Село Бурлацкое. Храм Святителя Митрофания
СЕЛА БУРЛАЦКОГО
В середине 40-х годов XIX века православные крестьяне отселка Новомитрофановского (ныне село Бурлацкое) состояли в приходе Космодамиановской церкви села Благодарного, где в 1835 году был освящен каменный храм, возведенный на месте деревянной церкви.
В 1846 году Благочинным округа Епархия назначила священника Белоградского Василия Андреевича. В приход Космодамиановской церкви входили: село Благодарное, отселки Грязнушенский (село Елизаветинское), Новомитрофановский и Сотникова. В этих населенных пунктах в 759-ти дворах проживало 5975 душ, в том числе: 3038 мужского и 2937 женского пола. В церкви было два штата. Священник первого штата Белоградский Василий Андреевич, священник второго штата Беляев Иоанн Егорович.
В 1847 году в село Благодарное прибыл священник Кудряшов Алексей Николаевич. Благочинный назначил его отправлять христианские требы в отселках Сотникова, Новомитрофановском и хуторе Козьмы Кусакова.
Кудряшов Алексей Николаевич, 1816 г. р., сын священника, окончил курс Астраханской духовной семинарии с аттестатом 2-го разряда, 8 декабря 1838 года епископом Афанасием определен к Николаевской церкви села Маслов Кут, рукоположен в дьякона и в том же месяце – в иерея. 12 декабря 1839 года Алексей Кудряшов рукоположен в сан священника, переведен в Покровскую церковь села Пелагиада Ставропольского округа на должность учителя при волостном правлении. Правление вело подготовку мальчиков на писарские должности, но занятия эти правление вскоре прекратило. Характеристика Кудряшова в 1846 году: Грамоту и указ имеет. Произнес одну проповедь. Поведения посредственного. Состоял под следствием за обиду, нанесенную действительному статскому советнику Озерскому. Состоит под следствием за венчание не из своего села. В 1846 году запрещен в священнослужении за неодобрительное поведение и удален от места служения для приискания свободного места. Его жена Татьяна Андреевна, 26 лет; дети: Николай, 5 лет; Владимир, 3 года; Симеон, 2 года; Сергий, 1 год.
В приходе священника Кудряшова в 1847 году насчитывалось 180 дворов, в которых проживало 1450 душ, в том числе: 720 мужского и 730 женского пола. В причте состояли диакон Никанор Климонтов и дьячок Иван Афанасьев. Епископ Иеремия поручил Климонтову Никанору находиться в отселке Новомитрофановском при строящемся молитвенном доме, а Афанасьеву Ивану организовать строительство Сотниковского молитвенного дома. [14]
Климонтов Никанор Аврамович, 1811 г. р., сын священника, учился в Астраханском уездном училище, 30 октября 1828 года определен указным дьячком к Дмитриевской церкви села Александровки Пятигорского округа, ныне село Александрия Благодарненского района Ставропольского края. Из его характеристики в 1846 году: «…Грамоту и указ имеет. Читает и поет, катехизис знает хорошо, поведения хорошего, не в родстве. Был высылаем в клировое послушание на три месяца для усмотрения при Крестовой церкви. Женат вторым браком. В семействе его: жена Анастасия Васильевна, 33 года; дети: Василий, 15 лет; Ольга, 7 лет; Агриппина, 3 года». [52]
Его сын Климентов Василий Никанорович, 1829 г. р., обучался в Ставропольском духовном училище на средства отца, в 1853 году жил в селе Александрии Ставропольской губернии, состоял дьячком Дмитриевской церкви, в 1870 году служил дьячком Иоанно-Богословской церкви села Шишкино.
В 1848 году крестьяне села Бурлацкого на постройку молитвенного дома собрали 1500 рублей. За два года построили молитвенный дом из камня, без колокольни. Освятили в честь святителя Митрофания, Епископа Воронежского. В 1849 году в церкви причта, официально назначенного Епархией, еще не было.
К 1851 году в отселке Бурлацком, причисленном к селу Благодарному Медведской волости, проживало 427 душ мужского пола. В соседнем отселке Сотникова насчитывалось 662 души мужского пола. Но они еще не получили окончательного решения властей на свое постоянное проживание. Жители отселков были недовольны отношением к ним со стороны старосты и других должностных лиц села Благодарного. Это породило жалобу государственных крестьян Галкина Даниила и Сердюкова Алексея в вышестоящие инстанции с предложением о выделении отселка Сотникова в самостоятельное селение.
29 ноября 1852 года в городе Тифлисе наместник Кавказский, генерал-губернатор Воронцов Михаил Семенович, принял решение: «…Я разрешаю отсёлок Сотников, в котором для составления общества есть достаточно душ, отчислить отдельным обществом от селения Благодарного с наименованием его селением Сотниковым и с причислением в его состав отселка Бурлацкого, а также с учреждением в селе Сотниковом сельского управления, расправы и устройством запасного хлебного магазина. По числу населения причислить к 3 разряду с оставлением в ведении Медведской волости». Штат управления селением: сельский старшина, сельский писарь, сборщик податей, смотритель запасного магазина, сторож. [4]
Исповедальные росписи в Митрофановской церкви стали составлять в 1850 году, а разрешение на ведение Метрических книг получили только в 1853 году.
А. Ф. Рязанов в 2014 году писал, что в фондах консистории имеются сведения о «…шуме в Митрофановской церкви 30 января 1854 года, устроенном крестьянами Марком Клевцовым, Евсеем и Василием Данильченко». [4]
В приходе Митрофановской церкви в 1863 году насчитывалось 185 дворов. В них проживало 589 душ мужского и 517 душ женского пола.
Быстров Михаил, священник Митрофановской церкви, умер в 1863 году. Его жена Быстрова Елизавета Тимофеевна, 1835 г. р., и дочь Быстрова Анастасия, 1853 г. р., жили в своем доме, были приписаны в приходе как сиротствующие.
Причт церкви в 1866 году, штат 5-го класса:
Златорунский Иоанн (Иван) Михайлович, 1839 г. р., священник, служил в церкви с 17 ноября 1863 года, с 1866 года обучал детей Закону Божьему и грамоте. Его жена Златорунская Евдокия Алексеевна (1845). В 1880 году Златорунский был вдов, воспитывал четырех дочерей в возрасте от 9 до 16 лет.
Яковлев Капитон Иванович, 1841 г. р., дьячок, служил с 8 ноября 1859 года. В 1861 году направлялся Епархией в составе миссионерской миссии в осетинскую Дигорию (Дигорское Ущелье. В настоящее время национальный парк «Алания»). Возвратился через год. Его жена Яковлева Нофилида (Надежда) Дмитриевна (1845). В 1880 году у них было два сына и три дочки. Дочь Яковлева Анастасия Капитоновна родилась 2 ноября 1863 года, крещена в церкви села Сотниковского 4 ноября. [5, стр. 326]
Беляев Александр Иванович, 1846 г. р., родился в селе Благодарном. Его родители: отец – второй священник Космодамиановской церкви Беляев Иван Егорович; мать – Беляева Анастасия Кононовна. Их дети: Иван, Татьяна, Мария и Николай. Александр Иванович с 14 марта 1864 года служил в Митрофановской церкви пономарем, с 1880 года – псаломщиком, с 1885 года – диаконом. Его жена Беляева Анастасия Михайловна (1853). Их сын Беляев Лев Александрович родился в селе Бурлацком в 1879 году.
Егорова Марфа Федоровна, 1811 г. р., вдова дьячка Егорова Павла, умершего в 1839 году в станице Грушевской, в 1866 году служила просфорней, жила в доме невестки.
В 1870 году в соседнем отселке Спасском еще не было своего храма. В Спасском было учтено 153 двора. В них жили: 593 души мужского пола, 528 душ женского пола. Они состояли в приходе Митрофановской церкви.
30 августа 1872 года в Кавказской Епархии перераспределили Благочиннические округа. В 9-й округ Ставропольской губернии вошли церкви селений: Александрии, Благодарного, Высоцкого, Елисаветинского, Журавки, Китаева, Медведского, Ново-Митрофановского (Бурлацкого), Новоселиц, Новоспасского (Спасского), Ореховки, Сотникова, Сухой Буйволы и Шишкина.
В селе Бурлацком в 1872 году в 221 дворе насчитывалось 1513 жителей обоего пола. Купцов 3 двора, 31 человек. Военных 8 дворов, 61 человек.
В Клировых ведомостях за 1880 год приводятся сведения, что в селе Бурлацком церковь перестроена в 1877 году. Фундамент, цоколь и стены сложены из камня. Устроена колокольня. Крыша крыта железом. Освящена церковь 4 мая 1878 года. Причт содержался вместе с Казанской церковью села Спасского и состоял из священника, диакона и двух псаломщиков. Церковным старостой с 1881 года служил Погорелов Максим Стефанович (1838).
В 1878 году в селе Бурлацком открыли народное училище, в 1879 году переименовали в одноклассное училище Министерства народного просвещения (МНП). Законоучителем в училище состоял священник Иоанн Златорунский.
В 1888 году в состав причта Митрофановской церкви входили: священник Карагачев Аристарх Дмитриевич, диакон Беляев Александр Иванович, псаломщик Парадиев Михаил Васильевич. Церковным старостой прихожане избрали Ефременко Тарасия Петровича (1842).
Парадиев Михаил Васильевич, 1863 г. р., сын священника, учился в Ставропольской духовной семинарии, в 1884 году уволен из 3-го класса, 14 января 1885 года определен исполнять должность псаломщика Михайло-Архангельской церкви села Сотниковского. 14 сентября 1886 года перемещен к Митрофановской церкви села Бурлацкого Ставропольской губернии. С 18 сентября 1889 года служил псаломщиком в Петропавловской церкви села Новопавловского, умер 18 декабря 1891 года в возрасте 28-ми лет от тяжелой болезни.
