Игра в бисер. Глава третья
Медитативное чтение книги Германа Гессе
« Игра в бисер « .
Глава третья .
Итак , тема смерти , тема романтизма .
Вариации на тему смерти я нашла у Томаса Манна .
Он пишет о романтиках :
« … в нарочитом противоречии с классицистской эстетикой разума обратили все симпатии познания на хтоническое , ночное , на смерть , на демоническое
( похоже на символический звукоряд смерти :хтонь , ночь , смерть , демон ) - короче говоря , на доолимпийскую исконную религию земли , почвы , - всюду заметно стремление
« втиснуть наше воображение назад , в древние , могучие картины мира и человека «… идея священного прошлого и ПЛОДОТВОРНОСТИ СМЕРТИ революционно противопоставляется как новое слово , как СЛОВО ЖИЗНИ (!!!) … воля к переходу на ту сторону , к ПОДЛИННОМУ … путём АНАЛИЗА , ПСИХОЛОГИИ
( если точнее - психоанализа ! ) …
Только ЭТОЙ ВОЛЕ , ведущей к будущему через осознание и аналитическое разрешение , и подобает имя революции .
И истоки « триумфа воли « Манн отмечает :
« Шопенгауэр говорил : « СМЕРТЬ - поистине ГЕНИЙ вдохновитель или Мусагет философии . Без смерти трудно ТВОРИТЬ ФИЛОСОФИЮ . «
Он великий знаток и провозвестник смерти … глава во втором томе
« Мира как воли и представления « :
« О смерти и её отношения к нерушимости нашего существа в себе « … ещё молодой Ницше признавался в любви к пессимизму Шопенгауэра , когда говорил :
« В Вагнере мне нравится то же , что и в Шопенгауэре : дух этики , обаяние Фауста , крест , смерть , склеп « …
К этому нравственно - пессимистическому стилю жизни относится также и дух музыки : Шопенгауэр … отводит музыке совершенно особенное место , но не в ряду других искусств , а над ними , ибо музыка , в отличие от них , не отражение явления , но непосредственное отражение своей воли , а следовательно , представляет метафизическое начало в физическом мире , вещь в себе - среди явлений . Шопенгауэру близко предположение , что и в музыке интеллект служит ВОЛЕ … эта любовь к музыке , без сомнения , непосредственно связана духовно с его осведомлённостью в СФЕРЕ СМЕРТИ , так что Шопенгауэр мог бы с полным правом сказать :
« Без смерти было бы сложно даже музицировать « .
В « Волшебной горе « я писал : « Если интересуешься жизнью , то интересуешься именно смертью « .
Это влияние Шопенгауэра , глубоко запечатлённое , сохранённое на всю жизнь . Если бы я добавил :
« Если интересуешься смертью , то ищешь в ней Жизнь «
Шокирующее заявление по моему мнению , ибо что общего у жизни и смерти , и каким образом могло бы произойти взаимопроникновение , ведь смерть есть именно что отсутствие жизни из - за энергетического , я бы сказала , коллапса . Смерть - это энтропия .
Она может только брать , но не давать .
Она даёт только украденное у жизни : такой вот добрый « крестный отец « , может и дать что - то из уже украденного , не имея своих собственных средств . Апологетам смерти может дать .
Шопенгауэру , например , по словам Томаса Манна ,
« этого мрачного симфониста томящейся по возвращению вспять и освобождению инстинкта … Которого Ницше назвал « подлинным философом « , « подлинно самостоятельным умом , мужем и рыцарем со стальным взором « , тем , « кто мужественен перед самим собой , кому под силу выстоять в одиночку , не дожидаясь предтеч и знаков свыше « . Томас Манн говорит :
« В образе этого « мужа и рыцаря « , рыцаря между СМЕРТЬЮ и ДЬЯВОЛОМ я привык узнавать
ПСИХОЛОГА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО . «
Конечно , перед лицом смерти остро встаёт вопрос о смысле происходящего . Но это если человек искренен хотя бы перед самим собой .
А постмодерн научил всех одевать маски .
И вопрос искренности как то отпал сам собой .
Даются образы социальных ролей , которым предлагается следовать . И человек , запутавшийся в вопросах о вечности , не торопится задавать вопросы и о современности . Он желает хорошо играть роль , выбранную ему обществом . Но это уже постмодерн .
А время Германа Гессе , Томаса Манна - время модерна .
Который начался , можно так сказать , с Руссо .
С его попытки решить противоречия человека возвратом к так называемому естественному человеку - дикарю . Это понимание долженствования было развито и Ницше с его « белокурой бестией « , и Вагнером , воссоздавшим образ Зигфрида потому , что он входил в рамки « борьбы с цивилизацией « , заданной ещё Руссо .
Тот Руссо , чьё миниатюрное изображение носил Лев Толстой , создавший образ Пьера Безухова , и альтер эго Безухова - народ . Народ , который расправился не только с империей Наполеона , но и с Российской империей в годы революции , притом вполне бессмысленно .
Томас Манн говорит о Ницше , как о том , кто « разбудил « призрак « бестии « :
« Ницше с поразительным чутьём , пророчески предрекает в грядущем серию чудовищных войн и конфликтов , провидя наступление «золотого « века войны , « на который потомки будут взирать с благоговением ( ! ) и завистью ( ! ) « … « Когда же затем начинается славословие в честь « белокурой бестии « , этого « ликующего чудовища « , ИДЕАЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА , который « после всех своих варварских подвигов гордо и с лёгкой совестью , точно после студенческой проделки , возвращается домой , даже не вспоминая , КАК ОН РЕЗАЛ , ЖЁГ , ПЫТАЛ , НАСИЛОВАЛ « , тогда перед нами возникает законченная картина по - детски неосознанного садизма …
( то есть делал бессознательно , не приходя в сознание !)
( то есть дал место в себе злым силам , бесам , и происходящее можно назвать беснованием , и ничем иным , и перед нами встаёт в полный рост так называемый идеальный человек - демон , что за чудовищная подмена понятий ! И не только .
Идёт прославление сатаны как идеального человека !
Вместо прославления второго Адама - Иисуса ! )
Томас Манн продолжает :
« Наиболее меткую характеристику подобного умонастроения дал романтик Новалис , гений того же склада , что и Ницше . « У нравственного идеала , - говорит он , - нет соперника более опасного , нежели идеал наивысшей силы или жизненной мощи , который иначе называют ещё … идеалом эстетического величия .
Этот идеал был создан варварством … Идеал этот рисует нам человека в виде некоего полубога - полузверя … « И Манн отмечает то , что
« всё это воплотилось в ницшевском сверхчеловеке , который изображается как « наивысший продукт , выработанной ЭЛИТОЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ( ! ) …»
В отличии от слов Писания , что « кроткие наследуют землю « , Манн утверждает , что ницшевский сверхчеловек « Это - будущий владыка земли , идеал блистательного тирана , чьему появлению как нельзя лучше способствует демократия , которую он , СВЕРХЧЕЛОВЕК ( читай - АНТИХРИСТ )
затем использует в качестве орудия для того , чтобы на макиавеллевский лад , под прикрытием демократической терминологии , ПОДМЕНИТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВЛЕНИЯ
СВОИМИ НОВЫМИ МОРАЛЬНЫМИ НОРМАМИ . «
( Что сейчас и происходит ! )
« Ибо , - продолжает свою речь Томас Манн , - ницшевская устрашающая утопия величия , силы и красоты намного охотнее лжёт , нежели говорит правду , - ведь для лжи надо обладать умом , и желанием лгать . СВЕРХЧЕЛОВЕК - это человек , в котором
« с максимальной силой выражены все характерные черты ( земной ! ) жизни : несправедливость , ложь , эксплуатация . « … « Но всё это происходит не вдруг :
« Ибо род не вдруг
Чудовище создаст иль полубога -
Сперва родит цепочку злых иль добрых ,
А там - того , кто ужас или радость
Даст миру наконец . « - из « Ифигении Гёте .
