Заметки мимоходом. 1-31 июля 2024 года
Думаю об истории бурятского села, деревни. Вообще, кочевые народы Азии, собирались в административно-территориальные единицы, создавали их центры? Кто их собирал, с какой целью и что из этого получилось?
2 июля
Для каких выводов и умозаключений должен быть один пример. Предлагают село Цокто-Хангил. Что ж, надо браться. Труд сложный, долгий и напряжённый.
3 июля
Старинные песни
Исполняла в молодости Цындыма-авгай Гонсоронова из Цокто-Хангила
* * *
;ргэн сагаан Бооржомни
;бэлд;; намартаа дулаахан.
;ел;эн хайратай н;хэднай
Уулзахал б;хэнд;; зулгыхан.
Хабтагай сагаан Бооржомнай
Хабартаа, намартаа дулаахан.
Ханил;ан хайратай н;хэднай
Харахаш б;хэндэм зулгыхан...
* * *
Хазаартал бороео табихыем
Харганаашын дабаан хотогод гыш.
Ханил;ан гансада ошохыем
Халуухан наран тонгос гыш.
Унагшал бороео табихыем
Уулын дабаан хотогод гыш.
Ушар;ан гансадаа ошохыем
Улаан наран тонгос гыш.
6 июля
Начал работать в музее села Цокто-Хангил. Вот фото лета 1962 года. Персонажи, конечно, не могли предположить, что фотография станет исторической, но сегодня, рассматривая снимок, я вижу эпоху и людей, где были настоящие человеческие взаимоотношения, слышу бурятскую речь без никаких акцентов и «аранжировок».
На снимке: лето 1962 года, хребет Амитхаши по направлению к Тулмасану. Писатели и журналисты Жамьян Балданжабон и Самбу Норжимоев, Цыремпилов Батожаргал с дочкой, бухгалтер колхоза имени Сталина и водитель того же колхоза Данзанов Дарма. Дружеские тосты. (Все на равных. Все друзья, земляки, буряты!)...
7 июля
Бурят-монгольское село на пространстве Байкальского региона – большая и отдельная тема. В первую очередь – это один из очередных этапов развития монголов мира, внутри которых находится бурят-монгольский народ, в некоторые периоды истории являя собой передовую часть этого большого монгольского мира во многих сферах его деятельности. Подчёркиваю «в некоторые периоды истории».
Такая тема ещё никем и нигде не поднималась, ибо монгольское обществе, особенно бурят-монгольский народ, как и население половины планеты, находится и живёт в шаблонах чуждого им мышления, которое надо только анализировать и изучать, но не следовать ему. До тех пор разговор о развитии монгольского мира и бурят-монголов не имеет никакой перспективы.
Но поскольку тема, как и национальные сёла, присутствуют поднимать её необходимо. Как? Только углубившись в историю и топонимику каждого отдельного места, ставших при объединении людей, отдельными сёлами и хозяйствами. Такая история иногда отражена в народном фольклоре. Вот недавнее стихотворение Светланы Махабадаровой из села Цокто-Хангил, можно сказать, находящегося в самом центре Агинского Бурятского округа. В этих строках отражена основная топонимика села:
Эхэ орон эрдэни юм,
Т;рэл нютаг т;рхэм юм.
Газар ороноо шэнжэлжэ,
Гара;ан нютагаа эльгэлжэ,
Нэрэ байрынь мэдэжэ,
Н;хэд зондоо ;ануулжа,
;хи х;;гэдтээ ойлгуулжа,
Залуу доодо ;ед;;
заажа харуулжа ябагты.
Урда з;г;;; угтааша,
Уула жалгаар ябааша,
Утахан харгын захаар
Хараа мэндэеэ мэд;;лдэг:
Хуушан Х;нхэр, Бурхи, Хордей, Уляа;ата,
Сагаалжа, Ножо, З;;н Хара нуур,
Боролжото, Тайлгата, ;;;гтэ,
Сагаан ;бгэн, Заха толгой, Хялын ;ндэр,
Жамсаран Дансаран обоодоо ;ргэ;;;р Эхэ нютагаа орохот.
Хойто з;г;;; харааша,
Хада уулаар ябааша,
Ороошон гараашании дахааша,
Х;нды жалгаар ;леэ;эн
Жаранхан жабартай Жабхараагай
Ханха харгын захаархи
Хараа мэндэеэ мэд;;лдэг:
Дэлгэрэй дабаан, Боро ;удал, Шубуута,
Х;хэ Адха, Хялабсайта, Мой;ото жалга,
Зу;аланта, Тэхын толгой, Эхир толгой,
Алтан т;шэлгэ, Х;;бэлдэй, ;лиртэ жалга,
Ху;ан жалга, Эл;этэ баабай, ;амгад толгой,
Улаан шулуута, Ханхаал, Хара толгой,
Х;рилг;;тэ, Та;архай, Бухата, Булагай ;ндэр,
З;;дэг х;нды хара;аар Хангил нютагаа орохот.
