Село Бурлацкое у р. Мокрой Буйволы

СЕЛО БУРЛАЦКОЕ У РЕКИ МОКРОЙ БУЙВОЛЫ

Историки и краеведы о селе Бурлацком

Село Бурлацкое Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии впервые представлено краткими сведениями в 1883 году в 10-м выпуске Статистико-географического путеводителя по Ставропольской губернии, который составил секретарь губернского статистического комитета И. В. Бентковский. [1]
Твалчрелидзе А. И., инспектор народных училищ Ставропольской губернии, в 1897 году в своем сборнике о Ставропольской губернии о селе Бурлацком опубликовал объемный и содержательный очерк. Сведения о селе Бурлацком и Митрофановской церкви из этого очерка были почерпнуты священником Н. Т. Михайловым для «Справочника по Ставропольской Епархии», опубликованного в 1911 году.
Местные историки-краеведы В. М. Забелин, А. Ф. Рязанов, В. И. Пузиков (автор) и В. Н. Латина написали книги, документальные очерки по истории села Бурлацкого. Так, В. И. Пузиков опубликовал книги: «Бурлацкое дело. 1937-1939 гг.» и «Виктор Греков о родных и друзьях». В. Н. Латина в соавторстве с В. П. Ващенко, при помощи Е. М. Кравцовой и большой группы земляков, в 2023 году опубликовала книгу «Село у Бурлацкой горы».
Наши краеведы опровергли легенду, изложенную в очерке инспектора А. И. Твалчрелидзе, и повторенную Н. Т. Михайловым, что село Бурлацкое название свое получило от «Бурлацкого» яра, «…находящегося близ села, в котором, по преданию, скрывались бе¬глые крестьяне, спасавшиеся от воинской повинности и поме¬щиков и промышлявшие воровством и грабежами. На местном наречии слово «бурлак» очень близко к понятиям: вор, бродяга, бездомовник». [2, 3]
Рязанов Александр Федорович, уроженец села Благодарного, в очерке «Заселение  Мокробуйволинской степи при Бурлацкой горе» писал: «…Название Бурлацкая гора получила не от того, что там бурлаки проживали, а от названия одного из ногайских племён, кочевавших здесь. Называлась она Бурлацкая ногайская орда и насчитывала 2100 казанов». [4]
Подтверждение этому мы находим в книге Латиной Веры Николаевны «Село у Бурлацкой горы». В ногайском Едишкульском племени, которое в 1774-1776 годах кочевало на Кубанской стороне, один из родов назывался «Бурлацким».
В 1781 году волнения среди ногайцев привели к тому, что они решили переметнуться на турецкую сторону: «…Мийского поколения – 6 тысяч казанов (семей), Бурлацкого – 7 тысяч, Кипчакского – 6,5 тысяч, Кара-китаинского – 5,4 тысяч». [5]

Река Мокрая Буйвола

Село Бурлацкое расположено на правом берегу реки Мокрой Буйволы. В давние времена река имела название: Бибала, Бивалла.
В «Книге Большому чертежу», - Древней карте Российского государства, составленной по указанию Царя всея Руси Иоанна Васильевича после 1552 года и перерисованной вследствие полного износа около 1600 года, - наша река названа «Бибала»:
«…А от Чернаго моря до верху реки Кубы (р. Кубань) и реки Кумы 300 верст. А в реку Кубу пала река Лаба из горы. А от Чернаго моря те горы и до Хвалимского (Каспийского) моря. А в тех горах по Терку (р. Терек) и по рекам по иным пятигорские черкасы, и кабарда, и окохи, и осоки, и кугени, и мичкизы… А от реки Кубы, от гор к Черному морю и к Азовскому морю, и до верх реки Маначи от тех гор все кочевье Малых Нагаев Казыива улусу. А от верху реки Кубы из горы вытекла река Кума, и потекла к Хвалимскому морю, от Терка 70 верст, вровень с рекою Терком. А в Куму пала река Доузлов (р. Томузловка), а другая река Бибала (ныне р. Мокрая Буйвола). А река Кума потекла двема протоки из одной реки, а протоку 250 верст, и потекли обе Кумы реки в землю от Хвалимского моря, от проливов и от устья реки Терка 120 верст». [6]
Река Бибала упоминается в книге участника знаменитой «академической» экспедиции Иоганна Антона Гильденштедта «Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг.». Во время этого путешествия он составил проект Моздокской линии, которая с 1777 года начала воплощаться в жизнь в виде «Азово-Моздокской укрепленной линии», строительстве оборонительных крепостей от Моздока до Азова.