О Гёте Томас Манн говорит следующее :
« … в этом мощном бытии … всегда оставалось много демонически тёмного , сверхчеловечески - нечеловеческого , обдающего холодом и ужасом того , что кроме человеческого и знать ни о чём не желает …
Много было и чрезмерной мужественности , весьма склонного воинствовать скепсиса , который Ницше считал отличительной чертой великих немцев , - этого жестокого , даже недоброго , всё презирающего и всё понимающего скепсиса , дающего духу опасную свободу …
Ницше цитирует Мишле , который , по его словам ,
« не без дрожи « назвал такой склад ума ироническим , фаталистическим , мефистофельским … свойственные не только Фридриху Великому и Бисмарку , но и Гёте …
современникам он часто казался Мефистофелем -
из его души на них несло жутким током БЕЗДОННОГО нигилизма … подозрительным духом отрицанья и полного сомненья … фраза Шарлотты , жены Шиллера :
« Он сделал ставку на НИЧТО « … у него был вкус к власти , к битве , длящейся « покуда один не получит перевеса над другим « , что очень напоминают слова Вагнеровского Вотана :
« Где силы ликуют в отваге , открыто к войне я зову ! «
… О себе он признаётся , что « его удручает необходимость быть со всеми в ладу « , что ему потребна « Ярость « .»
Вот один из основоположников модерна ,
создатель образа Фауста , являвшийся , по словам современников , Мефистофелем , продолжающий быть Мефистофелем для фаустианского человечества , которому он предрекает :
« И как и все , в конце о смерть разбиться ! «
Виктор Франкл , психолог , побывавший в концлагере , устроенном фаустианским человечеством , но не потерявший смысла в том , чтобы продолжать жить , пишет об орудии модерна - психоанализе так :
« Психоанализ познакомил нас с волей к удовольствию … но индивидуальная психология рассказала нам про волю к власти в форме стремления к признанию …
Однако есть ещё что - то , имеющее в человеке более глубокие корни , и я называю это ВОЛЕЙ К СМЫСЛУ - его борьбу за наилучшее осуществление смысла его бытия . « По моему мнению , человек модерна - это человек , заточенный на достижение успеха , другое дело , что потомки используют всё накопленное предками на одно - на получение удовольствия , и , как известная лабораторная крыса , нажимает на все кнопки , чтобы получить удовольствие , не задумываясь ни о предках , ни о цене своих устремлений .
Франкл противопоставляет ему человека страдания .
Категории человека страдания - не успех или неудача ,
это исполнение и отчаяние .
« Исполнение и отчаяние относится к разным измерениям ; человек страдающий может реализовать себя даже в ситуации крайней неудачи , поражения .
Итак , мы видим , что исполнение и неудача совместимы с собой , как и успех и отчаяние … триумф человека страдающего кажется глупостью
( для человека , заточенного на успех ) и вызывает у него негодование … ( ни много , и ни мало ! ) «
Я слышала о том , что не бывает успеха без страдания , и , если есть успех и нет страдания у кого – то , то это значит , что кто - то страдал до него .
Потому что успех - это плод , которому предшествует подготовка почвы , сев , вызывающие страдания .
Далее Франкл , прошедший нечеловеческие страдания в концлагере , и не потерявший смысла в жизни , пишет : « Всё чаще обнаруживается , что в случаях сексуальной фрустрации стоит фрустрация воли к смыслу :
Либидо буйствует только в экзистенциальном вакууме .
… Неспроста есть такое выражение - « скука смертная « .
… причина самоубийств в конечном счёте кроется во внутренней пустоте , с которой связана экзистенциальная фрустрация .
( фрустрация - это ситуация несоответствия желаний имеющимся возможностям ) . Экзистенциально фрустрированный человек не знает , чем наполнять время . … ( у него ) воля к деньгам вытесняет волю к смыслу !»
Далее Франкл продолжает : « Horror vacui — страх пустоты — существует не только на физическом , но и на психологическом уровне . В попытке перебить экзистенциальный вакуум ревом двигателя и оглушительной скоростью я вижу психодинамическую подоплеку все ускоряющегося процесса моторизации … я считаю , что растущая скорость жизни представляет собой напрасную попытку самоисцеления от экзистенциальной фрустрации . Чем меньше человек знает о цели своей жизни , тем больше он ускоряется …Как поет венский шансонье Хельмут Квалтингер в своих пародийных куплетах от имени лихого мотоциклиста : « Я понятия не имею , куда еду, но доберусь туда во мгновение ока … » «
Многие упускают увлечённость кокаином и роль кокаина в возникновении многих идей , захвативших человечество …
Я уже писала об увлечении кокаином Гросса , который и дал многие идеи Карлу Юнгу , мало кто знает об увлечении Фрейда кокаином .
То есть идеи пришли прямиком из бездны , в которые кокаинисты были погружены . Чистый демонизм . Ибо Жан Поль Сартр отметил современное положение человека , фрустрированного экзистенциализмом , как « У человека в душе дыра размером с Бога , и каждый заполняет её как может . «
В музыке это явление описывается так :
« … образуются места , которые не укладываются в структуру проблемы . Аналогично тому , как композиторы , пишущие музыку для органа , хорошо темперированные клавиры , когда слишком последовательное воспроизведение гармонии вдруг приводит в определённых местах к дисгармонии , к якобы дисгармонии . Это явление называется « волчьи ямы « - и когда рушится разом и вся достигнутая ясность и рациональность сознания читателя . «
И не только читателя .
А Гессе смысл письма сводит к тому , что « если это называется больным , то я предпочёл быть больным и при этом иметь культуру . «
То есть предпочесть пребывать в любой « волчьей яме « , не обращая внимания на протянутую ему руку Бога . Это - выражение его больной воли .
Так вот , третья глава , где Йозеф Кнехт впервые выступит в роли апологета Касталии .
Эту роль он будет выполнять до конца .
Это - позиция самого Гессе - выступать апологетом
« волчьей ямы « , в которую он попал и пребывает по своей собственной воле .
А Йозеф Кнехт заканчивает учёбу в Эшгольце , а до этого получает себе духовного наставника , « доброго гения « , как он говорит о мастере музыки , который дал ему путёвку на учёбу в Касталии .
Кнехт в Вальдцеле , « а Вальдцель родит
( не выращивает , а именно что родит - должна произойти инициация - рождение свыше ) ( родит ) семью искусников , играющих в бисер « , гласит старинное ( ! ) изречение об этой школе … В Вальдцеле искони поддерживалась тенденция к универсальности …
к сближению между наукой и искусствами …
высшим воплощением этих тенденций была игра в бисер …
городок Вальдцель был ведь местом официальной Игры и её учреждений ; здесь находились знаменитый зал для торжественных игр , гигантский архив Игры с его служащими и библиотеками , а также резиденция
Ludi magister . В ней … царил дух этих институтов и что - то от обрядности больших публичных Игр было в самой здешней атмосфере .
Городок очень гордился тем , что приютил не только школу , но и Игру … вальдцельская школа была самой маленькой из всех касталийских школ … и это … придавало ей какой - то особый аристократизм , какую - то кастовость , какую то элитарность внутри элиты …
Йозеф Кнехт … знал это … принял … отличие с радостной гордостью ( интересная разновидность гордости ) … широко раскинувшейся бывшей цистерианской обителью ( Цистерианцы - католический монашеский орден , ответвившийся в одиннадцатом веке от бенедиктинского ордена . В бенедиктинцах им не понравилась недостаточная строгость .В 1112 году в орден вступил Бернард Клервосский с 30 -ю товарищами .
Известный как вдохновитель Крестовых походов ).