***
Аглагхан Ага;аа гараад,
Амидхаашын дабаа алхаад,
Дэлгэрэй дабаа дабаад,
Боро ;удал ;нгэр;;д,
Шубуу нюурта;аа эхилээд
Шууяа ;эбшээ ;з;;л;эн,
Жаранхан жабараар эбхэр;эн
Жалга х;ндын аман;аа
Жабхараа голнай эхитэй юм.
Жаргалтай х;хюутэй, жабхаа ;айтай
Жабхараа нютагта анхан т;бхинэ;эн манай нютаг м;н;; Согто-Хангил юм даа.
P.S. Фольклор, топонимику и историю своих сёл знают только местные, свои, люди. Следовательно, надо жить среди них и впитывать их знания…
10 июля
В Бурятии учредили премию Даваа-Самбу ламы
Учредили премию родственники лхарамбы Даваа-Самбу ламы, бурятского монаха, одного из самых загадочных сподвижников Далай ламы.
11 июля
Зимой и весной 2024 года в Центре Виктора Балдоржиева создан документальный, историко-социологический роман «Намсарай Бадмажабэ. Человек и Эпоха», прошедший все этапы – от замысла до тиража.
В начале аномально жаркого июля книга доставлена из Иркутской типографии в Агинское.
Выражаю огромную признательность инициатору и организатору издания Батору Геннадьевичу Бадмажабэ. Кстати, у него можно приобрести роман (8914-499-49-88), где, впервые (!), дано обоснованное и реальное исследование истории агинских бурят, территория которых за свою историю входила в разные административно-территориальные образования самодержавной России и СССР. На 610 страницах отражена реальная история агинских бурят до 1963 года. В книге – досоветская и советская Ага...
Следующая Тема – «Села и посёлки: новый этап развития бурят-монголов».
Бурятское село, где сегодня сконцентрированы жители многих близлежащих мест, – очередной этап развития бурят-монголов и жителей села со всеми положительными и отрицательными моментами нашей сложной истории.
Бурятское село вобрало в себя это-топонимику древних мест, каждое из которых имело свою историю, мифы, бы;ли и легенды.
Бурятское село – роды, семьи и люди исторических мест, которым они поклоняются до сегодняшних дней
Бурятское село – центральная усадьба бывших и действующих артелей, коммун, ТОЗов и большого колхоза советского периода, агрофирмы агрокооператива, фермеров и ЛПХ постсоветского времени.
Бурятское село – огромная и пока не исследованная история народа, которая не может быть оставлена без внимания, ибо в этой истории – судьбы современников и корни наших потомков.
Бурятское село – это удивительные биографии и потрясающие рассказы людей, способные стать вершинами литературных произведений.
Бурятское село – это сохранивший фольклор и музыка, слово и живопись, а также известные виды древнего и современного искусства.
Бурятское село – не исследованная тема и не сохранённая в литературе память.
Бурятское село – не написанная не изданная книга, где должны быть отражены все исторические места, этно-топонимика села, а также – каждый род, семья и все ветераны села и колхоза.
Бурятское село – это не написанный и не собранный в книге музей!
12 июля
Вынужден огорчить некоторых товарищей…
История – это всегда логичное требование принципа историзма, который рассматривает мир, природные и социально-культурные явления в динамике их изменения или становления в пространстве и времени. Отсюда – анализ объектов исследования в связи с конкретными историческими условиями, в которых они существовали или существуют.
Сказанное выше в полной мере относится и к литературе, ибо в первую очередь принцип историзма предполагает богатство развитого, постоянно развивающегося внутреннего мира. Отсутствие такого мира, обращённое к обществу – серьёзнейший вред и трагедия людей.
Вне принципа историзма всякие дискурсы бесполезны, ибо они будут нелогичными и безрезультатными. Главная причина – отсутствие субъектности и субъектного права, лишающие возможности какого-либо разговора и последующего после него результата, особенно в обществе медийной «культуры», где 99 процентов информации – мусор, а для того, чтобы отфильтровать в этом мусоре 1 процент правды, нужна книжная культура, культура глубочайших знаний во многих областях человеческой деятельности. По этому поводу уместно вспомнить Владимира Маяковского:
Поэзия – та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды.