Карагачев Аристарх Дмитриевич, 1848 г. р., сын дьячка села Калиновского Ставропольской губернии, священник. В 1873 году служил в станице Екатериноградской Терской области, 16 мая резолюцией Преосвященнейшего Германа, Епископа Кавказского и Екатеринодарского, утвержден духовником 2-го Благочиннического округа. 10 октября 1873 года назначен на должность священника Святодуховской церкви станицы Змейской Терской области. 29 апреля 1875 года утвержден на должность члена Благочиннического совета 5-го Благочиннического округа Терской области. 27 ноября 1881 года Епископом Германом награжден набедренником. 14 мая 1882 года Аристарх Карагачев, по его просьбе, был перемещен из станицы Змейской на настоятельское место в село Высоцкое Ставропольской губернии. 16 октября 1884 года Епархия утвердила его в должности законоучителя Высоцкого начального училища. «Ставропольские Епархиальные Ведомости» в № 11 за 1888 года в разделе «Распоряжения Епархиального начальства» сообщали: «…15 апреля 1888 года священник Михайло-Архангельской церкви села Высоцкого Ставропольской губернии Аристарх Карагачев перемещен, согласно прошению, к Митрофановской церкви села Ново-Митрофановского (село Бурлацкое) той же губернии».
Карагачев жил в селе Бурлацком около пяти лет. 3 февраля 1893 года Епархия переместила его к Николаевской церкви села Сухая Буйвола, а служившего здесь священника Захария Агапова переместила к церкви села Бурлацкого. 30 апреля 1896 года священника Карагачева наградили бархатной фиолетовой скуфьею, в 1902 году – камилавкой, в 1907 году – наперсным крестом. 2 августа 1908 года он умер в селе Сухая Буйвола в возрасте 60 лет. Его жена Карагачева Евдокия Ивановна (1851). Их сын Карагачев Владимир Аристархович (1873), в 1891 году окончил Ставропольское духовное училище, с 20 ноября 1906 года служил диаконом в Покровской церкви села Прасковеи. Его жена Карагачева Нина Ивановна (1875).
Агапов Захарий служил в селе Булацком с 3 февраля 1893 года. Но уже 23 октября он убыл в село Воронцовку, поменявшись местами со священником Павлом Куликовым.
Куликов Павел Александрович, 1859 г. р., студент Ставропольской духовной семинарии, 27 сентября 1882 года определен помощником настоятеля Покровской церкви села Медведского. 7 апреля 1883 года священник Куликов перемещен на настоятельскую вакансию в село Екатериновское (Медынцево). С 10 декабря ему разрешено носить черную скуфью при требоисправлениях на открытом воздухе. 10 ноября 1884 года он утвержден законоучителем местного начального училища. 9 января 1887 года перемещен в село Михайловское, служил два года священником в Михайло-Архангельской церкви. С 23 января 1889 года служил в Вознесенской церкви села Воронцовского, 1 декабря награжден набедренником. В селе Бурлацком Павел Куликов служил с 23 октября 1893 года. 29 ноября 1895 году в селе открылось церковно-приходское учи¬лище при Митрофановской церкви. Размещалось училище в сторожке. В нем обучалось 13 мальчиков и 7 девочек. За усердную и полезную службу священник Павел Куликов 30 апреля 1896 года награжден бархатной фиолетовой скуфьею. Умер он в селе Бурлацком 26 сентября 1898 года.
С 13 февраля 1898 года псаломщиком в Митрофановской церкви служил Курицын Константин Михайлович, 1876 г. р., сын псаломщика города Ейска, бывший воспитанник 2 класса Ставропольского духовного училища.
В 1898 году в приходе Митрофановской церкви насчитывалось 406 дворов. Жителей мужского пола 1626, женского пола 1528. В двух дворах жили 11 душ раскольников.
В сентябре 1898 года священником Митрофановской церкви Епархия назначила бывшего священника Михайло-Архангельского церкви села Сотниковского Затонского Агапия Ивановича. Родился он в 1821 году. Будучи воспитанником Ставропольского духовного училища, 13 ноября 1846 года участвовал в торжествах по случаю учреждения Кавказской духовной семинарии, стал воспитанником ее первого набора. Семинарию открыл Епископ Иеремия, первый Кавказский Архипастырь, возглавивший Епархию 1 января 1843 года и три года добивавшийся у властей открытия в городе Ставрополе этого духовного учебного заведения.
После окончания семинарии Агапий Затонский служил в Космодамиановской церкви села Благодарного, а с 1852 года в селении Сотниковском. Первое время ему не удавалось установить деловые отношения с церковным советом, кое-кто из крестьян писал на него жалобы в консисторию. 21 марта 1854 года в консистории даже завели на него дело «О чинимых священником Агапием Затонским по должности своей беспорядках». Однако, несмотря ни на что, в должности священника он остался и служил многие годы на пользу церкви и православного общества. 20 апреля 1880 года Государь Император Александр II по представлению Священного Синода наградил его камилавкой за большой вклад в строительство храма в селе Сотниковском.
Агапий Иванович служил священником в Михайло-Архангельской церкви 46 лет. За заслуги по духовному ведомству он награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьей, камилавкой и крестом на Владимирской ленте. В 1897 году Священный Синод за заслуги по Духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества наградил его наперсным крестом.
В этом же году было заведено «Следственное дело о священнике села Сотникова Агапии Затонском, обвиняемом в преступлениях по должности». На период ведения следствия его вывели за штат. Следствие вели священник Кирилло-Мефодиевской церкви села Овощи Николай Яковлев, волостной старшина Правоторов и депутат Юрченко. Священник Затонский обвинялся в том, что в селе Сотниковском в 1897 году не совсем гладко прошла Всероссийская перепись населения, во время чумы крестьяне не выполняли санитарные и противочумные ветеринарные мероприятия. Следствие не нашло в действиях священника вины.
26 апреля 1897 года Епископ Агафодор обязал Духовную Консисторию «вызвать священника Затонского без промедления». 2 мая он был направлен на службу к церкви села Спасского. А 26 сентября 1898 года определен священником к Митрофановской церкви села Бурлацкого, 23 ноября того же года его утвердили законоучителем Бурлацкого одноклассного училища. Умер священник Затонский Агапий Иванович 12 марта 1900 года в селе Бурлацком.
Епископ Агафодор в селе Бурлацком. 1900 г.
20 апреля 1900 года Преосвященнейший Агафодор, Епископ Ставропольский и Екатеринодарский побывал в селах Новогригорьевского уезда, расположенных вниз по течению реки Мокрой Буйволы, посетил храмы сел Шишкино, Александрии, Благодарного. Он встретился с духовенством, проэкзаменовал учащихся церковно-приходских школ, провел богослужение в храме Александра Невского в селе Благодарном. Богослужение закончилось в 9 часов вечера. Переночевав в доме протоирея и благочинного округа о. Александра Федоровича Куликова, Владыка поднялся рано. Уже в 8 часов утра он с сопровождающими лицами направился в село Бурлацкое, до которого 15 верст. По пути Владыка побывал в домах свя¬щенников о. Константина Смирнова и о. Иванова, которых не успел посетить накануне.
Утро 21 апреля 1900 года было «…прекрасное, тихое, солнечное. О дождях прошлых дней напоминала только глубокая жидкая грязь по улицам и, в особенности, на базарной площади. Уро¬вень воды в Буйволе понизился.
За селом дорога идет близь реки по равнине, открытой на десятки верст. Селение Бурлацкое, куда следовал Владыка, и селение Спасское отчетливо видны также, как, и извилины реки, пока она не встречает на пути своем значительной возвышенно¬сти, вынуждающей Буйволу круто изменить юго-восточное направление свое на восточное. Гора эта разра¬батывается и из нее добывается хороший камень, известный под именем «Бурлацкого». Он по прочности и плотности своей представляет не только прекрасный строительный ма¬териал, но пригоден для изготовления катков, корыт, надмо¬гильных украшений и т. п., чем и занимаются, между прочим, окрестные жители…» [50]
Гости осмотрели Митрофановский храм, который был большой, каменный, благолепный. Потом они слушали церковный смешанный хор, и им понравились чудные мужские и женские голоса, великолепное божественное песнопение.
Как обычно, Агафодор инспектировал церковно-приходские школы. Не изменил он этому правилу и в Бурлацком. Церковная школа помещалась в небольшой, но опрятной и светлой комнате при сторожке. Детей обучалось обоего пола 23. Учительница Зеленская Елена Петровна получала жалование в 200 рублей от общества и 100 рублей от «не правоспособного к школьным занятиям диакона».
Владыка пожелал экзаменовать учащихся, которых в классе присутствовало только 16. Испытание детей было проведено по русскому чтению, арифметике и Закону Божию. Он остался доволен знаниями детей, однако, ре¬комендовал вновь назначенному священнику о. Альтову Александру Николаевичу и местному старшине позаботиться «…о построении собствен¬ного школьного здания. Целесообразно разделить детей по полам: особо мальчиков и особо девочек». [50]
В одноклассном министерском училище Владыка слушал решения арифметических задач. Особенное внимание его было обращено на одобрительный отзыв Тифлисской Вы¬ставочной Комиссии о рукодельных работах девочек школы, которых обучала местная учительница Александрова Екатерина Ильинична, давно служащая и опытная.
