Игра в бисер. Глава третья

8  .  08  . 2024
Медитативное   чтение  книги  Германа  Гессе 
«  Игра  в  бисер  « .
Глава  третья  .
Итак  ,   тема  смерти  ,  тема    романтизма  .
Вариации  на  тему  смерти  я  нашла  у  Томаса  Манна  .
Он  пишет о романтиках  :
«  …  в  нарочитом  противоречии  с  классицистской   эстетикой  разума  обратили  все  симпатии   познания                на  хтоническое  , ночное  , на  смерть  , на  демоническое 
( похоже   на  символический  звукоряд    смерти  :хтонь  , ночь  ,  смерть  , демон  ) -  короче  говоря  ,  на  доолимпийскую  исконную  религию  земли  , почвы  , -  всюду  заметно  стремление 
«  втиснуть наше  воображение  назад  ,  в  древние  ,  могучие  картины  мира  и  человека  «… идея  священного прошлого                и  ПЛОДОТВОРНОСТИ  СМЕРТИ  революционно  противопоставляется  как  новое  слово  , как  СЛОВО  ЖИЗНИ  (!!!)  …  воля  к  переходу  на  ту  сторону  ,                к  ПОДЛИННОМУ  … путём  АНАЛИЗА  ,  ПСИХОЛОГИИ 
(  если  точнее    - психоанализа  !  )  …
Только  ЭТОЙ  ВОЛЕ  ,  ведущей  к  будущему  через осознание  и  аналитическое  разрешение  , и  подобает имя  революции .
И  истоки  « триумфа  воли  «   Манн   отмечает  :
«  Шопенгауэр    говорил   :  «  СМЕРТЬ  - поистине  ГЕНИЙ  вдохновитель  или  Мусагет  философии  .  Без смерти  трудно  ТВОРИТЬ  ФИЛОСОФИЮ  .  « 
Он великий  знаток   и провозвестник  смерти  … глава  во  втором  томе 
« Мира  как  воли  и представления  «  :
«  О  смерти  и  её  отношения  к  нерушимости  нашего  существа  в   себе  «   …  ещё  молодой  Ницше  признавался                в  любви   к  пессимизму  Шопенгауэра  ,  когда  говорил  :
«  В  Вагнере  мне  нравится  то  же  , что и  в  Шопенгауэре  :  дух  этики  , обаяние   Фауста  , крест  , смерть  , склеп  « …
К  этому  нравственно  - пессимистическому  стилю  жизни  относится  также  и  дух музыки  :  Шопенгауэр  …  отводит  музыке  совершенно  особенное  место  , но не  в ряду  других искусств  , а  над ними  , ибо  музыка  , в  отличие  от них   ,  не  отражение  явления  ,  но  непосредственное  отражение  своей  воли  , а  следовательно  ,  представляет  метафизическое  начало в физическом  мире  ,  вещь в  себе  -   среди  явлений  .  Шопенгауэру  близко предположение  ,                что  и  в  музыке  интеллект  служит  ВОЛЕ  …  эта  любовь    к  музыке  , без сомнения  , непосредственно  связана  духовно      с  его  осведомлённостью  в  СФЕРЕ  СМЕРТИ  ,  так  что  Шопенгауэр  мог  бы  с  полным  правом  сказать  :
«  Без смерти  было  бы  сложно  даже  музицировать  « .
В  « Волшебной  горе  « я  писал  :  «  Если   интересуешься  жизнью  , то  интересуешься  именно   смертью  « .
Это     влияние    Шопенгауэра  , глубоко    запечатлённое  ,  сохранённое  на  всю  жизнь  . Если    бы я  добавил :
«  Если  интересуешься  смертью  , то   ищешь в  ней  Жизнь  «

Шокирующее  заявление  по моему  мнению  , ибо  что   общего  у  жизни       и  смерти  ,  и  каким  образом  могло  бы  произойти  взаимопроникновение  , ведь смерть  есть  именно    что   отсутствие  жизни  из  -  за  энергетического  ,                я  бы  сказала  , коллапса  .  Смерть  -  это  энтропия  .
Она  может  только  брать  , но не  давать  .
Она  даёт  только  украденное  у жизни  :                такой  вот  добрый  «   крестный  отец   «   ,                может и дать что  - то  из уже  украденного  , не  имея  своих собственных  средств  .  Апологетам   смерти  может  дать  .

Шопенгауэру  , например  , по словам  Томаса  Манна  ,
« этого  мрачного симфониста  томящейся  по  возвращению вспять  и  освобождению  инстинкта  …  Которого  Ницше  назвал  «  подлинным  философом  «  ,   «  подлинно самостоятельным  умом  , мужем  и рыцарем  со стальным  взором  «  , тем  , «  кто мужественен  перед самим  собой  ,    кому  под   силу  выстоять  в   одиночку  , не  дожидаясь предтеч  и  знаков  свыше  «  .  Томас  Манн  говорит  :
«  В  образе  этого  «  мужа  и рыцаря  «  , рыцаря  между   СМЕРТЬЮ  и  ДЬЯВОЛОМ  я  привык  узнавать 
ПСИХОЛОГА  БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО  . «

Конечно  ,  перед лицом  смерти  остро  встаёт вопрос   о  смысле  происходящего   .   Но  это если  человек  искренен  хотя  бы  перед самим  собой  .
А   постмодерн  научил  всех  одевать маски  .
И  вопрос  искренности  как  то  отпал сам  собой  .
Даются  образы  социальных ролей  , которым  предлагается  следовать  . И  человек  , запутавшийся  в  вопросах     о вечности  , не  торопится  задавать вопросы      и  о современности  .  Он  желает  хорошо  играть  роль  , выбранную ему  обществом  . Но  это уже  постмодерн .
А  время  Германа  Гессе  , Томаса  Манна  -  время  модерна  .
Который  начался  , можно  так  сказать  , с  Руссо  .
С  его попытки  решить    противоречия   человека  возвратом  к  так  называемому  естественному   человеку  - дикарю  .  Это   понимание  долженствования  было  развито   и  Ницше  с  его  «  белокурой  бестией  «  ,  и  Вагнером  ,  воссоздавшим  образ  Зигфрида  потому  , что  он входил                в рамки  «   борьбы  с цивилизацией   « , заданной  ещё  Руссо .
Тот  Руссо  ,  чьё  миниатюрное  изображение  носил       Лев  Толстой  , создавший  образ  Пьера  Безухова  , и  альтер  эго  Безухова  - народ  . Народ  , который   расправился  не  только с  империей  Наполеона  , но  и  с  Российской  империей  в  годы  революции  , притом  вполне  бессмысленно  .               

Томас  Манн  говорит  о  Ницше  ,    как  о  том  , кто                «  разбудил  «  призрак   «  бестии  «   :
«  Ницше  с  поразительным  чутьём  , пророчески  предрекает  в  грядущем  серию  чудовищных войн    и конфликтов  , провидя  наступление  «золотого   «  века  войны  ,  «  на который  потомки  будут взирать                с  благоговением  ( !  )  и  завистью  ( !  )  «  …                «  Когда  же  затем  начинается  славословие  в  честь                «  белокурой  бестии  «  , этого  «  ликующего  чудовища  «  ,  ИДЕАЛЬНОГО  ЧЕЛОВЕКА  , который  «  после  всех своих варварских  подвигов  гордо  и  с  лёгкой  совестью  , точно после  студенческой  проделки  ,  возвращается  домой  ,     даже  не  вспоминая  ,  КАК  ОН  РЕЗАЛ , ЖЁГ  , ПЫТАЛ  , НАСИЛОВАЛ  « ,  тогда  перед нами  возникает  законченная  картина  по  - детски неосознанного  садизма  …
(  то  есть  делал  бессознательно  , не  приходя  в  сознание  !)
( то  есть    дал  место  в  себе  злым  силам  ,  бесам  ,                и   происходящее  можно  назвать  беснованием  ,  и ничем  иным  ,  и  перед нами  встаёт  в  полный  рост   так  называемый  идеальный  человек  - демон  , что  за  чудовищная  подмена  понятий  !    И  не  только  .
Идёт прославление  сатаны  как  идеального  человека   !
Вместо    прославления   второго   Адама    - Иисуса  !  )

Томас  Манн  продолжает  :
 «  Наиболее   меткую  характеристику  подобного умонастроения  дал   романтик  Новалис  , гений  того      же  склада  ,  что и  Ницше  .  «  У  нравственного  идеала  , -   говорит   он  , - нет соперника  более опасного  ,  нежели  идеал  наивысшей  силы  или  жизненной  мощи  , который  иначе  называют  ещё  … идеалом  эстетического  величия  .
Этот  идеал  был создан   варварством  …                Идеал  этот  рисует  нам  человека  в виде  некоего    полубога  - полузверя  …  «  И  Манн  отмечает  то  , что
«  всё  это  воплотилось  в  ницшевском  сверхчеловеке  ,   который  изображается  как  «  наивысший  продукт  , выработанной  ЭЛИТОЙ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА  ( !  )  …»
В  отличии  от  слов  Писания  , что  «  кроткие  наследуют  землю  «  , Манн  утверждает  , что  ницшевский  сверхчеловек  « Это  - будущий  владыка  земли  , идеал блистательного  тирана  , чьему  появлению  как  нельзя  лучше  способствует  демократия  , которую   он  , СВЕРХЧЕЛОВЕК  (  читай  - АНТИХРИСТ  )
затем  использует  в  качестве  орудия  для  того  ,   чтобы  на макиавеллевский  лад  , под прикрытием  демократической  терминологии  , ПОДМЕНИТЬ  СУЩЕСТВУЮЩИЕ  НРАВСТВЕННЫЕ  УСТАНОВЛЕНИЯ
СВОИМИ  НОВЫМИ  МОРАЛЬНЫМИ  НОРМАМИ  . «
(  Что  сейчас  и  происходит  !  ) 
  «  Ибо  ,  -  продолжает свою речь  Томас  Манн  ,  -  ницшевская  устрашающая  утопия  величия  , силы      и  красоты  намного  охотнее  лжёт  , нежели  говорит правду  , -  ведь  для  лжи  надо  обладать  умом  , и  желанием  лгать  .  СВЕРХЧЕЛОВЕК  -  это  человек  , в  котором 
«  с максимальной  силой  выражены  все  характерные  черты  ( земной  !  )  жизни  :  несправедливость  , ложь  , эксплуатация  . « …  «  Но  всё  это происходит  не  вдруг  :
« Ибо  род  не  вдруг 
Чудовище  создаст  иль полубога  -
Сперва  родит  цепочку  злых иль добрых  ,
А  там  - того  , кто ужас  или  радость 
Даст   миру  наконец  . «   -  из  « Ифигении  Гёте  .