В своей книге Гильденштедт описывает путь от Моздока до Черкасска (ныне станица Старочеркасская), столицы земли Войска Донского, который проходил по реке Бибале: «…Путь имеет другое направление сразу от Моздока, так как делают поворот от Моздока к Куре и оттуда к Куме, и пытаются достичь местности Ейдемир-Брод. Оттуда дорога идет от Бибала к Калаусу, и оттуда на Гегерлик (ныне Егорлык) и вдоль него около 2 дней пути до его устья, так как там все три дороги сходятся и продолжают путь вдоль Маныча, то близ него, то в некотором отдалении, вплоть до Черкасска». [7]
И. А. Гильденштедт описал дорогу от Волги, от Черного Яра, на Куму к Моздоку. И этот путь на Кавказ идет через нашу реку Бибалу.
На 9-й день рано путешественники достигают большого холма, называемого по-татарски Кок Айгир (Белый жеребенок), в память события, когда татарский хан на радостях по поводу рождения сына приказал здесь принести в жертву белого жеребенка. Здесь имеются хорошие колодцы.
10-й день пути: от Кок Айгир пришли к Хан Шокрак (Ханский колодец). Этот колодец покрыт большим камнем, в котором высечены различного вида отверстия, через которые вытаскивают воду. Вокруг этого колодца стоят многочисленные статуи.
На 11-й день путешественники «…достигают заблаговременно к полудню реки Бибала и расположенного у нее большого холма Хантибе (возможно, Бурлацкая гора), и оттуда вдоль Бибала к вечеру достигают Маджара». [7]
Ученый Петер-Симон Паллас в книге «Записки о путешествии в Южные Наместничества Российского государства в 1793-1794 годах» назвал приток реки Кумы – Бибала, Бивалла.
Он писал: «…Мы проехали 3,5 версты по долине богатой лесом и вино¬градником, затем пересекли несколько водных каналов, могильных курганов и вступили в степь между Бибалой и Кумой. Здесь имеются остатки древних татарских строений, заметных с первого взгляда и известных под названием Большие или Верхние Маджары. У нас нет оснований верить, будто жители были изгнаны отсюда великим множеством огромных тарантулов, от которых, по традиции, происходит название речки Бивалла. По-татарски «Би» означает «тарантул», а «валла» - «плохой» или «дурной». Я никогда не считал эту страну родиной названных насекомых. Несмотря на все старания, я не смог обнаружить здесь даже обыкновенного тарантула…» [8]
Ученый П. С. Паллас в 1793 году нашу реку называет Биваллой, хотя несколько лет ранее, а точнее, до 1785 года, река уже названа Буйволой. Находим это в Ведомости, составленной к открытию Кавказского наместничества в 1785 году по поручению генерал-поручика Потемкина, правящего должность Саратовского и Кавказского генерал-губернатора. [9]
 В 1876 году опубликован «Гидрографический обзор», в котором река Буйвола описана под названием «Мокрая Буйвола». Буйвола, приток реки Кумы с левой стороны, имеет исток выше села Высоцкого на высоте 392 метра над уровнем моря. Исток получил название «Малая Буйвола». Ниже села Александрии Благодарненского района Малая Буйвола принимает воды балки Сухой Буйволы и далее, направляясь с запада на восток, течет под названием Мокрая Буйвола, впадает в реку Куму при селении Прасковее, сделав 117 верст.