И получается то , что в эту обитель со строгими нравами поселилась школа , рождающая игроков в бисер .
И может быть тоже с планами по проведению подобия Крестовых походов во славу Основателя Игры в бисер .
Безымянного . Но можно угадывать его неясные черты .
Католические ордена создавались под определённую задачу .Похоже , что цистерианский орден создавался под Крестовые походы . Похоже что и Гессе мечтает о славе тамплиеров , и создаёт свою обитель под определённые задачи тех духовных сил , которые стоят за игрой в бисер .
А Йозеф Кнехт осваивал школьные пространства : он шёл « мимо кладбища по липовой аллее , увидел и узнал за высокой изгородью
vicus lusorum, ( деревня игроков ) особый городок игроков : праздничный зал , архив , учебные залы , дома для гостей и учителей … со всей силой почувствовал очарование этой атмосферы , всё здесь казалось старым , почтенным насыщенным и священным традицией … нового здесь не было ничего , кроме упражнений в медитации … Он с удовольствием принялся размышлять …
И делал успехи в музыке ...
Именно усердие в усвоение её чувственной стороны , стремление распознать за слуховыми ощущениями разных музыкальных стилей ИХ ДУХ удивительно долго удерживали его от того , чтобы заняться вводным курсом к игре в бисер . Позднее он как то сказал :
« Кто знает музыку только в экстрактах , выдистилированных из неё Игрой , тот , может быть , хороший игрок , но никакой не музыкант , да и не историк , пожалуй . Музыка состоит не только из тех чисто духовных контуров и фигур , которые мы из неё извлекли , во все века она была в первую очередь радостью от чувственных впечатлений , от дыхания , от отбивания такта , от оттенков , трений и возбуждений , возникающих , когда смешиваются голоса , сливаются инструменты .
Конечно , дух - это главное , и конечно , изобретение новых инструментов и изменение старых , введение новых тональностей , новых правил или запретов , касающихся построения и гармонии , - это всегда только жест , только нечто внешнее … но эти внешние и чувственные признаки надо со всей силой почувствовать , ощутить на вкус , чтобы понять через них эпохи и стили . Музыку творят руками и пальцами , ртом , лёгкими , не одним только мозгом , и кто умеет читать ноты , но не владеет как следует ни одним инструментом , тот пусть помалкивает о музыке ( ! строго , подобно надписи :
« не геометр да не войдёт ! « у пифагорейцев , а пифагорейство то и дало современный ход музыке )
Историю музыки тоже нельзя никак понять только через абстрактную историю стилей , и , например , эпохи упадка музыки остались бы совершенно непонятны , если бы мы каждый раз не обнаруживали в них перевеса чувственной и количественной стороны над духовной «
Одно время казалось , что Кнехт решил стать исключительно музыкантом …эта необыкновенная рьяность в музицировании и уклонение почти от всех необязательных предметов , в том числе от Игры …
Читал он много , особенно немецких философов - Лейбница , Канта и романтиков , из которых его сильнее всех привлекал Гегель .
Гегель , который утверждал ,что « … война - это единственный возможный судья и авторитет между народами … потому каждое национальное государство - это высшая власть и за пределами его нет никого , кто бы мог его судить … « .
Пантеистический философ , выстроивший закрытую метафизическую систему , и он - последний философ - строитель собственной Вавилонской башни .
Бог Гегеля , или , точнее говоря , Гайнст , есть всё .
Он эволюционирует , то есть меняется , и следом за ним всё эволюционирует , по мнению Гегеля .
Поэтому нет морального закона , который мог бы судить . Ибо бог Гегеля не постоянен и меняет законы .
Да , это интересно , если бы бог Гегеля правил Вселенной , и менял бы законы физики , то на кокой секунде Земля бы развалилась ? Гегель - диалектический спиритуалист .
Маркс взял диалектику у Гегеля и использовал её для выстраивания Царства Божия на земле . Маркс - диалектический материалист . Для него высокий синтез - это коммунизм именно как земное царство божье .
Идея государства как Царства Божия на земле - это идея Гегеля .
Подмена Вселенской Церкви государством .
И вообще у Гегеля всё есть идеи , всё есть мысль - стадии , в процессе , в котором Мировой Дух , или бог Гегеля познаёт себя . Например , Гегель увидел в Наполеоне воплощение Мирового ь Духа .
А Маркс , думаю я , увидел воплощение гегелевского Мирового Духа в пролетариате .
Образно говоря , Кнехт выбрал путь самурая .
Путь , цель которого не просматривается .
Прежде чем перейти к пути Кнехта как апологета Касталии , я погружусь в дальнейшие размышления .
Над прочитанным - Карла Юнга и об Юнге .
Надо сказать , что , к сожалению , я должна была прервать занятия плаванием в бассейне .
Как прежде , в тренажёрном зале .
Сил у меня хватает , но … после занятий я в очередной раз закашляла … Моя названная дочь , которой я являюсь крёстной матерью , изыскивая причину произошедшего , увидела видение человека преклонных лет , изо рта которого вырывался дым .
Он стоял в такой позе , что , казалось , он хочет что - то сказать . И молчаливо как бы просил его выслушать . Я отказалась его слушать .
По описанию я поняла , что речь идёт о Германе Гессе .
Анастасия посмотрела изображения Гессе и прислала мне эти изображения , в том числе те , которые я не видела - с вырывающемся изо рта дымом .
Я объяснила , что я внимательно читаю его произведения .
И что он может ещё сказать ?
Вид его , явившегося Анастасии , был такой , какой вызывает жалость . Но я не жалостливая .
А сострадание к нему я испытываю и тем как бы несу часть его страдания , в том числе редко бываемую у женщин подагру , которая мучила Гессе .
Как говорил мой отец , подагра - это болезнь аристократов , любителей изысканных блюд и вин .
Изысканность и аристократизм не присущи мне .
Так что я несу чужое бремя .
Дух Гессе явился , но не ко мне …
Теперь о прочитанном мною .
Карл Юнг пишет о творческой личности так , как он её видит . О раздвоенности этой личности .
О раздвоенности Юнг говорит : « … поразительным примером является « Заратустра « Ницше , где автор сам наблюдает , как « один становится двумя … « .
« Человек может быть также возвышен как Фауст , и демоничен как Мефистофель , если ОН СУМЕЕТ разделить свою личность на две половины , и только тогда он сможет видеть на « шесть футов дальше добра и зла … «
Юнг описывает сон Эккермана , секретаря Гёте , в котором тот увидел Фауста и Мефистофеля , падающими на Землю в виде двух метеоров , что напоминает мотив диоскурии ( Диоскуры - братья - близнецы Кастор и Поллукс , дети Леды от двох отцов -
Зевса и Тиндарея , из древнегреческой мифологии ) , а это проливает свет на специфические черты психики Гёте . ( Кстати , фамилия Гёте идёт от имени народа - готтов , а Гессе - от имени народа хеттов . ) …
Особенно важен момент , когда Эккерман замечает , что стремительный РОГАТЫЙ силуэт Мефисто напомнил ему Меркурия . Это наблюдение находится в полном согласии с алхимическим характером шедевра , написанного Гёте … У Гёте ( похоже на то , что молитва ) : Верховная богиня мира ,
Позволь увидеть тайну мне твою
На необъятном голубом
Шатре небес !... «
И сам Юнг описал свои взаимоотношения с теллурическими ( то есть из силы Земли исходящими ) силами так :
« Самое незначительное в нашей жизни , если оно обладает смыслом , может стать важнее самого существенного … теллурические силы не оставляли меня , навязчиво требуя своего .. «
Чего же могли требовать теллурический языческие силы от своего жреца : кровавого жертвоприношения , конечно .
Дух Гессе явился ко мне прошлой ночью - 30 .июля .
Ибо ночь - время для призраков .