К сожалению, сегодня мы не можем даже предполагать наличие субъектности и субъектного права в среде нашего обитания, хотя появление таких качеств вполне возможно. Но это опять же развитие и самостоятельное образование, исключающее всякие шаблоны мышления…
15 июля
В результате почти трёхсотлетнего падения Их Монгол Улс и многолетней борьбы ханств, княжеств и народов, в XVII-XVIII веках на планете проявились две страны, занявшие этнические земли и территории завоеваний монголов мира – почти 34 миллиона квадратных километров площади планеты или 1/4 часть суши (без Антарктиды).
Это Цинская империя – 14,7 миллионов квадратных километров и Российское самодержавие – 21, 797 миллионов квадратных километров, которые при движение как с Запада на Восток, так и с Востока на Запад сошлись или встретились на Восточной окраине Байкальского региона, то есть в местах, где сегодня проживаем мы – население Забайкальского края и Амурской области.
В историческом измерении эти империи появились и исчезли почти в одно и то же время, просуществовав, примерно, по 270 лет. Цинская империя – с 1644 по 1912 год, Российское самодержавие, впоследствии СССР, – с 1721 по 1991 год. Надо заметить, что падение СССР, мощнейшего наследника Российской империи, продолжается. Судить об окончательных итогах явлений современники не могут, хотя исследователям известны исторические закономерности и приблизительные сроки. При этом динамика и скорость развития человечества и его технологий меняются непостижимо и неумолимо, одни отстают, другие опережают, третьи - в застое, а противостояния будут только нарастать. Но, спрашивается, зачем их проблемы монголам мира?
Где же находятся Монгольские народы, настоящие наследники Их Монгол Улс? Торопиться с отрицательным ответом не следует. Конечно, в силу уровня своего развития и зомбирования они, практически, лишены возможности участия в цивилизационных процессах, а потому давно поставлены в условия медленного и методичного исчезновения, ибо являются только ресурсом для правительств других стран. Единственный путь – осознать и отринуть навязанные шаблоны мышления, не жить по чужим правилам, где уже заложен проигрыш, усиленно заниматься своими (не чужими!) проблемами, основное внимание уделяя самостоятельному, личному, образованию, а также – историческому просвещению, исключающему современные территориальные регионы монголов мира в границах разных стран, памятуя, что эти страны раньше были частью Их Монгол Улс. Никуда более они входить не могли:))
Наша история намного шире, глубже, выше, чем её подают и показывают.
Боро ухаан + интеллект = несокрушимый и развивающий народ. Таким должен быть принцип жизнедеятельности всех монголов мира, ибо они люди совсем другой цивилизации и других векторов развития, нежели современные общества, произошедшие после падения Их Монгол Улс…
25 июля
Пока ездил с участниками нашей экспедиции «Хинган – Хэнтэй» по северо-востоку Маньчжурии, где находится прародина монголов, пришло сообщение из администрации Живого Журнала, вот его текст: «Новое достижение. Бесконечный источник идей! Написано более 1000 материалов. Ваши труды поражают и вдохновляют многих. Продолжайте творить, это важно!»
(Такое признание на фоне диковатых и оскорбительных заявлений некоторых сородичей в мой адрес стали настоящим лекарством для меня).
За какой срок я написал столько материалов, не сообщили. Пишу каждый день. Это – потребность. Не всё публикую. Важно сдерживать порывы.
Сегодня думал об абстрактном мышлении. И набросал очередной пост, возможно, обидный для некоторых и вдохновляющий какую-то часть читателей. (О поездке по северо-востоку Маньчжурии – на днях…)
* * *
История для некоторых народов, в том числе и монгольских племён, – это тексты или контент совершенно чужих им людей, обильно дополненные собственными, местечковыми, размышлениями на разных уровнях сплетней, суеверий, предрассудков, без отрыва от поисков конкретной пользы, которые сегодня называются «купи – продай» или «мы открылись». Жизнь вне своей истории, неизменно скатывающейся до банальной сплетни, характерна во всех направлениях – от администраций и дацанов до семей и отдельного человека. Медленное и методичное исчезновение в такой исторической обстановке, когда народ не может быть ничем, кроме используемого ресурса другими, особенно пишущими этому народу историю, гарантировано.