Балка Сухая Буйвола берет начало в черте села Сухая Буйвола. Ее длина 24 версты. Она принимает балки: Дурнушку, Терновую и Рогатую. Их суммарная длина 27 верст. Далее на восток от села Александрии с левой стороны в Мокрую Буйволу впадают балки: Курносая, Кисличная, Черкесская и Долгая. [10]
 На довоенных картах Ставропольского края, в «Очерке дорожно-мелиоративного обследования территории колхозов Благодарненского района», составленного в 1938 году, балки имеют другие названия. С достаточно высокой уверенностью можно сказать, какие балки имел в виду автор «Гидрографического обзора» в 1876 году.
Кисличная балка, ныне Копанская Балка, которая берет начало в западной части Благодарненского района на территории Красноключевского сельского совета. В ее притоках с левой стороны, балках Терновой и Ясеновой растут многочисленные кисличные деревья. Копанская балка питается ливневыми и паводковыми водами из многочисленных балок, в том числе: Кленовой, Бузиновой, Скороходовой, Красный Ключ, Гремучей, Паленой. Впадает она в Мокрую Буйволу в западной части города Благодарного.
Курносая балка, на картах – 1-я Сухая Падина, она начинается севернее хутора Красный Ключ и впадает в Мокрую Буйволу за плотиной Благодарненского рыбхоза. В верховьях балки находились хутор Сухая Падина Александрийского сельсовета (бригада колхоза «Красный партизан») и хутор Садовый Благодарненского сельсовета (бригада и МТФ колхоза «Красная Звезда»).
Черкесская балка, - она же: Казачья, 2-я Сухая падина, - начинается юго-западнее поселка Каменная Балка, впадает в Мокрую Буйволу восточнее села Спасского Благодарненского района. Полагаем, что Черкесская балка получила названия в память о сражении в районе реки Калаус калмыков с черкесами. «…Шесть тысяч закубанцев шли к нашим пределам, калмыцкий хан Убаша с 20-тысячной конницей стоял уже на берегах Калауса и зорко следил за противником. При хане находился пристав подполковник Кишенский. Бой произошел 29 апреля 1769 года. Скоро черкесы стали отступать, а калмыки, как дикие звери, стали наседать на них, рубили, резали, загоняли в болота, топили в Калаусе…» [15] Казачья балка получила название от казачьего кордона, который стоял на границе Благодарненского уезда и Туркменского приставства.
Долгая балка, - она же: 3-я Сухая падина, Алексеевская, - берет начало западнее села Алексеевского, соединяется с Каменной балкой северо-восточнее села Спасского Благодарненского района и впадает в Мокрую Буйволу восточнее села Спасского.
Харитонова балка, - в «Гидрографическом отчете» она не указана, - расположена на левой стороне Мокрой Буйволы и впадает в нее в районе села Сотниковского Благодарненского района.
 С правой стороны в Мокрую Буйволу воду приносят балки, овраги и родники, которых довольно много в районе сел Гофицкого, Шишкино, Александрии, города Благодарного, сел Бурлацкого и Сотниковского. [11]
В реке Куме и ее притоке Мокрой Буйволе водились сазан, усач, щука и плотва, а в реке Куме и сом. О флоре и фауне поймы реки Буйволы писал А. Ф. Рязанов, приводя в своей книге записку землемера Коченева, нарезавшего участки ниже села Благодарного на Мокробуйволинской даче для села Бурлацкого и Сотниковского: «…Река Буйвола изобилует черепахами и мелкою рыбою, как-то: карасями, сазанами, пескарями, плотвой и линями… Вода в реке в пищу и скоту весьма посредственна, ибо солоновата и мутная, но скоро отстаивается. Эта дача бывает в зимнее время обременена сильными ветрами. В Сухой падине летом нет даже влажности. Вода есть в Бурлацкой балке, в колодце. Вблизи колодца есть каменоломня. Из зверей обитают сайгаки, волки, чернобурые лисицы, барсуки и зайцы в большом количестве. Из птиц всего более орлы, беркуты, грачи, журавли, дрофы, стрепеты, куропатки, дикие куры, утки, гуси, вороны, галки, ласточки, жаворонки, голуби, воробьи и кукушки. На эту дачу часто налетает саранча. Почва изобилует солодковым корнем, употребляемым скорняками. Ценность земли оценивается в 5 рублей ассигнациями за одну десятину». [4]
С конца XVIII века, - в связи с основанием первыми поселенцами на берегах Мокрой Буйволы сел и хуторов, строительством на реке плотин, установкой водяных мельниц, использованием воды родников, ручьев и реки для хозяйственных нужд, вырубкой леса, - началось ухудшение экологической обстановки в пойме реки.