О  Гёте  Томас  Манн  говорит  следующее  :
«  …  в  этом мощном  бытии  …  всегда  оставалось много  демонически  тёмного  , сверхчеловечески  - нечеловеческого  ,  обдающего  холодом  и  ужасом  того  ,  что кроме  человеческого  и  знать  ни  о  чём  не  желает  …
Много  было и  чрезмерной  мужественности  , весьма  склонного    воинствовать  скепсиса  , который  Ницше  считал  отличительной  чертой  великих немцев  , - этого жестокого  , даже недоброго  , всё  презирающего  и  всё  понимающего  скепсиса  , дающего  духу  опасную свободу  …
Ницше  цитирует  Мишле  , который  , по   его   словам  , 
« не  без  дрожи  «  назвал такой  склад  ума  ироническим  ,  фаталистическим  , мефистофельским  …  свойственные        не  только  Фридриху  Великому  и  Бисмарку  , но и  Гёте  …
 современникам  он часто казался  Мефистофелем  - 
из   его  души  на  них  несло  жутким  током  БЕЗДОННОГО  нигилизма  …  подозрительным  духом  отрицанья и  полного сомненья  …   фраза  Шарлотты  , жены  Шиллера  :
«  Он  сделал  ставку  на  НИЧТО  «  …    у него  был  вкус                к  власти  , к  битве  , длящейся  « покуда  один  не  получит   перевеса  над другим  « , что  очень напоминают  слова  Вагнеровского  Вотана  : 
«  Где  силы  ликуют в отваге  , открыто к  войне  я  зову  !  «
…  О себе  он признаётся  , что  «  его  удручает  необходимость  быть    со    всеми  в  ладу  «  , что  ему  потребна  « Ярость  «  .»
Вот  один  из  основоположников    модерна  ,
создатель    образа     Фауста  , являвшийся  , по словам  современников  ,  Мефистофелем  ,  продолжающий  быть Мефистофелем  для  фаустианского  человечества  , которому  он предрекает  : 
« И как  и  все  , в  конце  о смерть  разбиться  ! «

Виктор  Франкл  , психолог  , побывавший  в  концлагере  ,  устроенном  фаустианским  человечеством  , но не  потерявший  смысла   в том  , чтобы  продолжать жить , пишет  об    орудии  модерна  - психоанализе  так  :
« Психоанализ  познакомил нас  с  волей  к  удовольствию  …    но  индивидуальная  психология  рассказала  нам  про  волю       к  власти  в  форме  стремления  к  признанию  …
Однако  есть ещё  что  - то  , имеющее в  человеке  более глубокие  корни  , и  я  называю  это  ВОЛЕЙ  К СМЫСЛУ  -     его  борьбу  за  наилучшее  осуществление  смысла  его  бытия  .  «  По  моему  мнению  , человек  модерна  - это человек  , заточенный  на  достижение  успеха  , другое  дело  , что  потомки  используют  всё  накопленное  предками  на  одно  -                на  получение  удовольствия  , и  , как  известная  лабораторная  крыса  ,  нажимает на  все  кнопки  ,   чтобы  получить удовольствие  , не  задумываясь                ни  о  предках  ,    ни  о  цене  своих устремлений  .
Франкл  противопоставляет   ему  человека  страдания  .
Категории  человека  страдания  -  не  успех или  неудача  ,
это   исполнение  и  отчаяние  .
« Исполнение  и отчаяние  относится  к  разным  измерениям  ;  человек  страдающий  может   реализовать  себя  даже                в  ситуации крайней  неудачи  ,  поражения  .
Итак  , мы  видим  , что исполнение и неудача  совместимы   с  собой  , как  и  успех и отчаяние  …    триумф  человека   страдающего   кажется  глупостью 
( для  человека , заточенного на   успех  )  и  вызывает у  него  негодование  …  (  ни  много  ,  и  ни мало  !  ) «

Я  слышала  о  том  , что  не  бывает  успеха  без страдания  ,  и  , если  есть успех и нет страдания  у  кого – то  , то  это  значит  , что  кто  - то страдал  до него  .
Потому  что  успех  - это плод  , которому  предшествует подготовка  почвы  , сев  , вызывающие  страдания  .
Далее  Франкл  ,  прошедший  нечеловеческие  страдания     в  концлагере  ,   и не   потерявший  смысла  в  жизни  , пишет  : «  Всё  чаще  обнаруживается  , что в  случаях  сексуальной  фрустрации  стоит  фрустрация  воли  к  смыслу  :
Либидо  буйствует  только  в  экзистенциальном  вакууме  .
… Неспроста  есть такое  выражение  - «  скука  смертная  « .
…  причина  самоубийств  в  конечном  счёте  кроется                во внутренней  пустоте  ,  с  которой  связана  экзистенциальная  фрустрация  .
(  фрустрация  -  это  ситуация  несоответствия  желаний  имеющимся  возможностям  ) . Экзистенциально   фрустрированный  человек  не  знает  , чем  наполнять  время  . …  (  у  него    )  воля  к деньгам  вытесняет волю  к  смыслу  !»

Далее   Франкл продолжает  :  «  Horror vacui — страх пустоты — существует не только на физическом   , но и на психологическом   уровне   . В попытке перебить экзистенциальный вакуум ревом двигателя и оглушительной скоростью   я вижу психодинамическую подоплеку все ускоряющегося процесса моторизации   … я  считаю   , что растущая  скорость  жизни представляет  собой  напрасную попытку  самоисцеления          от  экзистенциальной  фрустрации  .                Чем  меньше  человек  знает     о  цели  своей  жизни  ,  тем  больше  он  ускоряется  …Как поет венский шансонье Хельмут Квалтингер в своих пародийных куплетах от имени лихого мотоциклиста  : «  Я понятия не имею  , куда еду, но доберусь туда во мгновение ока   … »  « 
Многие  упускают увлечённость  кокаином  и  роль кокаина                в  возникновении  многих идей  ,  захвативших человечество  …
Я  уже  писала  об  увлечении  кокаином  Гросса  , который  и  дал многие  идеи  Карлу  Юнгу  ,  мало  кто  знает  об увлечении  Фрейда  кокаином  .
То есть  идеи пришли  прямиком  из бездны  ,  в  которые  кокаинисты  были  погружены  .  Чистый  демонизм  .  Ибо  Жан  Поль  Сартр  отметил  современное  положение  человека  , фрустрированного  экзистенциализмом  , как   «  У  человека  в  душе  дыра  размером     с  Бога  , и  каждый  заполняет  её  как  может  .  «
 В  музыке  это явление  описывается  так  :
«  …  образуются  места  , которые  не укладываются                в  структуру  проблемы  . Аналогично  тому  ,                как  композиторы  , пишущие  музыку  для  органа  , хорошо темперированные  клавиры  , когда  слишком  последовательное  воспроизведение  гармонии  вдруг приводит  в  определённых местах  к  дисгармонии  ,  к  якобы  дисгармонии  .  Это  явление называется  «  волчьи  ямы  « -                и  когда  рушится  разом  и вся  достигнутая  ясность                и  рациональность  сознания  читателя  .  « 
И  не  только  читателя  .
 А  Гессе   смысл письма  сводит  к  тому  ,  что                «  если  это называется  больным  , то  я  предпочёл  быть  больным  и  при  этом иметь  культуру   . «
То есть предпочесть    пребывать    в  любой                «  волчьей  яме  «  ,    не  обращая  внимания  на  протянутую  ему  руку  Бога  .  Это  - выражение  его  больной  воли  .


Так  вот  , третья  глава  , где  Йозеф  Кнехт впервые  выступит в роли  апологета    Касталии  .
Эту  роль  он  будет  выполнять  до  конца  .
Это  - позиция  самого  Гессе    - выступать   апологетом 
«  волчьей  ямы  «  , в  которую он  попал  и пребывает                по   своей  собственной  воле  .

А  Йозеф  Кнехт  заканчивает  учёбу  в Эшгольце  ,                а  до  этого  получает себе  духовного  наставника  ,                «  доброго гения  «  ,  как  он  говорит о мастере  музыки  , который  дал ему  путёвку  на  учёбу  в Касталии  .

Кнехт  в  Вальдцеле  ,  «  а  Вальдцель  родит 
( не  выращивает  ,  а  именно что родит    -  должна  произойти инициация  -  рождение  свыше  )  ( родит  )  семью  искусников  , играющих в  бисер  «  , гласит  старинное  (  !  )  изречение  об  этой  школе  …  В  Вальдцеле  искони  поддерживалась    тенденция  к  универсальности  …
к  сближению  между  наукой  и  искусствами  …
высшим  воплощением  этих тенденций  была  игра  в бисер  …

