38-я отдельная истребительная авиационная эскадрил
(краткая историческая справка)
38-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота сформирована в феврале 1937 года.
Нахождение в строю:
С февраля 1937 года по сентябрь 1939 года.
В составе действующей армии:
Не находилась
В составе Видов Вооружённых Сил:
С февраля 1937 года по сентябрь 1939 года – в составе Военно-Морского Флота.
В составе объединений:
С февраля 1937 года по сентябрь 1939 года – в составе Военно-Воздушных Сил Краснознамённого Балтийского Флота.
Командир эскадрильи:
Майор Губанов Георгий Петрович – с апреля 1939 года по сентябрь 1939 года.
Участие в операциях и битвах:
Не участвовала.
Вооружение:
И-5
В сентябре 1939 года 38-я отдельная истребительная авиационная эскадрилья Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота переименована в 13-ю отдельную истребительную авиационную эскадрилью Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота.
Дополнительная информация:
Герои Советского Союза проходившие службу в эскадрилье (3)
Губанов Георгий Петрович – с апреля 1939 года по сентябрь 1939 года.
Нефёдов Анатолий Иванович – с февраля 1937 года по июнь 1937 года. (Уволен со службы по неизвестным причинам) и с апреля 1939 года по 1939 год.
Шаров Дмитрий Михайлович – с 13 января 1939 года по сентябрь 1939 года.
Лётчики-асы проходившие службу в эскадрилье (5)
Горбачёв Иван Илларионович – с 15 апреля 1939 года по 5 мая 1939 года. Побед в составе эскадрильи нет.
Сизов Иван Федотович – с 15 апреля 1939 года по сентябрь 1939 года. Побед в составе эскадрильи нет.
Чиняков Павел Игнатьевич – с мая 1938 года по сентябрь 1939 года. Побед в составе эскадрильи нет.
Шаров Дмитрий Михайлович – с 13 января 1939 года по сентябрь 1939 года. Побед в составе эскадрильи нет.
Якушев Борис Васильевич – с 15 апреля 1939 года по сентябрь 1939 года. Побед в составе эскадрильи нет.
Версия от 8 августа 2024 года.
Горбачёв Иван Илларионович
Родился 15 сентября 1914 года в городе Батайске (Ростовская область). В 1932 году окончил 7 классов, затем школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Учёбу совмещал с занятиями в планерной школе Осоавиахима. В сентябре 1932 году по комсомольской путёвке направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов. С 31 декабря 1933 года служил младшим лётчиком 24-й ИАЭ МС ЧМ (Евпатория), с 20 сентября 1934 года - старший лётчик 24-й ИАЭ МС ЧМ, с 13 января 1936 года - слушатель школы командиров звеньев при Борисоглебской ВАШП, с 13 января 1937 года - командир звена 8-й ИАЭ (31-я ИАБр ВВС КБФ).
С ноября 1937 года по 19 мая 1938 года лейтенант И. И. Горбачёв принимал участие в боевых действиях на территории Китая в должности командира отряда И-15 и И-16 на трассе. На момент отправки имел общий налёт - 324 часов, на И-16 - 39 часов. Из отчета о правительственной командировке: "Выполнял обязанности инструктора по технике пилотирования и испытателя самолётов. Налёт общий 85 часов. Можно назначить помощником командира эскадрильи. Присвоить воинское звание КАПИТАН"..
С 19 июля 1938 года - помощник командира 2-й эскадрильи 42-го ИАП ВВС КБФ, с 15 апреля 1939 года - командир отряда 13-й ОИАЭ ВВС КБФ, с 5 мая 1939 года - командир 3-й эскадрильи 5-го ИАП ВВС КБФ, с ноября 1939 года - временно исполнял должность инспектора-лётчика по технике пилотирования 61-й ИАБр ВВС КБФ.
Участник Советско-Финляндской войны в составе особой группы И-153 (61-я ИАБр ВВС КБФ). В период с 30 ноября 1939 года по 11 февраля 1940 года совершил 32 боевых вылета, с налётом 35 часов. Воздушных побед не имел. С 5 мая 1940 года - командир эскадрильи 94-й ОИАЭ ВВС КБФ, с 16 сентября 1940 года - командир 3-й эскадрильи 71-го ИАП ВВС КБФ.