И стал объяснять мне , что прекрасно существует без Иисуса . Называя меня неизменно « Вы « и сожалея о том , что я болею , стал объяснять мне , что он существует без Иисуса , потому что у него нет веры в Иисуса , и негде её взять - веру .
Нет носителей веры , у кого бы он смог бы её взять .
Я поняла , что он как бы говорит : «не у меня же ему брать эту веру « , потому что он очень горд , и ему нужен верующий статусом не ниже апостола Павла .
И вообще он верит в то , что Иисус - историческая личность , но не Он был распят , если быть точным .
И что Он как бы Сын Божий , под большим вопросом . Ибо и у Зевса были сыновья от земных женщин .
Диоскуры , Геркулес . На что я спросила о том , что неужели сама жизнь Иисуса , не говорит сама за себя , вызывая несомненное уважение .
. На что он сказал , что я идеализирую и Иисуса , и его собственных родителей .
И перешёл к рассказу о своей обители , где он обитает один , и одиночество его не утомляет .
Потому что он пребывает в мире , который сам себе создал , в мире духов музыки и духов книг , которых он не устаёт слушать , самые первые сонатные формы , например , и извлекает большое удовольствие .
Он живёт в подобие бутона цветка , который ещё не раскрылся , и я подумала и о том , что сам человек Герман Гессе и есть тот нераспустившийся бутон . И начинала понимать то , что этот дух Германа Гессе , который жил в нём как в бутоне нераспустившегося цветка , именно дух Гессе вдруг напомнил мне о маленьком принце , который жил один . На мой вопрос , есть ли у него лис и роза , он ответил , что у него нет нужды в ком - то ещё , ибо он живёт в том месте , где вместе с ним обитают великие произведения писателей и композиторов . О чём он мечтал ещё во время своей жизни .
Я стала входить в какое - то подобие транса , потому что поняла то , что ко мне пришёл дух Гессе , а не он сам . То есть дух говорил о том , что его собственные мечты стали мечтами человека по имени Герман Гессе , и он вошёл в человека .
Вошёл в человека , как в не успевший распуститься бутон цветка , и остановил распускание искусственно .
И я прогнала его именем Иисуса Христа .
У моей чувствительности к духам есть история .
В потусторонний мир я начала входить из – за моей бабушки , которую любила . Я понимала , что по закону я не могу просить о ней . И сказала Иисусу о том , что и Моисей нарушил явное предписание Божье , когда воспротивился воле Бога об уничтожении Израиля , чтобы произвести новый народ от него самого .
Моисей сказал , что он не хочет жить без своего народа и готов сам потерять спасение ради спасения народа Израиля . И апостол Павел . И поняла , что эта просьба мне будет стоить атаке сатанинских сил .
Через 33 года после смерти бабушки в январе 2008 года бабушка приснилась мне со светлым лицом и сказала радостно : « Я воскресла !!! « А ведь я пришла к ней в подобие закопчённой комнаты , по стенам которой , захватывая и оконные проёмы , плотно стелилась колючая проволока . А бабушка явилась вовне .
И тогда же , я начала писать роман « История предательства длиною 3000 лет .»
И недавно я начала общение с некоторыми духами , ушедшими с земли , тех , которых я знала при жизни .
И о которых молилась , часто со слезами .
Ибо похоже что я сходила в потусторонние миры и решила в подражание Иисусу не говорить не о чём , кроме проповеди Благой вести . Я не спрашивала их ни о прошлом , ни о будущем , ни об их существовании .
И слышала , как мой погибший в 90 -ые годы брат Михаил высказывал мне обиды , а моя и его тётя Люба говорила ему : « Не надо , Миша ! « . Её он послушал .
Все , с кем я разговаривала , не говорили о своих обителях и чем они занимаются , потому что : « Здесь всё по другому , и нет слов в земном языке , чтобы объяснить .»
Так что мне нечего рассказать об их пребывании , но об Иисусе они мне говорили так , как будто бы я сама ничего не знала о Нём .
Я не могу пересказать ,ибо я как бы принимала смыслы , но не слова . И моё прочтение этих образов может быть неверным . Но я поняла изречение
Апостола : « Хвалящийся хвались Господом ! «
Сегодня же в ответ на настойчивый призыв духа Гессе , в ответ на то , что он сказал , а вдруг я не попаду после моего ухода с Земли в вечные обители Христа , я вдруг сказала , что , если так , как он говорит , то и тогда я не хочу пребывать в мире , где нет любви , лучше мне тогда исчезнуть , как будто бы и не жила .
Потому что это не вопрос выбора между Иисусом и Люцифером , а вопрос невозможности пребывания
в том мире , в котором пребывает Люцифер .
В то же время я читала слова Гессе о том , что
« Концентрированный , полный значения и леденящий кровь своей чужеродностью поднимается из глубин безвременья , захватывающий , ДЕМОНИЧЕСКИЙ и гротескный , он подрывает человеческие ценности и эстетические нормы , запутанный клубок первобытного хаоса , сriтеп lаesae majestatis humanae** то есть
« Обвиняемый в оскорблении человеческого величия ( лат. )
то есть : у этой области существуют жертвы : великие злодеи и разрушители , бросающие тень на лик времени , а также безумцы , слишком близко подносящие лицо к огню : Кто из нас может жить при огне пожирающем ? Кто из нас может жить при вечном пламени ? Несомненно - того , кого боги желают наказать , они в первую очередь лишаются разума … «
об этом говорит Карл Густав Юнг , исследователь бездн .
Но Писание говорит по другому : Книга пророка Исаии
… Устрашились грешники на Сионе ; трепет овладел нечестивыми : « Кто из нас может жить при огне пожирающем ? кто из нас может жить при вечном пламени ? « - И Божественный ответ :
« Тот , кто ходит в правде и говорит Истину ; кто презирает корысть от притеснения , удерживает руки свои от взяток , затыкает уши свои , чтобы не слышать о кровопролитии , и закрывает глаза свои , чтобы не видеть зла ; тот будет обитать на высотах , убежище его - неприступные скалы ; хлеб будет дан ему ; вода у него не иссякнет . Глаза твои увидят Царя в красоте Его , узрят землю отдалённую ; сердце твоё будет ( только ) вспоминать об УЖАСАХ :
« Где делавший перепись ; где весивший ( дань ) ? где осматривающий башни ? «
Не увидишь более народа свирепого , народа с глухою , невнятною речью …. « То есть с Божьей помощью возможно жить при огне вечном , при огне пожирающем .
Читая первую главу пророка Исайи я сама записала себе Порядок доступа к Богу Творцу :
-научиться делать добро ( процесс ) ;
- искать правду ( процесс ) ;
-спасать угнетённого ( процесс ) ;
- защищать сироту ( процесс ) ;
Вступаться за вдову ( процесс ) ;
И потом ( неоднократно ) :
Приходить к Богу , излагать суть дела , принесённого на суд , и тогда ( ! только ) Бог убелит багряные 9 то есть кровавые ) грехи . Все грехи кровавы : нанесение боли сердцу человека в своей страсти установить справедливость , причём справедливость каждому сугубо свою .
А Карл Юнг , исследуя культурные феномены в адском пламени , пишет о « Гипнэротомахии Полифила « Франческо Колонна : « Книга , написанная в 1453 году , компенсирует средневековое Христианское мировоззрение , изгоняя его картиной древнего и одновременно МОЛОДОГО МИРА ГАДЕСА , который является и могилой , и родящей матерью . ..
« Гипнеэротомахия « Колонна является символом жизненного процесса роста , который был начат сумрачно и неосознанно , среди людей того времени , и сделал Ренессанс началом новой эры … « В описываемое время - 1453 году под натиском турок османов пал Второй Рим - Константинополь . Что дало толчок гораздо позже осмыслить это событие так , что Третьим Римом стала Москва . Но в глазах германца Первый Рим пал , и его наследником стали германские племена .