Священник Александр Альтов в селе Бурлацком еще не устроился, и не пере¬вез семью. Перед поездкой в село Спасское Владыка недолго отдыхал в доме местного диакона-старожила.
Диакону Беляеву Александру Ивановичу в 1900 году исполнилось 54 года, в церкви он служил с 1864 года. У него жила родная сестра Орлова (Беляева) Мария Ивановна, 1840 г. р., вдова диакона Троицкого собора г. Ставрополя. От попечительства на содержание она получала 30 рублей в год.
Епископ Агафодор и сопровождающие его лица, переехав по каменному мосту через реку Мокрую Буйволу, направились в село Спасское, до которого 4 версты.
Альтов Александр Николаевич родился в 1871 году в семье священника села Кручёная Балка. Окончил духовную семинарию. Служил священником в селах Донском, Прасковее, г. Святой Крест. За устройство молитвенного дома в г. Святой Крест награждён набедренником. В апреле 1900 года переведен священником к Митрофановской церкви села Бурлацкого. С 1902 года состоял законоучителем в церковно-приходском училище. Жалованье ему платили 100 рублей в год.
Кража денег в Митрофановской церкви.
Дело Григория Стреблянского
11 июля 1903 года утреннюю службу в Митрофановской церкви проводил священник Александр Альтов. Прихожан в храме было мало, так как всё трудоспособное население находилось в полях, занималось уборкой урожая и заготовкой кормов. На моление пришли старики, инвалиды, домохозяйки.
После проповеди церковный староста Ефременко Тарас объявил о пропаже денег из церковной кружки, находившейся в ктиторском ящике. Народ, крестясь, молча вышел из храма. Одни прихожане пошли по домам, а другие, собравшись группами, обсуждали событие. Среди них находился и помощник волостного старшины Стреблянский Григорий. Он был человеком грамотным, свою должность ценил высоко, проявлял активность в сельских делах. На этот раз он прислушивался, о чем говорят люди?
- Не иначе, денежки сторож Задорожний заграбастал…
- Непременно, местные украли! Чужаков в селе не видели.
Были совсем неправдоподобные версии:
- Да тут и к бабке гадать не ходи: ктитор и сторож по сговору кружку обчистили!
Помощник старшины Стреблянский, прихрамывая, слегка опираясь на бадик, увесистую суковатую палку, поспешил в волостное правление. Услышанную версию о краже денег он изложил старшине Иванову Арсентию. Иванов, открыв несгораемый сейф, достал из него старшинскую медаль на массивной цепи из драгметалла, повесил ее на шею, и решительно сказал: «Будем разбираться!»
Между тем, смотритель Бурлацкой сельской тюрьмы Андриенко Иван, оставив на посту полицейского сотского Батовского Андрея, пошел домой обедать. Поспав после обеда пару часов на полу на тканой подстилке в прохладной горнице с закрытыми ставнями, как принято на селе в летнее время, смотритель возвратился на службу и с удивлением узнал, что без постановления об аресте, что нарушало параграф 12-й Инструкции, в одной из камер под замком находился сторож церкви Задорожний Кирил Иванович.
- Кто арестовал сторожа? – спросил смотритель у Батовского.
- Старшина Иванов. Привели они Кирила вдвоем с помощником Стреблянским. Сказали, что постановление об аресте получат у исправника завтра.
В пять часов пополудни в тюрьму явились волостной старшина и его помощник, были они выпивши. Стреблянский заругал смотрителя:
- Ты где ходишь? Почему пост оставил? Я тебя предупреждал, без разрешения со службы не уходить…
А старшина Иванов приказал:
- Открывай!
Он и Стреблянский зашли в камеру. Помощник начал обыскивать Задорожнего, стянул с него сапоги, при этом несколько раз ударил. Денег у арестованного сторожа не оказалось. При выходе из камеры, Стреблянский, обозленный неудачным обыском, ударил по спине палкой смотрителя Андриенко, при этом выразился нецензурными словами.
Старшина и помощник удалились из тюрьмы. Но в 7 часов вечера они привели в тюрьму ктитора Тараса Ефременко, подозреваемого в соучастии со сторожем в краже денег, и, чтобы он из села не скрылся, приказали закрыть его в одиночную камеру.
Придя на следующий день в тюрьму, Стреблянский с удивлением узнал, что накануне вечером, смотритель Андриенко открыл обе камеры, и арестованный Ефременко перешел в камеру Задорожнего. Всю ночь они провели в одной камере, где могли сговориться, чтобы на допросах давать однообразные показания.
Стреблянский начал ругать смотрителя тюрьмы, который спросил:
- Постановление об аресте принесли? Нет? Тогда я выпускаю арестованных, так как не имею оснований для их содержания под стражей. Да ты мне и не указ! У меня свое начальство…
Смотритель Андриенко выпустил арестованных на свободу, а сам сел за служебный стол и начал писать рапорт Благодарненскому уездному исправнику А. М. Мейлаху.
Он писал: «…Стреблянский постоянно пьяный и даже иногда позволяет распивать водку в канцелярии волостного правления, что может подтвердить сторож Жук Петр Иванович. Стреблянский нанес мне удар палкой по спине, что удостоверят полицейский сотский Бабков Семен Матвеевич и сторож церкви Задорожний Кирил Иванович. О вышеизложенном имею честь доложить Вашему Высокоблагородию как непосредственному моему начальнику. Имею честь так же просить ходатайства Вашего Высокоблагородия о наказании Стреблянского по закону». [58]
В канцелярии уездного исправника 12 июля 1903 года по рапорту Андриенко завели административное дело. 26 июля уездный исправник Мейлах А. М. препроводил рапорт на рассмотрение Земскому начальнику 6-го участка Благодарненского уезда Кормилицыну Сергею Дмитриевичу. А так как земский начальник 6-го участка был в разъездах, то на исполнение рапорт попал к земскому начальнику 5-го участка Соттори Семену Егоровичу. 8 августа он предписал Бурлацкому волостному правлению истребовать от Стреблянского объяснение и представить в земский участок.
Стреблянский Григорий в своем объяснении в основном повторил события, произошедшие в селе Бурлацком 11 июня 1903 года, однако, он отрицал, что находился в пьяном виде, избивал арестованного и ударил палкой смотрителя тюрьмы. В канцелярии волостного правления он водку не пьет. Далее он писал: «…Андриенко Иван в тюрьме позволяет желающим играть в карты на деньги, и это я ставил ему на вид. Но он не обращает равно никакого внимания и позволяет нарушать правила, изложенные в Инструкции, которая ему неоднократно читалась и разъяснялась… И вот, за эти внушения Андриенко питает ко мне вражду и негодование. Я прошу Ваше Высокоблагородие довести до сведения Господина уездного исправника мои объяснения для наложения дисциплинарных мер на Андриенко. 12 августа 1903 года. Помощник старшины Стреблянский». [58]
23 сентября 1903 года в село Бурлацкое прибыл земский начальник 6-го участка С. Д. Кормилицын. По делу Стреблянского он допросил полицейского сотского Бабкова Семена, который показал: «…Стреблянский сначала выговаривал Андриенко Ивану за то, что тот якобы нарушает инструкцию, а затем ударил его палкой по спине. Это я сам хорошо видел». Больше земскому начальнику не потребовалось проводить дознание, объяснения Бобкова ему было вполне достаточно.
Заседание Благодарненского уездного съезда, на котором рассматривалось дело Стреблянского, состоялось в селе Благодарном 29 декабря 1903 года. В административном присутствии заседали: Председатель уездного съезда подполковник Козлов Константин Семенович, земский начальник 6-го участка Кормилицын С. Д., податный инспектор Беляев С. Т., при секретаре Мануйлове Иване Федоровиче. Съезд постановил: Против помощника Бурлацкого волостного старшины Стреблянского возбудить уголовное преследование по обвинению его в преступлении, предусмотренном Статьей 247. Дело препроводить т. Прокурору Ставропольского окружного суда». [58]
Факт кражи денег из церковной кружки остался не расследованным. Заявлений о пропаже денег ни в волостное правление, ни к земскому начальнику не поступало. Да их никто и не считал. Много их там было или мало, крупными купюрами или мелкою монетою, неизвестно. Священнику Альтову, ожидавшему повышение по службе, не хотелось «выносить сор из избы». Да и принципы православия, такие как милосердие и всепрощение, не предусматривали жестокого наказания грешников.
8 апреля 1904 года священник Александр Альтов был назначен Благочинным 9 округа Ставропольской епархии. 23 декабря 1904 года перемещен в село Благодарное священником Сретенской церкви. Награжден медалями: Красного Креста в память русско-японской войны, в честь 25-летия ЦПШ и за сбор пожертвований в пользу пострадавших от неурожая 1908 года. В 1913 году Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский Агафодор назначил священника Альтова депутатом на трехлетие для участия в заседаниях Благодарненского уездного земского собрания. 30 сентября 1914 года о. Альтов на 2-м Очередном уездном земском собрании был избран членом Благодарненского отделения Романовского комитета по призрению сирот сельского населения, членом Уездного Попечительства по призрению семейств воинских чинов. В 1919 году священник Александр Альтов состоял законоучителем в Благодарненском реальном училище (ныне СОШ № 1). Его жена Альтова Лидия Викторовна, 1879 г. р.
18 июня 1904 года старостой Митрофановской церкви был избран Максимов Яков Арсениевич. В селе Бурлацком в приходе церкви в 485 дворах проживало 3777 душ обоего пола.
В 1904 году Бурлацкое церковно-приходское училище преобразовали в одноклассное училище Благодарненского отделения Епархиального училищного совета. Попечителем училища состоял крестьянин Куянцев Леонтий Тимофеевич, учительницей работала Зеленская Елена Петровна.