Священник Василий Белоградский в 1868 году в статье «Село Благодарное» писал: «…Вода в реке Буйволе солонцеватая, летом почти негодная и вредная к употреблению от застоя в больших и частых прудах и зацветающая от нечистот, ибо в реке мочат лен и коноплю, отчего и рыба в воде умирает и переводится. Весною эта вода несколько очищается протоком лучших вод от первоначальных родников и от тающих снегов. Тогда она даже лучше вод колодезных. Последние вообще с примесью соли, от грунта земли». [12]
10 апреля 1877 года сельский староста села Благодарного Дмитриев Федор составил рапорт о наличии водяных мельниц на реке Мокрой Буйволе. От села Александрии до села Бурлацкого на реке действовали 9 мельниц: Ковязина Ивана, Сумских Романа, Рыльцева Архипа, Кухарева Якова, Бондаренко Ивана Ивановича и Ивана Яковлевича, Пилипенко Алексея, Головиных Петра Матвеевича и Петра Константиновича, Горбунова Максима, Немова Григория. ГАСК, Ф. 299, оп. 1, д. 412.
Мельница Немова Григория Филатовича, уроженца села Гор Коломенского уезда Московской губернии, прибывшего в село Благодарное до 1859 года, находилась недалеко села Бурлацкого. Межа между Бурлацкой и Благодарненской волостями проходила по западной окраине села Бурлацкого. На реке находились мельничные усадьбы Павла Доли, Аверьяна Иваненкова, хутора Золоторунского, Осипа Дьяченко и Ивана Дьяченко. [16]

Н. Т. Михайлов в 1910 году писал о проблемах жителей села Бурлацкого» «…Леса, рощ, садов и огородов в селе нет. Вода в колодцах и реке горько-соленая и годна только для поения скота. Хорошую колодезную воду жители берут в соседнем селе Спасском, из колодца, находящегося на расстоянии 8 верст. В виду недостатка хорошей воды на месте, многие жители имеют цистерны для сбора дождевой воды». [3]
Примитивные плотины прудов на речке Мокрой Буйволе во время сильных ливней прорывало. В 1937 году колхозы имени Ширяева и «Волна революции» Бурлацкого сельсовета заказали проекты ремонта плотин. Проект плотины в селе Бурлацком был заказан и в 1940 году. ГАСК, Ф.Р-2768, оп. 1, д. 191, д. 496.
13 января 1949 года первый секретарь Благодарненского райкома партии Горлач Михаил Андреевич писал в газете «Трибуна ударника» о том, как будет выполняться в районе Сталинский план преобразования природы: «…Проходящая через район река Мокрая Буйвола, в результате хищнического уничтожения кустарников, росших по ее берегам, превратилась в безводную речушку. В связи с тем, что наш район безводный, намечено и будет восстановлено 10 старых и построено 28 новых прудов. Это позволит иметь 60 гектаров поливных земель. Все пруды будут зарыблены и озеленены».

Железнодорожный мост на реке Мокрой Буйволе

Мосты на реке Мокрой Буйволе в районе села Бурлацкого были сооружены во 2-й половине XIX века. В 1862 году государственный крестьянин с. Спасского Иван Пимонов обратился к Ставропольскому губернскому правительству с просьбой «…дозволить односельцам построить мосты на речке, разделяющей их земли от владения жителей села Бурлацкого». ГАСК, Ф. 132, оп. 1, д. 3097.
