Введение в интегративную христианскую апологетику
Джонсон К. Филип, Саниш Чериан
Слово «апологетика» сбивает многих с толку, заставляя думать, что оно относится к чему-то вроде извинений. На самом деле это слово произошло не от английского слова «apology», а от греческого слова «apologia», которое является словом, относящимся к «защите». Апологетика - это общий термин, обозначающий формальную защиту любого рода. С другой стороны, христианская апологетика - это та ветвь христианского богословия, которая отвечает на вопрос «правдоподобно ли христианство». Интегрированная апологетика означает особый подход, разработанный нами в нашем учебном материале, где мы интегрируем лучшее из всех школ мысли в христианской апологетике.
За последние четыре столетия все виды религиозных и духовных верований подверглись интенсивным нападкам со стороны радикальных философов и критиков. Из этих нападок христианская вера получила большую часть из-за ряда исторических
причин, некоторые из которых будут упомянуты позже. Эти критические замечания против христианской веры получили так много освещения в СМИ, что даже большое количество хорошо информированных нехристиан знают о некоторых из основных обвинений, выдвинутых против христианской веры. Интересно, что книги, изданные
против христианства и продаваемые в светских магазинах, становятся бестселлерами даже в странах, где покупатели не являются христианами. Это результат всей этой антирекламы против христианства.
Сегодня вокруг нас царит атмосфера, в которой широко распространена критика Библии и связанных с ней предметов. Большинству студентов-христиан приходится сталкиваться с этими нападками со стороны других студентов в той или иной форме. Довольно часто можно встретить студентов-христиан, озадаченных вопросами, которые задаются против их веры. Поток вопросов поступает с такой частотой, что они оказываются в затруднении, отвечая даже на часть из них. Более того, поскольку большинство из них никогда не сталкивались с этими вопросами до этих нападок, они обычно не знают, что думать и что отвечать. Кроме того, они часто попадают в ловушку, думая, что если они не знают ответа, то правильных или удовлетворительных ответов не существует.
Как только человек ошибочно приходит к выводу, что ответов на вопросы,
поднятые против Библии, не существует, его собственная вера становится следующей жертвой. Его вера во вдохновение, авторитет и непогрешимость Писания очень сильно страдает. Затем он обнаруживает себя в раздвоенном менталитете: он знает, что именно эти Писания принесли ему послание истинного спасения, но в то же время он не знает, что
все написанное в этой Книге правдоподобно!
Апологетика - решение этой проблемы. Человек, имеющий определенный опыт в
христианской апологетике, может помочь этому человеку увидеть ответы на проблемы
и вопросы, с которыми он сталкивается. Кроме того, христианский апологет может передать сомневающемуся человеку информацию, используя которую он может лучше противостоять людям, которые поднимают вопросы против Библии.
Последние четыре-пять столетий были временем в истории, когда антихристианские философии и модели мышления процветали в полной мере в христианских обществах. Гуманизм, философия, в которой человек был возвышен до положения Бога, является философией настоящего времени. Это основа почти всех
современных способов мышления и образования. Поэтому студенты, которые были
воспитаны в любой из современных школ или колледжей, узнают много вещей, которые
противоречат Слову Божьему. К тому времени, как человек заканчивает свой колледж, он
накапливает сотни таких идей против христианской веры. Совокупное бремя этих идей дает столько сомнений молодым верующим, что во всем мире они изо всех сил пытаются преодолеть проблемы недоверия и сомнений.
Ни один человек не может разрешить все сомнения, которые есть у этих людей, но
с помощью апологетики они определенно могут помочь сомневающимся людям. Апологет может дать ответы на многие из их проблем, а затем может научить их основам гуманистической философии. Это поможет исследователям не только преодолеть свои сомнения, но и увидеть коренные причины проблем.. Это также даст им возможность эффективно разрешать по крайней мере большое количество вопросов, которые они зададут в будущем.
Нет человека в этом мире, который не сталкивался бы с проблемами. Каждый сталкивается с головоломками, вопросами и страхами разного рода. Такие сложные ситуации не исчезнут, если просто игнорировать их или делать вид, что их не существует. Столкновение с проблемой - это трудное дело, и люди прибегают к тактике, которая позволяет избегать их вместо того, чтобы решать их. Это часто можно увидеть в отношении Библии. Нападки на Писание исходят из таких разных областей и иногда от людей такой высокой учености, что становится трудно ответить на все из них. Никто не может надеяться освоить все изучаемые дисциплины, из которых поднимаются эти вопросы. Именно эта трудность побуждает многих людей избегать решения проблем. Но
на самом деле в этом нет необходимости. Приобретение основных инструментов христианской апологетики будет достаточным, чтобы противостоять большинству нападок. Ни один человек не может надеяться ответить на все задаваемые ему вопросы, но каждый христианин определенно должен знать что-то о том, что делают благочестивые люди в области христианской апологетики.