После убытия Благочинного Александра Альтова в село Благодарное, в начале 1905 года на вакантное священническое место Епархия назначила Семенова Александра. Он, будучи студентом Императорского Юрьевского университета, 7 марта 1902 года был определен на диаконо-учительское место в станицу Ладожскую Кубанской области. В начале 1905 года уже в сане диакона прибыл в село Бурлацкое, состоял законоучителем в местных училищах. Из села Бурлацкого в 1908 году его перевели в город Майкоп, назначили законоучителем Майкопского реального училища. 12 марта 1915 года он награжден бархатной фиолетовой скуфьею.
Побреин Николай, священник, 4 ноября 1906 года Епископом Агафодором по представлению директора народных училищ утвержден законоучителем Бурлацкого 2-го одноклассного училища. До приезда в село Бурлацкое он сначала служил в селе Султановском Ставропольской губернии. 9 марта 1904 года был перемещен в город Темрюк к Николаевской церкви. 15 ноября по его просьбе был уволен за штат. В Благодарненском уезде он был избран окружным миссионером 9-го Благочиннического округа, 23 ноября 1906 года утвержден в этой должности Епархией. 17 августа 1907 года он был уволен от должности миссионера, служил священником Митрофановской церкви.
Крестьяне села Бурлацкого в 1907 году в Митрофановскую церковь соорудили киот для иконы святого Митрофания Воронежского стоимостью в 625 рублей. Куянцев Леонтий, Куянцев Петр Леонтьевич и другие прихожане пожертвовали в церковь шесть хоругвей за 108 рублей.
Священник Побреин Николай 18 июня 1908 года Епархией был отчислен от места за самовольную отлучку из прихода.
В июне 1908 года в Ставропольских Епархиальных Ведомостях в № 31 было опубликовано извещение об открытии в селе Бурлацком вакансии священника: «…Село Бурлацкое. От села Благодарного 15 верст. Причт 3-х членный. Дворов 582, жителей 3224 души обоего пола. Земли причту наделено 99 десятин. Казенное жалование священнику 135 рублей в год».
Дудкин Алексей Андреевич, псаломщик, назначен Епархией на вакантное место священника Митрофановской церкви 29 июля 1908 года. Он окончил Ставропольскую духовную семинарию, 8 августа 1905 года определен псаломщиком Николаевской церкви города Екатеринодара. Затем он состоял вторым учителем Белоглинской двухклассной школы Медвеженского уезда Ставропольской губернии. 6 августа 1908 года в день Преображения Господня Архиепископ Агафодор в домовой Андреевской церкви за литургией рукоположил Алексея Дудкина в сан диакона, а 10 августа – в сан священника. После чего священник Дудкин прибыл в село Бурлацкое и приступил к служению в Митрофановской церкви. В декабре 1908 года Алексей Дудкин был утвержден сверхштатным членом Благодарненского отделения Епархиального училищного совета.
Священник Н. Т. Михайлов, автор «Справочника по Ставропольской Епархии» о церкви села Бурлацкого привел сведения из книги А. И. Твалчрелидзе и статистические данные за 1907-1908 годы из Клировых ведомостей: «…Митрофаниевская церковь построена в 1877 году, каменная. Стоимость здания 30 000 рублей, иконостаса 5 000 рублей. Ценных бумаг хранится в банке под проценты на 98 рублей. Состав причта: священник, диакон, псаломщик. Казенного жалованья положено священнику 135 рублей, диакону и псаломщику по 45 рублей. Псаломщик помещается в общественном доме. Остальные члены причта живут в собственных домах. Причтовой земли 99 десятин в 4-х верстах от села. Земля сдается в аренду по 6 рублей за десятину. Церковно-приходская школа одна. Помещается в собственном удобном здании, построенном в 1905 году за 3 000 рублей на средства церкви и училищного Совета. На содержание школы от общества поступает 100 рублей. Министерских училищ одноклассных в селе два. Жалованье законоучителю платится по 100 рублей от каждого училища». [3]
Обновление икон у крестьянина Никиты Вичирко
Житель села Бурлацкого Вичирко Никита Михайлович, крестьянин, православный, имел в доме приличный иконостас. Но под влиянием местных сектантов-баптистов, он все больше задумывался: «чья вера лучше, православная или сектантская?» С группой селян неоднократно ездил в соседнее село Спасское на баптистские моления. Его жена Татьяна, глубоко религиозная женщина, очень печалилась, что муж отпадает от православия. Но, чтобы его не обидеть, как бы в шутку, говорила:
- Что это Вы, мужики, в Спасское зачастили? Зазнобушек там завели?
Никита, возможно, образумился, на Пасху приобщился Святых таинств в Митрофановской церкви, и, пока, на моления в соседнее село не ездил.
25 апреля 1909 года в селе Бурлацком в доме Никиты Вичирко произошли события, которые затронули религиозные чувства верующих, и о которых он 30 апреля сам рассказал священнику Дудкину на допросе:
- Недели две назад по селу ходила женщина, которая говорила как-то притчами. Я услышал про нее от своей жены и хотел эту женщину повидать. И вот, какая-то странница с котомкой на спине шла по улице. Она увидела меня, работавшего во дворе, похристосовалась. Я ответил. Он спросила:
- Какого ты рождества, отчества, губернии?
Я не понял ее и сказал:
- Не знаю, что Вы говорите?
Но подумал, что это та женщина, которая ранее ходила по селу, и задал ей встречный вопрос:
- Скажите, почему баптисты не признают крестного знамения.
- Крестное знамение – есть сила великая, - не долго думая, ответила она.
Мы еще поговорили, и я пригласил ее в хату. В воротах она сказала:
- Тебе в этом доме не жить.
- Да! Я записался идти в Томск.
Уже в хате она меня упрекнула:
- Нынче день Святого Евангелиста Марка! А ты работаешь… Грех!
Она подошла к столу, взяла мое Евангелие, и сразу же открыла его на страницах Евангелия Марка. Зачитала 17, 18, 19 и 20-й стихи. Потом она сняла сумку с плеч, умылась и села за стол в переднем углу. Я послал за соседом Меженским Иваном. Когда он пришел, за ним сразу же вошла в хату соседка Панченко Анна. Ей странница приказным тоном сказала:
- Сними галоши! Они адской работы.
Затем она продолжила:
- Я шла, хотела за Бурлацкую гору повернуть, а Апостол Павел сказал мне: «Зайди в село. Там тебя ждут верующие и хотят побеседовать». Поэтому я здесь.
И начала читать «Верую», и разъяснять очень хорошо и понятно. Она долго читала, потом свернула книгу и говорит:
- Была я в Желанке (село Спасское) на молении баптистов, пару недель назад. Там один парень читал. Не ты был там?
- Нет! Я не был.
- Он читал 108-й псалом. Я его хотела по морде ударить, но он скоро бросил читать. А то бы я его ударила и гнала взашей до самого двора.
Я догадался, что про меня она говорила. В прошлом году 7 мая у меня украли ход и пару лошадей со сбруей. И я читал 108-й псалом. Пришлось мне сказать ей, что это я читал. Она начала читать этот псалом и нам его растолковывать…
В доме Вичирко странница долго вела религиозные беседы, читала и разъясняла символы веры, Евангелие, говорила о почитании икон и силе крестного знамения. Все слушали ее с напряженным вниманием и удивлялись ее знанию священного писания. Периодически она внимательно смотрела на иконы, а затем, обращаясь к Никите, сказала:
- Ты вот не веришь, что иконы живые? А посмотри на руку Спасителя?
При этом она показала пальцем на икону, висевшую в углу.
Панченко Анна, взглянув на икону, вскрикнула: «Ах, Боже мой, у Спасителя рука загорелась!» У Анны из глаз покатились слезы, как град. Всем присутствующим в комнате показалось, что на благославляющей руке Спасителя появилась какая-то краснота, как кровь.
Меженский Иван спросил у Никиты:
Кум! Раньше рука, какая была? Чистая?
Вичирко:
- Рука у Спасителя была чистая! А сейчас в крови…
Странница:
- Смотрите! Митрофаний обновляется!
Все посмотрели и увидели, что облик Святителя Митрофания Воронежского стал белым. А на его лбу крест, который ранее был темный, стал желтым, а по краям покраснел, как бы обагрился кровью. И на других иконах Никита и его соседи увидели какие-то изменения, признаки их обновления. Что-то покраснело, что-то посветлело, а то и засияло!
В комнату зашли крестьяне Андрей Иванов (по-уличному Гнидин) и Георгий Стрельников. Странница стала говорить с Ивановым, заподозрила его в принадлежности к секте прыгунов, спросила:
- Ты прыгун! С какого года стал прыгать?
- Я не прыгун, так хожу.
Она показала ему копейку 1908 года и сказала:
- Вот с какого года ты стал прыгать! У тебя Евангелие есть?
- Есть! – ответил Иванов.
Когда ты его купил?
- Лет десять назад.
- Неправда! Вот когда ты купил Евангелие, - и снова показала Иванову копейку 1908 года. Разговор с ним закончила словами: - Вот ты, слепой вождь, и слепых ведешь. В яму Вы все попадете. Придет время, мы Вас всех поставим на лед, и если лед растает, то Вы святые будете!
После этих слов она засобиралась уходить. И ушла из дома Вичирко засветло, до захода солнца, в неизвестном направлении.
