1. 4. Эхо Крымской войны 1853 - 1856

          http://proza.ru/2024/08/03/763


         Жизнь продолжалась, появлялись не только новые хаты (дома), проводились ярмарки, росла торговля, но и зарождалась промышленность, начались реформы в образовании, изменялись формы управления в учреждениях города и уезда.

         Находясь на перекрёстке торговых путей, ведущих в Крым, Бердянск, Каховку, Орехов, а также на север страны, Мелитополь в 50 – 70 годы развивался, главным образом, как центр торговли тонкорунной шерстью, скотом и хлебом, производимыми немецкими колонистами. Уже в середине 60-х годов в городе работали 103 магазина и лавки, несколько хлебных и лесных складов. На многодневные ярмарки ежегодно завозилось различной продукции более чем на 600 тысяч рублей серебром, а сбыт превышал 400 тысяч рублей.

         Промышленность лишь зарождалась. В городе действовали маломощные мыловаренный, свечной и салотопенный заводы полукустарного типа. Работали 232 ремесленника – пекари, мясники, портные, кузнецы и другие. Открылось приходское училище.

         Во главе города с 1848 года в должности городничего вовсю трудился Ковецкий Цезарь Лаврентьевич, отставной штабс-капитан, переведённый в город из Ногайска с аналогичной должности.

         – Так, что у нас получается? – Ковецкий со взъерошенными волосами сидел за столом с кучей бумаг.

         Его вызвали на совещание в губернию, и нужно было подготовиться к выступлению о положении дел в городе и уезде.

         – Сафонов! Александр! Ну, ты долго будешь ковыряться? Мне уже выезжать надо! Давай быстрей, ты же бородой оброс на этой должности!

        Письмоводитель коллежский регистратор, он же Александр Сафонов выложил городничему подготовленный материал.

        – Та-ак, садись! Слушай, что получилось, – Цезарь Лаврентьевич откинулся в кресле и начал зачитывать свой доклад.

        – В течение пяти лет в Мелитополе возникли и начали работать черепичный и пять кирпичных заводов с общим годовым производством (в денежном выражении) на 4,5 тысячи рублей серебром, что способствовало застройке города кирпичными домами. – Ковецкий посмотрел на Сафонова.

        – Ты не сиди, мух не лови. Успокоился, что листы мне подсунул! Бери листок и помечай, что не так, что поправить?! А то я тебя вместо себя отправлю, будешь знать, как перед начальством стоять! Продолжаю!

        – Насчитывается 360 каменных домов и 15 каменных лавок. В городе (население составляло 2385 человек) ежедневно собираются базары, три раза в год – ярмарки, на каждую из которых из окрестных сел доставляется более чем на 100 тысяч рублей разных товаров.

        Ковецкий взял стакан с водой, отпил.

        – И как тебе доклад, письмоводитель? Ну и должность у тебя назвали! Ещё бы извозчиководителем нарекли! Ха-ха-ха! – расслабился городской голова.

        – Помечаю, Цезарь Лаврентьевич, как сказали, всё доведу!

        – Хорошо! Так вот дальше у нас тобой, – в это время листочки упали на пол, городничий, тяжело дыша, наклонился и, ругаясь, стал в них разбираться.

        – Чёрт возьми! Слушай дальше! За Мелитополем закреплено 6115 десятин земли, в том числе 140 десятин в городской черте… Загородную землю городская управа сдаёт в аренду зажиточным крестьянам и немцам-колонистам, и это является одним из главных источников ее дохода...

        Ладно, пропустим эти десятины, чёрт с ними. Про образование надо. С образованием пока не всё благополучно. Но есть и положительные моменты. В городе появилась вторая приходская одноклассная школа, а также две частные – одноклассные. Во всех четырех школах обучается около ста детей, что составляет десятую часть детей школьного возраста (к середине 60-х годов умели читать и писать менее трети мужчин и лишь 15% женщин).

        Не просто было работать, как мы понимаем, головой города: здесь и слабый бюджет, и дороги, транспорт, да всё! Но нужно отдать должное, несмотря ни на что, город развивался.

        Во время очередного объезда по объектам, Ковецкий осматривал мыловаренный завод, когда раздались громкие шаги и появившийся, весь взмыленный от быстрой ходьбы караульный сходу выпалил:

        – Ваше Высокоблагородие, война к нам! (Крымская война 1853 – 1856 гг.).

        – Что Крым?!

         – Ваше Высокоблагородие! Десант занял Евпаторию, а на следующий день их главные силы высадились близ него.

         Кавецкий облокотился на стенку, ему подставили стул.
 
         – Все моей смерти хотят! Нет, нужно увольняться…

         Продолжение следует. http://proza.ru/2024/08/14/995
         Книга опубликована в Литресе.


Рецензии