Сегодня в христианском обществе есть множество высококвалифицированных
и преданных своему делу людей, принадлежащих ко всем дисциплинам исследований, которые пытаются ответить на каждый вопрос, который был брошен против Библии. Ни
один человек не может противостоять всему этому, и для людей естественно бояться этих
атак, но как только человек осознает, что так много людей работают над этими
проблемами, тогда он может быть уверен, что не пройдет много времени, прежде чем ответ будет опубликован. Фактически, сегодня есть несколько тысяч ученых по всему миру, которые публикуют свои выводы в защиту христианской веры в сотнях
профессиональных и популярных журналов. Они доступны для всех, кто
готов проявить интерес. Библия всегда будет подвергаться нападкам, и всегда будут люди, чья вера будет поколеблена такими нападками. Только правильное использование христианской апологетики поможет таким людям.
Библейская основа для христианской апологетики
Мы уже видели, что христианская апологетика - это та отрасль христианских исследований, которая занимается защитой христианской веры. Это полностью библейская деятельность, потому что она была рекомендована и продемонстрирована в Библии в разных местах. Например, Писание повелевает: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ» (1 Пет. 3:15, RSV). Это
означает, что защита своей веры перед теми, кто подвергает сомнению христианскую
веру, является частью нашего духовного долга.
Слово «апологетика» происходит от греческого слова APOLOGIA, используемого здесь, и переводится как «защита». Таким образом, апологетика - это защита веры, а не принесение извинений, как некоторые могут ошибочно заключить из английского слова 'apologetics'. Хорошее определение характера и функции христианской апологетики можно найти в Писании, где говорится: «Мы живем во плоти, но мускулы, которыми мы
сражаемся, не плоть. Наша война ведется не плотским оружием, но оно достаточно сильнл за дело Божие, чтобы сокрушить софизмы и высокомерие, противостоящее
познанию Божию; всякое помышление у нас в плену, взято в послушание Христу» (2 Кор. 10:3-6, Филлипс)
Почти вся книга Иова представляет собой апологетику, призванную оправдать отношения Бога с человеком. Столкнувшись с противодействием со стороны своих друзей и семьи, Иов пытается оправдать причины своей верности и уверенности в Господе. Он ясно дает понять, что Господь Израиля не был похож на богов язычников вокруг них; напротив, Он верный Бог , который никогда не подведет тех, кто верит в Него. Псалмы 14 и 19 также носят апологетический характер. Рим. 1:20 подтверждает это, когда говорит, что чудес природы достаточно, чтобы указать на существование разумного и всемогущего Бога. Послание, которое Святой Дух передал через Павла в Деяниях 17, является еще одним примером того, как апологетический подход используется для проповеди Евангелия скептически настроенным неверующим.
Апология и подходы к ней в Библии
Хотя Библия уделяет большое внимание вере и убеждениям и осуждает преднамеренный скептицизм и неверие, она не выступает против разума и исследования. Библия поощряет использование разума и исследования, когда они делаются искренне и как помощь честному уму. Как Ветхий, так и Новый Заветы предоставляют достаточно доказательств этого. Более того, Сам Бог дает доказательства во многих местах, чтобы привести людей к вере.
Когда Бог повелел Моисею пойти к фараону, Он дал Моисею два знамения, чтобы
тот мог подтвердить, что это Бог послал его. Поверил фараон или нет - это другой вопрос, но мы не должны игнорировать то, что Бог предоставил демонстрацию, когда фараон попросил об этом. Мы видим то же самое в случае с Гедеоном, который дважды просил о знамениях и получил просьбу оба раза. Мы видим то же самое в случае Езекии, которому был дан выбор знаков для подтверждения того, что Господь сказал (3 Цар. 20:5-12).
Когда Даниил и его друзья говорили с человеком, который был ответственным за них, он предложил, чтобы этот управляющий «испытал» (расследовал и сделал вывод) их в течение десяти дней. Опять же, это опытный подход, когда решение принимается на основе исследования.