Рим был уничтожен германскими племенами не однажды .
Символическим стало то , что от ударов германца Лютера пала Римская католическая церковь .
Хотя и исцелилась от смертельной раны .
Для этой цели был рождён Орден Сердца Иисуса .
Практики основателя Ордена Игнатия Лойолы используются в католической церкви .
Именно Игнатий Лойола был выведен Сервантесом в образе рыцаря печального образа , по некоторым суждениям . Испанец , житель страны - оплота католической церкви .
Юнг же обращает наше внимание к роману доминиканского монаха Франческо Колонна
« Гипнэротомахия Полифила « . Монах превратил историю своей любви к златовласой Лукреции Лелио в грандиозное духовное путешествие .
В этой книге даны образцы нового литературного стиля , архитектурных форм , эмблем и символов .
В своём сне в поисках возлюбленной обращается с молитвой к Юпитеру ( напомню , что автор книги - доминиканский монах ) . На пути героя встречается голодный волк , открывается сооружение с обелиском , возвышающемся на ступенчатой пирамиде , и , как казалось , достигающим высот Олимпа или Кавказских гор . Этот памятник посвящён Высшему Солнцу .
Напротив сооружения открывается пространство , которое наполняют различные символические фигуры : бронзовый мужской колосс , который изнутри излучает свет . Рядом с ним - женский колосс . На площади Полифил видит фигуру огромного чёрного слона с обелиском на спине . Открывающаяся за ним темнота пугает героя , обратный путь заслоняет страшный дракон .
Он удалился от дракона в глубину тёмного леса .
Там встречают его 5 нимф и их королева , которая передаёт героя в руки своих служанок - Логистики ( Разум ) и Телемии ( Желание ) .
Они приводят его к трём дорогам : одна призывает к Божественному служению , вторая - ведёт в Царство любви , третья обещает земную славу .
Он выбирает средний портал и попадает в руки нимф любви . В одной он узнаёт свою возлюбленную .
Нимфа ведёт Полифила в храм Венеры , в котором происходят обряды , соединяющие их , и они вкушают « плоды Венеры « . Оттуда они отплывают к острову Кифера ( которое обозначает другое имя Афродиты ) .
Что интересно , так это то , что на своём пути встречают античные руины храма Полиандрии
( страны УСОПШИХ ) . И там герой потерялся .
Его « божественная Полия « встречает его « полуживым , задыхающимся … с глазами , полными слёз … «
Внезапно появляется Купидон и приглашает их на корабль , отправляющийся в царство Венеры , на остров Кифера . Сойдя на берег , герои включаются в торжественную процессию , посвящённую Купидону , и идут к центру острова , в котором расположен священный источник Венеры .. . Затем Купидон берёт свои стрелы и вонзает их в груди возлюбленных .
Отныне оба героя служат богине Венере .
Но не это определило ценность книги для потомков .
Сон Полифила наполнен сведениями об архитектуре , классическом искусстве , мифологии , естествознании , философии , а сам герой воплощает в себе тот образ универсально развитого , гуманистически образованного человека , какой практиковало и артикулировало в качестве идеала итальянское Возрождение в период перехода от его Ранней стадии к Высокой , Классической .
В конце 18 - го века книгу доминиканского монаха нарекли энциклопедией эпохи Ренессанса .
Символически рассуждая , если Возрождение - это синтез
( Античности и Средневековья ; земного и небесного ; тела и духа ) , то « Гипнэротомахия « как бы призвана воплотить этот синтез является как бы процессом его реализации , что привлекло Карла Юнга , значимой фигуры начала двадцатого века , как бы воплотившего в себе все те причины , которые и привели к двум мировым войнам в оплоте агрессии - Германии .
Так сказать , и Карл Юнг , и Томас Манн , и Герман Гессе осуществляли как бы синтез язычества и номинального христианства . Ведь и Колонна , доминиканский монах , воспевает Античность . А немецкая культура обращается к языческому средневековью .
Мысли Карла Юнга я привожу потому , что он влиял на культуру Германии прежде всего из - за привлечения деятелей культуры к своим идеям .
Я привожу его рассуждения в кругу германских деятелей культуры , чтобы , в свою очередь , понять направление мыслей Германа Гессе .
В том числе рассуждения о Фаусте и об авторе « Фауста « Гёте , который , по отзывам современников , сочетал в себе и Фауста и Мефистофеля одновременно . Подобным образом я вижу в фигуре магистра Игры в Бисер Йозефа Кнехта самого Гессе , который в поздние годы своего творчества , не без влияния Карла Юнга , создавал свой духовный Орден , который заявлен как Орден игроков в бисер или Орден паломников в страну Востока ..
Карл Юнг продолжает рассуждать о творцах немецкой культуры :
« После трёх веков религиозных схизм и научного открытия мира , Гёте рисует картину мегаломании , пугающей фаустовского человека , чью бесчеловечность он пытается возместить , объединяя его с Вечной Женственностью , матерью Софией . Она является высшей манифестации анима , избавленный от языческой дикости нимфы Полии
(из произведения домиканского монаха Колонны .
Интересно то , что и герои литературы преображаются на следующем этапе , когда идея подхвачена литератором следующего поколения и развивается им . )
Но этой компенсации Фаустовской бесчеловечности хватает ненадолго , поскольку Ницше , объявив о смерти Бога , фактически возвестил рождение Супермена , которому в свою очередь предначертана гибель . .. «
И Юнг рассуждает о природе творчества :
« Фрейд рассматривает невроз как замещение прямого достижения удовлетворения ; для него это нечто неаутентичное - ошибка , увёртка , оправдание , отказ столкнуться лицом к лицу с фактами , короче говоря , нечто исключительно негативное .
Аутоэротизм многих ТВОРЦОВ напоминает таковой
у незаконнорожденных или неприсмотренных детей , которые с молодых ногтей развивают в себе дурные склонности , чтобы ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ от разрушительного воздействия лишённого любви окружения .Такие дети часто становятся жестокими и эгоистичными , и позднее демонстрируют НЕУКРОТИМЫЙ ЭГОИЗМ , всю жизнь оставаясь инфантильными и беспомощными , или совершают серьёзные аморальные и противоправные поступки … «
Гессе жил в атмосфере любви и всё же демонстрировал такие признаки , значит , отправная точка рассуждений неверна , значит , есть другие причины , которые теряются в толще жизней многих поколений , отмеченных признаками благословений или проклятий ; и САМОМУ попасть в цикл проклятий или благословений невозможно , и вырваться тоже , по моему мнению )
« … Как можно сомневаться в том , что ХУДОЖНИКА объясняют не личные недостатки и внутренние
конфликты , а именно его искусство ?
Всё это не более , чем печальные результаты его творческого бытия - бытия человека , на котором лежит груз , невыносимый для обычного смертного .
Особые способности требуют особых тратах энергии .
Когда только творческие способности становятся доминирующими , жизнью тут же начинает ПРАВИТЬ не сознательная воля , а бессознательное ( то есть демонический мир ) , и это оказывается брошенным на произвол ПОДЗЕМНЫХ ТЕЧЕНИЙ , становясь не более чем БЕСПОМОЩНЫМ НАБЛЮДАТЕЛЕМ ( !!! )
Писание произведения становится судьбой поэта и детерминантой его психологии .
Не Гёте создал Фауста , а « Фауст « создал Гёте .
И что есть Фауст ?
« Фауст « представляет собой исключительно СИМВОЛ .