С 22 июня 1941 года капитан И. И. Горбачёв в действующей армии: в должности командира эскадрильи 71-го ИАП ВВС КВБ. 10 августа 1941 года в воздушном бою с 4 истребителями Mе-109 над Ирбенским проливом таранил одного из них. Покинул повреждённый МиГ-3 на парашюте и был подобран катером. С 20 августа 1942 года майор И. И. Горбачёв - заместитель командира по лётной подготовке 21-го ИАП ВВС КБФ, летал на Як-1.
1 октября 1942 года погиб в воздушном бою в районе Колпино (Ленинградская область). Всего совершил более 200 боевых вылетов, сбил лично 6 и в составе группы 4 самолёта противника. Похоронен в деревне Большок Манушкино (Всеволожский район Ленинградской области).
Награждён орденами: Ленина (16.12.1941), Красного Знамени (21.04.1940, 23.09.1942), Красной Звезды (14.11.1938).
Губанов Георгий Петрович
Родился 31.05.08 г. в Самаре в семье рабочего. Русский. Начал учиться в 9-ой самарской церковно-приходской школе в 1915 г. В 1918 г. вступил в 1-ое Самарское городское реальное училище, которое в 1920 году было преобразовано в единую трудовую советскую школу второй ступени, в которой продолжал учиться.
В 1921 г. от голода и тифа умер отец, одиннадцать месяцев работал мальчиком за питание в частной булочной Густава Генке, г. Самара, угол улиц Льва Толстого и Буянова (Сенной). С 1922 по 1924 гг. учился в школе 2-й ступени и периодически работал на железной дороге по ремонту путей и очистки от снега. В 1922 г. вступил в пионеры, отряд железнодорожников при клубе им. Масленникова. В1924 г. вступил в комсомол. Комсомольская организация направила его на учебу в школу фабрично-заводского ученичества тяговой специальности. Вскоре вступил в профсоюз железнодорожников.
В 1926 г. сдал пробу на слесаря 5-го разряда. Устроиться на работу по специальности не удалось. Через профсоюз поступил на железную дорогу, работал на станции Самара стрелочником и сцепщиком вагонов. В 1927 г. в местном профсоюзном комитете прочел письмо к молодежи Климента Ефремовича Ворошилова, призывающего рабочую молодежь вступать в военные школы. По рекомендации профессионального союза, комитета комсомола и по командировке общества «ДОБРОФЛОТ» в декабре 1927 г. был принят курсантом в военно-теоретическую школу летчиков г. Ленинграда.
В РККА с 1927 г. В декабре 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а в июле 1930 г. – 3-ю военную школу летчиков и летнабов в г. Оренбурге и курсы при ней.
С июля 1930 г. – младший летчик, а с октября 1931 г. – инструктор по парашютному делу 17-й авиационной эскадрильи.
С апреля 1932 – младший летчик 13-й, а затем 19-й авиационной эскадрильи.
Член ВКП(б) с 1932 г.[1]
С марта 1933 г. – старший летчик, а с мая 1933 г. – командир звена 118-й авиационной эскадрильи.
С марта 1935 г. – летчик-инструктор 1-й военной школы летчиков им. тов. Мясникова, с февраля 1936 г. – командир звена 24-й авиационной эскадрильи.
В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом «Знак Почета».
С января 1937 г. – командир отряда 37-й авиационной эскадрильи.
В феврале 1938 г. поступил в Липецкую высшую летно-тактическую школу, которую окончил в ноябре 1938 г.
Вспоминает генерал-майор авиации Раков: «В Высшей летно-тактической школе вместе со мной учился капитан Г.И. Губанов — способный, волевой, смелый командир, отличный летчик. Еще будучи старшим лейтенантом, Георгий Иванович стал командовать отдельной истребительной эскадрильей. При этом он исполнял обязанности начальника гарнизона и умел держать все в должном порядке. Перед приездом в школу Губанов только что освоил новый тогда самолет И-16».
С ноября 1938 г. – командир 42-го иап, с апреля 1939 г. – командир 13-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром 13-й оиаэ 61-й иаб ВВС Балтийского флота. Награжден орденом Красного Знамени.
За время боевых действий эскадрилья Губанова совершила 1423 боевых вылета, уничтожила в воздушных боях 4 самолёта противника и в марте 1940 г. за образцовое выполнение боевых заданий была награждена орденом Красного Знамени.
В представлении комэска Губанова к званию Героя Советского Союза указывалось: «Личным героизмом, бесстрашием и умелым владением боевым самолётом в любых условиях майор Губанов служит примером героя-лётчика всему личному составу части».