городок  Вальдцель  был ведь  местом  официальной  Игры                и  её  учреждений  ;  здесь   находились  знаменитый  зал                для  торжественных  игр  , гигантский  архив  Игры                с  его   служащими  и  библиотеками  , а  также  резиденция 
Ludi magister  . В ней  …  царил дух этих   институтов                и  что  - то  от  обрядности  больших публичных  Игр                было  в самой  здешней  атмосфере  .
Городок  очень  гордился  тем  , что  приютил не  только  школу  ,  но и  Игру  …  вальдцельская  школа  была  самой  маленькой    из всех касталийских школ  …  и  это  …  придавало ей  какой  - то  особый  аристократизм  ,  какую  - то  кастовость  , какую  то  элитарность  внутри  элиты  …
Йозеф  Кнехт  …  знал  это  … принял  …  отличие                с  радостной  гордостью  (  интересная  разновидность  гордости  )  …  широко   раскинувшейся  бывшей  цистерианской  обителью  (  Цистерианцы  -  католический  монашеский  орден  , ответвившийся  в  одиннадцатом  веке  от  бенедиктинского  ордена  .  В  бенедиктинцах  им  не  понравилась недостаточная  строгость  .В  1112  году  в орден  вступил  Бернард  Клервосский  с  30  -ю товарищами  .
Известный  как  вдохновитель  Крестовых  походов  ).
И  получается  то  ,  что  в  эту  обитель    со строгими нравами  поселилась  школа  , рождающая  игроков  в  бисер  .
И  может  быть  тоже  с  планами  по проведению подобия  Крестовых   походов  во   славу    Основателя  Игры  в  бисер  .
Безымянного  .   Но  можно  угадывать  его неясные  черты  .
Католические  ордена  создавались  под определённую                задачу  .Похоже  , что  цистерианский  орден создавался                под  Крестовые  походы  . Похоже  что  и Гессе  мечтает                о   славе  тамплиеров  ,   и  создаёт  свою  обитель                под определённые  задачи  тех  духовных сил  , которые  стоят  за  игрой  в  бисер  . 
А   Йозеф  Кнехт  осваивал  школьные  пространства  :                он  шёл  «  мимо  кладбища      по  липовой  аллее  ,   увидел и  узнал   за   высокой  изгородью 
vicus lusorum,  (  деревня  игроков  ) особый  городок  игроков  :  праздничный  зал  , архив  , учебные  залы  , дома  для  гостей  и  учителей  …  со всей  силой  почувствовал  очарование  этой  атмосферы  , всё  здесь   казалось   старым  , почтенным  насыщенным  и  священным  традицией  … нового  здесь                не  было  ничего  , кроме  упражнений  в  медитации  …                Он  с удовольствием  принялся  размышлять  …
И  делал  успехи  в музыке  ... 
Именно  усердие  в  усвоение   её   чувственной  стороны  ,  стремление  распознать  за  слуховыми  ощущениями  разных  музыкальных    стилей  ИХ  ДУХ  удивительно  долго  удерживали  его  от  того  , чтобы  заняться  вводным  курсом  к  игре  в  бисер  . Позднее он как  то сказал  :
«  Кто  знает  музыку  только в экстрактах  , выдистилированных  из неё  Игрой  , тот  , может  быть  , хороший  игрок  , но  никакой  не  музыкант  ,                да  и не историк  , пожалуй  . Музыка состоит  не  только                из тех  чисто  духовных  контуров  и  фигур  , которые                мы  из неё  извлекли  , во все  века  она  была  в первую   очередь  радостью   от  чувственных   впечатлений  , от дыхания  ,             от отбивания  такта  , от  оттенков  , трений  и  возбуждений  , возникающих  , когда  смешиваются  голоса  , сливаются  инструменты  .
Конечно  , дух  -  это  главное  , и  конечно  ,  изобретение  новых инструментов  и  изменение  старых  , введение  новых   тональностей  , новых правил или  запретов  , касающихся  построения  и  гармонии  ,  - это   всегда  только  жест  , только   нечто внешнее  … но эти  внешние  и  чувственные  признаки  надо  со всей  силой  почувствовать  , ощутить                на   вкус  , чтобы  понять через них эпохи  и стили  .  Музыку  творят  руками  и  пальцами  , ртом  , лёгкими  ,  не  одним  только  мозгом  ,  и  кто  умеет читать ноты  , но  не  владеет как  следует  ни  одним  инструментом  , тот пусть помалкивает  о музыке  (  !  строго  , подобно  надписи  :
«  не  геометр  да  не  войдёт  !  «  у  пифагорейцев  ,  а  пифагорейство  то  и  дало  современный  ход  музыке  )
Историю  музыки  тоже  нельзя  никак  понять  только            через  абстрактную  историю  стилей  , и  , например  ,  эпохи  упадка  музыки  остались  бы  совершенно непонятны  , если  бы  мы  каждый  раз не  обнаруживали  в них перевеса  чувственной  и  количественной  стороны  над  духовной  «
Одно время  казалось  , что Кнехт  решил стать  исключительно  музыкантом  …эта  необыкновенная  рьяность  в  музицировании  и  уклонение  почти  от всех необязательных  предметов  ,  в  том  числе  от Игры  …
Читал   он   много  , особенно  немецких   философов  -                Лейбница  ,  Канта  и  романтиков  , из которых его сильнее  всех   привлекал  Гегель  .
Гегель  , который  утверждал  ,что  «  … война  -  это единственный  возможный  судья  и авторитет  между народами  … потому    каждое  национальное  государство  -   это  высшая  власть  и  за  пределами  его  нет никого  ,                кто  бы  мог его судить  … « .
Пантеистический  философ  , выстроивший  закрытую метафизическую  систему  , и  он  - последний  философ   -  строитель  собственной  Вавилонской  башни  .
Бог  Гегеля   , или  , точнее говоря  ,  Гайнст  , есть всё  .
Он  эволюционирует  , то есть меняется  , и  следом  за ним  всё  эволюционирует  ,  по мнению  Гегеля  .
Поэтому  нет морального  закона  ,  который  мог  бы  судить  .  Ибо  бог  Гегеля  не постоянен  и  меняет  законы  .
Да  ,  это интересно  , если  бы  бог  Гегеля  правил  Вселенной  ,  и менял бы  законы  физики   , то  на  кокой  секунде  Земля  бы  развалилась  ?  Гегель  - диалектический  спиритуалист  .
Маркс  взял  диалектику  у  Гегеля  и  использовал  её  для  выстраивания  Царства  Божия  на  земле  . Маркс  -  диалектический  материалист  .  Для  него высокий  синтез  -  это коммунизм  именно как  земное  царство  божье  .
Идея  государства  как  Царства  Божия  на  земле  -                это идея  Гегеля  . 
Подмена  Вселенской  Церкви  государством  .
И  вообще  у  Гегеля  всё  есть идеи  , всё  есть мысль   -         стадии  ,  в  процессе  , в  котором  Мировой  Дух  ,  или  бог  Гегеля  познаёт себя  . Например  , Гегель  увидел                в  Наполеоне  воплощение  Мирового ь Духа  .
А  Маркс  , думаю я  ,  увидел  воплощение  гегелевского  Мирового  Духа  в  пролетариате  .

Образно  говоря  , Кнехт  выбрал   путь   самурая  .
Путь  ,  цель  которого  не просматривается  .

Прежде  чем  перейти  к  пути  Кнехта  как  апологета  Касталии  ,  я  погружусь  в   дальнейшие  размышления  .
Над   прочитанным  - Карла  Юнга  и  об  Юнге  .

Надо   сказать  , что , к  сожалению  ,  я  должна  была  прервать  занятия  плаванием  в  бассейне  .
Как  прежде  ,  в  тренажёрном  зале  .
Сил  у меня  хватает  , но …  после  занятий  я  в очередной  раз  закашляла  …  Моя  названная  дочь  , которой  я  являюсь крёстной  матерью  , изыскивая  причину  произошедшего   ,  увидела  видение  человека  преклонных лет  , изо рта  которого  вырывался  дым  .
Он  стоял  в  такой  позе  , что  , казалось  , он  хочет  что  -  то    сказать  .   И  молчаливо  как бы  просил его выслушать  .  Я  отказалась   его   слушать  .
По  описанию  я  поняла  , что   речь   идёт  о  Германе  Гессе  .
Анастасия  посмотрела  изображения  Гессе  и  прислала                мне   эти изображения  , в  том  числе  те  , которые  я  не  видела  -  с  вырывающемся  изо  рта  дымом .
Я  объяснила  , что  я  внимательно  читаю его произведения  .
И  что  он  может  ещё  сказать  ?
Вид  его  , явившегося  Анастасии  ,  был  такой  , какой  вызывает  жалость  .  Но я  не  жалостливая  .
А  сострадание  к  нему  я испытываю  и  тем                как  бы  несу  часть   его   страдания  , в  том  числе  редко  бываемую      у  женщин  подагру  , которая  мучила   Гессе  .
Как  говорил  мой  отец  , подагра  -  это  болезнь аристократов  , любителей  изысканных  блюд и  вин  .

Изысканность  и  аристократизм  не  присущи    мне  .
Так  что  я несу  чужое  бремя  .

Дух  Гессе  явился  , но не  ко  мне  …

 Теперь о  прочитанном  мною  .
Карл  Юнг  пишет  о творческой  личности  так  ,                как  он  её  видит  .  О  раздвоенности  этой  личности  .
О  раздвоенности  Юнг  говорит  :  «  …  поразительным    примером  является  «  Заратустра  «  Ницше  ,  где  автор сам  наблюдает  , как  « один  становится  двумя  …  «  .
« Человек  может  быть  также  возвышен  как  Фауст  ,                и  демоничен  как  Мефистофель  , если  ОН  СУМЕЕТ  разделить    свою личность  на  две  половины  ,                и  только  тогда  он  сможет   видеть                на  «  шесть  футов  дальше  добра  и  зла  … «
Юнг  описывает  сон  Эккермана  , секретаря  Гёте  ,                в  котором  тот  увидел  Фауста  и  Мефистофеля  , падающими  на  Землю  в  виде  двух   метеоров  , что  напоминает  мотив  диоскурии  (  Диоскуры  -  братья  -  близнецы    Кастор  и  Поллукс  , дети  Леды  от двох отцов  -
Зевса  и Тиндарея  , из древнегреческой  мифологии  ) ,                а  это проливает  свет  на  специфические  черты  психики  Гёте  . ( Кстати  ,  фамилия  Гёте  идёт  от  имени  народа  -  готтов  ,  а  Гессе  - от имени  народа  хеттов  . ) …
Особенно  важен  момент  , когда  Эккерман  замечает  ,                что  стремительный  РОГАТЫЙ  силуэт  Мефисто  напомнил ему  Меркурия  . Это  наблюдение  находится                в  полном  согласии  с  алхимическим  характером  шедевра  , написанного  Гёте  …  У  Гёте  (  похоже  на  то  , что молитва  )  :  Верховная  богиня  мира  ,
Позволь  увидеть тайну  мне  твою 
На  необъятном  голубом 
Шатре  небес  !...  «
  И  сам  Юнг  описал  свои  взаимоотношения                с теллурическими    (  то есть  из силы  Земли                исходящими  )   силами  так  :
«  Самое  незначительное  в нашей  жизни  , если  оно  обладает  смыслом  ,  может  стать  важнее  самого  существенного   …  теллурические  силы  не оставляли              меня  , навязчиво  требуя  своего  .. « 
Чего  же  могли  требовать  теллурический  языческие  силы  от своего  жреца  :  кровавого  жертвоприношения  , конечно  .

