богоматери. И вот, когда окончив трапезу, святые апостолы начали воздвизать отложенную в честь Господа частицу хлеба, славя Пресвятую Троицу, вдруг услышали ангельское пение: поднявши глаза, они увидели на воздухе стоящую Пречистую Матерь Божию, окруженную множеством Ангелов. Она сияла неизреченным светом и сказала им:
     - Радуйтесь! - ибо Я с вами во все дни.
     Святые апостолы, исполнившись радости, вместо обычного "Господи Иисусе Христе, помогай нам" воскликнули:
     - Пресвятая Богородица, помогай нам!
    
     С этого времени они как сами уверовали, так и Святую Церковь научили верить, что Пречистая Матерь Божия в третий день после погребения была воскрешена Своим Сыном и взята с телом на Небо. Взяв оставленную во гробе плащаницу, для удостоверения отсутствующих и утешения страждущих, апостолы возвратились в Иерусалим и вскоре после этого опять рассеялись по всем странам мира для Евангельской проповеди.
     Не подобало скинии жизни быть во власти смерти и Породившей Создателя твари разделить участь тления с земною тварью. Законодатель явился исполнителем данного от Него Закона - сыновья да чтут родителей: Он почтил Пренепорочную Матерь Свою, как Себя, - как Сам Он со славою воскрес в третий день и потом вознесся с Пречистою плотию на Небо, так и Матерь Свою воскресил со славою в третий день и взял к Себе в небесные селения. Об этом предсказывал и святой Давид: "Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея"(Пс.131,8). Его пророческие слова сбылись при воскресении Господа и воскрешении Им Своей Матери.
    Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и Церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому, как ранее, чрез неверие того же апостола, уверилась в воскресении Христовом (Иоан.2,24-31).


Рецензии