Под этим я не в коем случае не подразумеваю аллегорию , но на выражение чего – то покоящегося в глубинах души КАЖДОГО НЕМЦА , и чему Гёте ДАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ РОДИТЬСЯ . Можем ли мы представить , что не немец написал « Фауста « или « Так говорил Зарастустра ? «
Оба эти произведения задевают струны , вибрирующие в немецкой психике , вызывая « первичный образ … врачевателя и учителя человечества , или волшебника …
…архетип Мудрого Старца , помощника и спасителя , но также и волшебника , обманщика , совратителя , искусителя ( Честно , надо сказать ! )
Этот образ спит в МОГИЛЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО от начала времён , он ПРОБУЖДАЕТСЯ всякий раз , когда наступает ВРЕМЯ БЕСПОРЯДКА , и роковые ошибки уводят общество с истинного пути .
Фауст , что характерно , невредим , а , значит , его не тронули моральные проблемы . Мефистофель оказался лишён своей награды , души Фауста , и ЗА ЭТО ОН СВОДИТ КРОВНЫЕ СЧЁТЫ СТО ЛЕТ СПУСТЯ .
И Рильке в своих Дуинских Элегиях обращается к Земле :
Не этого ли , земля , ты хочешь ?
НЕВИДИМЫЙ В НАС
ВОСКРЕСНУТЬ ? не это ли было
Мечтой твоей давней ? НЕВИДИМОСТЬ ! Если
Не преображенья ,
То чего ты хочешь от нас ?
Земля , я люблю тебя . Верь мне , больше не нужно
Вёсен , чтобы меня покорить , и одной ,
И одной для крови слишком уж много .
Предан тебе я давно , и названия …. этому нет . «
На самом деле , название есть - поклонение Кибеле , Матери Природе , в сонме немецких творцов .
А Карл Густав Юнг продолжает своё повествование о немецких творцах цитатой из « Доктора Фаустуса « Манна , словами фрау Швейгештиль , которыми заканчивается трагедия : « Очень часто этот бедняга говорил о вечной благодати , но я не знаю , будет ли этого достаточно . Поверьте мне , достаточно понять человеческое сердце и больше ничего не нужно .
Прошу вас правильно понять эти слова . В них нет гордыни или высокомерия ; наоборот , они чрезвычайно скромны . Мы действительно больше не знаем , достаточно ли будет благодати , именно потому , что мы таковы , каковы мы есть , и начинаем видеть себя такими , какими мы являемся на самом деле . Но во время всеобщего кризиса , сомнение в природе благодати , а , вернее , наше понимание того , что мы недостойны благодати , вынуждает нас понять и полюбить человечество , то самое грешное человечество , которое мы и составляем .»
Воистину это не слова , принадлежащие фрау , а слова самого Манна . Понимание того , что недостойны благодати перевёрнуто с ног на голову .
Именно потому , что мы недостойны , нам и даётся благодать . Это всего лишь завуалированный отказ от благодати , и как следствие « вынужденная «
( от нужды в благодати и отказа от неё )
любовь к грешному человечеству .
Но проблема состоит в том ,что без благодати невозможна любовь к кому бы то ни было .
Даже к самому себе , ибо потакание собственным похотям и прихотям - не любовь , а существование в невозможности любви . Это кризис несомненно .
О чём говорит Карл Юнг ,и о том , что просматривается за этим кризисом , названным Юнгом « ужасным « :
« За этим ужасным кризисом уже просматривается архетип Вечного Женского Начала , как Земли и Софии …»
Эти понятия взяты из гностицизма , но за ними стоит Кибела , или София , которая у Достоевского и « мать сыра земля « , и « богородица « . Недаром Раскольников у Достоевского целует землю .
А Рильке пишет Земле стихи как объяснения в любви .
Ну , скажете , может быть вы , всё же это лучше чем пение нежными голосами какому - нибудь банку или пиву , или колбасам . Ну это как раз то же язычество , только предметы любви мельчают .
Верю , что в этом беспощадная ирония по отношению к язычеству современного потребителя определена как беспощадный портрет язычества .
Но Юнг продолжает апологетику язычества :
« Новое возникает именно в ХАОСЕ , в АДУ .
Разве КВАНЬИН ( непонятно кто , но понятно Юнгу ) не предпочла жизнь в аду времяпровождению с безмятёжными музыкантами на небесах … «
То есть не Бог отправляет в АД , а сам человек выражает предпочтение тем или иным образом , согласно Юнгу .
Далее я приведу отрывок из книги Юнга , посвящённого абстрактному искусству : « абстрактно - гротескного ДЕМОНИЗМА Пикассо …
Искажение , искривление и гротескный УЖАС образуют АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕМОНИЧЕСКОГО …
В искусстве примитивных народов абстракция также часто является ФОРМОЙ , соответствующей МИРУ ДУХОВ И МЁРТВЫХ … «
И об собственно архетипах :
« Как магниты упорядочивают кучку металлических опилок , так и архетипы упорядочивают нашу психическую жизнь ; подобный процесс происходит и в современной живописи .
Среди примитивных народов сверхъестественные силы проецируются в странные формы и символы ,
и современное искусство вернулось к этой первичной стадии экзорцизма ( ! ) « , то есть изгнания бесов .
То есть демоны способны укротить мелких бесов , как бы говоря им : « С глаз моих долой ! «
Из за вторжения богов разрушения : « Тот , кто постиг сверхъестественное , разрушающее любой канон , растворяющее любую жёсткую систему и сводящую любую форму к относительной , тот способен увидеть божество как вторгающуюся силу , бога разрушения , танцующего , подобно Шиве
( или канатного плясуна Заратустре )
на обломках мира … «
И о « ровном , необычайно цельном творчестве
Томаса Манна ( он достиг единства жизни и работы , то есть индивидуации , в большей степени , чем какой - либо другой художник нашего времени ) , в котором всё большее место занимало исследование того , что в человеке есть злого , больного и архаичного … «
Какая то патологоанатомия , или по крайней мере - проктология . Концентрация писателя - хирурга в этом .
« … В « Дуинских элегиях « Рильке писал :
С КРАСОТЫ НАЧИНАЕТСЯ УЖАС ( ! )
Выдержать это ещё мы способны
Мы красотой восхищаемся , ибо она погнушалась
Уничтожить нас …
Эти слова о красоте в искусстве прежде всего относятся к ужасной красоте современного искусства , которое отрицает существование красоты .
Ещё никогда раньше красивое не было так близко к ужасному … « Для чего ? Юнг объясняет :
« Мастера дзен буддизма часто дёргали своих учеников за нос или били их по лицу , чтобы привести их в состояние просветления , СИЛОЙ ЗАСТАВИВ УЙТИ внутрь самих себя . Точно также наше время и наша судьба , да зачастую и наше искусство , бьют нас по лицу , возможно , тоже для того , чтобы швырнуть нас в ПУСТОТУ ЦЕНТРА , который является центром трансформации и рождения . .. »
Для чего ? Косвенно об этом говорит Кафка :
« Писание писем - это беседа с призраками - … и если послать в письме поцелуй , то он не дойдёт до адресата … потому … что … призраки выпьют поцелуй « И не только поцелуй , но и самого автора письма …. Если … если тот не поставит вместо себя своих читателей , например .
Побив по лицу - по личности . » … чтобы швырнуть нас в ПУСТОТУ ЦЕНТРА , который является центром трансформации и рождения . .. « .
Вот та идеология , в рамках которой создавался роман Германа Гессе « Игра в бисер « .
Вернёмся к самому роману , к третьей главе .
Йозеф Кнехт готовится к роли апологета Касталии .
Он - рыуарь Касталии .
Касталия подобна Прекрасной Даме .
Игнатий Лойола - Рыцарь .
У него есть Прекрасная Дама - принцесса Хуана .
Отшвырнутый в Пустоту Центра - центра трансформации и рождения , не меняет мечты о Прекрасной Даме , он меняет Даму .
Он начинает служить Матери Бога - богородице .
Со всем пылом рыцаря , который и описан в образе Йозефа Кнехта . Образ Игнатия Лойолы описан Сервантесом в образе Дон Кихота .
Бескорыстный рыцарь .