Дух  Гессе  явился  ко мне  прошлой  ночью   -  30  .июля  .
Ибо  ночь  - время  для  призраков  .
И  стал   объяснять  мне  ,  что   прекрасно  существует                без Иисуса  . Называя  меня  неизменно  «  Вы  «  и сожалея                о  том , что я болею  , стал   объяснять   мне  ,  что  он  существует  без   Иисуса  , потому  что    у  него  нет веры                в    Иисуса  ,  и  негде  её  взять  - веру  .
Нет  носителей  веры  , у  кого  бы  он смог  бы  её  взять  .
Я  поняла  ,  что  он как  бы  говорит  :  «не  у  меня  же  ему  брать  эту  веру   « , потому  что  он  очень  горд  ,  и ему  нужен  верующий   статусом  не  ниже  апостола  Павла  .
И  вообще  он верит  в   то  , что Иисус  - историческая  личность  , но не  Он  был   распят  , если  быть  точным  .
И что  Он  как  бы    Сын  Божий , под  большим  вопросом    .      Ибо    и  у  Зевса  были  сыновья  от   земных женщин  .
Диоскуры  , Геркулес  . На что я  спросила  о том  ,                что   неужели  сама  жизнь Иисуса  ,  не  говорит сама                за  себя  , вызывая несомненное  уважение  .
. На что  он сказал  , что я  идеализирую  и  Иисуса  ,                и  его  собственных    родителей  . 
И  перешёл  к рассказу  о своей  обители  ,   где  он  обитает  один  , и  одиночество  его не  утомляет  .
Потому  что  он пребывает в  мире  , который  сам  себе  создал  ,  в  мире духов  музыки  и духов  книг  , которых                он не  устаёт   слушать  ,  самые  первые  сонатные  формы  ,  например  , и  извлекает  большое  удовольствие  .
Он  живёт  в  подобие  бутона  цветка  , который                ещё  не  раскрылся  ,  и  я подумала  и о том  , что  сам  человек  Герман  Гессе  и  есть  тот нераспустившийся  бутон  .     И  начинала  понимать то  ,  что  этот дух Германа  Гессе   , который  жил  в нём       как  в бутоне нераспустившегося  цветка  ,  именно  дух Гессе  вдруг  напомнил   мне   о маленьком  принце  , который  жил  один  . На  мой  вопрос    , есть ли  у  него  лис  и  роза  , он ответил ,       что  у него нет  нужды  в  ком  - то  ещё  , ибо он живёт                в  том  месте  , где  вместе  с ним  обитают  великие  произведения  писателей  и композиторов  .                О  чём  он  мечтал  ещё  во время  своей  жизни  .
Я  стала  входить  в  какое  - то подобие  транса  ,                потому  что    поняла  то , что    ко мне  пришёл  дух  Гессе  ,            а  не  он сам  .  То есть  дух   говорил  о  том  , что  его собственные  мечты  стали  мечтами  человека  по   имени  Герман  Гессе  , и  он  вошёл  в человека  .
Вошёл в  человека  , как  в  не  успевший  распуститься  бутон  цветка  ,  и  остановил  распускание  искусственно  .
И  я  прогнала  его именем  Иисуса  Христа  .

У  моей  чувствительности  к  духам  есть  история  .
В  потусторонний  мир  я  начала  входить  из – за  моей  бабушки  , которую  любила  . Я  понимала  , что  по  закону         я  не могу  просить  о ней  . И  сказала  Иисусу   о том  ,                что  и Моисей   нарушил   явное  предписание  Божье  ,                когда  воспротивился  воле  Бога  об уничтожении  Израиля  ,  чтобы  произвести новый  народ  от  него самого  .
Моисей   сказал  , что  он не  хочет  жить  без  своего народа                и готов   сам  потерять   спасение  ради  спасения  народа  Израиля  . И  апостол  Павел  .  И  поняла  , что эта  просьба  мне  будет стоить  атаке  сатанинских сил  .
Через  33  года  после  смерти  бабушки  в  январе  2008  года  бабушка  приснилась мне  со светлым  лицом  и  сказала  радостно  : «  Я  воскресла  !!! «  А  ведь я пришла к  ней                в  подобие  закопчённой  комнаты  , по  стенам  которой  , захватывая  и  оконные  проёмы  ,   плотно  стелилась  колючая  проволока  .  А  бабушка  явилась  вовне  .
И  тогда  же  , я начала  писать  роман  « История  предательства  длиною  3000  лет  .»
И  недавно  я  начала  общение  с  некоторыми  духами  , ушедшими  с  земли  ,  тех  , которых   я знала при жизни  .
И  о  которых  молилась  , часто   со слезами  .
Ибо  похоже  что я  сходила  в  потусторонние  миры                и  решила   в  подражание  Иисусу  не  говорить не  о  чём  , кроме  проповеди  Благой  вести  . Я  не  спрашивала  их                ни  о прошлом  , ни  о  будущем  ,  ни  об их существовании  .
И  слышала  , как  мой  погибший  в  90  -ые  годы  брат  Михаил  высказывал  мне  обиды  ,  а  моя  и  его тётя  Люба  говорила  ему  :  «  Не надо  , Миша  !  «   .  Её  он послушал  .
Все  ,  с  кем  я  разговаривала  , не  говорили  о  своих  обителях  и  чем  они  занимаются  , потому  что  : «  Здесь всё  по  другому  , и  нет слов  в  земном  языке  ,  чтобы  объяснить  .»
Так  что мне нечего рассказать  об их пребывании  ,                но  об  Иисусе  они  мне говорили так  , как  будто  бы  я  сама ничего не  знала  о  Нём  .
 Я  не  могу  пересказать  ,ибо я  как  бы  принимала  смыслы  , но не  слова  . И  моё  прочтение этих образов  может  быть   неверным  .  Но я  поняла  изречение 
Апостола  : «  Хвалящийся  хвались  Господом  ! «
Сегодня  же  в ответ на  настойчивый  призыв  духа  Гессе  ,                в  ответ на  то  , что  он  сказал  ,   а  вдруг  я  не  попаду  после  моего  ухода  с Земли  в  вечные  обители  Христа  ,                я  вдруг  сказала  ,  что  , если  так  , как он  говорит  ,                то и  тогда  я  не  хочу  пребывать  в  мире  , где  нет  любви  , лучше  мне   тогда  исчезнуть  , как  будто бы  и  не  жила  .
Потому  что  это не  вопрос   выбора  между   Иисусом                и Люцифером  ,  а  вопрос  невозможности   пребывания 
 в  том  мире  , в  котором пребывает  Люцифер  .

В  то  же  время  я  читала    слова   Гессе  о  том  , что 
« Концентрированный  , полный  значения  и  леденящий  кровь  своей  чужеродностью  поднимается  из  глубин безвременья  , захватывающий  ,  ДЕМОНИЧЕСКИЙ                и  гротескный  , он  подрывает  человеческие  ценности  и  эстетические  нормы  , запутанный  клубок  первобытного  хаоса  ,   сriтеп lаesae majestatis humanae** то  есть 
«    Обвиняемый в оскорблении человеческого величия   (  лат.  )   
то  есть   :  у  этой  области  существуют  жертвы  :           великие  злодеи  и разрушители  , бросающие  тень  на  лик  времени  ,  а  также  безумцы  , слишком  близко  подносящие  лицо  к огню  :  Кто  из нас  может  жить при  огне  пожирающем  ?  Кто из нас  может  жить при вечном  пламени  ?  Несомненно  - того  , кого  боги  желают          наказать   , они  в первую очередь   лишаются  разума  …  «
об  этом  говорит Карл  Густав  Юнг  , исследователь  бездн  .

Но  Писание  говорит  по  другому  : Книга пророка Исаии

… Устрашились  грешники  на  Сионе  ;  трепет  овладел  нечестивыми  :  «  Кто  из нас  может  жить  при  огне  пожирающем  ?  кто  из нас  может  жить при вечном  пламени  ? «  -    И  Божественный  ответ  :
«   Тот  , кто  ходит в   правде  и  говорит  Истину  ;  кто презирает  корысть  от притеснения  , удерживает руки                свои  от взяток  , затыкает  уши  свои  , чтобы  не  слышать о   кровопролитии  , и закрывает  глаза  свои  , чтобы                не  видеть  зла  ;  тот  будет обитать  на  высотах  , убежище  его  - неприступные    скалы  ;  хлеб будет  дан                ему  ;  вода  у него не  иссякнет  . Глаза  твои  увидят  Царя                в  красоте  Его  , узрят  землю  отдалённую  ;  сердце  твоё                будет  ( только    )  вспоминать  об   УЖАСАХ  :
«  Где  делавший  перепись  ;  где  весивший  ( дань  )  ?                где  осматривающий  башни  ? «
Не  увидишь  более народа  свирепого  , народа  с глухою  , невнятною  речью  ….  « То есть  с Божьей  помощью  возможно  жить  при  огне  вечном  , при огне  пожирающем  .
Читая  первую  главу  пророка  Исайи  я  сама  записала  себе  Порядок  доступа  к  Богу  Творцу  :
-научиться  делать  добро  ( процесс  )  ;
- искать правду  ( процесс  )  ;
-спасать угнетённого  (  процесс  ) ;
- защищать    сироту    ( процесс  )  ;
Вступаться  за  вдову  ( процесс  )  ; 
И  потом  ( неоднократно  )  :
Приходить  к  Богу  ,  излагать  суть  дела  ,  принесённого на  суд  ,  и  тогда  (  !  только  )  Бог убелит  багряные  9 то есть кровавые  )  грехи  . Все  грехи  кровавы  :                нанесение  боли  сердцу  человека  в  своей  страсти  установить справедливость  , причём  справедливость  каждому  сугубо свою  .