В 50-е годы прошлого века один мост через речку находился на север от здания Бурлацкого сельисполкома. По этому мосту жители села ездили в село Спасское. В западной части села был мост, по которому колхозники переезжали на левый берег реки, где располагались колхозные виноградники и сад, а затем и индюшиная ферма. Об этих мостах 15 июня 1956 года в районной газете «Путь Ленина» писал завклуб колхоза имени Булганина Банкин Александр Семенович: «…Буйвола – речка не многоводная и не широкая, а с переправой через нее прямо таки беда. Через речку два мостика, но пешие по ним не ходят, конные не ездят, машины объезжают стороной. А уж если кто осмелится через них путь держать – неприятностью обеспечен: или рессора лопнет, или конь ногу сломает. Вот и объезжают колхозники эти мосты за тридевять земель, а дальше всех обходит их завхоз артели Сердюков Афанасий Иванович. Ему-то надо через них проехать, может быть тогда, он поймет, что ремонт мостам через речку крайне необходим».
Председатель колхоза имени Булганина Ковтун Иван Иванович оперативно отреагировал на критику газеты. К 8 июля 1956 года были приняты меры: «…На реке Мокрой Буйволе построен новый мост, а второй мост отремонтирован». [81]
В 1987 году на Мокрой Буйволе построили железнодорожный мост. Строительство железнодорожной линии между городами Благодарный и Буденновск началось в третьем квартале 1984 года. Села Бурлацкое и Спасское находились в зоне строительства. На левом берегу Мокрой Буйволы планировалось построить разъезд «Бурлацкий», а на самой реке соорудить железнодорожный мост. 22 июля 1986 года я был избран первым секретарем Благодарненского райкома партии, и мне довелось участвовать в организаторской работе по завершению строительства и пуску в эксплуатацию железнодорожной линии Благодарный-Буденновск. Приведу выдержки из моей книги «Пузиков В. И. Благодарненская железная дорога. Благодарный, 2014».
Министерство транспортного строительства СССР определило генеральным подрядчиком стройки трест «Орджоникидзетрансстрой». Строительство линии было разбито на три участка между коллективами строительно-монтажных поездов СМП-169, СМП-205 и СМП-334. На участке «станция Благодарное – разъезд Бурлацкий», подконтрольном Благодарненскому райкому партии, строительство железной дороги вел участок № 3 СМП-334.
1,5 года строительство дороги шло «ни шатко, ни валко». Летом 1986 года на строительство дороги обратили внимание. Для этого были две веских причины:
Первая. Приближалось 70-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Партийным и советским органам Ставропольского края, железнодорожникам Северо-Кавказской железной дороги требовался весомый рапорт Центральному Комитету КПСС о трудовом подарке к празднику.
Вторая. Планировалось, после пуска участка Благодарный-Буденновск, перебросить строителей на участок железной дороги Песчанокопская-Передовая, чтобы в 1988 году завершить сооружение объектов первой очереди и открыть рабочее движение на участке Песчанокопская-Красногвардейское, а в 1989 году – до станции Передовая. В то время ходили слухи о том, что мать Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, жившая в селе Привольном, не любила в Москву летать самолетами. Поэтому, потребовался короткий железнодорожный путь на столицу.
В июне 1986 года в Благодарненском райкоме партии состоялось заседание штаба по руководству строительством железной дороги Благодарный-Буденновск. Для успешной работы на Благодарненском участке нужны были: электробалластер, путеукладчик, автомашины, горюче-смазочные материалы. Требовала улучшения поставка на объекты цемента, арматуры, железобетона. Коллектив строительно-монтажного поезда СМП-334 в сводке выполненных работ находился на последнем месте. На участке от станции Благодарное до разъезда Бурлацкого работали только две бригады, 45 человек. В бригаде Н. Д. Ковалева хорошо работали В. Ф. Ярных, Н. В. Победин, братья Сергей и Владимир Орловы. В бригаде путейцев Н. Д. Подопригоры высокую выработку показывали рабочие М. Коропов и А. Б. Грипич. Но для успешного выполнения поставленных задач, этого количества строителей было недостаточно. Прораб Комаровский ставил перед штабом стройки вопросы, просил технику, строительные материалы, рабочих. Штаб наметил меры по ускорению хода строительства. Принято решение: Освоить в 1986 году – 11 миллионов рублей строительно-монтажных работ, вместо 8,5 миллионов по плану.