В протоколе допроса Никиты Вичирко священник Дудкин записал его показания: «…26 апреля в воскресенье я возвратился от обедни, стал на моление со своим семейством. Молюсь и смотрю на благославляющую руку Младенца-Спасителя на иконе Казанской Божией Матери аршинного размера. И не узнал руку, чья она? Думал – Божией Матери. Потом увидел, что из руки как бы кровь пошла. Я тогда подумал, что это Спасителя рука, и сказавши: «Твоя рука, Господи», заплакал». [59]
Слухи об обновлении икон быстро распространились по селу Бурлацкому и соседним селам. К дому Вичирко стал сходиться и съезжаться народ на поклонение иконам. В комнате к иконостасу невозможно было протолкнуться. К 29 апреля в селе Бурлацком уже все верующие убежденно говорили, что у Вичирко обновились все 13 икон!
Священник Алексей Дудкин 29 апреля 1909 года в составе большой группы должностных лиц и прихожан произвел осмотр и описание икон. Протокол, кроме священника, подписали: диакон Беляев Александр, псаломщик Курицын Константин, полицейский урядник Донцов Дмитрий, владелец икон Вичирко Никита, прихожане: Ващенко Василий, Зацарный Петр Федорович, Килочек Герасим Васильевич, Килочков Никита Михайлович, Кишун Иван, Макагонов Федор, Меженский Иван Васильевич, Хвостиков Андрей Сергеевич. В тот же день, с согласия Вичирко, иконы перенесли в Митрофановский храм.
На следующий день, 30 апреля, священник Дудкин допросил граждан села Бурлацкого: Меженского Ивана, Панченко Анну, Иванова Андрея и Стрельникова Георгий.
Меженский Иван Васильевич:
- Я православный, 43-х лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состоял. С Никитой Вичирко я имел разговор о страннице после того, как она первый раз прошла по селу. Нам хотелось побеседовать с ней. Она была на мельнице и говорила с баптистами в защиту православной веры. (Вальцовая паровая мельница в селе Бурлацком принадлежала Дьячкову Петру Матвеевичу, баптистскому проповеднику). 25 апреля в 2 часа дня меня позвали в дом Вичирко. Я сел на лавку вдоль стены, напротив странницы. Беседовали. Когда Панченко Анна увидела, что икона обновилась, а я ничего не увидел, странница подошла ко мне, взяла за голову двумя руками, усмехнулась, погрозила пальцем, отошла и сказала: «Эх ты!» После чего и я уже видел, что иконы обновляются.
Панченко Анна Федоровна:
- Я православная, 37 лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состояла. Странница читала Псалтырь, потом взяла меня за руку и говорит: «Смотри на руку Спасителя? Что видишь?» И я увидела, что рука у Спасителя светилась, иконы стали светлее. А раньше иконы были темными и старыми. Я закричала: «Смотрите, смотрите! У Спасителя руки горят!» Когда иконы осветились, странница заплакала и пророчески сказала: «Будут иконы обновляться!»
Показания давала Панченко Анна, а за нее неграмотную по ее просьбе расписался крестьянин села Сотниковского Иван Гандарин.
Иванов Андрей Васильевич:
- Я православный, 30-ти лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состоял. Показания Никиты Вичирко подтверждаю. Но странница, называя меня прыгуном, ошиблась. На баптистских собраниях я никогда не бывал. Хотя на мельницу к баптистам хожу по своим делам. Красноту на руке Спасителя видел. А больше ничего не заметил.
Стрельников Георгий Иванович:
- Я православный, 34-х лет, у исповеди и Святого причастия бываю ежегодно, под судом и следствием не состоял. В дом Вичирко я зашел случайно. Мне показали на иконы Спасителя и Митрофания Воронежского и сказали: «Смотри! Иконы обновились!» Но я их раньше не видел, и не могу подтвердить, что они обновились. Странница с Андреем Гнидиным разговаривала, что он прыгун и с какого года. И было много всяких разговоров, но я не запомнил.
30 апреля 1909 года допрос производил священник Алексей Дудкин. Показания давал «Егор Стрельников Иванов по отцу».
Кроме того, священник Дудкин, через полицейского урядника Донцова Дмитрия установил: «…В дом Вичирко заходила крестьянка села Арзгир Татьяна Ивановна Галиева, которую на родине считают не то дурочкой, не то юродивой. В настоящее время ее в селе Бурлацком нет». [59]
С 30 апреля 1909 года местные прихожане и приезжие верующие из сел Спасского, Сотниковского и других, обозревая иконы, выложенные на аналое в Митрофановском храме, просили священника служить молебны. Священник Дудкин служил…
В виду циркулирующих слухов об «обновлении» икон в доме крестьянина Никиты Вичирко, 2 мая 1909 года в село Бурлацкое прибыли помощник уездного исправника Н. Н. Александровича – коллежский асессор Овсянников Марк Петрович и Благочинный 9-го округа о. Александр Альтов. Ворота в ограду храма и дверь в храм были открыты. Народу собралось много. В храме негде было яблоку упасть. Да и от ворот до двери храма не просто было пробиться.
Перед Благочинным люди уважительно расступились. Священник Альтов взошел на порог, обратился к прихожанам с назидательной речью, в конце которой сказал, что прибыли они в село, чтобы разобраться в «обновлении» и прекратить разные толки по этому поводу.
Помощник исправника Овсянников был краток:
- Уважаемые граждане! Предлагаю Вам выйти из церкви и со двора, разойтись по домам. Мы приступаем к осмотру икон.
Иконы были сложены на аналое, специальной подставке с наклонной поверхностью для икон, книг или нот. Каждую икону опечатали. Отнесли их в ризницу. Местному священнику Дудкину Алексею предложили аналой убрать, что он тотчас же и исполнил.
Благочинный священник Альтов, помощник исправника Овсянников и пристав Сиротинский 2 мая 1909 года проверили показания Меженского Ивана и Панченко Анны, данные ранее ими на допросах. Иванова Андрея и Стрельникова Георгия на месте не оказалось. Были допрошены и другие лица.
Вичирко Татьяна показала:
- Я была занята домашней работой и не видела, как у нас иконы обновились. Когда я вошла в комнату, мне сказали: «Иконы обновились!» Я посмотрела на икону Спасителя и увидела, что, действительно, икона стала яснее и лик чище. Народ стал приходить к нам на поклонение иконам, а потом их унес местный батюшка в храм. Раньше мой муж ходил на собрания баптистов, и я с ним ссорилась из-за этого. Странницу я раньше никогда не видела.
Василенко Варвара, соседка, жена Василенко Антона Митрофановича:
- Я была раньше у Вичирко в доме и видела, что иконы были темными, а стали светлыми. Как это случилось, я не знаю, но бывший там народ говорит, что иконы обновились при них.
Священник Алексей Дудкин:
- 28 апреля, осмотрев иконы, составил протокол о том, в каком они виде. В виду большого стечения народа предложил Вичирко перенести все 13 икон в церковь, что и было сделано в тот же день. Дорогой по просьбе некоторых жителей служил три молебна. Молебны так же служил в церкви по просьбе прихожан и приезжих лиц. Вичирко на пасху приобщился. Он и Меженский со мной говорят откровенно, и я им верю. Но когда я начал их допрашивать, они спросили, будут ли их показания проверяться под присягой? И заявили, что присяга противна учению Христа. Вичирко рассказал мне и о страннице. Она высокого роста, с котомкой за спиной. Движения ее порывистые, разговор крикливый. Увидев Никиту и его жену, она поздоровалась, обратила внимание на камень, сложенный у двора:
- Должно быть, село богато камнем!?
Татьяна Вичирко ответила:
- Камень есть, а кладбище не огорожено.
Странница иронически высказалась:
- На что покойников огораживать, пусть будут на свежем воздухе!
Пшик Михаил Емельянович, Бурлацкий волостной старшина, сообщил Благочинному, что крестьянин Вичирко ранее колебался в православной вере, посещал баптистские собрания, а затем оставил это. Иван Меженский, Анна Панченко – люди религиозные. Относительно обновления икон в доме Вичирко ничего сказать не может, неграмотный.
Помощник исправника Овсянников занялся установлением личности, которая под видом странницы ходит по селам и возбуждает в людях религиозный психоз. К тому времени уже было установлено, что это Галиева Татьяна Ивановна, живет в селе Арзгирском, грамотная, начитанная, на словах очень бойкая, но страдает религиозным помешательством.
Показания Кажауровой Сиклитиньи, жены стражника села Бурлацкого Кажаурова Ивана Петровича, 3 мая 1909 года:
- Когда я жила в селе Арзгирском, то ко мне часто хаживала странница Татьяна Галиева. Она всегда много говорила и производила впечатление ненормальной, буйной. Ее часто били за то, что она привязывалась к человеку и говорила ему всякие дерзости. Неделю тому назад она зашла ко мне на квартиру в селе Бурлацком, хвалилась, что у нее много фальшивых денег и просила купить на эти деньги вина. Пришла она ко мне после того, как побывала в доме Никиты Вичирко, но про обновление икон ничего не говорила. Она ходит по селам, уходит очень далеко от села Арзгир, а потом ее разыскивает полиция и отправляет домой этапом. Ей очень не нравятся баптисты, проживающие в Спасском. Она мне сказала: «…Поставлю пушки в селах Бурлацком и Арзгире и разобью в Спасском этот поганый дом!»
3 мая 1909 года в селе Благодарном помощник исправника Овсянников, для более ясной характеристики Татьяны Галиевой, опросил диакона Сретенской церкви Василия Чикильдина, ранее служившего в селе Арзгир. Он сообщил:
- Я хорошо знаю Галиеву. Она женщина довольно начитанная, знает наизусть много псалмов. На человека, который впервые ее видит и разговаривает, она производит сильное впечатление. На самом деле Галиева страдает помешательством на религиозной почве. В Арзгире она уже всем надоела своими беседами и ее гонят. Летом она ходит по селам, ночует в садах или при волостях.