А  Карл  Юнг   ,  исследуя  культурные  феномены  в  адском  пламени  , пишет   о  «  Гипнэротомахии   Полифила  «  Франческо   Колонна  :  «  Книга  , написанная  в 1453  году  ,   компенсирует  средневековое  Христианское  мировоззрение  ,                изгоняя  его   картиной  древнего и одновременно   МОЛОДОГО  МИРА  ГАДЕСА  ,  который   является                и  могилой  , и родящей  матерью  . .. 
«  Гипнеэротомахия  «  Колонна  является  символом  жизненного  процесса  роста  , который  был начат  сумрачно  и неосознанно  ,  среди  людей  того времени  , и  сделал  Ренессанс  началом  новой  эры  … «  В  описываемое время  -  1453  году  под натиском  турок  османов  пал  Второй  Рим  - Константинополь  .  Что дало толчок  гораздо позже  осмыслить это   событие  так  , что  Третьим  Римом               стала  Москва  .  Но  в  глазах  германца  Первый  Рим    пал  ,   и  его наследником  стали   германские  племена  .
Рим  был  уничтожен  германскими  племенами  не  однажды  .
Символическим  стало   то  ,  что  от  ударов  германца  Лютера  пала    Римская католическая  церковь  .
Хотя  и  исцелилась  от смертельной  раны  .
Для  этой  цели  был  рождён  Орден  Сердца  Иисуса  .
Практики  основателя    Ордена  Игнатия  Лойолы    используются  в  католической  церкви  .
Именно  Игнатий  Лойола  был   выведен  Сервантесом                в образе  рыцаря  печального  образа  ,  по некоторым  суждениям  .  Испанец  , житель  страны  - оплота  католической  церкви  .
Юнг  же  обращает наше  внимание  к  роману  доминиканского   монаха    Франческо  Колонна 
«  Гипнэротомахия  Полифила  «  .  Монах  превратил историю  своей  любви  к  златовласой  Лукреции  Лелио                в  грандиозное  духовное  путешествие  .
В  этой  книге  даны  образцы  нового  литературного                стиля  , архитектурных  форм  , эмблем  и  символов  .
В  своём  сне в  поисках возлюбленной  обращается                с  молитвой  к  Юпитеру  ( напомню  , что автор книги  - доминиканский  монах  ) . На  пути героя  встречается  голодный  волк  ,  открывается  сооружение  с  обелиском  , возвышающемся  на  ступенчатой  пирамиде  ,  и  , как  казалось  ,  достигающим  высот  Олимпа  или  Кавказских гор . Этот   памятник  посвящён  Высшему  Солнцу  .
Напротив  сооружения  открывается  пространство  , которое  наполняют различные  символические  фигуры  :  бронзовый  мужской  колосс  , который  изнутри  излучает  свет  . Рядом  с ним  - женский  колосс  . На  площади  Полифил   видит  фигуру  огромного  чёрного  слона  с  обелиском                на  спине  .  Открывающаяся  за  ним темнота  пугает                героя  , обратный  путь  заслоняет страшный  дракон .
Он удалился  от дракона   в  глубину  тёмного леса  .
Там  встречают  его  5  нимф  и  их королева  , которая  передаёт героя  в  руки своих служанок  -                Логистики  (  Разум  )   и  Телемии  ( Желание  )   .
Они  приводят  его к  трём  дорогам  :  одна  призывает                к  Божественному  служению  ,  вторая  - ведёт в  Царство  любви  , третья  обещает  земную   славу  .
Он  выбирает  средний  портал и  попадает в  руки  нимф  любви  .  В  одной  он узнаёт свою возлюбленную  .
Нимфа  ведёт Полифила  в храм  Венеры  ,  в  котором  происходят обряды  , соединяющие  их  , и они  вкушают                «  плоды  Венеры  «  . Оттуда  они отплывают к  острову  Кифера  (  которое  обозначает  другое  имя  Афродиты  )  .
Что   интересно  , так  это  то  , что на  своём  пути  встречают  античные  руины  храма  Полиандрии 
( страны  УСОПШИХ  )  . И там  герой  потерялся  .
Его  «  божественная  Полия  «  встречает его  « полуживым  , задыхающимся  …   с  глазами  , полными  слёз   …  «
Внезапно   появляется    Купидон   и  приглашает их на корабль  , отправляющийся  в  царство  Венеры  ,                на  остров  Кифера  . Сойдя  на  берег  , герои  включаются                в  торжественную процессию  , посвящённую  Купидону  ,                и идут к  центру  острова  ,  в котором расположен  священный  источник  Венеры  .. . Затем  Купидон  берёт свои  стрелы   и вонзает  их  в  груди  возлюбленных  .
Отныне  оба  героя  служат  богине  Венере  .
Но  не  это определило  ценность книги  для  потомков  .
Сон  Полифила  наполнен  сведениями  об архитектуре  , классическом  искусстве  , мифологии  , естествознании  ,  философии  ,  а  сам  герой  воплощает в  себе  тот образ  универсально   развитого  , гуманистически  образованного  человека  ,  какой  практиковало  и  артикулировало                в  качестве  идеала  итальянское  Возрождение  в  период  перехода  от его Ранней  стадии   к  Высокой  , Классической  .
  В  конце  18  - го  века  книгу  доминиканского  монаха  нарекли  энциклопедией  эпохи  Ренессанса  .
Символически  рассуждая  , если  Возрождение  -  это   синтез 
( Античности  и  Средневековья  ; земного и небесного  ;  тела  и духа  )  , то  «  Гипнэротомахия  «  как  бы  призвана воплотить  этот синтез  является  как  бы  процессом  его реализации  , что привлекло  Карла  Юнга  ,   значимой  фигуры  начала  двадцатого   века  , как  бы  воплотившего                в  себе  все  те причины  ,  которые  и привели  к  двум  мировым  войнам  в  оплоте    агрессии  - Германии  .
Так  сказать  ,  и  Карл Юнг  , и  Томас  Манн  ,  и  Герман  Гессе  осуществляли   как  бы  синтез  язычества  и номинального  христианства  .  Ведь и  Колонна  , доминиканский  монах  , воспевает  Античность  .  А немецкая  культура  обращается  к    языческому  средневековью  . 
Мысли  Карла  Юнга  я  привожу  потому  ,  что  он  влиял на культуру  Германии  прежде  всего  из  -  за  привлечения  деятелей  культуры  к  своим  идеям  .
Я  привожу  его рассуждения  в  кругу   германских   деятелей  культуры  , чтобы  , в  свою  очередь  , понять направление  мыслей  Германа  Гессе  . 
В  том  числе  рассуждения    о  Фаусте  и  об  авторе                «  Фауста  «  Гёте  , который  ,   по отзывам  современников  , сочетал в  себе  и  Фауста    и  Мефистофеля  одновременно  .  Подобным  образом  я  вижу  в фигуре  магистра    Игры                в Бисер  Йозефа  Кнехта  самого  Гессе  ,  который  в  поздние  годы  своего творчества  , не  без влияния  Карла  Юнга  , создавал  свой  духовный  Орден  , который  заявлен                как  Орден  игроков  в  бисер   или  Орден паломников                в страну  Востока  ..
Карл  Юнг  продолжает рассуждать  о  творцах                немецкой  культуры  : 
« После  трёх веков религиозных  схизм  и  научного  открытия  мира  , Гёте рисует картину  мегаломании  , пугающей  фаустовского  человека  ,    чью  бесчеловечность  он  пытается  возместить  ,  объединяя  его  с  Вечной  Женственностью  ,  матерью Софией  .                Она  является  высшей  манифестации  анима  , избавленный  от языческой  дикости  нимфы  Полии 
(из произведения  домиканского  монаха  Колонны  .
Интересно  то  ,  что  и  герои  литературы  преображаются  на  следующем  этапе  , когда  идея  подхвачена  литератором  следующего   поколения  и развивается  им  .  )
Но  этой  компенсации  Фаустовской  бесчеловечности  хватает   ненадолго  ,  поскольку  Ницше  , объявив  о смерти  Бога  , фактически  возвестил  рождение  Супермена  , которому  в  свою   очередь  предначертана  гибель  . ..  « 
И  Юнг рассуждает  о природе творчества  :
«  Фрейд  рассматривает  невроз как  замещение  прямого  достижения  удовлетворения  ;  для него  это нечто  неаутентичное  - ошибка  , увёртка  , оправдание  , отказ   столкнуться  лицом  к  лицу  с  фактами  , короче  говоря  ,  нечто исключительно негативное  .
Аутоэротизм  многих  ТВОРЦОВ   напоминает   таковой 
у  незаконнорожденных  или неприсмотренных детей  , которые  с  молодых  ногтей  развивают в себе  дурные склонности  , чтобы  ЗАЩИТИТЬ   СЕБЯ  от  разрушительного   воздействия  лишённого  любви окружения  .Такие  дети часто   становятся  жестокими                и эгоистичными  ,  и  позднее  демонстрируют  НЕУКРОТИМЫЙ   ЭГОИЗМ  ,  всю  жизнь оставаясь  инфантильными  и  беспомощными  , или  совершают  серьёзные  аморальные  и  противоправные    поступки … « 
Гессе  жил  в атмосфере  любви  и  всё  же  демонстрировал  такие  признаки  ,  значит  , отправная  точка  рассуждений  неверна  ,  значит  , есть  другие  причины  ,  которые  теряются  в толще  жизней  многих поколений  , отмеченных  признаками  благословений  или  проклятий  ; и  САМОМУ  попасть в цикл проклятий  или  благословений  невозможно  ,  и  вырваться  тоже   , по моему  мнению  )
«  …  Как  можно  сомневаться  в том  , что ХУДОЖНИКА  объясняют  не  личные  недостатки  и внутренние 
конфликты  , а  именно его искусство  ? 
Всё  это не  более  , чем  печальные  результаты  его творческого    бытия  -  бытия  человека  , на котором лежит  груз  , невыносимый  для  обычного  смертного  .
Особые  способности  требуют особых  тратах энергии  .
Когда  только  творческие  способности   становятся  доминирующими  , жизнью  тут  же  начинает  ПРАВИТЬ                не  сознательная  воля  , а  бессознательное                (  то есть   демонический  мир  )  ,  и  это   оказывается  брошенным  на  произвол  ПОДЗЕМНЫХ  ТЕЧЕНИЙ  , становясь  не   более  чем                БЕСПОМОЩНЫМ  НАБЛЮДАТЕЛЕМ  (  !!!  )
Писание   произведения  становится  судьбой  поэта  и  детерминантой  его  психологии  . 
Не Гёте  создал  Фауста  , а  «  Фауст  «  создал  Гёте  .
И  что   есть  Фауст  ?
« Фауст  «  представляет  собой  исключительно  СИМВОЛ .
Под этим  я  не  в  коем  случае  не  подразумеваю  аллегорию  ,  но на  выражение  чего –  то покоящегося  в  глубинах души  КАЖДОГО   НЕМЦА  ,  и  чему  Гёте  ДАЛ ВОЗМОЖНОСТЬ  РОДИТЬСЯ  . Можем  ли  мы  представить  , что  не немец  написал  «  Фауста  «  или  «  Так  говорил Зарастустра  ? «
Оба  эти  произведения  задевают струны  , вибрирующие                в немецкой  психике  , вызывая  «  первичный  образ  …  врачевателя  и  учителя  человечества  , или  волшебника  …
…архетип  Мудрого   Старца  , помощника  и  спасителя  ,                но также  и волшебника  , обманщика  , совратителя  , искусителя  (  Честно , надо сказать  !  )
Этот  образ спит  в  МОГИЛЕ  БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО                от  начала  времён  ,  он  ПРОБУЖДАЕТСЯ  всякий  раз  ,       когда  наступает  ВРЕМЯ  БЕСПОРЯДКА  , и  роковые  ошибки  уводят  общество с  истинного  пути  .
Фауст  , что  характерно  , невредим  , а , значит ,    его не  тронули  моральные  проблемы  . Мефистофель  оказался  лишён своей  награды  , души  Фауста  ,  и  ЗА  ЭТО  ОН  СВОДИТ КРОВНЫЕ  СЧЁТЫ  СТО  ЛЕТ СПУСТЯ  .
И  Рильке  в  своих  Дуинских  Элегиях  обращается  к  Земле  :
Не  этого ли  , земля  , ты  хочешь  ?
НЕВИДИМЫЙ  В  НАС
ВОСКРЕСНУТЬ  ?  не  это  ли  было 
Мечтой  твоей  давней  ? НЕВИДИМОСТЬ   !  Если 
Не  преображенья  ,
То  чего  ты  хочешь от  нас  ?
Земля  , я  люблю  тебя  . Верь мне  , больше  не  нужно 
Вёсен  ,  чтобы  меня  покорить  , и  одной  ,
И  одной  для  крови  слишком  уж  много  .
Предан тебе  я  давно  ,  и  названия  …. этому  нет  .  «
На самом  деле  , название есть  -  поклонение  Кибеле  ,  Матери   Природе  ,  в  сонме  немецких творцов  .
А  Карл  Густав  Юнг  продолжает  своё  повествование                о  немецких творцах  цитатой  из  « Доктора  Фаустуса  «  Манна  , словами  фрау  Швейгештиль  , которыми  заканчивается  трагедия  : «  Очень часто  этот бедняга  говорил о вечной  благодати  , но я не  знаю  , будет    ли этого достаточно  .  Поверьте  мне  , достаточно  понять человеческое  сердце   и  больше  ничего не  нужно  .
Прошу  вас  правильно  понять   эти   слова  .                В  них нет  гордыни  или  высокомерия  ; наоборот  ,                они  чрезвычайно  скромны  . Мы  действительно  больше                не  знаем  , достаточно   ли  будет благодати  , именно  потому  , что мы  таковы  , каковы  мы  есть  , и начинаем  видеть  себя  такими  , какими  мы  являемся  на  самом                деле  .  Но  во время  всеобщего кризиса  , сомнение                в  природе  благодати  , а  , вернее  ,  наше   понимание  того  , что мы недостойны  благодати  , вынуждает нас  понять                и  полюбить   человечество  , то самое грешное  человечество  , которое  мы  и  составляем  .»
Воистину  это  не  слова  , принадлежащие  фрау  , а  слова  самого Манна  .  Понимание того , что недостойны  благодати  перевёрнуто с ног  на  голову  .
Именно  потому  , что  мы  недостойны  , нам  и даётся  благодать   .  Это  всего  лишь завуалированный  отказ                от  благодати  ,  и  как  следствие  «  вынужденная  « 
(  от нужды  в благодати  и  отказа  от неё  )
любовь к  грешному  человечеству  .
Но проблема  состоит в том  ,что  без благодати невозможна  любовь  к  кому  бы  то ни  было  .
Даже  к самому  себе  , ибо потакание  собственным  похотям  и прихотям  - не  любовь  ,  а  существование                в  невозможности  любви  .  Это кризис  несомненно  .
О  чём  говорит Карл Юнг  ,и  о том  , что просматривается  за  этим  кризисом  , названным  Юнгом  «  ужасным  «  :
«  За  этим  ужасным  кризисом  уже  просматривается  архетип  Вечного  Женского  Начала  ,  как  Земли и Софии  …»
Эти понятия  взяты  из гностицизма  , но за  ними стоит  Кибела  ,  или  София  , которая  у  Достоевского                и  « мать  сыра  земля   « ,  и   « богородица   « .                Недаром  Раскольников    у  Достоевского   целует  землю  .
А  Рильке  пишет  Земле    стихи  как  объяснения  в любви  .
Ну  , скажете  , может  быть  вы  , всё  же  это лучше                чем  пение нежными  голосами  какому -  нибудь   банку                или    пиву  , или  колбасам  .  Ну  это как  раз  то же  язычество  , только предметы  любви  мельчают  .
Верю  , что в этом  беспощадная  ирония  по отношению                к  язычеству  современного  потребителя   определена                как  беспощадный  портрет  язычества   .
Но  Юнг продолжает  апологетику  язычества  :
«  Новое  возникает  именно  в  ХАОСЕ  , в  АДУ  .
Разве  КВАНЬИН  (  непонятно  кто  , но  понятно  Юнгу  )           не  предпочла  жизнь  в   аду  времяпровождению                с  безмятёжными  музыкантами  на  небесах  … «
То есть не  Бог отправляет в АД  ,  а  сам  человек  выражает  предпочтение  тем  или иным  образом  , согласно  Юнгу  .
Далее  я  приведу  отрывок  из книги  Юнга  ,  посвящённого абстрактному  искусству  :  «  абстрактно  -  гротескного  ДЕМОНИЗМА  Пикассо  … 
Искажение  , искривление  и  гротескный  УЖАС  образуют  АРХЕТИПИЧЕСКИЙ  АСПЕКТ  ДЕМОНИЧЕСКОГО  …
В  искусстве  примитивных   народов  абстракция                также  часто  является   ФОРМОЙ  ,  соответствующей    МИРУ  ДУХОВ  И МЁРТВЫХ  … «
И  об  собственно  архетипах  :
«  Как  магниты  упорядочивают  кучку  металлических  опилок  ,  так  и  архетипы  упорядочивают  нашу  психическую  жизнь  ;  подобный  процесс происходит                и  в  современной  живописи  .
Среди  примитивных  народов  сверхъестественные  силы  проецируются  в  странные  формы  и  символы  , 
и современное  искусство  вернулось  к этой  первичной  стадии  экзорцизма  ( !  )  «  , то есть изгнания  бесов  .
То   есть  демоны  способны  укротить  мелких бесов  ,                как  бы  говоря  им  : «  С  глаз моих   долой  !  «
Из за  вторжения    богов  разрушения    :                «  Тот , кто   постиг  сверхъестественное  , разрушающее  любой  канон  , растворяющее  любую  жёсткую   систему         и  сводящую  любую  форму  к  относительной  ,    тот способен  увидеть  божество  как  вторгающуюся  силу  ,                бога  разрушения  , танцующего  , подобно  Шиве 
(  или  канатного  плясуна  Заратустре  )
на  обломках мира  …  «
И  о  «  ровном  , необычайно  цельном  творчестве 
Томаса  Манна  ( он достиг  единства  жизни  и работы  ,                то  есть  индивидуации  ,  в  большей  степени  ,  чем  какой  - либо  другой  художник  нашего времени  )  , в  котором  всё  большее  место   занимало  исследование  того  ,  что                в человеке  есть  злого  , больного  и  архаичного  …  «
Какая  то  патологоанатомия  , или  по крайней  мере  -  проктология  .  Концентрация  писателя  - хирурга    в  этом  .