Все 11 мостов на железнодорожной линии смонтировала бригада Ставрова Юрия Васильевича из мостоотряда-40 «Главмостострой». В бригаде работали монтажники: Пятаков Николай Иванович, Воропай Василий Семенович, Куранов Владимир Федорович, Рогатченко Николай Николаевич, Кочергин Геннадий Александрович, сварщик Перепелица Михаил Васильевич, водитель Осадчий Александр Михайлович. С 20 апреля 1987 года бригада готовилась к монтажу самого большого моста на трассе через речку Мокрая Буйвола в районе сел Бурлацкого и Спасского. Длина моста более 90 метров.
Его монтажу предшествовала серьезная подготовительная работа. Сначала на станцию «Благодарное» доставили восемь мостовых балок, каждая длиной 23,6 метра и весом 96 тонн. Тщательно провели инженерную подготовку. Бригада взяла обязательство, выполнить монтаж моста к Первомайскому празднику!
Хроника событий. 29 апреля 1987 года. Рабочий день бригады Ставрова начался в 7 часов утра. На станции «Благодарное» дожидались монтажа четыре балки, которые следовало доставить к мосту. Расстояние по меркам железнодорожников небольшое – 14 километров. Но груз был негабаритным, поэтому бригаде предстояло выполнить сложные погрузочно-разгрузочные и монтажные операции. Грузить балки помогал коллектив восстановительного поезда железнодорожной станции «Ставрополь». Мощным краном ЕДК-100, грузоподъемностью 125 тонн, железобетонную махину в 96 тонн осторожно поднимают. С ювелирной точностью устанавливают на сцеп платформ. С этой задачей успешно справились: мастер-крановщик Каленчук Федор Михайлович, машинист крана Шмарко Анатолий Григорьевич, помощник машиниста Реботунов Александр Сергеевич и тракторист Абакумов Павел Дмитриевич. Машинист тепловоза Топчиев Иван Федорович уверенно и аккуратно доставил груз к мосту. На месте монтажа балку снимают со сцепа платформ и ставят на опоры при помощи специального крана грузоподъемностью 130 тонн. Сварочные работы выполнил Перепелица Михаил Васильевич. За день на перегон было доставлено три балки, тогда как на транспортировку и монтаж первых четырех балок, уходило по дню на каждую балку. Работу бригада закончила в 23 часа. К вечеру следующего дня мостостроители завершили полностью монтажные работы. Вечером бригадир Ставров и его товарищи прошли по новому мосту, оценили качество. Придраться было не к чему! С чистой совестью строители поехали домой, в город Минеральные Воды, отмечать майские праздники.
Важным событием в жизни стройки стала укладка последнего звена рельсошпальной решетки на строящейся трассе Благодарный-Буденновск. Этого момента с нетерпением жали все, и строители, и общественность. 4 мая 1987 года с утра бригады монтеров СМП-205 вели монтаж рельсошпальной решетки на 38-ми километровом участке разъезда Новожизненный-Бурлацкое. До восточной части моста оставались считанные десятки метров. Со стороны Благодарного до моста железнодорожный путь был уложен путейцами СМП-334 еще в середине апреля. Бригадам В. И. Литвинова и В. Д. Глущенко из СМП-205 выпала почетная миссия соединить участки строящейся магистрали. В этот исторический день бригады путейцев работали по-ударному, с большим душевным подъемом. Во второй половине дня последнее звено рельсошпальной решетки легло на железнодорожный мост. Свершилось: на протяжении всех 73-х километров железнодорожной линии Благодарный-Буденновск пути были уложены!