21.04.40 г. майор Губанов Георгий Петрович был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 449.
С мая 1940 г. – помощник (заместитель) командира 61-й истребительной авиабригады ВВС Балтийского флота, с марта 1941 г. - командир 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота.
Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 72-м сап ВВС СФ.
27.06.41 г. группа советских бомбардировщиков совершила налет завод в Петсамо. На обратном пути к строю бомбардировщиков пристроился Henschel Hs.126, но тут же был обнаружен и сбит в групповом бою истребителями сопровождения – майором Губановым и командиром 4-й эскадрильи 72-го сап старшим лейтенантом Сафоновым[2].
Осенью 1941 г. был награжден вторым орденом Красного Знамени.
В его боевой характеристике указывается: «Командуя полком, который имел на вооружении самолеты И-15бис, И-16, И-153, несмотря на превосходство авиации противника в количественном отношении, в первые дни войны на северном театре личный состав полка выполнял напряженную летную работу в условиях Заполярья, производя боевые действия днем и ночью. Неоднократно сам участвовал в воздушных боях и лично руководил организацией всей боевой работы с передовых аэродромов… В результате боевой работы летным составом полка в первые месяцы Отечественной войны сбито в воздушных боях 142 самолета и уничтожено на аэродромах более 30 самолетов противника. Потери полка составляли 33 самолета. За период командования Губанов показал себя дисциплинированным, требовательным к себе и подчиненным, энергичным, решительным и смелым командиром-воспитателем. В сентябре 1941 г. полк награжден орденом Красного Знамени[3]».
Был ранен в воздушном бою. Находясь в госпитале, во время бомбёжки получил несколько переломов. «Положили его в госпиталь, а от него в 115-200 метрах была наблюдательная вышка высотой 15-20метров. Врач госпиталя не давал разрешения Губанову вставать с кровати, но когда врач уходил из больницы, то в это время Губанов уговорил санитара пойти на эту вышку, посмотреть как его питомцы дерутся в воздушном бою. Санитар согласился. Они пошли с санитаром, залезли на вышку, а в это время налетели немецкие бомбардировщики и начали бомбить аэродром. Одна бомба попадает под вышку. Вышка взлетает вместе с Губановым в воздух. Губанову сломало 3 ребра и повредило позвоночник. Короче говоря, здорово покалечило» [4].
С декабря 1941 г. – заместитель, а с декабря 1942 г. - командующий ВВС Северной Тихоокеанской флотилии[5].
В 1942 г. был награжден третьим орденом Красного Знамени, а в 1944 г. - орденом Красной Звезды.
25.09.44 г. полковнику Губанову было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
В октябре 1944 г. поступил на Академические курсы усовершенствования ВВС и ПВО при Военно-Морской академии им. Ворошилова, которые окончил в мае 1945 г., а затем находился в распоряжении командующего ВВС ВМФ.
С июля 1945 г. – командир 5-й минно-торпедной авиадивизии ВВС Северного флота.
В 1946 г. был награжден орденом Ушакова II-й степени, а в 1948 г. – четвертым орденом Красного Знамени (за выслугу лет).
В январе 1948 г. поступил в Военно-Морскую академию им. Ворошилова, которую окончил в феврале 1950 г.
С февраля 1950 г. – начальник штаба ВВС Черноморского флота, с июня 1950 г. - командующий ВВС Северного флота.
В 1953 г. был награжден вторым орденом Ленина.
Длительное время нахождения на Крайнем Севере привело к заболеванию хроническим левосторонним радикулитом. Т.к. излечиться в условиях Севера было невозможно, ему была предложена должность командующего ПВО Черноморского флота, на которую он не согласился. И попросил перевода в распоряжение ВВС Советской Армии с просьбой назначить в г. Куйбышев, на родину.
В мае – августе 1953 г. находился в распоряжении Главкома ВМС.
С августа 1953 г. – старший преподаватель, а с июня 1954 г. – начальник военной кафедры Куйбышевского авиационного института.
За время работы в институте имел благодарности и другие поощрения от Министра обороны СССР. Все эти годы был частым гостем в Доме пионеров и комсомольских организациях, где делился с молодежью своими воспоминаниями о боевых делах. Был зачислен почетным пионером в пионерскую организацию. В 1967 г. ему было присвоено звание почетного гражданина г. Куйбышева.
С июля 1969 г. - в отставке.