« …  В  «  Дуинских элегиях  «  Рильке  писал  :
С  КРАСОТЫ  НАЧИНАЕТСЯ  УЖАС  ( !  )
Выдержать  это ещё  мы  способны 
Мы  красотой  восхищаемся  , ибо она  погнушалась 
Уничтожить нас  …
Эти   слова   о   красоте  в  искусстве  прежде  всего  относятся  к  ужасной  красоте  современного  искусства  , которое  отрицает  существование  красоты  .
Ещё  никогда  раньше  красивое  не  было  так  близко                к  ужасному  … «  Для  чего  ?  Юнг  объясняет  :
« Мастера  дзен буддизма  часто  дёргали  своих                учеников     за нос  или  били  их по лицу  ,  чтобы  привести   их  в  состояние    просветления  , СИЛОЙ  ЗАСТАВИВ  УЙТИ  внутрь  самих себя  . Точно  также  наше  время  и  наша  судьба  ,  да  зачастую  и  наше  искусство  , бьют нас                по   лицу  ,  возможно  , тоже  для  того  ,  чтобы  швырнуть нас  в  ПУСТОТУ  ЦЕНТРА  ,  который  является  центром     трансформации  и  рождения  . ..  »
Для  чего  ?  Косвенно  об  этом  говорит  Кафка  :
« Писание  писем  -  это  беседа  с  призраками  -                … и если  послать в письме  поцелуй  ,  то  он не  дойдёт  до адресата  …  потому  … что  … призраки выпьют   поцелуй    «   И   не  только поцелуй  , но и  самого  автора  письма  ….                Если  …  если  тот  не  поставит  вместо себя  своих    читателей  , например  . 
Побив  по   лицу  -  по личности  .  »   …   чтобы  швырнуть нас  в  ПУСТОТУ  ЦЕНТРА  ,  который  является  центром     трансформации  и  рождения  . ..  « .
Вот та  идеология  , в рамках  которой  создавался  роман  Германа  Гессе  « Игра в  бисер  «  .
Вернёмся  к  самому  роману  , к  третьей  главе  .