Иисус и Его биографы неоднократно подчеркивали, что главная цель чудес,
совершенных Иисусом, заключалась в том, чтобы продемонстрировать, кем Он был, а не просто принести здоровье миру. Во многих других местах Писания подчеркивается, что
чудеса в новозаветной Церкви были предназначены для ПОДТВЕРЖДЕНИЯ того, что
за всем этим стоит Бог. Хотя Иисус упрекал «неверующего Фому» за его скептицизм,
Он не отказался предоставить доказательства. Напротив, Он пригласил Фому и даже других учеников осмотреть Его физически и сделать вывод, что Он воскрес.
Таким образом, Библия дает достаточно примеров, указывающих на необходимость и важную роль апологетики как для христиан, так и для нехристиан, слушающих послание Бога. Хотя Библия осуждает неверие, она поощряет искреннее исследование. И именно здесь апологетика играет важную роль.
Апологетика и полемика
Важным спутником апологетики является полемика. В то время как апологетика имеет дело с возражениями и нападками, исходящими от людей вне христианской веры, полемика имеет дело с нападками, исходящими изнутри Церкви. Многие читатели могут быть удивлены, когда мы упоминаем нападки «изнутри» Церкви, потому что никто из нас не ожидает, что наш собственный народ будет нападать на нашу благословенную веру. Однако в иудейской и христианской вере всегда существовали люди, которые нападали на Ветхий и Новый Заветы.
Эти нападки бывают двоякого рода. Во-первых, они ведутся в форме искаженного толкования Библии. Во-вторых, через те ложные культы, которые заявляют, что они являются истинной христианской общиной. Люди, которые нападают на Библию изнутри Церкви, включают всех, кто проповедует извращенные доктрины. В период Нового Завета это включало эбионитов, пелегиан, монтанистов, несториан, ариан и многих других внутри Церкви. На заре XXI века это включает радикалов, экуменистов, христианских нью-эйджеров. Это также включало тех, кто учит гарантированному спасению через крещение, тех, кто нападает на личность Христа, тех, кто индуизирует христианские доктрины (сторонники праджапати, христианские ведантисты) и т. д. Ложные культы, которые заявляют, что являются христианскими, но которые все еще нападают на основы христианской веры, включают Свидетелей Иеговы, Адвентистов седьмого дня, Мормонов, ЦПM (Цейлонская пятидесятническая миссия), Торонтское движение и т. д. Их число постоянно растет, и закваска их ошибочных учений также распространяется.
Хотя апологетика и полемика - это два разных вида деятельности, их конечная цель
одна и та же: опровергнуть заблуждение и установить истину. Еще несколько десятилетий назад их можно было легко отделить друг от друга, так что тем, кто практикует
апологетику, не нужно было знать о полемике, а тем, кто специализировался на
полемике, не нужно было изучать апологетику. Но хватит! Все виды нападок на христианскую веру теперь заимствуют идеи друг у друга, так что сегодня каждый
апологет должен быть экспертом в полемике, а каждый полемист должен быть экспертом в апологетике.
История христианской апологетики
Многие люди ошибочно полагают, что христианская апологетика и полемика
- это предметы недавнего происхождения. Ничто не может быть дальше от истины. Библейская апологетика и полемика так же стары, как и сама Библия. Как Ветхий, так и
Новый Завет дают нам достаточно доказательств этого.
Апологетика в Ветхом Завете
Нападки на Слово Божье начались еще в период Ветхого Завета. В записях Ветхого Завета мы видим многих людей, которые сомневались, является ли Бог израильтян
истинным Богом, и мы замечаем, что во многих случаях Бог давал им подходящие ответы
и демонстрации. Некоторые из этих доказательств уже были упомянуты и их повторение не требуется. Однако следует добавить, что приведенный выше список из Ветхого Завета - это всего лишь пример. Фактическое количество апологетических отрывков и инцидентов в Ветхом Завете слишком многочисленно, чтобы перечислять их здесь.