11.08.73 г. умер. Похоронен в Куйбышеве.
Нефёдов Анатолий Иванович
Родился 5 октября 1914 года в городе Пирятине (ныне — Полтавская область Украины). Окончил семилетнюю школу № 30 Харькова в 1930 году, Харьковский автотракторнодорожный техникум в 1932 году. Работал токарем-инструментальщиком на заводе «Серп и молот» в Харькове. Параллельно с работой занимался в Харьковском аэроклубе, получил диплом лётчика в 1934 году.
Большое влияние на всю дальнейшую жизнь Анатолий оказала встреча и долгое общение с Максимом Горьким во время приезда его в Харьков в 1928 году[2].
В сентябре 1934 года был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию и зачислен курсантом в авиашколу. В 1935 году окончил 9-ю военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Харькове[3]. С декабря 1935 года служил пилотом в 38-й истребительной эскадрильи ВВС Балтийского флота.
В июне 1937 года был уволен с флота (причина достоверна не известна). С января 1938 года работал пилотом-инструктором в Харьковском аэроклубе, с марта 1938 — лётчиком в экспедиции «Союзтранспорт». В апреле 1938 года восстановлен в Вооружённых силах[3].
Продолжал службу в ВВС Балтийского флота. Был зачислен в 42-й истребительный авиационный полк ВВС ВМФ и там служил с апреля 1938 года пилотом, командиром звена, начальником парашютно-десантной службы. В апреле 1939 года переведён командиром отряда в 13-ю отдельную истребительную эскадрилью ВМФ, а затем в 12-ю эскадрилью. Член ВКП(б) с 1939 года[1].
Участвовал в боях советско-финской войны, будучи командиром отряда 12-й отдельной истребительной эскадрильи 61-й истребительной авиационной бригады ВВС Балтийского флота. Летал на истребителе И-153. Во главе своего отряда старший лейтенант А. И. Нефёдов производил воздушную разведку, патрулирование, бомбардировку и штурмовку скоплений финской боевой техники и живой силы; уничтожил 3 огневые точки и несколько автомашин. Лично совершил 74 (по другим данным 87) боевых вылета в воздушных боях сбив 2 вражеских самолёта. 2 февраля 1940 года во время возвращения с боевого задания Нефёдов обнаружил сбитый над вражеской территорией экипаж бомбардировщика, что позволило его спасти от пленения. Также успешно выполнил несколько важных воздушных разведок позиций и войск противника, за доставленные важные сведения особо был отмечен в приказах командования и в наградном листе[3].
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях, старшему лейтенанту Анатолию Ивановичу Нефёдову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 475[3].
После подписания перемирия с Финляндией служил в прежней должности. С января 1941 года — командир авиаэскадрильи 5-го истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота.
Участвовал в боях Великой Отечественной войны с первых её дней. Воевал в рядах ВВС Балтийского флота в той же должности. Участвовал в Прибалтийской оборонительной операции. 8 июля 1941 года при выполнении боевого задания у города Пярну был тяжело ранен в голову осколком зенитного снаряда, но сумел посадить самолёт на свой аэродром. В сентябре 1941 года вернулся на фронт, но воевал уже в ВВС Черноморского флота заместителем командира эскадрильи 62-го смешанного авиационного полка особого назначения ВМФ. В марте 1942 года направлен учиться в академию.
В 1943 году окончил ускоренный курс Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. С сентября 1943 года вновь на фронте в должностях помощника командира по лётной части и с августа 1944 — начальника штаба 27-го истребительного авиационного полка (ВВС Северного флота). Участвовал в обороне Заполярья и в Петсамо-Киркенесской наступательной операции. За время войны совершил 247 боевых вылетов на истребителях И-15бис, МиГ-3 и Р-40 «Киттихаук», участвовал в 113 воздушных боях, сбил лично и в группе 13 самолётов противника[источник не указан 654 дня].
В августе 1945 года участвовал также в советско-японской войне, куда был в полном составе был переброшен с Севера 27 иап ВМФ[4].