Йозеф  Кнехт  готовится  к  роли  апологета  Касталии  .
Он  -  рыуарь    Касталии   .
Касталия  подобна  Прекрасной  Даме  .
Игнатий  Лойола  -  Рыцарь  .
У  него есть Прекрасная  Дама  -  принцесса  Хуана  .
Отшвырнутый  в  Пустоту  Центра  -  центра  трансформации  и  рождения  , не  меняет  мечты                о   Прекрасной  Даме  , он  меняет  Даму  .
Он  начинает  служить    Матери Бога  - богородице  .
Со   всем  пылом  рыцаря  , который  и описан   в образе    Йозефа  Кнехта  .    Образ  Игнатия  Лойолы  описан    Сервантесом  в  образе  Дон Кихота  .
Бескорыстный  рыцарь  .
Бескорыстно   служит   Прекрасной  Даме  , кем  бы  она                не  была  .  Хотя  бы  и  Касталией  .
Я  понимаю  ,что слова  мои  могут  быть восприняты  как  кощунство  хотя  бы  в отношении  Игнатия  Лойолы  .
Но  тем  не  менее  меня  потрясло  то  ,  Игнатий  с  юности  искал  высокородную   даму  , которой  он  мог  бы  служить  .
И  искал  всю  свою  рыцарскую  жизнь  достойного врага  .
И нашёл  его в  лице  нарождающейся  Реформации  .
Искал  высокопоставленного  покровителя  .
Совсем  по рыцарски  .  И  нашёл  -  Папу  Римского  .
Йозеф  Кнехт  - не  менее рыцарь  .
Потому  что рыцарем  себя  ощущает  и  Герман  Гессе  .
Покровителя  Кнехта  не  видно  . Есть  только  его  представители  -  учитель  музыки  , во первых  .
И остальные  учителя  .  Кто  враг  Германа  Гессе  ?
Судя  по   его  высказываниям  , его враги  -  враги  культуры  .
Он  защищает  культуру  , хотя  и  с закрытым  забралом  .
В  книге  «  Паломничество  в  страну  Востока  «  он  заявляет  , что  пошёл искать  свою  Прекрасную Даму  -  принцессу  Фатиму  ,  и  даже  нашел её  в  лице  своей  третьей  жены  . 
Высокопоставленные  его   покровители  , он уверен  ,  что                и  Гёте   ,  и  Моцарт  . То  есть  из потустороннего мира  .
Таким  образом  Герман  Гессе  -  рыцарь  . 
Ландскнехты  - рыцари  из низшего сословия  формировались  из свободных жителей  Швабии  .
А  Герман  Гессе  - из Швабии  .
Йозеф  Кнехт  готовится  защищать  Касталию  .
От  кого  ?  Были  такие  пришлые  школьники  , из так  называемых  патрицианских  семей  ,  имевших   большие  заслуги  перед  Касталией  ,  и  которые  принимались на  учёбу  ,  но  как  вольнослушатели  .
Таким  был  Плинио  Дезиньори  . 
Он  как  бы  «  защищал   «  мир  «  и   наивную   жизнь                от  «  надменно  -  схоластической    духовности Касталии  «  ,  и   «  уничтожающе  критиковал  всё  , что пользовалось  авторитетом  и  было   священно  в  Касталии  ,  где  всё  ,                во    что    верил  Кнехт  ,  подвергалось  сомнению  , ставилось  под   вопрос  или  выставлялось  смешным  …  «
В  своих  мучениях Кнехт  «  обратился  …  к  своему  покровителю   и  ДОБРОМУ  ГЕНИЮ  …  :
-  … Если  Плинио  называет  наших  учителей  и наставников  кастой  жрецов  ,  а  нас  , учеников  , - их покорной  кастрированной  паствой  ,  то  это  , конечно  , грубость                и  преувеличение  , но  какая  - то  доля  правды  в  его словах всё  таки  , может  быть есть , иначе  ведь они  меня  так                не  тревожили  бы  . Плинио  говорит  порой  удивительные                и  обескураживающие  вещи  , например  ,  что                ИГРА  В  БИСЕР  - это возврат  к  фельетонной  эпохе  , безответственное  баловство  с  буквами  , на  которые                мы  разложили  языки    разных  искусств  и наук  ; что   она  состоит  из   сплошных   ассоциаций  и  играет   сплошными  аналогиями  .  Или  что  доказательством  малоценности  всего нашего  духовного   склада  служит  наше  смиренное  бесплодие  . Мы  , например  , анализируем  ,  говорит он ,  законы  и  технику  всех    стилей  и  эпох  музыки  ,                а  сами  никакой  новой  музыки не  создаём  .                Мы  читаем     и  комментируем  , говорит он  , Пиндара  или  Гёте  ,  но    сами  стыдимся  писать   стихи  …                Страшно  бывает  , когда  он  , например  , говорит  ,                что мы  , касталийцы  , ведём  жизнь  комнатных  певчих  птиц  , не  зарабатывая  себе     на  жизнь  ,  не  зная  жизненных трудностей  и  борьбы  ,  не  имея  и  не  желая  иметь  ни малейшего  понятия  о    той   части    человечества  , на  чьём  труде  и на  чьей  нищете  основано  наше  роскошное  существование  …  «
Это письмо к  своему    доброму  гению  заканчивается  так  :
«  Я  ,  может  быть  , злоупотребил  Вашей  дружеской  добротой  -  Reverendissime  -   Досточтимый (лат  . )  ,  и  я  готов  к  тому  , что вы  меня  отчитаете  .
ОТЧИТАЙТЕ  МЕНЯ  , НАКАЖИТЕ  ,  Я  БУДУ  ТОЛЬКО  БЛАГОДАРЕН  . Но   в   совете  я   крайне  нуждаюсь  ...  « 
Мастер  музыки сам  приехал  в  школу  . 
«  Роль  , выпавшая  теперь Кнехту  , ОПРЕДЕЛИЛА  ЕГО  ЖИЗНЬ  на  долгое  время  . Ему  было РАЗРЕШЕНО  принять  дружбу  Дезиньори  ,  ОТКРЫТЬ СЕБЯ  ЕГО  ВЛИЯНИЮ  и  его атакам  без   вмешательства  или опеки со стороны  учителей  .
ЗАДАЧА  же  , поставленная  перед ним  его ментором  , состояла   в  том  , чтобы  ЗАЩИТИТЬ  КАСТАЛИЮ  от её  критиков  … «
Что  же  делал  Кнехт  , выполняя поручение  ментора  ?
Косвенным  образом  показывает его противник  :
« …  реплики  Кнехта  вынуждали  его  (  Дезиньори  )  понять  , что  довольно  хорошо  , лучше  любого касталийца  , зная                «  мир  «  , он вовсе  не  знал  Касталию  , и  её  дух так  же  хорошо  , как  те  , кто  был  здесь  у  себя  дома  и  для  кого  КАСТАЛИЯ  БЫЛА  ОТЕЧЕСТВОМ  И  СУДЬБОЙ  .
Он  стал понимать  , а  постепенно   и  признавать  ,                что  он  здесь  ГОСТЬ  , а  не коренной  житель  ,                и  что не только в  миру  ,  но  и   здесь  , в  педагогической  провинции  существуют вековой  опыт  и  само  собой  разумеющиеся  вещи  ,  что и  здесь есть  своя  традиция  ,                даже  «  природа  « ,  которую он  знал лишь    отчасти                и  КОТОРАЯ  ( природа  )  теперь  через   СВОЕГО  ПРЕДСТАВИТЕЛЯ  ЙОЗЕФА  КНЕХТА  ЗАЯВЛЯЛА                о   СВОЁМ  ПРАВЕ  НА  УВАЖЕНИЕ  …  «
Кнехт  не  отправлялся  в  мир  при том  ,  а  « оставался                в Касталии  , ходил в  походы  и  плавал с товарищами  ,  разучивал  ричекары  Фробергера  .
( Ричекар  -  жанр  многоголосной  инструментальной  музыки                в  западной  Европе  16  - 18  веков  . Крупные  представители  органного ричекара  -  Габриели  , Фробергер  ,  Пахельбель  )    или  читал  ГЕГЕЛЯ  …  «  Он  не  стремился  в мир  Дезиньори  ,
«  ибо  РЯДОМ  С  НИМ  И  НАД НИМ   существовал  второй  мир  ,  касталийский  , духовный  , мир  ИСКУССТВЕННЫЙ  ,  более  упорядоченный  ,  более  защищённый  , но нуждающийся  в  постоянном  НАДЗОРЕ  и УПРАЖНЕНИИ  , МИР  ИЕРАРХИИ .
СЛУЖИТЬ  ЕМУ  ,  не  пороча  тот  , другой  мир  и  уж подавно              не презирая  его  , но  и не  поглядывая  на него  со  смутными  желаниями  или  тоской  , - вот как  ,  по видимому  , было правильно  . Ведь маленький  касталийский  мир  служил  другому  , большому  миру  , он  давал ему  учителей  , книги  , методы  …  заботился  о чистоте  его  духовной  деятельности  и   нравственности  (  !!!  ) …  «
Деятельность апологета  давалась  Кнехту  нелегко  .
И  тогда  «  мастер  пригласил  Кнехта  в класс  ,  ЯКОБЫ  чтобы  показать  ему  одно маленькое  музыкальное  открытие  …  втянул Кнехта  в  рассуждении  о  возникновении  СОНАТНОЙ  ФОРМЫ  … «  Говорят  , чтобы  понять  сонатную форму  , нужно вспомнить сказку  «  Красная  шапочка  «  .
При  том  сонатная  форма    , одна  из главных в  музыке  ,  построена  так  же  , как  античная  ораторская  речь  .
Формула  классической  сонатной  формы  идёт  от  диалектики  и риторики   , её  основой  является  триада  :                тезис  - антитезис  -  синтез  .
«  Магистр  терпеливо и неторопливо  приводил его в  то  состояние  готовности и  восприимчивости  , отсутствием  которого  был огорчён  . И  когда  это   ему  удалось  , когда  мастер  ,  закончив  беседу  ,  сыграл в заключение  одну  из сонат  Габриели  …  «  и  сказал  , что  «  много лет  назад  эта  соната  одно время  очень  занимала  меня  …  «  Он поведал о том  ,  что  он  «  должен  был  пережить один  из тех кризисов  , когда  всякое  учение  , всякое  умственное  усилие  , всякая  умственность  вообще  становятся  для  нас  сомнительны  и  обесцениваются  … поблизости был  один оригинал  … один  санскритолог                по имени  « ЙОГ  «  …    «  Что  тебе  нужно  ?  «  ,- спросил  он .