Еврейским лидерам пришлось столкнуться с большим сопротивлением со стороны неевреев, потому что Библия подчеркивает многие вещи, которые вызывают возмущение у язычников. Например, прямо с Книги Бытия Библия учит, что человек является грешником, полностью испорченным и неспособным спасти себя сам. Благодать - единственное доступное средство для спасения. Это раздражало язычников, особенно исповедовавших универсализм. Универсализм учит спасению любого человека в мире, независимо от его религии. Никакая исключительность доктрин и практик не принимается ими. Таким образом, для язычников-универсалистов во времена Ветхого Завета было естественно нападать на Библию. Хотя в то время письменных принадлежностей было не так много, многие из этих критиков Библии выпустили большое количество книг, чтобы нападать на Ветхий Завет. История является нашим свидетелем того, что люди, которые нападали на Библию, всегда получали широкий прием в обществе, и, следовательно, эти критики могли распространять свои сообщения очень широко. Многие еврейские раввины и ученые написали бесчисленные тома, чтобы противостоять обвинениям, выдвинутым этими критиками. Одним из самых известных еврейских апологетических
произведений является «Contra Apion», написанный офицером армии и историком I века
Иосифом Флавием. Эта книга сегодня легко доступна во многих семинарских библиотеках как часть Полного собрания сочинений Иосифа Флавия. Археологи также обнаружили ряд других еврейских апологетических произведений (а именно? - Пер.)
Апологетика в Новом Завете
С созданием Церкви Нового Завета появилось новое поколение еретиков и критиков. Это было отчасти из-за расширенного влияния языческих философий в сочетании с более легкой доступностью письменных принадлежностей. Рост числа профессионалов, называемых «книжниками», также сделал возможным быстрое и экономичное копирование Писаний. Таким образом, эти еретики смогли сделать так, чтобы их голос был услышан довольно широко.
Еще одной причиной роста критиков, еретиков и еретических движений был
сам Новый Завет. До книги Малахии доктринальные предметы преподавались
косвенно и часто завуалированно. Однако в Новом Завете учения, связанные с грехом человека, полной греховностью, спасением только по благодати и только по вере и т. д.,
были провозглашены более ясно. Все уникальные библейские учения получили более ясное объяснение и изложение в Новом Завете. Это заставило многих людей
почувствовать себя неуютно. Пока Божественное послание было частично завуалировано, эти критики не сильно беспокоились. Но ясное провозглашение библейского послания
ясно обнажило их ошибки, предубеждения и предрассудки. Они больше не могли поддерживать свой универсализм, гуманизм, приспособленчество и т. д. Они больше не могли поддерживать свои взгляды, поскольку теперь основные принципы библейской теологии были четко изложены. Было большое количество людей, которые хотели называться христианами, но не хотели принимать эти библейские доктрины. Многие из них были обращены из различных видов языческих верований. Они не хотели отказываться от своей верности философиям и теологиям, в которые они верили до прихода в Церковь. Кроме того, многие из них любили свободу для чувственности, которую им предлагали их прежние языческие философии. Таким образом, используя все свое литературное и теологическое мастерство, они пытались популяризировать свои разновидности извращенных учений. Главной их целью было самооправдание.
Также были иудеи, которые создавали проблемы в Галатии и других местах. Послание к Галатам является опровержением их учений. Были гностики, которые
пытались синтезировать христианское богословие с оккультными философиями. Послание к Колоссянам является апологетикой против них. Послание к Евреям является апологетикой против другой ереси. Иуда должен был напомнить своим читателям о необходимости бороться за веру против тех, кто хотел бы исказить христианское послание. Петр должен был предостеречь своих читателей от тех, кто насмехался над утверждениями Нового Завета и так далее. Таким образом, на протяжении всех документов Нового Завета мы замечаем противодействие презрительных людей и еретиков и искажение библейских истин. Вместо того , чтобы игнорировать их, авторы Нового Завета писали много, чтобы разоблачить заблуждение, осудить его, а также установить истину.
Апологетика Отцов Церкви
Доступность документов Нового Завета раздражала лжехристиан не только в I веке, но и в последующие столетия. Желая одновременно придерживаться как Библии, так и своих языческих философий, многие из них распространяли еретические учения, используя все доступные им средства. Мы уже упоминали имена гностиков, несториан,
эбионитов, монтанистов, пелагиан, ариан и многих других. Несколько церковных соборов
собрались, чтобы осудить эти ереси, и это один из способов, которым эти
ложные учения могли быть подавлены.