Бескорыстно служит Прекрасной Даме , кем бы она не была . Хотя бы и Касталией .
Я понимаю ,что слова мои могут быть восприняты как кощунство хотя бы в отношении Игнатия Лойолы .
Но тем не менее меня потрясло то , Игнатий с юности искал высокородную даму , которой он мог бы служить .
И искал всю свою рыцарскую жизнь достойного врага .
И нашёл его в лице нарождающейся Реформации .
Искал высокопоставленного покровителя .
Совсем по рыцарски . И нашёл - Папу Римского .
Йозеф Кнехт - не менее рыцарь .
Потому что рыцарем себя ощущает и Герман Гессе .
Покровителя Кнехта не видно . Есть только его представители - учитель музыки , во первых .
И остальные учителя . Кто враг Германа Гессе ?
Судя по его высказываниям , его враги - враги культуры .
Он защищает культуру , хотя и с закрытым забралом .
В книге « Паломничество в страну Востока « он заявляет , что пошёл искать свою Прекрасную Даму - принцессу Фатиму , и даже нашел её в лице своей третьей жены .
Высокопоставленные его покровители , он уверен , что и Гёте , и Моцарт . То есть из потустороннего мира .
Таким образом Герман Гессе - рыцарь .
Ландскнехты - рыцари из низшего сословия формировались из свободных жителей Швабии .
А Герман Гессе - из Швабии .
Йозеф Кнехт готовится защищать Касталию .
От кого ? Были такие пришлые школьники , из так называемых патрицианских семей , имевших большие заслуги перед Касталией , и которые принимались на учёбу , но как вольнослушатели .
Таким был Плинио Дезиньори .
Он как бы « защищал « мир « и наивную жизнь от « надменно - схоластической духовности Касталии « , и « уничтожающе критиковал всё , что пользовалось авторитетом и было священно в Касталии , где всё , во что верил Кнехт , подвергалось сомнению , ставилось под вопрос или выставлялось смешным … «
В своих мучениях Кнехт « обратился … к своему покровителю и ДОБРОМУ ГЕНИЮ … :
- … Если Плинио называет наших учителей и наставников кастой жрецов , а нас , учеников , - их покорной кастрированной паствой , то это , конечно , грубость и преувеличение , но какая - то доля правды в его словах всё таки , может быть есть , иначе ведь они меня так не тревожили бы . Плинио говорит порой удивительные и обескураживающие вещи , например , что ИГРА В БИСЕР - это возврат к фельетонной эпохе , безответственное баловство с буквами , на которые мы разложили языки разных искусств и наук ; что она состоит из сплошных ассоциаций и играет сплошными аналогиями . Или что доказательством малоценности всего нашего духовного склада служит наше смиренное бесплодие . Мы , например , анализируем , говорит он , законы и технику всех стилей и эпох музыки , а сами никакой новой музыки не создаём . Мы читаем и комментируем , говорит он , Пиндара или Гёте , но сами стыдимся писать стихи … Страшно бывает , когда он , например , говорит , что мы , касталийцы , ведём жизнь комнатных певчих птиц , не зарабатывая себе на жизнь , не зная жизненных трудностей и борьбы , не имея и не желая иметь ни малейшего понятия о той части человечества , на чьём труде и на чьей нищете основано наше роскошное существование … «
Это письмо к своему доброму гению заканчивается так :
« Я , может быть , злоупотребил Вашей дружеской добротой - Reverendissime - Досточтимый (лат . ) , и я готов к тому , что вы меня отчитаете .
ОТЧИТАЙТЕ МЕНЯ , НАКАЖИТЕ , Я БУДУ ТОЛЬКО БЛАГОДАРЕН . Но в совете я крайне нуждаюсь ... «
Мастер музыки сам приехал в школу .
« Роль , выпавшая теперь Кнехту , ОПРЕДЕЛИЛА ЕГО ЖИЗНЬ на долгое время . Ему было РАЗРЕШЕНО принять дружбу Дезиньори , ОТКРЫТЬ СЕБЯ ЕГО ВЛИЯНИЮ и его атакам без вмешательства или опеки со стороны учителей .
ЗАДАЧА же , поставленная перед ним его ментором , состояла в том , чтобы ЗАЩИТИТЬ КАСТАЛИЮ от её критиков … «
Что же делал Кнехт , выполняя поручение ментора ?
Косвенным образом показывает его противник :
« … реплики Кнехта вынуждали его ( Дезиньори ) понять , что довольно хорошо , лучше любого касталийца , зная « мир « , он вовсе не знал Касталию , и её дух так же хорошо , как те , кто был здесь у себя дома и для кого КАСТАЛИЯ БЫЛА ОТЕЧЕСТВОМ И СУДЬБОЙ .
Он стал понимать , а постепенно и признавать , что он здесь ГОСТЬ , а не коренной житель , и что не только в миру , но и здесь , в педагогической провинции существуют вековой опыт и само собой разумеющиеся вещи , что и здесь есть своя традиция , даже « природа « , которую он знал лишь отчасти и КОТОРАЯ ( природа ) теперь через СВОЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЙОЗЕФА КНЕХТА ЗАЯВЛЯЛА о СВОЁМ ПРАВЕ НА УВАЖЕНИЕ … «
Кнехт не отправлялся в мир при том , а « оставался в Касталии , ходил в походы и плавал с товарищами , разучивал ричекары Фробергера .
( Ричекар - жанр многоголосной инструментальной музыки в западной Европе 16 - 18 веков . Крупные представители органного ричекара - Габриели , Фробергер , Пахельбель ) или читал ГЕГЕЛЯ … « Он не стремился в мир Дезиньори ,
« ибо РЯДОМ С НИМ И НАД НИМ существовал второй мир , касталийский , духовный , мир ИСКУССТВЕННЫЙ , более упорядоченный , более защищённый , но нуждающийся в постоянном НАДЗОРЕ и УПРАЖНЕНИИ , МИР ИЕРАРХИИ .
СЛУЖИТЬ ЕМУ , не пороча тот , другой мир и уж подавно не презирая его , но и не поглядывая на него со смутными желаниями или тоской , - вот как , по видимому , было правильно . Ведь маленький касталийский мир служил другому , большому миру , он давал ему учителей , книги , методы … заботился о чистоте его духовной деятельности и нравственности ( !!! ) … «
Деятельность апологета давалась Кнехту нелегко .
И тогда « мастер пригласил Кнехта в класс , ЯКОБЫ чтобы показать ему одно маленькое музыкальное открытие … втянул Кнехта в рассуждении о возникновении СОНАТНОЙ ФОРМЫ … « Говорят , чтобы понять сонатную форму , нужно вспомнить сказку « Красная шапочка « .
При том сонатная форма , одна из главных в музыке , построена так же , как античная ораторская речь .
Формула классической сонатной формы идёт от диалектики и риторики , её основой является триада : тезис - антитезис - синтез .
« Магистр терпеливо и неторопливо приводил его в то состояние готовности и восприимчивости , отсутствием которого был огорчён . И когда это ему удалось , когда мастер , закончив беседу , сыграл в заключение одну из сонат Габриели … « и сказал , что « много лет назад эта соната одно время очень занимала меня … « Он поведал о том , что он « должен был пережить один из тех кризисов , когда всякое учение , всякое умственное усилие , всякая умственность вообще становятся для нас сомнительны и обесцениваются … поблизости был один оригинал … один санскритолог по имени « ЙОГ « … « Что тебе нужно ? « ,- спросил он .
Я поднялся и , не подумав , не зная толком , что говорю , сказал : « Это из –за сонат Андреа Габриелли « …
Я стал рассказывать ему , что со мной случилось , исповедоваться ( не в грехах ,что важно ) в своих сомнениях .