Я  поднялся и  ,   не  подумав  , не  зная  толком  , что  говорю  , сказал  :  « Это  из –за  сонат  Андреа  Габриелли  «  …
Я  стал   рассказывать  ему  , что  со мной  случилось  , исповедоваться  (  не  в грехах  ,что важно  )  в  своих сомнениях  .
Со скрупулёзностью  ,  показавшейся  мне  педантичной  ,                он принялся  расспрашивать  о моей  жизни  , о  занятиях творчеством  Габриели  и сонатой , он  хотел  знать  , когда                я  встаю  , как  долго  музицирую  , в  какие  часы я  ложусь  спать  .
Я  доверился  , даже  навязался  ему  , поэтому  я  был обязан                был терпеть его вопросы  и отвечать на  них  , но они  смущали  меня  , они всё  безжалостнее  входили  в  подробности  , анализировалась  вся  моя  умственная  и  нравственная  жизнь  за  недели  и месяцы  . Затем  он  вдруг  замолчал  , этот  Йог ,                и  , когда  я  так  и не понял  , в  чём  дело  ,  пожал плечами  и сказал  : «  Неужели  ты  сам  не  видишь  , где  твоя  ошибка  ? «
Нет  ,  я  не видел  . И тут он поразительно точно  перечислил всё  , что у  меня  выпросил  , вплоть до первых признаков  утомления  ,  отвращения  и умственного  застоя  ,                и доказал       мне  , что  такое  могло  случиться                только с  тем  ,  кто  слишком  свободно  и  бездумно предавался  занятиям  , и  что  утраченный  контроль над собой  и  своими  силами  мне  давно пора  было восстановить  с  ЧУЖОЙ  ПОМОЩЬЮ  . Если  уж я  позволил      себе  отказаться                от  регулярных упражнений  в  медитации  ,     то мне                следовало  , доказал он мне  ,  по   крайней  мере  при  первых симптомах  , вспомнить  об этом  упущении  и  восполнить его  . И  он  был совершенно  прав  …  мало  - помалу  переставал  даже  осознавать  ГРЕХОВНОСТЬ  (  всё  таки     в  этой  исповеди  зашла  речь в  конце  концов  о греховности  )  этого постоянного  манкирования  - и  вот   теперь  ,  когда  я  дошёл  почти                до  полного  отчаяния  , мне  должен  был напомнить  об этом  кто  - то  другой  !
И  потом  мне  действительно  стоило  очень  большого  труда  подтянуться  - я  должен  был возвратиться  к  школьным  , самым  начальным  упражнениям  в  медитации  , чтобы  постепенно  восстановить  хотя  бы  способность  сосредотачиваться  и  погружаться  в  себя  . »….
Магистр  закончил свою   прогулку  по комнате  лёгким  вздохом  и такими словами  : « ,,,  чем  большего  мы  требуем  от  себя  или  чего  большего  требует от нас  та  или иная  задача  ,                тем  чаще  должны  мы  черпать  силы  в  медитации  ,                во всё  новом     и  новом  ПРИМИРЕНИИ  УМА  И  ДУШИ     … «
Примирение  ума  и души  - похоже  что  цель  подобной  медитации  .  А  «  … этот рассказ так  подействовал                на  Йозефа  , что он  почувствовал  грозившую ему  опасность                и  усердно  занялся  упражнениями  .
Чтобы  преуспеть в  защите  Касталии  .
Потому  что  «  два мира  , два  принципа  воплотились                в  Кнехте  и Дезиньори  .  «   И  принцип  единения  противоположностей  , о  котором  говорил ещё  Николай  Кузанский  .  Тем  временем  «  Йозеф  черпал  новые  силы                в  каждом  размышлении  , в  каждой  прочитанной  книге  ,                в  каждом   упражнении  на  сосредоточении  мыслей  , в  каждой  встрече  с  магистром  музыки  , всё  более  СЖИВАЯСЬ                С  РОЛЬЮ  ПРЕДСТАВИТЕЛЯ  И  АДВОКАТА  КАСТАЛИИ …   Некогда  , ещё  ребёнком  ,  он пережил своё  ПЕРВОЕ  ПРИЗВАНИЕ  . Теперь  он  узнал ВТОРОЕ  (  призвание  )  …
И  эти  годы  ВЫКОВАЛИ  , ВЫЧЕКАНИЛИ  из него совершенного  касталийца  . Давно пройдя  начальный  курс  ИГРЫ  В  БИСЕР  ,       он   теперь уже  ,  на  каникулах и  под контролем  какого – нибудь  руководителя  ИГР  , начал набрасывать собственные  партии  ,     он  открыл один  из самых обильных  Источников    РАДОСТИ                и внутренней  разрядки  со времени   его ненасытных  упражнений  на клавесине  и клавикордах  ничто не  было  для  него так  благотворно  , ничего так не  освежало  его  ,  не  укрепляло  ,                не  НАПОЛНЯЛО  СИЛОЙ   и  счастьем  ,  как  эти  первые  проникновения  в  ЗВЁЗДНЫЙ  МИР  ИГРЫ  В  БИСЕР  …
Если  он  , Плинио  ,  до известной  степени  ЗАРАЗИЛ                и взбудоражил Кнехта  атмосферой  своего мира   ,                то  и  сам он  ДЫШАЛ  КАСТАЛИЙСКИМ  ВОЗДУХОМ                и   поддавался  его очарованию  и влиянию  . ОДНАЖДЫ 
на  последнем  году  своего пребывания  в  школе  ,                после  двухчасового  диспута  об ИДЕАЛАХ  МОНАШЕСТВА                и  их опасностях  , проведённого  ими в присутствии  старшего  класса  ИГРЫ  ,  он пригласил  Йозефа  прогуляться  … сделал  ему  одно  признание  : «  Я  ,  конечно  , давно  знаю  , Йозеф  ,  что ты  вовсе  НЕ  ПРАВОВЕРНЫЙ  ИГРОК  И НЕ КАСТАЛИЙСКИЙ  СВЯТОЙ  , ЧЬЮ  РОЛЬ  ТЫ  ТАК ВЕЛИКОЛЕПНО  ИГРАЕШЬ  ( !  )  Каждый  из нас  занимает  , борясь  ,  уязвимую  позицию  , ведь  каждый  знает  , что  то  , против  чего он  борется  ,  ИМЕЕТ  ПРАВО НА  СУЩЕСТВОВАНИЕ  и свои  бесспорные  достоинства  . ТЫ  СТОИШЬ НА  СТОРОНЕ  КУЛЬТУРЫ  ДУХА  ,  я  - на  стороне  ЕСТЕСТВЕННОЙ  ЖИЗНИ .
В  нашей  борьбе  ты  научился  распознавать  опасности естественной  жизни  и  брать их НА  ПРИЦЕЛ  .
ТВОЯ  ОБЯЗАННОСТЬ  - показывать  ,  КАК  естественная  , наивная  жизнь  без  духовной  дисциплины  непременно становится  пучиной  порока  ,  ведёт  к ЖИВОТНОМУ  СОСТОЯНИЮ  и  ещё  дальше  вспять  . А  я  ОБЯЗАН  снова                и  снова  напоминать  о  том  , как  рискованна  , опасна  …  бесплодна  жизнь  , которая  ЗИЖДЕТСЯ  на  ЧИСТОМ  ДУХЕ …  каждый  защищает  то  , в  первенство  чего  он    ВЕРИТ  …       ты  -  ДУХ  , я  - ПРИРОДУ  … Признаюсь  тебе  , что я испытываю совершенно  дурацкую  ЛЮБОВЬ  К  ВАШЕЙ  ИЕРАРХИИ  , она  меня  часто восхищает  и манит  , как  само счастье  . На моих глазах  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ 
« МИР  И  ДУХ  «  или  противоположность  « Плинио  и  Йозеф  «
выросла   из   борьбы  двух НЕПРИМИРИМЫХ  ПРИНЦИПОВ                в  некий  КОНЦЕРТ  « …  ты  , Йозеф  ,  постарайся  скорее  ВОЗВЫСИТЬСЯ  в  этой  мудрёной  Касталии  :  тебе очень                к лицу  быть  звеном  в  иерархии  ,  но  больше  ,  по моему  , начальником  , чем  слугой  , несмотря  на  твою  фамилию  .
я  предсказываю тебе  великое  будущее  , ты  когда нибудь станешь  магистром  и  войдёшь в  число  самых  сиятельных …
В  последний  вальдцельский  год  Йозефа  вокруг него стало  очень тихо  , его утомительное  пребывание  на  виду в  РОЛИ  КАК БЫ  ОБЩЕСТВЕННОГО  ЛИЦА  вдруг  закончилось  .
Касталия  больше  НЕ  НУЖДАЛАСЬ  В  ЗАЩИТНИКЕ  …
Свободное  время  он отдавал  в  этот  год  … ИГРЕ  В  БИСЕР…
Тетрадка  относящихся  к  той  поре  записей  о  значении                и  теории  ИГРЫ  начинается    фразой  : 
«  Вся  совокупность  жизни  , как  физической  ,  так  и  духовной  , представляет собой  некое  ДИНАМИЧЕСКОЕ  ЯВЛЕНИЕ  ,                из   которого   ИГРА В  БИСЕР  выхватывает  , по сути  , лишь  ЭСТЕТИЧЕСКУЮ СТОРОНУ  и  выхватывает  преимущественно  в  виде  каких – то  РИТМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ  «
Эстетическая  сторона  динамического  явления  в виде  ритмических процессов  - что  бы  это  значило  ?
Как  биение  сердца  ?  вырабатывающего  в  себе именно  смыслы  …  Эстетическая  сторона  - позиция  красоты  … которую необходимо найти  или  выработать   ? 
ИГРА  В  БИСЕР  подобна биению какого  -то сердца  , сердца                у  бессознательного   ,у  демонического  , по словам  Юнга  , исследователя  демонического мира  , проводником  в  который     у  него  был  демон  с  крыльями  зимородка  , у  Гессе  -                Демиан  , Сиддхартха  ,   а  он сам  подобен  Йозефу  Кнехту  ,                не  вырабатывающему  правила  Игры  в  Бисер  ,                а   подчиняющегося  им  - правилам  создания  мифов  ,                которые  могут привести  всё  нерассуждающее  человечество         в  объятия  смерти  .  И  Юнг  ,и  Гессе  - подобны  психопомпам  - проводникам  в  мир  мёртвых  ,  Гермес  же  очерчивает вокруг них  свой  герметический  круг  .


Рецензии