После её окончания продолжил службу в ВМФ СССР, в конце 1945 года переведён на Черноморский флот. С ноября 1945 года был дублёром—помощником командира по лётной подготовке и воздушному бою 3-го истребительного авиаполка ВМФ, с февраля 1947 года был помощником и заместителем командира по огневой и тактической подготовке 32-го, 34-го и 329-го иап ВВС ЧФ. С февраля 1950 г. — начальник главного пункта управления и наведения истребительной авиации штаба ВВС Черноморского флота, с июня 1951 года — начальник 1081-го главного пункта управления и наведения истребительной авиации управления ПВО Черноморского флота. В июле 1951 года переведён в ВВС Северного флота на должность начальника штаба — заместителя командира 78-го истребительного авиаполка. С ноября 1955 года – начальник штаба 516-го истребительного авиационного полка (ВВС Северного флота). С июня 1956 года — начальник штаба 14-го базового района ПО, с января 1957 — начальник штаба Полярной дивизии ПВО, с августа 1957 — начальник штаба Таллинской дивизии ПВО, с декабря 1960 — начальник штаба 14-й дивизии ПВО в 6-й отдельной армии ПВО (штаб дивизии — Таллин). В августе 1962 года полковник А. И. Нефёдов уволен в запас[1].
Проживал в Харькове. Работал в специальном конструкторском бюро при заводе «Электромашина», а также работал в городском комитете ДОСААФ. Скончался 29 сентября 1973 года, похоронен на Харьковском кладбище № 2[3].
Награды
Герой Советского Союза (21.04.1940)
Орден Ленина (21.04.1940)
Два ордена Красного Знамени (1945, 30.04.1954)
Орден Отечественной войны 1-й степени (2.02.1945)
орден Красной Звезды (15.11.1950)
Медаль «За боевые заслуги» (3.11.1944)
Медаль «За оборону Советского Заполярья» (1945)
Ряд медалей[3].
Память
Имя Героя высечено на обелиске в честь уроженцев Пирятина и Пирятинского района — Героев Советского Союза.
Сизов Иван Федотович
Родился 10 июля 1913 года в селе Мартыновка (Асекеевский район Оренбургской области). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал шофёром. С августа 1934 года в рядах Военно-Морского Флота. В ноябре 1936 года окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в частях ВВС КБФ. С мая 1938 года - начальник связи эскадрильи 42-го ИАП КБФ. С 15 апреля 1939 года - командир звена 13-й ОИАЭ КБФ.
Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе 13-й ОИАЭ КБФ (61-я ИАБР ВВС КБФ). Совершил 42 боевых вылета на И-16, воздушных побед не имел. С 15 ноября 1940 года - командир отряда 13-й ОИАЭ КБФ.
С 22 июня 1941 года старший лейтенант И. Ф. Сизов на фронтах Великой Отечественной войны. С 10 ноября 1941 года - заместитель командира 13-й ОКИАЭ, с 29 марта 1942 года капитан И. Ф. Сизов - командир 13-й ОКИАЭ. С 13 января 1943 года - командир 1-й эскадрильи 13-го ИАП КБФ, с 6 августа 1943 года - помощник командира полка по лётной части и воздушному бою. С 22 февраля 1944 года - слушатель Высших офицерских курсов ВВС ВМФ. С 11 июля 1944 года - помощник командира 14-го Гвардейского ИАП КБФ, с 19 августа 1944 года - в Управлении 9-й ШАД КБФ.
К маю 1945 года инспектор по технике пилотирования 9-й штурмовой авиационной дивизии (ВВС Краснознамённого Балтийского Флота) Гвардии майор И. Ф. Сизов совершил 469 боевых вылетов, провёл 45 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 8 самолётов противника. Был тяжело ранен и контужен. В 1945 году представлялся к званию Героя Советского Союза (награждён орденом Ленина).
После окончания войны продолжал службу в морской авиации. Уволен в запас по болезни 19 августа 1955 года в звании Гвардии полковника (с должности начальника воздушно-стрелковой службы ВВС 4-го ВМФ). Умер в 1980 году.
Награждён орденами: Ленина (15.05.1946), Красного Знамени (21.04.1940, 13.08.1941, 19.09.1943, 01.10.1944, 05.11.1954), Ушакова 2-й степени (19.07.1945), Красной Звезды (15.11.1950); медалями.
Чиняков Павел Игнатьевич
Родился 7 (21) января 1909 года в городе Моршанске (Тамбовская область). В 1926 году окончил 9 классов. С 11 октября 1928 года в рядах Военно-Морского Флота (краснофлотец Балтийско-флотского экипажа). В декабре 1928 года направлен в Кронштадт, в Артиллерийскую школу. Окончив её, с июня 1929 года служил в должности инструктора старших химистов в артиллерийском учебном отряде Краснознамённого Балтийского Флота. С сентября 1930 года - старшина-химист 2-й дивизии ПВО КБФ. В декабре 1931 года по комсомольскому набору поступил в Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков, которое окончил в декабре 1933 года по квалификации "лётчик-наблюдатель".