Строители по традиции забили символические серебряные костыли в последнее звено рельсошпальной решетки. От имени коллектива СМП-205 эта высокая честь была оказана монтерам пути Л. С. Сергееву, Г. Н. Мальцеву, В. И. Грудневу, В. А. Лукьянову, А. П. Челеко и В. В. Оликову. Коллектив СМП-334 направил на соединение железной дороги лучших монтеров пути из комсомольско-молодежной бригады Владимира Афонина – В. В. Дейкунова, А. И. Куща, Ю. П. Федотова и А. К. Шумейко.
Вечером 4 мая 1987 года состоялся первый рабочий проезд по новой магистрали Благодарный-Буденновск. В числе пассажиров был автор этой повести.
Открытие железнодорожной линии было намечено на 2 октября 1987 года с митинга на вокзале города Благодарного. 25 сентября я и заведующий отделом райкома партии Ю. П. Щурхавецкий проехали вдоль линии Северо-Кавказской железной дороги от станции Мокрая Буйвола до границы с Буденновским районом. Картина по обеим сторонам новой железнодорожной линии была удручающей. Следовало срочно принимать меры по наведению порядка. В этот же день в 19 часов вечера в райкоме партии мы провели оперативное совещание с рядом руководителей, секретарей партийных комитетов и председателей сельисполкомов, которым было поручено привести свои территории вдоль железнодорожной линии в надлежащий вид.
На подъезде к Бурлацкому разъезду, на левом берегу реки Мокрой Буйволы располагались корпуса маточника птицефабрики «Восточная». Горы навоза, производственных отходов, соломы, поваленные деревья, стоящий стеной бурьян на территории птицефермы и вокруг нее, не радовали глаз. На эту бесхозяйственность было указано директору птицефабрики Войкину Федору Дмитриевичу и секретарю парткома Дьякову Михаилу Петровичу. Вывезти органику с территории птицефабрики на поля поручили директору РО «Сельхозхимия» Леденко Владимиру Ивановичу.
За Бурлацким разъездом, восточнее нового моста, с левой стороны от железнодорожной линии начиналась территория Спасского колхоза «Россия». Руководителям колхоза, председателю Мезенцеву Николаю Ивановичу и секретарю парткома Жданову Александру Николаевичу было предложено поставить людей на рубку бурьяна вдоль железной дороги, забуртовать навоз у колхозной кошары, уложить в валы солому. Обращено их внимание на то, что механизаторы колхоза вели осенний сев на бывших полях совхоза «Новый» по неподготовленной почве.
Председателю Бурлацкого сельисполкома Резникову Юрию Васильевичу и директору Карьероуправления Фурсову Алексею Ивановичу поручили зачистить сельскую мусоросвалку, отремонтировать разваленную автобусную остановку, выкосить траву и подбелить деревья вдоль автодороги у села Бурлацкого.
1 октября 1987 года в полдень мне позвонил секретарь Ставропольского краевого комитета партии Маркарьянц Владимир Суренович, который курировал ход строительства дороги. Он сообщил долгожданную новость: «…Акт приемки железной дороги подписан. Завтра действуем по утвержденной программе, все в силе. Федор Макарович Котляренко (Начальник Севкавжд) и Иван Сергеевич Болдырев (1-й секретарь крайкома партии) будут ехать от Ставрополя в вагоне. Прибытие поезда на станцию Благодарное в 14 часов 35 минут. Встречаете гостей, бригаду машинистов с хлебом-солью. Ты выступаешь, передовики перерезают красную ленту, на все пятнадцать минут. От Благодарного до Буденновска ваших людей в вагоне поедет 37 человек. Торжественная часть будет проходить во Дворце культуры города Буденновска…» [62]
2 октября 1987 года по новой железнодорожной линии Благодарный-Буденновск прошел первый пассажирский поезд.