4 мая 1909 года Овсянников в рапорте на имя Ставропольского Губернатора сообщил: «…Все это дело «обновления» икон представляется в таком виде, что Галиева, рассказывая в доме Вичирко об иконах, овладела вниманием слушателей, а им в религиозном экстазе и показалось, будто бы рука Спасителя покраснела и «загорелась», а иконы стали яснее и чище. О вышеизложенным доношу Вашему Превосходительству, с предоставлением произведенного мною дознания, а равно протокола об опечатании 13 икон и копии протокола, составленного 29 апреля священником о. Дудкиным об осмотре тех икон. Подписал за Исправника М. Овсянников». [59]
Епископ Агафодор и Ставропольский губернатор Янушевич, ознакомившись с рапортами из села Бурлацкого от Благочинного 9-го округа о. Альтова и уездного исправника Александровича Николая Николевича, направили их в Консисторию для принятия мер. На что 18 июня 1909 года последовал Приказ: «…В случае появления в местных домах и в других местах якобы чудотворных икон, по исследованию оных духовным начальством, отбирать их в соборные церкви или монастыри, а в домах не держать. В виду сего Консистория определяет: предписать Благочинному, священнику Александру Альтову, якобы обновившиеся в доме крестьянина села Бурлацкого Никиты Вичирко иконы, прислать их в Консисторию для передачи на хранение в ризницу Кафедрального собора, а за лицами, в присутствии которых якобы обновились иконы, предписать иметь пастырский надзор. Кроме того, о таковом постановлении сообщить Епархиальному Миссионерскому Совету к сведению». [59]
22 августа 1909 года Благочинный о. Александр Альтов передал «обновившиеся» иконы крестьянина Вичирко в Ставропольскую духовную Консисторию, а 20 октября 1090 года протоиереем Руденко они были сданы в Кафедральный собор города Ставрополя.
В 1910 году прихожане села Бурлацкого на ремонт и благоукрашение Митрофановского храма сделали большие пожертвования: на приобретение иконы Покрова Пресвятой Богородицы 60 рублей, на поновление киота для иконы 90 рублей, на поновление иконы Святого Николая Чудотворца пожертвовано крестьянкой Марией Щербаковой 20 рублей, на устройство киота для иконы Святого Митрофания Воронежского (храмовая икона) собрано денег натурой и деньгами на 50 рублей, сельским обществом на ремонт иконостаса ассигновано 524 рубля, на украшение купола живописью в четыре яруса (праотцы, пророки, апостолы и евангелисты) пожертвовано 520 рублей.
Жертвователями, пожелавшими остаться неизвестными, куплено: три лампады по 30 рублей, серебряное кадило за 25 рублей, 2 пары воздухов за 65 рублей, пара хоругвей за 55 рублей.
Крестьянин Куянцев Иван Леонтьевич приобрел распятие Спасителя в натуральную величину за 120 рублей.
Церковный староста Куянцев Петр Леонтьевич пожертвовал из собственных средств: на поновление ковчега 50 рублей, на поновление киота для запрестольной иконы 100 рублей, на приобретение иконы Пресвятой Богородицы 25 рублей, на киот для иконы Святого Митрофания Воронежского 125 рублей, на украшение купола живописью 250 рублей, на приобретение иконы двунадесятых праздников 80 рублей. Им же приобретены: икона положения Спасителя во гроб за 100 рублей, 2 пары хоругвей за 115 рублей, напрестольное покрывало за 50 рублей, лампада за 12 рублей, подсвечник за 15 рублей, шелковая катапетасма за 12 рублей, полное священническое облачение за 50 рублей, свечной ящик за 50 рублей.
9 октября 1910 года прихожане Митрофановской церкви торжественно праздновали 50-летний Юбилей служения в священном сане Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Агафодора. С 17 июля 1893 года Епископ Агафодор возглавлял Ставропольскую и Екатеринодарскую Епархию. С 6 мая 1907 года Архиепископ, с 1916 года – Архиепископ Кавказский и Ставропольский. Умер 1 июля 1919 года в городе Ставрополе, погребен 4 июля в склепе под колокольней Андреевского собора.
Священник Алексей Дудкин по распоряжению Епархии с 26 июля 1911 года служил в селе Петровском законоучителем Петровской мужской гимназии, 3 апреля 1913 года награжден набедренником. 7-12 августа 1913 года он и бывший священник села Бурлацкого Семенов Александр участвовали в работе Съезда законоучителей средних учебных заведений Ставропольской губернии и Кубанской области. На Съезде Дудкин выступил с докладом о религиозном и нравственном воспитании учащихся средних учебных заведений. Сущность его доклада сводилась к следующим положениям: Проповедь трезвости – одна из мер к поднятию нравственного состояния учащихся; Беседа законоучителя с учащимися, чтение учащимися рефератов по распространению идей трезвости, религиозно-нравственного содержания и общеобразовательного характера; Паломничество к святым местам. СЕВ, 1914 г., № 4.
Следующим священником в селе Бурлацком служил Терновский Александр Федорович. Родился он в 1887 году в семье псаломщика села Новосельцы Ставропольской губернии Терновского Федора. В 1905-1906 годах обучался в Ставропольской духовной семинарии на казенном содержании. После окончания 6 класса семинарии, 13 января 1907 года определен на диаконское место к Спасо-Преображенской церкви села Воронцово-Александровского. В сан диакона рукоположен Епископом Агафодором 25 февраля 1907 года за литургией в Андреевской домовой церкви в городе Ставрополе. В сан священника рукоположен 6 января 1909 года за литургией в Кафедральном соборе, определен к церкви станицы Имеретинской Кубанской области. К Митрофановской церкви села Бурлацкого на должность священника определен 11 октября 1911 года.
Курицын Константин Михайлович, псаломщик, в селе Бурлацком служил до 6 июня 1912 года. Затем определен на диаконское место к Сретенской церкви села Благодарного. 17 июня 1912 года Архиепископ Агафодор совершил Божественную литургию в Архирейской Андреевской церкви. В этот день псаломщик Курицын рукоположен в сан диакона и определен к Александро-Невской церкви села Благодарного. Через несколько лет, 20 августа 1916 года, резолюцией Епископа Михаила диакон Курицын возвращен к Сретенской церкви. После окончания гражданской войны, 9 апреля 1920 года он участвовал в совещании в Благодарненском уездном отделе внутреннего управления по вопросам отделении церкви от государства и организации в уезде подотдела ЗАГС.
С 16 июня 1912 года псаломщиком Митрофановской церкви служил Польский Дмитрий, окончивший курс духовной семинарии. 6 ноября 1911 года, во время учебы в семинарии, Архиепископ Агафодор в Архирейской Андреевской церкви посвятил его в стихарь.
В августе 1912 года Церковный совет и причт Митрофановской церкви организовали в селе Бурлацком торжественное празднование 100-летия Отечественной войны 1812-го года. 24 августа священник Терновский Александр совершил всенощное бдение с поминовением Государя Императора Александра I, Его сподвижников и всех воинов, живот свой на поле брани положивших за Веру, Царя и Отечество. В субботу 25 августа в храме совершена заупокойная литургия, а после ее окончания, великая панихида. В этот же день проведено всенощное бдение с литией. В воскресенье с утра село Бурлацкое и окрестности огласил звон колоколов Митрофановского храма. После литургии прихожане во главе с причтом совершили по селу крестный ход.
14 марта 1913 года Епархиальное начальство приняло постановление «О сборе в неделю о Фоме». Постановление было опубликовано в «Ставропольских Епархиальных Ведомостях». Предписывалось настоятелям соборов, церквей и монастырей провести 20-21 апреля тарелочный сбор пожертвований за богослужением о Фоме (Антипасха) в пользу Ставропольского Андреевско-Владимирского Братства. На эти средства предполагалось устроить здание нового братского приюта с церковью.
22 апреля 1913 года псаломщик Польский Дмитрий по его просьбе перемещен к церкви села Кугульта Ставропольской губернии, а в село Бурлацкое прибыл бывший псаломщик Кугультинской церкви Мендель Иоанн. Ранее он служил псаломщиком в поселке Князе-Михайловском, а с 23 января 1912 года в селе Кугульта. В селе Бурлацком он служил всего один год.
Следующим псаломщиком Митрофановской церкви был назначен Смирнов Николай Иванович. Родился он в 1887 году. В 1907 году служил псаломщиком в селе Шишкино Благодарненского уезда в Иоанно-Богословской церкви, 12 апреля 1914 года перемещен на должность псаломщика в село Бурлацкое.
Беляев Александр Иванович, 1846 г. р., диакон, старейший священнослужитель Митрофановской церкви, 31 мая 1913 года был уволен за штат. 12 октября 1914 года рукоположен Епископом Михаилом за литургией в Андреевской церкви в сан священника. 14 октября 1914 года, в возрасте 68 лет, зачислен Епархией заштатным священником. 27 августа 1916 года временно допущен священником к церкви поселка Русского, 8 мая 1917 года освобожден от священнического места. Его сыновья: Николай и Александр, учителя, диаконы, в разное время служили в селе Бурлацком, учили детей в местном училище.
Беляев Александр Александрович в 1904 году обучался в Благодарненском городском училище. После окончания учебы состоял учителем церковно-приходского одноклассного училища в селе Бурлацком, 25 февраля 1910 года определен Епархией на диаконское место к Рождество-Богородицкой церкви села Воронцово-Александровского. 30 мая Епископ Иоанн Ейский рукоположил его в сан диакона. В сентябре 1915 года диакон Александр Беляев возвратился на родину, поменялся местами с братом диаконом Беляевым Николаем Александровичем.