15 декабря 1933 года направлен в Ораниенбаум, в 51-й авиаотряд ВВС КБФ на должность лётчика-наблюдателя. С декабря 1934 года обучался в Москве, на Краснознамённых химических курсах усовершенствования среднего начальственного состава. С июня 1935 года служил в Ораниенбауме в 20-й МДРЭ ВВС КБФ (штатный лётчик-наблюдатель, начальник химической службы). С декабря 1936 года, в течение года, лейтенант П. И. Чиняков прошёл лётную подготовку в Ейской ВМАШ. В декабре 1937 года направлен в Новый Петергоф в 30-ю штурмовую эскадрилью ВВС КБФ на должность лётчика. В мае 1938 года назначен на должность лётчика-флагштурмана во 2-ю эскадрилью 13-го ИАП ВВС КБФ. С января 1939 года служил в составе 13-й ОИАЭ ВВС КБФ в должности младшего лётчика; с 31 января 1940 года - старший летчик; с 28 апреля 1940 года - начальник связи.
С 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года старший лейтенант П. И. Чиняков участвовал в Советско-Финляндской войне в составе той же 13-й ОИАЭ ВВС КБФ. Летал на И-153, в воздушных боях лично сбил 1 самолёт противника. 16 сентября 1940 года направлен в состав 71-го ИАП ВВС КБФ на должность командира звена 2-й эскадрильи; с 14 февраля 1941 года - заместитель командира 2-й эскадрильи.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. С 29 сентября 1941 года - заместитель командира 1-й эскадрильи. С 1 декабря 1942 года капитан П. И. Чиняков - слушатель командного отделения КУНС ВВС ВМФ. 5 марта 1943 года направлен в Военный совет Тихоокеанского Флота (ТОФ). 8 июля 1943 года назначен командиром 1-й эскадрильи 14-го авиационого полка ВВС ТОФ. 2 марта 1944 года вернулся на Балтику, на должность заместителя командира 3-й эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ, летал на Ла-5. 1 ноября 1944 года назначен заместителем командира 3-й эскадрильи 1-го учебного авиационного полка ВВС КБФ.
За время Великой Отечественной войны Гвардии капитан П. И. Чиняков выполнил 522 боевых вылета, провёл 46 воздушных боёв, в которых сбил 7 самолётов противника лично и 2 в составе группы.
После окончания войны продолжил службу в авиации КБФ. С 28 декабря 1945 года - заместитель командира эскадрильи 10-го Гвардейского ИАП; с 24 марта 1946 года - исполняющий должность командира 12-го ИАП, с 30 апреля 1946 года - командир этой эскадрильи; с 7 марта 1947 года Гвардии майор П. И. Чиняков - в запасе. Работал в Научно-исследовательском институте самолётного оборудования (нынешний НИИ авиационного оборудовния). Затем - на аэродроме в Измайлово, а также под Захаркино (Захарково - Тушино) на аэродроме Гражданского Воздушного Флота, позднее переданного Управлению полярной авиации Главсевморпути. Умер 21 сентября 1983 года.
Награждён орденами: Красного Знамени (21.04.1940, 16.12.1941, 18.07.1944), Красной Звезды (03.11.1944); медалями.
Шаров Дмитрий Михайлович
Родился 1 ноября 1918 года в посёлке Сомово (ныне Одоевский район Тульской области). Окончив 7 классов, переехал с родителями в город Сталиногорск (ныне Новомосковск Тульской области). Там окончил Новомосковский химико-технологический техникум, одновременно учился в местном аэроклубе. В 1937 году в рядах Военно-Морского Флоте. В 1939 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. Служил в 13-й ОИАЭ ВВС Балтийского флота. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира звена. Летал на И-16, сбитых самолётов противника не имел.
С июня 1941 года лейтенант Д. М. Шаров на фронтах Великой Отечественной войны в составе 13-й ОИАЭ, летал на И-16. С 24 января 1942 года - командир звена в 3-м Гвардейском ИАП КБФ, летал на ЛаГГ-3 и "Харрикейне". 12 ноября 1942 года вернулся в 13-ю ОИАЭ, на ту же должность. С 13 января 1943 года - заместитель командира эскадрильи в 13-м ИАП (14-м Гвардейском ИАП) КБФ, летал на Як-7 и Як-9. 3 декабря 1943 года назначен начальником штаба полка, с 7 апреля 1944 года - помощник командира полка по лётной подготовке и воздушному бою, с 14 июля 1944 года - снова начальник штаба полка.
