Наставники
(рассказ - размышление)
Предисловие
За окном ещё лето. Но чувствуется уже приближение осени. В пожухлой траве, кое-где облетающими с деревьев листьями. И шумными молодёжными посиделками на лавках по вечерам. Молодёжь, как бы пытается использовать каждый день лета, а особенно вечера, чтобы насладиться теплом, короткого сибирского лета. Молодёжь ещё не понимает, что жизнь скоротечна. И не успеешь оглянуться, как наступает "осень" жизни. С подведением итогов, а, часто, и без них, если человек не доживает до пенсии.
Собственно рассказ: "Наставники"
Я дожил до пенсии. И в качестве итогов, мне, почему-то вспомнились мои наставники по жизни. Их много, но в каждый период жизненного цикла, можно выделить наиболее яркого представителя (представителей).
Мне повезло с наставниками. И когда я замышлял этот рассказ, уже тогда отметил про себя, что их можно смело называть "вторыми" матерями или, "вторыми" отцами.
Фамилии, а иногда и имя отчество, некоторых из них, стёрлись из моей памяти. Это не страшно, так как я хорошо помню их самих.
К наставникам можно отнести всех моих родных, с кем я контактировал, и даже тех, кого не видел при жизни.
К наставникам можно отнести всё моё окружение с детства и по сей день.
Но, я бы хотел упомянуть ключевых моих наставников! С которыми мне повезло когда-то встретиться и идти по жизни.
Юлия Васильевна! Мой воспитатель в детском саду. "Люля" Васильевна, как я называл её в детстве. Профессионал своего дела. Настоящий человек и Мать, нам всем детсадовским, из её группы. Она была неравнодушным воспитателем. Я помню её пронзительный, испытующий взгляд. Это сейчас, имея учительский опыт работы в самых разных учебных заведениях, я понимаю, что в любом маленьком человечке, уже просматривается взрослый. И она профессионально, выделяла в нас "взрослость", смотрела (видела) куда мы пойдём, и влияла на наш жизненный выбор и дорогу...
Сонина Софья Григорьевна! Учитель начальных классов. Класс в сорок один ученик - всегда не подарок. Опять же высочайший профессионализм и любовь к детям, к своей работе, двигали ею долгие годы работы в школе. И эффект присутствия в моей жизни Софьи Григорьевны, я ощущаю по сей день. Она до сих пор ведёт и воспитывает меня, хотя с окончанием начальных классов, мы напрямую почти не общались. Но осталась невербальная связь во взгляде, энергетике, какой-то непередаваемой близости с этим прекрасным человеком, учителем и воспитателем...
Лычковская Валентина Андреевна! Учительский талант математика, в ней не отрицает никто! Она горела на работе. Никогда не халтурила в своей профессии (а такой феномен, иногда есть в учительской среде, испытал на себе, сам работая учителем в школе). С появлением "Одноклассников" мы стали "друзьями". Общались в личной переписке. До последнего дня она сохраняла отличную память и волю к жизни, невольно, продолжая поддерживать всех нас, своих бывших учеников, просто своим я. Просто тем, что она есть...
Мингуль Вахреевна Валиева! Директор школы! Вела у нас историю. Казалось бы, строгая директор школы! Какой она и была, скорее по должности. Но, на её уроках, мы этого не чувствовали. Уроки были интересными. Творческими. С поиском истин. И с величайшим воспитательным эффектом, которым она владела в совершенстве. Ученики чувствовали в ней глубочайшую справедливость и правду, которую она прививала и нам, может и сама не подозревая об этом. Мне кажется, что учителя её больше побаивались (в силу субординации), чем "партизанские, затонские" дети, "партизанской" школы, как она сама её называла.
Затем, руководительница нашей кафедры в ВУЗе. Бывает и так, что забываешь её ФИО, но не её самую. Её бы я сравнил с наседкой и цыплятами. Она уважала профессиональный выбор, который сделали студенты её кафедры. И "сражалась" за каждого из нас, чтобы мы всё-таки дошли до диплома. Мягкий взгляд, тихий голос - но за этим стоял "железный" человек, "стальная" женщина. Редкая, я бы сказал. Безусловно талантливая в своей профессии. Видевшая и ценившая талант в других, который, как мы знаем, на девяносто девять процентов - это работа, учёба, непрерывное самосовершенствование личности...
Потапов Михаил Григорьевич! Начальник нашего отдела. Который создал целую научную школу. Под его руководством защитили кандидатские диссертации шестнадцать научных работников отдела. Он ценил каждого работника из всех пяти лабораторий отдела. Да, научные работники, индивидуалисты по природе, со своим самомнением. Среди них всегда идёт состязание, кто лучший. И совладать с таким количеством индивидов, порой с завышенными самооценками, было не просто. Михаилу Григорьевичу - удавалось...
Мой одногодок, Овчинников Дмитрий Аркадьевич! Основатель Бийского МЖК (Молодёжного Жилищного Комплекса). Пробить такое дело в советские времена было не просто. А он, пробил! Да так, что почти вся семейная молодёжь города, ринулись в МЖК. Это был период коммунистического труда для нас, коммунистической жизни и морали! А это много стоит, согласитесь!
Его сын, Овчинников Валентин Дмитриевич! Думаю, продолжатель дела отца, но уже в новом качестве, Новейшей Истории России! Человек Слова и Дела!
Послесловие
Но вот бывают люди, которые наставники тебе от начала и до конца! Это фронтовик, Маларов Григорий Васильевич! И вся его семья! Это что-то непередаваемое, даже в тексте рассказа. Он сам написал свою биографию на Проза.ру. Это какой-то параллельный мир, другая вселенная. Такого не должно быть, но есть.
PS: Наставники! Кого я упомянул и кого нет. Мои современники. Каждого из вас можно сравнить с "грибницей" в природе, из которой появляются "грибы". Ваши ученики и есть продолжатели вас, ваших мыслей, устремлений. Вы, основа бытия, прошлого, настоящего и будущего...
7 августа 2024
Свидетельство о публикации №224080701444