Со скрупулёзностью , показавшейся мне педантичной , он принялся расспрашивать о моей жизни , о занятиях творчеством Габриели и сонатой , он хотел знать , когда я встаю , как долго музицирую , в какие часы я ложусь спать .
Я доверился , даже навязался ему , поэтому я был обязан был терпеть его вопросы и отвечать на них , но они смущали меня , они всё безжалостнее входили в подробности , анализировалась вся моя умственная и нравственная жизнь за недели и месяцы . Затем он вдруг замолчал , этот Йог , и , когда я так и не понял , в чём дело , пожал плечами и сказал : « Неужели ты сам не видишь , где твоя ошибка ? «
Нет , я не видел . И тут он поразительно точно перечислил всё , что у меня выпросил , вплоть до первых признаков утомления , отвращения и умственного застоя , и доказал мне , что такое могло случиться только с тем , кто слишком свободно и бездумно предавался занятиям , и что утраченный контроль над собой и своими силами мне давно пора было восстановить с ЧУЖОЙ ПОМОЩЬЮ . Если уж я позволил себе отказаться от регулярных упражнений в медитации , то мне следовало , доказал он мне , по крайней мере при первых симптомах , вспомнить об этом упущении и восполнить его . И он был совершенно прав … мало - помалу переставал даже осознавать ГРЕХОВНОСТЬ ( всё таки в этой исповеди зашла речь в конце концов о греховности ) этого постоянного манкирования - и вот теперь , когда я дошёл почти до полного отчаяния , мне должен был напомнить об этом кто - то другой !
И потом мне действительно стоило очень большого труда подтянуться - я должен был возвратиться к школьным , самым начальным упражнениям в медитации , чтобы постепенно восстановить хотя бы способность сосредотачиваться и погружаться в себя . »….
Магистр закончил свою прогулку по комнате лёгким вздохом и такими словами : « ,,, чем большего мы требуем от себя или чего большего требует от нас та или иная задача , тем чаще должны мы черпать силы в медитации , во всё новом и новом ПРИМИРЕНИИ УМА И ДУШИ … «
Примирение ума и души - похоже что цель подобной медитации . А « … этот рассказ так подействовал на Йозефа , что он почувствовал грозившую ему опасность и усердно занялся упражнениями .
Чтобы преуспеть в защите Касталии .
Потому что « два мира , два принципа воплотились в Кнехте и Дезиньори . « И принцип единения противоположностей , о котором говорил ещё Николай Кузанский . Тем временем « Йозеф черпал новые силы в каждом размышлении , в каждой прочитанной книге , в каждом упражнении на сосредоточении мыслей , в каждой встрече с магистром музыки , всё более СЖИВАЯСЬ С РОЛЬЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ И АДВОКАТА КАСТАЛИИ … Некогда , ещё ребёнком , он пережил своё ПЕРВОЕ ПРИЗВАНИЕ . Теперь он узнал ВТОРОЕ ( призвание ) …
И эти годы ВЫКОВАЛИ , ВЫЧЕКАНИЛИ из него совершенного касталийца . Давно пройдя начальный курс ИГРЫ В БИСЕР , он теперь уже , на каникулах и под контролем какого – нибудь руководителя ИГР , начал набрасывать собственные партии , он открыл один из самых обильных Источников РАДОСТИ и внутренней разрядки со времени его ненасытных упражнений на клавесине и клавикордах ничто не было для него так благотворно , ничего так не освежало его , не укрепляло , не НАПОЛНЯЛО СИЛОЙ и счастьем , как эти первые проникновения в ЗВЁЗДНЫЙ МИР ИГРЫ В БИСЕР …
Если он , Плинио , до известной степени ЗАРАЗИЛ и взбудоражил Кнехта атмосферой своего мира , то и сам он ДЫШАЛ КАСТАЛИЙСКИМ ВОЗДУХОМ и поддавался его очарованию и влиянию . ОДНАЖДЫ
на последнем году своего пребывания в школе , после двухчасового диспута об ИДЕАЛАХ МОНАШЕСТВА и их опасностях , проведённого ими в присутствии старшего класса ИГРЫ , он пригласил Йозефа прогуляться … сделал ему одно признание : « Я , конечно , давно знаю , Йозеф , что ты вовсе НЕ ПРАВОВЕРНЫЙ ИГРОК И НЕ КАСТАЛИЙСКИЙ СВЯТОЙ , ЧЬЮ РОЛЬ ТЫ ТАК ВЕЛИКОЛЕПНО ИГРАЕШЬ ( ! ) Каждый из нас занимает , борясь , уязвимую позицию , ведь каждый знает , что то , против чего он борется , ИМЕЕТ ПРАВО НА СУЩЕСТВОВАНИЕ и свои бесспорные достоинства . ТЫ СТОИШЬ НА СТОРОНЕ КУЛЬТУРЫ ДУХА , я - на стороне ЕСТЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ .
В нашей борьбе ты научился распознавать опасности естественной жизни и брать их НА ПРИЦЕЛ .
ТВОЯ ОБЯЗАННОСТЬ - показывать , КАК естественная , наивная жизнь без духовной дисциплины непременно становится пучиной порока , ведёт к ЖИВОТНОМУ СОСТОЯНИЮ и ещё дальше вспять . А я ОБЯЗАН снова и снова напоминать о том , как рискованна , опасна … бесплодна жизнь , которая ЗИЖДЕТСЯ на ЧИСТОМ ДУХЕ … каждый защищает то , в первенство чего он ВЕРИТ … ты - ДУХ , я - ПРИРОДУ … Признаюсь тебе , что я испытываю совершенно дурацкую ЛЮБОВЬ К ВАШЕЙ ИЕРАРХИИ , она меня часто восхищает и манит , как само счастье . На моих глазах ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ
« МИР И ДУХ « или противоположность « Плинио и Йозеф «
выросла из борьбы двух НЕПРИМИРИМЫХ ПРИНЦИПОВ в некий КОНЦЕРТ « … ты , Йозеф , постарайся скорее ВОЗВЫСИТЬСЯ в этой мудрёной Касталии : тебе очень к лицу быть звеном в иерархии , но больше , по моему , начальником , чем слугой , несмотря на твою фамилию .
я предсказываю тебе великое будущее , ты когда нибудь станешь магистром и войдёшь в число самых сиятельных …
В последний вальдцельский год Йозефа вокруг него стало очень тихо , его утомительное пребывание на виду в РОЛИ КАК БЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЛИЦА вдруг закончилось .
Касталия больше НЕ НУЖДАЛАСЬ В ЗАЩИТНИКЕ …
Свободное время он отдавал в этот год … ИГРЕ В БИСЕР…
Тетрадка относящихся к той поре записей о значении и теории ИГРЫ начинается фразой :
« Вся совокупность жизни , как физической , так и духовной , представляет собой некое ДИНАМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ , из которого ИГРА В БИСЕР выхватывает , по сути , лишь ЭСТЕТИЧЕСКУЮ СТОРОНУ и выхватывает преимущественно в виде каких – то РИТМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ «
Эстетическая сторона динамического явления в виде ритмических процессов - что бы это значило ?
Как биение сердца ? вырабатывающего в себе именно смыслы … Эстетическая сторона - позиция красоты … которую необходимо найти или выработать ?
ИГРА В БИСЕР подобна биению какого -то сердца , сердца у бессознательного ,у демонического , по словам Юнга , исследователя демонического мира , проводником в который у него был демон с крыльями зимородка , у Гессе - Демиан , Сиддхартха , а он сам подобен Йозефу Кнехту , не вырабатывающему правила Игры в Бисер , а подчиняющегося им - правилам создания мифов , которые могут привести всё нерассуждающее человечество в объятия смерти . И Юнг ,и Гессе - подобны психопомпам - проводникам в мир мёртвых , Гермес же очерчивает вокруг них свой герметический круг .
Свидетельство о публикации №224080701657