К октябрю 1944 года начальник штаба 13-го истребительного авиационного полка (9-я штурмовая Ропшинская авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) Гвардии майор Д. М. Шаров совершил 274 боевых вылета, в 46 воздушных боях сбил лично и в группе 24 самолёта противника (в материалах наградного листа говорится о 13 личных и 4 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5047).
10 января 1945 года назначен командиром 10-го Гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка ВВС КБФ, летал на Ла-5 и Ла-7. Всего выполнил 281 боевой вылет, провёл 48 воздушных боёв, в которых сбил 12 самолётов противника лично и 13 в составе группы.
После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1950 году окончил Военно-Морскую академию в Ленинграде. С 1950 года - начальник штаба 49-й ИАД ВВС Северного Флота. 15 апреля 1952 года Гвардии подполковник Д. М. Шаров погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Севастополе. На здании Новомосковского химико-технологического техникума установлена мемориальная доска в его честь.
Награждён орденами: Ленина (05.11.1944), Красного Знамени (21.04.1940, 28.07.1943, 28.01.1944, 30.06.1944); медалями.
Якушев Борис Васильевич
Родился 12 июня 1916 года в городе Зарайске (Московская область). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества фабрики "Красный Восток", работал помощником ремонтировщика. С 1934 года учился в планерной школе. В сентябре 1935 году направлен в Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков (по комсомольской путёвке), которое окончил в феврале 1938 года. С 17 февраля 1939 года - младший лётчик 42-го ИАП КБФ. С 15 апреля 1939 года - младший лётчик 13-й ОИАЭ КБФ.
Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года в составе 13-й ОИАЭ (61-я ИАБР ВВС КБФ). Летал на И-15бис, совершил 28 боевых вылетов, воздушных побед не имел. 25 декабря 1939 года в ходе штурмового налета на остров Бъерке, был подбит, совершил вынужденную посадку на остров Сескар, самолёт был сохранён.
16 сентября 1940 года - старший лётчик 2-й эскадрильи 71-го ИАП КБФ, с 19 июня 1941 года - пилот 71-го ИАП КБФ.
С 22 июня 1941 года лейтенант Б. В. Якушев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 71-го ИАП КБФ, летал на И-153. С 14 сентября 1941 года - пилот 12-й ОИАЭ КБФ. 16 ноября 1941 года был ранен при выполнении боевого задания, отправлен в госпиталь. С 1 января 1942 года - в распоряжении Командующего ВВС ВМФ. С 4 марта 1942 года работал инструктором-лётчиком ВМАУ им. Леваневского (город Куйбышев), с 9 июня 1942 года - снова в распоряжении Командующего ВВС КБФ.
С 18 июня 1942 года - командир звена 71-го ИАП КБФ, летал на И-153. С 13 января 1943 года - командир эскадрильи 11-го ИАП, где продолжал летать на И-153. С 22 мая 1943 года - снова в 71-м ИАП КБФ (31 мая 1943 года преобразован в 10-й Гвардейский ИАП КБФ), где летал на И-153 и Ла-5. С 24 июня 1944 года - командир звена в 3-м Гвардейском ИАП КБФ, летал на Ла-5 и Ла-7.
К 9 мая 1945 года заместитель командира 1-й эскадрильи 3-го Гвардейского истребительного авиационного полка (1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского Флота) Гвардии капитан Б. В. Якушев совершил 425 боевых вылетов, в 87 воздушных боях сбил лично 5 и в составе пары 1 самолёт противника (в последнем наградном листе говорится о 5 личных и 6 групповых победах).
После окончания войны продолжал служить в авиации ВМФ на различных должностях. С 25 февраля 1955 года Гвардии майор Б. В. Якушев - в запасе. Участвовал в освоении целинных земель. С 1959 по 1965 год - начальник Зарайской пожарной команды. Умер 10 августа 1992 года.
Награждён орденами: Красного Знамени (21.04.1940, 16.12.1941, 19.08.1944, 31.05.1945), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1954); медалями.
Свидетельство о публикации №224080701711