Река Мокрая Буйвола и экологические проблемы

Промышленное и жилищное строительство в городе Благодарном, развитие птицеводства в селе Бурлацком и городе, усугубляло ситуацию с загрязнением нашей реки. В 1988 году житель села Александрии И. Матюнкин в районной газете «Ленинское знамя» писал: «…Наши водоемы по рекам Мокрая Буйвола и Сухая Буйвола в настоящее время являются рассадниками комаров. Вода в них затхлая. Людям нашего села негде отдохнуть, покупаться. Разве не в таком далеком прошлом возможно было подобное? «Нет! - отвечают старожилы. - Было много рыбы, раков, а сейчас перевелись даже лягушки».
Его поддержал горожанин А. Кравченко: «…Стонет речка. Да она и будет стонать, если все выводы канализационных труб напрямую соединены с ней. «А что же будет дальше? – этот вопрос, выходит, мало, кого волнует. Ведь все нечистоты попадают в пруд, а там – рыба, которую вылавливают, продают, а потом ее же мы с вами и едим». [17]
В 80-е годы прошлого века отрицательное воздействие на реку Мокрую Буйволу оказывал Благодарненский птицекомбинат. 14 апреля 1987 года Ставропольским краевым комитетом партии и крайисполкомом было принято постановление: «О реконструкции и техническом перевооружении птицекомбинатов бройлерного объединения «Ставропольское». Намечено по птицекомбинату «Благодарненский» увеличить объемы переработки птицы с 7500 тонн в 1988 году, до 18 500 тонн в 1990 году. Предусматривалось на птицекомбинате построить и ввести в эксплуатацию: два водоема по 1000 кубометров, жироловку-песколовку, котельную, цех технических фабрикатов, птицецех, административный корпус, автогараж. Общий объем строительно-монтажных работ 2,3 миллиона рублей. Реконструкцию вели коллективы МПМК-3 и СМУ «Благодарненское».
Руководство Благодарненского района рост продуктивности животноводства в колхозах и совхозах, а также улучшение экологической обстановки в пойме реки Мокрой Буйволы, связывало с развитием мелиорации. В 1982 году кубанская вода по третьей очереди Большого Ставропольского канала (БСК) пришла в колхоз «Родина» и совхоз «Ставропольский». На 1 ноября 1985 года район имел 4881 га орошаемых площадей. В 12-ой пятилетке по четвертой очереди БСК орошаемый клин увеличивался еще на 8,5 тысяч гектаров. К 1995 году общая площадь орошения в Благодарненском районе должна составлять 28,5 тысяч гектаров. Предусматривался сброс кубанской воды в Мокрую Буйволу в районе села Высоцкого и восточнее села Благодарного.
В июне 1986 года бюро Ставропольского крайкома партии обсудило инициативу коллектива управления «Ставропольстрой» по ускорению строительства и досрочному вводу четвертой очереди БСК. Продолжая славные традиции мелиораторов края на предыдущих очередях БСК, коллектив «Ставропольстроя» решил завершить четвертую очередь канала в 1990 году, на год раньше намеченного срока, пропустить по нему воду 1 августа 1989 года.
Неоднократно в район приезжал Логинов Владимир Павлович, министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР, депутат Верховного Совета РСФСР по Благодарненскому избирательному округу № 235. В состав округа входили Александровский, Благодарненский и Туркменский районы. В связи со строительством Домостроительного комбината, многоэтажного жилья на площади Строителей, школы на 1296 мест, родильного дома, детского сада на улице Советской и других объектов, водники строили очистные сооружения на Горбуновой горе и напорный коллектор длиною в 1 километр от Канализационной станции № 2 города до очистных сооружений.
После распада СССР, ликвидации Министерства мелиорации и водного хозяйства, строительство очистных сооружений было передано другим ведомствам и затянулось на длительное время.
Периодически публикуемые критические заметки и тревожные сигналы в районной газете «Благодарненский вести» позволяют сделать вывод, что экологическая обстановка в пойме реки Мокрой Буйволы остается нездоровой.


Рецензии