Полное отсутствие абстрактного мышления – полное отсутствие развития во всех направлениях, которого не может быть без основы, то есть без абстрактного мышления, где возможны выход за пределы конкретностей, обязательное наличие анализа, собственного мнение и т. д. и т. п…
Деятельность абстрактного мышления – особый этап укрощения ума, то есть развития, многих народов, совершавших сельскохозяйственную или промышленную, научную или технологическую революции, ведущих к обязательному прогрессу всего человечества. Абстрактное мышление – глубокий ум, высокие помыслы, творчество и искусство, радостные открытия и неустанное мышление, аналитика, обязательное знание собственной и всеобщей истории, фиксация всех её этапов в текстах и контенте. Абстрактное мышление – сложный, но обязательный труд вне времени, возвышающий над обстоятельствами и зовущий к прогрессу остальных. Абстрактное мышление - главное условие для занятий искусством, наукой, образованием, политикой, экономикой, бизнесом... О какой литературе (поэзии, прозе) можно говорить, если у автора нет абстрактного мышления?
У меня было много друзей разных национальностей, овладевших великим даром – абстрактным мышлением. Каждый из них мог бы повторить слова Сократа: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель».
27 июля
Вполне закономерно, что место рождения Тэмуужина (Чингисхана) в конце 1950 годов было «перенесено» из среднего течения Онона на территорию МНР по политическим мотивам, когда (в июле 1958 года) из названий Бурят-Монгольских округов и Бурят-Монгольской республики убрали главный компонент «Монгольский». По мнению тогдашних правителей и партии, это слово вообще не должно было звучать и идентифицировать кого бы то ни было на территории СССР и России.
Но степной ландшафт невозможно перенести в сплошную тайгу и горы, где исключены проживания больших масс людей и домашних животных, перекочёвки на телегах, масштабные сражения. Кочевники и таёжные горы, скалы, реки – несовместимые понятия.
К тому же, если бы в далёком XII веке какой-нибудь голодный и гонимый монгольский подросток убежал в глубины необозримой хэнтэйской тайги, то его бы никто и никогда не нашёл, а с ним могло бы произойти что-угодно: мог потеряться, замёрзнуть, утонуть, быть съеденным дикими животными и т. д. и т. п. Следовательно, события происходили где-то недалеко от лесостепной и степной части побережья Онона, где жили средневековые монголы и гонимое семейство отравленного Есугей-батора и исстрадавшейся Оэлун-эхэ…
В силу этих и других элементарных, логичных, причин сознание монголов мира всегда возвращало и будет возвращать историю рождения Тэмуужина и создания Великой Монгольской империи из гор и тайги на правый берег среднего течения Онона современного Ононского района, Ононскую дубраву (Цасучейский заказник), степные монгольские ландшафты о чём и сказано в Сокровенном Сказании Монголов, а впоследствии зафиксировано в XIV веке Рашид-ад-Дином, в XIX веке – востоковедами в Географически-статистическом словаре Российской империи. То есть, всё давно известно!
Остальное – намеренные измышления политиков и недалёких умов, которые смехотворным образом трактуются и переливаются из пустого в порожнее в разных контентах и на современных мероприятиях, где пытаются подстроиться под действующую повестку, там, кстати, очень верно сказано об основах исторического просвещения населения. Но ведь надо либо обладать этими основами или хотя бы правильно понимать их. Без этого ни один турист, особенно из Китая, где сегодня очень верно понимают историю монголов мира, «не клюнет» на предлагаемые российские «программы». Скучно и бездарно. Безрезультатно. Впрочем, об этом можно было и не писать...
28 июля
Сколько себя помню, столько и обуревали меня мысли, самые разные идеи, планы, стихи, мечты. Наивный, с малых лет я увлечённо говорил о них окружающим, в первую очередь – самым близким. Но через какое-то мгновенье вокруг меня создавалась отчуждённость, загоняющая в отдельный вакуум, слова мои были непонятны и не слышны окружению, а сознание заполняли ужасная, чёрная, опустошённость и сиротство. Я был всем чужим, всякая близость испарялась. Не хватало воздуха. Жизнь возвращалась медленно и трудно.
Так продолжается долго, пятьдесят, шестьдесят лет: от яркой и насыщенной мечты – до полной опустошённости и сиротства, ощущения, что из этой ваты никогда не будет выхода... Конечно, в реальности, пусть и не полностью, я исполнял свои мысли и мечты, но всегда в совершенном одиночестве. Очень часто это были серьёзные дела, которые сегодня называют финансовыми проектами. Они кормили и до сих пор кормят многих людей, но вряд ли кто-нибудь из них понимает, что это и откуда, ведь я никогда не ищу работу и не хожу на работу, всё изобретается и зарабатывается там, где и нахожусь. Для многих моя деятельность давно стала манной небесной, привычной и даже обрыдлой. Наверное, так и должно быть. Ведь у них нет мечты, а потому не может быть своих денег. Им труднее, чем мне. И они не притворяются. Зачем притворяться, казаться не тем, кто на самом деле и дурачить остальных?