Многие из еретиков были преданными писателями, и они создали большое количество объемных книг для распространения своих идей. Следовательно, отцы Церкви того же периода также были вынуждены писать длинные книги, чтобы опровергнуть эти ошибки. Археологами было обнаружено большое количество этих еретических писаний и апологетических опровержений. Доступность документов Нового Завета раздражала не только мятежных христиан, но и многих нехристианских писателей. Большинство этих писателей были склонны к атеизму, универсализму, гуманизму, гедонизму или нарциссизму. Поскольку документы Нового Завета полностью противоречат этим философиям, они сочли необходимым (в качестве самооправдания) нападать на Библию.
Кроме того, Библия является единственной религиозной книгой в мире, которая настаивает на том, что каждый человек рождён грешником, полностью развращённым и неспособным сделать что-либо вообще для собственного спасения. Это, в сочетании с настойчивостью Нового Завета «Только Библия, только Христос, только благодать и только вера», также раздражало многих из них. Кроме того, быстрое распространение христианской веры и глубокая приверженность этих новообращённых также подавляли многих из этих нехристианских критиков. Опасаясь, что это распространение Евангелия
вскоре обратит весь мир в христианскую веру, они начали свои тирады против Библии, Иисуса Христа и христианства.
Ярким примером является писатель-рационалист Порфирий. Живя на Сицилии в III
веке, он написал труд под названием «Против христианства». Удивителен размер
этого труда, который занял целых 15 книг!! Очевидно, что такие плодовитые
писатели могли повлиять на большое количество людей. Но и здесь отцы Церкви не сидели молча. Вместо этого они мужественно боролись с Порфирием и ему подобными
рационалистами и выпустили сотни томов христианской апологетики и полемики. Если бы не воинственный менталитет этих Отцов, эти рационалисты могли бы нанести гораздо больше вреда.
Апологетика в Новое время и креационизм
Хотя христианская апологетика и полемика были сильны в первые пять веков Церкви, они несколько затихли почти на тысячу лет. Это было время, когда Римско-католическая церковь правила христианским миром железным жезлом. Вместо того, чтобы рассуждать и спорить с инакомыслящими, эта церковь посчитала, что проще и лучше просто убивать их. Оппозиционные голоса не были слышны на публике из-за этой опасной для жизни атмосферы.
Сегодня очень немногие знают, что примерно с середины IV века до середины
XIV века Римско-католическая церковь вела великую борьбу за церковную, а также светскую власть. В этой борьбе католики заставили замолчать, подвергли пыткам и убили миллионы инакомыслящих. В сердцах людей, особенно мыслителей Европы, назревал мятеж . Однако диктаторское правление церкви не позволяло им выражать себя. Поэтому, когда Реформация дала им свободу, желанную для всех мыслителей, они выступили против этой Церкви. Поскольку большинство ожесточенных людей не понимали разницы между Римско -католической церковью, и истинной Церковью Христа, и Христом Библии, они выступили против всех этих вещей и отвергли их одновременно. Это был случай выбрасывания ребенка с водой. Это отвержение христианства было сопряжено с появлением множества антихристианских мыслителей, философий и движений. К началу XIX века количество таких антихристиански настроенных людей и движений стало просто ошеломляющим. Их всех объединяло их противостояние Библии и христианству.
Однако, поскольку идея творения была широко принята массами (включая
большинство образованных людей), им было трудно свергнуть авторитет Библии. Они были убеждены, что только отвержение Библии решит проблему. К середине XIX девятнадцатого века сердца были готовы, и в воздухе витало ожидание, что теперь христианство может быть оспорено. Но решающего фактора, который мог бы это сделать, нигде не было видно.
Теория эволюции уже существовала, но она была только в философской
форме. Рост современной науки убедил многих, что даже самые лучшие
философские рассуждения не имеют опоры, пока им не будет предоставлена научная основа. Именно в это время Чарльз Дарвин предложил свою Теорию эволюции. Впервые
кто-то смог предложить эту гипотезу в форме теории НАУКИ! Вот почему все эти инакомыслящие движения охотно и немедленно проглотили теорию Дарвина, и он стал героем в одночасье. Все быстро изменилось, и эта теория также взяла теологию под свое влияние к концу XIX века. Это был тот самый период, когда неверующие с
дипломами по теологии заняли руководящие должности, особенно в немецких университетах. Некоторые из этих европейских и американских эволюционистов вскоре убедили некоторых теологов, особенно в Германии, что эволюция является фактом.