Беляев Николай Александрович состоял учителем церковно-приходского одноклассного училища села Бурлацкого с февраля 1910 года. 13 мая 1913 года Епархия определила его на диаконское место к Митрофановской церкви. 16 июня 1913 года Архиепископ Агафодор совершал Божественную литургию в Архирейской Андреевской церкви, рукоположил его в сан диакона. 7 сентября 1915 года ему было предоставлено место диакона в церкви села Воронцово-Александровского.
Куянцев Петр Леонтьевич, 1856 г. р., избирался церковным старостой с 1906 года. В 1910 году награжден Грамотой, в 1912 году серебряной медалью. Переизбран в 1915 году. Новым церковным старостой на трехлетний срок 28 сентября 1915 года Епархия утвердила Вострикова Ивана Кузьмича.
Старообрядцы, сектанты села Бурлацкого
В 1870 году в Ставропольскую губернию прибыла большая группа переселенцев, старообрядцев общины Белокриницкой иерархии из Черниговской губернии. Расселились они по селам и хуторам Новогригорьевского уезда, а центром общины избрали село Благодарное. Общину официально зарегистрировали в 1897 году. Приход Благодарненских старообрядцев под руководством председателя церковного Совета Кудрявцева Дмитрия Григорьевича и членов Совета: Белова Терентия Васильевича и Потемкина Савелия Илларионовича собрал средства на строительства храма. Спасо-Преображенский храм возвели из камня, освятили 18 декабря 1901 года. Его первыми священниками стали братья Киприан, Аверкий и Ефимий Карнышевы. Через пять лет к храму с правой стороны пристроили придел во имя Святителя Николая. С тех пор храм стали на¬зывать и Никольским. В селе Бла¬годарном уездная власть разрешила открыть старооб¬рядческое кладбище. Это кладбище располагалось на юг от села, через него шла дорога на село Елизаветинское.
В селе Бурлацком в 1907 году жили 8 старообрядческих семей из Черниговской и Могилевской губерний. В основном они занимались торговлей. Главы семей старообрядцев: Алексеенко Павел Васильевич, Богомолов Алексей Артемович, Гладышев Мина Андреевич, Куколев Федор Трофимович, Махорин Федор Григорьевич, Потемкин Федор Васильевич, Усачев Евдоким Сергеевич, Цуканов Корней (Кирилл) Тимофеевич. [5]
В 1918 году при установлении в Благодарненском уезде советской власти старообрядческую общину не ликвиди¬ровали, действовала она и в 1919 году, когда уезд заняла Доброволь¬ческая Армия. В 1931 году Спасо-Преображенский (Никольский) храм в селе Благодарном закрыли, в 1934 году разрушили. Камень пошел на постройку одноэтажного корпуса средней школы № 1 на улице Комсомольской. На месте бывшего храма в середине 50-х годов построили продовольственный магазин (ул. Комсомольская, 36). В то же время закрыли для захоронений старообрядческое кладбище. Позднее в этом месте построили автозаправочную станцию и ретранслятор.
В селах Благодарненского уезда, в том числе и в селе Бурлацком, действовали секты различного толка: хлысты, баптисты. Хлыстовство у нас сначала появилось в селе Елизаветинском. В начале 70-х годов XIX века во время засухи многие крестьяне уехали на заработки в хлебные уезды. Местный крестьянин Филипп Скогорев, вернувшийся домой из села Круглолесского, стал распространять хлыстовщину среди селян. Он говорил о появлении нового Христа, Превышнего Бога – Порфирия Петровича Катасонова, за которым укрепилось прозвище «Петруша». Его апостолом-евангалистом был Петр Лордугин из города Георгиевска. Он, якобы, получил от Катасонова ключи от царствия небесного. Хлыстовцы по-своему толковали Ветхий и Новый Заветы, они не признавали священников и иконы, не считали законными церковные браки, не пили водки, не курили табака, воздерживались от употребления мяса.
В 1904 году сектантские собрания в селе Бурлацком проводились тайно в доме Семена Левченко. Против него возбуждалось дело, следствие по которому длилось 2 года. ГАСК, Ф. 135, оп. 62, д. 1485.
Но уже с 1905 года сектанты действовали легально, так как 17 апреля 1905 года в Царском Селе Николай II подписал Именной Высочайший Указ «Об укреплении начал веротерпимости».
Из Указа: «…Призывая благословение Всевышнего на это дело мира и любви и уповая, что оно послужит к вящему возвеличению Православной Веры, порождаемой благодатею Господнею, поучением, кротостью и добрыми примерами, Мы, в соответствие с этим решением Нашим, Повелеваем:
1) Признать, что отпадение от Православной Веры в другое христианское исповедание или вероучение не подлежит преследованию…
5) Установить в законе различие между вероучениями, объемлемыми ныне наименованием «раскол», разделив их на три группы: а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователи изуверных учений, принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке».
По этому Указу общины старообрядцев и сектантов могли для отправления духовных треб избирать «настоятелей и наставников», которые утверждались в должностях правительственной властью, исключались из мещан или сельских обывателей, освобождались от призыва на действительную военную службу.
В 1907 году в селе Бурлацком насчитывалось восемь семей сектантов-хлыстов. Главы семей: Батовский Кузьма Никитович, Зацарный Иван Савельевич, Ковтун Иван Филиппович, Левченко Семен Савельевич, Сагайдак Иван Трофимович, Сашко Василий Андреевич, Цикалов Дмитрий Иванович, Ширяев Гавриил Терентьевич. [5]
Крупная сектантская община, зарегистрированная под названием «Спасская община евангельских христиан баптистов» действовала в селе Спасском Благодарненского уезда. Община объединяла села: Спасское, Бурлацкое, Сотниковское, Довсунское, Алексеевское, Мирное, Шишкино, Серафимовское, Александрию, Рагули и другие. Всего 24 населенных пункта. Председателем совета общины был Малышко Аким Андреевич, с 1912 года – Кайдун Дмитрий Семенович. В 1908 году община еще не имела наставника. С 1912 года наставником общины состоял Погорелов Иосиф Иванович.
В селе Спасском количество баптистов с 1907 по 1914 годы увеличилось с 83-х до 442-х человек. Жители села Бурлацкого, вступившие в баптистскую общину, в село Спасское на моления приезжали или приходили пешком.
Ярким представителем бурлацких сектантов-баптистов был Дьячков Петр Матвеевич, предприниматель, владелец паровой мельницы, благотворитель, общественный деятель. Он, являясь баптистским проповедником, смело вступал в полемические беседы на религиозные темы с противосектантскими миссионерами Ставропольской Епархии. 4 ноября 1913 года Дьячков в течение 3,5 часов в присутствии большого количества православных и баптистов в Казанской церкви села Спасского вел беседу с уездным миссионером 1-го района священником В. К. Руденко. Обсуждалась тема «О необходимости крещения младенцев».
25 января 1914 года Дьячков приезжал с группой бурлацких баптистов на беседу, которую вели священник-миссионер села Спасского Поликарп Сиротинский и баптистский «пресвитер» Аким Малышко. Беседу проводили в церковно-приходской школе. Присутствовали на беседе до 300 человек православных и 50 сектантов.
Благодаря полемическим беседам православных священников-миссионеров сектантство в селе Бурлацком не получило большого развития. По сведениям из Клировых ведомостей за 1914 год в приходе Митрофановской церкви насчитывалось 523 дома, в которых проживало: 2078 душ мужского пола и 1994 души женского пола. Из них: старообрядцев (раскольников) – 41, сектантов – 20. [4]
Некоторые бурлачане, перейдя из православия в баптистскую секту, затем вновь возвращались в приход Митрофановской церкви. Но это было не просто. Заводились дела, велась переписка священника церкви и Благочинного округа с Епархиальным правлением. Так, Ковтун Исидор Иосифович, житель села Бурлацкого, ушел в секту, в 1908 году вместе с семей возвратился в православный приход. Дело в архиве ГАСК: Ф. 135, оп. 66, д. 962.
Сектанты по религиозным убеждениям отказывались от службы в армии, участия в войнах. В связи с началом 1-й мировой войны в августе 1914 года, многие сектанты подавали заявления с просьбой не отправлять их на фронт. Они соглашались работать на военных предприятиях, строительстве оборонительных укреплений, служить в госпиталях. В 1919 году во время гражданской войны П. М. Дьячков ходатайствовал об отсрочке от мобилизации в Добровольческую армию работников мельницы, состоящих в секте, Рыбинцева Григория Александровича, Березуцкого Максима и других. ГАСК, Ф.Р-190, оп. 1, д. 316.
В церкви села Бурлацкого постоянно принимались пожертвования от прихожан на содержание Епархиальных учебных заведений, приютов, госпиталей и лечебниц, монастырей, сооружение храмов и памятников. Если средств поступало по приходу мало, то священника Епархия могла привлечь к административной ответственности. В 1915 году священник села Бурлацкого Терновский Александр обвинялся в неодобрительном отзыве о сборе денег на нужды общества Красного Креста и оказании препятствий к успешному производству такого сбора. ГАСК, Ф. 135, оп. 73, д. 958.
В начале 1917 года Комитет, принимающий пожертвования на сооружение в городе Москве Храма во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, назначил на 19 февраля 1917 года проведение Всероссийского сбора на храм. Сбор посвящался памяти освобождения крестьян от крепостной зависимости. В связи с тем, что в последнее время пожертвования значительно сократились, Комитет убедительно просил Ставропольскую духовную Консисторию оповестить благочинных, а через них духовенство Епархии, о сборе средств, приложить усилия на это благое дело.