Как большинству, так и меньшинству, то есть моим близким, которые всегда были и будут на стороне большинства, (а где им ещё быть?), моё физическое, тем более эмоциональное здоровье совсем не интересны. Надо понимать и благодарить тех, кто не притворяется. Ведь, как утверждал Воланд: «… и милосердие иногда стучится в их сердца». У моего окружения оно стучит. Мне ли не знать об этом. И у тех, кто притворяется тоже есть сердца, только туда никто не стучится до определённого времени...
Между прочим, любопытным, то есть так называемым коллегам, не дают покоя мои красные удостоверения, медали, почётные грамоты в красивых рамках, но с недавних пор я помещаю в них рисунки своей семилетней внучки Вики. У нас это называется «Выставка». У каждой девочки или каждого мальчика должна быть своя выставка… Теперь я не против наград: нам с Викой нужны красивые рамки. Недавно она спросила про мой день рождения. Никто и никогда не спрашивал, а Вика спросила!
Вообще, художник, как и всякий ребёнок, никогда не притворяется, а потому обидеть его может каждый.
Иногда, в минуты сиротства, я призываю образы Александра Вертинского и многих других, далёких от моего окружения художников, и мысленно, разговариваю и пою вместе с ними:
Что за ветер в степи молдаванской!
Как поёт под ногами земля!
И легко мне с душою цыганской
Кочевать никого не любя…
Слышите? Искусство облагораживает любого зверя.
«… никого не любя», конечно, для монгола перебор, хотя именно из-за этого «перебора» моя жизнь сложилась не совсем так, как мечтал.
Чем дальше уходят годы, тем сильнее ощущаю солёный запах и пенные брызги океана, в туманной дымке которого проявлялись неясные очертания далёкой и таинственной земли. Мне говорили, что это Хоккайдо, Япония. Пятьдесят километров по прямой! Было это давным-давно, почти сорок лет тому назад на мысе Крильон, выступающим отдельным и рваным полуостровком, вытягивая в хищную, акулью, длину промозглый Сахалин, где я пытался жить. Окажись в этот миг на берегу какая-то лодчонка, я бы уплыл в туман, в Японию. Думаю, что там не притворяются. Вообще, надо искать места, где не притворяются. Не получилось, материк звал. Мираж остался. Можно ли его оживить? Не знаю, да и поздно, осенью встречусь со своим семидесятилетием… Уже? Как быстро!
Впрочем, вот что. Стану-ка я выступать, то есть исполнять свои стихи со сцены в каком-нибудь кафе. Надо похудеть, придумать одежду, продумать идею, то есть насладиться процессом. Вертинский и другие помогут. Они поймут и меня, и одежду, и музыку моих слов. Например, вот этих:
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
И напевны пески Ханхонгора,
Полумесяц – кровавый клинок,
На экране горит монитора –
Алашань или древний Восток.
Снятся белые дали Ордоса,
И плывёт в миражах Алашань,
Там идёт грациозна, раскоса,
Моя женщина – смуглая лань.
Открывают туманы барханы,
И опять не могу я уснуть:
Всё идут и идут караваны,
Не кончается шёлковый путь.
Вижу, скачут тумэты и хори,
Слышу топот тяжёлых копыт,
А пейзаж – марсианское море,
Золотея под солнцем, горит…
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Мне трудно об этом говорить окружающим, но, по моему глубокому убеждению, человек без мечты – не совсем человек, тем более – не личность. Конечно, человек – животное стадное, но всё же… Обидно? Ответьте сами…
А по большому счёту я вам советую: мечтайте, садитесь, не сомневаясь, в свою лодчонку или идите, не оглядываясь, за туманные горизонты этого таинственного мира, чтобы, как говорится, не было мучительно больно за бесцельно прожитые… сами знаете что… И помните: все мы одиноки, все мы сироты, люди не рождаются и не умирают коллективами.
Никого не зовите и не держите. Мир бесконечен.
Не надо притворяться, надо постараться понять друг друга. И жалеть всех и каждого.
29 июля
Написал отчёт о поездке на северо-восток Маньчжурии, где находится Эргунэ Кун или история древних монголов, которую мощно поднимает Китай.
30 июля
Начал набирать или перебирать весь материал, который написал в разные годы о Цокто-Хангиле либо хоть как-то касается этой темы. Надо набрать и собрать в одной папке на компе все, что имеется об этом селе и людях. Громадная работа.
31 июля
Бойтесь людей, которые отнимают у вас время, избегайте или забудьте о них навсегда. И сами не отнимайте время у кого бы то ни было.
Свидетельство о публикации №224080700112