Затем некоторые из этих "мыслителей" начали убеждать других теологов и преподавателей семинарий, что теперь христиане должны принять эволюцию как факт. Более смелые среди них даже начали учить, что части Библии, которые имеют дело с этой записью творения, должны быть полностью заброшены. Германия предоставила идеальную почву для выращивания этих мыслителей, потому что немецкие теологические институты контролировались властью и финансировались государственными деньгами. Правительство интересовалось только академическими степенями, а не тем, рожден ли человек заново и предан ли он Библии.
Неангажированные радикальные немецкие теологи имели множество степеней, но не имели Христа в своих сердцах. Поэтому они начали действовать как наемники, разрушая веру в Библию. Имея эту четкую цель, они стремились разрушить основы христианства. Кроме того, поскольку государственное финансирование было щедрым, у них была финансовая сила, чтобы печатать и распространять свои идеи по всему миру. Так немецкие атеисты (хотя они называли себя христианами) смогли повлиять на весь мир через свою теологию.
Однако не все были готовы полностью списать Библию. Многие были
больше заинтересованы в сохранении обоих убеждений вместе. Принятие эволюции
сделало бы их респектабельными в глазах неверующих, но в то же время принятие творения удерживало бы их в рамках евангельского христианства. Так началась эра компромиссов. Это эпоха, когда компромиссные толкования Бытия вошли в моду. Многие из этих толкований получили широкое распространение, частично благодаря влиянию Скофилда, а частично из-за склонных к компромиссам семинарий.
Компромисс никогда не приносит пользы истине, потому что именно истина больше всего страдает, когда она смешивается с ложью. Таким образом, это смешение эволюции с творением в конечном итоге разрушило библейские основы до такой степени, что радикалы, гуманисты, эволюционисты, рационалисты и атеисты устроили полевой день, нападая на христиан. Ситуация дошла до такого тревожного состояния, что в первой половине ХХ века было трудно найти квалифицированных теологов в США или Европе, которые открыто защищали бы библейскую историю творения. Поскольку индийское евангелическое богословие было в основном копией западного богословия, индийские теологи также избегали защищать библейское учение о творении. Несколько американских адвентистов были единственными людьми, которые были готовы защищать идею творения в этот период. Однако в некоторых консервативных церквях США был небольшой остаток, который был готов занять твердую позицию. В первом десятилетии ХХ века они выпустили 12 томов книг, известных как «Основы». Хотя в то время лишь меньшинство ученых отождествляли себя с позицией, занятой в этих книгах, их влияние в конечном итоге помогло переломить ситуацию в пользу Библии.
Американские евангельские христиане начали замечать в 50-х годах, что компромисс - это медленный яд, который в конечном итоге уничтожает уважение к истине. Некоторые из них объединились и начали агрессивно писать на темы, защищающие историческую и научную достоверность Библии. Это породило современный интерес к апологетике и креационизм. На заре XXI века влияние
этого возрождения распространилось по всему миру, и сегодня по всему миру функционирует более 150 организаций, посвященных исключительно апологетике. Их влияние было настолько сильным, что большое количество семинарий по всему миру начали утверждать историческую и научную достоверность Библии.
Креационизм в Индии
Индийская теологическая ситуация много раз была копией того, что происходит на Западе. Таким образом, с ростом немецкой радикальной теологии большинство теологов и людей, получивших образование в семинариях в основных протестантских церквях, таких как лютеране, методисты, церкви CNI, CSI и Marthoma, стали теологически радикальными. Ситуация настолько плоха, что евангельское мышление презиралось в их семинариях, и было трудно найти теологов и священников в возрасте старше 40 лет, которые имеют евангельские обязательства или которые готовы отстаивать историческую и научную достоверность Библии. Сепаратистские церкви, такие как Братья, Пятидесятники и Независимые/Фундаментальные баптисты, а также многочисленные другие подобные евангельские группы были немного лучше. Они не отказались от своего высокого взгляда на Библию. В то же время почти все они капитулировали перед компромиссными толкованиями, такими как Теистическая эволюция и Теория разрыва. Влияние Скофилда было заметно в распространении Теории разрыва.
Первым индийцем, который занял твердую позицию против Теории эволюции, был покойный профессор Х. Энох. Это было в начале 60-х. Его английская книга Evolution Or
Creation оказала влияние на большое количество молодых индийцев, особенно через
группы EU и EGF. Он также написал много статей в студенческом журнале UESI.