20 февраля 1917 года, на следующий день после проведения Всероссийского сбора на памятник Александру Невскому, священник Терновский Александр был перемещен Епархией к Казанской церкви села Новогригорьевского Ставропольской губернии.
9 марта 1917 года Соколов Константин, священник села Сигорь Ярославской Епархии, определен на священническое место к церкви села Бурлацкого. Служил он не долго, уже в мае от должности уволен, 2 июня 1917 года перемещен к церкви села Крымгиреевского.
Шеманюк Иоанн служил священником в селе Бурлацком с мая 1917 года. Он окончил 3 курса Казанской духовной академии. 29 июля 1912 года по благословению Архиепископа Агафодора бывший студент Шеманюк, после Божественной литургии, произнес проповедь в Архирейской Андреевской церкви города Ставрополя. 4 августа он был определен на священническое место к городской Софиевской церкви. 15 августа Архиепископ Агафодор рукоположил его в диакона, а 19 августа 1912 года – в сан священника. Иоанн показал себя высокообразованным человеком, знающим историю церкви, библейские книги, поэтому, уже 25 октября 1912 года Епархия назначила его уездным миссионером 4-го округа Кубанской области. 7 мая 1914 года он был назначен священником станицы Александровской, с 4 декабря 1915 года служил в селе Овощи Благодарненского уезда, а с 18 мая 1917 года состоял священником Митрофановской церкви села Бурлацкого.
В 1919 году, во время оккупации села Бурлацкого частями Добровольческой армии, священником в Митрофановской церкви служил Семенов Александр, сын псаломщика станицы Зеленчукской. Родился он в 1878 году на Кубани, 30 января 1897 года Епархией определен и. д. псаломщика к церкви станицы Преградной Кубанской области. В 1908 году комиссия по производству испытаний на священнические саны включила его в список для сдачи экзаменов на сан диакона. 2 июля 1909 года Епархия назначила его на диаконское место к Михайло-Архангельской церкви села Архангельского Прасковейского уезда Ставропольской губернии. В 1914 году он служил священником в Иоанно-Богословской церкви села Ивановского, а с 1919 года служил в селе Бурлацком.
В связи с голодом в 1921-1922 годах, по решению партийных и советских органов в храмах изымались церковные ценности на закупку хлеба за границей. В Ставропольской губернии эта работа активно проводилась в апреле 1922 года. В Благодарненском уезде по состоянию на 7 мая в семи селах изъяли 2 пуда 32 фунта серебра. Некоторые священники препятствовали изъятию ценностей. Верующие, в основном, вели себя пассивно, больших волнений и митингов не произошло. Церковные советы, сходы прихожан принимали решения о новых пожертвованиях в храмы. [51]
Священник Семенов Александр Иванович в 1927 году был арестован, обвинен по Статье 58-10 УК РСФСР, 4 ноября 1927 года осужден Особым совещанием при Коллегии ОГПУ, приговорен к высылке в Марийскую область сроком на 3 года.
С 1926 года ктитором и одновременно псаломщиком в Митрофановской церкви служил Шевцов Афанасий Федорович. Родился он в 1888 году в селе Бурлацком, окончил сельскую школу. В царской армии служил старшим писарем в 3-й Тифлисской школе прапорщиков, в городе Тифлисе вступил в партию социалистов революционеров. До революции окончил курс Коммерческих знаний. В Белой армии служил писарем в Главном Морском управлении, примкнул к белогвардейской монархической организации «За Великую, Единую и Неделимую Россию». В 1919 году в селе Бурлацком состоял волостным старшиной. После восстановления советской власти вел единоличное крестьянское хозяйство, но в середине 20-х годов был раскулачен с конфискацией имущества, лишен избирательных прав. После чего Шевцов занялся церковной деятельностью, в селе Бурлацком состоял председателем церковного совета православной общины Тихоновского толка, 18 января 1931 года арестован органами ОГПУ, обвинен в участии в антисоветской подпольной организации, приговорен к ВМН, в 90-е годы прошлого века реабилитирован.
Закрытие и разрушение Митрофановского храма
Храм в селе Бурлацком закрыли в начале 30-х годов прошлого века, сбросили кресты, в 1937 году сняли купола, священника репрессировали.
Кебец Гавриил Емельянович, 1890 г. р., белорус, родился в селе Грабово Петриковского района Белорусской ССР, служитель культа, священник Митрофановской церкви села Бурлацкого Бурлацкого района Орджоникидзевского края. Арестован 12 апреля 1937 года сотрудниками НКВД, расстрелян в сентябре 1937 года по приговору Тройки УНКВД по Орджоникидзевскому краю, реабилитирован в 1989 году.
С 5 сентября 1942 года, во время немецкой оккупации, в селе Бурлацком начал действовать молитвенный дом православной обновленческой церкви. Службу проводил протоиерей Грузиненко Василий Павлович, 04.1876 г. р., уроженец села Голубовка Богдановской волости Прилукского района Полтавской губернии, украинец, образование высшее. Его жена Грузиненко Елена Осиповна, 08.1884 г. р., по образованию учитель, домохозяйка. Жили они в доме по улице Красной. Его брат Грузиненко Дмитрий Павлович, 1873 г. р., жил в селе Серафимовском, служил в молитвенном доме. Другой брат – Грузиненко Антон Павлович по сведениям за 1918 год жил с семьей в станице Имеретинской Кубанской области.
После изгнания оккупантов из Бурлацкого района православную общину в селе Бурлацком советские органы не закрыли. Бурлацкая православная церковь обновленческого течения Ставропольской Митрополией была юридически оформлена с выдачей разрешения № 68 на церковную деятельность с 20 марта 1943 года.
Прихожане избрали церковный Совет из семи человек:
Хвостикова Раиса Артемовна, председатель Совета.
Востриков Федор Иванович, ктитор.
Члены Совета:
Капустьян Василий Алексеевич,
Пересада Пелагея Федоровна,
Сагайдак Стефан Петрович,
Сердюков Иван Феофанович,
Цывашова Прасковья Егоровна. [90]
Во время войны священнослужители совершали молебны о даровании победы нашему доблестному воинству, зачитывали воззвания и обращения к верующим с призывом всеми силами помогать родной Красной Армии в борьбе с фашистскими захватчиками. Они собирали пожертвования деньгами, ценностями, вещами и продуктами в пользу фронта, раненых бойцов, находящихся в эвакогоспиталях, малообеспеченных семей воинов. С большим воодушевлением верующие откликнулись на сбор средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Церковные причты распространяли облигации военного займа.
20 сентября 1946 года Епархиальный секретарь, протоиерей И. Богданович направил в адрес Уполномоченного по делам религии при Совете Министров СССР по Ставропольскому краю «Список священнослужителей, отличившихся в годы Великой Отечественной войны патриотической деятельностью». В этом списке: священник села Бурлацкого, протоиерей Грузиненко Василий Павлович, собравший в приходе 30 тысяч рублей пожертвований.
Грузиненко из села Бурлацкого уехали в 1958 году.
По воспоминаниям старожилов Митрофановский храм разрушили в период с 1967 по 1969 годы.
Возрождение Митрофановского храма. 1995 г.
22 февраля 1990 года в селе Бурлацком был зарегистрирован православный приход. По просьбам жителей в село прибыл священник, иерей Ириней Лукьянов. Вскоре под его руководством началось строительство нового храма в честь святителя Митрофана, епископа Воронежского.
Красно-белый кирпичный храм в селе Бурлацком возвели в 1995 году. Пасху прихожане уже праздновали в новом храме. Престольный день храма отмечается 20 августа и 6 декабря.
Владыка Ставропольский и Владикавказский Феофан в 2003 году высоко оценил деятельность настоятеля храма протоиерея Иринея Лукьянова. Он сказал, что его стараниями в небольшом селе Бурлацком организованы постройка прекрасного храма, обработка большого участка церковной земли, что помогает обеспечивать нужды прихода.
В 2010 году на праздник Рождества в Митрофановском храме устроили новый вертеп. В углу храма соорудили макет темной пещеры, в которой были расположены настоящие карликовые елочки, душистое сено, гипсовые овечки и картонная коровка, гипсовые фигуры Святого семейства, пастухов и волхвов, сверкающая звезда. На праздник в храме собралось более 80 человек, в том числе 29 детей в возрасте от 4 до 13 лет, сотрудники церкви, включая причт, певчих, служащих и механизаторов. Службу вел настоятель храма протоирей Ириней Лукьянов. Певчие исполнили сначала тропарь и кондак Рождества Христова, а затем рождественские колядки на русском и украинском языках. 62 человека получили подарки. Каждый одариваемый прикладывался к иконе праздника и получал из рук настоятеля иконку Рождества Христова и кулек со сладостями.
С октября 2016 года Ириней Лукьянов служит в Казанской церкви города Буденновска, является благочинным церквей Свято-Крестовского округа Георгиевской епархии.
В селе Бурлацком с октября 2016 года служит его сын, иерей Николай Лукьянов. Он продолжает дело отца по благоукрашению храма. В октябре 2017 года главный медный купол Митрофановского храма был заменен позолоченым с 8-ю мозаичными иконами святых.
В 2022 году к престольному празднику для храма были приобретены и установлены церковные люстры – большое и малое паникадила. В настоящее время изготавливаются золоченые иконы для иконостаса. Три иконы уже установлены. [91]
Свидетельство о публикации №224080701323