В 60-е - 70-е годы ни один евангельский журнал не хотел публиковать статьи, защищающие историчность Библии или творения. Единственным исключением был Cross And Crown, пятидесятнический журнал под редакцией доктора Томаса Мэтьюза из Удайпура, Раджестан. Этот журнал занял твердую позицию в пользу точности Библии
и регулярно публиковал такие статьи на протяжении десятилетий.
В 70-х годах возникло сообщество ученых, первоначально известное как FOCMOS
(Fellowship Of Christian Men Of Science), а позднее как CSFI (Creation Scientists
Fellowship Of India). Эта организация вскоре прекратила свое существование из-за отсутствия приверженности со стороны ее членов, а также потому, что их интересы лежали в других направлениях. Однако А. К. Скария, секретарь этого движения, продолжает быть неутомимым крестоносцем за творение и апологетику. Проект, известный как Creation Research, был основан доктором Джонсоном С. Филиппом в 1970 году. Он функционировал в основном посредством публикации статей, и к моменту
написания этой книги было опубликовано более 1500 статей на более чем 6 языках в почти дюжине стран по всему миру. Это движение теперь известно как Calvin School Of Apologetics And Theology, и оно предлагает полноценные курсы по креационизму и апологетике. В то время, когда была основана предшественница Calvin School в 1970 году, почти ни один стандартный христианский журнал в Индии не был готов публиковать статьи, защищающие непогрешимость Библии. Ни одна библейская семинария не была готова преподавать эти предметы. Однако три десятилетия крестового похода Calvin School дали начало значительному движению в Индии за защиту веры.
Еще один человек, сыгравший значительную роль в христианской апологетике, — доктор Джонсон Джордж. Родившись в Керале и воспитанный в MP, он свободно говорил на многих языках. Таким образом, его труды на апологетические темы на нескольких языках оказали большое влияние. Другие, кто сыграл роль в апологетике, включают доктора Эзамкулама Самкутти, Дж. К. Дева, Э. С. Томаса и Пола К. Рамакришнана. Их
служения по апологетическим письмам были на малаяламе, распространение статей по-прежнему ограничено Кералой. Организация апологетов, которая недавно пришла в Индию, называется RZIM, первоначально основанная в США доктором Рави Захариасом. Это общество проводит учебные программы по всей Индии. Их позиция в высшей степени библейская, за исключением творения, где они преподают компромиссную доктрину теории дня и возраста или даже теории разрыва. Их работа, как правило, более полемическая и риторическая, чем аналитическая.
Достижения современной апологетики
Вторая половина XIX века и первая ХХ века были временем, когда большинство известных христианских семинарий, журналов и издательств пошли на компромисс с
эволюционизмом и рационализмом. Это создало такой скептицизм в умах среднестатистического христианина, что очень немногие нашли в себе смелость занять публичную позицию в защиту Библии или своей веры. В конечном итоге все это оставило верующих христиан (особенно молодых) в очень плачевном состоянии во времена доминирования рационализма. Это была одна из причин, по которой у христиан
не хватило смелости противостоять антибиблейским, антисоциальным и аморальным
движениям середины ХХ века, которые достигли кульминации в принятии
открытой безнравственности с 1960-х гг.в США. Эта безнравственность в конечном итоге вторглась и в Индию. Однако с рождением современного креационизма и апологетики началось возрождение среди евангельских христиан. Эта группа стала довольно громкой и
агрессивной в 60-х, и к 70-м она начала оказывать значительное влияние на теологов, мыслителей и учителей Библии по всему миру. С тех пор были написаны тысячи апологетических книг, сотни журналов и десятки тысяч статей, защищающих Библию. В свою очередь, это начало уменьшать влияние рационалистов и радикалов на христиан.
С середины XIX до середины ХХ века рационалисты пережили свой расцвет, оторвав миллионы молодых людей от их христианской веры и преданности. Раны этой потери можно увидеть в христианском мире даже сегодня, но в то же время эта потеря была значительно минимизирована сейчас благодаря работе христианских апологетов.
Сегодня любой желающий узнать о Библии и ее связи с наукой, эволюцией, историей, археологией может прочесть множество книг по этой теме. Доступны буквально тысячи названий, и он может выбирать от самых простых книг до самых технически продвинутых. Таким образом, современное апологетическое движение смогло остановить рационалистов, обескровивших христианскую церковь. Более того, это движение
смогло восстановить сильную веру многих сомневающихся людей. В то же время оно
смогло укрепить веру многих верующих, которые хотели узнать, в чем истина во всем этом конфликте.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №224080701457